Спасайся.   Письмо восьмидесятое Чем окончилось искушение? Ответ. Не удалось ничего по желанию искусителю: как пришел, так и ушел ни с чем, более того, со стыдом. Познал непобедимого Иисуса, но Сын ли Божий, чего хотел знать, говоря: если Ты Сын Божий, – не узнал. Искушал первого Адама в раю – и низложил его, и пленил, а ко второму приступил было – и ничего не успел, и оказался немощным. Слава Победителю! Для нас победил врага нашего, которого мы победить не могли, и научил нас, как побеждать его, побежденного Им. Как полководец искусный обучает воинов для битвы, так Царь наш и Вождь наш Иисус научил нас подвизаться против врага нашего – князя тьмы, и его, уже побежденного Им, побеждать. Он подал нам оружие и силу Свою. Он ободряет нас силой Своей, и обучает руки наши битве, и персты наши сражению (Пс 143:1), говоря: Мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33). Подал нам и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Видим, что Он врага нашего отражал Словом Божиим и, как мечом духовным, козни его пресекал, говоря: написано, сказано. Так и нам должно тем же орудием препоясаться и против врага нашего стоять, подвизаться и его побеждать. Сколько раз нападает на нас и пускает на нас стрелы свои, столько раз будем отражать их духовным мечом Слова Божия. Если к любви мира сего старается привести нас, то будем отвечать ему: «Сказано в Писании: не любите мира», и прочее (1 Ин 2:15). Если к воровству подговаривает, то будем отражать его словом: «Сказано в Писании: не кради», и прочее. Но притом всегда будем призывать нам на помощь всесильного Господа Иисуса, и Он победит через нас врага нашего. Ибо без Него победы в такой трудной битве не будет. Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (1 Ин 5:4-5)? О сем Победителе будем дерзать. Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире (1 Ин 4:4). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор 15:57)! Спасайся. Письма 81 – 90   Письмо восемьдесят первое

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(Ст. 11). Поступая так, неужели не люблю вас, как Македонян, поелику (пусть даже и) принял (вспомоществование) от них? (Ст. 12). Но это сделал я и буду делать до конца, чтобы отсечь повод у тех, кои под такими предлогами хотят подвергнуть порицанию и очернить нас, дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались (такими же), как и мы, у которых есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. (Ст. 13). Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно, — ибо таковые лжеапостолы суть и деятели коварные, преобразующиеся в апостолов Христовых. (Ст. 14–15). Как и сатана различно преобразовался в Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе» (ср.: Мф. 4:5–6. Лк. 4:9–10. Пс. 90:11–12), — так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесяти двух апостолов, коих конец в самом конце будет по делам их, здесь соделанными. (Ст. 16). Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похвалы. Если не так, то хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. (Ст. 17). Ведь и (сам) я знаю, что то, что говорю (скажу), конечно, не говорю (скажу) в Господе [«По повелению Господа», «сообразно Господу»; Вульг. и некот. др.: Deum — «по Богу», «по Божию»] , но как в неразумии, в этом именно месте похвалы (апостола). (Ст. 18). Поелику многие пришли к вам, и были приняты (по синодальному переводу (русскому) : Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться (2 Кор. 11:18)) некоторые из нас. (Ст. 19–21). Если сами вы благоразумны, снисходите вашей мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, как они выставляют самих себя у вас, — так и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поедают вас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз; ибо написано: “Ангелам Своим заповедует о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею” (Пс 90:11-12). Иисус сказал ему в ответ: сказано: “не искушай Господа Бога твоего” (Втор 6:16). И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Я думаю, что нам надо внимательно вдуматься в то, что представляет собой это искушение, потому что совершившееся со Христом в пустыне совершается временами с каждым из нас. Конечно, не в такой обстановке, не с такой выпуклостью, не так резко, но однако это бывает. Всякий из нас в какие-то мгновения вдруг чувствует, что в нем открылась глубина, которой он не подозревал, что в нем разверзлись такие силы, о которых он не имел понятия, что ему море по колено, что все ему возможно, что он готов сразиться со всем злом мира, готов строить только добро. И в этот момент мы, как и Христос, находимся перед лицом искушения силой. Диавол Ему сказал: если Ты Сын Божий... — то есть: “Докажи, что Ты Сын Божий! Ты в Себе чувствуешь такую громадную силу, на Тебя сошел Святой Дух, все Твое человечество трепещет полнотой своего бытия, — докажи это. Вот Ты проголодался. Сорок дней Ты постился, разве Ты не имеешь теперь власти над всем сотворенным? Смотри, вокруг Тебя камни лежат, возьми хоть один из них, прикажи ему стать хлебом и насыться...” Разве это не то, что случается с нами, когда мы чувствуем в себе некий подъем силы и, однако, мы в какой-то нужде; нельзя ли эту силу, которая чисто духовна, употребить для удовлетворения настоящей, насущной нужды? Неужели я должен умереть с голоду, когда имею возможность что-то сделать этой силой?.. Иисус отвечает: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим”. А слово Божие — это не заповедь, это то животворное слово, которое Бог произносит, когда каждый человек вызван из небытия в бытие, это то слово, которое нас

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1273...

