Подобно этому говорят другие пророки: а я исполнен силы Духа Господня (Мих.3:8); я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Амос.7:14), а потом: и избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец (Пс.77:70). Подобно этому говорится и здесь: Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего . Языком он называет пророчества, и призывает к суду тех, которые слушали их с скорбным духом, чтобы они не думали, что это слова человеческой мудрости, но поистине слова Господни. Каждое утро Он пробуждает , говорит, ухо Мое, чтобы Я слушал . Таким образом он показывает свое желание и многочисленные дары Божии. Господь Бог открыл Мне ухо , говорит, и Я не воспротивился, не отступил назад , — показывая, что от Него происходит научение и премудрость. Справедливо говорится: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся , так как эти слова не могут быть слышимы человеческими ушами, если уши не будут прежде приноровлены для таковых слов. Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого. И Я не воспротивился, не отступил назад . Видишь ли, он показывает здесь свободу и свободное изволение. Не воспротивился , — показывая, что он может и противиться, подобно тому, как противился Иеремия, который говорит: было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих (Иер.20:9), показывая, что он говорит не от себя, но что это было проро­чество. 6-11. Я предал хребет Мой биющим . Акила говорит: нанося­щим раны; а другие: биющим. И ланиты Мои поражающим . Дру­гие говорят: грабителям. Смотри, каково было Его послушание: не воспротивился , говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыно­симо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму. Да и каким образом он мог говорить что-либо по своему уму, когда его постигло столько наказаний? Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Признак апостольских Преданий а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6 . б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9 . в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь , ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10 ; Еф.2:20 . Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7 . В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания Лк.1:2–4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 ; 2Тим.1:13:2:2 , иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2 . Деян.1:1–2 . «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала. До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал». Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2 , а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25 . Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24 ; 1Тим.4:14 ; Тит.1:5 . Деян.13:46 . «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Проведенная в таком духе и направлении жизнь их в пустыне, названная пророком суетною, скоро прошла, исчезла как дым: изчезоша в суете дние их. И хотя такая жизнь продолжалась в течение сорока лет, но согласно проведенному определению о них Божию (Числ. 14:23, 29-30), эти лета их изчезоша со тщанием, т.е. быстро, по переводу с еврейского – «в смятении». Пс.77:34-37 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть: и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в Завете Его.    В этих стихах пророк изображает лицемерное отношение израильтян к Богу, во время сорокалетнего странствования их по пустыне. Как добрый отец проводит за руку малых детей своих чрез неизвестные и опасные места, так Господь Бог вел израильтян в обетованную землю, чрез суровую и бесплодную пустыню. На этом пути их. Господь Бог являл им различные благодеяния и скорую своевременную помощь, а они, вместо благодарности, выражали недовольство и ропот. Он творил многие и различные чудеса для них, а они не признавали в этих чудесах силы Божией и не веровали словам Его. А когда подвергал их, за такое упорство в неверии и нечестии, жестоким наказаниям, даже смерти, егда убиваше их (ст. 31), они искали Его, обращались к Нему с молитвою и с раннего утра (утренневаху) прибегали к Богу; они вспоминали тогда, что Бог – прибежище им и таинственный помощник во всех нуждах их, что Бог Всевышний есть их избавитель от всяких бед. Но все это было только минутным выражением сознания силы Божией, а не искренним обращением к Богу: они льстили Ему устами своими, только на словах выражая любовь (возлюбиша Его) к Нему, и языком своим лгали Ему. Они поступали так же, как и современные Исайи потомки их, которых от лица Божия сей пророк обличает в таких словах: «Этот народ приближается ко мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Псалом 118, самый длинный во всем собрании, состоит, согласно числу букв евр. алфавита, из 22 восьмистиший. Он восхваляет величие закона и путь к спасению, к-рый он открывает для праведника. Каждый стих этого псалма является апологией З. М., к-рый обозначается одним из 8 слов: «слово» (2 варианта,  и  ), «путь» (  ), «законы» (  ), «суды» (  ), «наставления» (  ), «свидетельства» (  ), «заповеди» (  ). Основной тон псалма, как и других, уже упомянутых,- радость и утешение, даруемые исполнением закона (ср.: Пс 118. 