ПРИШЛО ВРЕМЯ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ В 1856 году закончилась Крымская война. Поражение в ней было оглушительно. Великая держава, два столетия не знавшая чувствительных поражений, должна была, согласно подписанному в Париже миру, уничтожить свой флот и все вооружения на Черном море. Южные рубежи страны становились беззащитными. Гарантами унижения России выступили сильнейшие государства Европы. Общество роптало. Казна была пуста. После завершения войны новым министром иностранных дел был назначен князь Александр Горчаков. В специальном циркуляре, разосланном по русским миссиям за рубежом, он, поясняя дипломатам, какую линию поведения они должны избрать в сложившейся ситуации, писал: " Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредотачивается " . Слова будущего канцлера не были пустыми. Спустя полтора десятилетия Горчаков решительно перечеркнул неприемлемые для России статьи Парижского мира 1856 г. 90-е годы ушедшего столетия ввергли Россию в положение, куда более опасное, чем Крымская война. К внешнему унижению и пустующей казне добавился распад страны, распад экономики, ослабление и злокачественное перерождение власти. Традиционные культурные опоры, обеспечивающие общественную устойчивость и не уничтоженные до конца даже большевиками, начали активно разъедаться кислотами чуждых идеологий. Если бы у страны была душа, подобная душе человеческой, она возопила бы словами Псалмопевца: " Псы окружили меня, скопище злых обступило меня " (Пс. 21:17), " объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня " (Пс. 17:5-6). Однако, горько стеная, что делает Россия сегодня? Сосредотачивается? Или хотя бы сердится? Нет... Кажется, она тихо угасает, как угасает безнадежный больной, и никакой врач уже не в силах вырвать ее из цепких лап смертельного недуга. А вместе с ней угасаем и мы - те, для которых без нее жизнь кажется ущербной. Но правы ли мы, отдавая себя во власть этой смертной тоски? Не забываем ли в своем гибельном унынии о том Враче, во власти Которого не только исцелить умирающего, но и воскресить умершего? Помним ли мы о том, что были сотворены свободными, сами согрешали, сами навлекли на себя тяжкие наказания, и теперь сами должны заслужить Его прощение? И лишь тогда сбудется сказанное Им: " Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? По множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Но все, пожирающие тебя, будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен; и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу... " (Иер. 30:15-16).

http://pravoslavie.ru/97.html

«С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, мятется, как Давид говорит (Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. «С миром» — можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, — говорит, — не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь. «Спасением» назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. Уготовал это спасение пред лицом всех людей. Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем. Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 16). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, — говорит, — лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; на падение неверующим, а верующим — на восстание. Или иначе: Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос лежит «на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова. Ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей. Посмотри на апостолов. Не были ли они рабами римлян? А теперь цари римские почитают их и поклоняются им. Итак, для них, израильтян, Христос стал утешением. Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Богом. Ибо сказать: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко " мог исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит: " Ныне отпускаешь " , разрешаешь как бы от уз. " По слову Твоему " : говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа. " С миром " вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, мятется, как Давид говорит (Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. " С миром " - можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, - говорит, - не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь. " Спасением " назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. Уготовал это спасение пред лицом всех людей. Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем. Спасение это есть " свет к просвещению язычников " , то есть для просвещения омраченных язычников, " и в славу Израиля " , ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: " долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое " (Пс. 90, 16). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Что есть человек, яко помниши его ( Пс.8:5 )? – Земля и пепел по бренному естеству своему, а между тем есть ли другое творение, о котором бы Владыка неба и земли столько пекся, как о человеке, на которое было бы излито столько милостей и щедрот от престола небесного, сколько излито их на эту землю и пепел? Для человека создал Господь землю и поставил его владыкою над делами рук своих, и все покорил под ноги его; для человека дает день и ночь, утро и вечер, лето и зиму, росу и дождь, прозябает траву и всякий злак; для него посылал пророков и апостолов; для него сходил на землю Сам Сын Божий, для него страдал, умер на кресте и воскрес; для него сошел Дух Святой, наставляющий на всякую истину ( Ин.16:13 ); для него посылает Ангелов и заповедует им хранить его во всех путях его ( Пс.90:11 ); ему подает благодать, которая подобно матери, руководит его на пути спасения; для него Церковь , таинства, пастыри и учители; словом – для него все, что было и есть на земле. – Но этим еще не кончается попечение Божие о человеке. Для него имеют быть устроены новое небо и новая земля ( 2Пет.3:13 ), несравненно лучшие теперешних; для него уготованы обители многи в доме Отца Небесного ( Ин.14:2 ); для него имеет создаться храмина нерукотворная, вечная на небесах, вместо той земной храмины тела, которая разрушается ( 2Кор.5:1 ,); для него уготован рай с неизреченными благами, такими, ихже око не виде, и ухо не слыша ( 1Кор.2:9 ). Так и на небе ничего не осталось, что бы не было обетовано человеку. И при всем этом Сам Господь, промыслительными действиями своими, всегда при человеке. Он дает ему живот и дыхание ( Деян.17:25 ), – в утробе матери плотью и кожею облекает его, и уготовляет исход на свет сей, охраняет колыбель его, развивает и укрепляет духовно-телесные силы его, помогает ему в немощи, утешает в скорби, врачует в болезни, смотрит, чтоб не преткнулся, – кратко сказать, у Вышнего нет мановения, когда бы Он отвратил от человека промыслительный взор свой. Господи! Что ж такое человек, что Ты его так помнишь? – Земля и пепел; но в этой земле, под этим пеплом сокрыт бессмертный дух, созданный по образу и подобию Божию. Земля и пепел; но эту землю Господь благоволил приобщить своему Божественному естеству. И вот причина, почему Господь так помнит его! Он дорог Ему очень, сродный Ему, член тела Его, благодатный Сын Божий, брат Христу Господу и наследник Ему ( Рим.8:17 ). Скорее Сам человек забудет себя, скорее мать забудет свое дитя, но Господь никогда не забудет человека ( Ис. 49:15 ), ни во времени, не в вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 . Бог сотворил Ангелов для того, чтобы они служили Ему: прославляли Его, исполняли Его веления. Святые пророки Исаия (гл. 6) и Даниил (гл. 7) и святой евангелист Иоанн Богослов ( Откр. 4 гл.) в Откровении видели Ангелов, окружающих Господа, сидящего на престоле и служащих Ему. 11 . Ангелы имеют большое отношение к людям. Они пекутся о благоденствии и спасении людей. 12 . Так как Ангелам Господь вручает хранение целых царств ( Дан.10:13 ), церквей ( Откр.1:20 ), городов, селений и частных лиц; то таковые Ангелы называются хранителями. 13 . Священное Писание так говорит об Ангелах-хранителях: Смотрите, учит Иисус Христос, не презирайте ни одного из малых сих (т. е. детей или недавно вступивших в общество верующих), ибо, говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (ходатайствуют за них пред Богом) ( Мф.18:10 ). Из этих слов прямо видно, что у всякого из верующих есть свой Ангел-хранитель. По учению Церкви, он дается нам при Крещении. В одном из псалмов царь Давид говорит человеку: Бог Ангелам Своим заповедает о тебе, сохранить тебя во всех путях твоих, т. е. обстоятельствах жизни ( Пс.90:11 ). Отсюда и взято название Ангелов-хранителей. 14 . Пример хранения людей Ангелами представляет Товия, сын праведного Товита. Его сохранил Ангел один раз от укушения большой рыбою, когда он купался, и в другой раз от злого духа, когда он вступил в брак с Сарою, которая семь раз выходила замуж, и в первый же день брака злой дух умерщвлял ее мужей. 15 . Все Ангелы сотворены добрыми, но один из высших Ангелов возгордился, – захотел стать наравне с Богом, за что и был удален с неба и называется сатаною – противником Богу, и диаволом – клеветником или обольстителем 16 . Он увлек за собою многих Ангелов, которые также впали в гордость и злобу, и составляют особое злое царство. Их называют демонами, бесами, духами нечистыми и диаволами. 16 . Священное Писание так говорит о падении Ангелов: это ангелы, которые не сохранили своего начала, т. е. первоначального святого состояния, но оставили свое жилище, т. е. за гордость и противление воле Божией были лишены небесного блаженства ( Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

