Армянский перевод Лекционария Грузинский перевод Лекционария 1. Чтение вечерни 2. Чтения литургии В-четвертых, в конце литургии грузинский перевод Лекционария, как и армянский, упоминает прокимен из Пс. 22 и Евангелие Мк.14:12–26 , но вне связи с шествием в Сионскую горницу. Вместо этого часть рукописей приводит указания о совершении чина умовения ног (с евангельским чтением Ин.13:3–30 ) 15 . Далее, в отличие от армянского, грузинский перевод иерусалимского Лекционария достаточно подробно описывает гимнографическое наполнение служб. В частности, за Божественной литургией Великого Четверга упомянут тропарь 4-го плагального (в русской традиции соответствует 8-му) гласа «Долготерпение Господне было явлено…», который пели дважды: в начале предварявшей литургию вечерни и перед самой литургией. Лекционарий отмечает, что Евангелие в этот день не предварялось аллилуиарием (вероятно, в знак скорбного характера дня). Тропарь на умовение рук на литургии 16 , 1-го гласа: «Днесь пророческое исполнилось проречение…» 17 ; тропарь на перенесение Даров 18 , 2-го гласа: «Агнец Божий, вземлющий грехи мира…»; тропари при Причащении, 3-го гласа: «Днесь Иисус подал ученикам Своим…» 19 и 2-го гласа: «Вечери Твоея Тайныя днесь…». В чине умовения ног пели ипакои 2-го плагального (6-го) гласа «Благословим Отца…» или 2-го гласа: «Во всем достоин Ты хвалы…» Наконец, грузинский перевод иерусалимского Лекционария содержит сведения не только о вечернем евхаристическом богослужении Великого Четверга, но и об утренней и дневной службах этого дня. В конце утрени здесь упомянуты тропарь 3-го плагального (7-го) гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого…», прокимен из Пс.54 и евангельское чтение Лк. 22:1–6 – о сговоре Иуды с первосвященниками 20 . А днем, в 3-й час, предписано читать некие молитвы, а затем Пс.101, 103, 142 , прокимен из Пс.50 и чтения: Ис.1:16–20 ; Иез.36:25–36 ; Рим.6:3–10 ; Лк.15:1–10 . Все эти чтения напрямую не связаны с Великим Четвергом и посвящены теме раскаяния и прощения грехов. Сама служба предваряется в Лекционарии рубрикой: «В третий час кающиеся приводятся ко вратам церкви…», а в некоторых армянских памятниках 3-й час Великого Четверга озаглавлен как «чин покаяния», так что нет сомнений в том, что в практике древней Иерусалимской Церкви Великий Четверг был еще и днем принятия кающихся в церковное общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Однако прежде Он повелел Моисею, чтобы время обрезания не превышало восьмого дня (см. Лев 12:3), который часто выпадает на субботу, как мы читаем об этом в Евангелии (см. Ин 7:22). Моисей, провидя жестокосердие этого народа, воздвиг руки и распял самого себя в битве, начатой иноплеменниками в субботу (см. Ис 17:8—13), чтобы они были взяты в плен и суровостью закона были образованы для учения, которого они избегали. 6. И потому Давид в шестом псалме просит Господа «за восьмой день», чтобы Он «не в ярости своей обличил его и не в гневе осудил его» (Пс 6:1—2). Это действительно восьмой день сего будущего суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения той недели. Также Иисус Навин, преемник Моисея, нарушил субботу. Ибо в субботний день повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона со звуком труб и объявлять иноплеменникам войну (см. Ис 6:3,15). Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского и подверг иноплеменников преследованию в тот же день (см. 1 Мак 2:25, 41, 47). И у Матфея (см. Мф 12:3—5) мы читаем подобный текст. Также Исаия и некоторые его товарищи (см. Ис 1:13; Ос 2:13) преступили субботу, чтобы была соблюдена истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия. Поэтому каждым из этих семи дней Господь по отдельности обозначает тысячу лет. Ибо так написано: «В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как день единый» (Пс 89:4; 2 Петр 3:8). Следовательно, в очах Бога по отдельности находится каждое тысячелетие, ибо «семь» я насчитываю «очей Господа» (Зах 4:10). И, как я упомянул, по этой причине эта истинная суббота есть седьмое тысячелетие, в котором Христос будет править с избранными (см. Апок 20:6). 7. Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его» « «все воинство» [букв. «сила»] «их» (Пс 32:6). Эти небеса — семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: «И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия» (Ис 11:2—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Примечания: 2. Климент Александрийский, Строматы, VI, 7,61. 3. Дионисий Ареопагит, Послание 10//Сочинения, Спб. (издательство Олега Абышко), 2002, стр.854 (р.п., там же, стр.855). 4. Прем.7:30; 8:2. 