Пс.93:3 .  Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся Тех, которых назвал гордыми, теперь называет грешниками; поелику и они грешат против Бога тем, что презирают и не сохраняют закона Божия о правде, а против обижаемых ими братьев их тем, что поступают с ними неправедно. Теми же именами назвал неправедных и в 9-м псалме. И таковые неправедники и притеснители обыкновенно еще хвалятся неправдами и притеснениями своими. Повторение при том слов: доколе грешники, означает ревность, как и выше означенные. Пс.93:3 . (Доколе) Провещают и возглаголют неправду? Возглаголют вси делающие беззаконие? Пред первым глаголом: «провещают» надобно подразумевать только общее наречие: доколе, а при втором «возглаголют» надобно подразумевать и имя: неправду и читать так: доколе, Господи, грешники будут возвышать голос неправды, и доколе будут говорить неправду все те, которые делают беззаконие? Повторение же здесь: будут говорить, означает также ревность (1). (1) Слова безъименного; С самого начала бытия человеческого сожительства, грешники начали притеснять праведных, как Каин Авеля, и допотопные исполины современников своих, Исав Иакова, Иосифа братья его. Таким образом, следя по временам, можешь увидать, что в каждом роде грешники восставали на праведных. Итак доколе, Господи, это будет, что грешники хвалятся нечестивыми своими делами и не молчат о своих делах? Ибо будучи неудержимы в злых делах, как удержатся от слов? Посему они говорят то, чем побуждают других к падению, сказывая иногда: сделаем зло, чтобы вышло добро ( Рим. 3:8 ), а иногда: будем есть и пить, ибо заутра умрем ( Ис. 22:13 ). Пс.93:5 .  Люди Твоя, Господи, смириша, и достояние, Твое озлобиша Мы прежде сказали, что древний народ и древнее наследие Божие были иудеи; а новый народ и новое достояние Божие суть христиане из язычников. Пс.93:6 .  Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша Такое зло сделали прежде начальники, Иудеев из корыстолюбия. То же делают и ныне многие из наших христианских начальников. Умерщвляет же и убивает вдову и сироту и чужестранного не только тот, кто употребляет против них меч и закалает на деле, но и тот лихоимец и неправедник, который похищает деньги и поместья их и тот, кто презирает терпящих обиды и не вспомоществует им и тот, кто помогает и угождает делающим зло таким бессильным беззащитным лицам. Пришлец, по изъяснению иудеев, есть тот, кто сделался Иудеем из язычников, а по нашему христианскому чужестранец и переселенец (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

    «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3).     «Если не обратитесь, Он оружие свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс. 7:13—14).     «В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18).     «Беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28).     «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия» (Пс. 67:3).     «Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27).     «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавству их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23).     «Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155).     «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4).     «Падут в сеть свою грешники» (Пс. 140:10).     «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом    Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении).    Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).    Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Бог грозит нам казнью потому, что напоминание о ней есть как бы некое спасительное врачевство (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Не скоро бы согрешил человек, если бы всегда прилежно рассуждал о геенне, ибо говорится в Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39. — Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    О геенне больше мы должны рассуждать, чем о Царствии Небесном, ибо страх большую имеет силу, чем обещание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Осмеивая таких людей, пророк говорит далее: «образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите!» ( Пс.93:8 ). Безумными этот пророк обычно называет людей, которые думают о Боге нечестиво. Так о них именно он говорит: «сказал безумный в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:1 ), Таковы именно те, кто обижает вдов, сирот и пришельцев, и совершает другие без­закония. Порицая их, пророк в первой половине стиха повелевает им образумиться, а во второй говорит: «наконец, поймите», желая показать, что если они теперь не раскаются и не образумятся, то впоследствии не будут уже иметь к тому возможности, так как " в... аду кто исповедает Тебя?» ( Пс.6:6 ). За то пророк и называет их безумными, что они беспечно опускают время для покаяния. Только безумным свойственно не уметь, как следует, пользоваться време­нем и обстоятельствами, и не знать того, что признается всеми, а именно – того, что следует далее. «Устроивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не ...видит ли?» ( Пс.93:9 ). Чрез органы пророк указал и на чувства, получаемые ими, – слух и зрение. Эти последние, а равно и другие чувства создал и даровал нам Бог. Если же так, говорит пророк, то как можно говорить, что Бог, наделивший нас способностью чувствовать, не обращает внимания на наши действия? Если бы Он не признавал благом дарованного нам, то и не дал бы. Всякое благо пророк полагает, прежде всего, в Боге, как причине всех благ. «Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто на учает человека разумению?» ( Пс.93:10 ). Пророк спрашивает и об этом не как о чем-то сомни­тельном, но как известном всем, и вопросом пристыжает тех, кто не признает этого. Если Бог наказует многие народы, т.е. человечество, то как Он не обличит каждого грешника в частно­сти? А как Он наказует язычников? «На учает, – говорит, – разумению " . Какому разуму? Уменью различать доброе от злого, вредное от по­лезного. Этому Бог научает нас не чрез каких-нибудь воспита­телей или учителей, а знанием врожденным. Чрез это Он и обли­чит грешников, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Хотя принятый в РПЦ Типикон (Т. 1. С. 14) предписывает петь все стихи «Б. м.» (1-й антифон - на 8-й глас; др. 2 антифона (в субботу вечером) - на текущий глас), в совр. рус. певч. практике сохраняется принцип исполнения только избранных стихов (как правило, Пс 1. 1a, 6; 2. 11, 12c; 3. 8a, 9; стоящие между ними стихи иногда прочитываются) с припевом «аллилуия». Наиболее распространены напевы обиходный, Почаевской лавры, Зосимовой пустыни и др. (Свод напевов. С. 38-43). В нек-рых изложениях избраны др. стихи: в греч. распеве в гармонизации Д. Соловьёва стих Пс 1. 1 распет целиком; в напеве Зосимовой пустыни добавлен стих Пс 1. 2 и целиком распет стих Пс 2. 12, но опущены стихи Пс 1. 6; 3. 8, 9 (Всенощное бдение. С. 80-83). Иногда распет весь Пс 1 или даже Пс 1-3 (Там же. С. 78-80, 84-86, 93-167). 2-й и 3-й антифоны «Б. м.» в приходской практике, как правило, опускаются, и «Б. м.» тогда состоит из 1-го антифона; это отражено и в певч. сборниках. В нек-рых мон-рях 2-й и 3-й антифоны прочитываются. Припев «аллилуия» в поздних напевах исполняется по-разному: в греч. и валаамском распевах «аллилуия» однократное, а в обиходном и почаевском - троекратное. Следует отметить, что в совр. певч. практике «Б. м.» и непорочны (Пс 118) - единственные распетые кафизмы, обычай пения остальных кафизм утрачен. В афонской певч. практике обычно распевается 1-я ч. «Б. м.», а остальные 2 или читаются, или опускаются (Святогорский устав. С. 77). По праздникам пение «Б. м.» в афонских мон-рях может длиться до получаса (Успенский. С. 41). 1-я кафизма Псалтири используется также в среду на утрени в Великий пост в качестве рядовой кафизмы, но здесь неприменим термин «Б. м.» (Типикон. Т. 1. Л. 33). По Мессинскому Типикону, Великим постом 1-я кафизма стихословилась в среду на 1-м часе (Arranz. Typicon. P 311) на 2-й плагальный (т. е. 6-й) глас, т. к. глас кафизмы на великопостных часах по Студийскому уставу зависел от самого часа ( Пентковский. Типикон. С. 406). Кроме того, др. кафизмы на великопостных часах могли, видимо, исполняться по образцу кафизм 1, 2й или 3-й, о чем свидетельствуют надписания над первыми (напр., «На часе 9-м, глас плагальный 4-й, «Блажен муж»: Кафизма 8-я: «Помилуй мя, Боже» - Arranz. Typicon. P. 310-311).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

