когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. «Управляешь гордыней (геут) моря» – геут может означать: 1) «величие» (Божие; Пс.93 /92:1); 2) «вздымание» («столб дыма»; Ис.9:17 ); 3) «гордыня» ( Пс.17 /16:10). Укрощение гордыни моря – иносказание о диаволе (см. Пс.74 /73:13). О падших ангелах говорится иносказательно, например, через образ морской глубины, куда они пали: «левиафан» – житель «моря, великого, пространного» ( Пс.104 /103:25,26); он называется также «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он «чудовище моря – «рахав» ( Иов.9:13 ; Иов.26:12 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин, что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море, как обозначение сатанинских сил, находим в гневной речи Господа к Иову: «Я сказал (морю): доселе дойдешь и не прибавишь. И здесь Он поместил в гордыню 472 волны твои» ( Иов.38:11 ); последнее предложение LXX истолковали: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой. Так устроил Господь, в этом смысле Он (как сказано в Псалме) «управляет гордыней моря – укрощает 473 волны, когда они вздымаются». Победа над диаволом – такова: Пс.88:11             Ты сокрушил рахава, как пронзенного,                         мышцею силы Твоей Ты рассыпал врагов Твоих. Рахав – одно из имен диавола ( Пс.87 /86:4; Ис.51:9 ; Иов.26:12,13 ). Как уже говорилось, «пронзать» (пронзенный) указывает на сакральное действие: 1) о Мессии сказано: «Он пронзен за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; ср.: Пс.77 /76:11; Иов.39:30 ; Пс.69 /68:27); 2) победа над диаволом передается тем же глаголом «пронзил» ( Иов.26:13 ; Ис.51:9 ; Пс.89 /88:11). Казнь Христа была «пронзением», и поражение диавола – тоже было «пронзением». Казнь Христа была задумана как заклание диаволу, подобно тому, как Каин «заклал» (σφαξεν) Авеля ( 1Ин.3:12 ); и поражение диавола было сакральным действием, как говорится в Откровении о «звере, восходящем из моря»: «увидел я одну из голов его как закланную» (σφαγμνην) в смерть» ( Откр.13:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Во днех онех глаголет Господь: соберу сокрушенную и отриновенную прииму, яже отринух. И положу сотренную во останок и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей от ныне и во веки. И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых. Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили; и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я, до времене раждающия породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе Имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли. Мих 4:6–7; 5:2–4 Тропарь, глас 6. Тайно родился еси в вертепе,/но Небо Тя всем проповеда,/якоже уста, звезду предлагая, Спасе,/и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. Стих 1: Основания Его на горах святых,/любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих,/преславная глаголашася о Тебе, граде Божий./Помяну Раав и Вавилона, ведущим мя. Пс 86:1–4А И поем конец: И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. Стих 2: И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии,/сии быша тамо./Мати Сион речет:/Человек и Человек родися в нем,/и Той основа и Вышний. Пс 86:4Б–5 И паки: И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. Стих 3: Господь повесть в писании людей/и князей сих, бывших в нем,/яко веселящихся всех жилище в Тебе. Пс 86:6–7 И паки: И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. Таже, Слава: поет лик правый конец тропаря. И ныне: левый поет такожде конец. Посем глаголет чтец весь тропарь. И поет сам конец его: Тайно родился еси в вертепе,/но Небо Тя всем проповеда,/якоже уста, звезду предлагая, Спасе,/и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. И чтутся паки по обычаю чтения сия. 4. Пророчества Исаина чтение. Тако глаголет Господь: изыдет Жезл от корене Иессеова, и Цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия исполнит Его. Не по славе судит, ниже по глаголанию обличит, но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славныя земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом устен убиет нечестиваго. И будет правдою препоясан по чреслех Своих и истиною обвит по ребром Своим. Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец, и лев, и юнец вкупе пожируют, и отроча мало поведет их. Телец и лев вкупе пасутся, и вкупе чада их будут; и лев, яко вол, снесть плевы. И отроча младо на пещеру аспидску и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей, занеже наполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев и возстаяй владети языки; на него языцы уповают, и будет покой его честь. Ис 11:1–10 5. Пророчества Варухова чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

