А.) Путешествие в Синайский монастырь Глава первая. Путь от Каира до Суэса Июнь. 1. Четверток. В душе моей есть неодолимое стремление к познанию предметов божественных и человеческих. Я непрестанно нахожусь под влиянием его, так что оно дает направление всей моей жизни. Эта духовная сила влечет меня на Синай во второй раз; и я с радостию предпринимаю трудное путешествие туда для того, чтобы пополнить свои прежние сведения как о сем полуострове, так и о тамошней древней обители. Когда эта цель будет достигнута мною, тогда радость моя преисполнится; а если мне удастся там еще открыть что нибудь новое, или давно забытое в области ведения, то я почту себя путешественником счастливейшим. 2. Пятница. Есть благословение Господне на мне и на присных моих. Все мы здоровы и благодушны. Все нужное нам в пути приготовлено. Условие с Шехом Салехом, который будет провожать нас, заключено и подписано. Наша преданность воле Божией крепка. 3. Суббота. Мы готовы в путь; чресла наши препоясаны, ноги обуты, дорожные посохи заострены. Боже! утверждаяй ниспадающия и возставляяй низверженныя, избави ны от сети ловчи, от словесе мятежна, от стрелы летящия во дни, от сряща и беса полуденного, и от всякаго зла, да не скончаются всуе дние наши, и лета наша в скорби. Изми нас от враг наших, Господи, яко к Тебе прибегаем. Даждь нам, да очи наша зрят право, и разумение наше да будет сугубо. Сохрани души наша безгрешны, и постави ны не скверны пред лицем славы Твоея, юже явил еси рабу Твоему Моисею на Синайстей горе. Сохрани исхождение наше и вхождение наше. Во всем благопоспеши рабом Твоим, и даждь им обрести благодать пред всеми людьми. Аминь. После утрени Патриарх Иерофей с молитвою благословил нас в путь далекий и небезопасный. Я, прощаясь с ним, умиленно сказал ему: владыка святый, ты приголубил и упокоил нас паче присных своих; зато Бог воздаст тебе сторицею. А мы благодарим тебя от всего сердца, и молим Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, да продлит годы твоей жизни, драгоценной для Православной церкви Египетской, которая как лилия цветет среди терний. Добрый владыка еще раз благословил меня и всю дружину мою и напутствовал нас молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Она молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и совершившему спасение всему дому его, благословить и новоустроенное жилище и имущих жить в нем соблюсти не вредимыми от всякого вреда, благословить дом новый, как некогда Господ благословил дом Лаванов входом Иакова ( Быт.30:27 ), Пентефриев–водворением Иосифа ( Быт.29:5 ), Аведдара внесением ковчега ( 2Цар.6:11 ); обновить новый дом, как Господь обновил стены Иерусалима во дни Ездры и Неемии ( Неем.12:26–27 ), как дом Закхеов освятил своим входом. По молитве положено окропить стены новосозданного дома св. водою 832 . Освящение домов, как видно из молитв этого освящения, Прав. Церковь постановила совершать, по примеру ветхозаветной Церкви, которая освящала также новые жилища ( Втор.20:5 ) и но примеру освящения храмов Божиих. Пример этот частию виден в водружении креста на месте устрояемого дома, во внесении в устроенный дом и постановлении в нем, по обычаю Православному, св. икон, нко знамений благодатного сопребывания Господа и Святых в нащих жилищах. Примеч. К молитвам об обновлении дома можно отнести молитву о храмине, стужаемой от злых духов, и основанную на словах Пр. Давида, служащую к успокоению живущих в ней; ибо Церковь молится, чтобы Господь сохранил сущих в дому от страха нощнаго, и стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденного ( Пс. 90 ), и на словах самого Господа, давшего верующим власть наступати на змию и на скорпию ( Лк.10:19 ) и изгонять бесов ( Мк.16:17 ) 833 . 