—425— «не оправдается ни один из живущих» ( Пс.142:2 ). Только фарисейское самомнение могло успокоиться на делах закона, для людей же, проникнутых истинным религиозным сознанием, веления закона становились тем требовательнее, чем они ревностнее исполнялись. Единственный выход из этого затруднения подзаконный человек мог найти только в надежде на Бога. Закон вселял в человека сознание постоянной греховности и чувство виновности и вместе с тем пробуждал в нём жажду помощи и спасения, которое бы за него совершил Сам Бог ( Рим.4:15, 3:19, 7:24, 8:3 ). С другой стороны, подзаконный человек имел несомненные основания для этой надежды. В его религиозном сознании живы были Божественные обетования, делавшие Израиля наследием Божиим, народом избранным, царем и священником в ряду прочих народов земли и открывавшие ему путь не только к личному избавлению, но и к спасению чрез него всех народов. Сам Бог служит залогом этого обетования и, верный всем Своим решениям, Он очистит и спасет Израиля, загладит беззакония и не помянет грехов его ради Себя ( Ис.43:25 ). Он клялся Собою Самим, что правда Его восторжествует и слова Его будут незыблемыми ( Ис.45:23 ), поэтому Он не отринет Своих людей, не оставит Своего достояния ( Пс.93:14 ). В этом Его верность обетованиям, Его правда, растворяемая милостью ( Пс.111:4, 84:11 ), спасающею Израиля, несмотря на то, что он не выполнил условий завета. 3639 И —426— вот, проникнутый сознанием собственного бессилия, отчаявшийся в своей правде, подзаконный грешник устами псалмопевца взывает к правде Божией: «суди меня, Боже, по правде Твоей» ( Пс.34:24 ), «правдою Твоею избавь меня, будь мне Богом Защитником» ( Пс.70:2–3 ). Недостаток его личного совершенства восполняется правдой Божественной и чувство ответственности за нарушенные обязанности уступает место упованию на милость Божию. Его праведность есть дар Божественной милости, требующей от него восполнять недостаток исполненных дел закона сознанием собственного греха ( Пс.31:2, 11, 39:11, 50:16, 64:4, 68:6:28 ), покорностью Его суду, страхом и надеждой на помощь ( Пс.36:9–12, 102:17, 112:1 и сл.; 68:7, 90:14–15). Эта уверенность в спасительной силе Божественной правды так глубоко проникала в сознание истинно-верующего израильтянина, что он, чувствуя свой наличный грех, в то же время был убежден в своей будущей правде, сознавая свою немощь, одушевлялся своей силой. Прямой контраст ему представляет собою тот нечестивец, который не в Боге полагает свою силу, а надеется на множество своего богатства и возмогает в своей суете ( Пс.51:8–9 ). Отсюда ветхозаветная праведность покоится не только на делах совершенного закона, но и на Божественных обетованиях; праведен, с точки зрения правильного ветхозаветного миросозерцания, не тот только, кто приобретает право исполнением своих обязанностей, но и тот, кому дано право по милости Божией, во имя его идеального назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соблюдение помыслов от лукавого и «соглядатаев» и есть вражда со змеем. Точно так, как мы пристально наблюдаем змея, он наблюдает нас (это симметричное отношение). Наше уязвимое место, которое постоянно выслеживают лукавые «соглядатаи», это – «пята» акев . В символическом значении (другого здесь быть не может) «пята» – это опора на земное в помыслах о земном. Человек уверенно, всей стопой от пятки ступает по земле, знает, чего хочет, самоуверенно держит свой путь – в этом движении человек уязвим… Когда все наши помыслы о земном, мы становимся уязвимы от диавола. Сатана создает условия и караулит момент, когда все наши помыслы о земном. Если наши помыслы о небесном, мы стоим на земле безопасно. Давид просит, чтобы Бог «водил» его по жизни: «ради соглядатаев моих сделай предо мною путь Твой» ( Пс.5:9 ). Из-за того, что «соглядатаи» всегда караулят человека на его пути, путь предо мной да будет не