16, 24, 70, 77, 92 и др.). Книги Ездры, Неемии и Паралипоменон В повествовании Хрониста сохранение З. М. - это задача левитов, к-рые «учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи» (2 Пар 17. 9; 34. 13), и исполняли свое основное служение в храме, где «наблюдали над всеми работниками при каждой работе; из левитов же [были и] писцы, и надзиратели, и привратники» (2 Пар 34. 13). В круг обязанностей священников входило также судить тех, кто преступили закон. Иудейский царь Иосафат призывает священников «во всяком деле спорном… о кровопролитии ли, или о законе, заповеди, уставах и обрядах» судить народ, «чтобы они не провинились пред Господом…» (2 Пар 19. 10). Роль З. М. в богослужении по-прежнему основная. Согласно 1 Пар 16. 40, еще царь Давид поставил священников служить перед ковчегом завета «для возношения всесожжения Господу на жертвеннике всесожжений постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю» (ср.: 2 Пар 23. 18; 30. 16; 35. 12). Кроме того, З. М. рассматривается как ключ к пониманию истории, в к-рой Израиль получает милости от Бога, пока соблюдает предписания З. М. о чистоте и святости, и лишается надежды на спасение, когда преступает их (см. разд. о богословии книг Паралипоменон ). Свящ. Ездра как «учитель (  ) закона Бога небесного» (для обозначения закона используется персид. слово  ) послан персид. царем Артаксерксом I (или II? - см. ст. Ездра ) в Иерусалим, «чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей», т. е. чтобы там провести расследование положения дел в Иудее на основании закона (1 Езд 7. 14). Кроме того, как сказано в 1 Езд 7. 25-26, целью миссии Ездры было также поставить «правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою - всех знающих законы Бога твоего». Тех, кто не знали закон, нужно было научить ему, а кто «не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд».

http://pravenc.ru/text/182513.html

Следовательно, ясно, что речь идет у пророка о Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, такими, именно, чертами изображаемом у евангелистов. Он спасет людей Своих, читаем в евангелии, от грехов их (Мф. 1:21); потому что будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). По дальнейшему изображению пророка Захарии, описываемая в его книге, чудная отрасль представляется камнем, который Иегова полагает перед первосвященником Иисусом для того, чтоб убедить его, что и Церковь ветхозаветная зиждется на той же Божественной отрасли, как краеугольном камне ее (см. Ис. 8:14; 28:16 ; сравн. Рим. 9:33; 10:11 ; 1Пет. 2:6–8 ; Пс. 117:22 ), а не на священстве Израилевом, которое само милуется только ради той же отрасли 77 . Этот драгоценный, крепко утвержденный Камень, имеет семь очей, через которые он наблюдает за целостью и неприкосновенностью Церкви Своей и под которыми, без всякого сомнения, разумеются те семь даров Св. Духа, которые, по изображению св. пророка Исаии, почиют на отрасли от усеченного древа Иессеева ( Ис. 11:1–2 ) с тем, чтобы составить потом основное жизненное начало Церкви 78 . Вот Я Сам вырезал, что надлежало вырезать на нем – этом дивном камне, говорит Иегова воинств. То есть, Иегова предоставит обетованной Им отрасли все средства к тому, чтобы ей исполнить цель, ради которой она ведется на землю. А цель эта состоит в том, чтобы через эту Божественную отрасль изгладить порок земли в один день 79 . Но, для достижения этой цели, действительно, нужно, чтобы как Отец имеет жизнь в Самом Себе: так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин. 5:26 ), да всякий, верующий в Него, не будет постыжден ( Рим. 9:33 ; сравн. Ис. 28:16; 8:14 ). Цель эта – не личная цель, обетованной Богом, отрасли, но от века предопределенная воля Иеговы о спасении рода человеческого; поэтому Спаситель и говорит о Себе: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Спасибо, отец Андрей, за интересную статью. Да, все беды начались тогда, когда Адам и Ева нарушили запрет Бога вкушать " от дерева познания добра и зла " . Бог абсолютно непричастен злу, но оно находится под Его неусыпным контролем, и Он часто использует его как Свое орудие (так,например, Бог послал на египтян " посольство злых ангелов " - Пс. 77,49). Источник зла, конечно, искуситель диавол,поэтому мы просим в молитве " Отче наш " избавить нас от лукавого. А если сами не прилагаем усилия, открываем двери своего сердца, падшего по природе, страстям и похотям, то оно вместо " храма Духа Святого " может стать троном антихриста.