Радость Радость есть дар Божий: Ты, Господи, исполнил сердце мое веселием ( Пс.4:8 ). Человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость ( Еккл.2:26 ). Радость земная смешивается с печалью: При смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль ( Притч.14:13 ). Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа ( Еккл.2:10–11 ). Верующие имеют свою радость в Боге: Буду радоваться о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний ( Пс.9:3 ). О имени Твоем радуются весь день ( Пс.88:17 ). Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. Да хвалят имя Его с ликами ( Пс.149:2–3 ). Радостью буду радоваться о Господе, веселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения ( Ис.61:10 ). Не видя Господа, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасения душ ( 1Петр.1:8–9 ). Радость верующих есть а) радость Господа совершенная в них: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна ( Ин.15:10–11 ). Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:13 ); б) радость и мир о Святом Духе: Ученики исполнялись радости и Духа Святого ( Деян.13:52 ). Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Плод духа: любовь, радость, мир… ( Гал.5:22 ); в) радость не отъемлемая никем: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин.16:22 ). Радость испытывается а) теми, которые свое упование возлагают на Господа: Возрадуются все уповающие на Тебя, Боже ( Пс.5:12 ). Душа наша уповает на Господа; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали ( Пс.32:20–21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Царь Учение слова Божия о царской власти Бог есть Владыка и Царь царей: сказал царь [Навуходоносор] Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей ( Дан.2:47 ). Благодать вам и мир от Того, Который есть, был и грядет, Который есть Владыка царей земных ( Откр.1:4–5 ). Он есть Господь господствующих и Царь царей ( Откр.17:14 ). Бог а) избирает царей: Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой ( Втор.17:15 ). Давид сказал: Господь, Бог израилев, избрал меня из всего дома отца моего, чтобы быть мне царем над Израилем вечно, из всех же сыновей моих Он избрал Соломона, сына моего, сидеть на престоле царства Господня над Израилем ( 1Пар.28:4–5 ); б) помазует царей: Сказал Господь Самуилу: наполни рог твой елеем и пойди, Я пошлю тебя к Иессею вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. Когда пришел он в Вифлеем, освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид и на высоту роста его. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал: все ли дети здесь? и отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил: пошли и возьми его. И послал Иессей, и привели его. И сказал Господь: встань, помажь его: ибо это – он ( 1Цар.16:1,4–7,10–12 ); в) посвящает и освящает царей чрез помазание от Святого Духа: И взял Самуил рог с елеем, и помазал Давида среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после ( 1Цар.16:13 ); г) поставляет царей: Господь поставил над вами царя ( 1Цар.12:13 ); утвердил Давида царем над Израилем ( 2Цар.5:12 ). Так говорит Господь, Бог израилев: Я возвысил тебя [Иеровоама] из среды простого народа и поставил вождем народа Моего, Израиля ( 3Цар.14:7 ). Над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет ( Дан.5:21 ); д) хранит и спасает помазанных царей: Не прикасайтесь помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Я оказал помощь мужественному, вознес избранного от народа. Я обрел Давида раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не применит его ( Пс.88:20–23 ). Велика слава царя в спасении Твоем ( Пс.20:6 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

