Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна ( Пс.88:37–38 ). Видишь, что речь идет о Христе, а не о Соломоне, ибо престол сего не пребыл как солнце. Если же кто будет противоречить потому, что Христос не воссел на вещественный престол Давида, то приведем такие слова: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи ( Мф.23:2 ), где означается не вещественное седалище, но власть учения. Так и под престолом Давида разумей не вещественный престол, но самое Царство. Да будут свидетелями для тебя отроки, восклицавшие: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мф.21:9 ) И слепцы говорят: помилуй нас, Иисус, сын Давидов ( Мф.9:27 ); и Гавриил ясно свидетельствует, говоря Марии: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его ( Лк.1:32 ); и Павел говорит: Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ); и в начале Послания к Римлянам говорит: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ). Итак, почитай Его от Давида рожденным, веря пророчеству говорящему: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, -и покой его будет слава ( Ис.11:10 ). 24 . Но иудеи упорно спорят против этого. Исаия предвидел и то, говоря: будут отданы на сожжение, в пищу огню ( Ис.9:5 ). Ибо младенец родился нам ( Ис.9:6 ), а не им, Сын, и дан нам. А этим показывает, что Он сначала был Сын Божий, потом дан нам, и немного после говорит: и мира Его нет предела (ср. Ис.9:7 ). Римское царство имеет пределы, а царство Сына Божия не имеет предела. Персы и мидяне имеют пределы, а Сын Божий не имеет предела. Потом следуют слова: на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его. Итак, Святая Дева произошла от Давида. 25 . Пречистому и Учителю чистоты надлежало произойти из чистых чертогов. Ибо если добрый священнослужитель Иисуса воздерживается от жены, то Сам Иисус как мог произойти от мужа и жены? Но Ты, говорит Он в псалме, извел меня из чрева ( Пс.21:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Смотри, как Она сироту Татьяну матерински помиловала, лютого мучителя отогнала от нее и здоровье ей подала. И кто не сможет возложить надежды на благоутробие Ее, видя Ее, столь милостивую и чадолюбивую? Слышали ли о неясыти, растерзывающей свою утробу ради птенцов? То же видите в Голубице райской, Пречистой Богородице. Пощажена ли утроба Ее возлюбленная, говорю, Сын сладчайший? Не растерзан ли люто страданиями? «Расхищали Его все проходящие дорогою» (Пс. 88:42), так ради нас был Сын Девический замучен, чтобы нам от смерти избавиться. И кто здесь Ту Деву не наречет Матерью себе, видя Единородного Сына Ее растерзанного, чтобы мы усыновление получили, чтобы нам «дать власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Кто не читал об орле, очень преданном своим чадам? «Орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими» (Втор. 32:11). Но Матери нашей Преблагословенной даны были «два крыла большого орла» , уповаем, что Она покроет нас «под кровом крыльев Своих» (Откр. 12:14; Пс. 60:5). Извещаемся о покровительстве Ее святым Андреем юродивым. Он видел Ее во Влахернской церкви, людей покрывающую, — такое имеет о чадах Своих прилежное попечение. Не забудь же и меня, хоть и негодного, о Матерь всепетая! Нравоучение Добра к нам Матерь Пресвятая Богородица, значит, нужно, чтобы и мы были Ей не злыми сыновьями. Не не ведаем, какого человека Господь Матери своей Преблагословенной под Крестом усыновляет на Голгофе: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26—27). Девственника — Деве, чистого — Пречистой, любимого ученика — любимой Родительнице дает за Сына. Запомни, хотящий быть сыном Богородичным, эти три условия: чистота, ученичество и стояние под Крестом. Не может иначе кто достойным наименоваться сыном Ее, если не постарается быть чистым, если не станет учеником Христовым, если не встанет под Крестом. И да будем любимы, хотя и недостойные сыны Матери нашей Премилосердной. Попечемся о грехах наших (по силе нашей очистить их) и, отложив всякую скверну, целомудренно поживем. Для этого учениками Божиими сотворимся, покоряясь заповедям Господним и храня их, «потому что не слушатели, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   СТАВРОФИЛА. «Губы твои лилии, источают текучую мирру» (Песн. 5:13). Ты проповедуешь мне Отца, но наказующего, биющего, мучащего; в этом любви мало, строгости же много. А я веровала, что Господь есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2 Кор.1:3, 4).    