Пс.90:2. Речет Господеви: заступник мой еси.    Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения? Пс.90:3. Яко Той избавит тя от сети.    Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы. Пс.90:4. Плещма Своими осенит тя.    Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит [п]его от сети ловчи и от словесе мятежна,    то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя.   Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитит тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда. Пс.90:5. От стрелы летящия во дни.    Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу. Пс.90:6. От сряща и беса полуденного.   Бесом полуденным называет духа лености (κηδας). Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща.    Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой — десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил. Пс.90:8. Обаче очима твоима смотриши.    Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих. Пс.90:9. Вышняго положил еси прибежище твое.    Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Пс.90:10. Не приидет к тебе зло,    потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго», а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл. 7:30). И рана не приближится селению твоему.   Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел. Пс.90:11. Яко Ангелом Своим заповест о тебе.    Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс. 33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт. 48:16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорит: Бог «послет Ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт. 24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс. 42 10. При тяжких несправедливых обвинениях – читать трижды в день, три дня: Пс. 16 Псалмы, читаемые в защиту от демонов 1. От дьявола, когда он является человеку или его пугает: Пс. 90 2. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем: Пс. 9 3. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями, и да запретит Господь бесам и лукавым людям делать зло: Пс. 57 4. Чтобы лукавый не приносил искушения в дома и скорби семьям: Пс. 65 5. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться: Пс. 94 6. Да рассеются чары: Пс. 96 7. Да исцелит Господь страдающих суеверием: Пс. 121 В защиту от стихии и бедствий 1. О сохранении от всякой опасности: Пс.133 2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну: Пс. 111 3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу: Пс. 31 4. О прекращении пожара: Пс. 21 5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря: Пс. 28 6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля): Пс. 92 7. Во время наводнения: Пс. 68 8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях: Пс. 17 9. О спасении людей во время эпидемий: Пс. 85 10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней: Пс. 47 11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает: Пс. 149 12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас: Пс. 150 Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос» О ежедневном чтении Шестопсалмия Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142. Шестопсалмие (Екзапсалмы) Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

появляется множество псалмов, у которых заголовков нет; в заголовках отсутствуют указания, касающиеся мелодии; очень часто встречающееся в Пс.2–89 указание «начальнику хора» мы встречаем в Пс.90 слл. только трижды ( Пс.109, 139, 140 ); часто появляющаяся в 90 слл. в качестве заголовка или обрамления «аллилуия» вообще отсутствует в Пс.2–89 ; также музыкальный термин «села» (настоящее значение неясно), который очень часто встречается в Пс.2–89 , появляется c Пс.90 слл. только в Пс.140:4, 6, 9, 143:6 . В Пс.90 слл. псалмы перестают приписываться Асафу и «сынам Кореевым». Наоборот, среди Пс.2–89 нет псалмов, которые бы начинались с формулы «благодарите Яхве» (ср. Пс.105:1, 106:1, 107:1, 118:1 и др.) или с провозглашения «Яхве царствует» (ср. Пс.93:1, 97:1, 99:1 ). При сравнении двух этих частей Псалтири в целом обращает на себя внимание то, что в Пс.90 слл. псалмы-плачи и просьбы встречаются значительно реже в сравнении с Пс.2–89 и что, напротив, сильно увеличивается число гимнических псалмов. Для первой ориентировки в сложной истории возникновения Книги Псалмов может быть полезна следующая таблица (ср. F.