народа моего ( Ис.22:4 ). И Иеремия говорит: кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слёз! я плакал бы день и ночь ( Иер.9:1 ). И народу говорит: чтобы из глаз наших лились слёзы ( Иер.9:18 ). Но нет среди нас разумеющего, чтобы применить эти слова к себе. И Даниил: И обратил я лице мое к Господу Богу... в посте и вретище ( Дан.9:3 ). И Давид: яко плача и сетуя, тако смиряхся ( Пс.34:14 ), пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий ( Пс.37:7–8 ). И Иов: и на веждах моих тень смерти ( Иов.16:16 ). Внемлем и мы, возлюбленные, и уразумеем жития святых мужей, как они время свое проводили в плаче, во вретище и пепле, и как стали они через скорби и плач чадами, почитателями и друзьями Божиими. Это они написали, чтобы и нас ввести в ревность о желании плача, чтобы Быша слезы наша хлеб день и нощь ( Пс.41:1 ), чтобы увлажнять каждую ночь нашу постель слезами и очищаться от скверны, которой мы обдержимы, чтобы стать достойными облечься в брачную одежду, ибо не облекшийся в брачную одежду извергается вон. Ибо имея столь благого и непамятозлобного Господа, умилостивим его стенаниями и слезами, чтобы облеченными в блистающие одежды обрестись нам в Пришествие Его. Ибо Он любит спасение наше. Посему и повелел снять запятнанные одежды с Иисуса, сына Иоседекова, и облечь его в подир, ибо сказал ему: «Я отнял от тебя беззакония твои» ( Зах.3:4 ), и нам говорит: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ); Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь ( Лк.6:21 ). Богу же подобает слава вовеки, аминь. Преподобный Феодор Студит Письмо 510 75 Пусть же не дремлет у тебя око ума, и не заграждается слух сердца, и никогда не прекращается божественная любовь твоя, но возрастай постоянно, преуспевая в добродетелях, умеряя и сокрушая душу и как бы из некоторого источника проливая слёзы. Эта вода особенно хороша: она очищает душу, иногда оскверняемую помыслами, погашает огонь, по невнимательности воспламеняющийся от плотской любви, укрощает беспокойные расположения от нападений врага, поистине преклоняет Бога на милость и возвращает в прежнее невинное состояние любящего [Его].

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Теперь ты уподобился ночному врану, возлюбившему тьму паче света. Уставщик О церковном чтении Чтец при Богослужении должен стоять прямо, иметь руки упущенными, читать громко, внятно, неспешно и непротяжно, а посредственно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, исполняя знаки. Нужно избегать новомодного разговорного или светского чтения и славянских слов не произносить русским наречием. (Ук. Св. Син. 28 мар. 1862 г.) О церковном пении Исполнение церковного пения хорами певчих должно быть «благопристойно, без всякой вольности и бесчинного вопля», или неестественного крика. (VI Вселенск. Собор 75). Чтецам и певцам Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом ( Пс.2:11 ). Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дóндеже есмь ( Пс.103:33 ) Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно ( Пс.46:7–8 ). Слышите, отцы и братие, чтецы и певцы, разумейте и вместе со святым Давидом пойте Богу нашему, сотворившему небо и землю и вся яже в них, и так возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк веруяй в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Сему Богу пойте и молитвы, прошения, благодарения и славословия возносите разумно. Не забывайте, что на клиросе дело ваше свято, а обязанность высока и почтенна. Дело ваше свято, потому что работаете вы Господу, а Господеви работайте со страхом; обязанность ваша высока и священна, потому что состоит в том, дабы вы во псалмах и пениях духовных, своим чтением и пением проповедовали слово Божие людям-братьям, за которых принес Себя в жертву Христос, и дабы вы своими устами и языком, как бы от уст всех предстоящих и молящихся, возносили молитвы к Богу. Вот что говорит об этом Апостол, слова которого вы часто читаете: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 ). Не забывайте, что мы, клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

1901. 1. С. 85–99 (Из миссионерских дум, наблюдений и воспоминаний) Являеми, яко написано не чернилами, но на скрижалях сердца плотяных ( 2Кор.3:13 ). Минул год, а с ним и век, наступило новолетие, принесшее человечеству новое столетие, – 20 от Рождества Бога Слова, 75 – от сотворения мира. Тебе, Царю веков, Единому Премудрому Богу честь и слава во веки веков ( 1Тим.1:17 ), даровавшему нам новое лето Своей благости для жизни во спасение! Да будут – правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим.14:16 ), благодатное обновление во Христе заветным счастьем, а спасение, – искание и достижение Царствия Божия – первейшею задачею нашей, дорогие читатели, жизни в новом лете и веке! Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, прочее же всё приложится вам ( Мф.6:33 ), по неложному обетованию Самого Христа Спасителя!