В одиннадцатой книге «Исповеди» (ок. 397–400) блж. Августин впервые дает точное определение того, что такое вечность Бога и чем она отличается от времени: «И Ты не во времени предшествуешь времени, иначе Ты не предшествовал бы всем временам. Но Ты предшествуешь всему прошлому с высоты всегда настоящей вечности (celsitudine semper praesentis aeternitatis), и Ты возвышаешься над всем будущим, ибо оно еще только настанет, а когда настанет, то станет прошедшим, но Ты – Тот же, и годы Твои не кончаются (ср. Пс.101:28 ). Ведь Твои годы не приходят и не уходят, а наши годы приходят и уходят, чтобы им всем прийти. Все Твои годы существуют одновременно как настоящие (omnes simul stant), ибо они стоят неподвижно (stant), так что приходящие не вытесняют уже идущих, ведь те не проходят. А все наши годы настанут только тогда, когда их всех уже не будет. Годы Твои как один день (ср. Пс.89:5 ), и этот Твой день наступает не ежедневно, а ныне (hodie), ибо Твой нынешний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Твой нынешний день – это вечность (hodiernus tuus aeternitas), поэтому Ты родил [Сына], совечного Тебе, Кому Ты сказал: Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Ты сотворил всякое время (omnia tempora) и Ты существуешь прежде всякого времени (ante omnia tempora), и не было такого времени, когда вовсе не было времени» 24 . В своем трактате «О книге Бытия буквально», написанном несколько позднее (ок. 401–415), блж. Августин также подчеркивает, что вечное бытие Бога вневременно, так же как и внепространственно: «Бог не ограничивается ни конечным, ни бесконечным пространством и не изменяется течением ни конечного, ни бесконечного времени (nec temporum vel finito vel infinito volumine variari). Ибо в Его сущности, в которой Бог существует (eius substantia qua Deus est), нет ничего такого, что было бы короче в части, чем в целом, как это необходимо бывает во всем, что движется в пространстве от неподвижного центра, как, например, всякая ладонь – от сустава. И в Его сущности также не было чего-либо такого, чего в ней уже нет, или такого, чего в ней еще нет, как это бывает в тех природах, которые могут претерпевать изменения во времени (temporis mutabilitatem)» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Мех от тепла раз­бухает и, раздувшись, увеличивается в объеме; на холоде же он сжимается и твердеет. Подобно этому, принявшие евангельское учение оставляют всякую роскошь и телесную пышность и проводят эту жизнь в простоте, скромности и воздержании. Таково уже свойство телесной природы: в роскоши она изнеживается и распускается и вос­стает против души, а в скудости и подвигах сокращается и сми­ряется. Об этом свидетельствует Павел, говоря: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Это испытал на себе и пророк: преследуемый Сау­лом, он господствовал над страстями, а среди мира пал жертвой искушений сластолюбия, и только смирив тело, восстановил в себе память божественных законов. " Сколько остается дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд (избавив) от гонителей моих?» ( Пс.118:84 )? Немногочисленны дни нашей жизни, а еще нас преследуют дурные мысли, плотские стра­сти и житейские заботы: «плоть желает противного духу» ( Гал.5:17 ), как говорит божественный апостол. «Дни лет наших: семьдесят лет» ( Пс.89:10 ). Итак, когда Ты рассудишь меня и избавишь от моих противников? Суди же и освободи нас от их угнетения. »Поведали мне законопреступники (свои) рассуждения, но это – не... закон Твой, Господи» ( Пс.118:85 ). Пророку посоветовали уничтожить врагов, но он, повинуясь божественному закону, ожидал суда Божия. Эти слова и для нас поучительны и весьма полезны. Нам следует избе­гать не только басней язычников и неверия иудеев, но и хульных учений еретиков. Конечно, и иудеи, и язычники, и еретики рассуждают и выдают себя за учителей, имея своим орудием ложь, но своего учения ничем не подтверждают из божественных Писаний; а если что и приводят, согласно со своими страстями, то в таком случае искажают и обманывают: подобное явление наблюдается и в наше время. Обвинители христиан, так называемые иконоборцы, многих соблазнили, равно как и павликиане, разделяющие ересь манихеев. Они не искали основания в божественных Писаниях, но прикры­ваются ложью и в ней утверждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные, к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. Бог «не растекается» во времени, Он есть во всей Своей полноте в любой момент нашего времени. В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества: Бог называется от века Живущим ( Пс.54:20 ). Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ). Ты, Господи, пребываешь во веки ( Плч.5:19 ). Как учит свят. Григорий Богослов , «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему; а Сущий всегда». Бог, согласно свят. Григорию, «сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится» 221 . Хотя в учебниках по догматическому богословию вечность традиционно рассматривается как апофатическое свойство 222 , его тем не менее можно понимать и как свойство положительное, если понимать под вечностью не только свободу от временных условий, но обладание вечностью как полнотой бытия. По определению Боэция (ок. 480–524 526 гг.), «вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни» 223 . 