И если бесчинствовать перед царем и низшим властелином или перед честным человеком или опасаемся, или стыдимся, то насколько больше опасаться должно то бесчиние показывать перед величеством Божиим, ибо Он везде есть и на всякие наши дела смотрит. И если защищаем честь монарха нашего, отца и господина нашего, тем более честь и славу Бога Вседержителя, Царя царей и Господа господствующих, защищать и хранить должно. Всякий человек, как ни велик, почти ничто перед Богом, и слава и честь его ничто перед честью и славой Божией. Словом, Бога более всего создания и себя самого, и всякого имени именуемого, любить, почитать, слушать и благодарить сама совесть научает и убеждает нас. И если человек не воздавал должного Богу, и познает перед Ним этот свой грех и свое ничтожество, то не может не сокрушаться сердечно, болезновать и печалиться ради Бога, которая печаль есть истинная и душеспасительная, каковой печали Сам Бог от нас в покаянии нашем требует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» ( Иоил.2:13 ). Так опечалился Петр апостол, когда от Христа отрекся, «и выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ). Так оскорбился за Христа разбойник на кресте: «Мы осуждены справедливо, – к другому разбойнику хулящему отвечал, – потому что достойное по делам нашим приемлем». Вот его признание своего греха и виновности! " А Он (Христос) ничего худого не сделал, но неповинно страждет, страждет же то, что мы». Вот сожаление его Христу, неповинно страждущему! «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое!» Здесь исповедание и через исповедание вера во Христа изображается! Вере его воспоследовало утешение от Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:41–43 ). Так и нам, христианин, должно в покаянии нашем печалиться, что Богу и Создателю подобающей чести не воздавали, не слушали Его и не любили Его больше всего. И от такой печали непременно последует утешение от Самого Бога, Который «исцеляет сокрушенных сердцем, и обвязывает раны их» ( Пс.146:3 ). Глава 15: Истинный христианин должен делать все дела свои во славу Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ибо кто знает Божие, кроме Духа Божия, Который в Нём ( 1Кор.2:11 ) 72 , а не Который вне Его? Следовательно, был Тот, Кто сделал Бога не единственным, разве только по сравнению с прочими [ангельскими силами]. Так [вместе с еретиками] придётся отвергнуть и само Евангелие, которое говорит, что всё было сотворено Богом через Слово, и без Него ничто не было сотворено ( Ин.1:3 ). Если я не ошибаюсь, где-то в другом месте написано: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их ( Пс.32:6 ). Слово же, Сила Божия и премудрость Божия – это Сам Сын. Итак, если всё [начало быть] через Сына, то и небеса Бог также распростёр через Сына, и поэтому Он не Один распростёр [их], разве только в том смысле, что Он Один по сравнению с прочими [ангельскими силами]. Поэтому Бог тут же говорит о Сыне: Кто иной рассеивает знамения чревовещателей и гадания из сердца, мудрецов обращает вспять и совет их делает глупостью, утверждая слова Сына Своего? ( Ис.44:25–26 ) 73 , [утверждая], конечно же, словами: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 )? Таким образом, добавляя [слова о] Сыне, Он Сам указывает, как следует истолковывать, что Он Один распростёр небеса, то есть Один (solus) с Сыном, так же как Он Одно (unum) с Сыном ( Ин. 10:30 ). Отсюда эти слова принадлежат и Сыну: Я один распростёр небеса, поскольку Словом небеса утвердились и поскольку небеса были уготовлены Премудростью, присутствовавшей в Слове, и всё через Слово начало быть. Поэтому можно сказать, что и Сын Один распростёр небеса, поскольку Он Один послужил делу Отца. Тогда именно Он сказал: Я – Господь первый, и в грядущих Я есмь ( Ис.41:4 ) 74 . Это означает, что Слово было прежде всего: Слово было в начале (in principle), и в начале Оно произошло от Отца. Отец же не имеет начала как ни от кого не произошедший и как нерождённый, не может быть видим. Тот, Кто всегда был один (solus), не может иметь происхождения (ordinem) 75 . Следовательно, даже если еретики из-за того полагают, что Один и Тот же есть Отец и Сын, чтобы им отстоять единство Бога, то Его единство [всё равно] сохраняется в неизменном виде, поскольку