Глава 34 Оле, пастырие Израилевы!.. не овец ли пасут пастырие?.. изнемогшаго не подъясте и болящаго не уврачевасте… и быша… овцы Моя… на изъядение всем зверем селным (Иез. 34:3–5). Пророк порицает священников и правителей народа Израилева, из-за нерадения и небрежения которых народ забыл законы и заповеди Господни, вследствие чего ими овладели звери селные (полевые), в образе которых представлены Вавилоняне и Ассирияне, то есть народы, которые подобно рыщущим зверям полевым блуждали вне пути закона Божия. Понеже учинена суть стада Моя в расхищение (Иез. 34:8), то есть по небрежению пастырей народ Мой пал от вожделений греховных. Се, Аз взыщу овец Моих и присещу их: якоже присещает пастух паству свою… взыщу овец… от рук их , и отведу в плен, и отставлю я , и не будут пасти овец Моих; возвратив же из плена, отыму овцы Моя из уст их (Иез. 34:11–12, 10). Аз упасу овцы Моя и Аз упокою я (Иез. 34:15). Это сказано о Церкви, в которой ведом (известен) Господь наш, Пастырь всех народов мира; и в Нем, Боге нашем, прибежище и упокоение овец паствы Его, по написанному: Господи, прибежище был еси нам в род и род (Пс. 89:1). И соберу овцы моя, и упасу я на горах Израилевых (Иез. 34:13). Под мысленными горами Израилевыми разумеется созерцание того, что первоначально и превыше всего сущего. И на пажити тучне упасутся (Иез. 34:14). По возвращении их дам все обетованные им блага. Се, Аз разсужду между овцею и овцею , потому что друг друга ребрами… реясте и рогами… бодосте (Иез. 34:17, 21), то есть буду судить между синагогой, распявшей Христа, и между Церковью из язычников. И разсужду… между овном и овном (Иез. 34:22), то есть между Иудеями, сообщниками Каиафы, и между народом Божиим, собранным из различных народов в единый сонм поклоняющихся Распятому. И возставлю им пастыря… раба Моего Давида (Иез. 34:23), то есть Зоровавеля. Вполне же исполнилось это на Господе нашем. Он — истинный Пастырь стада, собранного из язычников, рабом же и Давидом называется потому, что соделался человеком и восприял зрак (образ) раба от рода Давидова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Соч.: Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой б-ки: (Прил. к Описанию соловецких рукописей)//ПС. 1910. Ч. 2. Июль/авг. Прил. (отд. отт.: Каз., 1910); Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й пол. XVII в.//Там же. Т. 2. Окт. С. 433-475 (отд. отт.: Каз., 1910); Ив. Сем. Морев: Регент хора Богоявленской ц. в г. Казани (1888-1893)//Музыка и пение. 1913. 11; Придворный распев//Вятские ЕВ. 1913. 38. С. 1132; Регент Вятского архиерейского хора и местный церк. композитор архим. Анатолий [Луппов]//Там же. 1914. Отд. неофиц. 5. С. 89-98; А. А. Осокин: Регент Вятского архиерейского хора и церк. композитор//Там же. 6. С. 117-123; Прот. А. А. Попов: Ключарь Вятского кафедр. собора и духовный композитор//Там же. 8/9. С. 200-203; Н. Д. Дмитриев: бывший член Вятского окружного суда и местный композитор//Там же. 10. С. 255-261 (отд. отт.: Вятка, 1914); Рус. церк. музыка в ее ист. развитии за посл. сто лет своего существования//Там же. 14. С. 394-409; Духовный композитор А. Е. Космачевский и бывш. секретарь Вятской духовной консистории//Там же. 20. С. 612-616; Член Вятского церковно-певч. об-ва и местный духовный композитор свящ. А. Н. Чистяков//Там же. 21; Православное пастырство и современность//Там же. 45. С. 1413-1424; Вятское церк.-певч. об-во в 1914 г.//Там же. 1915. 4. С. 84-88; А. Н. Карасев//Там же. 6/7. С. 176-179; «Спутник псаломщика»: Библиогр. очерк//Там же. 12. С. 359-363; Народные хоры//Там же. 30. С. 951-955; Епархиальный регент-инструктор//Там же. 46. С. 1350-1352; Духовно-музыкально-певческая школа в Чернигове//Там же. 47. С. 1378-1379; Азбука знаменного пения//Тр. Вятской арх. комис. Вятка, 1915. Вып. 1. С. 1-16; М. А. Гольтисон: К годовщине со дня смерти//Музыка и пение. 