Крест наш состоит в страхе Господнем. Посему, как распятый не может двигать членов своих или обращать их как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желание должны направлять не к тому, что приятно нам и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись; и как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящих, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, – так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть всему, то есть не только для плотских пороков, но и для всего мирского, и обратить внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти (50,44). Несение креста значит то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей… готовые к претерпению (страдания) и ежедневной смерти, все делая так, как если бы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера (34,911). Всякий раз, как ограждаешь себя… знамением (креста), преисполни свое чело великим дерзновением: грудь, очи и всякий член представь в качестве угодной Богу жертвы: в этом состоит разумное служение Богу (34,913)… Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости (34,915). НЕДЕЛЯ 7-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. ЗЗ. (9,27–35) О ВЕРЕ Вера есть матерь всякого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетовании Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: без веры невозможно угодить Богу ( Евр. 11, 6 ) (23,184). Оскорбительно для веры не в сердце ее иметь, но поставлять в каком-нибудь цвете. Краску не трудно смыть, а я люблю то, что проникло в глубину (11,362). Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу (30,330). Вера есть щит, который, отражая раскаленные стрелы похоти, умерщвляет ее страхом будущего суда и верованием Царству Небесному (50,284).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

5) Неправильные представления о взаимоотношении Ветхого и Нового Заветов. В своём стремлении возвысить христианство авторы сочинений утверждали, что ветхозаветный Бог был только Богом карателем, а люди водились по отношению к Нему только чувством страха. Из пророческих книг писавшие могли бы вспомнить о любви Иеговы к своему народу и из псалмов – широко употребляющихся в нашем церковном обиходе – о стремлении израильских душ к своему Богу. 6) Неверные церковно-исторические представления. По утверждениям многих авторов, когда явился Христос, в —235— греко-римском мире был только девиз: «да яды и пием». Был совершенный мрак. Среди этого мрака явился совершенный свет. Христиан первых веков они представляют исключительно и совершенно святыми. 7) Глубоко неверные сведения о внехристианских религиях. Авторам известны только очень мрачные и чрезвычайно строгие обвинительные акты этих религиозных учений. Кроме этих недостатков имеются и другие. Частные промахи, неверные сообщения, увлечение некоторыми случайно прочитанными и малоосновательными книгами. Комиссия считает это неважным. Но относительно перечисленных общих недостатков она полагает, что ослабление и исчезновение их есть дело чрезвычайной важности и что с ними серьезно должно бороться». зз) Донесение комиссии, рассматривавшей сочинения по философии: «Тема: «Чем объяснить тот факт, что среди философов, признающих опыт единственным источником познания, принципиальные разногласия представляются не исключением, а таким же обычным явлением, как и среди философов всякого другого направления?» – Если основываться на том, что из шестидесяти рассмотренных сочинений лишь два отмечены двойкою (2 и 2+), то можно, конечно, признать их, в среднем, удовлетворительными. Но если, отлагая в сторону цифровые характеристики сочинений, всегда условные и маловыразительные, свести так сказать к одному знаменателю впечатления произведенные их общими и типичными свойствами, то придется с сожалением сказать, что они оставляют желать весьма и весьма многого и свидетельствуют о довольно печальном положении преподавания философии в семинариях. Пока пишущие держатся в пределах общих рассуждений, с их соображениями еще можно мириться: правда, обыкновенно они совсем не оригинальны и не глубоки, но в них, по крайней мере, нет нелепостей. Когда же авторы сочинений пытаются иллюстрировать свои положения, – что, впрочем, случается сравнительно редко, – историческими справками, то эти последние обыкновенно поражают своею крайнею неточностью. Что касается, нако-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЗЗ 31 декабря 2016, 13:34 " ...Другое оправдание:«Если я перестану лгать, потеряю свое место». Но что дороже — временное место в земном кабинете или вечное место в раю? .. " Т.е., что? - сказать своим детям, которым нечего есть, что им нечего есть, потому что ищу место в раю? Как быть в реальной жизни, а не на словах в инете? Елена Степанова 30 декабря 2016, 15:51 Тема сложная...даже ОЧЕНЬ!...Но СПАСИБО,что ее подняли...А вот как относиться к такой лжи,которая происходит в результате борьбы с собой-со своим ветхим человеком?Конкретный пример:не нравится тебе один из ОЧЕНЬ близких родственников,НО...разумом ты понимаешь,что так быть не должно и ВРЕШЬ-лицемериш Анна Резе 30 декабря 2016, 06:41 Спасибо. Всё пройдено, всё испытано и всё написанное - правда. Хочу признаться, что долго боролась с этим грехом. Легко привязывается этот грех, тяжело оторвать. Люди добрые, признаюсь вам, как приятно побеждать понемногу, по чуть-чуть. Светло становится на душе. Слава Богу за всё. ТаняСем 29 декабря 2016, 15:15 Очень ценная статья!!!К сожалению мы так привыкли ко лжи сейчас,что Правда уже принимается с недоверием и боятся верить...сама убедилась,что во всем ищу двойное дно,хотя его и нет может быть,потому что ,к сожалению,столько раз меня " лапошили " ,что лишний раз перестраховка,но врать-хуже всего!!! Сергей 29 декабря 2016, 14:11 Слова у старца Амвросия все таки не тужить , а не не грешить. Бывает ложь и во спасение, когда приходится выбирать между более тяжкими грехами. Напомню, что в житие великомученицы Варвары, есть момент когда один из пастухов сказал ложь и был оправдан у Бога, другой за правду был уничтожен. тамара 29 декабря 2016, 13:29 Господи,прости меня грешную за этот грех.Всё верно написано в статье.Ложь-это и есть ложь,как её не оправдывай и не маскируй. Ксения 29 декабря 2016, 11:33 Все правда. Прости Господи меня грешную. Ivan Alexyuk 29 декабря 2016, 11:32 Да порой думаешь скажу правду и обругают, заклеймят позором, высмеют и.т.п., но практически всегда оказывается наоборот или просто никак.Удивительно. Но иногда так и хочет прыгнуть на язык такая меленькая даже вроде и не совсем ложь,но такое ехидное подкрашивание,маленькое такое замазывание и бррр.

