Литургийные антифоны.     Первый:    1. «Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему» (Пс. 65:1-2).     Припев:    1. «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас».    2. «Голос грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс. 76:19).    3. «Ты, Господи, облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как одеждою». (Пс. 103:1-2).     Второй:    1. «Гора Сион, на северной стороне ее город великого царя» (Пс. 47:3).     Припев: «Спаси нас, Сын Божий, преобразившийся на горе, воспевающих Тебе: аллилуйя».    2. «И привел их в область Святую Свою, на эту гору, которую приобрела десница Его».    3. «Гору Сион, которую возлюбил и устроил, как небо, святилище Свое» (Пс. 77:54, 68-69).     Входное: «Господи, пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на Святую гору Твою» (Пс 42:3).    Прокимен на вечерне см. Крещение. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (за шесть дней до Пасхи)     Стихиры на «Господи воззвах», гл. 6:    1. «Сегодня собрала нас благодать Святого Духа; и мы все, взявши Крест Твой, Иисусе, воскликнем: благословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних».    2. «Имеющий престолом небо и подножием землю, Слово Бога Отца и Вечный с Ним Сын, Ты смиренно сегодня воссел на бессловесном молодом осле, пришедши в Вифанию. Поэтому еврейские дети, держа ветви в руках, восхваляли Тебя песнопением: «Осанна в вышних, благословен Грядущий Царь Израилев».    3. «Станем и мы, весь новый Израиль, Церковь, образовавшаяся из язычников, ныне взывать вместе с пророком Захариею: ликуй от радости, дочь Сиона; громко проповедуй, дочь Иерусалима, ибо вот Царь Твой, праведный и спасающий, восседший на молодом осле, сыне подъяремной, приходит к Тебе; празднуй и, подобно детям, возноси Ему хвалу, держа в руках ветви: «Осанна в вышних, благословен Грядущий Царь Израилев».    4. «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, и подошли к Нему ученики Его и сказали Ему: «Господи, где угодно Тебе, чтобы мы приготовили для Тебя Пасху?». Он же послал их: «Идите в селение, находящееся прямо пред вами, и встретите человека, несущего глиняный сосуд с водою; идите за ним и скажите хозяину дома: Учитель говорит — у тебя Я совершу Пасху с Моими учениками».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству — свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость   Называя Бога святым (αγιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях.    Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог -    а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Иоан. 1:5); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1:13); Он чист (1 Иоан. 3:3); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9).    б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание — аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; бб) в частности выражается, что святое имя Его, святое слово Его (Пс. 104:42), закон свят Его (Рим. 7:12), святая мышца Его (Пс. 97:1), свят путь Его (Пс. 76:14), святой престол Его (Пс. 46:9), подножие Его: -свято оно (Пс. 98:5), и что Он благ во всех делах Своих (Пс. 144:17); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3; срав. Апок. 15:4), и — гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1:15,16; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

74 . Убеждают тебя не выводить из предлога никакого различия и эти слова Павла: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдалисъ во имя Иисуса Христа и в Духе Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Как много еще примеров я мог бы здесь еще привести! Вот написано: Все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ), и в другом месте: Освященным во Христе Иисусе ( 1Кор.1:2 ), и снова: Чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ), и еще: Уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор. 11:3 ). 