Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 7.1 Чтобы уметь жить, нужно научиться умирать... 1. «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было…» (2Кор. 8:11). [FILE_ID_86] Как решить вопрос о жизни и смерти Чтобы решить вопрос о жизни и смерти, нужно: Приложить такие же усилия, какие прилагает человек, пытающийся вынырнуть, а ему при этом не хватает воздуха. Дорожить временем так, как человек, узнавший о своей смертельной болезни, которому надо еще успеть так много сделать. Стремиться избавиться от неведения так, как человек, которого мучает тяжелый кошмар, и он изо всех сил старается проснуться. 2. «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа…» (Флп. 3:20). Разговор двух рыбо к Маленькая рыбка спрашивает у своей мамы: «Как спастись от рыбацких сетей? Нырнуть поглубже?» – «Не успеть, – отвечает мама. –Сеть слишком быстро опускается на дно». – «Может, через нее можно перепрыгнуть, выскочив из воды?» – не теряет надежды молодая рыбка. «Там тебя чайки склюют», – объясняет мама. «Как же тогда спастись?» – «Лучше всего стараться избегать тех мест, где рыбаки забрасывают свои сети», – вздохнув, ответила мама. 3. «Истощилась в печали жизнь моя…» (Пс. 30:11). Печально Печально, когда мы держимся за родителей, а они нас оставляют, Печально, когда мы держимся за страсти, а они нас убивают, Печально, когда мы держимся за жизнь, а она нас покидает. 1. «…Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7). Предоставь другим Предоставь другим понимать – и сам все поймешь, Предоставь другим познавать – и сам все узнаешь, Предоставь другим быть счастливыми – и счастье само тебя найдет, Предоставь другим быть мудрыми – и Истина никогда не расстанется с тобой. 5. «Помощь наша - в имени Господа…» (Пс. 123:8). Путь Тот, кто вышел в путь и тут же вернулся назад, познает и трудности дороги, и разочарование от недосягаемости цели. Тот, кто остановился на полпути, лучше того, кто вообще не вышел в путь. Тот, кто немного не дошел до цели,

http://isihazm.ru/1/?id=136

Далее сказано: «Сгоню лютых зверей с земли вашей» ( Лев.26:6 ). Плотские звери не добрые и не злые, но нечто среднее; ибо они – бессловесные животные. А иные злые звери – духовные, которых Апостол называет «духами злобы поднебесными» (ср. Еф.6:12 ). И таковой есть злой зверь, о котором в Писании сказано: «Змей был умнее всех зверей на земле» ( Быт.3:1 ). Как видим, он – «лютый зверь», один из тех, которых Бог обещал согнать с нашей земли, если будем исполнять Его заповеди. А хочешь увидеть другого лютого зверя? Сказано: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:8–9 ). Но если хочешь узнать о зверях больше, тебя наставит пророк Исайя, который в видении четвероногих в пустыне пророческим духом говорит о зверях: «Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят потомки аспидов и летучих змей; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы» ( Ис.30:6 ). Может ли кому-то, даже большим приверженцам буквального понимания, показаться, что сказанное хоть каким-то образом относится к плотским зверям? Ибо как могут «лев и детеныш льва» или «летучие змеи» нести богатства свои на ослах и верблюдах? Напротив, ясно, что пророк, исполненный Духа Святого, перечисляет силы злейших демонов и показывает, как полагают они «богатства» лжи своей на слабые и злые души, которые он образно сравнивает с ослами и верблюдами. И чтобы душа не была отдана этим зверям, боящийся Бога молит: «Не предай зверям душу горлицы Твоей» ( Пс.73:19 ). Сказано: «Сгоню лютых зверей с земли вашей, и война 86 не пройдет по земле вашей» ( Лев.26:6 ). Много войн проходит по земле нашей, если не соблюдаем мы закон Божий и не исполняем его установлений. И пусть каждый обратится к своей душе и исследует себя внутренним воспоминанием и увидит, как нашу землю, то есть нашу плоть, то теснит дух блуда, то дух гнева и ярости, то ее поражают змеиные жала жадности, то разжигают стрелы зависти, то колют шипы страстей, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ), и всегда ее раздирают внутренние брани. Но что сказать мне о той битве помыслов, которую враг разжигает в нашем сердце, чтобы отторгнуть нас от веры во Христа и надежды на наше призвание? Ибо когда он воздвигает тесноту искушений и напастей века сего, тогда внушает нам мысли, что бессмысленно и нелепо противостоять им ради Христа и что намного лучше вести безмятежную жизнь, не подвергаясь преследованиям. Зная об этом, апостол Павел сказал: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:4–5 ). Поэтому тот, кто поступает «по уставам» Божьим и заповеди Его хранит и исполняет их (ср. Лев.26:3 ), не подвергается битвам и войнам, но Бог убирает их «с земли» его и не допускает, чтобы они проходили через душу праведного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

