213 А что действительно многие показанные черты 71 пс. сходны с мессианскими чертами 2, 109 и особенно 44 пс., в этом не трудно убедиться чрез простое сопоставление их. (Сравн. напр. Пс. 44с 71:1; 44:5–71, 12–14; 44:6–71, 4. 9. 11; 44:7–71, 8. 17; 44:8–71, 7; 44:10–71, 11; 44:13–71, 10; и наконец 44:17–71, 19). 214 Так, Напр., умствует Шуман (Christus Alt. u. Ν. Τ. S. 4. 3) и даже самоуверенно заявляет, что «понимать всё иначе значит отвергать грамматическое толкование, выражать презрение ко всем законам герменевтики, открывать дверь произволу”. К тому же приходит и Куртц, и даже отчасти Деличь. В заключении объяснения 71 псалма, по поводу 17 стиха, Деличь говорит, что «здесь мессианский образ изображён красками, взятыми из древних, не исполнившихся обетований, и рисуется во свете скорого будущего. Он есть, так сказать, всё более и более отвлекавшаяся от земли, вышечеловеческая потусторонняя и неопределённая надежда, одухотворённая в безутешном настоящем, сделавшаяся основой веры.» «Чтобы вполне понять это, нужно,» говорит он, «отрешиться от предрассудка, что центр ветхозаветного возвещения о спасении находится в пророчестве о Мессии» и пр. Это значит, при переводе на язык рационалистов и, пожалуй даже на язык Куртца, что «псалмопевец в 17 ст. не мыслил об истинном Мессии, а просто о ком-то, имеющем осуществить разнообразные надежды Израиля и поэтические в особенности.» Это, впрочем, Деличь почти высказывает и прямо, когда утверждает, что «время Давида и Соломона, с небольшим исключением, не могло иметь никакого другого Мессии, кроме такого Божественного помазанника, какими были сами Давид и Соломон». Он даже высказывает сомнение, чтобы где-нибудь во всём Ветхом Завете Мессия представлялся как Спаситель вселенной. А между тем из одного 71 пс. представляется очевидным всё отрицаемое Деличем и т. п., если будет признано, что певец его говорил о Мессии сознательно. 215 Куртц, Шуман и др. находят, что к святой и Божественной личности Искупителя неприложимо, наприм., то, что Он притеснителей истребит (71:4). что цари принесут Ему в дар золото (10), что Он здесь на земле представит бедным их права и улучшит их земную жизнь (13), что народы, живя под Его правлением счастливо, будут прославлять Его (17), что Его одежда будет издавать запах мирры, алоя и кассии, а Его дворец будет из слоновой кости (44:9) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Каждая служба совр.   открывается вступительными молитвами и гимном, соответствующим времени суток, затем следуют псалмы (согласно нумерации LXX): на утрене (19 псалмов): Пс 1-6, 8, 11-12, 14-15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142; в 3-й час (12 псалмов): Пс 19, 22-23, 25, 28-29, 33, 40, 42, 44-46; в 6-й час (12 псалмов): Пс 53, 56, 60, 62, 66, 69, 83-86, 90, 92; в 9-й час (12 псалмов): Пс 95-100, 109-112, 114-115; на вечерне (12 псалмов): Пс 116-117, 119-128; на повечерии (12 псалмов): Пс 129-133, 136-137, 140-141, 145-147; на службе «молитва завесы» (29 псалмов): Пс 4, 6, 12, 15, 24, 26, 66, 69, 22, 29, 42, 56, 85, 90, 96, 109, 114-115, 120, 128-133, 136, 140, 145 и Пс 118. 153-176; на ночной службе (31 псалом), состоящей из 3 полунощниц: 1-й (9 псалмов): Пс 3, 6, 12, 69, 85, 90, 116-118; 2-й (10 псалмов): Пс 119-128; 3-й (12 псалмов): все псалмы повечерия. Кроме того, каждая служба включает короткий отрывок Евангелия, тропари палестинского происхождения, к-рые часто имеют соответствия в совр. визант. богослужении (указание соответствий см. в работах: Burmester. 1936; Idem. 1973), 41 раз читается молитва «Господи, помилуй» , Трисвятое, «Отче наш», разрешительная молитва и общая для всех служб заключительная молитва. Нек-рые последования имеют др. добавления (напр., на утрене - великое славословие и Символ веры). Рус. перевод копт. Часослова, не вполне точный, можно найти в работе: Порфирий (Успенский). 1856. С. 49-94 (здесь же на с. 95-113 содержится перечень церковных праздников согласно копт. календарю; совр. копт. практику также отчасти отражает эфиоп. Часослов - см.: Тураев. 