90. С каким бесстыдством вы Его отрицаете, вычитав однажды, что Дух имеет храм! 62 Так написано: Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16). Бог обладает храмом, тогда как творение вовсе не имеет храма. Но Дух, живущий в нас, подлинно обладает храмом. Действительно, написано, что тела ваши суть храм Святаго Духа ( 1Кор. 6:19 ). 91. Но Дух живет в храме не как священник или служитель, но как Бог, согласно утверждению Самого Господа Иисуса: Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом ( 2Кор. 6:16 ). И Давид вторит: Господь в Своем святом храме ( Пс. 10:5 ). Итак, Дух обитает в Своем храме, как обитает Отец и обитает Сын, Который говорит: Я и Отец придем и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). 92. Но Отец пребывает в нас через Духа, Которого дал нам ( 1Ин. 4:13 ). Как могут пребывать вместе две разные природы 63 ? Очевидно, что не могут, но Дух Святой пребывает с Отцом и Сыном. Потому апостол присоединил к благодати Иисуса Христа и к любви Бога общение Святого Духа: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор. 13:13 ). 91а. Итак, мы видим, что Отец, Сын и Святой Дух являются одним целым через единство природы. Тот, Кто обитает в храме, обладает божественной властью. Мы являемся храмом Отца и Сына, и мы являемся храмом и Духа: не многими храмами, но одним-единственным храмом, ибо это храм единой власти. 92а. Чего вы боитесь? Той ли бессмыслицы, которую вы обычно болтаете, что якобы существует опасность исповедания трех богов? Да не будет так! Ибо где подразумевается единая божественная сущность, там говорится об одном-единственном Боге. И даже когда мы говорим, что Сын является Богом, мы вовсе не подразумеваем двух богов. Если вы, допуская божественную природу Духа, боитесь троебожия, то когда говорите, что Сын это Бог 64 (чего вы не можете отрицать), то, стало быть, вводите двух богов? Итак, если, согласно вашей логике, имя Бог является атрибутом личности, а не природы, то вы должны или признать наличие двух богов, или отрицать, что Сын является Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ибо пока мы водворены в теле, «мы устранены от Господа, ибо ходим верою, а не видением» (2Кор.5:6—7). Созерцание же есть награда за веру. Ради (этой) награды сердце очищается верою как сказано: «Верою очистив сердца их» (Деян.15:9). То же, что ради этого созерцания очищаются сердца, прекрасно доказывается следующим высказыванием: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). То же, что это и есть жизнь вечная, Бог говорит в псалме: «Долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:16). Поэтому, слышим ли мы: «Покажи нам Сына»; или же: «Покажи нам Отца»; и то, и другое значит одно и то же, ибо ни один из Них не может быть показан без другого. Следовательно, Они суть одно, что Христос и говорит: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30). Наконец, вследствие самой (Их) нераздельности довольно того, что иногда называется только Отец, иногда — только Сын, Который исполнит нас радостью лицом Своим. 18. Но не отделим от Них и Дух, т.е. Дух Отца и Сына, Который собственно и есть Дух Святой, «Дух истины, Которого мир не может принять» (Ин.14:17). Ибо наслаждаться Богом Троицей, по образу Которого мы сотворены, есть полная радость наша, полнее каковой нет. Поэтому о Святом Духе иногда говорится так, будто Его одного довольно для нашего блаженства. И довольно Его одного потому, что Его невозможно отделить от Отца и Сына; довольно также и одного Отца, поскольку Его невозможно отделить от Сына и Святого Духа; довольно также и одного Сына, поскольку Его невозможно отделить от Отца и Святого Духа. Ибо что же Он имел в виду, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Ко-торого мир не может принять» (Ин.14:15—17), т.е. любящие мир? Ведь «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:14). Но может все же показаться, будто слова «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» сказаны потому, что одного Сына не довольно. В том же месте о Духе сказано так, будто вообще Его одного довольно: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Не простота и искренность неведения окружает противосектантского миссионера, но сознательное ожесточение отступничества. Исправлять полное повреждение всегда труднее, чем созидать новое, особенно при тормозах. Утешительны боли рождения при благом ожидании; но тягостны труды, являющие видимость бесплодия. Все это – чувства, слишком знакомые противоштундистскому миссионеру... Однако непреложно Божественное слово: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Не бесплоден труд проповедника, подвизающегося не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы ( 1Кор.2:4 ). И в почву, осложненную примесями, заглушенную сорными травами, проникает луч Божественный. В условиях неблагоприятных не скоро движется росток, но он являет жизнь и плод по роду своему и во время свое. Время всякой вещи под небом ( Еккл.3:1 ). Посему с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр.12:12 ). Будем возделывать и сеять, возрастит же Господь во время свое. Если Господу угодно, пусть и с нами будет по слову Его: один сеет, а другой