АНГЕЛ. Ты очень заблуждаешься, Ставрофила, если думаешь, что нет утешения в кресте и скорби. Разве ты еще не научилась «терпением и утешением из Писаний... сохранять надежду» (Римл.15:4)? Разве ты не читала, что Апостол пишет к Евреям: «забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5, 6)?    СТАВРОФИЛА. Неужели всякого?    АНГЕЛ. Непременно всякого, которого приемлет. Никто из сего не исключен, никого нет без наказания. Хочешь ли в этом убедиться? Сын Божий — Единый без греха, однако не без наказания. Итак, если Единого, не сотворшего греха, «не пощадил» Отец, «но предал Его за всех нас» (Римл.8:32), то какое же наказание заслуживают соделавшие зло, за которое наказываются? Итак, отныне да будет на тебе рука отеческая; и если ты дщерь добрая, то не отвергай наказания Отца твоего небесного. Пусть наказывает, если не удаляет от тебя Своего милосердия, пусть бьет сопротивляющуюся лишь бы только не лишал наследия. Если ты хорошо познала обещания Отца, то не страшись быть наказанной, а страшись лишиться наследия. Дщерь согрешившая откажется ли понести наказание, когда видит наказуемым и Единого безгрешного (Бл. Августин на Пс. 31:122, 88)? Не сказал ли о Нем Отец небесный на горе Фаворе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5)? Заметь, Ставрофила, возлюбленный Сын, однако биен, однако распят. Итак разумей, что и самым возлюбленным ниспосылается крест от Бога; а поэтому суди и о достоинстве креста. Крест, т. е. наказание, болезни и скорби, есть истинное начертание и знамение Сынов Божиих; а непричастные кресту будут отвергнуты, как сыны прелюбодеяния. Внимай опять, что Апостол Павел говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:7, 8). Детей виновных отцы наказывают, а рабов виновных изгоняют из дома. Жезл наказующий есть знамение сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

В первую очередь изложим позицию СИ, а затем сравним ее с Библией. В их литературе сказано, что Иисус назван «первенцем из творения ( Кол.1:15 ), ...Иисус – самый любимый Сын Иеговы. Он единственный, кто был создан Самим Богом» («Чему на самом деле учит Библия», стр.41). Иисус не рожден, а сотворен Богом Отцом. При этом дается ссылка на послание апостола Павла к Колоссянам. Рассмотрим это место. В синодальном переводе читаем: «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Обратимся, например, к протестантскому переводу Нового Завета: «и Он был прежде всего» («Книга Жизни», Стокгольм, 1991). Если обратиться к древнегреческому тексту, то увидим, что там стоят слова «protokokos pasis ktisesos», которые можно перевести и как «первопричина (или – первопричинный) всей твари». Важно учитывать, что слово «protokokos», кроме числительного, может быть употребляемо и как прилагательное, и вовсе необязательно должно быть переведено как «первенец». Более того, слово «первенец» не всякий раз означает числительное вообще, и этому есть подтверждения в Писании: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» ( Пс.88:28 ) – сказано о Давиде, несмотря на то, что Давид был самым младшим в семье и даже не самым могущественным из современных ему царей. Тем не менее он назван все же первенцем. Также Иаков получает первенство – именно как главенство, хотя и был младшим братом. Ефрем родился позже Манассии, но Писание называет Ефрема первенцем ( Иер.31:9 ). Можно сказать, что Давид был первенцем над царями, то есть главой над царями. Так и Христос есть глава над творением, Он есть его причина, ибо Им все создано. Тем более что далее, и это очень важно, стоят слова, объясняющие данную фразу: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Получается такой смысл фразы: Христос рожден прежде всякого творения, потому что Им-то и было все создано. Надо заметить, что рассматриваемое место очень трудное в силу особенностей древнегреческого языка. Но то, что Христа апостол Павел признавал рожденным, а не сотворенным Отцом – вне всякого сомнения: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» ( Евр.1:5 ) – рассуждает апостол Павел словами псалмопевца. «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

