Однако новобрачным недолго пришлось вместе жить. Астафьев скоро после брака заболел, а потом через год с двумя месяцами и скончался. А Софья Михайловна после того сделалась самой преданной почитательницей и послушницей старца Амвросия. Когда готовилась к открытию в ключаревском имении женская община, в которой начальствовала, как выше упомянуто, старица монахиня Олимпия, болезненная и к управлению малоспособная, а нужно было по делам открывающейся общины часто ездить то в Калугу, то в Москву и в другие места, старец Амвросий всегда посылал с поручениями Софью Михайловну, как женщину умную, способную, благонамеренную и имевшую прекрасный дар слова. Таким образом, к освящению домовой церкви и открытию вместе общины в лице сей особы старцем приготовлена была и первая достойная настоятельница, которую он всегда называл своею правой рукой. Освящен был храм преосвященным Владимиром 1 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери. В этот праздник батюшка на весь день затворился в своей келье и молился. Когда еще в начале семидесятых годов старец в первый раз вошел в новоотстроенный ключаревский дом и увидел в зале большую Казанскую икону Божией Матери остановился перед нею, долго на нее смотрел и наконец сказал: «Ваша Казанская икона Божией Матери несомненно чудотворная: молитесь ей и храните ее». Во имя этой-то святой иконы и была освящена первая домовая церковь в новом Ключаревском имении, почему и открытая здесь женская община стала называться Казанской; по высокой горе, на которой расположена община, – Горскою и по близости деревни Шамордино – Шамординскою. XII. Нравственный облик иеросхиионаха Амвросия как старца Ко всем заповедям Твоим направ- ляхся, всяк путь неправды возне- навидех. ( Пс.118:128 ) Из сказанного ранее о старце Амвросии можно уже отчасти видеть, каков был сей человек. Прибавим к этому еще нечто. Когда окружавшие его монахи по какому-либо случаю заводили иногда речь о великих подвигах святых отцов, он всегда имел обыкновение говорить: «Нам уже не жить так, как они жили».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Отонудуже знаем яко молитва от молитвы разнствеяша есть: ино бо есть непарителною мыслию 250 молитися Богови: а ино еже предстояти убо телом, мыслию же парити: и паки, ино есть время смотрети, и по мирских беседах и неупразднениях упразднившуся помолитися: а ино, елико мощно, предпочитати и предвосхищати молитву паче мирских попечений, по томужде Апостолу, глаголющему: Господь близ; ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп.4:3:6 ). Якоже и блаженный Петр глаголет: уцеломудритеся и трезвитеся в молитвах, все попечение ваше возвергше нань, яко той печется о вас ( 1Пет.4:7, 3:7 ). Первее же и сам Господь, ведый, яко вся молитвою утверждаются, глаголет: не пецытеся, что ясте, или что пиете, или чим одеждитеся: но паче ищите царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:31:33 ). Негли же и в болшу веру сими нас призывает Господь: кто бо, о привременных нопечение отверг, и не скуден быв, не иметь веры Тому прочее и о вечных благих? И самое же сие явнотворя, Господь глаголаше: верный в мале и во мнозе верен есть ( Лк.16:10 ). Обаче и в сем о нас человеколюбствова: ведый бо неизбежно суще дневное о плоти прилежание , не отсече повседневное попечение: но попустив нам днешний, о утренем повелевает не пещися, зело приличне и боголепне, и человеколюбне: ибо несть мощно плоть носящым и человеком сущым, о тех, яже суть телесныя жизни, отнюдь непещисл: зане спрятатися 251 убо многим в мале молитвою и воздержанием возможно есть; всеконечне же презреным быти, невозможно. Темже хотяй в мужа совешенна, в меру возраста исполнения Христова досгигнути (Еф,4:13), по Писанию, не должен есть предпочитати паче молитвы всякая служения, или без нужды привлекати, якоже бы приключилося, ниже приключающаяся по нужде некоей и смотрению Божию, изветом молитвы отревати и отметати, но и различие познавати, и смотрению Божию работати без испытания. Не тако бо мудрствуяй, ниже, по Писанию, заповедь заповеди вышшу и обдержителну 252 быти верует, ниже, по Пророку, ко всем заповедем направлятися ( Пс.118:128 ), смотрителне сретающым его, хощет.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 11. Кн. 1. 117 Святитель Иоанн Златоуст. Слово 23, О милостыни и страннолюбии, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 12. Кн. 2. 118 Святитель Василий Великий. Беседа 7, К обогащающимся, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1945. С. 108. 119 Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные слова 2.4, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 2. Кн. 1. 120 Святитель Григорий Богослов. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 5. 121 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.9 122 Там же 1.3.5, 1.3.18. 123 Там же 1.3.17–18. 124 Там же 1.3.34, 42. 125 Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского 18. 126 Святитель Григорий Палама. О Божественных энергиях и их причаствуемости 37, 39:. 127 Святитель Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре: 344–345. 128 Святитель Григорий Палама. О Божественной и обоживающей причаствуемости 151. 129 Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божиего 49, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 253. 130 См.: Мф.17:2 ; Мк.9:2 . 131 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.10. 132 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.33. 133 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М., 2003. С. 63. 134 Святитель Григорий Палама. Триады 1.1.23, цит. по изд.: Там же, с. 37–38. 135 То есть Иисуса Христа. 136 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Там же, с. 63–64. 137 Пс.89:17 . 138 Святитель Григорий Палама.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