http://pravoslavie.ru/99811.html

ЗЗ 7 ноября 2013, 12:15 Марии, написавшей 2011-03-02 15:30. Быть может, Вы имели ввиду не Короткова, а Коротаева? Наталья 28 августа 2013, 09:42 Мы с 11-летним сыном проводили исследовательскую проектную работу в школе, тема " Что такое счастье? " . Так вот по результатам анкетирования детей и взрослых, получилось: С-частье,это быть ЧАСТЬЮ своей семьи!!!! и дети и взрослые отвечали практически одинаково, счастье - это семья, дети, родители, когда все в семье здоровы и спокойны. И только один мальчик в классе ответил, что несчастлив. Так он и написал в анкете (один из 30 человек), что для счастья ему нужна не семья, а компьютер! А разве с бездушной машиной будешь чувствовать себя счастливым? Вот он и страдает, бедолага... на втором месте после семьи у детей стоит наличие друзей, а у взрослых - душевный покой. Кстати, защищая эту работу, сын занян высшее место среди остальных конкурсантов! Оксана 22 июля 2013, 15:17 Мне статья в целом понравилась. Однако, поселок Пьянский Перевоз уже давным - давно город Перевоз. И поверьте мне, это маленький, но очень красивый, ухоженный чистый городок))). И люди в нем живут хорошие. Зря Вы его для красного словца упомянули. Екатерина 18 июля 2013, 01:52 Счастлив человек, когда может радоваться тому, что у него есть!Чем больше денег, тем больше желаний и нет им предела....Что приобрел, то уже не предел мечтаний , а -обычное и привычное. И страшно потерять достаток!И чем больше имеешь,тем меньше радуешься. Но самое страшное-вообще перестать радоваться жизни.С трудом просыпаться,видеть все в черном цвете. Но есть смысл и в этом тягостном,мучительном состоянии. Ты не привязан ни к чему земному!Ничто материальное не может утешить! Только ко Господу -крик души : Господи, помилуй! И так может пройти год и более!Но вера , что Господь милостив. помогает! Ты знаешь,что надо перетерпеть!Надо переболеть!Иногда унываешь-когда же это все закончиться? И вот вдруг отступает это беспросветное уныние.И радость от каждого дня наполняет душу и сердце- и бесконечная благодарность Спасителю! Вот оно счастье-радоваться жизни,как великому Дару! И количество денег тут совсем не причем !Не оно дает радость!Я в этом уверенна, потому что и с деньгами и без них,уныние может быть одинаково тяжелым!

