Е.Н. Никулина Тема 3. Мученики Второй лик святых, который мы будем изучать, – это мученики. И по времени, и по своему «вкладу» в дело евангельской проповеди, они являются продолжателями свв. апостолов. Мученичество – это одно из главных и неопровержимых доказательств истинности веры Христовой. Огромнейшее число христиан разного общественного положения, возраста, пола, национальностей жертвовало всем: имуществом, положением, семьей, самой жизнью, чтобы подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога, всецелой уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал». Поэтому подвиг мученичества является центральным духовным явлением в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением истинности евангельского благовестия. Материалов по этой теме достаточно много. Публикуются подборки святоотеческих цитат о мученичестве, пишутся статьи и доклады, в которых делаются попытки дать богословское осмысление этого подвига. Наша задача – постараться систематизировать некоторые из таких материалов. Тема «Мученики» состоит из разделов: 1 . Содержание подвига мученичества. 2 . Обзор истории мученичества. 3 . Почитание мучеников. · Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи. · Канонизация новомучеников и исповедников Российских. 4 . Приложения к теме: подробные сведения о мучениках, упоминаемых в лекционном курсе. 3.1. Содержание подвига мученичества Мученики, как уже говорилось, являются древнейшим разрядом святых. В греческом языке их подвиг обозначается словом «мартириа» – «свидетельство» о каком-либо факте или событии в области права, истории или религии («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – Втор.5:20 ; см. также: Пс.88:35–38 ; Ис.8:16 и др.). Русский перевод этого слова как «мученичество» имеет особый смысловой оттенок – свидетельство об истине страданиями за веру. Это понятие можно встретить, например, при описании ветхозаветного мученичества во время гонений Антиоха Епифана ( 2Мак.6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

Разделы портала «Азбука веры» Презрение — 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительно отношение. Презрение связано с гордостью. Но в каком из этих грехов следует исповедоваться, если кого-то презираешь? Презрение ближнего есть следствие гордости, которую свт. Игнатий (Брянчанинов) называет одной из восьми главных страстей. Однако гордость, пишет святитель, имеет многие подразделения и отрасли: здесь презрение (его святой ставит на первое место среди всех грехов, произрастающих от гордости) соседствует с такими грехами как предпочтение себя всем, дерзость, хула, неверие, лжеименный разум, непокорность Закону Божию и Церкви, последование своей плотской воле, чтение книг еретических, развратных и суетных, неповиновение властям, насмешничество, оставление христоподражательного смирения и молчания, потеря любви к Богу и ближнему, потеря простоты и др. Поэтому на исповеди уместнее будет называть грех точно, например: «Согрешил презрением ближнего». Нельзя презирать своего ближнего. Не грех ли презирать самого себя, осознавая свою греховность? Святой апостол Павел пишет (этот отрывок читается во время Венчания): «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь » ( Еф.5:29 ). Даже на уровне биологических рефлексов в нашу природу заложена система самосохранения. Всякий человек по своей природе стремится к личному благополучию, никто не желает себе дурного, плохого, печального, скорбного. Себя самого не нужно ни презирать, ни ненавидеть – ненавидеть нужно грех, отдаляющий нас от Бога, преодолевать грех с Божией помощью, смиряться, когда не получается преодолеть его так быстро, как хотелось бы, не унывать и снова с Божией помощью подниматься и двигаться дальше. В некоторых случаях люди, остро переживающие нелюбовь, презрение к себе и другие подобные болезненные состояния, нуждаются не только в помощи священника, но и в помощи психотерапевтической. Как поступать, когда нас презирают? Когда нас кто-то презирает, чаще всего нет необходимости что-либо доказывать человеку, оправдываться перед ним. Христианин переносит презрение с миром и даже радостью в сердце, чему мы находим в Священном Писании немало подтверждений (например, Лк.6:22-23 ; Деян.5:41 ; 2Кор.12:10 ). Не следует и бояться того, что нас могу презирать ( Ис.51:7 ). Презираемый человек бывает угоден Богу ( Неем.4:4 ; Пс.88:51 ; Пс.122:3 ), в том случае если причиной этого презрения являются не его собственные грехи. Например, если алчного, жадного человека презирают за его алчность и жадность, он получает заслуженное наказание в виде презрения ( Притч.12:8 ), хотя, конечно, и сами презирающие совершают при этом грех. Другое дело, когда человек переносит презрение ради Бога ( Ис.66:5 ; Иер.15:15 ; Иер.20:8 ; Деян.5:41 ; 1Тим.4:10 ; 1Кор.4:3 ; Евр.10:33 ). Почему в Великом покаянном каноне свт. Андрея Критского именно презрение (презорство) называется новым Измаилом?