5. Одним из ключевых в богословии св. Максима является понятие " логосов " , точного соответствия которому нет в русском языке. Дореволюционный исследователь богословия преподобного отца С.Л. Епифанович разъясняет, что " В отношении к Богу логосы это божественные идеи или хотения; в отношении ко всякой вещи ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее определение, закон; в отношении к деятельности ее смысл, цель, намерение, план, правило. Как предмет нашего познания, логосы являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, созерцания, истины " ( " Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие " , М., " Мартис " , 1996, стр. 65, Примечание 1). Все логосы превечно содержатся в Логосе Слове Божием как Его энергии, посредством которых все бытие причастно Богу. Логосы промысла суть божественный замысел о мipe в целом и каждом творении в отдельности, каким оно должно быть согласно воле Творца; логосы суда оценка Богом того, как творение реализовало этот божественный план своего бытия. Существуя вне времени в Боге, они являются началом и концом временного бытия, одни предшествуя его возникновению, а другие следуя за его прекращением, и являя Логоса одни Творцом, без Негоже ничтоже бысть, еже бысть (Ио.1:3), а другие Судией, Которому Отец весь суд предаде (Ио.5:22). 6. Быт.1:27; 5:1. 7. Григорий Богослов, Слово 38, 11 (р.п. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского., т.1, Спб., издательство П.П. Сойкина, стр.527) 8. Там же. 9. Еф.3:11, ср. Рим.8:28. 10. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 7, там же, стр.102 (р.п. стр.103). 11. 1Кор.12:3. 12. Пс.105:2, ср. Мк.7:37. 13. Ис.35:6, Мк.7:32. 14. Пс.105:2. 15. Ис.35:5, Мк.7:32. 16. Ио.16:33. 17. Ио.14:22. 18. Дионисий Ареопагит, Послание 10, стр.854 (р.п., там же, стр.855).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

4 . Ранним утром предстает псалмопевец пред Господом, т. е. является пред святилище Его (ср. ст. 8 и 2Ц.7:18; Числ.5:16; 16:16–17 ; Лев.17:5 и др.), для принесения своей молитвы, как в это же время священники являлись для принесения утренней жертвы и совершения каждения ( Исх.29:89–41; 30:7 ; Лев. 6:12 ), умоляет Его, чтобы и Он, также рано, т. е. вслед за принесением молитвы, услышал его, и с пламенным желанием и надеждою на милость своего Царя и Бога простирает к Нему взор свой ( Мих.7:7 ; Авв. 2:1 ; ср. Пс.122:1–2 ). В слав. Псалтири окончание стиха читается не в 1-м лице, в отношении к псалмопевцу, а во 2-м, в отношении к Богу: узриши м (=Комплют. и Альд. изд.; Алекс. сп.), т. е. Ты, Господи, «заметишь меня, приближающегося к Тебе» с молитвою (Зигабен) или «примешь мой моления» (Феодорит). Первоначальным чтением перевода 70 толк. было, вероятно, чтение Ват. и Спи. кодексов и св. Афанасия Александра πψομαι – узрю (=евр., халд., сир., вульг.), как переводилось в древне-слав. псалтирях Севастьяновского собрания, Докт. Скорины и в Сербской (см. Др: Сл. Псалтирь Амфилохия), или правильнее: буду взирать, в ожидании исполнения молитвы. к бгъ не хотй ты не приселитс къ теб лкавнй, ниж пребдтъ беззакнницы пред чима твоима: возненавидлъ вс длающы 6. нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. з. погбиши вс глаголющы лж: мжа кровей и льстива гншаетс Гдь. 7. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. 5–7. Надежда псалмопевца основывается на его убеждении в святости и правосудии Божием. Господу Богу не может быть угодно нечестие или развращение (=халд. сирск.ср. Пс.1:1 ; в слав. русск. беззаконие); не найдёт себе у него приюта и покровительства не приселитс, не водворится) человек злой (= лкавнй); не устоят пред очами Его, т. е. не найдут себе благоволения и будут отвергнуты с своими суетными молитвами (ср. Пс.33:16–17; 30:23 ; Лк. 18:9–14 ) люди тщеславные (=сирск.; гр.-слав.: беззаконницы , русск.: нечестивые); Он отвращается (букв.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пс.17:4 Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. В этих словах пророк высказывает твердую надежду, что и впредь Господь не оставит его Своею помощью против врагов. Я, говорит, буду хвалить и призывать на помощь достопоклоняемого Господа и, при Его помощи, спасусь от врагов моих. Пс.17:5–6 Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. Болезни смертныя, т.