1.4. Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. Об этих свойствах много говорит Священное Писание: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня ( Пс.138:7–10 ). В Книге Иеремии Бог устами пророка спрашивает: Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер.23:24 ). Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих ( Ис.66:1 ). В силу того, что Бог не зависит от пространства, Он для Своего бытия не нуждается в месте. Этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу в духе и истине ( Ин.4:23 ), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве (в Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где могут приноситься законные жертвы, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Благочестие преследуется ДИАВОЛОМ Когда святыя и благочестивыя души от мира сего оскудевают, жесточае на них вооружается диавол и озлобляет их то чрез себе самого, то чрез своих служителей; и чем ближайший мира конец, тем большее и жесточайшее благочестивым следует страдание; диавол наипаче восстает на тех, которые противу его стоят и подвизаются; а о тех небрежет, которые воле его повинуются. Он все силы на то употребляет, чтобы сие «малое стадо» озлобить. Израильтяне, исходя из Египта, хотя и озлоблял их Фараон, однакож вышли с сребром и златом по писанному: «изведе я с серебром и златом» ( Пс. 104, 37 ); тако христиане, хотя и много от диавола и служителей его при конце страждут, однакож от мира исходят с безценным вечнаго блаженства сокровищем (4:385). Благочестие в мире гонимо Мир, во зле лежащий, благочестия истиннаго не любит и гонит. Христос, самое благочестие и неповинность, только что в мир показался, и, как младенец незлобивый, никому зла не может сотворити, хотя то и никогда не сотворил, – и гонение начал терпеть, и от града в град, и от страны в страну бежал. Отсюда последует, что в ком начнется духовно Христос – истина, за тем следует гонение, как за истиной тень. «Вси бо хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гоними будут» ( 2Тим. 3, 12 ), по словеси апостольскому. Сего ради, аще тебе гонение приключается и ненависть от мира, не смущайся о том. Истинное бо богопочитание и благочестие миру есть камень претыкания и камень соблазна. Мир ненавидит тое, что противно ему и глаза колет, сего ради отвергает от себе, и гонит противнаго себе: но благо есть гонимым от мира, что Бог их приемлет. Сим утешайся, когда от мира гонение терпишь за благочестие (5:89–90). Что Христу Сыну Божию приключилось, тое и рабам Его приключается. Христос делает добро, но от языков человеческих гоним был: видим тое и на духовных удах Его, видим, како добрыя их дела хулят и порочат злые языки. Молитву, воздержание, терпение, кротость, милостыню, смирение и молчание лицемерством и лукавством называют. И чудно дело: тоежде дело в иных хвалят, или молчанием минуют, но в богобоязненном человеке хулят. Оттуда произошли негодные слова, или паче укорения: «богомол», «святоша», «пустосвят», и проч. Тако мир нечестивый не любит благочестия, и злый ненавидит добра. БЛАГОЧЕСТИЕ истинное есть в сердце и сокровенное есть (5:130–131).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Корнилю) охарактеризовать песнь Моисея как «резюме пророческого богословия» 14 . Однако и против такого подхода к песни Моисея можно привести возражения. Во-первых, сам С. Драйвер признает литературную индивидуальность автора песни и то обстоятельство, что в тексте песни обна­руживается относительно немного терминов и выражений, сходных с лексикой пророческих книг 15 . Потому рассуждения, основанные на стиле песни Моисея, все-таки имеют гипотетический характер. Во-вторых, песнь Моисея наполне­на редкими выражениями и архаичными формами, что позволяет говорить о ее близости древнейшим произведениям еврейской поэзии 16 . В частности, архаиз­мами можно считать составные слова «не бог» и «не народ» (ст. 21), а также на­именование Йешурун (ст. 15, в русском Синодальном переводе – «Израиль»), которое кроме песни Моисея встречается в Втор.33:5,26 и в Ис.44:2 , причем его употребление в книге Исаии можно считать заимствованием из Второзако­ния. Необходимо отметить и употребление в стихе 42 термина (в Сино­дальном переводе «начальники»), который во всем Ветхом Завете встречается еще один раз, причем в другом древнейшем поэтическом тексте – песни Де­воры ( Суд.5:2 ) 17 . Наконец, используемый в стихе 10 объектный местоименный суффикс [неясно, все ли тут в порядке с огласовками] также является архаической формой в отличие от позднего и более распространенного в Библии 18 . [поставить огласовку под буквами, у меня в Word не получилось] Наряду с наличием архаизмов, в тексте песни присутствуют многочис­ленные образы и термины, которые встречаются в речах Моисея, находящихся во Второзаконии, а также в других книгах Пятикнижия. Особое внимание стоит обратить на термин (ст. 3), который используется для обозначения величия Бога преимущественно в речах Моисея во Второзаконии (3:24, 9:26, 11:2), то­гда как в других местах Ветхого Завета он редко употребляется именно в этом смысле. Также характерной является редкая форма множественного числа («дни»), которая кроме Втор.32:7 используется только в псалме, принадлежа­щем Моисею ( Пс.89:15 ) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