75 . Ηο что же я делаю? Благочестиво утверждая, что Писание одинаково говорит о Сыне и о Святом Духе, не выстраиваю ли я доказательства, что относящиеся к Духу предлоги, прилагаясь к Сыну, принижают Его достоинство? Противники не замедлят спросить: «Сказано ли где-нибудь так же о Боге Отце?» 76 . Пусть убедятся, что сказано: В Господе восхвалю я беседу и в Господе восхвалю я слово ( Пс. 55:5, 11 ), и в другом месте: В Боге мы покажем силу ( Пс. 59:14 ). И еще: В Тебе утверждение мое всегда ( Пс. 70:6 ), и еще: Возрадуемся во имя Твое ( Пс. 88:17 ), и вновь: Дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин. 3:21 ). И Павел говорит: В Боге, создавшем все ( Еф. 3:9 ), и еще: Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе ( 1Фес. 1:1 ). И в Евангелии Господь сказал: Я в Отце и Отец во Мне ( Ин. 14:10 ), и еще: Отец, пребывающий во Мне ( Ин. 14:10 ), также написано: Хвалящийся хвались в Господе ( 1Кор.1:31 ; 2Кор. 10:17 ), и в ином месте: И жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Неужели в последнем примере апостол делает Сына больше Отца, соединяя «со Христом» и «в Боге»? И неужели у нас больше благодати, чем у Духа, только потому, что мы можем быть со Христом, а Святой Дух не может? И неужели в желании Христа быть с нами: Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Ин. 17:24 ) – звучит отказ пребывать с Духом? Но написано: Объединились вы и мой Дух с силой Господа Иисуса ( 1Кор. 5:4 ). Разве мы, встречающиеся с силой Господа, можем сказать, что Господь Иисус не хочет встретиться с Духом, если Он не избегает даже встречи с нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

75. И еще о страданиях Христа говорит тот же пророк: Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом (Пс. 88: 39–46). И что Он претерпел все это, и что это должно было произойти по воле Отца, об этом Он возвестил открыто; ибо Он должен был, согласно с волею Отца, переносить страдания. 76. И пророк Захария говорит так: О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых (Зах. 13: 7). И это произошло, когда Он был схвачен иудеями; ибо все ученики оставили Его из страха, чтобы не умереть. Ибо они еще не веровали в Него твердо, пока не увидели Его воскресшим из мертвых. 77. Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: «И они связали его и привели его в дар царю». Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос, связанный, был приведен к нему, Пилат послал Его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом как предлогом, чтобы примириться с царем (см. Лк. 23: 7). 78. И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие во ад следующим образом: «И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое, чтобы спасти их». Здесь Он объясняет и причины Своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79. И опять о кресте Его Исаия говорит так: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65: 2). Ибо это – знамение креста. И еще яснее говорит Давид: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21: 17). И опять он говорит: Сердце сделалось, как воск, растаяло посреди моей внутренности (Пс. 21: 15). И опять он говорит: «Избавь меня от меча и пригвозди плоть мою, ибо сонмище злых выступило против меня» (см. Пс. 21: 21, 17). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит к народу следующим образом: И жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28: 66).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

75. И еще о страданиях Христа говорит тот же пророк: " Ты отринул и презрел нас, прогневался на помазанника Твоего; Ты разорил завет раба моего; Ты поверг на землю святыню его; Ты разрушил ограды его и привел в трепет крепости его. Расхищают его все проходящие путем, он сделался посмешищем для соседей своих. Ты возвысил десницу притеснителей его; Ты допустнл его врагов радоваться о нем. Ты обратил назад помощь меча его и не укрепил его на брани. Ты положил конец чистоте его и престол его поверг на землю. Ты сократил дни времени его и покрыл его стыдом " (Пс. 39 - 46). И что Он претерпел все это и что это должно было произойти по воле Отца, об этом Он возвестил открыто; ибо Он должен был, согласно с волею Отца, переносить страдания. 76. И Захария говорит так: " Меч, поднимись на пастыря моего и на мужа, соучастника моего; порази пастыря, да рассеются овцы " (Зах. X, 7). И это произошло, когда Он был схвачен иудеями; ибо все ученики оставили Его из страха. чтобы не умереть. Ибо они еще не веровали в Него твердо, пока не увидели Его воскресшим из мертвых. 77. Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: " И они связали его и привели его в дар царю " . Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос связанный был приведен к нему, Пилат послал его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом, как предлогом, чтобы примириться с царем (ср. Лк XXIII , 7 сл.). 