http://pravoslavie.ru/42528.html

Роболи 1926 - Роболи Т. Литература " путешествий "http://Русская проза. Л., 1926. Рулье 1855 - Рулье К.Ф. К читателям//Гумбольдт А. Картины природы с попутными объяснениями. М., 1855. Русские 1990 - Русские писатели. Библиографич. словарь. В 2-х ч. М., 1990. Салтыков-Щедрин 14 - Салтыков-Щедрин М.Е. Собр.соч.: В. 20 т. М., 1972. Т. 14. Семенов 1972 - Семенов В.Т. Гоголь - как историк-медиевист//Из истории западноевропейского средневековья. М., 1972. Семенов-Тян-Шанский 1928 - Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. М., 1928. Семенов-Тян-Шанский 1928а - Семенов-Тян-Шанский В.П. Влияние географического ландшафта на творчество человека//Гул земли: Лит.-научн. и художеств. сб. Л., 1928. Семенов-Тян-Шанский 1934 - Семенов-Тян-Шанский В.П. Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии//География в школе. 1934. N 1. Семенов-Тян-Шанский 1939 - Семенов-Тян-Шанский В.П. Мысли Н.В. Гоголя о географии: К 130-летию со дня рождения//Известия ГГО. 1939. Т. 71. Вып. 6. Скурла 1985 - Скурла Г. Александр Гумбольдт. М., 1985. Сологуб 1865 - Сологуб В.А. Воспоминания//Русский архив. 1865. Сохряков 1990 - Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. М., 1990. Степанов 1957 - Степанов А.Н. Публицистические выступления Гоголя в " Литературной газете " А.А. Дельвига//Учен. зап. ЛГУ. 1957. N 218. Сер. филол. наук. Вып. ЗЗ. Строев 1953 - Строев К.Ф. О работе Н.В. Гоголя " Мысли о географии "http://Учен. зап. МГПИ. 1953. Т. 39. Труды географич. ф-та. Вып. 4. Сухова 1981 - Сухова Н.Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. Л., 1981. Терра 1961 - Терра Г. Александр Гумбольдт и его время. М., 1961. Тойбин 1980 - Тойбин И.М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов. Воронеж, 1980. Толстой 7 - Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги " Война и мир "http://Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1981. Т. 7. Томашевский 1961 - Томашевский Б.В. Историзм Пушкина//Томашевский Б.В. Пушкин. М.:Л., 1961. Кн. 2.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/19/...