12. Таким образом, Слово, ставшее плотью, есть единый Сын Божий Господь Иисус Христос, Посредник между Богом и человеками (1 Тим 2:5). Потому Посредник, что Один и Тот же — истинный Бог и человек, имеющий со Отцом единую Божественную природу, и единую человеческую сущность с матерью. От нас имеющий наказание за наше беззаконие вплоть до смерти, а от Бога Отца имеющий неизменную праведность; из-за нашего беззакония Он умер во времени, из-за Своей праведности — и Сам всегда Живой, и смертным даровал бессмертие. При этом Он Свое человеческое совершенство сохранил в самом совершенстве Своего Божества, истину же Своей смертности через принятие смерти Он поглотил истиной и неизменностью Своего бессмертия. 13. То есть, как свидетельствует блаженный Петр: Христос прошел через смерть, дабы мы стали наследниками жизни вечной 7 . Также и блаженный Павел учит, что Христос поглотил смерть и освятил жизнь и нетление (см. 2 Тим 1:10) 8 . Христос потому смерти вкусил, что Он — истинный человек; и потому смерть победил, что Он — истинный Бог. Ведь Он, как говорит Апостол, хотя и распят в немощи, но жив силою Божиею (см. 2 Кор 13:4). И Он же — Тот, Кто, согласно пророчеству блаженного Давида, какчеловек родился в Сионе, и Сам Всевышний укрепил его (см. Пс 86:5). 14. Итак, Божество Христа не иное, чем природа Отца, согласно тому, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть(Ин 1:1). И человечество Его не иное, чем природа Матери, согласно тому, что Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14). И эта природа, которая всегда пребывает рожденной от Отца, восприняла нашу природу без греха, чтобы родиться от Девы. Ведь природа вечная и Божественная никак не могла бы быть зачатой и родиться во времени от природы человеческой, если бы невыразимое Божество не приняло в Себя истинное зачатие и рождение во времени, восприняв истинного человека. Так вечный и истинный Бог истинно был зачат и рожден во времени от Девы.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

1:20-22). Сказано также в другом месте: Муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, Он Сам есть Спаситель тела (Еф. 5:23). Как же может спастись душа Церкви, если душа Спасителя отсутствовала? или какое действие, как полагают, последует в теле, которое не предшествовало ему в главе? Ибо, как говорит Он верным Своим: если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Иоан. 8:36), так и о Себе говорит: потому что стал, как человек без помощника, свободный среди мертвых (Пс. 86:5). Который потом освободил главу в Себе и Он также передал ее в теле, потому что, войдя в дом сильного и связав сильного (Мтф. 12:29), Он избавил тело от рабства, которое Он первоначально взял на Себя как раб. и нет ничего другого, что будет царствовать в теле, кроме того, что предшествовало небесам в Главе. Павел, верно и уверенно с верой в этом вопросе, ликует и говорит: «Наше же жилище на небесах» (Фил. 3:20). Поэтому там он е ищет спасения своей души, где он заверяет душу человеческую, что она будет царствовать во Христе: по этой причине он и увещевает колоссян такой проповедью, говоря: если вы воскресли со Христом, ищите горнего, где Христос восседает одесную Бога.  11. Еще одно утверждение Петра . Не следует в какой-то степени опускать и то, что Петр хвалит во Христе как великое чудо проповеди: потому что Он не сделал никакого греха и не было лукавства в устах Его. Ибо так он говорит: Христос умер за нас (за вас), оставив вам пример, чтобы вы шли по Его стопам. Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22). Ибо если Сын Божий не имел человеческой души в восприятии плоти, а блаженный Петр, как полагают, сказал это о Его Божестве, то какая великая похвала Христу за то, что Его Божество могло быть невосприимчивым к разрушительному действию греха, так как Богу надлежит не только не грешить, но и спасать от греха: Он поэтому один может дать снисхождение, потому что один может не признать вину; поэтому Он один Врач раненых, потому что Божественная природа никогда не получает раны в Себе? Но если это относится к плоти Христовой, то как может быть сохранена праведность наших душ, которым не был дан пример, упомянутый апостолами, через принятие Христа? Но чтобы показать, что блаженный Петр предполагал и в душе, и во плоти Христову праведности, которой он повелевает нам подражать, он добавил: Тот, Кто, будучи проклят, не проклинал в ответ ; что собственно относится к терпению души; посему и в другом месте говорит: не злом за зло воздавая, или ругательством за проклятие, но, напротив, благословение, ибо вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение наследия (1 Пет.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

