Пс.88:3 .  Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено. Пс.88:4 .  «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Пс.88:5 .  навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана ( 2Цар. 7:12–14 ). Пс.88:6 .  И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Пс.88:7 .  Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? «Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования. Пс.88:11 .  Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. «Раав» – обозначение Египта ( Пс. 86:4 ). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям. Пс.88:13 .  Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране. Пс.88:16 .  Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, Пс.88:17 .  о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» – блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы – точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею – пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" Бог мой и защитник спасения моего» ( Пс.88:27 ). Хотя Бог по благодати и стал для нас Отцом, но мы не перестаем называть его Богом и За­ступником нашего спасения. Видя, как нас угнетает диавол и как облеченных плотию осиливает бесплотный, Он стал нашим Заступником, признав нашего врага Своим врагом и разделив наш жребий. Это – слова нашего призывания; что же Он обещает нам за них? «И Я... первенцем поставлю его, превыше царей земли» ( Пс.88:28 ). Иудеи, следовательно, лишаются первенства. «Поставлю», говорит, желая показать, что некогда мы не были первенцами, а стали впоследствии, подобно Иакову восхи­тивши благословение старейшего народа. 5. «Превыше царей земли». Все праведники, кото­рые поистине именуются царями земли, удивляются высоте наших таинств и ради них считают нас чрезмерно высокими, почему мно­гие и желали видеть то, что видим мы, и слышать то, что слышим мы ( Мф.13:17 ). «Во век сохраню ему милость Мою и завет Мой – верен ему» ( Пс.88:29 ). Эти слова не могут служить в похвале иудеев, а только – язычников, потому что только в отношении к последним Бог сохраняет милость во веки, поскольку таинство наше пребудет непоколебимо до кончины мира. Равным образом мы же имеем и верный завет с Богом, потому что приступаем к нему верою и жертвуем за него кровью, как об этом свидетельствуют подвиги мучеников. «И продолжу во век века семя его и престол его (сделаю), как дни неба» ( Пс.88:30 ). Мы получаем награды не здесь, как иудеи, но в будущей жизни семя наше принесет нам те блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). «Престол его (сделаю), как дни неба», – и справедливо, потому что «наше же жительство – на небесах» ( Флп.3:20 ). «Престол его (сделаю), как дни неба». Разумей здесь или блаженную жизнь ангелов, или беспредельное время, по­тому что Бог, про Которого говорится, что он обитает на небесах, беспределен. «Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, если нарушат постановления Мои и заповедей Моих не сохранят, то накажу жезлом беззакония их и ударами – неправды их " ( Пс.88:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

К. А. Эванс (С. A. Evans) обратил внимание на то, что имеется несомненная связь между текстами рассматриваемой рукописи «Молитва Еноха» и 88– го псалма. В псалме говорится о помазании елеем на царство Давида, однако это повествование служит лишь отправной точкой для псалмопевца, ибо он смотрит в будущее и предсказывает, что будет иное помазание, причём таинственный Помазанник, для которого Давид служит прообразом , назовёт Бога Отцом и будет Ему Первенцем ( Пс. 88:21–30 ): 21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки – десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой ( ) и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем ( ), превыше царей земли, вовек ( ) сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его ( ), и престол его – как дни неба». Некоторые параллели с «Молитвой Еноха» во псалме 88:21–30 налицо, можно отметить следующее. 1) Во псалме 88 в стихе 21 царь Давид является прообразом для той Личности, которая назовёт Бога Своим Отцом. Из пророчеств Нафана и псалмов 2 и 109 известно, что такой личностью будет Мессия – потомок Давида по человеческой природе и одновременно Сын Божий по Божеству. В отношении к Мессии-Христу понимали стих 21 многие христианские авторы, например, святители Григорий Богослов и Кирилл Александрийский , Исихий, Дидим слепец и Евсевий Кесарийский 351 . Как в псалме 88-ом (стих 30), так и в пророчестве Нафана Мессия назван «семенем» ( «зера») Давида и «Сыном» ( , «бен») Божиим, царство Которого будет «утверждено на веки» ( , «ад-олам», 2Цар. 7:13 ). Именно эти термины используются в «Молитве Еноха»: речь идёт о «семени» ( ), которое будет иметь «вечные владения» ( ). И хотя текст продолжения утрачен, практически очевидно (ввиду явных параллелей с 88-м псалмом), что речь идёт о семени давидовом .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс. 89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3).    Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня», но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности», когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)». Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою», наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5).    Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Исполнение вселенной – человек, потому что ради него, ради нашей пользы, обитают на земле и все другие животные. Это исполнение Бог основал тем, что дал ему естественный закон, служащий основанием всего человеческого благополучия, так что человек не подвергнется и несчастию, если сохранит неповрежден­ным свое основание. «Север и море Ты создал...; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуют ся " ( Пс.88:13 ). Другие переводчики вместо моря говорят: юг, или: десницу, обозначая десни­цею юг, так как по географическому положению он находится направо от востока. Хорошо пророком указано вместе с севером и море, потому что в Божественном Писании этим выражением обычно обозначается запад. Так книга Чисел, сказав, что одни колена располагались к востоку от скинии, другие к югу, третьи к северу, обозначает указанным выражением тех, которые распола­гались от скинии к западу: «знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу» ( Числ.2:18 ). В настоящем случае пророк сопоставляет за­пад с севером потому, что обе стороны отличаются темнотой и холодом, а также и потому, что хочет ниспровергнуть заблуждение тех, которые приписывают эти части творения злому творцу, нече­стиво и богохульно разделяя творение, и засвидетельствовать, что и эти части созданы одним и тем же Творцом. «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуют ся " ( Пс.88:13 ). 3. Почему иному пророк упомянул об этих только горах, как не потому, что на Фаворе, который находится рядом с Ермо­ном, совершилось преображение Христа? Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый – как удостоившийся воспри­нять такое таинство, второй – как получивший благословение от сво­его соседа. Вот почему пророк и в другом псалме высказывает Ермону благословение, говоря: «что роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» ( Пс.132:3 ). «Твоя мышца сильна, да будет крепка рука Твоя и высока десница Твоя!» ( Пс.88:14 ). С какою силою? С силою креста, потому что «слово о кресте», как учит Павел, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" Ибо кто в облаках сравнится с Господом? Уподобится Господу между сынами Божиими?» ( Пс.88:7 ). Го­ворится об ангелах и горних силах. «Уподобится Господу между сынами Божиими», – здесь сравнение со святыми. Конечно, ни ангел, ни святой не может сравниться с Творцом, Который выше всего существующего. Хорошо пророк в отношении к ангелам употребил слово: «сравнится», поскольку и они бестелесны; тем не менее, и они не имеют равенства с Богом, так как находятся в пространстве и имеют очертания, почему их и существует бесчисленное множе­ство. Равным образом в отношении к святым хорошо употребил слово: «уподобится»: хотя бы они и хранили образ и подобие, которое получили от Бога, но последнее дано Богом только отчасти, так что сравнение и в данном отношении не имеет полного подобия. Действительно, каким образом получивший станет подобен дав­шему, имеющему власть и отнять свой дар? " Бог, прославляемый в... сонме святых, велик и страшен... для всех, окружающих Его»( Пс.88:8 ). 2. Хотя Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее, Он и страшен им. Свя­тые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают. Вернее же сказать, Бог страшен и для несогрешающих, почему Иов и говорил Ему: «удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня» ( Иов.13:21 ). Но устрашает Бог не по ненависти, а по любви, потому что " блаженны все, боящие ся Господа» ( Пс.127:1 ). «Господи, Боже сил! Кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя» ( Пс.88:9 ). Пророк часто повто­ряет это выражение, не предлагая вопрос Богу, а, изумляясь Его величию и желая показать Его ни с чем несравнимость. Потому он и называет Его не только Господом, но и Богом сил, т.е. анге­лов, архангелов и всех других сил, если таковые существуют неведомо для нас. Если же все они подчинены Богу, то как могут уподобиться своему Владыке? «Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Ты смирил еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоея». То есть, Ты Создатель и Владыка всех, Тебе не трудно и взволновать море и произвести тишину. Упомянув же о море, упоминает и о бывшем в море. Ибо гордым называет Фараона и врагами – Египтян, которых предал морю, а спас народ Свой. Но предсказывается вместе и гибель учителей гордыни: ибо и их с лукавым воинством сокрушает Господь в пресвятом крещении. Пс.88:12 .  Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. «Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси». Ты – Творец и Создатель не только моря и всей земли, но и вышних небес, ибо Твое дело – не видимое только, но и превысшее онаго небо. Пс.88:13 .  Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. «Север и море Ты создал еси». Феодотион же перевел так: «север и юг Ты создал»; то есть, и ветры и самыя страны вселенной – Твои создания. Не просто же упомянул Пророк о сих двух странах: но, поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им свободу, то не трудно Тебе, говорит Пророк, сокрушить и Ассириян, как Египтян. «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася». Сим означил Пророк всю землю обетования, потому что это – горы земли обетованной. Вместо: «возрадуетася», Акила перевел: «восхвалят», а Симмах: «благословят»: разумел же Пророк, что соделают это не горы, но люди обитающие на горах, или при оных. Пс.88:14 .  Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! «Твоя мышца со владычеством» 24 . Тебе свойственно действовать во всем могущественно; ибо слово: «мышца» Пророк употребил вместо: «действие», а слово «владычество» вместо: «сила»: ибо и Акила вместо: «со владычеством», сказал: «с силою». «Да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя». А Симмах перевел так: «непобедима рука Твоя, высока десница Твоя». Многократно говорили мы, что словом: «рука» Пророк означает действование, а словом: «десница» – благое действование. Посему молящиеся, имея нужду в сугубом действовании, упомянули о том и другом, потому что и врагов вожделевают видеть низложенными, и сами желают улучить спасение. А потому и называют руку непобедимою, а десницу высокою, как могущую и тех наказать, и их освободить. Сие же дают видеть и в присовокупляемых словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

6. Преображение Господне Прокимен, глас 4 Как величественны дела Твои, Господи,/всё премудростью Ты сотворил. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:24а, 1 Зачало 65. Аллилуия, глас 8 Стих: Твои — небеса, и Твоя — земля. Стих: Блажен народ, знающий победный клич. Пс 88:12а, 16а 7. Святителя Митрофана, епископа Воронежского Прокимен праздника и святителю прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителю зачало 318а. Аллилуия праздника и святителю, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 9. Святого Апостола Матфея Прокимен праздника и Апостолу, глас 8 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18:5а Зачало рядовое и Апостолу зачало 2. Аллилуия праздника и Апостолу, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а,13. Отдание Преображения. Святителя Тихона, епископа Воронежского Прокимен праздника, глас 4 Как величественны дела Твои, Господи,/всё премудростью Ты сотворил. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:24а, 1 И святителю прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителю зачало 318а. Аллилуия праздника, глас 8 Стих: Твои — небеса, и Твоя — земля. Стих: Блажен народ, знающий победный клич. Пс 88:12а, 16а И святителю, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его. Пс 36:30, 31а 15. Успение Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

    Стихиры на литии, гл. 2: «Просветивший Своим светом всю вселенную Ты, Благий, преобразился па высокой горе, показавши Своим ученикам силу Свою, что мир избавляешь от преступления. Поэтому взываем Тебе: Милосердный Господи, спаси наши души».     Слава и ныне, гл. 7: «Боговидец Моисей и Илия, неопально вознесшийся па огненной колеснице и конях на небо во время Твоего преображения, видя в облаке, свидетельствовали, что Ты, Христе, виновник закона и пророков и их исполнитель. С ними и нас удостой Твоего просвещения, Владыка, чтобы нам воспевать Тебя во веки».     Стихира на стиховне, гл. 1: «Тот, Кто в древности беседовал с Моисеем на горе Синае в кусте горящем, но не сгораемом, говоря: «Я есть Вечноживущий», ныне преобразившись на горе Фаворе пред учениками, показал им первоначальную красоту Своего лица, воспринявши на Себя человеческую природу, и, поставивши свидетелями такой благодати Моисея с Илиею, сделал их участниками радости, предвещающими славный конец через крестные страдания и спасительное воскресение».     Тропарь, гл. 7: «Преобразился на горе Ты, Христе Боже, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе».     Величание: «Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христе, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела».     Стихи из псалмов: «Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего на святой горе Его» (Пс. 47:2). «Смиренных возвышает Господь, а кротких поддерживает» (Пс. 146:6). «Кто взойдет на гору Гоподню или кто станет на святом месте Его?» (Пс. 23:3). «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем, кто может обитать на Святой горе Твоей?» (Пс. 14:1). «Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42:3). «Вселенную и что наполняет ее Ты основал» (Пс. 88:12). «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс. 88:13). «Господи, будем ходить во свете лица Твоего и о имени Твоем радоваться весь день. И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас от ныне и до века» (Пс.89:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010