… Обычным, излюбленным благожеланием и у сынов века, и у сынов света было и есть «будьте здоровы»; даже в церковном многолетствовании – здравие, долгоденствие поставлены на первом плане и уже после спасение… Что это значит? Теплохладность к делу спасения и впечатлительность в отношении этого блага жизни! А ведь спасение-то и есть единственное на потребу… Да, жизнелюбие для мира, лежащего во зле, и забвение единого на потребу возобладали всеми нами в истекшем году… Не любите мира, ни того, что в мире, памятуя, что, если кто любит мир, нет в том любви отчей ( 1Ин.2:15 )! Ведь, переживая священное мгновение перехода от одного века к другому, вы, читатель, задумывались, что такое жизнь наша здесь и её скоропреходящие блага в сравнении с тем будущим вечным миром? «Мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:9–10 ). «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» ( Пс.102:15–16 ). «Пред очами же Божиими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел. Как наводнением уносятся они в бездну всепоглощающего времени; как сон исчезают они; как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает ( Пс.89:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Мы, слава Богу, еще не погибли, еще благость Божия терпит нас, еще к покаянию нас ведет, еще можем покаяться и спастись. Ну же, обратимся к Богу и покаемся, да спасемся. Постараемся впредь грехов беречься, ибо ими великое Божие имя бесчестится. А Бога, потерпевшего наши грехи, от сердца возблагодарим, и самих себя постыдимся, что перед Богом так бесстыдно поступали и подобающей Ему чести и славы не воздавали. Попечемся о том, чтобы сделать это, пока благость Божия терпит нас и ведет к покаянию, да, вознерадев о благости Божией, дело правды Его на себе не узнаем. Ибо не тщетно Слово Божие, но, как Сам Бог, так и Слово Его – истинно, и что возвещает, то непременно будет и исполнится. Исполнится то, что сказано: «воздаст каждому по делам его». Глава 3: О жертве христианской " Приносите жертву правды и уповайте на Господа» ( Пс.4:6 ). «Принеси Богу жертву хвалы и воздай Всевышнему молитвы твои " ( Пс.49:14 ). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим 12:1 ). § 317. Иудеи приносили в жертву Богу различных животных, как об этом пишется в книгах Моисеевых и пророческих. И эта их жертва ознаменовала смерть Христа, Сына Божиего, Который, как непорочный Агнец, должен был быть заклан на древе крестном за спасение мира. Но когда эта святейшая Жертва была принесена, та, как тень, прообразовавшая истину, престала. В новой благодати духовную жертву, без которой и иудеям та жертва была неполезна, христиане верой приносить Богу должны. § 318. Христианская жертва из Святого Писания видится такая: 1) Дух сокрушенный и сердце сокрушенное, как говорит святой Давид: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Это бывает, когда мы печалью сокрушаемся за грехи, имеем в сердце печаль, которая есть «печаль ради Бога» и: «производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Этого от нас Сам Бог требует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу Богу вашему» ( Иоил.2:13 ). Такой дух и сердце есть приятная жертва Богу. Такое сокрушенное сердце Бог не уничижит. На такую жертву с высоты Своей призирает Бог и на приносящего ее смотрит милосердными Своими Отеческими очами. Такую жертву принес апостол Петр, когда отвергся от Христа, «и, выйдя вон, плакал горько» ( Мф.26:75 ). Такую жертву и мы, христиане, на жертвенник сердца нашего приносить должны, да и на нас призрит Господь милосердием.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Говоря это, я не обличаю себя в непостоянстве и не осуждаю того, что сам делаю, чтобы могло казаться, будто я, по примеру Авраама, оставляю свой дом и отечество; я не дерзаю только ограничивать тесными пределами всемогущества Божия и заключать в небольшом месте земли Того, Кого не объемлют небеса. Все верующие получают возмездие не по различию мест, а по мере веры, и истинные поклонники поклоняются Отцу не в Иерусалиме и не на горе Гаризим. Бог есть Дух, и поклонникам Его должно покланяться Ему духом и истиной; а Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8); Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23, 1). После того как по осушении руна Иудеи весь мир был окроплен небесной росой и многие, придя от Востока и Запада, возлегли на лоне Авраама, перестал быть ведом Бог только в Иудее, и в Израиле великое имя Его, но во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенной глаголы их (см.:Пс. 75, 2 и 18, 5). Спаситель, будучи вхраме, обращаясь ко ученикам Своим, сказал: Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14, 31), и к иудеям: Оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Если прейдут небо и земля, то прейдет, без сомнения, и все земное. Поэтому места крестной смерти и воскресения доставляют пользу только тем, кто несет свой крест и ежедневно воскресает со Христом, тем, кто представляет себя достойным такого жилища. Те, которые говорят: «Храм Божий, храм Божий» (см.: Иер. 7, 4), пусть услышат от апостола: «Вы — церковь Бога живаго (см.: 2 Кор. 6, 16), и Дух Святый живет в вас». Небесная храмина равно видна и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Антоний и весь сонм монахов Египта, Месопотамии, Понта, Каппадокии и Армении не видали Иерусалима, и без этого города им отверзлись райские врата. Блаженный Иларион был из Палестины и жил в Палестине, но только один день был в Иерусалиме, чтобы и не показать пренебрежения к святым местам, по их близости, но вместе с тем чтобы и не показать, что он ограничивает Господа только этим местом. Со времен Адриана и до правления Константина почти в продолжение 180 лет на месте воскресения стояло построенное язычниками капище Юпитера, а на горе распятия — мраморная статуя Венеры, так как гонители думали уничтожить в нас веру в воскресение и крестную смерть посредством осквернения идолами святых мест. И даже наш Вифлеем — священнейшее место в мире, о котором псалмопевец поет: Истина от земли возсия (Пс. 84, 12), — этот Вифлеем омрачала роща thamuz, то есть Адониса, и в пещере, где плакал маленький Иисус, бесновался любовник Венеры.