светог Стефана деспота животописац Константин и са Исусом Навином, му беше сличан у вери и храбрости и у и у нове Новоме као и у народа у разна времена од околних и силом од Бога му даном. Мудри Философ светог Стефана и са многим другим старозаветним и царевима, па и са самим светим Давидом и мудрим Соломоном. као што Господ Давида по срцу“ Своме (Д.Ап. 13, 22; Пс. 88, 20), тако ваистину и овог Стефана, се као и Давид гнушаше гордости и а свагда богосличну смиреност и христолику кротост, колико му беше сместити у себе ове божанске и боготворне врлине. А Соломону био сличан по томе што и он, као некада премудри Соломон (ср. 3 Цар. 2, 12 и 1 Цар. 10), смири око себе на северу и и на истоку и западу, те му, као некада Савска царица Соломону, долажаху са страна цареви и владари, се мудрости и богатству и и он попут Соломона доби од Господа небеске премудрости и обостраног богатства, тако да беше и и од свих владара и на Истоку и на Западу. Сабравши у себи премудрост из Божанских списа Светога Писма и Светих Отаца, и скупивши богатства златне и плодне Стефан беше вером, и као нико други. Чак ни из давнина не беше владаоцима таквога владаоца, тако изванредно и богоугодног. Живео са источнима и западнима, са и са неверницима, и од свих оно што био од свих поштован, а све их превазилазио врлинама и Животописац му мудри Константин деспота Стефана и са пророком Данилом и са света Три из Вавилонске, и он као и они био у лавовским и пролазио кроз и воду, то кроз кроз борбе и ратове на свим странама око себе. Но попут и он очува веру православну у истинитог Бога: Оца и Сина и Светога Духа, а кроз то и веру народа свога Српскога као и православног. нити приклони колена ни главу безбожности то муслиманима – нити се поведе за лажним Латинским и папским. Уопште да кажемо, животописац овог светог и боговенчаног деспота Српског, му и подвиге, хтео би да га упореди са свима осталим старозаветним и новозаветним праведницима, али се пред овим светим и праведним човеком, тако неук и неспособан, да сматра „необухватном и несагледном пучином“, те стога вели да неукима пловити том пучином“. Ипак, се „заповести и захтеву“ Српске кир Никона“, он се прихвата да опише богоугодника Христовог Стефана деспота, потстакнут на то и трисветога то у сну самога овога Светога Стефана. Зато са вером и надом приступа овом именитом да га он као нека узети и препловивши пучину довести до пристаништа. Ево шта о том заповести да напише деспотово каже сам Константин Философ:

http://pravoslavie.ru/105511.html

Пророк указывает на превосходство Бога над тво­рением. Но здесь же свидетельствует и о равенстве Его с Сыном. Чтобы ты, подобно некоторым нечестивцам, не подумал, что Сын неподобен Отцу, пророк, называя Его истиною Отца, как из Него исходящего, далее говорит, что эта истина »окружает» Отца, так как один только Сын вмещает в Себе Отца, как Сам Он го­ворит: «Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин.10:38 ). Вмещает же Он, как великий великого, как сильный сильного. Вот почему, сказав Отцу: «силен Ты, Господи», пророк далее присовокупил: «и истина Твоя окружает Тебя», дабы ты знал, что хотя Отец велик и силен, и никто не может сравниться с Ним, но Сын равен Ему, по­чему и говорится, что Он " окружает» Отца. «Ты владычествуешь над силою моря, возмущение волн... его Ты укрощаешь» ( Пс.88:10 ). Обра­щаясь от невидимого к прославленно Бога в видимых вещах, пророк естественно упомянул о море, как страшной силе, над которым, однако Бог так владычествует, что ставит ему преде­лом песок, укрощает бурное движение, усмиряет волны, устра­няя ветры, которые его возмущают и вздымают. " Ты смирил, как раненного, гордого, сильною мышцею Твоею рассеял врагов Твоих» ( Пс.88:11 ). Здесь разумеется диавол, который был уязвлен гордостью, за что и смирен был низвержением с горних стран на землю, и здесь попирается и сокрушается ногами святых, как говорит Павел в послании к Римлянам: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Римл.16:20 ). «мышцею Твоею рассеял врагов Твоих». Мышца силы Божией – Христос, как говорит Исаия: «[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» ( Ис.53:1 ). Он рассеял врагов Божиих – иудеев, о которых он представляется у пророка говоря­щим: «стали для меня врагами» ( Пс.138:22 ); рассеял их, разрушив место, где у них по букве закона совершалось богослужение. " Твои – небеса и Твоя – земля, вселенную и что наполняет ее Ты основал» ( Пс.88:12 ). Отсюда ясно, что только Он один пользуется ими как Ему угодно. «Вселенную и что наполняет ее Ты основал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс.49:16–20 . «Грешнику говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Моё, и слова Мои бросаешь за себя?.. Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Объяснение. Здесь чрез пророка Давида Господь ставит человеку в упрёк его общение с грешником не молитвенное, а греховное общение в преступлениях («когда видишь вора... и с прелюбодеями сообщаешься»: ст.18–19), иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками (вспомни притчу о Мытаре и Фарисее: Лк.18:10–14 ). Только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, но святому апостолу Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . «Однажды Я поклялся святостью Моей: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мной». Объяснение. Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их; дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрождённые оным христиане, утверждённые на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим; сравни: Мф.13:39 . Ис.52:5 . «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Моё бесславится». Объяснение. Здесь говорится не о православных христианах, а о нравственном состоянии иудеев и язычников, посему совершенно неосновательно поступают те люди, которые, заметив недостатки в отдельных личностях – членах Церкви, отделяются от веры православной. Господь и апостолы свв. не гнушались даже Иудой искариотским, который до конца своей погибели был в лике апостолов: Мф.10:1–7 . Из храма вышел оправданным не фарисей, гордящийся своей праведностью, а хотя «грешный», но смиренный мытарь: Лк.18:10–14 . Нельзя забывать, что в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . И если Сам Господь явился на землю не судить, а спасти мир и взыскать погибшее: Ин.12:47 ; Мф.18:11 , то «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает»: Рим.14:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

18. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Среди бурных и бедственных обстоятельств жизни Давида его спасает Сам Господь, потому что у Давида уже не достает своих сил, так как у него очень много врагов, которые притом укрепились над ним, – взяли перевес своей силой (ср. ст. 4, 38–41, 49). 19. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. День озлобления, это – время крайней скорби, когда Давид испытывал всякое зло, причиняемое ему врагами его (ст. 5–6): именно в это время враги предварили Давида – явились ему навстречу, в сознании превосходства своих сил, в гордой надежде на верный успех своего злодейства. Но Господь был утверждением для Давида, как бы твердой скалой среди великого бурного наводнения (ст. 17). 20. И изведе мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. Широта – образ благополучия: можно стоять твердо и идти поспешно только по ровному и широкому месту; и вот, Господь дал возможность Давиду быть так безопасным, вывел его из вод многих и поставил на широту (ст. 17), потому что он приятен Богу, как «отрок» Его (ст. 1 ср. Пс.88:4–5,20–27 ). 21–23. И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вси судбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от Мене. Кто прав пред Богом, чьи руки не обагрены кровию и не принимали даров, тот не погибнет, напротив, водворится на Сионе, с Богом (ср. Пс.14 -й). А Давид был именно таков. Пути жизни, определенные заповедями закона Господня, Давид сохранял неуклонно, потому что в душе хранил страх пред Ним. Судьбы – определения суда по закону и оправданья – средства к достижению праведности (омовения, очищения, жертвы и т. п.), указанные в законе, Давид постоянно, твердо и ясно помнил, как бы имел их пред своими глазами. 24–25. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С Богом и Его законом Давид надеется быть непорочным, строго законным, а потому и – благополучным (ст. 25). Так как праведность Давида полная, совершенная, постоянная и очевидная для Самого Бога; то Господь и вознаградить его, а врагам его отмстить за него (ст. 