«Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится Пс. 140:2), Господи. (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим. Скоро услышь меня, Господи» , да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их. Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ». Все эти образы, в которых рисуется Божественная помощь новому Сиону ( «покрою тенью руки», «устроить небеса» и «утвердить землю»), невольно напоминают аналогичные же факты из начальной истории ветхозаветной теократии (водительство «столпа огненного», дарование «земли Ханаанской»). Фактически же новые обетования исполнились тогда, когда верующим открыто было Евангелие царствия Божия («слово Мое в уста твои») и когда они признаны были «чадами Божиими» ( Ин.1:12 ), " языком святым», «людьми Божьими» ( 1Пет.2:9–10 ), Ис.51:17 . Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Го­с­по­да выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьяне­ния, осушил. С 17–23 ст. идет начало уже новой пророческой речи, продолжением и окончанием которой служит вся дальнейшая глава. Основанием поместить начало новой речи в конце данной главы послужило, очевидно, их близкое родство по содержанию и характеру. Круг пророчественных утешений постепенно как бы смыкается и становится все уже и теснее: сначала пророк обращался ко всему Израилю (48 гл.), затем – к избранным представителям его (51), а теперь – он взывает к одному Иерусалиму – духовно-политическому средоточию и центру верного Сиона. «Воспряни, воспряни, восстань Иерусалим». Повторение известных слов, помимо общего его смысла – подчеркнуть важность произносимого и обратить на него усиленное внимание – имеет у пророка Исаии еще и особое назначение – служит гранью новых отделов его речей (ср. Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.48:22 ; Ис.57:21 ; а также: Ис.5:8, 11, 20 ; Ис.22:1 ; Ис.23:1 ; Ис.28:1 ; Ис.30:1 ; Ис.38:1, 12 ; Ис.51:1, 4, 7 ). Ис.51:18 . Некому было вести его из всех сыновей, рожден­ных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он воз­растил. «Ты... выпил чашу ярости Его... некому было вести его... из всех сыновей, которых он возрастил.» Под чашей гнева Божия, которую до конца испил Иерусалим, разумеется чаша бедствий и страданий, которые попущены Богом за грехи его обитателей и для вразумления их (ср. Пс.74:9 ). Под чадами Иерусалима, не оказавшими ему в критическую минуту никакой поддержки, святой Кирилл Александрийский разумеет ответственных вождей еврейского народа – его священников, левитов и книжников, – которые, по словам Спасителя, «взяли ключ разумения закона» ( Лк.11:52 ), но ни сами не спасаются, ни других не спасают ( Мф.23 гл.). В особенности это полное бессилие народных вождей сказалось во время последнего разрушения Иерусалима римлянами, когда междоусобная борьба и интриги, так называемых «зилотов», больше, чем римская осада, содействовали падению города и развитию в нем ужасных бедствий (Иосиф Флавий).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.101:24.   Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Предполагая, что не много времени осталось прожить, Пророк просит Господа «возвестить» ему «умаление» , т.е. малочисленность дней, чтобы употребить тщательнейшее старание о душе (Дидим). Пс.101:25.   Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. «Возведением» Давид называет здесь разлучение души от тела, которая ведется через воздух. Смерть посылается по исполнении пределов жизни, которые для каждого назначил праведный суд Божий, благовременно предусматривая пользу для каждого из нас (Василий В.). Пс.101:26.   В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. То, что сказано у Давида об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, как Творце (см. Евр. 1:10), будучи уверен в равночестности Отца и Сына. «Земля» не есть начало всего и не из нее все произошло, но основания ея имеют какое-то мысленное начало. Сказанное о Боге: «повешаяй землю ни на чемже» (Иов. 26:7), — показывает, что она занимает место в средине Вселенной (Златоуст, Дидим). Пс.101:27.   Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Пророк показывает — сколько ни прекрасен и велик мир, однако же — тленен, и именно по вине человека, по причине грехопадения. Так как человек получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию и тварь из-за человека претерпела зло и стала тленною; но когда тело человека будет нетленным, тогда и тварь сделается соответственно благообразию тела. Так Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад Своих (Златоуст). Пс.101:28.   Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Пс.101:29.   Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. Все видимое творение временно и непостоянно — один только Вседержитель Господь Бог наш безначален и без конца. Отсюда размысли, что если все так тленно и ненадежно, то, приходя «пред лице Бога», ничего иного не приноси и не проси, кроме смирения и уничижения своего: ибо первый шаг к приобретению Божией милости есть смирение и покорность (Златоуст, Дидим).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Об этих событиях см.: 67, с. 192–197. 423 См. гл. 3. 424 176. с. 604–605. 425 78, с. 137. 426 В письме 1347 года Кантакузин совершенно ясно говорит, что Феодор пришел в Константинополь «недавно», чтобы добиться своего назначения (102. I, 265). 427 102, I. с. 263. 428 Hist. Byz., XXVIII, 35–36, ed. Bonn, III, с. 199–200. 429 102, I, с. 264–265. Симеон также получил из Константинополя разрешение на развод со своей второй женой и на брак с Марией, дочерью одного из злейших в прошлом врагов Москвы Александра Тверского. Митрополит Феогност сначала противился этому браку, как по очевидным каноническим причинам (237. 57), так и потому, что этот брак не соответствовал его собственной политике по отношению к Твери (46, с. 230). 430 102, 1. 265. 431 227, с. 79–81. 432 217, с. 221. Судьба митрополита Феодора неизвестна. Можно сомневаться в том, что он согласился с формальным каноническим осуждением, которое пришло от патриарха Исидора (102, I, 271). 433 Две дочери Александра Тверского — Мария и Ульяна — вышли замуж соответственно за Симеона Московского (1347 г.) и Ольгерда Литовского (1349 г.); ср. 46, с. 225–240. 434 Ср. 6. с. 431–469: 80. с. 331–359. Обе статьи дополняют упоминавшуюся библиографию. 435 Ср. гл. 3. 436 218, с. 361. 437 Ср. 78, с. 143–177. Автор явно благосклонно относится к польской экспансии; однако он приводит достаточно фактов, которые, если глянуть на них с византийских или русских позиций, оправдывают горечь новгородского летописца. 438 167. с. 107–109. 439 218. с. 363. 440 Ср. 102. с. 57. 441 В эпоху Феогноста византийские источники говорят о Литовской митрополии как о «незамешенной», а не «упраздненной». (51, с. 261); ср. также 239, с. 271. 442 В июле 1354 года патриарх Филофей писал о прибытии Феодорита в Константинополь в 1352 году. (102, 1, 350). О событиях 1352–1354 гг. см. 103. 443 246, с. 371. 444 Эта ситуация хорошо обрисована в 136, с. 529–530. 445 Ср. 117. с. 198–202 и. того же автора, 214. 446 Ср. 102, I, 436–442. 447 Согласно посланию патриарха Филофея, написанному в июле 1354 года. Феолорит прибыл в Константинополь и «бежал» в Тырново «два года назад», т. е. в 1352 г. (102, I. 350). 448

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31). «Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все живущие во вселенной» (Пс. 32:8). «Начало премудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). «Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит» (Пс. 111:1). «Какой человек бо ит ся Господа? Ему Он даст закон для пути , какой Ему угоден. Душа его среди благ водворится, и семя его наследует землю» (Пс. 24:12—13). «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс. 2:11). «С коль велико множество благости твоей, Господи, котор ую Ты с о крыл для боящихся Тебя» (Пс. 30:20). «Вот, очи Господни над боящимися Его... уповающими на милость Его, дабы избавит ь от смерти души их, и пропитать их во время голода» (Пс. 32:18, 19). «Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс. 33:8). «Бойтеся Господа, [все] святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его» (Пс. 33:10). «Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежа л и от... лука» (Пс. 59:6). «Так, близко к боящимся Его спасение Его» (Пс. 84:10). «Утвердил... Господь милость свою на боящихся Его» (Пс. 102:11). «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» (Пс. 102:17). «Боящиеся Господа упова ли на Господа: Он помощник и защит ник их» (Пс. 113:19). «Блаженн ы вс е боящи е ся Господа, ходящи е в пут я х Его!» (Пс. 127:1). «Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их» (Пс. 144:19). Святой Златоуст об этом Ничто не может сравниться с имеющим в себе страх Божий (Беседа 3 на Послание к филиппийцам). Через все житие должно иметь страх (Беседа 54 на евангелиста Матфея, гл. 15). Страх возбуждает и приводит к покаянию (Беседа 11 на евангелиста Матфея, гл. 3). Если бы страха не было, все бы погибло (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл. 10). Без страха Божия невозможно уклоняться от зла, и ничто так грешников к покаянию не приводит, как страх Божий. Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно: 1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4. В завершение пророчества о дне Господнем (в т. н. Апокалипсисе Исаии - Ис 24-27) Исаия говорит о воскресении мертвых: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле...» (25. 7-8; ср.: 26. 19; 1 Кор 15. 54; Откр 7. 17; 21. 4). Более ясно эта надежда выражена в Ис 26. 19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов». Уверенность автора в телесном воскресении мертвых признают и представители библейской критики, отрицающие принадлежность глав 24-27 прор. Исаии ( Брюггеман. 2009. С. 207; в традиц. экзегезе подлинность этих глав не ставится под сомнение, см.: Юнгеров. 2006. С. 104-112). Эсхатологическое содержание имеет также пророчество о Вавилоне в Ис 13-14, в к-ром есть прямые указания на время плена (Ис 14. 1-2). Оно рисует картину падения горделивого властелина, пытавшегося поставить свою волю выше воли Божией (14. 12-20). Композиция и богословие Ис 40-55 Композиция Вторая часть И. п. к. отличается стройной композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Основная тема Ис 40-55 - Господь после неизбежного суда вавилонского пленения творит новое великое спасение Израиля, к к-рому приобщатся и чужие народы. Господь вновь выведет Израиль из рабства, и этот исход будет более чудесным, чем исход во времена Моисея. События показаны в пророчествах обобщенно: 2-я ч. книги не имеет столь очевидной связи с историей VIII в. до Р. Х., какой отмечена 1-я ч. Ассирия, ее цари, персонажи иудейской истории допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь персид. царь Кир II (ок. 558-530) (Ис 45. 1-6). Вопрос о структуре этой части И. п. к. остается дискуссионным. Часто в ней выделяют 2 раздела: Ис 40-48 и 49-55, т. к. только в главах 40-48 упоминается царь Кир и только здесь (в разделе Ис 40-55) говорится о полемике с идолопоклонниками, в то время как главы 49-55 тематически сближаются с 3-й ч. книги - с главами 56-66. Композиционно текст, т. о., обычно делят на 2 раздела, предваряемые вступительной проповедью (40. 1-11): 1-й разд. (40. 12-48. 22) - восхваление величия Бога Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир - помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона; 2-й разд. (49-55) - пророчества о возрожденном народе Божием, об искупительных страданиях раба Господня, о воде обновления, изливаемой от Слова Господня. Пророчества о рабе Господнем проходят сквозной темой в главах 40-55. Богословие

http://pravenc.ru/text/674802.html

Псалом Давиду 102 В этом прекрасном псалме Пророк описывает благодеяния Божии и неизреченную милость Господню к «боящимся Его» . Песнословие это приличествует всему человечеству в целом и каждому человеку в частности (Златоуст, Феодорит). Пс.102:1.   Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Давид возбуждает всего себя к прославлению Бога и «святого имени Его» , Которое освящает славословящих Его. Словом «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всей крепостью и всем помышлением своим (Афанасий, Василий В.). Пс.102:2.   Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: Царе-пророк через повторение более сильнее возбуждает к прославлению Бога. Ибо получив от Него величайшие блага, человек, чрез непослушание воле Божией, отблагодарил Своего Благодетеля злом. Но Господь не воздал ему должным возмездием, а как милостивый и долготерпеливый ко всем беззакониям человеческим продолжает оказывать Свои благодеяния «на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6:35) (Афанасий). Пс.102:3.   Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, Пророк перечисляет все благодеяния в отдельности. «Очищается» человек через искреннее покаяние и усердную молитву ко Христу, Который «язвен бысть за грехи наша, и мучен быст за беззакония наша, и... язвою» (Которого) «мы исцелехом» (Ис. 53:5) (Псалтирь с толкованием). Пс.102:4.   Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, Бог, соединяя человеколюбие и милость Свою с добрыми делами человека — восполняет их недостаток и, таким образом, спасает человека. Когда и ты будешь сострадателен и милостив к ближним, то и тебя Он увенчает в Царстве Своем, ибо: «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) (Исихий). Пс.102:5.   Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Тела праведных в будущем веке восстанут подобообразными телу славы Христовой — Этого разумного «Орла. Обновление» всех праведных будет однажды, и останутся они навеки живыми, юными и нестареющими. А обновление птицы орла совершается ежегодно, и опять она стареет; хотя это и царственная птица, и считается царем пернатых, и достигает в своем полете наибольшей высоты, и есть единственное из всех животных, способных смотреть на сияние солнечного света, не закрывая глаз. Поэтому-то Пророк справедливо сравнивает с природой орла «обновление» души, ее полет от земли на небо и будущую жизнь в высочайшем свете (Златоуст, Максим Грек).