1897). Как правило, последования Часослова верующие знают практически наизусть. Когда их вычитывают в церкви, часто встречается практика распределения псалмов между молящимися, каждый из к-рых тихо произносит по псалму, что значительно ускоряет совершение богослужения в храме; впрочем, вернувшись в кельи, монахи повторяют все прочитанные в церкви последования, уже полностью произнося все псалмы каждого часа.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   но некоторые будут даже враждовать против Него, хотя и безуспешно — Чис. 24:17; Втор. 18:18; Пс. 2; Пс. 94:6-8; Пс. 109:1-4; Ис. 50:8-9; Ис. 65:1-3;    о кротости Мессии писал Исаия — Ис. 42:1-12.    плодом Его искупления будет духовное обновление верующих и излияние на них благодати Святого Духа — Ис. 44:3; Ис. 59:20-21; Зах. 12:10; Иоил. 2:28; Иез. 36:25;    о необходимости веры — Ис. 28:16; Авв. 2:4.    Пророки определили, что:    время Его пришествия совпадет с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности — Быт. 49:10;    это произойдет не позже семидесяти седмин (490 лет) после указа о восстановлении города Иерусалима — Дан. 9:24-27;    и не позже разрушения второго Иерусалимского храма — Агг. 2:6-9; Мал. 3:1.    Пророки предсказали, что:    Он уничтожит антихриста — Ис. 11:4;    придет снова во славе — Мал. 3:1-2;    конечным результатом Его деятельности будет достижение справедливости, мира и радости — Ис. 11:1-10; Иер. 23:5.    Достойны упоминания и те многочисленные подробности из жизни Мессии, которые предсказали пророки:    об избиении младенцев в окрестностях Вифлеема — Иер. 31:15;    о проповеди Христа в Галилее — Ис. 9:1;    о входе в Иерусалим на ослице — Зах. 9:9; Быт. 49:11;    о предательстве Иуды — Пс. 40:10; Пс. 54:14; Пс. 108:5;    о тридцати сребрениках и о покупке земли горшечника — Зах. 11:12-13;    о поруганиях и оплеваниях — Ис. 50:4-11,    о подробностях распятия — Пс. 21;    о причислении Мессии к беззаконникам и погребении у богатого — Ис. 53 гл.;    о тьме во время распятия Мессии — Ам. 8:9; Зах. 14:5-9;    о покаянии народа — Зах. 12:10-13.    Пророчества о Царстве Мессии:    очищение грехов — Ис. 59:20-21; Иер. 31:31-34; Иез. 36:24-27; Дан. 9:24-27; Зах. 6:12,13:1;    сообщение людям праведности и чистого сердца — Иер. 31:31; Иез. 36:27;    заключение Нового Завета — Ис.55:3,59:20-21; Иер. 31:31-34; Дан. 9:24-27;    обилие благодати — Ис.35:5,44:3,55:3,59:20-21; Иоиль 2:28-32; Зах. 12:10-13;    призвание язычников — Пс. 21:28; Пс. 71:10-17; Ис.2:2,11:1-10,42:1-12,49:6,54:12-14,65:1-3; Дан. 7:13-14; Агг. 2:6-7;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Пс.2:2, 7:1—12). В Своем искупительном подвиге на земле Мессия проходит через страдания как Господь с Господом и, умирая праведным, чает воскресения, а вместе с тем — и преизбытка радости (см. Пс.15:8—11; ср.: Деян.2:26—29, 13:35—37). Страдания Мессии за человеческий род будут великими; Он почувствует Себя оставленным Богом; над Ним будут насмехаться враги; окружат они Его, как псы многие, и станут потешаться над Ним за Его надежду на Бога; Его ризы они разделят между собой и о Его одежде будут бросать жребий; у Страдальца рассыплются кости, растает, как воск, сердце, прилипнет к гортани язык, и Он будет низведен в персть смерти. Но Господь не презрит Его молитвы и услышит Его; и после того Он воспоет хвалу Богу, и Ему поклонятся все народы (см. Пс.21:1—32; Мф.27:46; Мк.15:34; Ин.19:22—24; Евр.5:7—10; Мф.27:29, 43; Лк.23:33—37). Мессия-Страдалец принесет Богу жертву за грехи людей, и эта жертва заменит собой все ветхозаветные приношения, ибо она будет добровольным принесением плоти Мессии — ею освятятся люди, жаждущие спасения (см. Пс.39:6—8; Евр.10:5—16). Божий Помазанник будет дивным и кротким; Он покорит народы, Его престол будет вечным и непоколебимым, ибо Он — Бог, Которого Бог помазует елеем радости; Его ризы благоухают «смирной, стактями и кассией» (ср. Пс.44:9); Его имя станет незабвенным, народы будут славить Его во все века (см. Пс.44:2—8, 18; Евр.1:8—9). В отношении к Господу Сам Мессия — Господь, и под Его ноги Господь положит Его врагов, ибо Он — от вечности рожденный Божий Сын. Впрочем Мессия — не только Господь, но и вечный священник, имеющий вовек приносить жертву за грехи других: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109:1, 3—4; ср.: Мф.22:42—45; Мк.12:35—37; Лк.20:41—44; Деян.2:34—36; Евр.1:13, 7:17).    