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Если же такую благодатную силу имел ветхозаветный обряд помазания на царство, то кто из верующих дерзнет усомниться в сугубоблагодатной силе новозаветного таинства священного миропомазания Боговенчанных Царей наших? И если для царя Израилева день помазания его на царство был днем священным и светлорадостным, то какой же день, как не день священного миропомазания и Богом благословляемого венчания на царство, есть самый радостный, самый торжественный, самый священный день во всей жизни нашего православного Самодержца Всероссийского? До сего дня Он царствовал как царь наследственный, по реченному: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем ( Пс.131:11 ); но так царствуют и другие цари земные, наследующие свои престолы от царственных предков своих: отныне наш Царь царствует как Божий Помазанник, не только Богом избранный, но и Богом превознесенный, по слову Господа: вознесох избранного от людей Моих, елеем святым Моим помазах его ( Пс.88:20–21 ). Много царей на земле, но никакой народ в мире не имеет Самодержавного Царя – Божия Помазанника: это великое счастье есть счастье только нашего русского народа; это великий дар Божий – только нашей Руси православной... Только над нашим благочестивейшим, воистину Христолюбивым и Богохранимым Государем, в день Его священного венчания на царство, ношашеся Дух Господень, как Он носился некогда после помазания на царство над Богоизбранным сыном Иессея – Давидом ( 1Цар.16:13 ). «Как небо», говорит наш великий московский святитель Филарет, «безспорно лучше земли, и небесное лучше земного: то так же безспорно лучшим на земле должно быть то, что устроено по образу небесному. А Бог по образу Своего небесного единоначалия устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, вечного – Царя наследственного». О, как счастлива ты, наша Русь православная, что у тебя не такой царь, как у прочих народов земных: твой Царь – один из всех царей земных – Помазанник Божий, один из всех царей имеет вход во святилище Божие, к престолу Царя небесного, чрез врата царские, один из всех владык земных может причащаться тела и крови Господней купно с священнослужителями, у самого престола Божия, яко един от лиц священных!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еще через первого пророка из среды народа избранного – Моисея, которому подобного не было во Израиле ( Втор.34:10 ), было возвещено пришествие сего дивного Пророка, Которого сам Моисей был только прообразом, как законодатель, ходатай и избавитель народа избранного ( Втор.18:18 ). Сей есть тот Отрок Божий, Которого Иегова обетовал «дать во свет языком» ( Ис.49:6 ). И сей Праведник, нося закон Божий в сердце Своем, покорно идет сотворить волю Божию, – благовествовать правду Божию «в Церкви велицей» ( Пс.39:10 ). Явившийся в смиренном виде раба и уничиженный людьми, Он избран Богом, вознесен Им от среды людей Его и помазан святым елеем Его, – излиянными на Него дарами Духа. Под сенью руки Иеговы Он находит Свое заступление и в мышце Его укрепление Свое ( Пс.88:20–22 ). В таком виде Он является на Сионе – святой горе Божией, на которой снова при Нем начинает процветать истинная вера, и гора Сион возносится превыше холмов, покрытых памятниками идолослужения; «языцы мнози» идут к ней в надежде, что Бог покажет им путь Свой; во всё страны исходит от нее закон Божий ( Мих.4:2–3 ). Из сличения сего изображения Мессии с теми чертами, в которых представлен в рассматриваемом пророчестве Отрок, или Раб Иеговы, ясно открывается, что Мессия и Отрок Иеговы есть одно и то же лицо 8 . Мессию видела в сем Рабе Иеговы и вся Церковь Иудейская. В халдейском переводе Писания, в одном из лучших хранилищ ее преданий, первые слова сего пророчества читаются так: «се, Раб Мой Мессия». а) Глубочайшее смирение и кротость предвозвещаемого Наставника людей пророк изображает в словах: «не возопиет, ниже ослабит 9 , ниже услышится вне глас его», или как читаем у евангелиста: «не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиях гласа Его». На площадях городских обыкновенно собирались толпы народа; это было любимое место народных иудейских учителей, где они находили множество слушателей и где любили вступать в прения и состязания, желая выказать свои познания и искусство. Не таков Учитель, предрекаемый Пророком: равнодушный к земной славе, ищущий единственно славы Отца Небесного и спасения людей, Он тихо, без шумных споров, без тщеславного велеречия открывает небесные истины человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/iz-jas...