Добротолюбие, ч. 2, гл. 20 Слово 26, глава 90 жж Мы не должны удивляться и нам не должно казаться странным, если некоторые лукавые люди делают дела диавольские, но от тщеславия своего говорят слова благия, потому что и эти гордые и нерассудные люди, если останутся нераскаянными, будут низвергнуты с неба, как и лукавый змий, бывший в раю, который через гордость вознесся и погиб, и из ангела сделался бесом, и низвергнут в преисподнюю. Тоже пострадает и тот, кто от гордости своей учит других тому, чего сам ни испытал желанием своим, ни исполнил на деле, и из тщеславного учителя сделается лукавым бесом. Ибо то же делает и лжеучитель диавол, который много раз являлся святым в виде ангела и говорил им божественные слова с коварным умыслом, чтобы поругаться над ними и ввергнуть их в гордость; он являлся им как добрый, по словам, исполненным обольщения, будучи зол внутри и снаружи по диавольскому умыслу и по делам своим. То же самое он всегда делал и делает до сего дня с нами, чтобы нас вовлечь в свои сети. Новогреч. перевод «Лествицы» Афанасия Критского, с. 371 Слово 26, глава 94 зз Грех есть преступление закона, малое или великое, бывающее делом, или словом, или помышлением. Праздность есть то, когда человек бывает в бездействии и не исполняет дел Божиих, которые обязан исполнять. Нерадение, когда исполняет их, но нерадиво, без любви и усердия. Страсть есть злое и неудобоискоренимое сложение помысла и хотение сердца, стремящегося к душевредным пожеланиям и греховным делам. Падение есть то, когда душа падает в неверие, или тело – в плотский грех. Новогреч. перевод «Лествицы» Афанасия Критского. С. 372 Слово 26, глава 115 ии Кто стяжал в сердце своем Бога и просвещение Его, тот обыкновенно познает волю Божию в том деле, которое хочет делать, трудное ли оно и совершается с замедлением, или легкое и исполняется скоро; потому что он не смотрит на затруднения и на долготу времени, препятствующие ему и замедляющие дело, и ради сего не оставляет оного, но смотрит на помощь и содействие, которые, как он видит, Бог подает ему, и на свое усердие исполнить дело. Ибо и святые апостолы со многими затруднениями и великими искушениями научили людей Святому Евангелию и привели их в истинную веру; но они смотрели не на препятствия и долготу времени, а на Божественную силу и великую ниспосылаемую им помощь, которою они победили все противостоявшие им препятствия, так что дело их преуспело на лучшее и более утвердилось. И из сего ясно позналась воля Божия; ибо если бы только были одни искушения и препятствия, а не было Божия содействия, то показалось бы, что на то не было Божией воли. Потому и тот, кто имеет в себе Бога, не смотрит на препятствия и замедление, но на Божию помощь, укрепляющую его подвизаться с великим усердием и совершить дело, и ради долготы времени и затруднений он не сомневается, и не отягощается, и не оставляет дела неисполненным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Действиями кощунство (пародирование) бывает: аа) благословляют рукой для забавы по примеру священника и в виду его, например, когда кто, придя в дом для гостьбы или за делом, и по доброму обычаю благословясь от него, подходит затем к другим с простертою рукою поздороваться; бб) произносят ектении на манер чтения дьяконского, искажая свой голос; вв) представляют (пародируют) целые службы, например, молебен с водосвятием, и целым сборищем, назвав тут одного псаломщиком, а других певчими, поделав и облачения священные (например, вместо ризы рогозу), подражая наружному виду священника (волоса и борода изо льна); а также равнодушно относятся к играм детей, имеющим предметом смешное представление какого-либо таинства или обряда, особенно исповеди (один мальчик сидит на стуле, а другие подходят к нему и рассказывают свои грехи, причем, мальчик или девочка покрывает их большим платком); мало этого, и сами взрослые в некоторых местах допускают подобные же игры, например, венчают (венцы из соломы), хоронят искусно скрывающего все признаки жизни, и даже карикатурят великое таинство крещения; гг) в нетрезвом виде поют духовное и церковное, сменяя это пение хохотом или спором; дд) безвременно и неуместно, например, для испытания голоса или ради приятности напева, поют из литургии такие стихи, которые относятся к совершению самой бескровной жертвы («милость мира...» «Тебе поем»), и которые вне богослужения можно петь разве для изучения или спевки и разве еще одиноко, тихо и с глубоким умилением; ее) стараются рассмешить непристойными движениями и смехом человека, предстоящего на молитве, а также иногда останавливают этим чтение или пение на клиросе; жж) надевают, при случае или нарочито отыскав где, священническое платье и даже церковные ризы, и так-то со смехом показывают себя пред другими; зз) в театрах выводят на сцену для большего увеселения публики духовных лиц, даже назвав по имени против печатного текста пьесы, какое-либо местное знакомое публике и известное своею строгостью или учительством лицо; ии) составляют и разыгрывают в театрах целые драмы из свящ

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

—271— нечестивцев“ (Моск.), „над всем тяготеет рука Промысла Божия“ (Виф.), „ее коснемся“ (Курск.), „Значение ее“ (Ирк.), „величина мысли“ (Моск.) и др. Не без страданий и орфография – в следующих, наприм., случаях: поколений (Моск.), поветствуя (3 раза, Тульск.), течи, вм. течь (2 раза), не-не (вм. ни-ни), оправдующей, отдельный (Пенз.), благоволение (3 раза), раскаяние (Олон.), благоденствие (Смол.), со всею энергиею (Моск.), светилица (Ряз.), и др. При всем этом, мы находили возможным – не отмечать ни одного сочинения вовсе неудовлетворительным баллом, в некоторых же с отрадою видим все задатки в будущем полезной, плодотворной и серьезной работы для науки“. зз) Донесение комиссии, рассматривавшей сочинения по философии: „Для письменного испытания по философии экзаменующимся дана была тема: „Критические замечания на Декартовы критерии истины – субъективный (ясность и отчетливость) и объективный (правдивость Божества)“. Требовавшаяся для выполнения поставленной задачи познания по истории философии и способность к самостоятельной критике обнаружены экзаменующимися в удовлетворительной степени. За исключением дедукций объективного критерия, которой не дал почти никто из писавших, изложение Декартова учения не страдает сильно заметными недостатками. Критика в некоторых случаях из философской переходила в богословскую, с неизбежным, в подобных случаях, упоминанием о грехопадении Адама и Евы; но в общем надо сказать, что в нынешнем году такая теологическая аберрация семинарского философствования замечается сравнительно реже, чем прежде. По части стиля и грамотности экспромты нынешнего года производят сравнительно хорошее впечатление; но редкие печальные исключения все-таки есть. Лучшие сочинения принадлежат студентам семинарий – Московской, Тверской (балл. 5), Вифанской, Вологодской (5–) и Волынской (4 ½), худшие – Тифлисской и Владимирской (2 ½)“. ии) Донесение комиссии, рассматривавшей поучение: „Для проповеди был дан текст Еккл.1:17–18 . При оценке рецензенты приложили не узко-гомилетическую, а