http://pravoslavie.ru/2726.html

– Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. – Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня. – Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. – Я встретил тесноту и скорбь; тогда призвал я имя Господне ( Пс. 114:1–4 ). Антифон второй. Гл. 2. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. – Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющыя Ти: аллилуйя. – Сыне Божий, восседший на молодого осла, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. – Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? – Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. – Чашу спасения прииму и имя Господне призову. – Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. – Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его ( Пс. 115:1, 3–5 ). Прокимен, гл. 4. Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. – Благословен грядущий во имя Господне! Бог – Господь и осиял нас ( Пс. 117:26. 27 ). Ап. Флп. 4:4–9 . Ев. Ин. 12:1–18 . Вместо Достойно есть – Ирмос 9 п. канона (л. 161). Песнопения Страстной седмицы см. л. 75 – 114. Святая и Великая неделя Пасхи. 115 Светлое Христово Воскресение Пред утренею – крестный ход при пении: Воскресение Твое, Христе Спасе (см. л. 11). Начало утрени в притворе или в преддверии храма. По возгласе: Слава Святей, Единосущней... Тропарь. Гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав – (3-жды). – Христос воскрес из мертвых, поправши (поразив, уничтожив) (Своею) смертью смерть (в роде человеческом) и находящимся во гробах (всем умершим) даровавши жизнь (вечную). И далее со стихами: Да воскреснет Бог (см. ниже, л. 169). По великой ектеньи – Ирмосы и тропари канона. Гл. 1. П. 1. Воскресения день, просветимся людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе победную поющыя. Воскресения день (настал)! Просветимся люди! Пасха! 116 Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог перевел нас, поющих (песнь) победную (Ему).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поистине теперь Исаак распространился, и имя Его возвеличилось по всей земле, ибо Он открыл нам знание о Троице. И если в те времена Бог был ведом лишь «в Иудее», «велико имя Его» было только в Израиле ( Пс.75:2 ), то теперь «по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:5 ). Ибо рабы Исаака прошли по всей земле, выкопали колодцы и явили воду живую всем, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Ибо «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс.23:1 ). Но и каждый из нас, кто служит слову Божьему, копает колодцы и ищет живую воду, которой он обновляет своих слушателей. Поэтому если и я стану размышлять над словами древних и искать в них духовный смысл, если попытаюсь снять покрывало с закона и показать, что в написанном «есть иносказание» ( Гал.4:24 ), то тогда и я поистине буду копать колодцы. Но тут же друзья буквы начнут со злобой обвинять меня и расставлять мне сети, они станут враждовать со мной и травить меня, утверждая, что истина может быть только на земле. Но если мы – рабы Исаака, то давайте возлюбим колодцы и источники воды живой. Удалимся от тех, кто любит спорить и выдвигает злобные обвинения, и оставим их предаваться земле, которую они так любят. Никогда не перестанем копать колодцы воды живой. И, обсуждая то старое, то новое, уподобимся тому евангельскому книжнику, о котором Господь сказал, что он «выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). Но если кто-то, наученный в мирских науках, услышит мои наставления, то, возможно, скажет: «То, о чем ты говоришь, принадлежит нам и является знанием нашей науки. Само красноречие, с которым ты рассуждаешь и учишь, – наше». И как какой-нибудь филистимлянин, начнет спорить со мной, говоря: «ты роешь колодец в моей земле». И сочтет себя правым, что считает своим то, что находится в его земле. На это я отвечу, что на всей земле есть вода, но филистимляне, те, кто «мыслят о земном» ( Фил.3:19 ), не знают, как найти воду на всей земле, не знают, как обрести рациональное понимание и подобие Божие в каждой душе, не знают, как во всем открыть то, что может стать верой, благочестием и святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