Такова реальность, и она слишком серьезна и страшна. Василий Великий пишет: " ...зло - состояние души, противное добродетели. Поэтому не ищи зла вовне, но... каждый пусть признает себя виновником собственного злонравия " . Выдающийся ученый- физик Альберт Эйнштейн заметил: " Настоящая проблема лежит в сердце и мыслях человека... Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает- это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки " . " Осеняющий херувим " из " печати совершенства " (Иез. 29,12)стал носителем зла, печатью проклятия в результате отпадения от Бога. Диавол- сын прелести, и он мастерски обольщает людей, уводя их за собой. С начала человеческой истории действует печать Каина- печать абсолютной бездуховности, полного отпадения от Бога. И все люди, не имеющие печати Божией на своих челах(Отк. 9,4),печати Духа Святого (естественно, духовной), будут также осуждены на вечные муки, как носители зла,независимо от своих мнимых добрых дел на пути прогресса земной цивилизации (каиниты). А что такое добро? Ответ есть: " О, человек! сказано тебе, что- добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим " (Мих. 6,8). Без Христа мы идем во тьме " по тонкому льду " , проваливающемся в бездну ада. " Я Свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни " (Ин. 8,12). " Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется " (Ин. 10, 9). " Придите ко Мне! " - умоляет, протягивая руки, Спаситель, не желающий, чтобы кого увлекло зло, чтобы кто погиб.Помилуй нас, Боже, помилуй нас! И еще: между природой и правдой- неправдой параллель нельзя провести, можно только применять как метафору. " Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса " (Отк. 14,12).

http://pravoslavie.ru/91500.html

Так и малое стадо Христово (Ин. 6, 32; Лк. 12, 32), войдя в мир, создаст обширное Царство Божие на земле, долженствующее объединить все человечество. «Не говори Мне: что можем сделать мы, двенадцать человек, вступив в среду такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, вмешанные во множество, не предадитесь бегству. Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукой, и не только прикасается, но даже смешивается с ней, так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение с врагами своими, тогда их и преодолеете» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 45). По свидетельству Евангелиста Марка, Иисус Христос таковыми многими притчами проповедывал им (то есть народу) слово; но не все притчи, сказанные им тогда, записаны Евангелистами. Евангелист Матфей, обращавший при написании своего Евангелия особенное внимание на исполнение Иисусом всех пророчеств о Мессии, говорит, что, поучая притчами, Иисус исполнил сказанное Богом через пророка Давида. Семьдесят седьмой псалом начинается так: Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче (Пс. 77, 1). Когда Иисус окончил притчи, приступили к Нему ученики и спросили: для чего притчами говоришь им? Потому говорю им притчами, — отвечает Христос, — что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. Они не слепы и не глухи, но, развращенные своими лжеучителями (книжниками и фарисеями), они почти потеряли способность понимать виденные ими знамения и слышанное ими учение. И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13, 14—15; Ис. 6, 9-10). Испорченность большинства этих людей так велика, что они умышленно становятся глухи к слову истины и закрывают глаза свои от великих знамений, как бы опасаясь, что в противном случае они, пожалуй, обратятся к Богу и будут спасены Им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Пс. 11 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35 11.  Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10 12.  При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139 13.  Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38 14 . Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7 15 . Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33 Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие чувствования верующего 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