– Поговорить бы… И первый же вопрос его, начинающий беседу, казалось бы, такой простой и почти естественный, касается прямо, твердо и прозорливо самой сложной, самой запутанной проблемы жизни. И то, что стало за долгие годы привычным по неотвязности, по устоявшемуся компромиссу, что перестало и тревожить, как хроническая болезнь, вдруг предстало обнаженным, судорожно стянутым узлом, требующим немедленного разрешения. Благословляющая рука легко опускается на крепко стянутые, сложно переплетенные нити и проясняется затуманенное, просветляется потемневшее. Дальние, ох, дальние, мы от этой ясной простоты и просветления всех сторон жизни, вознесения ее в свет Христов, в молитву Иисусову. – Прежде всего, надо основание положить каменное, а потом понемногу и созидать. Веру нужно иметь живую, предать себя Господу, как железо кузнецу. Стараться все заповеди Господни исполнять по слову пророка Давида: «Ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» ( Пс.118:128 ), и ничего-то от Господа желать не надо. Молиться надо в простоте сердца. Считай себя хуже худой земли. А скорби – это щетки духовные, которые очищают душевную нечистоту. Если мы, по своей слабости, не можем еще радоваться скорбям, то все-таки с благодарением должны переносить их… Затихли, прислушиваемся ко внутреннему, а там так же хорошо, как и вовне. Под высоким солнцем, под ясным небом – остров приветливый, под яблоньками взращенными, выхоженными, плодоносными – старец схиигумен, опытом умудренный, молитвою просветленный, ласково привечает, обогревает озябшую душу. Улыбается душа, будто жмурится от обилия света и тепла. «Помолимся… Достойно есть…» – поет высоким, приятным, совсем юношеским тенором. Видно, так и не переломился голос, не перешел в темные и томные низкие тоны. «Блажити Тя… Пренепорочную…» – разносится чистый, ублажающий голос, как благословение над молчаливыми соснами и над гладким заливом, и ширится дальше, к другим островам. Вот на ближнем острове двое людей поднялись с камней, встали и затихли в благоговейном безмолвии, внимая четко звучащему напеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде же всего этого должно вам, братие, несомненно, с твердою верою и теплою любовию, приступить ко Господу, и, по слову Его, всесовершенно отречься мира сего и всех его красот и сладостей, а еще и своей воли, и своего разсуждения, и быть нищими духом и телом. И таким образом возжется в душах совершенных святая ревность. По времени же, при возрастании сего делания, подадутся от Господа, по мере делания, слезы, плач и малая некая надежда в утешение души; а потом алчба и жажда правды, то есть разженное усердие дабы ко всем заповедям Его направляться ( Пс.118:128 ), как то: к смирению, терпению, милосердию и любви ко всем, в особенности же к бедствующим душевно, также и к больным (телом), злостраждущим и престарелым, что все, по Божественному Апостолу, суть плоды Духа. И чтобы сносить немощи ближняго, и полагать душу свою за брата, и претерпевать случающияся искушения, то есть обиды, поношения, укоризны, досаждения, и от всей души прощать друг другу всякия огорчения и оскорбления, и чтобы любить врагов, благословлять клянущих вас, добро творить ненавидящим вас, и молиться за творящих вам напасти, что все суть верховныя заповеди Христовы. Ко всему этому и чтобы мужественно и со благодарением претерпевать находящия и телесныя многоразличныя искушения: немощи, болезни, раны, лютыя и безутешныя временныя злострадания ради вечнаго спасения душ своих. И таким образом вы достигнете в мужа совершенна, в меру духовнаго возраста исполнения Христова ( Ефес.4:13 ). И если пребудете в таком самопонуждении, то устоит и общежитие это до тех пор, пока Господь восхощет. Если же вознерадите о том, чтобы внимать себе, и о чтении книг отеческих, то отпадете от мира Христова и любви, то есть от делания заповедей Христовых, и водворится между вами мятеж, молва и неустройство, душевное смущение, малодушие и безнадежие, друг на друга роптание и осуждение. И за умноженение сих беззаконий иссякнет любы многих ( Мф.24:12 ), вернее же сказать, мало и не всех. И если так это будет, то вскоре разорится и общежитие это, сначала душевно, а по времени и телесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Совершенство для него состоит в том, чтоб приобретать, и «с усилием» ( Мф.11:12 ) приобретать общехристианские добродетели; например, молиться, хоть понемногу, но часто; делать милостыню, если не телесную, для которой у многих не найдутся средства, то духовную, которая в одном каком-либо