е. сильные болезни или скорби душевные, приводящие к смерти; потоками беззакония называет насильственные стремления врагов, или козни людей беззаконных, которые, подобно водному потоку или ручью, устремились на Давида, окружили и навели страх на него. Болезни адовы – то же, что и болезни смертные – означают опасности, угрожавшие смертью, которая до пришествия Христова на землю всех людей низводила во ад. Предвариша мя сети смертныя – под сетями разумеются засады от врагов, – значит и это последнее выражение указывает на множество опасностей и страшных нападений, которыми со всех сторон окружен был Давид. Пс.17:7 И внегда скорбети ми, призвах Господа и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Такими бедствиями, говорит Давид, я погружен был в великую скорбь, и во время этой скорби я призвал в молитве Господа и к Богу моему воззвал; Он из чертога Своего (от храма святаго Своего) услышал голос мой, и вопль мой к Нему дошел до ушей Его. «К Богу моему воззвал я», – так говорит только глубокая вера и искренняя любовь, какими проникнута была душа псалмопевца. Под храмом разумеется здесь не святилище, или скиния, а небо, которое есть нерукотворенный храм Божий ( Деян.7:48–49 ). Под именем вопля выражается не сила голоса, а сильное и горячее движение сердца молящегося пророка. Пс.17:8 И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Отселе начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое. Но по тому самому, что оно высокопоэтическое, что под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое, и не должно быть понимаемо буквально до слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Конечно, желая спасения нам, Иоанн Богослов, говорит: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). И это та же заповедь, что и Господь сказал: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, не может Мой быти ученик. И всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк.14:26, 33 ). О таких, которые не хотят последовать Господу, пророк Давид говорил: ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? – совершенною ненавистью возненавидех их, во врази быша ми ( Пс.138:21, 22 ). И давал еще пред Господом такой обет: не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать; говорящий ложь не останется пред глазами моими ( Пс.100:3–7 ). Это делать и Господь заповедует нам, когда велит отсекать руку и ногу, или вырвать правый глаз, если ведут они к соблазну, отвращают ум и сердце от Бога (Ср. Мк.9:43–48 ). Также и апостол Павел пишет: повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися от всякого брата, бесчинно ходяща ( 2Фес.3:6 ). Аще некий брат именуем будет блудник или лихоимец (сребролюбец), или досадитель (злоречивый), или хищник, или пьяница; с таковым даже не есть вместе ( 1Кор.5:11 ). Изыдите от среды их и отлучитеся, – говорит Господь, – и Аз прииму вы ( 2Кор.6:17 ). Когда послушные признанию Господню начинают оказывать ненависть в миру, пренебрежение всего земного; тогда первые появляются враги человеку домашние его ( Мф.10:36 ). И вот тогда видит человек, как сбывается слово апостола: все, хотящие благочестиво жить о Христе Иисусе, гонимы будут ( 2Тим.3:12 ); и также слово Господне, сказанное апостолам: вот Я посылаю вас, как овец среди волков; и будете ненавидимы всеми ( Мф.10:16, 22 ). Но это для спасаемых служит знаком Божия благословения к ним; ибо Господь говорит: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас, потому и ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:19, 20 ). И блаженны изгнанные правды ради; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф.5:10 ). Значит, унывать им нечего. Один из таких изгнанников взывал: се, удалихся, бегая, и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя ( Пс.54:8 ). И действительно, кто усердно возжелает спастись, тот нисколько не возлюбит благ мира сего, не позаботится ни об имении своем, ни о родных своих; но, презрев все земное, неленостно последует Господу, возводя взор свой на Небо и ожидая оттуда помощи. 82 К сему вот беспечальному житию и тихому для души пристанищу призывая, Господь говорит нам: упразднитеся, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Приидите ко Мне... и Я вас упокою. Возьмите иго Мое на себя... ибо иго Мое благо ( Мф.11628–30 ), и вы, неся его, обрящете покой душам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Особенно высокое значение и широкое развитие еврейская музыка и пение получают со времени пророка Самуила и преимущественно в школах пророческих. Музыка была необходимою принадлежностью учеников пророческих, то есть лиц не посвященных на служение храму, притом юношей. Существовали и другие народные хоры мужчин и женщин ( 1Цар.18:7 ) 5 . Затем Царепророк Давид развил храмовую еврейскую музыку до замечательного для его времени совершенства. Сам он был не только сочинителем псалмов для пения 6 , но и великим составителем напевов и музыкантом, имя которого доселе с благоговением произносится восточными музыкантами. Сам он назначал начальникам хора способ исполнения своих псалмов и напевов, сам даже приготовлял музыкальные инструменты 7 . Но он в своих псалмах часто приглашает петь Богу Иегове и всех людей: Пойте, говорил он, Богу нашему, пойте пойте цареви нашему, пойте ( Пс.46:7 ). И опять: Воскликните Господеви вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте ( Пс.97:4 ). И еще: Хвалите Бога во святых Его… Всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс.150:1,6 ). Со времени Давида, вместе с пением входит в состав и музыка, которая и поддерживается во весь период царей до плена Вавилонского. Соломон поддерживал псалмопение на той же степени высоты (2 Паралип. 