Пс.29:5 .   Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его. Пс.29:6 .   Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость. «Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его» : «Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его». Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. Поскольку, хотя дар воскресения уделен и всем людям, но не все достойны сей благодати, то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение, ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле, потому что сего хочет Бог, а не перваго, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира» ( Прем. 1, 13–14 ). Слышим же, что и Сам Бог говорит через Пророка Иезекииля: «еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти?» ( Иез. 18, 23 ). «Вечер водворится плачь, и заутра радость». Так и было сие и при Езекии, и при совершении общаго спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и на утро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, повечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общаго спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения. Пс.29:7 .   И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек». «Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век». Сего надеялся и Адам, до обольщения жительствовавший в раю, и Езекия, победивший Ассириянина, о чем ясно извещает книга Паралипоменон, говоря, что «вознесеся сердце» царя Езекии ( 2Пар. 32, 25 ). Пс.29:8 .   По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился. «Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен». Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественнаго о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие Симмах: «Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему»; из чего явствует, что от лица человеческаго естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.33:5 . Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Пророк показывает здесь причину, чего ради хощет благословлять Господа на всякое время, а именно того ради, понеже обрел в Нем всеблагаго и всесильнаго избавителя. Аки бы сказал: когда находился я в самых тесных обстоятельствах, то прибегал к Богу с твердым упованием на помощь Его, и Он, по обыкновенной милости Своей, услышал меня; следствие же услышания чрез то открылось, что Он от всех скорбей избавил меня. Царь Саул покушался убить меня то своею рукою, то чрез оружников своих, но, Богу покрывающу, избежал я от рук его; ускоряя же бегством, не мог взять ни оружия, ни пищи, но и здесь не оставила меня милость Господня, которая чрез иерея Авимелеха промыслила мне и оружие и хлебы; за сим вскоре, по неосторожности моей, впал я в руки Анхуса царя Филистимскаго, но по вдохновению Того же помощника и покровителя Бога, чудным и необыкновенным образом избавился от смерти. Тако премилосердый Господь Бог, и чадолюбивейший Отец, от всех скорбей, приключившихся мне, избавил меня. Пс.33:6 . Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Отсюду начинается прекрасное и весьма сильное увещание, возбуждающее людей к любви, к страху Божию, и к возложению на Него всех печалей наших. Приступите, глаголет, все сущии в скорбех, верою и молитвою к Богу; воззрите к Нему, и отвергше облак печали, просветитеся, приимите свет утешения и радости. Пс.33:7 . Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Доказывает примером своим, что должно благонадежно приступать к Богу во время скорби. Се бо, глаголет, и я нищий, то есть, всякия помощи лишенный, и даже нищенским образом просивший хлеба у иерея, как скоро воззвал с верою и надеждою к Богу, и с теплою молитвою толкнул в двери милосердия Его, тотчас Господь услышал раба Своего, и от всех скорбей избавил его. Пс.33:8 . Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их. Доказав примером, здесь доказывает причиною, что должно приступать к Богу со всякою благонадежностию. Причина сему та, что Ангел Господень, которому Сам Бог заповедал хранить человека праведнаго, как сказано во псалме 90, видя человека находящагося в опасности, тотчас приходит к нему и, на подобие ополченных воев, окружает защищением своим, дабы ничто вредить не могло ему. Ибо сила Ангелов толика есть, что и един Ангел противу целаго воинства довлеет. Из чего следует, коль великая безопасность и тишина должна быть в сердцах людей, боящихся Бога, которые таковою стражею ограждены.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.95:6 .   Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. «Исповедание и красота пред Ним: святыня и великолепие во святиле Его»; потому что, и восприяв естество человеческое, и в нем явившись человекам, издает блистания собственнаго Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. «Святилом» же Его Пророк нарек восприятый Им на Себя храм, а о красоте упоминал уже в псалме сорок четвертом; ибо сказал: «красен добротою паче сынов человеческих» ( Псал. 44, 3 ). Пс.95:7 .   Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Пс.95:8 .   Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его. Пс.95:9 .   Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! «Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь». «Принесите Господеви славу имени Его». Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его. «Возьмите жертвы, и входите во дворы Его». «Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Пророк разумеет словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви. Сверх того не Иудеям повелел сие Пророк, чтобы не стал кто подразумевать жертв подзаконных, но «отечествиям язык», которыя приносят в церквах жертвы новаго завета. О сем и чрез другаго Пророка предвозвестил Бог, беседуя с Иудеями: «несть воля Моя в вас, ...и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фuмiaм приносится имени Моему, и жертва чиста» ( Мал. 1, 10–11 ). «Да подвижится от лица Его вся земля». Акила, а также и Симмах перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» ( Ис. 26, 18 ). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места перваго стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Что касается времен для торжественного совершения молитв, – пишет св. Киприан, епископ карфагенский († 258), – то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» 5 . Собственно храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день – утром и вечером, или иначе – с часу (от восхода солнца) до трех и с девяти до двенадцати (до захода солнца), а по нашему счету – с шести до девяти часов утра и с трех часов пополудни до шести часов вечера 6 . Но частная домашняя молитва должна была совершаться еще и в полдень (по Талмуду – «тефилла минхи»), следовательно, три раза в день 7 , соответственно троекратному каждению в скинии 8 . Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи крат в сутки ( Пс. 118:164 ); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога ( Пс. 118:62 ), молитвой «предварял» он «рассвет» ( Пс. 118:147 ) и «утреннюю» стражу ( Пс. 118:148 ). Седмеричному числу молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы, указываемые в Талмуде, – утренняя и вечерняя, три тефиллы – утренняя (до полудня), тефилла мнихи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец, два жертвоприношения в храме. Кроме того, Талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи 9 . 2. Апостольские часы: третий, шестой и девятый Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30); а «около шестого часа» (в полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение ( Деян. 10:9 ). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно ( Лук. 18:1 ; 1Солун. 5:17 ; Ефес. 6:18 ). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя». В твердой надежде, что приимешь мои моления, едва появляется свет, отрясши сон с веждей, предстою, как пред Царя и пред Владыку, принося Тебе прошение. Не всякий же может сказать Богу всяческих: «предстану Ти, и узриши мя», но разве кто, подобно великому Илие, по дерзновению заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: «жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь» ( 3Цар.17:1 ). Пс.5:5 .  Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Пс.5:6 .  Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Пс.5:7 .  Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. «Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй». «Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил: «Возненавидел еси вся делающия беззаконие». «Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена восставали на Церковь , и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). Сие же дает разуметь и псалом. Пс.5:8 .  А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. «Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем». Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Тогда эту самую землю Господь избрал в наследие (достояние) израильтянам. Земля сия была прекрасна (доброта Иаковля) и особенно любима Богом (юже возлюби), и потому обладанием этой землей народ израильский отличен был от всех других народов. Но вот язычники собрались и сделали нападение, чтобы отнять у него это достояние, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным. Поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает достояние Израиля в его пользу. В духовном смысле под достоянием или наследием Божиим можно разуметь всех уверовавших язычников ( Пс.2:8 ), а под добротою Иакова самих апостолов, ибо их одних, говорит блж. Феодорит, избрал Господь, возлюбил, им вверил кормило апостольства. Они – украшение, краса Церкви, которая сама есть наследие Божие с. 217–218]. Пс.46:6 Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Соседние с Иудейской землей языческие народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир, соединились для того, чтобы напасть на израильтян и отнять у них достояние их, данную Самим Богом в наследие отцам их Ханаанскую землю. Израильтяне же выступали против них, равно как и возвращались в Иерусалим после чудесного поражения врагов, в торжественном шествии с трубами и другими музыкальными орудиями, со славословием и восклицаниями ( 2Пар.20:21, 27–28 и др.); причем, без сомнения, несен был ковчег Завета, с которым, по издавна существовавшему обычаю, они всегда выходили на войну против неприятелей ( Чис.10:33 ; Нав.6:6 ; 1Цар.4:3–6 ). Это торжественное, впереди всего войска преднесение ковчега Завета и означало шествие Самого Бога. Об этом вхождении с ковчегом Завета в Иерусалим, на гору Сион и говорит в стихе 6 псалмопевец: Восшел Бог (на гору Сион и в храм Свой, как бы на небо) при восклицаниях, Господь при звуке трубном. В духовно-пророческом смысле отцы Церкви под восшествием Господа разумеют здесь вознесение Господа Иисуса Христа на небо, а под воскликновением и гласом трубным – восклицания ангелов, предшествовавших Иисусу Христу в Его вознесении на небо и извещавших о том других высших духов для того, чтобы они отворили врата небесные для входа Царя славы ( Пс.23:7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

    «Блаженны», говорит Он, «милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7); видишь, что между блаженствами не последнее место занимает милость. Также: «блажен, кто помышляет о нищем и бедном» (Пс.40:1); «блажен муж милует и взаймы дает» (Пс.111:5); «всякий день милует и взаймы дает» (Пс.36:26). Восхитим же блаженство, сослужим наименование разумевающих, сделаемся благими; сама ночь да не прервет дел милосердия. Не допускай ни малейшего промежутка между благим намерением и благотворением. Вот одно, что не терпит отсрочки, – человеколюбие. «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом твой» (Ис.58:7); и все это делай радушно. Итак, ежели вы, рабы и братия, и сонаследники Христа, сколько-нибудь имеете ко мне послушания, то пока еще есть время посетим Христа, послужим Христу, напитаем Христа, оденем Христа, примем Христа, почтим Христа – не только трапезой, как некоторые; не маслами благовонными, как Мария; не гробом только, как Иосиф Аримафейский; не веществами нужными при погребении, как Никодим, в половину только показавший любовь свою ко Христу; не золотом, ладаном и смирной; как еще прежде – волхвы, но поскольку Владыка всяческих «милостей хочет, а не жертвы» (Мф.9:13), и милосердие дороже «тысяч тучных агнцев» (Дан.3:40), то это-то милосердие и принесем Ему в лице бедных и долу влачащихся ныне, чтобы тогда, как мы отойдем отсюда, они приняли нас «в вечные обители» (Лк.16:9), в самом Христе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь. Рейтинг: 9.7 Голосов: 974 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергий К 17 февраля 2017, 21:11 Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что милостыня должна вспотеть в твоей руке, прежде чем ты её отдашь. Рассудительность высшая добродетель. Смиренномудрия мы просим в Великом посту Иван Агафонов 12 февраля 2017, 19:55 Очень сложно принимать решения, где от тебя требуются решения благие, милосердные,подчас даже рискованные, т.е. можно получить отдачу такую, что мало и не покажется. Но нас Евангелие призывает не допускать ни малей-

http://pravoslavie.ru/100826.html