   Над Сионом, горою святою. Сион — прообраз Царства Мессии,— на нем был царский престол Давида (2 Цар. 5:9; 3 Цар. 8:1) и водружена скиния, вместо коей на соседнем холме Мориа воздвигнут потом Соломоном храм истинному Богу (Ис. 31:4; 2 Пар. 3:1). На Сионе сочетавались сила царства и священства, как в Мессии потом те же достоинства соединились, по чину Мелхиседекову. Почему как Мессия часто называется Давидом, так и Царство Его, или место Царства и царское седалище, горою Сионом, не в том смысле, чтобы оно было частное царство, малыми ограниченное пределами, но потому, что Сион многими чертами прообразовал новозаветное Царство Мессии, как то: своею красотою и неприступностью, но особенно потому, что из Сиона долженствовал изойти закон, проповедь евангельская во все земли (Ис. 2:3-4; Лк. 24:47; Деян. 1:4; Мих. 4:2; Пс. 109, 2, 131:13, 86:3; Зах. 9:9). Святым назван Сион не здесь только, но и в других местах (Пс. 42, 3, 47:2, 98:9; Иоил. 2:1; Иез. 20:40). Не по существу, а ради того, что там была скиния, в коей Всесвятой Бог (2 Цар. 6:17, 12; 1 Пар. 15, 1, 3, 12, 16:1; 2 Пар. 8:11). По сей причине под Сионом разумеется еще и храм самый (Пс. 136:3; Иер. 51:10; Ис. 18:7; Плач. 5:18). От сего Сион называется горою, Богу возлюбленною, жилищем и престолом Божиим (Пс. 77, 68, 86:2, 67:17, 9:12, 73:2, 75:3), и противополагается горе Синаю (Евр. 12:22). И так поелику во всем мире не было горы, равной в славе горе Сион, то Отец и говорит, что на сей горе поставит Он Царя избраннейшего и единственного, попечению Коего вверены все святые, кои и обстоят престол Его (Апок. 14:1).    Стих 7. Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.    Возвещаяй. В Еврейском: возвещу. Здесь вдруг вводится новое говорящее лицо, именно Тот Самый Царь, о Коем только что поминал Отец Небесный. Такого рода перемены лиц говорящих нередки в песнях поэтических. (Смысл употребленного слова (сафар) можно выводить из снесения (сравнения) следующих мест: (Пс. 47:13; Суд. 7:13; Быт. 40, 8, 41:12; 4 Цар. 8:4-5; Исх. 18:8; Пс. 9:2, 15, 21:23, 43:2, 72:28, 25:7, 65:16, 74:2, 77:3-4, 95:3, 101:22, 117:17, 144:6; Исх. 9:16; 1Пар. 16:24) Отсюда следует, что Мессия берет на Себя поведание, возвещение, проповедь открытую, верную, неутомимую, славную для Отца Его и спасительную для рода человеческого, которую потом и исполнил как Сам Своими устами, так и устами Апостолов и других служителей новозаветного слова (Рим. 15:8; Ис. 61:1; Лк. 4:18). Это одна из сторон Его искупительного дела, пророческое служение, которое может быть совершаемо только речью, или словом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Хор поет тот же тропарь. Стих 1: Основания Его на горах святых,/любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих,/преславная глаголашася о Тебе, граде Божий./Помяну Раав и Вавилона, ведущим мя. И поем конец: И волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. Стих 2: И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии,/сии быша тамо./Мати Сион речет:/Человек и Человек родися в нем,/и Той основа и Вышний.   И паки: И волхвы Ти приведе : Стих 3: Господь повесть в писании людей/и князей сих, бывших в нем,/яко веселящихся всех жилище в Тебе. Чтец: Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова. Славное сказано о тебе, город Божий. Упомяну о Рааве и Вавилоне знающим меня.           Пс 86:1 – 4А Хор: И привело к Тебе волхвов,/с верою поклоняющихся Тебе;/с ними помилуй нас. Чтец: И вот, иноплеменники, и Тир, и народ Эфиопов, они были там. «Матерь Сион!» – скажет человек; и Человек родился в нём, и основал его Сам Всевышний.                                 Пс 86:4Б – 5 Хор: И привело к Тебе волхвов: Чтец: Господь поведает это в списке народов, и князей этих, бывших в нём. Ибо всех веселящихся жилище в тебе. Пс 86:6 – 7 И паки: И волхвы Ти приведе : Таже, Слава: поет лик правый конец тропаря. И ныне: левый поет такожде конец.   Хор: И привело к Тебе волхвов: Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Хор: И привело к Тебе волхвов: Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: И привело к Тебе волхвов: Посем глаголет чтец весь тропарь. И поет сам конец его: Тайно родился еси в вертепе,/но Небо Тя всем проповеда,/якоже уста, звезду предлагая, Спасе,/и волхвы Ти приведе, верою покланяющияся Тебе;/с нимиже помилуй нас. И чтутся паки по обычаю чтения сия.   Чтец: Тайно родился Ты в пещере,/но небо о Тебе всем провозгласило как устами,/посылая звезду, Спаситель. И сам поет конец тропаря: И привело к Тебе волхвов,/с верою поклоняющихся Тебе;/с ними помилуй нас! И продолжает чтения праздника:   Пророчества Исаиина чтение (глава 11):

http://pravmir.ru/posledovanie-sluzhby-r...