извилистым и ухабистым, но ровным и «прямым» (см. Пс.11 /10:4) Главная защита от «соглядатаев» – самому видеть соглядатаев (блюсти голову змея). На это твердо уповает Давид: «Бог даст увидеть мне соглядатаев моих» ( Пс.59 /58:11). Соглядатаев надо знать, – каковы они, каков он: Пс.5:10             Ибо нет в устах его постоянства… «Постоянство» – от глагола кун : «опираться», «быть утвержденным», «правильным». Так, все мироздание, как творение Творца, имеет постоянство и основательность, устойчивость: «твердо мирозданье, не подвигнется» ( Пс.93 /92:1). Противники творения Бога – лукавые «соглядатаи»: это и сам диавол, и люди его. Искусных лжецов можно опознать по их речам: в их речах нет постоянства, но – всегдашняя, текучая по ситуации, чуткая – изменчивость. Искусный лжец обладает такой способностью – не задерживаться во времени на чем-то сказанном только что. В плане каких-либо принципов и убеждений он, как говорят сейчас в уничижительном смысле, «отвязный». Пс.5:10             …внутренность их – пагуба… «Внутренность», нутро керев – у человека это и его внутренние органы, и его нравственная природа («дух в утробе», Пс.51 /50:12; «внутренность сердца», Пс.36 /35:2). С врагами-соглядатаями говорить не нужно, слушать их бесполезно и опасно, а вот в утробу их заглянуть – ради опознания их вражьей природы – имеет смысл. Как их опознать? По плодам – что из утробы выходят (керев – это также утроба беременной; Быт.25:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Но какой Творец пренебрег бы заботой о Своем творении? Кто бы покинул и оставил в небрежении то, что считал нужным сотворить? Но если несправедливо пренебрегать, разве не является большей несправедливостью сотворить – ведь не было бы никакого ущерба, если бы и не создал, – и не заботиться о сотворенном? Это было бы величайшей жестокостью! 49. И если одни отвергают Бога, своего Создателя, или приравнивают себя к зверям и животным 93 , что мы скажем о тех, кто сами себя осуждают следующим беззаконием? Они утверждают 94 , что Бог – во всем и всё находится в Его силе, Его мощь и величие проникают все стихии: земли, небо, моря 95 , – и в то же время они считают несправедливым, если Он в полноте божественного величия и знания проницает ум человека, лучше которого Он нам ничего не дал? 50 . Но те, кого считают трезвомыслящими философами, насмехаются над их учителем 96 как над пьяницей и любителем наслаждения. А что сказать по поводу мнения Аристотеля, полагавшего, что Бог ограничен Своими пределами и действует в определенном Ему объеме власти? Как повествуют сказания поэтов 97 , мир разделен между тремя владыками: одному по жребию досталось небо, другому – море, третьему – власть над подземным миром, и все они тщательно следят за тем, как бы между ними не началась война, если кто-то захватит попечение над уделом другого. Аристотель также утверждает, что Бог не заботится ни о земле, ни о море, ни о преисподней. И как эти философы пренебрегают поэтами, которым сами же следуют? 7. 51. Теперь следует ответить на вопрос: если Бог все-таки заботится о Своем творении, то неужели Он не знает его? Насадивший ухо не слышит ли? Создавший глаз не видит ли и не созерцает? ( Пс.93:9 ). 52 . Это нелепое мнение не осталось без внимания у святых пророков. Давид даже приводит слова тех, кого называет надувшимися от высокомерия 98 . Кто может быть более надменным, чем грешники, негодующие, что другие грешники живы? Они говорят: Доколе нечестивые, Господи, доколе нечестивые будут хвалиться? ( Пс.93:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Посему пророк, как скоро, вопреки богохульным внушениям их, ощутил в духе своём милость и благоволение к себе Божие и чрез то ясно уразумел, что молитва его услышана, тотчас, в восторге благодарного чувства к Богу и в справедливом негодовали на беззаконников, даёт внутренно твёрдый обет Богу – прервать всякую связь с людьми, творящими беззаконие, удалиться от них самому и удалить их от себя. И как святые мужи исполнения обетов своих до другого времени не любят откладывать, то и пророк в то же время, как изрёк внутренно обет