Образ Пресвятой Богородицы источал слезы. Зачем? – Чтобы ты, человек, имеющий образ Божий, навык не смеяться, ибо горе смеющимся ( Лк.6:25 ). Мир сей есть юдоль плачевная ( Пс.83:7 ), как в нем ты можешь смеяться? Смех ваш обратится в плач и радость в сетование! Посему восплачь здесь, чтобы возрадоваться там, где радости твоей никто не отнимет, восплачь о своих грехах, чтобы очиститься. «Без плача», говорит Петр Дамаскин , «очищения не бывает». Ибо, как без воды не можем выбелить черной ткани, так и очиститься от грехов без сокрушения сердечного; слезы убелят ефиопа. Черно было лицо жены грешницы, ибо у Пророка Иеремии о грешных пишется – потемне паче сажи вид их ( Плач.4:8 ), но взгляни: слезами убелилась она паче снега. Плакала она у ног Христовых и удостоилась услышать – отпущаются греси ее мнози ( Лк.7:47 ). Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош есть пост, но иногда не сицевого поста аз избрах ( Ис.58:5 ), говорит Господь; хороша и молитва , но и та не бывает без порока – молитва его да будет в грех ( Пс.108:7 ); добра и милостыня, но и на нее не тверда надежда – аще раздам вся имения моя, никая польза ми есть ( 1Кор.13:8 ). Одни слезы сокрушенные беспорочны пред Богом – сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Припомним царя Иосию, память коего поистине достойна похвалы: сокрушил он идолов, разрушил алтари и капища идольские, заклал жрецов, а кости идолослужителей развеял по воздуху ( 4Цар.23:4–20 ), показав по Боге такую ревность; потом он заплакал о людях, прогневавших Бога идолослужением. Тогда ему было сказано – раздрал еси ризы твоя, и плакался пред Мною и Аз убо услышах, глаголет Господь ( 4Цар.22:19 ). Обрати же внимание на то, что воспоминает об одних только слезах и только за них похваляет, остальные же добрые дела проходит молчанием, как бы совершенно о них забыв. Вот сколь приятны слезы Богу! Рассуждая о том же предмете, св. Феодорит говорит – «Такую пользу приносят сокрушение и слезы их стяжавшим». В «Песни Песней» Возлюбленная Христова, описывая все члены Возлюбленного и уподобляя голову – золоту, ланиты – чаше фимиама, уста – сосудам источающим смирну, говорит об очах, что очи Его яко голубицы на исполнениих вод ( Песн.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Послание к Евреям представляет собой упорядоченное и систематическое исследование личности и служения Христа на основе толкования ряда ключевых текстов из Ветхого Завета. Например, Пс. 8:5–7 является центральным для 2:5–18, Пс. 94:7–11 в определенной мере отражается в 3:1 – 4:13, Пс. 109:4 – ключевой текст в 4:14 – 7:28, а Иер. 31:31–34 представляет собой основу для 8:1 – 10:39. Каждый текст используется, чтобы показать, как ветхозаветные идеалы и установления находят свое исполнение во Христе. Итак, что же представляет собой Послание к Евреям? Это богословское эссе или трактат? Принимая во внимание риторический стиль послания (особенно ссылки на автора как на «говорящего» своим слушателям, напр., в 2:5; 5:11; 6:9; 8:1; 9:5; 11:32) и использование ветхозаветных текстов в качестве базовых аргументов в большинстве крупных разделов произведения, можно рассматривать его скорее как проповедь или поучение в письменной форме с несколькими добавлениями в конце, носящими личный характер. Это согласуется с авторской характеристикой своего произведения как «слова увещания» (13:22). Близкое выражение – «слово наставления» – встречается в Деян. 13:15 и означает проповедь, последовавшую после чтения «закона и пророков» в еврейской синагоге в Антиохии Писидийской. Послание к Евреям было написано проповедником, обладавшим выдающимся даром пастыря. Он стремился извлечь из текстов Писания практические выводы, которые можно было бы применить к нуждам конкретной группы опекаемых им христиан. См. также статью «Читая послания». Об авторе книги В самых древних копиях Нового Завета это послание помещалось среди посланий Павла, однако в самом произведении ничего не говорится об авторстве Павла. Писатели II в. н. э. Климент Александрийский и Ориген подтверждают, что в восточной части Римской империи широко бытовало мнение об авторстве Павла. Вместе с тем они отмечают, насколько Послание к Евреям и по содержанию, и по стилю отличается от других писаний Павла. Они высказывают предположение, что идея этого послания могла действительно принадлежать Павлу, но воплотил ее в жизнь кто–то другой. В западной церкви вплоть до V в. Павел немногими принимался в качестве автора Послания к Евреям. Такое положение оставалось практически неизменным до Реформации XVI в., когда этот вопрос вновь стал на повестку дня.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010