Разные главы, или мысли (CPG б585а). Мысли, которые могут человека отводить от тленного... (CPG 6583b) Эти главы (изречения, сентенции) приписываются в более поздних ркп Нилу, в более ранних – Исихию Иерусалимскому . По-видимому, именно о них упоминает патр. Фотий (кодекс 198) в конце описания одного из собраний апофтегм, когда пишет о γνμαι в 22 главах. Они сохранились в составе апофтегм в древнерусских («Изборник Святослава» 1076 г., л. 64 об. – 79 об., 103 изречения; «Пчела»), груз. и арм. ркп. В CPG автором изречений назван преп. Исихий Иерусалимский . Издания 1082 . PG 79, 1239–1250, γνμαι πγουσαι τν φθαρτν. CPG 6583b. 1083 . Рус. пер.: ТСО 1858. 32. 246–256. 135 изречений, 98 соответствуют второй половине «Наказания Исихия» «Изборника Святослава» 1076 г. же://Нил Твор. 4 .1070). 372–377. Таблица согласования PG со слав. переводами (Изборником и «пергаменной» Пчелой): Семенов, 1893 4 .1088). 91–93. 1084 . PG 79, 1249–1262. Κεφλαια παρανεσις. CPG 6583a. Состоят из 24 алфавитных слов (не Пс.-Нила/ Исихия Иерусалимского , не совпадают с 24 главами Исихия Синаита , см. 4 .1836) и 115 других (inc. φβον χε θεο, PG 79, 1252В), соответствующих первой половине «Наказания Исихия». 1085 . Рус. пер.: ТСО 1858. 32 4 .1067). 233–245. же://Нил. Твор. 4 .1070). 365–371. Таблица согласования PG со слав. переводами (Изборником и «пергаменной» Пчелой): Семенов, 1893 4 .1088). 86–91. 1086 . В рус. Добротолюбии (М. 1895. 2. 271–279, 279–286) оба произв. переизданы под именем Нила Синайского по переводу в ТСО 32 (то же://Нил. Твор. 4 .1070). 365–377), где изд. PG дополнено по ркп. Они изданы также в сир. пер. («Маргарит») в книге P. Bettiolo 4 .1075) среди творений Нила (текст 10–32, итал. пер. 32–45, согласование с греч. сентенциями 318–321). Имеются арм. (Vitae Patrum, 4 .203), груз. (см. 14 .310) и древнеслав. версии (см. CPG). Исследования 1087 . Семенов В. Изречения Исихия и Варнавы. По русским спискам. СПб. 1892. 25. (ПДП 92). [Текст на слав. языке. «Пчела» в двух редакциях, вторая из к-рых короче].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Что значит это прибавление и убавление дней и ночей, это (употреблю несколько странное выражение) равенство в неравенстве? Как солнце производит и разделяет времена года, которые чинно приближаются и удаляются и будто в хороводе друг с другом то сходятся, то расходятся, сходятся по закону любви, расходятся по закону благочиния, даже постепенно между собой сливаются и неприметно приближаются, подобно наступающим дням и ночам, чтобы внезапностью своей не произвести скорбного ощущения? Но оставим Солнце. Познал ли ты естество и видоизменения Луны, меру света ее и пути? И как Солнце владычествует над днем, а она начальствует над ночью? Одна дает смелость зверям, другое восстанавливает человека на дело, что когда наиболее полезно, то возвышаясь, то понижаясь? Уразумел ли ты связь Плеяд и ограду Ориона ( Иов.38:31 ), как исчисляющий множество звезд и всех их именами нарекающий ( Пс.146:4 ), как знающий различие каждой звезды и чин ее движения, чтоб мог я поверить тебе, когда по звездам определяешь нашу судьбу и создание вооружаешь против Творца? Что скажем? Остановить ли нам слово здесь – на веществе и видимом? Или поскольку Моисеева скиния наименована в Слове образом целого мира, то есть совокупности видимого и невидимого ( Евр.9:24 ), то, проникнув за первую завесу и взойдя выше чувственного, проникнуть нам во святая – в мысленное и небесное естество? Но и его, хотя оно и нетелесно, не можем видеть нетелесным образом, почему называется оно огнем и духом или и действительно таково. Ибо говорится, что творит Ангелами Своими духов и служителями Своими огонь пылающий ( Пс.103:4 ), разве «творить» значит здесь не более как сохранять в подчинении закону, по которому созданы; духом же и огнем называется естество это, частью как мысленное, а частью как очистительное, потому что и Первая Сущность приемлет те же наименования. Впрочем, да будет оно у нас не телесно или, сколько можно, близко к тому. Видишь, как кружимся в слове и не можем поступить далее! Разве простремся в той мере, в какой знаем, что есть какие-то Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные Силы, или Умы, природы чистые и беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые ко злу, непрестанно водящие хоровод вокруг первой Причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Состав существа человеческого Человеческое существо состоит из тела и души. Тело образовано из земли Самим Богом и заключает в себе совершеннейшее из видимой природы; оно способно быть орудием деятельности души и храмом Божиим ( 1Кор.6:19 ). Душа есть высшая часть человека; она есть существо невещественное и простое, бессмертное, одаренное разумом, свободной волей и силой