http://azbyka.ru/prezrenie

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации Члены Священного Синода Русской Православной Церкви поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с пятнадцатой годовщиной интронизации. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! В сей торжественный, духовно значимый лично для Вас и всей полноты Русской Православной Церкви день позвольте сердечно приветствовать Вас и поздравить со знаменательной датой — 15-летием Вашего восшествия на Московский Патриарший престол. Всеблагим Промыслом Божиим и избранием Освященного Поместного Собора нашей Церкви полтора десятилетия назад Вы были призваны к Первосвятительскому служению. В тот достопамятный день интронизации возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2:10) сердца миллионов верных чад церковных, ибо Господь вознесох избранного от людей Своих (Пс. 88:20), возведя на высшую ступень священнослужения мужа крепкого и достойного, умудренного и щедро одаренного многоразличными талантами. Вам же, принявшему сей жребий, предстояло подъять на себя и понести нелегкий крест Патриаршества, о чем Вы со смирением и упованием на благодатную помощь, ниспосылаемую свыше на Предстоятеля по молитвам всей Церкви, свидетельствовали тогда пред Богом и людьми. Провидческими оказались Ваши слова. В минувшие годы Вам довелось в полной мере ощутить, сколь тяжело и ответственно Первосвятительское делание, какого напряжения ума и воли требует оно, с какой самоотдачей нужно изо дня в день трудиться, чтобы неизменно приносить пользу Святой Церкви. Ныне, глядя на Вас, стоящего на том же священном месте и воздавая хвалу Подателю всех благ Богу, мы можем с радостью и благодарностью свидетельствовать: все, что Вы вкупе с клиром и паствой смогли осуществить за минувшие пятнадцать лет, поистине изумляет. Впечатляют не только цифры и статистические данные, о которых можно было бы говорить долго, но и сама динамика всестороннего развития как епархиальной, так и приходской жизни.

http://mospat.ru/ru/news/91321/

Архив Пн Поздравительный адрес членов Священного Синода Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации 1 февраля 2024 г. 10:00 Члены Священного Синода Русской Православной Церкви поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с пятнадцатой годовщиной интронизации. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! В сей торжественный, духовно значимый лично для Вас и всей полноты Русской Православной Церкви день позвольте сердечно приветствовать Вас и поздравить со знаменательной датой — 15-летием Вашего восшествия на Московский Патриарший престол. Всеблагим Промыслом Божиим и избранием Освященного Поместного Собора нашей Церкви полтора десятилетия назад Вы были призваны к Первосвятительскому служению. В тот достопамятный день интронизации возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2:10) сердца миллионов верных чад церковных, ибо Господь вознесе избранного от людей Своих (см. Пс. 88:20), возведя на высшую ступень священнослужения мужа крепкого и достойного, умудренного и щедро одаренного многоразличными талантами. Вам же, принявшему сей жребий, предстояло подъять на себя и понести нелегкий крест Патриаршества, о чем Вы со смирением и упованием на благодатную помощь, ниспосылаемую свыше на Предстоятеля по молитвам всей Церкви, свидетельствовали тогда пред Богом и людьми. Провидческими оказались Ваши слова. В минувшие годы Вам довелось в полной мере ощутить, сколь тяжело и ответственно Первосвятительское делание, какого напряжения ума и воли требует оно, с какой самоотдачей нужно изо дня в день трудиться, чтобы неизменно приносить пользу Святой Церкви. Ныне, глядя на Вас, стоящего на том же священном месте и воздавая хвалу Подателю всех благ Богу, мы можем с радостью и благодарностью свидетельствовать: все, что Вы вкупе с клиром и паствой смогли осуществить за минувшие пятнадцать лет, поистине изумляет. Впечатляют не только цифры и статистические данные, о которых можно было бы говорить долго, но и сама динамика всестороннего развития как епархиальной, так и приходской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/6098550.ht...