4 . К жилищам христиан должно причислить корабль, который есть необходимая принадлежность членов общества и служит действительно жилищем для многих, особенно в летнее время. Сколько необходим корабль для общества, столько близко к опасности плавание на нем, отделенном от бездн морских тонкою стеною, заливаемою и разбиваемою волнами. Прав. Церковь вполне постигая, как, необходима божественная помощь плавающим, издревле ежедневно воссылает об них моление при Богослужении и кроме того освящает устроение корабля и благословляет новосозданный 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но когда стал говорить за себя муж, то говорит, что он лекарь Г. Я едва скрыл замешательство. Здесь и видел единственно искушение и глупую страсть; довольство их расширило, и бедный ум А. И. не совладел даже поступить прилично. В ту ж минуту я вспомнил о тебе: вот и еще юная же вдова; которая счастливее – богатая К. или бедная Д? В решении за последнюю нет никакого сомнения. Что же к такому счастью споспешествует? Без сомнения за молитвы родителей помощь Божия. А в чем видна оная? На этот вопрос отвечает святитель Христов Димитрий: в скорбях сокровенна благодать Божия. Стало-быть твои скорби суть проводники под тебя и к охранению тебе благодати Божией при ногу Господа Иисуса; стало-быть без них ты не имела бы благодати охраняющей тебя от сряща и беса полуденного; стало-быть без них воля твоя не была бы пригвождена к воле благодетеля твоего Господа, и ты бы могла также рассвирепеть как свирепеют юные бесскорбные и безблагодатные вдовицы; и стало-быть по выводу этому ты не несчастная, но счастливейшая юная вдовица носящая как увясло Божию благодать над собою в беспрерывных по усмотрению Божию скорбях посылаемых тебе к охранению тебя за молитвы родителей и ближних твоих. Так радуйся же Е. невеста Христова прекрасная. Скажи же, что благословит душа твоя Господа не забывая и не забудет благодеяний Его». Дав такое утешение о. Антоний далее припоминает детей вдовы, учит воспитывать их в страхе Божием. «Как бывало мы, вспоминает он при сем, – с матушкой Ольгой Васильевной утешались, когда одна маленькая девочка 5-ти или 6-ти лет читывала немотствуя тропарь: «тебе женише мой, люблю». Новые скорби страдалицы вызвали и новые утешения: «умоляю тебя Богом, не вдавайся в неизмеримую бездну горести и отчаяния, ка бы не имущая упования. Обозри себя, размысли и усмотри, к какой ты бездне отчаяния приближаешься твоею неумеренностью. Остерегись ради Господа, прошу тебя. Я не только мыслию объемлю, но в самом сердце ощущаю горести тебя постигшие, и рассуждаю, сколь они для тебя велики и для твоего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

– Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в самом начале своего пустынного подвига. Невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижников. С пронзительным свистом и зверской свирепостью, со страшным скрежетанием зубов устремлялись они на Сергия; но мужественный подвижник не боялся их суетных угроз, воспоминая слово Писания: не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи в тьме преходящия, от сряща и беса полуденного ( Пс. 90:5,6 ). Пользуясь частым чтением душеполезных книг, знал он искусство духовной брани, которому один из опытных духовных воинов поучает, говоря: «Вооружайся молитвой и бей супостатов именем Иисусовым, и тогда придет к тебе Ангел Божий, добрый хранитель твой, и помолится с тобой» (Лествица). Крепкой, но смиренной, нерассеянной и слезной молитвой преподобный Сергий разрушал пустынные страхи и мечтания, как тонкую паутину. И Господь хранил его Своей благодатью, а он, видя над собой покрывающую руку Божию, день и ночь прославлял Господа. Сатана, этот «коварный старец», как называет его преподобный Варсанофий Великий, наученный тысячелетним опытом борьбы с христианскими подвижниками, видел, с каким мужем силы имеет дело, и потому все свои усилия направлял к тому, чтобы остановить подвижника в самом начале его подвига; но что все козни сатаны против благодати Христовой? Что все усилия бессильного в своей злобе врага против силы Божией? Мы знаем, что Сергий вышел победителем из этой борьбы и основал свою Радонежскую Лавру, которая стала матерью многих обителей – ив пустынях и в городах обширной Русской земли!.. 623. Учители Богом званные и самозванные Спаситель говорил о фарисеях: любят зватися от человек: учителю, учителю. И потом, обратясь к народу и ученикам Своим, сказал: вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш учитель Христос, вси же вы – братия ( Мф. 23:7, 8 ). Спаситель не говорит: пусть не будет между вами учителей, но не нарицайтеся учители. Без учителей нельзя быть в Церкви: если должны в ней учиться истине и благочестию, то должны быть и учители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Третьешестой час сохраняет чин святой литургии до великого входа. Это придумано древними отцами по той причине, что во святую Четыредесятницу не бывает полной литургии. Третьешестой час совершается следующим образом. Взяв