78. И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие во ад следующим образом: " И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое,. чтобы спасти их " . Здесь Он объясняет и причины своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79. И опять о кресте Его Исаия говорит так: " Целый день Я простирал руки Мои к неразумному и непокорному народу " (Иса. LXV, 2). Ибо это - знамение креста. И еще яснее говорит Давид: " Псы окружили меня, скопище злых обступило меня; пронзили мои руки и ноги " (Пс. 17). И опять он говорит: " Сердце мое, как воск, растаяло во внутренности моей и рассыпались кости мои " (Пс. 15). И опять он говорит: " Избавь меня от меча и пригвозди плоть мою, ибо сонмище злых выступило против меня " (Пс. 21, 17). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит тоже к народу следующим образом: " И жизнь твоя будет висеть пред твоими глазами и будешь трепетать днем и ночью и не будешь уверен в жизни твоей " (Втор XVIII, 66).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

   4. «Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает во век» (Пс. 110:1-3).     Второй:    1. «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его».    Припев: «Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы, поющих Тебе: аллилуйя».    2. «Сильно будет на земле семя его, род правых благословится».    3. «Обилие и богатство в доме Его и правда Его пребывает во век».    4. «Во тьме восходит свет правым; он благ и милосерд и праведен» (Пс. 111:1-4).     Входное: «Из чрева прежде денницы, подобно росе, рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека» (Пс. 109:3-4).     Прокимен на вечерни, гл. 7.: «Кто Бог так великий, как Бог наш, Ты один Бог, творящий чудеса».     Стихи:    1. «Ты явил могущество Свое среди народов; Ты избавил мышцею народ Твой».    2. «И сказал я: вот мое горе — изменение десницы Всевышнего».    3. «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Пс. 76:11-16). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2 февраля).     Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1:    1. «Поведай, Симеон, Кого ты носишь на руках в храме с такой радостью? К Кому ты взываешь и говоришь: теперь я свободен и могу умереть, ибо видел моего Спасителя; Он, от Девы родившийся; Он есть Бог Слово — от Бога, воплотившийся для нас и спасший человека; Ему поклонимся».    2. «Симеон, возьми Законодателя, ставшего Младенцем и повинующегося закону, Которого Моисей провидел на Синае во мраке. Этот Младенец есть Законодатель; о Нем пророки предсказывали; Он для нас воплотился и спас человека; Ему поклонимся».    3. «Пойдем и мы встретим Христа божественными песнопениями и примем Того, Которого спасение видел Симеон: Он есть предвозвещенный Давидом; Он есть устами пророков говоривший; Он для нас воплотился и Он есть Законодатель; Ему поклонимся».     Слава и ныне, гл. 6: «Ныне пусть будут открыты небесные врата, ибо Безначальное Слово Отца, принявши начало во времени, не переставая быть Богом, добровольно приносится Матерью в законный храм, как сорокодневный младенец. Старец принимает Его на руки, взывая: «Владыка, отпусти раба Своего, ибо очи мои увидели спасение Твое». Господи, пришедший в мир спасти человеческий род, слава Тебе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исх.14:21 .  И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. Вслед за отделением евреев от египтян божественной силой, знаком чего было простертие руки Моисея с жезлом, совершается разделение морских вод. По еврейскому тексту оно производится при посредстве восточного ветра, а по греческому – южного. Подобное разногласие объясняется следующим образом. По свидетельству путешественников, на Суэцком перешейке ветер дует в северо-восточном и юго-восточном направлении. И так как в еврейском языке имеются имена только для четырех сторон, то естественно, что один и тот же ветер – юго-восточный мог быть назван и южным, и восточным. Далее, произведенное ветром действие обозначается в оригинальном тексте глаголом «бака», что значит «распарывать», «раскалывать», «расщеплять». Водная масса, следовательно, не просто разгоняется ветром, а раскалывается, разделяется им на две части, прямое указание на что и содержится в словах Исх.14:22 : «воды были им стеною по правую сторону и левую» ( Пс. 73:13, 77:13, 135:13 , Неем. 9:11 , Ис. 63:12 , 1Кор. 10:1 ) 11 . Исх.14:22 .  