139 сохраняет такую традицию: первые два стиха относит он к Диодору, 3-й Евсевию 4 и 5 стихи – Афанасию, 6 – Аполлинарию, 7 – Феодориту, три следующих – Евсевию 11 стих – Дидиму, 12 – Евсевию; в комментарии псалма 89 – два фрагмента Кордерия и Миня: один из них, по Paris Gr 139, принадлежит Диодору, другой – анонимному автору и Евсевию. Фрагменты толкования на пс. 90 распределяются в Paris Gr. 139 между Афанасием, Евсевием, Феодоритом, Кириллом Александрийским и Исихием. Три фрагмента толкований на пс. 91 отнесены к Кириллу Александрийскому , на 92 пс. – Исихию, на 93 пс. – Дидиму, Кириллу и Исихии и т. п. 1138 . Однако указанное разногласие Paxis Gr. 139 не может совсем подрывать достоверность мнения Кордерия, который на основании своих манускриптов приписывал фрагменты толкований на пс. 81–95 Диодору. Смешение фрагментов и обозначений авторов – это обычные литературные факты в истории древней письменности. Тот же Paris Gr. 139 и подтверждает некоторые фрагменты коллекции Кордерия, как произведение Диодора. В последнее время в историях произведений Диодора придаётся особенное значение ms. Coislin 275 1139 . Последний, между прочими фрагментами толковании на псалмы, заключает и фрагменты толкований Диодора на псалмы 81–89, соглашаясь во многом с Paris Gr. 139 1140 . Это соотношение Paris Gr. 139 и Coislin. 275 служит выяснению в известном смысле научной ценности фрагментов и коллекции Кордерия, подтверждая некоторые из них. Обращаясь к содержанию фрагментов коллекции Кордерия, нужно сказать, что они не могут поддерживать мысли о единстве их автора. Есть много признаков того, что авторы фрагментов не только были различные лица, но и самых противоположных направлений. Поэтому, если можно удостоверять антиохийское направление относительно таких фрагментов, как например, толкование псалмов 83–85, пс. 86 2, 5, 6 стихи, 89, 94 псалмов, то относительно 11 стиха пс. 87, 5, 11, 25 стихов 88 пс., 90 и др., где мысль экзегета ежеминутно уносится к пророческим созерцаниям, это сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Наименование Псалтири Псалмами Давида или Псалтирью Давидовой не значит, будто книга псалмов вся написана одним царем Давидом. 1) Почти целая треть псалмов не только по евр. тексту, но и ни по одному из переводов не приписывается Давиду; одни из этих псалмов остаются без всяких надписаний, – как псалмы: 101, 104–106, 110, 112–117, 119, 120, 124, 125, 127–129, 134, 135, 149 и 150, другие же надписываются именами: Моисея ( Пс.89 ), Асафа ( – 72–82), Емана (87), Ефама (88) и сынов Кореевых ( Пс.83, 84 и 86), и даже – по греч. тексту – именами позднейших пророков Аггея и Захарии (111, 145–148). 2) в содержании псалмов, не надписанных именем Давида или надписанных другими именами, встречаются довольно ясные указания на времена позднее Давида, напр. на времена последующих царей иудейских (в Пс.88, 39–46 ; Пс.47, 5–8 ср. 2Пар.20:1–37 ; Пс.82, 6–9; 86, 3–4, 79:13,14,17 и т. д.), разрушения Иерусалима ( Пс.73:1–10, 78:1–5 и 11), плена вавилонского и возвращения из оного ( Пс.101:14–23; 105:47; 106:2–3; 136:1 и дал.; 125:1 и дал. 146:2 и т. п.). 3) Подпись в конце 71-го псалма «окончились молитвы Давида, сына Иесеева», по сравнении с следующими за нею псалмами, надписанными именем Асафа и сынов Кореевых, показывает, что и древний собиратель псалмов не приписывал их в целом составе одному Давиду, а признавал и других писателей. 4) Наконец, свидетельство 2 Парал. 29:30: и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы очи славили Господа слог вши Давида и Асафа прозорливца, – ясно показывает, что во времена Езекии, кроме песней Давида, существовали еще. песни Асафа прозорливца, которые наравне с песнями Давида употребились при богослужении во храме. Следуя указаниям надписаний псалмов в еврейском тексте и некоторых местах других книг св. Писания и осторожно пользуясь свидетельствами содержания псалмов, а также свидетельствами древнего предания, сохранившимися в различных древних переводах и толкованиях Псалтири, из множества разнообразных мнений различных толкователей относительно писателей и времени написания отдельных псалмов, вероятнейшими должно признать следующие выводы:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3–41 (по евр. сч.), собранные самим Давидом Давидовы псалмы, с прибавлением Пс 2 -го, который, по ясному указанию в 7 ст на данной Давиду обетование, заступает место надписания его имени (И того 2 по 41=40 Псс.