-L. Hossfeld/Е. Zenger, Psalmen 1–50 [NEB]; Psalmen 51–100 [HThKAT]; Psalmen 101–150 [HThKAT, готовится к печати]; E. Zenger, Programm des messianischen Psalters, в E. Otto/E. Zenger (изд.), “Mein Sohn bist du” [ Ps 2, 7 ]. Studien zu den Königspsalmen [SBS 192] Stuttgart 2002). Композиционная и редакционная история Псалтири (без 9/10), 15–24 (без 16, 19, 23), 26–32, 35–41 (без 37, 39, 40). Фоном служат такие представления: аудиенция молящего у Яхве, Бога, присутствующего в своем храме как в резиденции; Яхве как хранитель и спаситель «бедных» (бедственные ситуации: враждебность, бедность как следствие социального расслоения, ложные обвинения и нарушения прав, властолюбие и бесцеремонность власть предержащих и богатых, болезнь, собственные прегрешения). VI/V в. Композиция/редакция вышеназванных частных собраний в духе «религии бедных» (слово «бедные» отныне обозначает первично не социальную группу, но религиозную позицию); интеграция новых псалмов (16, 19, 23, 25, 34, 37, 39, 40) и редакционное добавление к частным собраниям других псалмов; усиление аспекта «упования на Яхве».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

89 Обратись, Господи! Моисей молит Бога снова обратиться к людям, но уже не с судом, а с милосердной любовью. Доколе? См. ком. к Пс. 6,4 . 89 милостью Твоею. См. ком. к Пс. 88,2 . 89 Да явится... дело Твое. Имеется в виду дело спасения и утверждения Израиля. на сынах их. Моисей имеет в виду поколение, которому предстоит обосноваться в земле обетованной. 89 благоволение Господа Бога нашего. Иначе: «благодать Божия». в деле рук наших споспешествуй нам. Т.е. Моисей просит благословения Божия на все дела, совершаемые повседневно. Глава 90 Пс. 90 Этот псалом гимн Богу и выражение упования верующего. 90 Живущий под кровом Всевышнего... покоится. В этом стихе выражена главная идея псалма: Господь оберегает тех, кто живет по Его законам. 90:3 См. статью «Вездесущий и Всемогущий». 90 перьями Своими осенит тебя. Поэтический образ. Господь уподобляется птице, любовно оберегающей от беды своих птенцов. щит и ограждение истина Его. Соблюдение заповедей Божиих (Его истины) является само по себе защитой от зла. 90 ужасов в ночи. Т.е. неожиданной и непредвиденной беды. стрелы. Т.е. открытого противостояния врагов. 90 Ангелам Своим. Воля Божия нередко совершалась через посредство Его небесных служителей ангелов невидимых созданий, наделенных Им особым могуществом. 90 на руках понесут тебя. Эти слова напомнил Иисусу сатана ( Мф. 4,6 ), соблазняя Его броситься вниз с крыши храма. Враг Господень хотел, чтобы Иисус подверг испытанию могущество Божие, т.е. нарушил заповедь (см. Втор. 6,16 ). 90 на аспида и василиска наступишь. Ср. Лк. 10,19 . 90 За то, что он возлюбил Меня. Защита, обещанная Богом псалмопевцу, не обязательно распространяется на всякого человека. Ее заслуживают лишь те, кто верует в Бога и любит Его. Об этом говорится и в часто цитируемых словах НЗ: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8,28 ). Глава 91 Пс. 91 Псалом представляет собой величественный гимн во славу могущества деяний Божиих (ст. 5). Он также четко противопоставляет процветание праведных (ст. 13–16) и поражение беззаконных (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.90:10             Не приключится с тобой зло,                         и рана не приблизится к шатру твоему. «Не приключится» – также: не будет попущено (Бог не допустит; Исх.21:13 ). «Рана» нега – также: 1) побои ( Втор.17:8 ); 2) самое жестокое «поражение» (последняя казнь Египетская, умерщвление первородных; Исх.11:1 ); 3) «казнь» ( Ис.53:8 ). Пс.90:11             Ибо ангелам Своим заповедает о тебе –                         охранять тебя во всех путях твоих. «Охранять» – также: «стеречь». Демоны «стерегут пяты» человека ( Пс.56 /55:7); это – главная повадка врагов- " соглядатаев» ( Пс.5:9 ). И ангелы Божии «стерегут» человека; о человеке идет борьба в мире духов. «Во всех путях твоих» – если все, что предпринимает