I. Cabbaumckuй Часослов, Синай гр. 863 127 Часослов «по канону лавры Св. Саввы» " ( Ωρολογιον κατα τον κανονα τη» λαυρα» του αγου πατρο» ημν Σαβα): будничный Часослов для келейного употребления, по мнению М. Скабаллановича (Х. Матеос думает иначе). Схема содержания: a) Пс. 1–8 (без названия); b)  1-й час дня:   Слава, Отче наш, Приидите, «Нощь прешед, благодарю Тя Господи, день прошу без греха», Пс. 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100, 112 , Пс. 142: 1–2, 8–10, 10–12 с «Аллилуиа», (Христе) «Свете истиный» тропари на разные дни седмицы (без воскресенья), «Стопы моя», «Да исполнятся», Трисвятое, Верую, Отче наш; c) 3-й час: Пс. 16, 24, 42, 50, 142, 144, 150 ; Пс. 50:3–4, 11–12, 13–14 с «Аллилуиа»; «Господи, Иже Пресвятаго», тропари наподобие 1-го часа, Трисвятое; d) 6-й час: Пс. 53, 54, 68, 69, 90, 145 ; Пс. 55:2–4, 11–14 с «Аллилуиа»; тропари наподобие 3-го часа; e) 9-й час: Пс. 83, 84, 85 , Песнь 7-я ( Дан. 3:26–56 ), Пс. 22: 1–4, 4–6 ; тропари наподобие 6-го часа; f) На причащение ( ε» την μεταληψιν) (Обедница) (листы 75–77): «Помяни нас Господи», Блаженны, «Лик небесный,» Верую, Отче наш, Господи помилуй, Един Свят,  Пс. 33:9 : Вкусите и видите,  Пс. 33:2,3 , Молитва после причащения: «Причастился ( μετελαβον) Тела Твоего святого и вместе Крови Твоей честной во оставление всего, что согрешил Тебе, Едине человеколюбче». Молитва причащения: «Благодарим Тя, Господи Бже наш.» g) На вечер ( ε» τα εσπερινα)· Пс. 103, 119–123 , Слава,  Пс. 124–128 , Слава,  Пс. 129–133   Пс. 140, 141, 129, 116 , Свете тихий, Прокимны с «Аллилуиа» (воскресенье-пятница, без субботы) Сподоби, Господи, Ныне отпущаеши, Трисвятое. i) На 1-й час вечера ( οψε) (Великое повечерие): Приидите, «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию», Пс. 4, 12, 26 (рукопись прерывается). Рукопись – неполная, повечерие прерывается на шестопсалмии. Не хватает служб на полуночь и на утреннее бдение. Малые часы имеют неравное число псалмов: 1-й час имеет 8 псалмов, 3-й имеет 7, 6-й имеет 6, 9-й имеет 4; но если считать по листам рукописи, псалмодия всех часов одинаково длинная. Тропари – те же самые, что и современные постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

77 в суете. Псалмопевец употребляет здесь излюбленное слово автора книги Екклесиаста (напр., Еккл. 1,2 ). Этим словом описывается мир, лежащий вне Бога, мир, отягощенный проклятием грехопадения. Вне Бога у человека нет ничего и он живет в вечном страхе перед смертью и пустотой. 77 искали Его. В Книге Судей говорится о том, как Бог отдал израильтян за их грехи в руки врагов, после чего они покаялись и взмолили Его о помощи. Примечательно, что до пленения израильтяне обращались к Господу, главным образом, когда Он карал их, и забывали о Нем в периоды благоденствия. 77 они не были верны завету Его. См. ст. 10. Израильтяне часто впадали в идолопоклонство, тем самым нарушая верность завету с Господом. 77 Сколько раз они раздражали Его. См., напр., Чис. 11,14.16 . 77:44–51 Псалмопевец перечисляет казни, обрушенные Господом на Египет. 77 как овец. См. Пс. 76,21 . 77:54–64 Господь даровал евреям землю обетованную, но они скоро забыли Его. 77 прогнал от лица их народы. Т.е. хананейские племена, которых израильтяне побеждали силой Господа. Так, все битвы войны за Ханаан, по сути, подобны эпизоду взятия Иерихона ( Нав. 5,13 6,27). 77 искушали и огорчали Бога Всевышнего. Евреи преступали законы, данные им Богом, не только во время скитаний по пустыне, но и уже обосновавшись в земле обетованной (см. Суд. 2,10–15 ). 77 истуканами своими. Вершиной богоотступничества евреев было поклонение ложным божествам. Никто иной, как Иегова, вывел их из Египта и привел в землю обетованную, но, благополучно обосновавшись на новом месте, они обратились к другим богам. 77 жилище в Силоме. Обосновавшись в земле обетованной, евреи вскоре перенесли скинию в Силом ( Нав. 18,1 ) место приблизительно в тридцати километрах к северо-востоку от Иерусалима во владениях колена Ефремова. 77 отдал в плен крепость Свою. Бог покарал Израиль и его вождей, оставив израильтян в битве и позволив филистимлянам захватить ковчег завета (1 Цар., гл. 4; 5). 77:65–72 Бог отверг колено Ефремово и избрал колено Иудино, призвав Давида и сделав его царем Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010