3. Мессианские пророчества у пророков. Чем глубже с течением времени человечество погрязало в истории — причем трясины и омуты греха, изобильно умножаясь, делались все более разветвленными и необозримыми, — тем настойчивее и очевиднее поддерживал Бог мессианские чаяния в избранном народе, все яснее, через пророков, открывая тайну грядущего Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В свете и истинности Нового Завета получают свое полное подтверждение все места Ветхого Завета, свидетельствующие о Божестве Слова, Сына Божия. Это будет вполне ясно, если рассмотреть главные мессианские тексты и усвоить их святоотеческое толкование. Так, в пророческом вдохновении Псалмопевец нарицает Мессию Сыном Божиим. Сам Мессия свидетельствует о Себе: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс.2:7; Деян.13:33; Евр.1:5, 5:5). Здесь, по истолкованию святого Златоуста, слово «днесь» относится к воплощению Спасителя, к Его рождению по плоти. Когда воспринял Он плоть, тогда всё подобное сему говорится о Нем без опасения. Сам Бог говорит о Мессии: «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс.109:3). Святой Афанасий Великий так истолковывает это мессианское слово: «Ясно, что «денницей» названо явление Спасителя во плоти, которому предшествовало рождение от Бога. Поэтому эти слова из псалма как бы означают: из Себя Самого родил Я Тебя прежде явления во плоти. Отсюда следует, что слова «прежде денницы» значат то же, что и прежде воплощения Слова».    Сам Господь Иисус Христос возвещает, что к Нему относятся пророческие слова 109-го псалма: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» (Пс.109:1). «Слова «седи одесную Мене» означают не человеческое, а Божие достоинство. Но так как Божие достоинство соделалось достоинством человеческим, чтобы человеческое достоинство было признано Божиим достоинством, то и сказано: «Седи одесную Мене»».    В Ветхом Завете Мессия нарицается Господом, Богом (Адонай, Элои [Элохим]) и даже Иеховой, т. е. именем, исключительно усвояемым только Богу. Так, в 44-м, мессианском, псалме говорится: «Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих» (Пс.44:8). Апостол Павел свидетельствует, что эти слова относятся к Господу Иисусу Христу (Евр.1:9). «Святой Дух назвал Богом Обоих, то есть и помазуемого Сына, и помазующего Отца... Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы никогда бы ясно и решительно не назвали Богом (Deum) того, кто не есть Бог, если бы Он и в самом деле не был Богом (nisi esset vere Deus); не нарекли бы они также никого произвольно Господом (Dominum), кроме как только Господствующего над всем (nisi qui dominatur omnium), то есть Бога Отца и Его Сына, получившего от Своего Отца господство над всеми творениями».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пророки раскрыли также многие частности в связи с пришествием Мессии, а именно: что Он произойдет от Авраама (Быт. 22:18), из колена Иуды (Быт. 49:9), из рода царя Давида (2 Цар. 7:13), родится от Девы (Ис. 7:14) в городе Вифлееме (Мих. 5:2), будет распространять духовный свет (Ис. 9:1-2), исцелять больных (Ис. 35:5-6), пострадает, будет пронзен, умрет, будет погребен в новом гробе, потом воскреснет (Быт. 49:9-11, Пс. 39:7-10, Исаия 50:5-7 и 53-я глава, Зах. 12:10, Пс. 15:9-11), и выведет души из ада (Зах. 9:11); предсказали также, что не все Его признают Мессией (Ис. 6:9), но некоторые будут даже враждовать