8, 14–15), на которой оно было при Давиде, и сам составил многочисленные песни ( 3Цар.4:32 ). Хоры левитов упоминаются при царях: Иосафате, Езекии и Иосии (2Паралип.20:19, 28; 29, 25–30; 35, 15). Кроме упомянутых вождей и царей Израиля в составлении церковных песнопений принимали участие и некоторые первосвященники, например Симон, Иоханан и другие 8 . При участии и под покровительством этих и других высокопоставленных гражданских и духовных лиц богослужебная музыка и пение у евреев с одной стороны снабжена была богатыми звуками и материальными средствами, а с другой — стали почетным занятием и приобрели широкое развитие как в храме, так и вне храма — в общенародных религиозных процессиях и в быту домашнем. Всех певцов и музыкантов во времена Давида считалось до 4,000, при 288 начальниках. Они разделены были на 24 череды, сменяющиеся для служения при храме еженедельно; в торжественных же случаях в богослужениях участвовали все певцы и музыканты, при чем разделялись на три больших хора, под управлением Емафа, Идифума и Асафа. О почетности занятия этими искусствами можно судить потому, что имя начальника хора Емафа находится в числе имен четырех мудрецов, уступающих в мудрости разве только Соломону ( 3Цар.4:31 ), что хор Асафа пел в храме близ царя (1Паралип.25:2), что в числе певцов упоминаются и сыны известного в истории евреев Корея (1Парал.15:2; 2Парал.5:11–14), наконец, что в Библии сохранены даже имена потомков главных певцов и начальников хоров.

http://azbyka.ru/o-vsesoslovnom-uchastii...

Верные сравнивают здесь врагов со львами для означения лютости их, каковую оказали они в самом святилище Божием, которое положено здесь вместо храма, и притом в множественном числе для того, что разделено было на три части, как сказали мы инде. Следующия слова: положиша знамена своя во знамения – относятся к безчестию Бога: понеже враги, поставя свои знамена во храме, как бы торжествовали над Самим Богом, надменно ругаяся Ему. Некоторые толковники слова сии относят к волшебным гаданиям, как свидетельствует Иезекииль о Навуходоносоре, который много полагался на своих чародеев ( Иез. 21:21 ): но сие мнение не основательно. Первый смысл гораздо лучше приличествует месту сему; ибо кто читал историю о Святой земле, тот знает, что храм был особенным знамением как богослужения, так и присутствия Божия у Иудеев. Бог, как бы простерши некия знамена, содержал под владычеством Своим народ оный. Сим священным знамениям, которыя отличали Божий народ от язычников, Пророк противополагает здесь скверныя знамена, внесенныя во храм врагами; и потому повторяя имя знамений, увеличивает недостойный поступок их: ибо испровергши знаки благочестия, на место их поставили свои трофеи, или как инде сказано, внесли мерзость запустения ( Мф. 24:15 ). По переводу седмидесяти Толковников, ненавидящии Бога не кто иные суть, как те же враги Божии, опустошившие храм в то самое время, когда в честь Бога отправлялись в нем торжественные праздники. Глаголы, восхвалишася, и не познаша, означают, что враги не токмо не помыслили о том, что сделали, осквернив храм всемогущаго Бога, но еще и возгордилися тем, и как львы, по уловлении добычи, возрычали. Пс.73:5 . яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша Пс.73:6 . двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Пс.73:7 . Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего. Пс.73:8 . Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. Верные продолжают описывать злодеяния, учиненныя врагами во Иерусалиме, и говорят, что они не иначе поступили с ним, как грабители и разбойники.