благословение, диакон говорит: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословенно Царство». Диакон произносит мирныя прошения. Иерей – молитву первого антифона «Боже, на Херувимех седяй» и возглас «яко Ты еси Бог наш, Бог миловати», а певцы поют весь псалом «к Тебе, Господи, возведох душу мою» ( Пс. 24:1 ), и поют по стихам: «Молитвами Богородицы, на «слава, и ныне» – то же. Диакон опять: «паки и паки». Иерей – тайно молитву второго антифона «молим Тя, Господи Боже наш», и возглас «яко прославися Всесвятое имя Твое», а певцы второй антифон – весь псалом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой» ( Пс. 26:1 ). Оба лика говорят по стихам: «Спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуйа»; «слава, и ныне» – то же. Диакон – «паки и паки». Иерей – тайно антифон с прибавлением по стихам «аллилуйа». При пении стихов «ходяй по пути непорочне», под конец псалма, за один стих, совершается вход диакона и иерея к солее без светильников и кадила, знаменующий приведение Господа на крестную смерть, что происходило в шестой час. Посему он и совершается на третьешестом часе. Диакон говорит: «Благослови, владыко святый, вход», а иерей – молитву: «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне и присно». Сей вход, как сказано, изображает влечение Спасителя на крестную смерть, а когда Его отводили и пригвождали, был шестой час. В это же время сораспятый с ним разбойник, за свои немногие слова покаяния, введён был в рай. Диакон и иерей бывают облечены в это время в багряные ризы, знаменуя этим страдания и смерть Господа. После же входа диакон опять произносит мирныя прошения, а иерей читает молитву «Господи Боже отец наших», относящуюся к шестому часу, и молится сохранить нас «от стрелы, летящия во дни, от вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденного» ( Пс. 90:5, 6 ) и возносит к Богу много других прошений, потом взывает: «Яко подобает Тебе». А певцы тотчас поют тропарь пророчества. Чтец же на амвоне читает пророчество, после которого диакон говорит: «Рцем вси». А иерей – читает про себя молитву ектении и возглашает: «яко милостив».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

14 июля 1855 г. После трудов дневных утомительных я было лег уже отдохнуть; но вспомнив обет мой уведомлять тебя, о чем можно, касательно судьбы моей, встал и пишу. Из Питера бомба опять прилетела, но к счастью, хотя и в меня она пущена, но в меня не попала, или не разрядившись, остыла. Скажу без притчи: владыка требует, по доносу П. Н–ча, объяснения с меня: почему не служил я в соборе 25 июня. Не имей показать я дельной причины, Синод бы, конечно, мог и порядком меня погонять. Но слава Богу! я имею самое резонное основание и уповая на Господа, не убоюся ни стрелы летящей во тьме, ни сряща, ни беса полуденного ( Пс. 90:6 ). Не сетуй же, если молва донесет до вас слух преувеличенный касательно дела сего и не надумывай ни мне бед, ни неприятелям моим зол. Ей, пройдет и это, как и все проходило! О. Авр. арх. алат., друг мой прежний, здесь, говорят, вот другой уже день; однако очей своих ясных мне не показывает: трусу, знать, празднует! Господь с ним! Экзамен мой шел и прошел, слава Богу, ладно и очень даже. К Ал. Еф. напишешь, что сколь ни много скорбей подчас у меня, но все они таковы, каковы должны быть врачевства от недугов: очень благопотребны для меня и спасительны. Как для ветви садовой и тонкой – подставки, так для моего непостоянства – скорби очень нужны. С подчиненными разлада большего нет у меня. 1855 г., 22 августа. Посылаю тебе книжицу Творения св. отец, по получению с почты. Много дельного нашел я и назидательного в ней. Назидайся и ты, питаясь, как пчелка, снимающая с цветов росоносную влагу, глаголами живыми. Вчера четыре часа, проведенных у невесты Христовой Варвары, за четыре минуты мне показались. И не мудрено: счастливые, по присловию, часов не наблюдают. А я счастлив был, благодаря Бога, этою сердечностью и простотой, с какими встретили меня недостойного – за достойного две сестры твои Варвара и Александра. Влеклось-было сердце и к вам на перепутье, да не хотел вас тревожить минутным своим посещением. Сестре Афан. скажешь, чтобы не скорбела, паче же не сетовала на меня за молчание: я не знал, на что отвечать ей. Писать апологии мне наскучило, совесть моя должна вам быть известна. Буде она дурна на ваши глаза, то оправдание мое ни к чему не поведет; буде же с доброй стороны вам ведома: для чего требовать новых доказательств, указывающих на слабость доверия к достойному веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, 3 Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. 