И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Исх.14:23 .  Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. Исх.14:24 .  И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; С наступлением утра, в «утреннюю стражу», настал последний, третий момент чуда, отмеченный словами: «воззрел Господь на стан Египтян из столпа облачного и огненного». Принятое вавилонянами и ассириянами деление дня и ночи на стражи существовало и у евреев ( 1Цар. 11:11 , Плач. 2:19 ); утренняя стража, по нашему счислению, – время от 2 до 6 часов утра. Божественное действие, приведшее египтян в замешательство и обозначенное словом «воззрел», передается в еврейском тексте глаголом вайашкев от «шакав», – буквально: «наклонился с тем, чтобы посмотреть». Судя по Пс. 143:3 и Ам. 9:4 , данное выражение указывает на движение воли Божьей, обращенной на врагов Израиля. Но внешнее действие «воззрения» – замешательство египтян дает право думать, что и причина его – «воззрение» сказалась чем-либо видимым. И действительно, Пс. 76:17–19 , понимает его в смысле жестокой, громовой бури, разразившейся над египтянами. «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и трепетали. Из туч лились воды, облака издавали глас, и стрелы Твои расходились» ( Пс.76:17–18, 17:28 ). Равным образом, и по словам Иосифа Флавия, Господь поразил египтян громовыми ударами с сверкающими молниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это те чудеса, которые Бог положил на земле, и тот же пророк призывает все народы к удивлению им, говоря: придите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем (Пс 45, 9, 10). Какое чудо может быть больше, как в самое короткое время из хищных мытарей сделаться апостолами, из жестоких гонителей самыми терпеливыми проповедниками Евангелия, так что ту самую веру, которую преследовали, потом распространяли даже пролитием своей крови? Это те дела Божии, о которых Сын Божий свидетельствует, что Он ежедневно вместе с Отцом делает, говоря: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5, 17). Об этих делах Божиих блаженный Давид, воспевая в духе, говорит: благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса (Пс 71, 18). О них и пророк Амос говорит: смертную тень претворяет в утро, а день делает темным, как ночь (Ам 5, 8). Это именно есть изменение десницы Всевышнего (Пс 76, 11). Об этом спасительном делании Божием пророк молит Господа: утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! (Пс 67, 29). Я уже не говорю о тех тайных, сокровенных действиях Божиих, которые дух всех святых каждую минуту видит совершающимися внутри себя особенным образом, о том небесном излиянии духовного веселья, вследствие которого унылый дух живостью нечаянной радости возвышается к тем неведомым восторгам сердца, к неизреченным, неслыханным утешениям радости, коими мы, иногда цепенеющие в унылой бесчувственности, как бы от глубокого сна возбуждаемся к пламеннейшей молитве. Это есть та радость, о которой 484//говорится: того не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2, 9), о которой блаженный апостол говорит тому, кто расслаблен земными пороками, привязан к человеческим страстям и не видит ничего из этих даров Божиих. Наконец, тот же апостол как о себе, так и о подобных ему, вышедших уже из сожительства человеческого, прибавил: а нам Бог открыл это Духом Своим (Там же, 10). глава 13 Одни испытавшие знают сладость целомудрия Итак, во всем этом, насколько дух возвысится в чистоте, настолько же возвышеннее будет созерцать Бога, и будет возрастать в нем больше удивление в самом себе, нежели раскрываться способность высказаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

    Вторник, гл. 8: «Голос мой к Богу, и я буду взывать. Голос мой к Богу и Он услышит меня».     Стихи:    1. «В день скорби моей ищу Господа».    2. «Душа моя отказывается от утешения».    3. «Боже, свят путь Твой» (Пс. 76:2-3, 14).    В среду, гл. 7: «Услышь, Боже, молитву мою, и не скрывайся от моления моего».     Стихи:    1. «Внемли мне и услышь меня».    2. «Ибо они взводят на меня беззакония».    3. «Я же воззову к Богу и Господь спасет меня вечером и утром и в полдень» (Пс. 54:2-4, 17-18).    В четверг, гл.7: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя; Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой».     Стихи:    1. «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю».    