жнет, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут ( Ин.4:37, 36 ). Помози нам, Боже Спасителю наш, славы ради имени Твоего ( Пс.78:9 )! Слово в Неделю Православия 90 (сказано 18 февраля 1901 г. в полтавском кафедральном соборе на архиерейском служении) Сия вера православная, сия вера вселенную утверди. (Последование Недели Православия) В нынешний день Святая Церковь воспоминает Торжество Православия. Поэтому на сей раз, возлюбленные братья и сестры, благовременно будет для нашего назидания остановить свое внимание на высоком достоинстве веры и Церкви Православной. Господь Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Церкви как обществу людей, исповедующих веру истинную ( Мф.16:18 ). Сия истинная вера, как драгоценное духовное наследие, подлежит преемственной передаче от одних людей к другим на все века. Так возникла и существует наша вера христианская и ее выразительница и охранительница – Церковь Православная.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Эти благодеяния Божии, совершенные Им через Его ангелов, обязывают нас почитать их как служащих, милостиво и кротко, нашему спасению (см.: Пс.90:11; 102:212 ; 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ). Православный : Из чего видно, что святые ходатайствуют о нас в своих молитвах? Священник : Я уже показал это на многих примерах из Священного Писания. Но чтобы еще крепче утвердить тебя в истине, приведу еще раз слова апостола Павла филиппийцам: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ; ср.: 2Кор.13:9 ; Еф.1:16–18 ; 1Фес.1:2–3 ; 2Фес.1:11; 3:14–21 ; 2Тим.1:3 ). Православный : Но почему Бог принимает молитвы и ходатайства святых и ангелов о нашем спасении, если между Богом и людьми один посредник Господь и Спаситель Иисус Христос? (См.: 1Тим.2:5 .) Священник : Бог принимает прошения и ходатайства, возносимые к Нему молитвами святых и ангелов, ибо желает прославить их, как и они прославляют Его на небе и на земле. Это подтверждает Священное Писание, возглашая от лица Божия: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ). И поскольку святые страдали вместе с Христом в жизни сей, то они вместе с Ним и прославятся, когда Бог, как написано, явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе ( Рим.9:23 ). Посему, прославив Бога в своих телах, душах (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ) и добрых делах (см.: Мф.5:16 ), претерпев мучения во славу Божию (см.: Ин.21:19 ), прославляются и они Богом, от Которого принимают не только славу, но и дар великих чудотворений больших, чем совершены на земле Им Самим, по слову Его: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Мы не поклоняемся святым Божиим как неким богам и подателям благ по естеству, но почитаем их как друзей и служителей Божиих, стяжавших у Него великое доверие. Ибо всё, чего ни попросят, получают, как соблюдшие Его заповеди (см.: 1Ин.3:21–22 ). Вот что говорит об этом святая Церковь устами ее предстоятелей:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

—143— и очернить нас: дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались (такими же) как и мы, у коих есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. 11: 13. Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно: ибо таковые лжеапостолы суть и деятели коварные, преобразующиеся в (принимающие внешний вид) Апостолов Христовых. 11: 14–15. Как и сатана различно преобразовался в (принял внешний вид) Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе» ( Мф.4:5–6 ; Лк.4:9–10 ср. Пс.90:11–12 ). Так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесятидвух Апостолов: коих конец в самом конце будет по делам их, кои здесь соделали. 11: 16. Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похваления. Если не так, то хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. 11: 17. Ведь и (сам) я знаю, что то, что говорю (скажу), конечно не говорю (скажу) в 1395 Господе 1396 , но как в неразумии, в этом именно месте 1397 похвалы (Апостола). —144— 11: 18. Поскольку многие пришли к вам, и были приняты некоторые из нас 1398 . 11: 19–21. Если сами вы благоразумны 1399 и снисходите вашею мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, которой они выставляют самих себя у вас, – так уже и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поядают вас. Хотя ничего не берут от вас, как и некоторые из тех, и однако ж всячески обирают вас. Некоторые же превозносятся над вами, как бы начальники, и в лице даже вас бьют. Итак, поскольку все то, чего мы не сделали вам, делают вам они ради славы вашей, то мы и оказались почти бессильными в таких делах, дабы предохранить вас от сего. Поскольку же в этих самых апостолах их, кои были евреями, нашел повод говорить против них, то и ведет речь о тех, кои смело хвалились именем Авраама. В чем кто дерзает хвалиться, в неразумии говорю 1400 , дерзаю и я.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010