ощущения или чувствования. Дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ). О высоком совершенстве человеческой природы Человек создан совершенным по телу и душе. О высоком совершенстве человеческой природы свидетельствуют: особенность действования Божия при сотворении человека, сообщение ему от Бога дыхания жизни и создание его по образу и по подобию Божию. Черты образа Божия, по учению св. отцов, открываются в самостоятельности и личности человека, а подобие Божие заключается в его разуме, который назначен познавать и прославлять Бога, в свободной воле, которая должна и способна была совершать всякое добро, предписанное законом, и любить Бога, в бессмертии по телу и душе, и во власти, данной над всеми земнородными ( Быт.1:26 ). Так как вещество, взятое для внешней части человека и образованное, так сказать, руками Самого Бога, было без сомнения чистейшее совершеннейшее и потому сильнейшее, то сила, посредством которой первобытный человек мог действовать в видимом мире столь же велика, сколь ныне велика немощь, которая поврежденного человека держит под влиянием ближайших и отдаленнейших существ мира. В св. писании человек изображается только малым чем умаленным пред Ангелами, славою и честью венчанным ( Пс.8:6 ). Совершенство всего созданного мира По совершении всего творения Бог благоволил изречь всеобщее одобрение тварей и при том с большей силой, нежели прежде ( Быт.1:4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ). Прежде при создании каждого рода творений Бог видел все добрым, а по окончании творения сказано: и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело ( Быт.1:31 ; Пс.103:24 ; Еккл.3:11 ; Сир.39:21 ). Такой суд о мире произнес Сам Творец мира, Который знает тварь во всех даже малейших частях, в сокровеннейших свойствах, в отдаленнейших действиях, во всех отношениях и всецелом составе. Каждая тварь в частности хороша, но в целом весьма хороша.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Она взята не от земли, и не возвращается в землю. Так Бог утвердил надежду. Потому и Иезекииль, пророчествуя о воскре­сении, говорит: «мертвым костям явилось тело» и затем продолжает: «от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез.37:9). Так и Давид восклицает: «когда Ты отвратишь лице, — смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся. Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли» (Пс.103:29—30). Видишь Духа — творца? Видишь сообщ­ника — Бога?    5. Но возвратимся к нашему предмету. «Вдунул». Словом «вдунул» бытописатель указал на простоту души, на ее несо­ставность. Слушай теперь. Так как творение обветшало, то Христос обновляет его Своим воплощением. Адам соз­дан был из земли, Христос создал очи слепому из бре­ния, дабы ты знал, что Он есть тот, Который взял персть от земли и создал человека. Бог вдунул в лицо Адама дыхание жизни; дунул Христос в лице апостолов и сказал: «примите Духа Святаго» (Ин.20:22). Дуновение, которое погубил Адам, возвратил здесь Христос; и стал опять человек душой живою. Заметь здесь последовательность. Хотя мой го­лос и утомляется, но, устремляясь обычною надеждой и спеша удовлетворить желаниям братий, я верю, что мне дано будет слово, не ради моего достоинства, а ради усердия слушателей. Хотя мы и много уступаем в достоинстве святым, но и они испытывали тоже, и поставлялись в затруднение немощью тела. Об этом свидетельствует Давид, говоря: «ослабел от вопля, осипла гортань моя» (Пс.68:4). Лучше охрипшим голосом говорить право, чем, обладая громким голосом, иметь раз­вращенную душу.     «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» (Быт. 2:8). Что такое Едем? Едем значит: сладость (роскошь). Можно бы сказать: насадил рай в роскоши, т.е. в роскош­ном, прекрасном месте. Потому под конец и говорится: «и изрине Адама, и всели его прямо рая сладости» (Быт.3:24). «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». Почему рай не в другой стране, а на востоке? Откуда начало течения светил, оттуда и начало жизни людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