своем роде, например, простить ближнему обиду, доступна для каждого; часто приступать к Таинствам Исповеди и св. Причащения; любить читать слово Божие и духовные книги. Совершенство для христианина не отказываться ни от одной добродетели, ни от одного случая, чтоб сделать христианское добро, когда будут для того силы. Мало этого: для духовных целей и добровольно ограничивать себя в естественных потребностях жизни, жертвовать даже дозволенными удовольствиями, иногда обрекать свое тело на особенные лишения и страдания, наконец – кто может «вместити» ( Мф.19:12 ) – избирать себе и такие высокие подвиги, как раздаяние всего имения нищим ( Мф.19:21 ) и целомудренное безбрачие ( 1Кор.7:28 ). А за всем тем не видеть срока или предела, когда бы мог завершиться круг наших добродетелей, когда бы настала пора полного покоя в этой работе над собой. «Любы, сказано, николиже отпадает» ( 1Кор.13:8 ), т. е. не ослабевает от того, что терпит, не перестает в этой жизни, перейдет и в будущий век. Долг ли для христианина столь строгая жизнь? Да! В слове Божием сказано: «бывайте подражатели» ( Еф.5:1 ), кому же? Самому Богу, бесконечной святости, – вот кому! Слово Божие заповедует нам иметь такие же чувствования, как были в Самом Христе ( Флп.2:5 ), а вообще, заповедует «расти до полного возраста Христова». Какое же это непроходимое поле на пути к совершенству, и, вместе с тем, – какая честь быть подражателями самому Богу! Затем, долг наш исполнять в совершенстве заповеди Божии естественно вытекает из любви к Иисусу Христу: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» ( Ин.14:21 ), вот, что завещал нам Господь в лице Апостолов, когда отходил от этого мира! Если мы горячо любим Его, – то не можем не стараться делать всего того, что Он требует от нас в Евангелии и апостольском учении; и не будем делать только по выбору, одно выполняя по своей склонности, а другое даже не считая нужным и важным ( Пс.118:128 ); не будем возделывать в себе вместе и добрые, и худые плоды, но одни добрые.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

118 Твоя заповедь безмерно обширна. Т.е. всеохватна и совершенна. 118:97–104 Эта строфа соответствует букве «мем». Псалмопевец радуется мудрости, данной ему Господом через Его закон. 118 Как люблю я закон Твой! Псалмопевец любит закон, ибо он исходит от его Господа и Спасителя. См. статью «Закон Божий». 118 соделал меня мудрее врагов моих. Враги псалмопевца ведут богопротивную жизнь и отрицают закон. Тем самым они закрывают себе путь к мудрости, которую способен дать человеку лишь Господь. 118 Я стал разумнее всех учителей моих. Псалмопевец отнюдь не похваляется мудростью, а пытается выразить свою благодарность Богу, сделавшему его мудрым через Свой закон. 118 От всякого злого пути. Библия часто уподобляет жизнь пути, который предстоит пройти человеку ( Притч. 1,15; 2,20; 4,11–19 ). 118 ибо Ты научаешь меня. Обретение мудрости псалмопевец не ставит в заслугу себе. Он сознает, что всем обязан Богу. 118 всякий путь лжи. См. ком. к ст. 101. 118:105–112 Эта строфа соответствует букве «нун». Враги преследуют псалмопевца, но, несмотря на это, он с любовью и преданностью вверяет себя Богу. 118 Слово Твое светильник... свет. Божие откровение дает праведному остроту духовного взора, благодаря которой он даже во тьме не сбивается с верного пути (см. ком. к ст. 101). 118 Душа моя непрестанно в руке моей. Повиновение Господу не гарантирует безопасного существования, ибо является причиной ненависти нечестивых. Можно попытаться угодить им и отвести от себя преследования, но псалмопевец предпочитает угождать Богу. 118:113–120 Эта строфа соответствует букве «самех». Псалмопевец снова исповедует любовь к Богу, в Чьем слове он черпает надежду и силы. 118 Вымыслы человеческие ненавижу. Псалмопевец чужд вымыслов; он возлюбил истинного Бога и Его закон и поэтому уверенно чувствует себя в мире, тогда как «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» ( Иак. 1,8 ). 118 от страха Твоего. См. Пс. 35,2 . 118:121–128 Эта строфа соответствует букве «айн». Псалмопевец молит Господа немедля предать суду его врагов и спасти Свой народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс. 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи. Пс. 105. Да просветит Господь людей, чтобы не отступили они от пути спасения. Пс. 106. Да исцелит Господь бесплодную. Пс. 107. Да усмирит Господь врагов, и да оставят они свои злые намерения. Пс. 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись. Пс. 109. Чтобы младшие уважали старших. Пс. 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих. Пс. 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну. Пс. 112. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы. Пс. 113. Да исцелит Господь слабоумных детей. Пс. 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, чтобы не страдали они от детей богатых и не впадали в уныние. Пс. 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи. Пс. 116. Да сохранится в семье любовь, и да прославят все Бога. Пс. 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений. Пс. 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей. Пс. 119. Да подаст Господь долготерпение тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными. Пс. 