4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. 4 За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. 5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, 5 Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; 6 от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. 6 от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. 7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, 7 Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. 8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. 8 Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешникам увидишь. 9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. 9 Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. 10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, 10 Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, 11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. 11 ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – 12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, 12 на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. 13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. 13 На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. 14 Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое. 14 “Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, 15 Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, 16 долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое. 16 долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

Он потерял все, но души не потерял, и слышите, что говорит? Потерял ли я богатства мои? что до того? «Наг изыдох от чрева матери моея, наг и отыду! Лишился ли я детей моих?»– Бог их мне дал, Бог и взял: «Господь даде, Господь отъят!..» Потерял ли я свое здоровье? Стало быть, так было угодно Богу: «якоже Господеви изволися, тако и бысть!» Я потерял все; но ведь все это Бог у меня взял; Он может и снова отдать. А если и навсегда я все это потерял – и за то славлю, благодарю, благословляю имя Его святое, что во всем попустил Он мне искушену быть, но сохранил душу мою: «буди имя Господне благословенно [во веки]!» ( Иов. 1:21 ). Таков закон промышления у человеколюбца Господа, что когда Он попускает диаволу искусить нас, повредить нам в чем-либо из вещей, которыми мы так дорожим на сем свете, то Он повелевает ему: «душу его соблюди» ( Иов. 2:6 ), не смей коснуться сей дщери Моей, наследницы Царства Небесного! И поручает Он душу покровительству Ангела хранителя, чтобы он соблюдал ее «от страха нощнаго ...от вещи во тме преходящия, от сряща (несчастного случая), и беса полуденного» ( Пс. 90:5–6 ). А почему все это так? Да потому, что других вещей у нас много, а душа одна; потому что если мы потеряем что-нибудь из вещей сегодня, то найдем завтра, как их нашел вдвое и втрое праведный Иов; а если мы потеряем душу, то никогда ее не найдем, и с нею все потеряем. Никакая потеря не повредит нам, если мы сохраним душу, и никакие приобретения не принесут нам пользы, если мы потеряем душу. Ради души мы и на всем свете живем, ради нее уповаем и на блаженство будущее. – Но странное дело! Если мы имеем единственное дитя, горячо нами любимое, – сколько забот у нас о том, как бы оно не загорело на солнце, как бы не простудилось на сквозном ветру, как бы кто не обидел его, и однако же это дитя не может спасти нас самих. Или – если мы владеем каким-либо дорогим камнем самоцветным, мы так бережем его, что, если бы можно было, мы спрятали бы его в своем собственном сердце; и однако же этим камнем мы не можем купить себе рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Первая из этих частей состоит из 6 псалмов, избранных и приноровленных к состоянию христианина, отходящаго ко сну не без смущения и страха, по причине сознания своей греховности перед Богом. Образ смерти носится перед очами его в состоянии предстоящего ему сна, который, по манию Владыки живота и смерти, легко может обратиться для него в сон смертный. С другой стороны, его не могут не устрашать и козни врага, избирающего ночное время дли искушения, для устрашения души ночными мечтаниями и приведения ее через то в боязнь и уныние. В этом состоянии христианин обращается к единому Помощнику немощных и умиленно молит Его даровать ему мирный и безмятежный сон, оградить его от наветов вражиих просветить очи его светом дневным и явить ему помощь в искушениях: Боже, в помощь мою вонми, Господи помощи ми потщися (Псал. предначин. вел. повеч. ); помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело ( Пс. 2 велик. повеч. ), призри, услыши мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не кода усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него ( Пс. 3 пов.). На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век, правдою Твоею избави мя и изми мя,.. Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя, яко держава моя и прибежище мое еси Ты и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя, изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси защититель мой, Господи, в руце Твои предложу дух мой ( Пс. 5 повеч. ). Окрыленная молитвою и обнадеженная крепким упованием на милость Божию душа христианина с притрепетною радостью исповедует потом, как безопасны и блаженны те, которые водворяются в крове Бога небесного, яко Той избавит от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит и под криле Его надеешися: оружием обыдет истина Его, не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящя, от сряща и беса полуденного; падет от страны твоея тысяща и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. ( Пс. 6 повеч. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Полагаю я, что и ты прочла скорбь мою, когда я возвратился после свидания с другом души нашей Ал. Еф., обуреваемой сильно врагом. Итак, молю тебя, молись о ней, молись о мне. Скорбь моя и страдания, как болезни раждающей, люты, как страдания и томления предсмертные умирающего. О, Господи, спаси! О, Господи, благопоспеши! ( Пс. 117:25 ). Пока прости. 31 мая, 1855 г. Письмецо твое я получил, и вот ответ мой краткий, по причине многих дел теперь. Радуюсь твоему выздоровлению, как предтеч к благоугождению Господу преблагому, для того и давшему жизнь нам, да славим Его делами добрыми и да спасемся ими, восходя от силы в силу ( Пс. 83:8 ), путем крестным к небу. Намерения твои добрые лобзаю сердцем моим и благословляю. Говей по силам. 1 июня, 1855 г. Как-то Господь хранит вас и милует чада мои о Господе? По милости Божией живу себе помаленьку и жаль, что не без грехов. Когда-то они, эти черви нравственные, точащие и поедающие и листики, и плод жизни по духу, оставят меня и исчезнут? Владыка от 20 мая 1855 г. требует из Петербурга слово мое, говоренное в семинарской церкви 8 мая. Ныне отправляю его в добрый час. Отсюда ему донесли, что я проповедую не в духе православия и проч. Как блюститель православия, он и требует отчета. Пусть смотрят в св. Синоде и уличат меня. О, да обратят меня все боящиеся Тебя Господи! Христос с вами. 1855 г., 4 июня. Печаль и скорби мои все до единой сложены к подножию Господа премилосердаго; поэтому в сердце моем теперь легко и тепло. Не сетуйте же и вы, другини сердца моего, а положитесь в смирении на Господа во всем. Надежда на него никогда и никому не изменяла. Добрые люди стреляют в болото: тем хуже для них, а не для нас. Господь избавит, как Он избавлял и не десять раз уже от стрел летящих во дни, от сряща и беса полуденного ( Пс. 90:6 ), всех уповающих на Него. Стало не дойдет до нас зло и рана не приближится телеси нашему (–ст. 10). Воображению много воли не давайте и бед не надумайте, которые не иначе, как по попущению Божию могут нам приключиться, и конечно для блага же нашего. Православия Поборник есть Глава Церкви Господь наш Иисус Христос , а мы слуги лишь Христовы и оклеветающие нас порочат лишь себя. За что же питать еще к ним неприязнь? Это грех вопиющий. 1855 г., 5 июня. Со светло-радостным днем преобщения страшных Христовых таин поздравляю вас, Божия чада! Да уврачуют оне в вас недуги души и язвы совести. Да водворят в вас веру непостыдную, любовь нелицемерную. Да напоминают оне вам о любви к вам Христовой, простирающейся до положения души за спасение душ ваших. Помните, причастницы Христовы, что вы приобщаетесь жизни вечной. Итак смерть к тому да не обладает вами ( Рим. 6:9 ). Вы Божии, Христовы ( 1Кор.3:23 ) и перешли от области смерти в живот вечный. С любовию призываю на всех вас Божие благословение многогр. Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010