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с годовщиной интронизации 1 февраля 2020 г. 13:00 1 февраля 2020 года по окончании Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий огласил приветственный адрес по случаю годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от лица членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш Отец!  После Божественной литургии и молебного пения, совершенных под сводами сего величественного храма, почтительно просим принять сердечные поздравления с одиннадцатой годовщиной Вашего восшествия на Московский Патриарший престол.  Окидывая мысленным взором минувшее время, мы вспоминаем ныне день Вашей интронизации, поистине ставший днем проявления Всеблагого Промысла Божия, днем исполнения воли Вседержителя, призвавшего Вас к высочайшему на земле служению, о котором можно было бы сказать словами пророка и псалмопевца Давида: «Вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88:20), днем, положившим начало многим важным событиям и свершениям, которые уже вписаны в летопись церковной жизни. Ныне, как и на протяжении прошедших одиннадцати лет, епископат, клирики, монашествующие и миряне возносят горячие молитвы ко Господу о даровании Вам здравия, спасения и во всем благого поспешения, зная, что милость Его безмерна и человеколюбия неисследимая пучина (последование благодарственного молебна).  Поистине эти молитвы не прекращаются ни на один день, ибо от восток солнца до запад (Мал. 1:11), от самых северных храмов Заполярья и до Антарктиды за каждым богослужением верные чада Русской Православной Церкви поминают своего Предстоятеля. И знаем: эти молитвы не тщетны. Знаем и свидетельствуем, что Господь обновляет Ваши силы, исполняет Вас духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия (Ис. 11:2), помогает твердо стоять на страже апостольских преданий, канонов и святоотеческих правил, смело и решительно защищать врученный Вам удел — Русскую Православную Церковь — от разделений и стихий мира сего. 

http://patriarchia.ru/db/text/5584542.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОННА Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) [Греч. Νννα] (кон. III - нач. IV в., Иконий (?) - после 374, Назианз), прав. (пам. 5 авг.). Жена свт. Григория , еп. Назианза, мать св. Горгонии , свт. Григория Богослова и св. Кесария . Основным источником сведений о Н. являются сочинения свт. Григория Богослова - слова, посвященные памяти брата Кесария, сестры Горгонии, отца ( Greg. Nazianz. Or. 7, 8, 18), а также автобиографическая поэзия ( Idem. De vita sua; Idem//AG. 8. 24-74). Отца Н. звали Фильтатий (AG. 8, 58; 136), мать - Горгония (AG. 8, 136). Братом Н. был Амфилохий (или Амфилох), к-рый умер до 361 г. (Ibid.; PLRE. Vol. 1. P. 57), отец свт. Амфилохия Иконийского ( Kopecek. 1973. P. 457). Ж. Бернарди считает, что Н. происходила из Икония ( Bernardi. 1995. P. 106), Р. Ван Дам - что она родилась в Каппадокии ( Van Dam. 2003. P. 88). Семья Н. была христианской. Свт. Григорий говорит, что Н. изначально была посвящена Богу ( Greg. Nazianz. Or. 7. 4, 1), тем не менее была выдана замуж за Григория, принадлежавшего в то время к секте ипсистариан . Бернарди предполагает, что их бракосочетание состоялось ок. 305 г. ( Bernardi. 1995. P. 106), а сестра Горгония была намного старше Григория и, возможно, уже была замужем к моменту его рождения (P. 108). По мнению Ван Дама, Григорий и Н. поженились в 20-х гг. IV в. ( Van Dam. 2003. P. 88). Н. могла быть моложе своего мужа на 20-30 лет, а для него это был 2-й брак ( Idem. P. 41). В семейной жизни Н. была покорна мужу, однако прилагала все усилия к обращению его в христианство, действуя упреками, увещеваниями, «отчуждением» (возможно, отказом в супружеской близости), но более всего подавая пример молитвой, постом и собственным добронравием. В конце концов Григорий Старший увидел сон, в к-ром пел стих из псалма: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем» (Пс 121. 1), после чего не только уверовал и крестился (в возрасте 45 лет), но и был рукоположен во священника и епископа. Григорию Старшему пришлось делать выбор между женой-христианкой и др. родственниками, с к-рыми Н. отношений не поддерживала ( Van Dam. 2003. P. 88).