11 . Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные [видели] Его грядущего на облаках, как Сына Человеческого, и говоря о Нём: «Узрят Того, Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали [второе] Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придёт Сын Человеческий, найдёт веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорит: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Сол.1:6–8 ). Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и апостол также говорит: «Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Сол.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих», и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих», и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротой Твоею, иди вперёд и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5:8 ): сими и другими подобными изречениями о Нём они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ), и: «Я пришёл к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3, 9:6, 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческим, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и, сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ), и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в Иудее. А говорившие: «Бог грядёт от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге, – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своего, и Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет [говорить] ясно, и глаза слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3, 5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мёртвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на Себя наши немощи и понесёт болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и Апостол также говорит: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Фес.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих» и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих» и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротою Твоею, иди вперед и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5,8 ): сими и другими подобными изречениями о Нем они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ) и: «Я пришел к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3; 9:6; 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческии, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ) и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в иудее. А говорившие: «Бог грядет от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге 127 , – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своегои Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет (говорить) ясно, и глаза, слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3,5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мертвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на себя наши немощи и понесет болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Дан.3:74 . Да благословит земля Господа, да поет и превозносить Его во веки. Под землею здесь разумеется земной шар. Слава Господа проявляется в том, что Творец, по словам псалмопевца, утвердил землю на основаниях ее (т.е. на собственной ее тяжести, как на твердом основании), на котором она не поколеблется ( Пс. 103:5 ), – или, по словам церковной песни: «на ничесомже водрузил землю повелением Своим и повесил ее, неодержимо (без сторонней поддержки) тяготеющую». Слава Божия открывается на земле также в том, что все дела рук Божиих, наполняющие и украшающие землю, свидетельствуют о премудрости и благости Божией. Эти дивные дела перечисляются в дальнейших стихах. Дан.3:75 . Благословите, горы и холми, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Горы возбуждают нас благословлять Господа за дары благости Его, проявляемой чрез них. Горы орошают землю обильною влагою, изливаемою на землю от покрывающих горные вершины снегов, облаков, паров. Горы защищают поля и долины от бурь и от зноя. В недрах гор содержится неистощимый запас минералов и металлов. Горы покрываются могучею древесною растительностью (дубы, кедры). Горный воздух благоприятствует здоровью. Горы служат естественными границами государств и лучше всяких искусственных сооружений оберегают их от неприятельских вторжений. Горы и холмы дают удобное пристанище для уединения, безмолвия и молитвы. Дан.3:76 . Благословите, вся прозябающая на земли, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Прозябения земные располагают благословлять Господа красотою своею и наипаче пользою. Красотою отличаются и восхищают зрителя особенно цветы. «Посмотрите на полевые лилии, – говорит Христос, – как они растут? Не трудятся и не прядут. Но я говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). Польза от растений весьма разнообразна. Они питают людей и бессловесных животных, очищают воздух, втягивая в себя вредные для здоровья части воздуха, дают материал для построек, для отопления. Псалмопевец, прославляя Господа за дары растительного царства, говорит: Ты един, Господи, произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека. Правда, человек употребляет и собственные усилия для разведения и обработки хлебных и виноградных растений, одних для удовлетворения насущных потребностей, других для услаждения вкуса (вино веселит сердце человека); но ни те ни другие без содействия Божия, без дождя и теплоты не могут возрастать и приносить плоды ( Пс. 103:14–15 ). Еще очевиднее обнаруживается это в растениях диких, или в древах Божиих, каковы величественные кедры ливанские, возрастание и плодовитость которых совершенно не зависит от трудов человеческих, а от единого Бога, их насаждающего и насыщающего (16).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010