против Него, хотя и безуспешно (Чис. 24:17, Втор. 18:18, Пс. 2, Пс. 94:6-8, Пс. 109:1-4, Исаия 50:8-9 и 65:1-3). О кротости Мессии писал Исаия (42:1-12). Плодом Его искупления будет духовное обновление верующих и излияние на них благодати Святого Духа (Ис. 44:3 и 59:20-21, Зах. 12:10, Иоиль 2:28, Иез. 36:25). О необходимости веры (Ис. 28:16, Авв. 3:11). Пророки определили, что время Его пришествия совпадет с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности (Быт. 49:10), что произойдет не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима (Дан. 9:24-27) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма (Агг. 2:6; Мал. 3:1). Пророки предсказали, что Он уничтожит антихриста (Ис. 11:4), придет снова в славе (Мал. 3:1-2). Конечным результатом Его деятельности будет достижение справедливости, мира и радости (Ис. 11:1-10, Иер. 23:5). Достойны упоминания и те многочисленные подробности из жизни Мессии, которые предсказали пророки, например: Об избиении младенцев в окрестностях Вифлеема (Иер. 31:15); о проповеди Христа в Галилее (Ис. 9:1); о входе в Иерусалим на ослице (Зах. 9:9, Быт. 49:11); о предательстве Иуды (Пс. 40:10, Пс. 54:14, Пс. 108:5); о тридцати серебряниках и о покупке села горшечника (Зах. 11:12); о поруганиях и оплеваниях (Ис. 50:4-11), подробности распятия (21-й псалом); о причислении Мессии к беззаконникам и погребении у богатого (Ис. 53); о тьме во время распятия Мессии (Амос 8:9, Зах. 14:5-9); о покаянии народа (Зах. 12:10-13).

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

О лице Мессии в Псалтири предвозвещается, что Он имеет божественное достоинство: Господь рече ко Мне, – говорит Мессия от Своего лица: – Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя ( Пс.2:7 ). Давид исповедует Мессию Господом, имеющим вечное бытие от Бога: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai, имя Божие, соответствующее Κριος, Господь, Владыка): седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. перев. – из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое; 109, 1, 3). Как человек, Он будет красен добр о тою паче сынов человеческих (44, 3). О царственном величии и могуществе Мессии в псалмах возвещается подробно и нередко в образах, взятых от земных царств. Мессия имеет явиться могущественным, славным Царем над Сионом. Он Сам говорит о Себе: Аз поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его (2, 6 и след.). Целью царствования Мессии будет распространение на земле истины, кротости и правды: препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею! и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя (44, 4–5; сн. 7–8 ст.). Царство Мессии будет простираться от моря до моря и от рек (реки, т. е. Евфрата) до конец вселенныя (71, 8 и сл.), и явится святою горою Господнею (14, 1; 42, 3), царством праведников (144, 19–20; 35, 11) и святых (109, 4), т. е. всемирным духовным царством. Подробно предначертан в псалмах и образ Мессии-Страдальца, Первосвященника, имеющего Самого Себя принести в умилостивительную жертву за грехи мира. Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (109, 4; сн. в 39, 7–9: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси и пр.). Жизнь Мессии изображается в псалмах жизнью Праведника-Страдальца. У Него врагов более, чем волос на голове, им несть числа (68, 5); от них Он будет терпеть презрение, уничижение, посрамление уподобление червю (21, 7; 68, 20). Обстоятельства страданий И. Христа изображаются в псалмах (особенно Пс.21 и 68) с такою поразительной точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