http://pravenc.ru/text/2577951.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ [греч. Κυριακ τν Αγων Πντων], 1-я неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в к-рую совершается память всех святых. На Востоке появление памятей всех мучеников, или всех святых, относится по крайней мере к кон. IV - нач. V в. В проповеди свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы (PG. 50. Col. 705-712). Среди песнопений прп. Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая ( Bickell G. S. Ephraem Syri carmina Nisibena. Lpz., 1866. P. 23, 89). Сир. Лекционарий 411 г. указывает эту память в пятницу после Пасхи (A Syriac Lectionary from the Church of the Forty Martyrs in Mardin, Tur Abdin, Mesopotamia/ed. A. Vööbus. Louvain, 1986. P. XVIII-XXVII. (CSCO; 485)). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., 22 янв. указана память всех мучеников с последованием на литургии: тропарь 4-го гласа «Радуйтесь, мученики Господни», чтения (прокимен из Пс 115, Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, Евр 12. 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Ин 15. 20-16. 5a), тропарь 2-го гласа на умовение рук «Изначальные установления», тропарь 4-го гласа на перенесение Даров «Тебе жертва». Кроме того, 16 апр. в этом памятнике отмечается память «апостолов и всех святых, принявших их учение», без указания последования ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1]. P. 31-32; [Pars. 2]. P. 31; T. 2. [Pars. 1]. P. 2; [Pars. 2]. P. 5). Впосл. в правосл. Церкви установилась отмеченная уже у свт. Иоанна Златоуста традиция праздновать память всех святых в 1-е воскресенье после Пятидесятницы. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, В. с. н. указывает на то, что сонмы святых в разные эпохи просияли в мире по благодати Св. Духа. Все святые. Икона. XIX в. (мон-рь Симонопетра, Афон) Все святые. Икона. XIX в. (мон-рь Симонопетра, Афон)