Он Один, хотя и имеет Сына, Который равным образом познаётся из тех же Священных Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Которого глас тогда поколебал землю. Которого глас тогда поколебал землю. Не видишь ли, что и тогда говоривший был Тот Самый, Кто и ныне пророчествует нам с неба. Ибо Его голос тогда, во время законодательства, землю колебал. И Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. И Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. О двух землетрясениях мы узнаем из Писания: первое было при даровании закона на Синае, как Давид говорит: земля убоялась (Пс. 75:9); второе же — при явлении во плоти Христа. Ибо сказано: встревожился весь Иерусалим (Мф. 2:3) и: потрясутся идолы египетские (Ис. 19:1). Ибо они были потрясены, то есть они были лишены такого состояния, чтобы обманывать питающих их, и сила их была низвергнута. Следовательно, выражение еще раз указывает на третье потрясение, которое случится после второго пришествия, или на обновление при скончании мира, когда все изменится, переходя из тления в нетление. Об этом сказано у пророка Аггея (Агг.2:7). Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного. То есть изменение тленной твари, которая по природе своей способна колебаться; так как она сотворена, то есть получила начало бытия, то, несомненно, имеет и конец. Ибо все сотворенное получило начало, а потому, по самой природе своей, имеет и конец. И ангелы по природе не бесконечны; бессмертие же получили по божественной благодати. Чтобы пребыло непоколебимое. Чтобы пребыло непоколебимое. То есть будущие блага. Ибо когда изменится все тленное, тогда все, назначенное праведникам, будет нетленным и неколебимым, не подлежащим никакому колебанию или изменению. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать. Так как, говорит, мы удостоимся благ, непреложных и непоколебимых, то и получим такое царство, здесь уже принимая залог его — духовные блага, будем хранить благодать, то есть не будем скорбеть и падать духом, но возблагодарим и Даровавшего уже таковые и имеющего еще даровать.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Но это и не Сирийцы могущественного царства Селевкидов, некоторое время действительно представлявшие собою победоносную и господствующую в Азии нацию: потому что господство их падает на то время, когда пророчество в народе Иудейском давно уже безмолвствовало 1076 , между тем как в Пс. 74 -м приводится ясное пророчественное обетование, непосредственно от лица Самого Бога изрекающее скорое совершение праведного суда Его над гордыми врагами Его избранного народа (ст. 3, 4, 11), и притом оба псалма дышат такою первоначальною свежестью поэзии, что было бы совершенно неестественно считать их лишь позднейшими отголосками и подражаниями древнего уже замолкнувшего пророческого слова. Кроме того псалом 75-й представляет и ясные положительные признаки отношения его к нашествию Сеннахерима. Мы видим здесь, что грозные и гордые своим могуществом северные враги Иудеи разом и окончательно низлагаются силою Бога Иаковлева пред жилищем Его в салиме: «там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань» (ст. 4); но свящ. история, как заметил уже Раши, не знает другого примера низложения врагов пред Иерусалимом, и притом низложения совершенного исключительно божественною силою, без участия силы человеческой, величественного и решительного, разом положившего конец войне, – другого такого низложения не знает история, кроме одного чудесного низложения Ассирийского Сеннахеримова войска под стенами иудейской столицы, бывшего в царствование Езекии. Нельзя не заметить при этом, что и самый образ выражений, в каких псалмопевец представил низложение врагов, удивительно совпадает с предсказанием Исаии пророка о поражении Ассириян под стенами Иерусалима. «Так говорит Господь о царе Ассирийском, предсказывал Исаия: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы и не приступит к нему со щитом и не насыплет против него вала 1077 ». И псалмопевец как бы подражает изречению пророка, когда, изображая совершенное Господом поражение врагов, выражается вышеприведенными словами: «Там, т.