пс. 2, 8, 9; 109:5, и др.). Тем не менее, не должно забывать, что разобранные нами стихи псалма (3–6) в ближайшем своём значении относятся к Соломону. Здесь течение мессианских мыслей псалмопевца представляется похожим на волны, которые только на самый короткий момент поднимаются над уровнем исторической картины и потом опускаются, чтобы снова подниматься от современно исторического в даль будущего на такое же краткое время. Но далее, в ст. 7 и 8 представляется нечто иное. В постоянно усиливающемся и постоянно возрастающем волнообразном течении своих пророческих излияний, псалмопевец доходит здесь до такой высоты пророческого отвлечения от того, что у него было пред глазами, что останавливается уже прямо на лице будущего царя Мессии, к Которому одному только, в собственном смысле, слова этих стихов и могут относиться. Здесь царь называется Богом ( ), представляется имеющим вечный престол, любящим правду и помазанным более соучастников. Божество, обладание вечным престолом, – это такие черты, которые могут идти исключительно только к одному из всех помазанников Божиих, к Тому, Который назывался Господом и представлялся вечным в пс. 2 и 109 (См. 2:7; 109:1, 3), т. е. к Мессии Иисусу. Комментаторы различных направлений, так или иначе не признающие в 44 пс. пророчества о Мессии, или и признающие, но, как Куртц и подобные ему, только в прообразовательном смысле, при объяснении настоящих стихов, думают найти подтверждение своих мыслей в различных филологических тонкостях. И так как особенно важным и сильным доказательством непосредственно-мессианского значения этих стихов, а чрез них и всего псалма, представляется название царя псалма одним из имён Божиих: посредством которого в Божестве выражается полнота сил, особенно проявляемых во вне 174 ; то они, по преимуществу, и направляют свои подкопы под истинный смысл этого слова. Некоторые стараются представить неправильным перевод слова : другие, – определение его отношения к другим словам 175 . Но самым ясным опровержением попыток к неправильному переводу 7 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Пс.82 упоминаются венгры. Согласно с другими таргумами, заключает много перифразов и дополнений, хотя не во всех псалмах. Например, 1:3, 5, 6 и некоторые другие псалмы переведены дословно; другие же очень свободно и отдаленно, напр. 9, 17, 22, 48, 49... Внесено в таргум множество позднейших еврейских баснословий. Например, Пс.8 – создал рыб морских – переведено: и Левиафана, проходящего пути морские; а в Пс.103:26 читаем: Левиафана, после победы над всеми царями, Мессия предложит иудеям на пиршественный обед. В Пс.49:10–11 слова: Мои все звери в лесу и скот на тысячи горах. Знаю всех птиц на горах – переведено: Мое животное – вол, который пасется на тысячи горах. Знаю чудовищную птицу, которая телом распростерта по поверхности моря, ногами достигает дна его, а головой касается неба. В Пс.56 говорится, что Бог послал паука, который своей паутиной закрыл Давида в пещере, когда Саул преследовал его. О Мессии упоминается нередко ( ), но с ясным оттенком позднейшего еврейского понимания этого учения; христианское же понимание этого учения явно отвергается и священный текст изменяется. Например, Пс.2 – сын Мой еси Ты: Аз днесь родих Тя – переводится: Избранный, как сын отца, ты мне; ты чист, как бы сегодня Я сотворил тебя. Пс.21:17 – ископаша руце Мои и нозе Мои – переводится: угрызающие как лев руки мои и ноги мои. То же видно в 109 и др. псалмах, прилагаемых христианами ко Христу. – Таким образом, таргумы с более поздним своим появлением постепенно теряют апологетическое значение для христиан и делаются предметом опасения и споров для христианских апологетов. Таргум на Паралипоменон найден в XVII в. и издан Бекком по рукописи Эрфуртской библиотеки в 1680–1683 гг. Новое издание сделано Вилькенсом по Кембриджскому манускрипту в 1715 г. в Амстердаме. Язык и стиль, характер и содержание таргума доказывают его позднее происхождение. В 1Пар.5 упоминаются венгры; в 5 – гора теней, известная из позднейших иудейских баснословий. Также в Пар.1:20; 2– много этих басен. Генеалогии свои ( 1Пар.1–10 ) таргумист основывает не на Библии, а на иерусалимском псевдо-ионафановом таргуме; противоречит, поэтому, библейской истории ( 1Пар.1:44–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010