свой, уже приступает к исполнению оная, и голосом твёрдым и решительным вопиет в слух целого мира нечестивым: отступите от Мене вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего и молитву мою прият. Вы, которые не раз говорили мне, на Бога клевещуще: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль. Разумейте же безумнии в людех и буии некогда умудритеся. Насаждей ухо не слышит ли? или создавый око не сматряет ли ( Пс.93:7–9 )? Се узре Господь смирение и труд мой ( Пс.24:18 ), услыша моление мое, отвратил лице Свое от грех моих и вся беззакония моя очистил, дал слуху моему радость и положил в сердце веселие спасения Своего. Отступите убо от Мене вси глаголющшии лукавая и творящии беззаконная. Я не хочу отныне ничего иметь с вами общего, ни слушать вас, ни говорить с вами, ни разделять с вами трапезы моей, ни вкушать от ваших брашн и елей ваш да не намастит главы моея ( Пс.140:5 ), да не приобщусь делом неплодным тьмы: яд аспидов под устнами вашими ( Пс.139:3 ) и в конобе ваших орашен смерть. Един отныне Господь, Един Бог будет часть достояния моего на земли живых, часть моя во век ( Пс.15:5, 72:26, 141:6 ). Словом, здесь пророк точно также поступил, как поступал он в другом подобном, равно покаянном псалме, где, прося себе у Бога прощения и помилования в содеянном прегрешении, в то же время обещает Ему научить беззаконных и обратить нечестивых. Помилуй мя, Боже, сначала вопиет он, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти мя, а потом, в след затем, через несколько строк, взывает: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся ( Пс.50:3,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

За изображением вопросов пророка к Богу следует изображение а) (первого) Божественного ответа (5–11) 45 и б) произведенного им на пророка впечатления (12 –17). а) Божественный ответ вносится пророком в его книгу без исторического примечания, что его т. е. сказал Бог; и при таком, ничем не предваренном к нему переходе от речи самого пророка, тем разительнее раздается этот ответ – глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии ( Пс.28:4 ). Все ждали, когда явится Бог отмщений, возвысится Судия земли ( Пс.93:1 ); скорбели, что Он молчит ( Авв.1:2 ), – и когда Бог славы возгремел ( Пс.28:3 ), не нужно было распространяться о том, что Он явился. Бог прежде всего требует от иудеев внимания к Своему откровению и тем показывает его важность: уже висят над главами их события страшные, каких доселе еще не бывало, которые имеют в себе довольно силы для того, чтобы удивить и ужаснуть тех, над кем разразятся, и которым не поверили бы, если бы кто стал их рассказывать: видите презорливии, и смотрите, и чудитеся чудесем, и исчезните: понеже дело Аз делаю во днех ваших, емуже не имате веровати, аще кто исповесть вам (ст. 5). «Презорливыми называет Бог небоязненно нарушающих закон и недугующих бесчувственностью 46 или дерзавших пренебрегать величием Божиим и клеветать на промысл Божий» 47 . Затем в открываемом деле указываются: его главное начало – воля Божия в отношении к нечестивым, его видимое орудие совершения – народ сколько жестокий, столько же быстрый и могущественный в исполнении жестокостей (6–10), наконец его последствие для совершителей (ст. 11), что все вместе изображает силу страшного бедствия. «Ибо вот Я воздвигаю Халдеев:» на вас (как прибавлено у LXX, – по смыслу правильно сн. 2Цар.12:11 ; Ам.6:14 ), живущих в неправде и беззаконии, ради которых огорчаются незнающие планов Промысла, наведу жестоких и неудержимых халдеев, которые из алчности к чужому ополчаются против всех народов 48 . Зло возвещается невероятное, так что кто ни услышит, у всякого зазвенит в ушах ( Иер.19:3,15 ); однако оно совершится непременно, потому что возвеститель и совершитель его Тот, Который рече и быша, повеле и создашася ( Пс.32:9 ) и от Которого не скроешься ни в преисподней, ни на небе, ни на вершине Кармила, ни в глубинах моря: Господь Бог Вседержитель имя Ему ( Ам.9:2–6 ), посылаяй слово свое земли, до скорости течет слово Его ( Пс.147:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010