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несомненно, что большинство не вдумалось в тему, но возможно, что некоторые и перехитрили, заранее решив, что для академического испытания не дадут простого вопроса. —230— При обсуждении темы в прямом или косвенном виде большинство проявило то, что обыкновенно в сочинениях проявлялось и прежде – своеобразный дальтонизм, странную односторонность. Раз автор признает, что существуют пророчества, то далее он уже настаивает, что по пророчествам этим нельзя не узнать Христа, что евреи должны были принять Христа. Автор забывает о том, что вера не есть знание, что по Св. Писанию вера есть и дело свободы и дар благодати. В некоторых сочинениях пророчества определялись, как совершенно точные, ясные и определенные описания будущих событий. Из 75 писавших сочинение 54 – светских воспитанника семинарии, 20 – священников, 1 – реалист. Характерных черт, которые клали бы особый отпечаток на сочинения той или иной группы указать нельзя. Можно выделить несколько сочинений, из которых видно, что писавшие воспитывались под некоторыми внесеминарскими литературными и философскими влияниями, но таких сочинений очень немного и авторы их вышли из различных семинарий. В прошедшем году комиссия указала ряд общих недостатков в экзаменационном сочинении по основному богословию (заседание совета 6 сентября 1907 г., 10; протоколы напечатаны в приложении к июньской книжке Богословского Вестника, стр. 232–235). Теперь комиссия имеет заявить, что все эти недостатки присущи и сочинениям настоящего года. Положительными качествами сочинений являются осведомленность в Священном Писании и у большинства довольно приличное литературное изложение». зз) Донесение комиссии, рассматривавшей сочинения по психологии: «Комиссия, рассматривавшая приемные сочинения по психологии, должна признать, что в общем они производят мало благоприятное впечатление. Их средний уровень несомненно ниже, чем в прошлые годы. Чтобы дать возможность экзаменующимся обнаружить не только их психологические знания, но и общее философское развитие, им была

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О если бы и на нас открылась эта милость и могущество Божие (ст.4), если бы и мы – избранные сделались счастливыми и получили повод к радостному прославлению Господа (ст.5) 790 . Конечно, мы этого недостойны, так как подобно отцам нашим мы оскорбляли этого благого и всемогущего Бога (ст.6). Если мы обратимся к истории своего народа, то должны будем сознаться, что он больше заслужил отвержения, чем милости. Несмотря на поразительные чудеса, которые Бог сотворил в Египте, отцы колебались в вере в Него уже в то время, когда входили в Чермное море (ст.7) 791 . Бог, однако, так как Он действовал пред египтянами, ради Своего имени, чудесно провел их чрез Чермное море и таким образом навсегда освободил их от власти их притеснителей, которых погреб в морских волнах (ст.8–11) 792 . Народ с верою благодарил Бога за это избавление (ст.12), но скоро (ст.13) 793 снова вера их исчезла; они оскорбили Бога своими греховными нехотениями (ст.14–15) 794 , восстанием против своих предводителей и против установленных чрез них законов о священстве (ст.16–18), и также и постыдным идолопоклонством (ст.19–20); они совершенно забыли Бога и великие Его дела (ст.21–22); если бы Моисей не выступил с молитвенным ходатайством, Господь тогда совершенно истребил бы народ (ст.23–24) 795 . При возвращении соглядатаев они согрешили неблагодарностию и неверием, за что им было возвещено наказание (ст.24–27) 796 . Достигши восточной Иорданской долины, они предались моавитскому идолопоклонству, вследствие чего смерть постигла 24000 евреев; но ревность Финееса о славе Божией была величественно награждена (ст.28–31) 797 . Своим неверием при Мериве они на мгновение и в Моисее поколебали веру в помощь Божию, за что он был тяжко наказан (ст.32-ЗЗ) 798 . В период судей они вступали в сношение с язычниками хананея-ми вместо того, чтобы согласно повелению Божию предать их истреблению, приносили в жертву идолам детей своих и такими мерзостями осквернили святую землю (ст.34–39) 799 . В наказание за это Бог неоднократно предавал их угнетению язычников, с которыми они вступали в союзы (ст.40–43), но снова освобождал их, когда обращались к нему за помощию, вспоминал Свой завет и возбуждал к ним милость со стороны их угнетателей (ст.44–46) 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010