294. Лк. 6. 36. 295. Мф. 5. 48. 296. Мф. 5. 45. Святой Исаак Сирский. Слово 1. 297. Святой Исаак. Слово 21. 298. …ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 299. Рим. 8. 27. 300. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11). 301. Ин. 14. 26. 302. Ибо мы не знаем, о чем молимся (Рим. 8. 26). 303. Преподобный Макарий Великий. Слово 6, гл. 11. Слово 7, гл. 12. 304. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 305. Алфавитный патерик. 306. Алфавитный патерик. Сисой Великий. 307. Руководство к духовной жизни преподобных Варсанофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282 308. Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1. 309. Лк. 11. 9–10, 13. Благовестник. 310. Мк. 13. 35–36. 311. Слово 28, гл. 64. 312. 1 Пар. 2. 9. 313. Мф. 11. 28–30. 314. Лествица. Слово 28, гл. 2. 315. Пс. 33. 12. 316. Притч. 15. 27. 317. Пс. 18. 10. 318. Пс. 88. 8. 319. Заимствовано из святых Отеческих писаний. 320. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 321. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1. 322. …ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 17). 323. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7. 23–24). 324. Быт. 6. 3. 325. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15 50). 326. Пс. 50. 6. 327. Лк. 16. 15. 328. Святой Исаак Сирский. Слово 44. 329. Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь… (1 Пет. 4. 12). 330. Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4. 17). 331. Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7. 332. Ин. 6. 47. 333. Четьи-Минеи, 13 декабря. 334. Слушай, народ Мой, Я буду говорить: Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя… Моя есть вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49. 7–8, 12).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Быт. 14:4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, Мы останавливаемся на этом стихе, чтобы напомнить о вступлении в эту главу. а в тринадцатом году возмутились. Быт. 14:5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, Поход Кедорлаомера с его союзниками чрез год после возмущения, т. е. пока известие дошло до Сузы и пока войска собрались для похода, указывает нам на многие народы, нам почти неизвестные. Можно предположить только, как замечает Отто Герлах, что еламский царь вступил в Палестину с севера и шёл на юг до Ель-Фарана (степь Ель-Ти)… «что при пустыне» и уже от южной границы Палестины, сперва покорив мелкие племена, обратился снова на северо-восток и дошёл до долины Сиддим, где произошла решительная битва. Что же касается народов, покорённых на пути войска еламитского, то вот сведение об них по Филарету, Англиканской Библии и Отто Герлаху: а) Рефаимы: обитатели Васана ( Нав. 12:4; 13:12 ), считались в древности исполинами, по свидетельству текста Семидесяти, Онкелоса и сирийского текста. Страна Васан, или Базан, лежащая на северо-восток от долины Иордана, носила впоследствии имя Переа. Вероятно, впрочем, племя это простёрло свои владения на юг в то время, когда израильтяне были в Египте, потому что существовала южнее Иерусалима вблизи долины Вифлеема долина Исполинов, или Рефаимов ( Нав. 15:8; 18:16 ). Англиканская Библия делает замечание, что слово Рефаим употреблялось также в смысле теней усопших, причём указывает на еврейский текст Иова ( Иов. 26:5 ), Псалом 88 ст. 11 (наш 87 Псалом) ( Пс. 87:11 ), Исайю ( Ис. 14:9 ) и др., а Аштеров-Карнаим, двурогая Астарот, или Астарта (сирийская Венера), вероятно, означает известное место поклонения этой богине, изображаемой с двумя рогами, как Атор, египетская Венера. б) " Зузимы, поражённые в Гаме«. Тух и Кнобель думают, что Гам – то же, что Равваф-Аммон. Впрочем, если, что весьма вероятно, принять что Зузимы – то же самое, что Замзумимы ( Втор. 2:20 ), то должно думать, что это было племя Рефаимов, уничтоженных впоследствии аммонитами, потомками Лота, которые перед движением израильтян из Египта в Палестину овладели землями зузимов и основали Равваф-Амон. В гвоздеобразных надписях найдено имя Гамгумми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. Эти стихи образуют вступление к пересказу и толкованию снов обоих придворных. В состоянии тревоги за жизнь свою, всецело зависимую от каприза и произвола деспота-фараона, оба его царедворца, без сомнения, ожидали указания свыше на судьбу свою может быть именно во сне, так как египтяне, по Геродоту (2 кн., 83) гадание и предвидение будущего производили от божества и сновидения считали одним из средств откровения воли божества. Мидраш (Beresch. r. Par. 88, s. 432), на основании конструкции предложения ст. 5, говорит, что каждый вельможа видел сон свой и вместе толкование сна своего товарища, чем будто бы и