1915. 4; Совр. война и народная песня//РМГ. 1915. 37/38. С. 553-555; Воспоминания о С. В. Смоленском//Там же. 43. Стб. 672-675; Указатель книг религиозно-нравственного и вообще воспитательного характера. Вятка, 1915; Церк.-певч. дело в г. Вятке и Вятской епархии//Вятские ЕВ. Отд. неофиц. 1916. 5. С. 85-92; 7. С. 150-157; 8. С. 183-189; 9/10. С. 223-227; 11. С. 271-274; 12. С. 285-290; 13. С. 402-406; 14. С. 430-438; 16/17. С. 470-475; 18/19. С. 503-508; 20/21. С. 522-525; 22/23. С. 565-574; 24. С. 594-599; 25. С. 612-618; 26/27. С. 632-638 (отд. отт.: Вятка, 1916); Вятское церк.-певч. курсы: Отчет//Там же. 1916. 28/29, 30/31; Священник Е. Ф. Сосунцов и его лит.-пед. деятельность. Каз., 1917; Священник И. В. Шестаков: Очерк жизни и тр. Сарапул, 1917 (обл. 1918).

http://pravenc.ru/text/293509.html

Кроме того, Бог дает названия этим явлениям, что указывает на Его власть над ними. И был вечер, и было утро – в данном случае условные обозначения начала и конца периода. День (евр. – йом) – день в Библии означает любой период времени ( Пс.89:5 ; 2Пет.3:8 ). Один. Здесь используется количественное числительное, но оно означает порядковое «первый». Хотя не исключено, что бытописатель хотел подчеркнуть особый статус первого дня творения. 3.2.2. Второй день (Быт. 1:6–8) Быт.1:6 . Твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. Слово «твердь» (евр. – ракиа, греч. στερωμα) буквально означает нечто твердое, кованое, как, например, лист металла. Древние полагали, что небо было твердым куполом, простирающимся над землей, с опорами на горах, к внутренней поверхности которого были прикреплены звезды. Оно служило Божиим престолом ( Иез.1:26 ). Здесь его назначение – разделить первичную массу вод на две части. Над твердью находились воды, которые низвергались на землю через окна небесные ( Быт.7:11 ) в виде дождя. Внизу были воды, на которых покоилась и из которых появилась земля. В переносном смысле твердь толкуют как пространство, некоторый слой (в частности, озоновый), который препятствует смешению небесного и земного. 3.2.3. Третий день (Быт. 1:9–13) Быт.1:9 . Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша – творческим словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты было преобразовано в две реальности: созданы были воды и суша, на поверхности которой появились различные водоемы (реки, озера, моря). Митрополит Филарет (Дроздов) полагает, что подобный процесс имел место и на других планетах, то есть не был ограничен Землей [см.: 13, с. 37] . Термин суша ( – йаббаша) в Библии означает «сухая земля» и часто противопоставляется морю ( Исх.14:16, 22, 29 ). В Быт.1:10 говорится о завершении геологического этапа творения, когда Господь называет сушу землей, а собрание вод – морями. Теперь планета готова к тому, чтобы наполнить ее живыми существами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Таковы псалмы: 8, 17, 20, 28, 29, 32, 33, 45–47,64–67, 74, 75, 80, 86, 91–92, 94–99, 102–107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. К числу их принадлежат все вообще псалмы, носящие в евр. т. названия: шир=торжественная песнь, тегиллаг=хваление, тодаг=исповедание, и галлелуйаг=аллилуиа (см. выше о надпис. стр. 12 и сл.), и все начинающиеся и оканчивающееся приглашениями петь, хвалить, благодарить, прославлять и благословлять Господа (воспойте Господу... Пс.95 и др.; хвалите Господа... 146 и др.; восплещите руками... 46 и др.; воскликните Богу... 65 и др.; воздайте Господу славу и честь... 28 и др.; славьте Господа... 104 и пр.; благослови душа моя Господа... 102 и др.). 