е., пред Своим жилищем или Иерусалимом, сокрушил он стрелы лука, щит и меч и брань», – и следующий затем у псалмопевца образ низложения врагов также заметно намекает на историю чудесного истребления Сеннахеримова войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Понял Гиерон слова Симонида, благоговейно поднял глаза к небу и прошептал: – Да. Бог непостижим! Бог есть Дух вечный (Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенной, и от века и до века Ты еси. ( Пс. 89:3 )) Жил один царь, который часто размышлял о вечности, но никак не мог понять ее. Однажды ему донесли, что некий мальчик-пастух может давать удивительно разумные ответы на все мудреные вопросы. Царь позвал мальчика и спросил: «Скажи мне, дитя мое, как долго продолжается один миг в вечности?» Мальчик подумал и ответил: «В одной стране, государь, есть гора из чистого адаманта, имеющая семь верст в ширину, семь верст в длину и семь верст в вышину. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности». Адамант, как известно, – это драгоценный камень, самый твердый из камней; и та гора по своей величине огромна. Представь, как велико должно быть то время, которое необходимо для того, чтобы слабая птичка источила своим маленьким клювом исполинскую гору? При этом птичка точит свой клюв о гору только один раз в сто лет. Ясно, что эта огромная гора, по мысли мальчика, никогда не могла быть источена, а если бы это и случилось спустя миллионы лет, то и это время равнялось бы только одному мигу вечности. Сказанным мудрый мальчик хотел объяснить царю, что вечность не может быть измерена так, как измеряются годы и месяцы на земле, и что постигнуть вечность нельзя. Если трудно представить себе вечность, то еще труднее понять вечного Бога. А. Царевский Бог есть Дух истинный О так называемой истинности Божией свидетельствуют многие примеры священной истории. Приведем один из них. Однажды Господь явился Аврааму, повелевая ему выйти из земли Харран в землю Ханаанскую. При этом Господь сказал ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение, и благословятся в тебе все племена земные». Эти слова содержат обещание, в силу которого Авраам должен был стать родоначальником великого народа. Между тем, Аврааму исполнилось уже 75 лет, и у него не было сына. В Ханаане затем он дожил до 99 лет, но сына у него все еще не было. В его душе могло возникнуть сомнение: сбудется ли обетование Божие, данное ему. И вот Господь снова явился ему и, указывая на звездный мир, сказал, что число его потомков будет так же велико, как число звезд небесных. И Бог исполнил Свое обещание, даровав ему через год сына Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую — поскольку разговор с Никодимом почти наверняка должен был происходить в Иерусалиме или его окрестностях, здесь или сдвиг в хронологической последовательности, или под землей Иудейской имеется в виду местность вне города. Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды — определить местонахождение Салима трудно, а Енона — вовсе невозможно. Согласно Евсевию, Салим находился шестью милями южнее Скифополя, на крайнем северо-востоке Самарии. Кроме того, сегодня известен Салим, располагающийся в трех милях к востоку от Сихема. Около обоих пунктов можно найти местности, богатые источниками (название Енон, возможно, отражает ‘ayin ‘источник’). В ВЗ слово Салим встречается дважды — в Быт 14:18 и Пс 75:3, причем начиная с Иосифа Флавия (Иудейские древности I:180) под ветхозаветным Салимом принято понимать Иерусалим. Не исключено, что Евангелист употребил слово Салим вместо Иерусалим (порча первоначального текста в этом случае вряд ли возможна). Иоанн еще не был заключен в темницу — ср. Мк 1:14 (После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею). Многие комментаторы предполагают, что здесь Иоанн исправляет хронологическую ошибку синоптического предания, но это не обязательно так. Скорее здесь указывается на то, что события, изложенные в первых трех или даже четырех главах Ин, происходили до того момента, с которого начинается синоптическое повествование о служении Иисуса в Галилее. В то же время несомненно, что Иоанн, в отличие от синоптиков, указывает на то, что служения Иоанна и Иисуса пересекались во времени. Смысл этого указания в том, что оно подготавливает ст. 30 (Ему должно расти, а мне умаляться). Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении — спор идет не о крещении Иоанновом или Иисусовом, а об иудейском представлении об очищении в целом. Евангелиста здесь явно не интересуют подробности, его цель — показать, что Иоанн Креститель, при всем его величии, все же принадлежит к миру ветхозаветного иудейства, который превзойден в Иисусе (ср. Мф 11:11; Лк 7:28). Ключом к пониманию этого стиха, как и отрывка в целом, остается ст. 30.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Не отвратитесь чрез неверие обетованиям Его и отчаяние. Кто же говорящий, как не Христос? Ибо если Кровь Его говорит, то тем более Он Сам. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания. Чего не избежали? Наказания, погибели. Глаголавшим же на земле называет Моисея, или и Бога, сошедшего с неба, однако говорившего на земле чрез Моисея. Ибо на горе Синае Он глаголал, то есть беседовал, рассуждал и все установил. То тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес. То есть Христа, пророчествующего с небес, то есть после вознесения Своего, даровавшего нам закон чрез Духа. Не то сказал, будто один закон был тогда, а ныне другой, но образ законоположения имеет различие. Ибо тогда, говоря на земле, дал закон; теперь же, как сказано, по вознесении. Посему он был бы еще более страшным. Но не иной был тогда, и не иной ныне. Слушай далее его самого. Которого глас тогда поколебал землю. Не видишь ли, что и тогда говоривший был Тот Самый, Кто и ныне пророчествует нам с неба. Ибо Его голос тогда, во время законодательства, землю колебал. И Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. О двух землетрясениях мы узнаем из Писания: первое было при даровании закона на Синае, как Давид говорит: земля убоялась (Пс.75:9); второе же - при явлении во плоти Христа. Ибо сказано: встревожился весь Иерусалим (Мф.2:3) и: потрясутся идолы египетские (Ис.19:1). Ибо они были потрясены, то есть они были лишены такого состояния, чтобы обманывать питающих их, и сила их была низвергнута. Следовательно, выражение еще раз указывает на третье потрясение, которое случится после второго пришествия, или на обновление при скончании мира, когда все изменится, переходя из тления в нетление. Об этом сказано у пророка Аггея (Агг.2:7). Слова: " еще раз " означают изменение колеблемого, как сотворенного. То есть изменение тленной твари, которая по природе своей способна колебаться; так как она сотворена, то есть получила начало бытия, то, несомненно, имеет и конец. Ибо все сотворенное получило начало, а потому, по самой природе своей, имеет и конец. И ангелы по природе не бесконечны; бессмертие же получили по божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Такова жизнь земная. Такова же и жизнь духовная. И дальше мудрый царь и странствующий философ говорит о бесполезности человеческой нерешительности. Дожди и ветры мешают земледельцу начать посев. Кто с опаской смотрит на облака и следит за ветром, тот может так и не приступить ни к посеву, ни к жатве. Еккл. 11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт. Ветер разносит семена и не даёт сеять, проливные дожди не позволяют собрать урожай. Кто этого боится, тот так и будет стоять в нерешительности. Еккл. 11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Прп. Серафима Саровского спросили: «Почему сейчас мало подвижников?» Он ответил: «От того, что нет решимости». И сейчас всё, как всегда: весна – осень, посев и жатва. И люди те же, и ветры, и дожди. Решимости нет. Решайся сеять слово Божие – и пожнёшь обращение душ ко Христу. Сей со слезами, пожнёшь с радостью ( Пс. 125:5 ), а простоишь – ни с чем останешься. Уповай на Бога и трудись! Глаза боятся, а руки делают. Дождь прольётся, когда облака будут полны , а мы боимся, когда они ещё только едва обозначились на небе. Да и лукавство в этом. Увидели облачко – и опять можно целый день по праву бездельничать. Хорошо нам – и дела нет, и причина тому есть. Кольнуло в животе – и пост необязателен, заныли ноги на службе – и в храм уже можно не ходить. Слова Екклесиаста если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт , можно приложить к утверждению, которое в данном контексте не просматривается. Иисус Христос сказал: «В чём Я найду вас, в том и буду судить» Разговор с Трифоном, 47] 75 . Ветер ломает деревья. Если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт , пока не сгниёт. Умирает человек, упал на юг, где теплота Духа Святого, в том и застаёт человека Христос и возносит душу его в небесные обители. Умер человек, упал на север, где холод души, в том и будет судить душу Христос, низвергая её в холод тартара.