89. «…Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили…» (Мк.7:13). Сборы на рыбалку Два друга договорились встретиться рано утром, чтобы вместе поехать на рыбалку. Один из друзей, не дождавшись в условленном месте своего товарища, позвонил ему домой. Долго никто не подходил к телефону. Наконец, его друг снял трубку: «Подожди немного, полью цветы на балконе и приду». Прошло некоторое время и рыболов снова позвонил: «Ну, скоро ты?» – «Сейчас иду, только соберу белье для стирки, жена просила. Скоро буду, не волнуйся». Через полчаса друг с нетерпением звонит снова: «Ну, что? Ты идешь или нет?» – «Иду, иду, только собаку покормлю». – «Слушай, – не выдерживает приятель, – когда мы с тобой договариваемся о рыбалке, значит, нужно отложить другие дела и приходить вовремя. Иначе мы весь клев пропустим». 90. «…Укрепляясь всякою силою … во всяком терпении и великодушии с радостью…» (Кол. 1:11). Жалость и уважение Когда слабый терпит сильного, это вызывает жалость, Когда сильный терпит слабого, это вызывает уважение. Когда в терпении ослабевают, это вызывает жалость, Когда в терпении укрепляются, это вызывает уважение. 91. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.» (Мф. 10:39). Бесстрашный священник Шла война. Бои перекинулись в город. Одна сторона улицы, которая вела к храму, была занята наступающими войсками, а другая – обороняющимися. Шла ожесточенная перестрелка. Однако каждый день, утром и вечером, по ней ходил старичок – священник на службу и обратно. Солдаты кричали ему из окон: «Отец, ты что думаешь, живой останешься? Видишь, какая стрельба? Брось, не ходи здесь!» А старичок отвечал: «Ребятки, я ничего не думаю! Ваше дело воевать, а мое – службу служить! Как ходил, так и буду ходить!» Удивленные его ответом, солдаты стали на время прекращать стрельбу, когда он шел по улице. Так священник целым и невредимым и ходил в храм до самого окончания боев. 92. «…Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.» (Пс. 99:5).

http://isihazm.ru/1/?id=122

Однако эволюционисты не оставляют попыток найти в Писании случая употребления этого слова в значении, исключающем буквальное его понимание. Сами эти попытки, конечно, являются признаком слабости их позиции. Ведь если бы она была достаточно крепка, не нужно было бы углубляться в длительные и неблагодарные поиски. Но рассмотрим те примеры небуквального употребления слова «день» (в единственном числе), найденные эволюционистами. Наиболее масштабный список цитат «подтверждающих» это мнение приведен еще у А. П. Лопухина и с тех пор ничего более серьезного найдено не было. Вот его слова: «Всем известно, что по-еврейски слово йом может означать и действительно означает во многих местах св. Писания неопределенный период времени ( Быт.2:4, 17 ; Лев.7:35-36 ; Втор.9:24; 31, 17–18; 32, 7 ; Пс. 2, 7 ; Ис.34:8; 63, 4 ; Иер.46:10 ; Иоил.2:31 ; Ам.3:14 ; Зах.14:9 ; Мф.10:15; 12, 36 ; Ин.8:56 ; Рим.2:5 ; 2Кор.6:2 )». 6 Сразу стоит заметить, что Новый Завет написан на греческом языке и цитаты из него не могут ничего сказать об том, какое значение имеет еврейское слово «йом», а потому и приведение их доказывает лишь слабость позиции автора! Эти цитаты можно условно сгруппировать в следующие смысловые кусты: Итак во всех цитатах приведенных выше ( Быт.2:4 мы сознательно не касались, ибо вопрос, что за день подразумевается в этом стихе будет рассмотрен позже) не содержится никаких свидетельств того, что слово «йом» можно понимать в значении неопределенного периода. Сейчас же стоит заметить, что в еврейском языке, вопреки мнению «православных эволюционистов» существует несколько терминов для выражения слова «период» или «эпоха». Иврит — русский словарь сообщает целых четыре термина для первого слова. Это слова — махазор rOzhm, идав ((это слово имеет также значение «эпоха»), перек qrp, текупах hpVqt. Близким к искомому эволюционистами значению «неопределенно долгий период времени» также обладает слово олам, lO(u слово дор rOd. И вообще надо заметить, что вопреки утверждению о. Стефана (Семитический язык начала второго тысячелетия до Р.Х. был так беден словами, что часто одно слово выражало несколько понятий), древние языки гораздо богаче новых синонимическими конструкциями и словарным запасом. «Сравнивая лексическую и грамматическую ткань древних и новых языков, мы видим, что их (древних языков) грамматический строй отличается большим многообразием и совершенством». 9 Неужели о. Стефан серьезно считал, что наша речь в конце ХХ века по Р.Х. ушла далеко вперед по сравнению с языком Пятикнижия, книги Иова или книги Иисуса Навина? Неужели создатель 89 псалма не знал подходящего термина для обозначения времени? — Конечно знал. Для обозначения эпохи Моисей использовал слово «олам» (век, вечность, эпоха ср.  Быт. 49, 26 ), а для обозначения дня или суток — слово «йом» (см. Исх.15:18 ). Так почему же он не употребил в первой главе Бытия слово «олам»? — Очевидно потому, что хотел сказать то, что сказал!