2) Псалма преобладающего печально-молитвенного настроения, представляющие излияние более или менее скорбных чувствований псалмопевцев пред Богом и молитвенных воплей к Нему о помощи и заступлении по случаю то собственных их несчастий, то различных бедствий народа Божия, – или выражение глубокой печали о развращении мира, с благочестивым негодованием против нечестивцев и призыванием на них суда Божия, – или же исповедание собственной своей греховности пред Богом с горячею мольбою о прощении и помиловании. Псалмы эти по преимуществу могут быть названы молитвенными псалмами, или молитвами – тефиллаг и обыкновенно отличаются частыми повторениями молитвенных воззваний к Господу: Господи помилуй, Господи спаси, призри, внемли, услышь молитву мою, восстань на помощь, избави, заступи и т. п. Они составляют более трети всей Псалтири. Таковы Псалмы: 3–7, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 74, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129 и 139–142. Из числа их Псалмы: 6, 37, 50, 101, 129, 142, а также 31, впрочем, более поучительного тона, как молитвы о прощении грехов и избавлении от наказания за оные, с первых времен христианства (уже у Оригена Homil. 2 Lev.) принято называть псалмами покаянными (psalmi poenitentiales – у Августина). 3) Псалмы по преимуществу спокойного, рассуждающего тона, представляющие собою благочестивые размышления и наставления псалмопевцев об уповании на Бога, о Промысле Божием, об откровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и других предметах веры и нравственности, преимущественно по поводу различных обстоятельств или собственной жизни различных псалмопевцев, или истории народа Божия. Псалмы эти вообще могут быть названы псалмами поучительными и в самой Псалтири, в надписаниях некоторых псалмов, называются маскил=учение, размышление. Таковы псалмы: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 77, 81, 100, 11, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136 и 138-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Феодорит. в оном мест.). Или потому, что диавол имея царство злобы и мучения, о котором сказал Господь: «како убо станет царство его?» (Мф.12:26) Имеет следственно и чины в царстве своем начал и властей демонских. Смотри же, как отделяет их от святых Ангельских чинов, именуя их «миродержителями тьмы века сего», яко властвующих лукавыми в мире людьми и грехом, который есть тьма настоящего жития. Князем мира сего в смысле сем назвал диавола и сам Богочеловек, сказав: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31, 14:30, 16:11). А тьмою грех назвал Пророк Исаия: «людие», сказал, «ходящии во тьме видеша свет велий» (Ис.9:2). Притом назвал Павел демонов и «духами злобы», то есть, духами злыми, как начальников злобы и содействователей в грехах. В сем же, «поднебесным» (в небесных) написал предлог вместо за, или для, означающий цель духовной сей брани. Облекитесь, говорит, во все духовные оружия, ибо не с человеками мы имеем брань, кои и слабеют, и убиваемы бывают, но со множеством начал, властей и злых духов, кои ни слабеют, ни умирают, но суть неукротимы и бессмертны. Воюем же с ними «в небесных», то есть, за небесные блага. Они воюют на нас, чтобы лишить нас небесных благ, мы же противувоюем им, чтобы получить блага оные славы и блаженства. Еф.6:13. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати.    