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Избранные псалмы, читаемые в различных жизненных ситуациях Об устроении семейной жизни 1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие: Пс. 86 2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога: Пс. 103 3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога: Пс.116 4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей: Пс. 76 5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора: Пс.126 6. Чтобы младшие уважали старших: Пс. 109 7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей: Пс. 22 8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь: Пс. 75 9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод: Пс. 142 10. Молодым, когда страдают от несчастной любви: Пс. 41 11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись: Пс. 19 О помощи в денежных и других материальных затруднениях, об укреплении благосостояния и справедливости 1. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть: Пс. 38 2. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников: Пс. 77 3. Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), чтобы не огорчались они: Пс. 81 4. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы: Пс.112 Об укреплении в духовной жизни 1. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духом: Пс. 91 2. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего: Пс. 25 3. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им: Пс. 49 4. Да покаются люди и исповедуют свои грехи: Пс. 104 Об исцелении от болезней 1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью: Пс. 102 2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями: Пс. 27 3. Да исцелит Господь страдающих головными болями: Пс. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

оригинале и 9 гомилий в лат. переводе Руфина Аквилейского; из нек-рых др. гомилий сохранились отрывки. В перечне блж. Иеронима упомянуты 120 гомилий О., в совокупности охватывавшие 64 псалма (Пс 3, 4, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 22-27, 29, 36-39, 49, 51, 52, 54, 67, 71-77, 79-85, 87, 108, 110, 118, 120-125, 127-129, 131-135, 137-139, 144-147, 149; ср.: Nautin. 1977. P. 258; Dorival. 2014. P. 10). Греч. текст всех гомилий О. на Псалтирь долгое время считался утраченным. Был известен лишь сделанный Руфином Аквилейским лат. перевод гомилий на 3 псалма (In Psalmos XXXVI, XXXVII, XXXVIII homiliae=In Ps. hom. lat.; CPG, N 1428. 1-3; PG. 12. Col. 1319-1410; крит. изд.: Homélies sur les Psaumes 36 à 38. 1995. (SC; 411)): Пс 36 (5 гомилий), Пс 37 (2 гомилии) и Пс 38 (2 гомилии). В 2012 г. М. Молин Прадель обнаружила в собрании Баварской гос. б-ки греч. рукопись, содержащую подборку гомилий на Псалтирь без указания авторства (Monac. gr. 314, XII в.). В результате осуществленного группой исследователей анализа внешних и внутренних свидетельств было убедительно доказано, что все содержащиеся в рукописи гомилии принадлежат О. (подробнее см.: Perrone. 2015). В 2015 г. новонайденные греч. гомилии вышли в критическом издании (In Psalmos homiliae graecae=In Ps. hom. gr.; крит. изд.: Origenes Werke. 2015. Bd. 13). В греч. оригинале сохранились гомилии на Пс 15 (2 гомилии), Пс 36 (4 гомилии), Пс 67 (2 гомилии), Пс 73 (3 гомилии), Пс 74 (1 гомилия), Пс 75 (1 гомилия), Пс 76 (4 гомилии), Пс 77 (9 гомилий), Пс 80 (2 гомилии), Пс 81 (1 гомилия). Из сопоставления с перечнем блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 33. 4. 7) следует, что в перечне не всегда приводятся точные сведения о числе принадлежащих О. гомилий. Для Пс 73, 74, 75, 77, 80, 81 данные перечня и число сохранившихся гомилий совпадают. Циклы гомилий на Пс 36 и 67 сохранились не полностью: 4 гомилии из 5 для Пс 36 и 2 гомилии из 7 для Пс 67. В случае Пс 15 перечень содержит ошибочное указание на 3 гомилии; в действительности 2 сохранившиеся охватывают все содержание псалма.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010