=4х10); 2) Псс. 42–50 (=3х3+40=49=7х7), – псалмы современников Давида и Соломона, собранные Асафом, с его 50 псалмом, который заступает место подписи его имени; 3) Псс. 51–7 (=7х3+49=70=7х10), – псалмы Давида, собранные Соломоном, с присоединением его 72 псалма вместо подписи его имени; 4) Пс. 73–85 (7+2х3 или 10+3=13+71=84=7х12), – псалмы современников Давида и Соломона, больше всего Асафовы. Это – четыре основные собрания; из них второе, третье и четвертое – елогимические, соответственно временам Соломона, которому однако, заметим, свойственны не только елогимические писания, как кн Екклезиаста, но также и иеговические, как книга Притчей и Псалмы 126 и 131-й. Затем следуют три собрания: 5) Псс. 86–100 (=15, т.е. 12+3 или 3х5); 6) Пс. 101–107 (=7 псс); 7) Псс. 108–118 (=11, т.е. 2х3+5), которые все, начинаясь Давидовыми, оканчиваются богослужебными псалмами из времени пред наступлением плена, не смотря на то, что, прибавим от себя, начиная с 105-го псалма, все последнего рода псалмы содержат в себе или молитвы об избавлении из плена и рассеяния, или благодарность Господу Богу за избавление. После того как эти три последние собрания соединены были с четырьмя первыми, приставлен был в начале их Пс. 1 -й. Эта древнейшая Псалтирь из времени предшествующего плену увеличена была потом: 8) Псс. 120–137 (=18, т.е. 3х5+3), – собранием песней степеней, оканчивающимся двумя богослужебными 135 и 136, с присоединением от автора Пс. 137 , следовательно после плена; и 9) Псс. 138–149 (=12), – новым дополнительным собранием Давидовых псалмов с прибавлением богослужебных от времени по возвращении из плена, с Пс. 150 -м, как заключительною песнью, собирателя. Оба эти собрания присоединены были к Книге Псалмов 1–118, с прибавлением впереди их 119 Пс., который есть распространение Пс. 1 -го, в духе субъективного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ср. Ис Нав 23:14; 3 Цар 2:2; Ин 14:2; Откр 14:13; Пс 114:7 Зачало 162. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. Стих: Душа его среди благ водворится. Ср. Пс 64:5; 24:13 На малом освящении воды Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1 Зачало 306. Аллилуия, глас 6 Стих: Излило сердце моё слово благое. Стих: Я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:2а На освящении храма Прокимен, глас 4 Дому Твоему подобает святыня, Господи,/на долгие дни. Стих: Господь воцарился, благолепием облёкся, облёкся Господь силою, и опоясался. Пс 92:5б, 1а Зачало 307. Аллилуия, глас 1 Стих: Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова. Стих: Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:1–2, 3 На службе о болящем Прокимен, глас 1 Я сказал: «Господи, помилуй меня, исцели душу мою,/ибо я согрешил пред Тобой». Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Пс 40:5, 2 Зачало 57б, или зачало 210б. Аллилуия, глас 8 Стих: Воззри на меня и помилуй меня. Пс 118:132а На основание города Прокимен, глас 4 Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Пс 92:5б, 1б Зачало 40в. Аллилуия, глас 2 Стих: Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова. Стих: Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:1–2, 3 На службе во время засухи Прокимен, глас 4 Борозды земли напой,/умножь произведения её. Стих: Под каплями своими она возрадуется, зеленея. Ср. Пс 64:11 Зачало 57а. Аллилуия, глас 8 Стих: Благословишь Ты венец года благости Твоей, и равнины Твои наполнятся туком. Стих: Утучнеют прекрасные места пустыни, и радостью холмы опояшутся. Пс 64:12, 13 На службе во время затяжных дождей Прокимен, глас 4 Спаси меня, Боже,/ибо дошли воды до души моей. Стих: Я был ввергнут в глубокую тину, и не на чем стать. Пс 68:2, 3а Зачало 98. Аллилуия, гласа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Сынам Кореевым, по указаниям надписаний, принадлежат в Псалтири 11 псалмов: 