Днем лютым или лукавым называет время настоящей жизни, поколику в оном бывают лукавые дела: день же, сказал, а не время, дабы показать краткость и маловременность жития сего: и поистине тысяча лет сего жития в сравнении с вечностью будущего века суть «яко день вчерашний, иже мимо иде» (Пс.89:5): а вместе, чтобы и ободрить воинов Христовых, показуя им краткость времени, в которое имеют воинствовать. Но поелику враги суть начала, власти, миродержители, духи злобы, для сего повторяет завещание о всеоружии. Восприимите, говорит, все Божественные оружия, чтобы оными возмогли воинствовать против таковых врагов, во время привременной жизни нашей, в котором происходят лукавствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сущность таинства В жизни священника преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе религиозно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе» ( Пс.83:8 ). Путь священника ясно и четко направлен к Богу. На этом пути пастырь встречает множество людей. Обязанность священника не проходить безучастно мимо сопутников, помочь падающим, укрепить изнемогающих, вернуть на правый путь заблудившихся. Жизненный путь приходского священника тесно связан, духовно переплетен с дорогами жизни его прихожан. Связь пастыря с паствой значительно глубже, чем она кажется на первый взгляд: их связывает не только совместные молитвы и соработа в рамках прихода, но у них общая судьба и в жизни будущего века. Вся деятельность истинного пастыря сводится к спасению своих прихожан, что является залогом его личного спасения. Эту глубокую духовную связь пастыря и пасомых очень образно раскрыл архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) в словах: «Если пастыри должны быть светильниками для паствы, то молитвы о них пасомых должны быть елеем для сих светильников» (Сочинения, т. 11. стр. 89). Нерадивый пастырь остается одиноким в земной жизни и без спасения в Вечности (овцы «не знают чужого гласа, за чужим не идут, но бежат от него» ( Ин.10:5 ). Добрый пастырь ведет своих овец по пути спасения («идет перед ними») ( Ин.10:3–4 ), он знает их нужды, они слушаются его голоса, идут за ним. Только вместе со всеми пасомыми примет Домовладыка (приходского) пастыря и откроет врата райские. «Се, я и дети, которых дал мне Бог ( Евр.2:13 ). Закон любви к ближнему является ключом к вечному Блаженству. Исповедь – это лучшее время набирать священнику себе «дружину», ищущих спасения. Покаяние – единственная возможность очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным. Покаяние часто именуется вторым крещением. Это означает, что оба упомянутых таинств имеют одну цель – очистить человека от скверны греха и дать ему вечное спасение. Не касаясь догматической стороны вопроса о спасении человека посредством Таинств Церкви, в данных строках будет сказано о значении и ответственности пастыря в этом исключительном процессе восстановления святости в душе грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

88. Некоторый брат спросил старца: как обрести мне Бога? постом ли, или трудами, или бдениями, или милосердием? Старец отвечал: исчисленными тобою добродетелями и рассуждением. Истинно говорю тебе: многие удручили подвигами плоть свою, но, сделав это без рассуждения, отошли из здешней жизни без всякого плода, без всякого приобретения. Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; песнопения Давида столько усвоили мы себе, что они сделались как бы нашим произведением; но не имеем того, чего Бог требует от нас - смирения [ 8 ]. 89. Брат сказал некоторому Отцу: если случится мне отяготиться сном, и я просплю время псалмопения моего: то душа моя, объятая стыдом по этому поводу, уже не хочет исполнять дела своего. Старец сказал на это: если случится тебе проспать даже до рассвета, - и в таком случае, когда проснешься, встань, затвори дверь и окна твои, соверши твое правило: потому что писание говорит от лица человека Богу: Твой есть день и Твоя есть ночь (Пс. 73, 16). Бог славословится во всякое время [ 9 ]. 90. Иной человек, употребив много пищи, еще чувствует позыв на пищу, а иной насыщается немногим количеством пищи: большую имеет мзду тот, кто, поев много, пребывает еще ненасытившимся, нежели тот, кто, поев мало, чувствует себя насыщенным [ 10 ]. 