человек, находится «под покровом Всевышнего» (ст.1), не выходит из-под покрова. Пс.90:12             На ладонях понесут тебя,                         чтобы не ударил о камень ногу твою. «Понесут» – также: примут, подымут (см. Пс.24 /23:4). «Ударил» – в значении: ударился. Глагол нагаф (в той же формации qal) означает «поражать», нанести страшное ( Исх.7:27 ) или решительное ( Пс.89 /88:24) поражение. «Камень» – символ с полярными значениями: Господь «поставил на камне ноги мои» ( Пс.40 /39:3); зд. «камень на пути» – падение. Этот стих Псалма диавол хотел использовать против Христа. «Это выражение диавол применил ко Христу – «если Ты Сын Божий, бросься вниз» ( Мф.4:6 ), – но Господь, обличая его, сказал в ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему» (ПсСвОт). «Искушать Бога» значит испытывать: есть Он или нет? Заметим, что диавол говорил от Писания и Христос говорил от Писания. Пс.90:13             На льва и аспида наступишь,                         потопчешь скимна и змия. " Лев» шахал – символ враждующего; упоминается почти всегда в негативном значении (однако и Яхве называет себя «лев и скимен» в отношении грешных Израиля; Ос.5:14 ). «Скимен» кефир – молодой лев. Когда враг рода человеческого изображается как лев (арйе, шахал, кефир), то он обнаруживает две повадки: первая – терзать ( Пс.7:3 ), вторая – скрываться ( Пс.10:8 /9:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.89:14. Исполнихомся заутра милости Твоея.    Как бы достигнув уже того, о чем молились, говорят это; потому что и для них взойдет Солнце правды при скончании века этого. Пс.89:16. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя.    Сказано опять: «призри» вместо: «призрел», или назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом посещении увидев светлость Бога нашего, и обратившись, исправимся, как скоро совершим дело обращены. Пс.89:17. И буди светлость Господа Бога нашего на нас.    Свет боговедения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми. И дела рук наших ucnpabu[imp].    «Дела» — что по Закону; а «дело» — что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын. И дело рук наших ucnpabu[imp].   Uлu: «дела» рук — отдельно взятые наши поступки, а «дело рук» — ведение, вследствие тех приобретаемое.     Οπω τριακοντα της γεγονας..., В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: πεντκοντα τη οπω χεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17 Псалом 90 Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.   В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу. Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго.    Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? В крове Бога небесного водворится.   Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Сохранити тя во всех путех твоих.   Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих. Пс.90:12. Да не когда преткнеши о камень ногу твою.    Словом «нога» означает душу, а словом «камень» — грех. Пс.90:13. На аспида и василиска наступиши.    Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их. Пс.90:14. Яко на Мя упова, и избавлю и.    Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. Покрыю и, яко позна имя Мое.   Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше — Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним. Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его.    Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти. Пс.90:16. Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.    А спасение это — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним. Псалом 91 Пс.91:1. Псалом песни в день субботный.    Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой. Пс.91:2. Благо есть исповедатися Господеви.    Имеет в виду хвалу, и дает обещание повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение? Пс.91:3. Возвещати заутра милость Твою,    утром возвещать милость Твою, а ночью непреложность Твою. Пс.91:4. В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех.    Десятострунным псалтирем называется тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, поскольку в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010