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Не случайно для описания зачатия и рождения Христа Мария ассоциируется с храмом Божиим. Храм – это самое святое место на земле. Здесь учат заповедям Божиим, устами тысяч людей возносится Богу хвала. Здесь совершается жертва за мир во всем мире, священникам сослужат ангелы, незримо присутствует Святой Дух и осеняет верующих слава Божия, вознося сердца от земли на небо. «Одного просил я у Господа, – восклицал молодой царь Давид, – того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26: 4). Псалтирь Давида постоянно говорит о том, что Господь особым образом присутствует во святом храме (см.: Пс. 10: 4), в храме все возвещает о славе Его (см.: Пс. 28: 9), и поэтому храм должен быть благолепным (см.: Пс. 28: 2). Мы, дорогие братья и сестры, стоим на пороге великого события для нашей обители. Наш монастырь именован в честь одной из икон Матери Божией. Под Ее покровом мы начинаем строить новый храм. Новый собор будет освящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских, на Крови, что на Лубянке. В нем будет воссылаться Богу хвала и прославляться имя Матери Божией. Мы надеемся, что новый храмовый комплекс станет также училищем духовного благочестия для юношества, при нем будет Музей российской истории, воскресная школа, детский хор, и, конечно, он должен стать особым местом для явления славы Божией. Нам бы очень хотелось, чтобы благолепие нового храма покоряло бы красотой народы. И как когда-то послы князя Владимира, новые нации воскликнули бы, что здесь мы, поистине, не знаем – на небе мы или на земле. Издревле на Руси строительство храма было общим, соборным делом. При этом важен был не только вклад каждого, кому дорого это место, но и соборная молитва, чтобы место под храм было намоленным. Если Богу будет угодно, несмотря на все писки зложелателей, новый храм Новомучеников всё равно будет построен. Со временем имена оппонентов канут в лету, а имена благотворителей будут записаны на небесах. Внести пожертвование на новый храм – это ведь не только возможность проявить себя как благотворитель, это возможность принять участие в общем свидетельстве о том, что история человечества от Рождества Христова продолжается вот уже более 2000 лет. И мы не просим вас о том, чтобы вносить на новый храм последнюю лепту, – пусть ваша жертва будет от усердия и только вам в радость. «По данной нам благодати, – писал апостол Павел, – мы имеем различные дарования… [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием» (Рим. 12: 6–8). Благотворительность должна быть с охотой, «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

http://pravoslavie.ru/66427.html

Пс.113:5 . Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Пс.113:6 . горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? Пророк вопрошает здесь море, Иордан и горы в том же разуме, в каком и выше приписал им страх и почтение к Богу. А сими фигуральными выражениями сильнее изобличает безчувствие людей, кои будучи одарены разумом, не хотят упражняться в разсматривании чудных дел Божиих. Самое воззрение на море, о котором беседует здесь Пророк, довольно служит к изобличению слепоты их: ибо море не могло само собою изсушиться, ниже река Иордан обратить течения своего вспять, ежели бы Бог сокровенным повелением Своим не понудил их к повиновению. Итак, хотя слово обращается здесь к морю, к горам и ко Иордану, но Пророк паче к нам беседует, дабы всяк из нас, входя в самого себя, прилежно на сем размышлении останавливался и ведал, что не можно такой перемены приписывать природе или естественным причинам, но что рука Божия очевидно действовала здесь. Подобие взято от овнов и агнцев, хотя, по-видимому, не соответствует великости вещи (ибо как на горах, некоторым образом, основана непоколебимость вселенныя, то есть ли нечто общее горам с овнами и агнцами, прыгающими туда и сюда?), но Пророк имел намерение самыми простыми словами изобразить, каким образом Бог являет невероятную силу Свою в самых безчувственных тварях. Таким образом, не уменьшает чуда, но простым выражения родом напечатлевает на грубых умах чудные признаки Божией силы. Пс.113:7 . От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: Пс.113:8 . обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Пробудив вопросом усыпленныя чувства людей, здесь присовокупляет ответ, чего ради море побегло, Иордан возвратился вспять, горы и холмы вострепетали, и говорит, что все сие произвела Божия сила, которая не токмо море обратила в бегство и потрясла землю, но и, что удивительнее, одну стихию превратила в другую; ибо кремнистую и твердую гору обратила в мягкия и быстротекущия воды. Сие чудо дважды соделал Бог в пустыне по переходе Израильскаго народа через море. А сим образом Пророк напоминает, что Божия сила, по исходе Израиля из Египта, не в один токмо день явилася, но чрез все продолжение времени и в других делах безпрестанно видима была. Имя Бога Иаковля с намерением присовокупляет, дабы удалить от Израиля всех ложных богов. Ибо как Израильтяне весьма склонны были к идолопоклонству, сего ради боялся, дабы не поставили идолов на место истиннаго Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010