91. Если случится между тобою и ближним какое-либо неприятное слово, и ближний начнет отказываться от этого слова, утверждая, что он не говорил его: то не войди в словопрение с ним, не скажи: ты сказал, потому что он этим очень смутится [ 11 ]. 92. Монах не должен даже слушать злоречия, не должен говорить худое о ком бы то ни было, не должен соблазняться ни на кого [ 12 ]. 93. Если брату, безмолвствующему в келлии, взойдет на сердце какое-либо слово, а брат, обращая это слово в уме своем, не возможет постигнуть слова по причине высоты его и не будет научен Богом: то приступают демоны и превращают пред безмолвником значение слова, как хотят [ 13 ]. Замечание - очень важное! Апостол воспрещает мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати (Рим. 12, 3). Нарушение этого завещания непременно вводит в заблуждение и в заблуждения в высокоумие и самомнение, в область демонов и в подчинение им. По этой причине для монаха часто бывает очень полезным отречение от знания, несущественно нужного для спасения, льстящего более одной любознательности, сводящего с тесного пути смиренномудрия на широкий путь высокомудрия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

150 . Sylvia Mary, sister. Symeon the New Theologian and the Way of Tears//StPatr 1970. 10. 431–436. (TU 107) же://One yet twö monastic tradition, East and West. Orthodox-Cistercian Symposium, Oxford Univ. 28.06–01.09.1973. 1976. 95–119. 151 . Symon, archim. Syméon le Nouveau Théologien – maitre de la théologie vécue//ВРЗПЭ 1967. 59. 148–159. 152 . Thebaiou A. γιος Συμεν Νεος θεολγος// Κιβωτς. 1952. 1. 257–261. 153 . Triantafullidis G. λλαμψις θεου φωτς. Θεσσαλονκη 1984. 154 . Tsilkankis Ν. Τ κοσμολογικ στοιχεα τς θεολογας Συμεν το Νου Θεολγου ς ναβαθμο τς θεας ζως// Θεολογα. 1986. 57. 590–607. 155 . Tsirpanlis S. The trinitarian and mystical theology of Symeon the New Theologian// κκλησα κα θεολογα. 1981. 2. 507–544. 156 . Turner H. J. M. St Symeon the New Theologian and dualist heresies: comparisons and contrasts//SVTQ 1988. 32(4). 359–366. 157 . Turner H. J. М. «А care-free and painless existence»? Observations of St Symeon the New Theologian on the monastic life//Sobornost 1990. 12(1). 40–46. 158 . Turner H. J. M. St. Symeon the New Theologian and spiritual fatherhood. Leiden; N. Y.; Köln 1990. XVI. 257. (Byzantina Neerlandica, Fasciculus 11). 159 . Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden 1974. XIV. 489. 160 . Ware T. Symeon der Neue Theologe//LTK 1964. 9. 1215–1216. 161 . Wirth P. Καινς Θεολγος//ОС 1961. 45. 127 sq. 162 . Wunderle G. Wesenszüge der byzantinischen Mystik aufgezeichnet an Symeon dem Jüngeren//Der christliche Osten. Geist und Gestalt. Ratisbonne 1939. 120–150. См. также 10 .34, 583; 13 .192, 193, 265, 437, 438. (Пс.-) Симеон Новый Богослов Неизв. автор широко изв. и влиятельного соч. предпаламитского пер. об исих. молитве. Метод священной молитвы и внимания Тексты и переводы Изд. греч. текста, с парал. франц. пер.: 163 . La méthode d’oraison hésychaste/Texte gr. et trad. fr. par Hausherr I.//ОС 1927. 9:2(36). 97–210. Греч. текст и франц. парал. пер.]. оттиск: Roma 1927. 1927. 52. 537. пер.://Вилинский. 401–409. [По ркп Моск. Синод. 950, л.101–108 об.]. пер.: в изд. Дионисия Загорея, слово 68 6 .27), и в Добротолюбии ( Φιλοκαλα. 5. θναι 4 1976. 81–89). [Пер. на новые европ. языки чаще делаются с др.-греч. подлинника].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

