393.  При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 394.  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш пения (Пс. 125. 1–2). 395.  Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его (Иер. 46. 27). 396. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», гл. 33. 397. Четьи-Минеи, 9 июня. 398. Алфавитный патерик. 399.  Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6–18). 400. Алфавитный патерик. 401. Слово 5, гл. 33. 402. Слово 7, гл. 64. 403. Слово 7. гл. 70. 404. Пс. 50. 19. 405. Святой Исаак Сирский. Слово 59. — Лествица. Слово 7. — Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 406. Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков. 407. Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы блаженного Филофея Синайского Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва, 1847 г. 408. Наставление 32. Издание 1844 года, Москва. Старец Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской пустыни в 1778 году, скончался в 1833, 2 января. 409. Сведение это получено от самого советовавшегося лица, ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год). 410. Слово о трезвении, гл. 80 и 81. Добротолюбие. Ч. 2. 411. Лк. 3. 9. 412. Патерик Скитский. 413. Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие. Ч. 2 414. Святой Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V. Добротолюбие. Ч. 2. 415. Слово о трезвении. Добротолюбие Ч. 2. 416.  Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4. 23). 417.  Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15. 9). По объяснению святого Исихия. Слово о трезвении, гл. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 254). Видят ли Бога праведные, когда делают добро? Когда приемлешь странников ради Христа, тогда видишь Христа. Когда ради Него помогаешь немощным, тогда видишь Его. Когда что бы то ни было делаешь ради Него, тогда Он у тебя перед глазами, и ты созерцаешь Бога. Сказано: " Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8), и если имеешь любовь,-значит, Бог в тебе. Как же ты можешь видеть Бога? Ты радуешься, делая добро, наслаждаешься, творя дела любви, доволен, исполняя послушание. Любовь есть радость и веселие: она содействует тебе в добрых делах, ты видишь Бога, содействующего тебе, ибо всякий знает того, кто делает одно с ним дело. Любовь невидима плотским очам... но она всегда видима очам душевным. Радуясь о сделанных тобою добрых делах, ты видишь Бога, и не отрицай, что видишь Его. Неужели потому, что не видишь целомудрия, ты не усматриваешь его в делах? Так, хотя и не видишь Бога чувственными очами, однако видишь Его в любви. Преподобный Ефрем Сирин (27, 165). Если даже плотскими очами мы и не можем видеть (Господа), но при условии воздержанной жизни мы можем непрестанно созерцать Его очами мысли. И не только созерцать Его очами мысли, но собрать от этого великий плод. Потому что само размышление о Боге является устранением всякого греха, очищением от всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем вечной жизни и нескончаемого Царствия. Заботясь о таком сладостном созерцании и устремляя мысленный взор на Христа, как бы присутствующего с нами, каждый из нас говорит, как говорил Давид: " Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет па меня война, и тогда буду надеяться " (Пс. 26, 3). Святитель Григорий Палам. (65, 234). Припомним святого пророка Илию. Он, говоря с израильским царем Ахавом, произносит такие, слова: " Жив Господь Бог Израи лев, пред Которым я стою! " (3 Цар. 17, 1). То же говорит он и в беседе со старшим царским слугою Авдием: " Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! " (3 Цар. 18, 15). Может быть, кто-либо спросит: святой пророк Илия, что же ты говоришь? Осмотрись: где ты находишься? Ведь ты стоишь не на небе, а на земле, не перед величием Божиим, а перед величием царя израильского Ахава. Что же отвечает пророк? Стою, говорит, перед Богом: " Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! " то есть, хотя телом я на земле и предстою перед лицом царя земного, но ум мой, мысль моя, сердце мое предстоит Самому Богу, сущему на небесах и почивающему на Херувимских престолах. О богомысленный ум, о боголюбивое сердце, о высокая мысль, которая и в присутствии людей ни на пядь не отступает от Бога и Ему предстоит... Жить в. присутствии Божием - значит жить в Самом Боге. А живущий в Боге сам становится как бы богом. К таким относятся слова Давида: " Я сказал: вы боги " (Пс. 81, 6). Святитель Димитрий Ростовский (103, 551-553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Итак, если псалом обращается к Богу, и Богу помазанному от Бога, то и тут утверждается о Двух Богах [на основании слов: жезл царства Твоего]. Поэтому и Исайя обращается к Лицу Христа: И Савейцы, люди рослые, к Тебе перейдут и последуют за Тобою со связанными руками, и поклонятся пред Тобою, ибо в Тебе Бог . Истинно Ты – Бог наш и [другого] не знаем, Бог Израилев ( Ис.45:14–15 ) 47 . И здесь [пророк] указывает на Двух Богов, говоря: в Тебе Бог и Ты – Бог, то есть на Того, Кто был в Помазаннике (Христе), и на Самого Помазанника. Кроме того, также и в Евангелии можно встретить слова: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ), то есть Один – Тот, Который был, а Другой – Тот, у Которого был. И имя Господь относится к Двоим: Сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня ( Пс.109:1 ). И Исайя говорит также: Господи! кто поверил слышанному нами, и кому открылась мышца Господня? ( Ис.53:1 ). Ведь он сказал бы: мышца Твоя, а не Господня, если бы не хотел, чтобы тут разумелись Господь Отец и Господь Сын. Да и в [книге] Бытия ещё задолго до этого говорится: И пролил Господь [Иегова] на Содом и Гоморру(...) серу и огонь от Господа [Иеговы] с неба ( Быт.19:24 ). Итак, либо ты отрицай, что это написано, либо кто ты таков, чтобы не считать, что написанное следует понимать так, как это написано, особенно же то, смысл чего заключен не в аллегориях и притчах, но в чётких и простых выражениях? А если ты из тех, кто тогда не поддержал Господа, говорившего, что Он – Сын Божий, и не верил, что Он – Господь, то вспомни, что для таковых было написано: Я сказал: Вы – боги и сыны Всевышнего, и: Встал Бог в сонме богов ( Пс.81:6, 1 ). Итак, если Священное Писание не побоялось назвать богами людей, ставших по вере сынами Божиими, то пойми, что с большим правом оно относит имя Господь к единому истинному Сыну Божию. «Итак, – говоришь ты, – я призываю тебя ныне на основании авторитета этих же Священных Писаний твёрдо заявить о двух Богах и двух Господах». Да не будет! Ведь мы, ученики Утешителя, а не человеков, благодатью Божией рассматривая времена и причины [событий, находящихся в] Священных Писаниях, различаем Двоих – Отца и Сына, и даже Троих – вместе со Святым Духом, согласно понятию домостроительства, которое производит [в Боге множественное] число.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Итак, если псалом обращается к Богу, и Богу помазанному от Бога, то и тут утверждается о Двух Богах [на основании слов: жезл царства Твоего ]. Поэтому и Исайя обращается к Лицу Христа: И Савейцы, люди рослые, к Тебе перейдут и последуют за Тобою со связанными руками, и поклонятся пред Тобою, ибо в Тебе Бог. Истинно Ты — Бог наш и [другого] не знаем, Бог Израилев (Ис 45:14–15) 47 . И здесь [пророк] указывает на Двух Богов, говоря: в Тебе Бог и Ты — Бог , то есть на Того, Кто был в Помазаннике (Христе), и на Самого Помазанника. Кроме того, также и в Евангелии можно встретить слова: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) , то есть Один — Тот, Который был, а Другой — Тот, у Которого был. И имя Господь относится к Двоим: Сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня (Пс 109:1). И Исайя говорит также: Господи! кто поверил слышанному нами, и кому открылась мышца Господня? (Ис 53:1). Ведь он сказал бы: мышца Твоя , а не Господня , если бы не хотел, чтобы тут разумелись Господь Отец и Господь Сын. Да и в [книге] Бытия еще задолго до этого говорится: И пролил Господь на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба (Быт 19:24). Итак, либо ты отрицай, что это написано, либо кто ты таков, чтобы не считать, что написанное следует понимать так, как это написано, особенно же то, смысл чего заключен не в аллегориях и притчах, но в четких и простых выражениях? А если ты из тех, кто тогда не поддержал Господа, говорившего, что Он — Сын Божий , и не верил, что Он — Господь, то вспомни, что для таковых было написано: Я сказал: Вы — боги и сыны Всевышнего , и: Встал Бог в сонме богов (Пс 81:6,1) . Итак, если Священное Писание не побоялось назвать богами людей, ставших по вере сынами Божиими , то пойми, что с большим правом оно относит имя Господь к единому истинному Сыну Божию. “Итак, — говоришь ты, — я призываю тебя ныне на основании авторитета этих же Священных Писаний твердо заявить о двух Богах и двух Господах”. Да не будет! Ведь мы, ученики Утешителя, а не человеков, благодатью Божией рассматривая времена и причины [событий, находящихся в] Священных Писаниях, различаем Двоих — Отца и Сына, и даже Троих — вместе со Святым Духом, согласно понятию домостроительства, которое производит [в Боге множественное] число.