7, 18]. 1113.  Сердце совершенно здорового человека расслабевает для веры и любви к Богу и ближнему и легко вдается в похоти плотские: в леность, нерадение, холодность, чревоугодие, скупость, блуд, гордость; а сердце человека нездорового, или сердце уязвляемое, утесняемое, изнуряемое, укрепляется в вере, надежде и любви и далеко отстоит от страстей плотских. Вот почему Отец Небесный, пекущийся о нашем спасении, наказывает нас различными болезнями. Тесноты и скорби болезней опять обращают нас к Богу. 1114.  Любить ближнего как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом — считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай, как о добродетели, о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. Есмы друг другу удове [Ефес. 4, 25]. 1115.  Дивлюсь Божию всемогуществу и премудрости — как из одной и той же земли и воды Он устроил мне разнообразные части тела: плоть, кровь, кожу, кости, волосы, легкие, печень, желчь, жилы, очи, уши, все, — как это само по себе косное и неподвижное вещество пустил Он в ход, и во мне непрерывно совершаются стройные движения крови, соков, мокрот, отделения пищи и проч. Дивны дела Твои, Господи! вся премудростию сотворил еси [Пс. 103, 24]. — Нет у тебя слова поведать премудрость, благость, всемогущество Бога Творца и Промыслителя, — проси у Слова Божия. — А какое разнообразие тварей небесных и земных, одушевленных и неодушевленных из четырех стихий? Удивися разум Твой от мене, не возмогу к нему [Пс. 138, 6]. Из четырех стихий — солнце, луна, звезды, облака, свет, воздух, вода, земля, различные камни и металлы, деревья, вся растительность, плоть всех животных, птиц, рыб и человека! 1116.  Мне помыслить, а Богу помыслить и сотворить или претворить — одно и то же, потому что Он Сый, простое и всемогущее Существо. По самой простоте Его для Него все возможно в единое мгновение. Господь сказал, — этого довольно для меня, чтобы веровать без сомнения, что известная вещь именно — то, что Он сказал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

7, 18]. Запись 1113 Сердце совершенно здорового человека расслабевает для веры и любви к Богу и ближнему и легко вдается в похоти плотские: в леность, нерадение, холодность, чревоугодие, скупость, блуд, гордость; а сердце человека нездорового, или сердце уязвляемое, утесняемое, изнуряемое, укрепляется в вере, надежде и любви и далеко отстоит от страстей плотских. Вот почему Отец Небесный, пекущийся о нашем спасении, наказывает нас различными болезнями. Тесноты и скорби болезней опять обращают нас к Богу. Запись 1114 Любить ближнего как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом - считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай, как о добродетели, о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. Есмы друг другу удове [Ефес. 4, 25]. Записи 1115-1124 Дивлюсь Божию всемогуществу и премудрости - как из одной и той же земли и воды Он устроил мне разнообразные части тела: плоть, кровь, кожу, кости, волосы, легкие, печень, желчь, жилы, очи, уши, все, - как это само по себе косное и неподвижное вещество пустил Он в ход, и во мне непрерывно совершаются стройные движения крови, соков, мокрот, отделения пищи и проч. Дивны дела Твои, Господи! вся премудростию сотворил еси [Пс. 103, 24]. - Нет у тебя слова поведать премудрость, благость, всемогущество Бога Творца и Промыслителя, - проси у Слова Божия. - А какое разнообразие тварей небесных и земных, одушевленных и неодушевленных из четырех стихий? Удивися разум Твой от мене, не возмогу к нему [Пс. 138, 6]. Из четырех стихий - солнце, луна, звезды, облака, свет, воздух, вода, земля, различные камни и металлы, деревья, вся растительность, плоть всех животных, птиц, рыб и человека! Запись 1116 Мне помыслить, а Богу помыслить и сотворить или претворить - одно и то же, потому что Он Сый, простое и всемогущее Существо. По самой простоте Его для Него все возможно в единое мгновение. Господь сказал, - этого довольно для меня, чтобы веровать без сомнения, что известная вещь именно - то, что Он сказал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Она взята не от земли, и не возвращается в землю. Так Бог утвердил надежду. Потому и Иезекииль, пророчествуя о воскресении, говорит: «мертвым костям явилось тело» и затем продолжает: «от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» ( Иез.37:9 ). Так и Давид восклицает: «когда Ты отвратишь лице, – смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся. Пошлешь Духа Твоего, и будут созданы, и обновишь лице земли» ( Пс.103:29–30 ). Видишь Духа – творца? Видишь сообщ­ника – Бога? 5. Но возвратимся к нашему предмету. «Вдунул». Словом «вдунул» бытописатель указал на простоту души, на ее несоставность. Слушай теперь. Так как творение обветшало, то Христос обновляет его Своим воплощением. Адам создан был из земли, Христос создал очи слепому из брения, дабы ты знал, что Он есть тот, Который взял персть от земли и создал человека. Бог вдунул в лицо Адама дыхание жизни; дунул Христос в лице апостолов и сказал: «примите Духа Святаго» ( Ин.20:22 ). Дуновение, которое погубил Адам, возвратил здесь Христос; и стал опять человек душой живою. Заметь здесь последовательность. Хотя мой голос и утомляется, но, устремляясь обычною надеждой и спеша удовлетворить желаниям братий, я верю, что мне дано будет слово, не ради моего достоинства, а ради усердия слушателей. Хотя мы и много уступаем в достоинстве святым, но и они испытывали тоже, и поставлялись в затруднение немощью тела. Об этом свидетельствует Давид, говоря: «ослабел от вопля, осипла гортань моя» ( Пс.68:4 ). Лучше охрипшим голосом говорить право, чем, обладая громким голосом, иметь развращенную душу. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» ( Быт. 2:8 ). Что такое Едем? Едем значит: сладость (роскошь). Можно бы сказать: насадил рай в роскоши, т.е. в роскош­ном, прекрасном месте. Потому под конец и говорится: «и изрине Адама, и всели его прямо рая сладости» ( Быт.3:24 ). «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». Почему рай не в другой стране, а на востоке? Откуда начало течения светил, оттуда и начало жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Но когда это исполнилось? Не тогда ли, когда пришедший Господь обновил все благодатью? Вот и в этом изречении показывается разность значений слова дух. И наш дух есть то, что обновляется; о Духе же Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, a Дух Его и что Им обновляется наш дух, как и Псалмопевец в сто третьем псалме говорит: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли ( Пс.103:29–30 ). Если же обновляемся мы Духом Божиим, то не Святой Дух, a наш дух сказуется теперь созидаемым. И если на том основании, что все приводится в бытие Словом, прекрасно рассуждаете, что Сын – не тварь, то не хула ли именовать творением Духа, Которым Отец через Слово приводит все к совершенству и обновляет? И если по причине написанного просто, что дух созидается, воображали они себе, что это есть Дух Святой, то должны наконец убедиться, что дух созидаемый есть не Дух Святой, но наш дух, Им обновляемый. Об этом и Давид молился псалмопевствуя: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс.50:12 ). Здесь говорится, что созидает; создал же его прежде, как говорит Захария: простираяй небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем ( Зах.12:1 ). Ибо того же духа, который прежде создан Богом и который пал, воссоздал Он, Сам пребывая в твари, когда Слово плоть быть, да оба, как говорит Апостол, созиждет во единаго новаго человека ( Еф.2:15 ), созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (4:24). И это сказал Апостол не в том смысле, будто бы создан иной человек, кроме сотворенного вначале по образу Божию; напротив же того, советовал он восприять ум, созданный и обновленный во Христе. Это выражается также и y Иезекииля, когда говорит он: сотворите себе сердце ново и дух нов: и вскую умираете, доме Израилев? Понеже не хощу смерти грешника умирающаго, глаголет Адонаи Господь ( Иез.18:31–32 ). 10) Итак, поскольку такое значение имеет дух созидаемый, то и под утверждаемым громом прилично разуметь верное слово и непоколебимый закон духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1113. Сердце совершенно здорового человека расслабевает для веры и любви к Богу и ближнему и легко вдается в похоти плотские: в леность, нерадение, холодность, чревоугодие, скупость, блуд, гордость; а сердце человека нездорового, или сердце уязвляемое, утесняемое, изнуряемое, укрепляется в вере, надежде и любви и далеко отстоит от страстей плотских. Вот почему Отец Небесный, пекущийся о нашем спасении, наказывает нас различными болезнями. Тесноты и скорби болезней опять обращают нас к Богу. 1114. Любить ближнего как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом – считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай, как о добродетели, о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. «Есмы друг другу удове» ( Еф.4:25 ). 1115. Дивлюсь Божию всемогуществу и премудрости – как из одной и той же земли и воды Он устроил мне разнообразные части тела: плоть, кровь, кожу, кости, волосы, легкие, печень, желчь, жилы, очи, уши, все, – как это само по себе косное и неподвижное вещество пустил Он в ход, и во мне непрерывно совершаются стройные движения крови, соков, мокрот, отделения пищи и проч. Дивны «дела Твои, Господи! вся премудростию сотворил еси» ( Пс.103:24 ). – Нет у тебя слова поведать премудрость, благость, всемогущество Бога Творца и Промыслителя, – проси у Слова Божия. – А какое разнообразие тварей небесных и земных, одушевленных и неодушевленных из четырех стихий? «Удивися разум Твой от мене, не возмогу к нему» ( Пс.138:6 ). Из четырех стихий – солнце, луна, звезды, облака, свет, воздух, вода, земля, различные камни и металлы, деревья, вся растительность, плоть всех животных, птиц, рыб и человека! 1116. Мне помыслить, а Богу помыслить и сотворить или претворить – одно и то же, потому что Он Сый, простое и всемогущее Существо. По самой простоте Его для Него все возможно в единое мгновение. Господь сказал, – этого довольно для меня, чтобы веровать без сомнения, что известная вещь именно – то, что Он сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010