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу. Пс. 121. Да исцелит Господь страдающих от дурного глаза. Пс. 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями. Пс. 123. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили. Пс. 124. Да защитит Господь поля праведных от людей злых. Пс. 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями. Пс. 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора. Пс. 127. Да не коснется домов злоба врагов, и да пребудут в семье мир и благословение Божие. Пс. 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость Свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным. Пс. 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусен в ней, и да не испытают они великих трудностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.118:126 .   Время Господу действовать: закон Твой разорили. «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой». Бог, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но когда видит, что при долготерпении возрастает лукавство, тогда налагает наказание. Посему и здесь Пророк говорит следующее: время, Владыко, востать на помощь обиженным; потому что враги совершенно попрали закон Твой. Пс.118:127 .   А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия». Они пренебрегли закон Твой, а я почитаю заповеди Твои более достолюбезными, нежели золото и драгоценные камни; потому что топаз принадлежит к числу дорогих камней; а им одним Пророк обозначил и все. Вероятно же, что в то время топаз предпочитался другим камням. Пс.118:128 .   Все повеления Твои – все признаю? справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. «Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех». Ибо любовь производит усердие, а усердие внушило идти путем правым, и возненавидело стезю неправды. Пс.118:129 .   Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя. «Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя». Пророк показал, что не напрасно возлюбил их. Ибо говорит, что они досточудны, достаточны к тому, чтобы привлечь и возбудить к любви, способных усмотреть сие. Из чего же дознал ты доброту их? Пс.118:130 .   Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы». Твоим озаряемый светом, говорит Пророк, приобрел я ведение сие, и всех, кто одержим неведением и подобен младенцам, закон Твой исполняет разумения. Пс.118:131 .   Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду. «Уста моя отверзох, и привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». «Устами» называет здесь Пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Ибо и в другом месте говорит: «расшири уста твоя, и исполню я» ( Псал. 80, 11 ). И божественный Апостол молился: «да во отверзение уст дастся ему слово» ( Ефес. 6, 19 ). Да и сам Пророк в другом псалме сказал: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» ( Псал. 67, 12 ). Сие изрек и здесь: «уста моя отверзох, и превлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил меня благодати Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

" А я воз любил заповеди Твои более золота и топаза» ( Пс.118:127 ). Итак, те презрели закон Твой, а я Твои заповеди предпочитаю золоту и драгоценным каменьям. Топаз принадлежит к числу драгоценных камней; упоминая о нем, про­рок имел в виду, конечно, все вообще камни, а он, вероятно, в то время ценился дороже прочих. И в другом месте говорит про­рок: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Эти слова означают, что он любит заповеди больше всякого богат­ства – и вместе, и в отдельности взятого. Вот совершенство христиа­нина! Ведь и Господь говорил: «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Посему ко всем заповедя м Твоим я направлял ся, всякий путь неправды возненавидел» ( Пс.118:128 ). Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Значит, кто исполняет все заповеди, тот, во всяком случае, ненавидит неправый путь. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ), – потому что Тот, Кто сказал: не убий: сказал и: не блуди; и Тот же, Кто сказал; не обижай, сказал и: не злословь; и кто сказал: не лги, тот же сказал и: не клянись. «Дивны откровения Твои, посе му углублялась в н их душа моя» ( Пс.118:129 ). Он показал, что не без основания любит откровения Божии: они, говорит, достойны удивления и способны увлечь и возбудить к любви тех, кто в состоянии воспринять их. И как же не удивительны они? Они наста­вляют человека в жизни совершенной и достойной, в обычаях добродетельных, в целомудрии и воздержании, в кротости и терпе­нии, в справедливости и доброте. Поэтому пророк и хвалится, что испытал их не на словах только, с легким сердцем, но как Бога мы должны любить всей душой, так должны любить и исполнять и заповеди Его. " Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев» ( Пс.118:130 ). Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подоб­ным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангель­ских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), разумея апо­столов, потому что в злобе они были младенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010