http://pravenc.ru/text/155560.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Издания «Нового литературного обозрения» (журналы и книги) можно приобрести в следующих магазинах: в Москве: «Политкнига» – ул. Малая Дмитровка, 3/10. Тел.: (495)200–36–94 «Ad Marginem» – 1-й Новокузнецкий пер., 5/7. Тел.: (495)951–93–60 «Библио-Глобус» – ул. Мясницкая, 6. Тел.: (495)924–46–80 «Гилея» – Нахимовский просп., 51/21. Тел.: (495)332–47–28 «Гнозис» – Зубовский проезд, 2, стр. 1. Тел.: (495)247–17–57 «Книжная лавка писателей» – ул. Кузнецкий мост, 18. Тел.: (495)924–46–45 «Молодая гвардия» – ул. Большая Полянка, 8. Тел.: (495)238–50–01 «Москва ТД» – ул. Тверская, 8. Тел.: (495)797–87–17 Московский Дом книги – Новый Арбат, 8 (а также во всех остальных магазинах сети). Тел.: (495)203–82–42. «Старый свет» (книжная лавка при Литинституте) – Тверской бульвар, 25 Тел.: (495)202–86–08. «Фаланстер» – Малый Гнездниковский пер., 12/27. Тел.: (495)504–47–95 «У Кентавра» – Миусская пл., 6. Тел.: (495)250–65–46 «Букбери» – Никитский б-р, 17. Тел.: (495)291–83–03 «Русское зарубежье» – ул. Нижняя Радищевская, 8 (м. Таганская-кольцевая) Тел.: (495)915–11–45 Primus Versus – ул. Покровка, 27, стр. 1. Тел.: (495)951–93–60 Магазины сети «Книжный клуб 36′6». Тел.: (495)223–58–20 «Топ-книга». Тел.: (495)166–06–02 в Санкт-Петербурге: «Летний сад» – Большой просп., ПС, 82. Тел.: (812)232–21–04 «Подписные издания» – Литейный просп., 57. Тел.: (812)273–50–53 «Дом книги» – Невский просп., 62. Тел.: (812)570–65–46, 314–58–88 «Лавка писателей» – Невский просп., 66. Тел.: (812)314–47–59 Гуманитарная книга, 1-я линия ВО, 42. Тел.: (812)323–54–95 Академический проект, ул. Рубинштейна, 26. Тел.: (812)764–81–64 в Екатеринбурге: Дом книги – ул. А. Валека, 12. Тел.: (343)358–12–00 в Нижнем Новгороде: «Дирижабль» – Б. Покровская, 46. Тел.: (8312)31–64–71 Арт-кафе «Буфет» – ул. Ошарская, 14. Тел.: (8312)28–51–29 в Ярославле: ул. Свердлова, 9. В здании ЦСИ «АРС-ФОРУМ». Тел.: (0852)22–25–42 в Интернете: www.ozon.ru www.bolero.ru Читать далее Источник: Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ/Надежда Киценко. - Москва : Новое литературное обозрение, 2006. - 390 с., л. фот. - (Historia Rossica). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иордан Иордан [евр. «нисходящий», «(текущий) вниз» или «река суда» ], главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне – юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. – Банияс – берет свое начало в древней ⇒ Кесарии Филипповой , на высоте 329 м над уровнем моря; самый полноводный, но короткий – Нахал-Дан – начинается возле Телль-эль-Кади (⇒ Дан , 3), на высоте 154 м над уровнем моря; самый длинный, но мелководный – Хасбани – берет начало зап. Ермона, у Хасбейи, на высоте 520 м над уровнем моря (см. Пс. 41:7.8 ). Немного ниже впадения притоков И. разделяется на два рукава, текущих к оз. Хуле, располож. на высоте 70 м над уровнем моря. Еще через 15 км, у древней Вифсаиды-Юлии, И. впадает в ⇒ Геннисаретское озеро (208 м ниже уровня моря). Между этими озерами И. течет по глубокому каньону, образовавшемуся в базальтовых породах. Важнейший из немногих пешеходных мостов через И. – Джиср-бенат-Якуб («Мост дочерей Иакова»). Здесь через И. проходит знаменитый «приморский путь» ( Ис. 9:1 ) – древняя дорога, ведущая из Дамаска в Мегиддо и Газу, а затем в Египет (см. Исх. 13 и карту на стр. 977). Ниже Геннисаретского озера река течет по ⇒ «низким местам» ( Втор. 1:7 ), т.е. по Иорданской долине. Протяженность И. между Геннисаретским озером и Мертвым морем составляет прим. 110 км, а перепад высот – 180 м. Долина И. (Эль-Гор ­­ «трещина»), раскинувшаяся на ширину от 4 до 20 км, представляет собой возделываемую землю, которая не простирается далее устья р. Яббок (Иавок), и пустыню, которая не отступает даже там, где из земли бьют источники или протекают впадающие в И. реки. Возле Иерихона также есть обширные плодородные земли. В известковой долине И. образовал пойму, ширина которой в период паводка достигает 1 км. Собственно русло реки имеет ширину 30 м. Его наиб. глубина 3–4 м, а у Иерихона – 6 м. По берегам И. растет субтропический лес (Эз-Зор), «заросли Иордана» (так более правильно перевести Иер. 12:5 ), где раньше обитали даже львы ( Иер. 49:19 ). Области, лежащие по обе стороны И. сев. Мертвого моря, называются Иерихонской равниной, «долиной» ( Втор. 34:3 ; Иер. 39:5 ), а также «Моавитской равниной» ( Числ. 35:1 ). (См. цвет. вклейку 88.) В нижнем течении в И. впадают многочисл. притоки; крупнейшие из левых притоков – Ярмук и Яббок (Эз-Зарка). Из переправ через И. наиб. известны Хаджле («куропатка»), у которой, согл. преданию, проповедовал Иоанн Креститель ( Ин. 1:28 ; ⇒ Вифания , 2), и Эд-Дамийе, располож. юж. устья Яббока. Здесь галаадитяне перехватили спасавшихся бегством ефремлян ( Суд. 12:5.6 ). Берега И. довольно крутые; его русло лежит в глубокой впадине, много ниже уровня моря, поэтому И. никогда не являлся транспортной артерией. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010