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Fg. in Matth. (Corderius), 1189–1210. –     Marc. (Possinus), 1209–14. –     Luc, 1213–30. – Joan. (Corderius), 1231–34. –     Rom. (Cramer), 1233–54. –     2. ad Cor. (id.), 1253–54. –     Hebr. (id.), 1253–54. Index analyticus, in t. 101, 1255–64. II. Dogmatica, 102. Contra Manichæos, lib. 1–4, 102, 15–264. Wolfii præfatio, 9–14. De Spiritus S. mystagogia, 279–400. Hergenrother præfatio, 263–78. Animadversiones historicæ et criticæ, 399–542. Ill. Parænemica, 102, 547–76. 1 .   In SS. Mariæ Nativitatem (Combefis), 547–62. 2 .   De Symeone (in Hypapanten), lat. (id.), 563–64. 3 .   In Dedicatione novæ basilicæ (id.), 563–74. 4 .   S. Athanasii encomium, 575–76. Ineditarum homil. Mosquæ catalogus, 541–6. IV. CARMINA, . 102, 575–84. 1 .    Sticheron in S. MemhodiumCP. (AA.SS.),575–78. 2 .    Odæ tres in Basilium, imper. (M.), 577–84. IV. historica, 102. Epistolæ, lib. 1–3 (24 102 67), 585–990. Ep. ad ecclesiam Antiohenam, 1017–24 [deest in nova editione]. Maii animadversiones de erroribus Montacutii in edendis Photii epistolis, 989–90. 1)     Indices Montacutii (1651) cum ed. Migne, 991–94. 2)     Indices ed. Migne cum Montacutio et ceteris, 995–98. Index analyticus, in t. 108, 997–1014. V. BIBLIomheca, 103 et 104, 356; Codd. f.103. 1–280. (Ex ed. Bekker-Schott). Schotti Prolegomena, 9–30, in quibus. Hæschetius Augustæ Vindel. duumviris, 1601, 9–10. Schottus Velsero, 1606, 11–12. Maximus Margunius ep. Cytner. Philologis, græce, 13–14. Eruditorum judicia de Photio, 13–16. D. Hæschelii notæ in Bibl. Pholii, 104. 355–430. J. Scaligeri D. Hæschelio, 1599, 429–30. Index scriptorum, 103, 31–38, ordine alphabetic. Index scriptorum, 103, 39–40, ordine methodic., lndex codicum (C.-I. Bekker, 1824), 41–42. Index analyticus, 104, 1459–1516 VI. CANONICA, 104, 431–1232. Syntagma Canonum (М.), 441–976. Nomocanon cum comment. Th. Balsamonis.(Justellus), 975–1218. Interrogationes decem, 1219–1232. Editorum monitum, 431–32; Maii, 431–40. Index in syntagma analyticus, 1517–24 In opera Photii пипс primum collecta editorum Patrologiæ græcæ. Præfatio (J.-B. Ma-lou), 101, I-X.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Вторая книга Паралипоменон. Содержит историю евреев от Соломона до разрушения Иерусалима халдеями и оканчивается указом Кира об освобождении иудеев из плена. Написана Ездрою. Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена, создание второго храма и восстановление церковного и гражданского порядка. Написана Ездрою. Книга Неемии. Описывает возобновление стен Иерусалима Неемиею и другие подвиги Неемии. Написана Неемиею. Вторая книга Ездры. Составлена из первой книги Ездры и части книги Паралипоменон, с прибавлением повести о состязаниях трех телохранителей Дария о том, кто всего сильнее. Составитель неизвестен. Книга эта неканоническая 539 . Книга Товита. Содержит историю Товита и сына его Товии и написана ими самими. Книга неканоническая. Книга Иудифь. Содержит историю Иудифи. Книга неканоническая. Книга Есфирь. Содержит историю Есфири. Признают писателем ее или Ездру, или первосвященника Иоакима, или Мардохея. Книга Иова. Она содержит в себе историю Иова и написана, как полагают, самим Иовом. Псалтирь. Книга псалмов, или священных песнопений. Большая часть псалмов (78 псалмов) написана Давидом. Кроме псалмов Давидовых, в Псалтири есть псалом Моисея ( Пс. 89 ), псалмы Соломона ( Пс. 126–131 ), левитов, сынов Кореевых ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ), пророка Асафа ( Пс. 49:72–82 ), Емана ( Пс. 87 ) и Ефама ( Пс. 88 ), современников Давида. 136-й псалом написан после плена вавилонского. Псалмы содержат в себе молитвы, правила нравственности, краткие исторические указания и пророчества. В псалмах особенно замечательны пророчества об Иисусе Христе, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8; 109–1 ), Сын Божий ( Пс. 2, 7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давидова ( Пс. 88:36–38 ), будет пророк ( Пс. 2:7–12 ), первосвященник ( Пс. 109–4 ), царь ( Пс. 71:7–8 ), что Ему принесут дары ( Пс. 71:10–11 ), что Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), что Он будет предан своим учеником ( Пс. 40:10 ), умрет в мучениях позорною смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010