объясняется, что, по ст. 16, хлебодар нашел, что Иосиф хорошо истолковал сон виночерпия. Но, не говоря о неестественности такого предположения, против него прямо говорит ст. 8, по которому истолкования снов не было дано ни одному из вельмож фараона. В этом 8 ст. высказываются неодинаковые воззрения вельмож фараона и Иосифа на источник снотолкования: первые готовы видеть его в научной мудрости и изучении школьном, последний указывает на Бога, как на единственный источник всякой мудрости и просвещения человека, чем внушает им относить последующее свое снотолкование единственно к Богу. Истолкование сна виночерпия Быт.40:9 . И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и то сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (2 кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия, рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. Чис. 20:5 ; Пс. 77:47, 104:33 ) о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… (Кол. 3:12). Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины… (Тим. 2:24–25). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3:1–2). Судя по столь многочисленным упоминаниям кротости, апостолы считали это качество важной составляющей христианского свидетельства как внутри общины, так и перед внешними. Наряду со смиренномудрием и долготерпением, кротость становится одной из характерных черт того нового духовно-нравственного облика, который созидается в церковной общине под прямым воздействием личности Иисуса Христа. Некоторые ученые считают, что Блаженства в целом опираются на Ис. 61:1–11. См., например: Bock D. L. Jesus. P. 128. Ориген. Толкование на Пс. 37, 7 ( Pitra J. B. Analecta Sacra. Vol. 3. P. 21). Принадлежность этого сочинения Оригену подвергается сомнению. Фрагменты на псалмы, приписывавшиеся Оригену, восходят к «Схолиям на псалмы» Евагрия Понтийского. См.: Фокин А. Р. Евагрий Понтийский. С. 564. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 3, 4 (PG 49, 298). Рус. пер.: С. 329. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 7, 6 (PG 49, 332). Рус. пер.: С. 369. Иоанн Лествичник. Лествица, 7 (PG 88, 812). Рус. пер.: С. 173–174. Исаак Сирин. Слова подвижнические 35 (De perfectione. P. 245–246). Рус. пер.: С. 93–94 (Слово 21). Имеется в виду первая заповедь Блаженства. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста 38, 2–3 (PG 57, 431). Рус. пер.: С. 417–418. О теме кротости в Послании Иакова и о связи между Иак. 1:21 и Мф. 5:5, см., в частности: Майер Г. Послание Иакова. С. 14, 27, 103–104, 183–184.   Книгу митрополита Волоколамского Илариона «Нагорная проповедь» можно приобрести в магазинах:

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? ( Мф.22:41 45; ср. Мк.12:35 37; Лк.20:41 42). В изложении этого эпизода между синоптиками имеются разночтения. В частности, Марк отмечает, что Иисус продолжал учить в храме. У Марка Иисус задает Своим оппонентам единственный вопрос: Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? У Луки вопрос сформулирован так же, но опущено слово «книжники». Передавая слова Иисуса о Давиде, Матфей употребляет выражение «по вдохновению» (ν πνεματι – буквально: «в духе»), а Марк – в Духе Святом (ν τ πνεματι τ γ); у Луки на этом месте стоит в книге псалмов. Марк завершает изложение эпизода словами: И множество народа слушало Его с услаждением ( Мк.12:37 ). У Матфея эпизод заканчивается фразой: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Похожей фразой у Марка и Луки завершался предыдущий эпизод – с книжником, вопросившим, какая заповедь первая в законе ( Мк.12:34 ; Лк.20:40 ). Вопрос, который Иисус задает Своим собеседникам, касается сердцевинного пункта религиозно-политических чаяний еврейского народа: каким должен быть Мессия? Согласно общепринятому представлению, основанному на ветхозаветных текстах, истолкованных в мессианском смысле ( 2Цар.7:12–14 ; Пс.88:4–5 ; Ис.11:1 ; Иер.23:5–6 ), Мессия должен происходить из рода Давидова, быть прямым потомком величайшего из израильских царей. 77 С приходом Мессии связывали надежду на реставрацию Израильского царства в том блеске и могуществе, каких оно достигло при Давиде. От грядущего Мессии не ожидали, что Он придет «свыше»: согласно популярным представлениям, он должен быть земным царем – «сущим от земли» ( Ин.3:31 ). Иисус цитирует первый стих псалма, который интерпретировался как пророчество о Мессии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010