1. Сын есть и Бог, и Высший, и жизнь, как Отец: Он идентичен Отцу, и творит то же самое . Я удивляюсь, когда ты измеряешь заслуги Сына и Святого Духа от их имен и дел, по своей воле, как ты не учитываешь и тех имен и дел, которыми явлено единое естественное превознесение Отца и Сына. Ибо сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Иоан. 1:1); ниоткуда не известно, чтобы имя Сына было меньшим, чем имя Отца; ибо, как Отец, так и Сын не лишены имени Божия. Опять-таки мы знаем, что Отец назван Всевышним, но и Сын наверняка будет называться этим именем. Ибо Отца упоминает ангел Гавриил, говорящий с Марией, чтобы назвать Всевышним, когда он говорит: Се, примешь во чреве твоем и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. 1:31,32). О самом истинном Сыне блаженный Давид, исполненный Божественного вдохновения, пел так: О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его» (Пс. 86:5). Но кто смеет отрицать единство дел Отца и Сына, когда Сам Сын показывает, что дела Его такие же, как и дела Отца? Ибо Он сказал: Что делает Отец, то же делает и Сын (Иоан. 5:19), где Он показывает, что между Отцом и Сыном обязанности Божественного действия ни в какой степени не отличаются и не разделены. Ибо тот, кто делает то же и подобным образом, так и не делает иначе; тогда как, что бы ни делал Отец, это одно и то же, и Сын делает то же самое; как нет ничего разделенного в действии, так нет ничего иного в силе. Поэтому единая природа Отца и Сына согласуется в единстве действия, и в подобии действия сияет всемогущество Божества. Но если бы другой Бог был Сыном, Он не делал бы того же, что делает Отец; но если бы Божество Сына, творящее то же самое, было меньше, то Он не творил бы того же: но пока дела Отца и Сына одни и те же, одинаково совершаемые Отцом и Сыном , несомненно, признается единая природа Отца и Сына. Услышьте еще о единстве природ Отца и Сына, как в именах, так и в делах. Ибо Сын говорит: Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Там же, 26).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Во второй главе Откровения Спаситель говорит Фиатирской церкви: «И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности» (2, 23). Здесь Спаситель прилагает к Себе слова пророка Иеремии о Боге: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности» (17, 10).  У пророка Исаии есть высказывания о том, что слава принадлежит только Богу и Он ни с кем не будет ею делиться. Господь же о Себе свидетельствует: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Если слава принадлежала только Творцу, то Иисусу надлежало быть Творцом-Богом, потому что Он заявляет, что имел славу прежде бытия мира 86 .  О Спасителе в Писании сказано, что Он «свет истинный» ( Ин. 1:9 ). В Ветхом Завете о Создателе несколько раз говорится, что Он является Светом ( Ис. 60:1 ). Невозможно допустить, что могут существовать два истинных света, ибо Бог един. О Спасителе в Откровении сказано, что Он Царь царей и Господь господствующих ( Откр. 1:4 ). В Ветхом Завете о Боге говорится, что он Царь ( Иер. 10, 7 ; Пс .46, 7–8 ) и Господь ( Втор. 10:1 ). Библия нас учит, что един Господь ( Еф. 4:5 ). Значит, Бог и Спаситель равны по своему достоинству.  У пророка Исаии есть следующие слова: «Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис. 43:11 ). Новый Завет называет Спасителем только Иисуса Христа ( Деян. 4:11–12 ), недвусмысленно разумея под ним Христа-Бога. В Евангелии о Своем достоинстве Спаситель говорит: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:58 ). Соотнеся эти слова с ветхозаветными словами Бога, мы можем заключить, что в Ветхом и Новом Заветах речь идет об одном лице. Так, Бог, обращаясь к Моисею, говорил: «Я есмь» ( Исх. 3:14 ).  В Ветхом Завете есть указания и на Бога Духа Святого, правда они не столь ясны, как высказывания о Сыне Божием.  О сотворении вселенной говорится: «Дух Божий носился над водой» ( Быт. 1:2 ). В других местах сказано, что Он ведет людей в землю правды ( Пс. 142:10 ), что Он посылается Богом к пророкам для наставления ( Зах. 7:12 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