89. «…Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили…» (Мк.7:13). Сборы на рыбалку Два друга договорились встретиться рано утром, чтобы вместе поехать на рыбалку. Один из друзей, не дождавшись в условленном месте своего товарища, позвонил ему домой. Долго никто не подходил к телефону. Наконец, его друг снял трубку: «Подожди немного, полью цветы на балконе и приду». Прошло некоторое время и рыболов снова позвонил: «Ну, скоро ты?» – «Сейчас иду, только соберу белье для стирки, жена просила. Скоро буду, не волнуйся». Через полчаса друг с нетерпением звонит снова: «Ну, что? Ты идешь или нет?» – «Иду, иду, только собаку покормлю». – «Слушай, – не выдерживает приятель, – когда мы с тобой договариваемся о рыбалке, значит, нужно отложить другие дела и приходить вовремя. Иначе мы весь клев пропустим». 90. «…Укрепляясь всякою силою … во всяком терпении и великодушии с радостью…» (Кол. 1:11). Жалость и уважение Когда слабый терпит сильного, это вызывает жалость, Когда сильный терпит слабого, это вызывает уважение. Когда в терпении ослабевают, это вызывает жалость, Когда в терпении укрепляются, это вызывает уважение. 91. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.» (Мф. 10:39). Бесстрашный священник Шла война. Бои перекинулись в город. Одна сторона улицы, которая вела к храму, была занята наступающими войсками, а другая – обороняющимися. Шла ожесточенная перестрелка. Однако каждый день, утром и вечером, по ней ходил старичок – священник на службу и обратно. Солдаты кричали ему из окон: «Отец, ты что думаешь, живой останешься? Видишь, какая стрельба? Брось, не ходи здесь!» А старичок отвечал: «Ребятки, я ничего не думаю! Ваше дело воевать, а мое – службу служить! Как ходил, так и буду ходить!» Удивленные его ответом, солдаты стали на время прекращать стрельбу, когда он шел по улице. Так священник целым и невредимым и ходил в храм до самого окончания боев. 92. «…Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.» (Пс. 99:5).

http://isihazm.ru/1/?id=122

11. Каковы принципы земного устроения общества у Иезекииля? 12. Какое место занимают «пришельцы» в Новом Иерусалиме? 13. О чем говорит символ живой воды, вытекающей из Храма? ПСАЛТИРЬ §13 Псалтирь: общий обзор Ни в одной книге Библии не раскрыт так полно религиозный опыт ветхозаветной Общины, как в Псалтири; и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Сам Господь Иисус молился словами псалмопевцев (напр., Мф 27,46). С апостольских времен псалмы стали органической частью богослужения и молитвословий. Таким образом, псалмы не только «составили звено, связующее Исайю и Иеремию с Евангелием» (Б. А. Тураев), но и передали Церкви Нового Завета непреходящие духовные ценности Ветхого. 1. Название и состав Псалтири. Название «Псалтирь» (евр. «Тхилим» — Славословия, греч. «Псалтерион», слав. «Псалтирь») связано с названием струнного инструмента псалтири, игра на котором сопровождала пение псалмов. Как пишет свт. Василий Великий, слово «псалмос» (псалом) означает «музыкальную речь, при возношении которой ударяли в музыкальный инструмент» (Бес. на Пс 29). Всего канонических псалмов 150. Нумерация их в Септуагинте и Вульгате, принятая также в русском переводе, во многом не совпадает с нумерацией в еврейской Библии: Пс 1-8 и 148-150 совпадают. Пс 10-147 сдвинуты на единицу нумерации по отношению к еврейской Библии (напр., Пс 20 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 19 евр. Библии). Пс 9 в Септуагинте и Вульгате соответствует Пс 9 и 10 еврейской Библии Пс 113 - Пс 114 и 115 Пс 114 и 115 - Пс 146 и 147 - Псалтири в настоящем виде предшествовали другие сборники псалмов, на основе которых она была составлена. «Весь состав псалмов делится на пять частей , по подобию Пятикнижия Моисеева» (свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов, 1,4): I — Пс 1-40, II — Пс 41-71, III — Пс 72-88, IV — Пс 89-105, V — Пс 106-150. Каждая заканчивается словами «аминь, аминь». Псалтирь была первой книгой Ветхого Завета, переведенной на славянский язык свв. равноап. Кириллом и Мефодием. Церковнославянская Псалтирь делится на 20 кафизм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010