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Потому не обязан ли пастырь прилежно заниматься изучением антропологии и преимущественно психологии. Еще Григорий Богослов сказал: пастырь должен обладать совершеннейшим познанием души. К познанию других не мало служит самопознание. Если хочешь познать самого себя, смотри как живут другие; если хочешь понять других, смотри в твое собственное сердце. Кто неопытен в последнем отношении, тот не в состоянии избежать поверхностных суждений и в первом. Успех самопознания и познания человека вообще приобретается правильным разумением Библии , и творений св.отцов, особенно подвижников, и чтением жизнеописаний святых Божиих угодников. Хотя известно взаимное действие физическое и духовное в человеке, но все еще этим мы не обнимаем сущности и главных причин болезни. Это познание возможно только тогда, когда мы обратимся к основной причине всякого зла, т.е. к греху. В такую глубину познания вводит нас не человеческая мудрость, но слово Божественной истины, переданное в Откровении и понимаемое по разуму Вселенской Церкви. Это слово учит, что все люди грешники, и потому на каждого больного надобно смотреть, как на грешника. При первом грехопадении в первый раз встречается слово болезнь ( Быт.3:10 ), и чрез все Св.Писание проходит одна и таже истина: что грехи умаляют племена, что нет зла и бедствия на земле, которое бы не было порождено грехом (Притч.Сол. 14:34; Тов.12:11 ). Таким образом все полчище болезней, неблагоприятных и тяжких состояний и особенно смерть суть следствия греха. Но если смерть есть плод греха, и чрез грех проложила она путь в человечество; то ясно открывается связь греха и болезней. Писание повсюду указывает на сродство этих явлений ( Пс.37 ). Моисей в своей возвышенной песни говорит: мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил преступления наши пред Тобою, и тайное наше пред светом лица Твоего ( Псал.89 ). И Ап.Павел прямо говорит: смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили ( Римл.5:12 ). Вместе с первым грехом по всему человечеству наследственно распространились, как наказание, земные бедствия и телесная смерть, и разрушения и болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

11. О законе Божием: 18, 118. 12. О суетности жизни: 38, 48, 89. 13. Об обязанностях правителей: 81, 100. 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117. 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134. 16. История народа Божия: 77, 105. 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109. 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117. 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117. Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год Псалмы на разную потребу По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу: 1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18 2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67 3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51 4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11 5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138 6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42 7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17 8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142 9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101 10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139 11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140 12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66 13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28 14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40 15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138 16. В болезнях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сам Господь славы вместо радости принял распятие на кресте: Господь, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ). Печаль верующих пременяется в радость: Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием ( Пс.29:12 ). С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои ( Пс.125:6 ). Страждущие более и более будут радоваться о Господе ( Ис.29:19 ). Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их ( Иер.31:13 ). Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ). Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин.16:20,22 ). Прошение о получении радости: Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные ( Пс.50:10 ). Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою ( Пс.85:4 ). Возвесели нас за дни, в которые мы видели бедствие ( Пс.89:15 ). Верующие не должны радоваться а) богатству и другим мирским благам: Время коротко, так что плачущие должны быть как не плачущие, и радующиеся как не радующиеся; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:29–31 ); б) неправде: Любовь не радуется неправде, а радуется истине ( 1Кор.13:6 ); в) несчастью своего врага: Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастие постигало его? ( Иов.31:29 ). Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и не угодно будет это в очах Его ( Притч.24:17–18 ). Священнослужители радуются а) покаянию грешников: Я радуюсь, что вы опечалились к покаянию ( 2Кор.7:9 ); б) тому, что их паства ходить в истине: Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине ( 2Ин.1:4 ) Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине ( 3Ин.1:4 ); в) твердости в вере своей паствы: Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа ( Кол.2:5 ). При всей скорби нашей, мы утешились вами, братия, ради вашей веры ( 1Фес.3:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010