(Должники наши) – люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, как, например, не оказали любви, а вражду. (Слова молитвы Господней: как и мы прощаем должникам нашим) требуют, чтобы молящийся никакой не имел вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда прийди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). (Если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению), в таком случае довольно примириться с ним в сердце пред очами Всевидящего Бога. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми ( Рим.12:18 ). (Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем), то не получим и мы прощения. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). (Бог не прощает нас, когда мы не прощаем других) потому, что мы чрез сие оказываемся злыми, а тем удаляем от себя благость и милосердие Божие. Катих. стр. 80 – 81. См. ниже (об отношении к неверующим) Апост. Постановл. кн. II, гл. 46. γ) См. выше (стр. 57) Катих. стр. 87, также (об уважении к ближним) Катих. стр. 116. δ) Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. 5-е Блаженство. (Кротость) – тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Какие должны быть особенные действия кротости христианской? Не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься. Господь обещает кротким то, что они наследуют землю. В отношении к последователям Христовым вообще оно есть предсказание, которое исполнилось буквально; ибо постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы истребленными быть яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Дальнейшее же значение сего обетования в отношении к христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, т.е., получат вечное блаженство ( Пс.26:13 ) Катих. стр. 85 – 86.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Небо наполнено чинами ангельскими, по слову пророка: " Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред ним " (Дан. 7:10). Нескудна и святая обитель Печерская, которая имеет столько ангелов, сколько преподобных. Божественный Златоуст написал: " Плохо будет городу, в котором нет святого " , и говорил, что в запустение придет такой город: " Город, в котором нет праведника или где был праведник, да забыли его, приходит в запустение " . Кто же не ублажит тебя, святая обитель Печерская, видя, что не только украшена ты святыми, но на святых Божиих и основана: " Твое основание на горах святых " (Пс. 86:9). Богогласный евангелист Матфей обещает, что здание, основанное человеком на камне, не падет ни от дождя, ни от рек, ни от ветра: " Пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камени " (Мф. 7:25). Как же мы не будем дерзновенно обещать святой Печерской обители, что не только телесные, но и душевные враги не смогут повредить ей, потому что основана она на мощах святых Божиих мучеников. Еврейский историк Филон говорит: " Когда я вижу в доме или городе каком-нибудь святого и благого мужа, ублажаю я и дом тот и город " . Если же такая похвала относится к дому или городу, в котором один только преподобный, какой похвалы достойна святая Печерская обитель, в которой не один, а бесчисленное множество преподобных. Воистину называем ее блаженной. Как не блаженна она, когда непрестанно молится о ней преподобный отец наш Антоний, по обещанию своему: " Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память " (2 Пет. 1:15). Или как не услышит Бог молитвы ходатайствующего о ней святого Антония, которого он сам послал от Святой Горы и воздвигнул на основание монастырю, и так свидетельствует о нем через Исайю: " Я воздвиг его к правде и уровняю все пути его, он построит город мой " (Ис. 5:13). Бог ясно показал при основании небесиподобной святой Печерской церкви, что приятны Ему молитвы преподобного Антония, когда по молению его низвел воду и росу с неба на место святой Печерской церкви, как о том подробнее описано в житии его. Какая же в том была тайна? Если рассмотрим некоторые свойства росы и огня, узнаем причину. Как от росы земля напояется влагой, так и от святой обители Печерской Русская земля напоилась учением святым. " Воды ростили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревьям полевым. Оттого высота его перевысила все деревья полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался " (Иез. 31:4-5). Так и святая обитель Печерская, подавшая из себя начало иноческой жизни другим обителям, облекла их в труд, в подвиги, в праведность, как в зеленые листья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

То есть если Господь Иисус Христос искупил грехи всех живших до Его Боговоплощения, то Он силен, искупить и простить грехи всех живших, и живущих, и тех, кто будет жить после Его 1-го Пришествия в этот мир. О силе божественного искупления знал и допотопный каинит Ламех, сказавший после совершения им двойного убийства: «послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт.4:23–24 ). То есть он сказал своим женам: «Да, я убил своего предка Каина и сына Тувалкаина, но в семьдесят седьмом поколении от Адама произойдет искупление всех грехов, и я, сожалея о содеянном, уповаю на грядущее спасение». Ламех мог быть посвящен в эту тайну допотопным пророком Енохом. То есть, призывая нас прощать до седмижды семи раз, Христос как бы говорит нам: «Я искупил грехи всех живших до Меня людей и простил их в их поколениях – как же вы не прощаете людям, вашим современникам, их грехи?!» Итак, нет предела или границы для прощения и милосердия! Границы должны быть положены для собственной злости, злопамятства и коварства… Антоний Великий рассказал нам следующее о злопамятных: «Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и доставал руками до неба, под ним было озеро величиной с море. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы Ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошел до меня голос: “Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, – это души праведников: Ангелы охраняют их в Раю. А те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию”» 86 . Даже в Ветхом Завете мы находим примеры деятельному прощению. Сказано: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» ( Исх.23:4–5 ); в Псалтири мы находим такие слова царя Давида: «Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» ( Пс.7:4–5 ). Царь Давид прославлял Бога, благодаря женщину Авигею, остановившую его от акта мести. Сказано: «И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя» ( 1Цар.25:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010