2. «Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь».    3. «Он услышал от святого чертога Своего голос мой» (Пс. 17:2-4, 7).    В пятницу см. первое вокресенье Великого Поста. НЕДЕЛЯ ФОМИНА.     Стихиры на " Господи воззвах», гл. 1:    1. «При запертых дверях к собравшимся ученикам неожиданно пришел Ты, всесильный Иисусе, Боже наш, и ставши посреди них, преподал мир и исполнил Духа Святого, но повелел ждать и никак не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. Поэтому мы восклицаем Тебе: просвещение, воскресение и мир наш, слава Тебе».    2. гл. 2: «Когда двери были заперты, Иисус, ставши пред учениками, бесстрашие и мир им подавая, говорит Фоме: «Почему не веришь Мне, что Я воскрес из мертвых? Подай сюда свою руку и вложи в ребра Мои и смотри, ибо, когда ты был неверующим, все научились страдания и воскресение Мое прославлять с тобою». Господь мой и Бог мой, слава Тебе».     Слава и ныне, гл. 6: «При запертых дверях Ты, Христе, пришел к ученикам. По особенной воле Божией Фомы тогда не было с ними, ибо он говорил: «Не поверю, если и я не увижу Владыки; увижу ребро, из которого истекла кровь, вода, крещение; увижу рану, которою уврачевана великая язва человечества; увижу, как Он был не дух, а плоть и кости». Слава Тебе, Господи, победивший смерть и уверивший Фому».     Стихира на литии, гл. 4: «Господи, с невыносимым светом Твоего Божества Ты пришел при запертых дверях и, ставши посреди учеников, обнажил ребро, показывая язвы на руках и ногах, рассеивая скорбь и печаль, ясно возгласил: «Друзья, вы видите Меня во плоти, а не носящим только природу духа». Сомневающемуся же ученику Ты повелел благоговейно осязать, сказавши ему: «Иди сюда, все исследуй и впредь не сомневайся». Фома же, своею рукою ощущая Твое двоякое естество со страхом, и твердою верою побуждаемый восклицал: «Господь мой и Бог мой, слава».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(1). Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя: потому что молящемуся великим пособием для того, чтобы ему быть услышанным, действительно служит смиренномудрие. Яко нищ и убог есмь аз. Начало молитвы смиренномудры. Ибо Давид и Езекия, оба, стяжав богатство праведности, не взирали на него, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ее. Сказанное же: приклони Господи ухо Твое - взято в переносном смысле с больного, который по немощи не может говорить громко и убеждает врача приклонить слух к устам его. (2). Сохрани душу мою, яко преподобен есмь. Просить услышать его за преуспеяние в добрых делах. Спаси раба Твоего Боже мой, уповающего на Тя. Поскольку наименовал себя преподобным; то снова возвращается к смиренной речи, причисляя себя к рабам Божиим и свидетельствуя, что в едином Боге имеет надежду спасения. (3). Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову. Слово это научает нас, что желающему принять от Бога что-либо благое должно непрестанно пребывать в молитве. (5). Яко Ты, Господи, благ и кроток. Притекающих к Богу учит не унывать, если Господь и медлит нисколько времени исполнением просимого; потому что непременно услышит их, как благой и пребогатый милостью. (8). Несть подобен Тебе в бозех. Господи. Богами называет святых Пророков, к которым было Боже слово. Говорит же, что никто из Пророков не мог избавить людей от греха, кроме единого Господа, по сказанному в другом месте: не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе нас (Иса. 63, 9). (11). Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит житие согласное с Законом. А таковая жизнь есть матерь веселья. Поэтому, Пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом. Так и в другом месте говорит он: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104, 3), и еще: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4). (12). Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим. Молитву переменив вдруг в исповедание того, что избавлен (13) от ада, объясняет причину, по которой грешил, и именно козни многих, и притом (14) державных, давая этим разуметь невидимые силы, которые не предложиша Бога пред собою. Но Ты, говорит, Господи, сотворил со мною милость, какой не ожидали они, по человеколюбию Твоему избавив душу мою от ада преисподнейшего. Говорит же это Христос, когда предсташа царие земстии и князи собрашася на Него вкупе (Пс. 2, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010