41, 43–48, 83, 84, 86 и 87, и к числу их следует отнести еще один из не имеющих надписаний псалом 42-й, очевидно составляющий продолжение или третью и последнюю строфу 41-го псалма (ср. Пс.42:5 и 41:6 и 12). Все эти псалмы отличаются особенною нежностью чувствований, живостью и быстротою течения мыслей, все дышат высокою силою веры и упования на Бога, глубоким религиозно-патриотическим чувством привязанности к своему народу и царственному помазаннику, особенно к Иерусалиму и сионскому святилищу, как избранному, величественному жилищу Божию. Но кто именно из сынов Кореевых были писателями этих псалмов, определить нельзя. Только в надписании 87-го псалма писателем его из сынов Кореевых прямо называется Еман, с прибавлением прозвания «Езрахит», вероятно по месту жительства его среди потомков Зары. С вероятностью можно заключать, что кроме 87 псалма Емана, современника Давидова, из всех псалмов сынов Кореевых Давидову времени могут, судя по содержанию принадлежать только псалмы: 41, 42, 43, 48 и 83; а все прочие принадлежат уже потомкам Кореевых певцов современников Давида: Пс.44 -й относится, по всей вероятности, ко времени Соломона, Псс. 45, 46 и 47 – ко времени Иосафата, Пс.86 -й – к царствованию Езекии, а Пс.84 -й ко времени вскоре по возвращении из плена вавилонского. 4) Асаф был левит из племени Гирсонова, один из трёх главных начальников хора при Давиде ( 1Пар.6:31 и 39–43). Вместе с четырьмя сыновьями своими, он начальствовал над четырьмя чредами певцов Давыдовых и был главным, под непосредственным руководством самого царя Давида ( 1Пар.25:2 ), распорядителем свящ. музыки и пения пред ковчегом завета в сионской скинии ( 1Пар.26:4–5 ). Св. Писание называет его пророком и свидетельствует, что составленные им песни всегда пользовались в еврейском народ глубоким уважением вместе с песнями Давида и, на ряду с этими последними, употреблялись при богослужении ( 2Пар.29:30 ; ср. Неем.12:45–46 ). Именем Асафа надписываются в Псалтири 12 псалмов: 49-й и от 72 до 82 включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

9-ая молитва Вечерни «Молитва главопреклонения» (или без названия, непосредственно после возгласа диакона: Преклоните ваши головы перед Господом), эта молитва заканчивала Вечерню, как и соответствующая молитва VIII книги Апост. Постановлений 84 : Славянский Служебник: главопреклонения: 1. Господи Боже наш, 2 . приклонивый небеса и сошедый= Пс. 17,10 ; Пс. 143,5 3 . на спасение рода человеческаго, 4 . призри на рабы Твоя и на достояние Твое; 5 . Тебе бо страшному и человеколюбцу судии 6 . Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, 7 . не от человек ожидающе помощи, 8 . но Твоея ожидающе милости 9 . и Твоего чающе спасения: 10 . яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую нощь 11 . от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, 12 . и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых=ср. Пс. 93,11 . В. Буди держава царствия Твоего благословена и препросла влена, Отца и Сына и Святаго Духа... В этой молитве в первый раз не говорится в первом лице множ. числа, но здесь священник молится за других, которые, однако, присутствуют: эта молитва – посредническая, священническая. Молитва преклонения главы Постановлений 85 , как кажется на первый взгляд, отличается по своему содержанию: после воспоминания о сотворении человека, разумного существа и владыки других созданий, уточняетса, что только царям была дана власть, а священникам ( ερες) законное богослужение ( λατρεα ννομος). Снизойди, Господи, Вседержитель, и покажи свое лицо твоему народу (ср. Пс. 30,17 и Пс. 79,15 ), согнувшему выю своего сердца, и благослови его Христом, который просветил нас светом знания и сам открылся нам. Священнический характер этой молитвы более акцентирован, чем в отношении к Это священническое благословение состоит – что к тому же является общим для всех благословений народа, наклоняющего головы в конце службы – в открытии лица Бога, которое озаряется (благосклонно улыбается), или во взгляде (благосклонном) Бога. Происхождение этой молитвы относится к Числам 6.22–27 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010