62 Откр. 3, 20. 63 Молитва Святому Духу. Молитвослов. Москва, 2003. С. 4. 64 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Москва, 1993. С. 384. 65 3 Цар. 19,12. 66 1 Пет. 1,16. 67 Втор. 22, 5. 68 Ср.: Ин. 6, 35–67. 69 Ин. 6,66–67. 70 В Элладской Православной Церкви не каждый священник может принимать исповедь, то есть быть духовником. Существует молитва на посвящение в духовники. Ответственное дело исповеди поручается архиереем лишь самым опытным и достойным священникам епархии. — Прим. перев. 71 Коринф — город на северо–востоке полуострова Пелопоннес. — Прим. перев. 72 Истма — небольшой городок недалеко от Коринфа. — Прим, перев. 73 Ин. 3,36. 74 Мф. 10,15. 75 Одна из центральных больниц Афин. — Прим. перев. 76 77 Один из самых известных театров Афин. — Прим. перев. 78 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 5. 79 Аллюзия на византийские агиографические тексты. — Прим. перев. 80 Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский († 847). — Прим. перев. 81 В 20–х годах XX века Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская и некоторые другие Поместные Церкви перешли на новый стиль. — Прим. перев. 82 После перехода Элладской Православной Церкви на новый стиль небольшая часть верующих, желающих жить по старому стилю, откололась от нее. Отколовшиеся стали называться старостильниками. С тех пор в среде старостильников произошло много расколов, и в настоящее время они представляют собой несколько церковных группировок, не имеющих канонического общения ни между собой, ни с одной из официальных Поместных Церквей. — Прим. перев. 83 Прем. 3,1. 84 Октоих. Москва, 1991. С. 169. 85 Деревня в Южной Греции в номе Виотия. — Прим. перев. 86 Второй смертью в Священном Писании Называется смерть души. См.: Мф. 10, 28; Лк. 12, 4. 5. — Прим. перев. 87 Ин. 5,24. 88 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 2. 89 1 Фес. 4,14. 90 Ин. 15,20. 91 Пс. 117,10. 92 Ср.: Иов. 14, 4. 93 1 Ин. 3,5–6. 94 Гал. 2,20. 95 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Почему Отец и Сын – личности, а Святой Дух – нет? – ведь слово «имя», хотя, по словам иеговистов, не всегда означает личное имя, здесь явно употреблено в равном отношении и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу. Такое явное игнорирование этих и других ( 2Кор.13:13 ; Кор.12:4–6; 1Петр.1:2 ). Отец ( 1Кор.12:28 ), Сын ( Еф.4:11–12 ) и Святой Дух ( Деян.20:28 ) поставляют пастырей и учителей Церкви. Отец – Бог ( Флп.2:11 ), Сын – Бог ( 1Ин.5:20 ; Рим.9:5 ), Святой Дух – Бог ( Ин.16:8–11 , Мф.12:32 ; Деян.5:3–4 )), свидетельств Писания объяснимо лишь сознательным, преднамеренным искажением истины в целях оправдания своей богословской доктрины. В Кол.1:15–16 говорится, что Иисус Христос – Первенец всего творения. Основываясь на ложном понимании первородства, теологи «правящей корпорации» пытаются сделать Сына Божия первым из твари 15 . Но греческое слово πρωττοκος подразумевает не просто хронологический порядок рождения ребенка, но и определенные преимущества, связанные с его первородством, и его авторитет, отчего в Писании первенцами часто называются не по рождению, а по особому избранию Божию ( Пс.88:21–28 ; Исх.4:22 ; Иер.31:9 ). Слово πρωττοκος по отношению к Сыну Божию указывает на то положение, которое Он занимает по отношению к тварному бытию, сотворенному Им. Слово πρωττοκος ничего не говорит о внутреннем и сокровенном бытии Святой Троицы. Если бы апостол Павел желал выразить мысль, что Иисус был первым созданием, он должен был бы употребить греческое слово πρωτκτιστος – первосозданный. Далее иеговисты утверждают, что термин «единородный» ( Ин.1:14 ); ( Ин.3:16 ); ( 1Ин.4:9 ) отрицает Божественность Иисуса Христа и указывает, что Иисус – «младший бог» по времени, положению, силе и знаниям 16 . Однако греческое слово µονογενς (от γνος – род, происхождение в смысле генеалогии) не имеет оттенка появления из ничего. А слово γεγενημνον (γεγενημνον, т. е. «бывшего, ставшего», а не γεγεννημνον, т. е. «рожденного»), употребленное александрийским пресвитером Арием в Символе веры , означает рождать, производить 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spetsifi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010