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Но так как все, после вышней благодати, зависит от нашего произволения, поэтому и согрешающим уготованы наказания, и живущим добродетельно воздаяния и награды. “ Ною было , – говорит Писание, – пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета ”. Замечай точность божественного Писания. Сказав нам о числе лет праведника, чтобы показать великость долготерпения Господа, оно хочет еще изъяснить нам и приумножение снисхождения Господня, и усиление нечестия человеческого.   2. Но послушаем самих слов Моисея, который, говоря по внушению Духа хочет с точностью научить нас всему. “ Когда люди , – говорит, – начали умножаться на земле и родились у них дочери” . Не без причины присовокупил он: “ И родились у них дочери ”, но для того, чтобы дать нам понятие о великом размножении людей. Где столь великое множество корней, там по необходимости рождается и много ветвей . “ Тогда сыны Божии , – говорит, – увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал ”. Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. И, во-первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и, обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит: “ Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ” (Пс.103:4), а о людях: “ Я сказал: вы – боги ” (Пс.81: 6); и опять: “ Я воспитал и возвысил сыновей ” (Ис.1:2); и опять: “ Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой ” (Исх.4:22); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Современная практика православного благочестия, 1 Части 1-4 фундаментального труда Пестова. Книга писалась в 50-е гг., «бестселлер» православного самиздата. «В своем изложении мы старались затрагивать лишь те самые важнейшие, основные вопросы жизни человеческой, от правильного разрешения которых зависят, как нам кажется, спасение души человека, просветление его разума истиной и озарение сердца той красотой образа, которая была задумана для каждого человека в предвечном плане мироздания Господом Богом. Для кого предназначается эта работа? Она не апологетического характера, и содержание ее не рассчитано на неверующих людей. Можно думать, что и не для всех верующих будет близко ее содержание.Мы надеемся, что она будет интересна для тех христиан, которые причастны к «нищете духовной» (Мф. 5, 3) — видят в какой-то степени свои грехи, страсти, пристрастия и стремятся к самосовершенствованию; для тех, кто хотел бы для своей души осуществить в какой-то мере слова пророка Давида: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102, 5): «обновляется» — т. е. душа очищается от греха и страстей и одевается в светлые одежды безгрешной юности; для тех, кто любит Господа (каждый в своей мере), хочет угождать Ему, хочет работать для Него, хочет посвятить Ему свою земную жизнь. Вот для них и предназначалась эта работа. Будем надеяться на то, что они найдут в ней те мысли (взятые нами из неисчерпаемой сокровищницы духовной литературы), которые помогут им идти к Царству Небесному, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).«Кто может вместить, да вместит», — говорит Господь.» Николай Евграфович Пестов Современная практика православного благочестия Том первый Часть первая Основы христианской веры Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 15,11 Предисловие Я сказал: вы боги. Ин. 10, 34; Пс. 81, 6 Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства. Схиархимандрит Софроний

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Пестов Николай Евграфович Содержание Часть первая. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 15,11 ПРЕДИСЛОВИЕ Я сказал: вы боги. Ин. 10, 34; Пс. 81, 6 Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства. Схиархимандрит Софроний Вникай в себя. 1 Тим. 4, 16 Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью? Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами? Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, о радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, о радости научного постижения мироздания. Все эти радости законны, но они несовершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости. Как пишет царь и пророк Давид: «дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89, 10). А затем, в конце быстротекущей жизни, всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих царь Соломон пишет в конце своей жизни:«Суета сует, суета сует — все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?..» (Еккл. 1, 2-3). Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое — новозаветное время, время царствования в мире Сына Божия — Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества Иисуса Христа. Он «победил мир» (Ин. 16, 33) и победил смерть. Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18), и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины. В это новое Царство Он зовет всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк. 15, 1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Посадил человека на главу нашу ( Пс. 65:12 ). Иногда Бог попускает демонам бесстыдно восседать внутри главы, то есть в мысли, и увлекать душу к непристойным помыслам, с которыми нам необходимо бороться и сражаться, не входя в союз с ними. 79. Ему же Не тесно пребывать в любви Божией – говорит апостол, – а вы: но в сердцах ваших тесно ( 2Кор. 6:12 ), то есть не хотите расширить душу многими добродетелями, принять и вместить в себя божественные озарения. Поэтому и сбывается на вас сказанное у Исаии: Тяжести на животных, идущих на юг по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои ( Ис. 30:6 ). Львы, аспиды и всё подобное прообразуют демонов. Под ослами же разумеются люди ленивые, сластолюбивые и развратные, а под верблюдами – гордые и злопамятные. Поэтому демоны богатством лукавых и беззаконных помыслов обременяют души человеческие, доводя их до поступков и состояний, чуждых добродетели. А ничто так не тяжело, как грех , уподобляемый богоносными отцами свинцу. 80. Ему же Если из глубины сердца воздохнём к Богу, Он непременно услышит нас и явит чудеса. Ибо сказано: изменение десницы Всевышнего ( Пс. 76:11 ). Поэтому если постараешься угодить Спасителю добродетелями, Он снимет бремя с мысленного твоего осла, носившего грузы для демонов, и, развьючив тебя, облачит в апостольские одежды, то есть божественные наставления и догматы . И как некогда на ослицу воссев на твой ум, войдёт во святой город, прославляемый всеми Ангелами за спасение неразумного, ставшего разумным, по человеколюбию Создавшего, или, лучше сказать, Воссоздавшего, Изменившего и Обновившего от нерадения и заблуждения обветшавшую душу. 81. Ему же Иной ещё в теле может быть со Христом, по сказанному апостолом: и уже не я живу, но живёт во мне Христос ( Гал. 2:20 ). А тем паче, совлекшись плоти, как пишет тот же апостол: имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп. 1:23 ). Душа – чудное создание Божие, вдохновенная Им, как умопостигаемое стремится к умопостигаемому. Поэтому обременённая смертным телом душа жаждет посредством смерти разрешиться и свободно, беспечально и безбоязненно пребывать с Владыкой, отрешившись от смертного для бессмертного и непреложного. Чтобы после настоящего разрешения, в воскресении воспринять собственное тело нетленным и бессмертным, как оживотворённое Святым Духом, так чтобы вместе с телом пребывать в непрестанной радости и блаженстве. Ибо человек должен быть восстановлен в естество чистое, божественное, нестареющее, беспечальное и свободное от всех забот. 82. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Потому Господь сказал ангелам, не сохранившим своего господства: «Я сказал: вы – боги и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» ( Пс.81:6–7 ), разумеется, подражая дьяволу , ставшему князем всех, идущих к погибели. Итак, очевидно, что они были прокляты не по своей природе, а за пренебрежение к своим обязанностям. У тебя же, о народ Израиля, «часть Бога и наследственный удел Его» ( Втор.32:9 ), «да не будет других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), ибо Бог – поистине «один Бог», а Господь – воистину «один Господь». Но другим, сотворенным Им, Он дарует это наименование не по природе, а по благодати. Не думай, однако, что эти слова сказаны только Израилю «по плоти» ( 1Кор.10:18 ). Эти слова в значительно большей мере обращены к тебе, соделанному Израилем, умом Богу видимому, с обрезанным сердцем, а не плотью. Ибо хотя мы по плоти язычники, по духу мы – Израиль, благодаря Тому, Кто сказал: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ), Тому, Кто также сказал: «И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» ( Ин.17:10 ), если только ты поступаешь так, чтобы удостоиться тебе стать частью Бога и ходить в наследственном уделе Его. Но если поступаешь недостойно, то у тебя перед глазами пример тех, которые были призваны стать частью Бога, но своими грехами заслужили то, что рассеял их «Господь по всем народам» ( Втор.4:27 ). И те, кого прежде вывели из «дома рабства», теперь – ибо «всякий делающий грех есть раб греха» ( Ин.8:34 ) – снова стали рабами, но уже не только египтян, но всех народов. Таким образом, и тебе, вышедшему из Египта, кого Иисус Христос вывел из «дома рабства», сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ). 3 . Теперь посмотрим, что, как кажется, содержится во второй заповеди: «Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» ( Исх.20:4 ). Между идолами и богами – большая разница, как и Апостол учит.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010