О посте, как средстве покаяния и очищения от грехов, как особом подвиге благочестия и благоприятном служении Богу, ясно говорит Священное Писание . Жители Ниневии постом и молитвою спасены были от гнева Божия ( Ион.3:5–10 ). Постились для угождения Богу великие праведники: Моисей постился сорок дней ( Исх.34:28 ); постился царь и пророк Давид ( Пс.34:13 ), постился пророк Божий Илия ( 3Цар.19:3 ), постился Предтеча Господа Иоанн ( Мк.1:6 ). Сам владыка наш, Христос, постился сорок дней в пустыне ( Мф.4:3 ). Постились и св. апостолы ( Деян.13:3 ). Грех, живущий в нас, по слову Спасителя, не выходит иначе, как только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Чтобы сделать пост богоугодным, Иисус Христос дает правила: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. «( Мф.6:16,17 и 18). В виду такого рода свидетельств Слова Божия, православная Церковь в установленные времена призывает чад своих к посту. Штундисты, отвергая учение православной Церкви о подчинении властям, указывают в подтверждение своего мнения следующие места Св. Писания: Мф.17:24–27 ; Гал.2:6; 4:21–31 ; Пс.72:1–17 . Кол.2:14–15 ; Откр.13 и 14 гл. Иер.13:18–21 ; но эти ссылки нисколько не подтверждают сектантского мнения. В 24 – 27 ст. 17 гл. Мат. говорится о чудесной уплате Иисусом Христом подати на храм. Слова Господа, с которыми Он обращался к апостолу Петру, нужно понимать так: если цари земные берут подати не с сынов своих, а с посторонних, то тем более Я должен быть свободен от этой подати, как Царь и Сын Царя небесного 619 . В 6 ст. 2 гл. Послания к галатам, как это видно из предшествующего и последующего содержания этой главы, св. апостол Павел под «знаменитыми» разумеет не властей, как думают штундисты, а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

От сего следует, что должны мы непременно престать от греха, исправить себя и истинно каяться, если хотим с пользою нашею молиться. Как же приступишь к Богу и будешь просить Его: «Оставь мне грехи мои, Господи», – а сам их не оставляешь? Как будешь нарицать Его: «Господи мой», – а сам мамоне работаешь, и раб есть греха? Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ). Как скажешь: «Царю мой и Боже мой», – а сам попускаешь греху над тобою царствовать? Как скажешь: «Услыши мя, Господи, и помилуй», – а сам не хочешь Его слушать и не перестаешь прогневлять? Как можешь к Нему звать: «На Тя, Господи, уповах», – а сам уповаешь на князей, своих защитников, на силу, хитрость, сан свой, на серебро, золото и прочее создание, ибо в нужде к тем за помощью и защитой прибегаешь? Как можешь петь: «Прильпе душа моя по Тебе» ( Пс.62:9 ), или: «Мне же прилеплятися Богови благо есть» ( Пс.72:28 ), – а сам прилепляешься миру? Как можешь возвести сердце твое к Нему, которое исполнено злобою и прочими злыми похотями? Как воздвигнешь к Нему руки твои, которые оскверняешь хищением, ограблением, лихоиманием, биением, нечистым прикосновением, и прочее? Как отверзешь уста твои на славословие и хвалу святого имени Его, – уста, которые оскверняешь злословием, сквернословием, лестью, ложью, клеветою, осуждением и прочим калом греховным? Словом, вся Псалтирь и все молитвы, в церковных книгах написанные, не приличествуют тому грешнику, который грехов оставить и творить истинного покаяния не хочет. Прочитай сам, христианин, со вниманием – и уразумеешь истину. «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим 2:19 ). И через пророка говорит Бог: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Дабы вовеки от Бога и избранного Его стада не отлучиться, должно оставить грех, покаяться и беречься греха, который нас разлучает от Бога, и пред Богом мерзкими и гнусными нас делает, и молитву нашу бесполезной делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Поэтому до тех пор, пока человечество будет нуждаться в положительном государственном законодательстве, – следовательно, в государственной организации, – национальное сознание и национальное самоутверждение будет важным и неизбежным фактором в истории. Поэтому, христианская политика должна, во всяком случае, относиться к нему, как к факту, которого не следует отрицать, но на основе которого надо строить. 4 Великие народы древнего Востока, – халдеи, народы Ассиро-Вавилонии, мидяне, персы, знаменитые в истории своими громадными движениями, – представляются нам лишенными национального единства; они грандиозны не духом, который их объединял и покорял им окрестные племена, они поражают нас главными образом, как какие-то стихийные, случайные для нашего понимания сгущения людей, стихийно неожиданно затоплявшие все вокруг себя. Единственным человеческим началом, двигавшим этими силами, была, по-видимому, стихийная же, не знающая границ божественная воля «великого царя», пред величием которой все народы, племена и языки трепетали и страшились ее; кого хотел, великий царь убивал, и кого хотел – оставлял в живых, кого хотел – возвышали, и кого хотел, унижал ( Дан.5:19 ). Национальное единство предполагает собою уже нечто —201— высшее, это есть уже идея, одушевляющая собрание людей. Естественно, что в те времена, явившись у народа, не оторвавшегося от «лона природы», живущего живыми ощущениями действительности, такая идея была религиозною. Библейская история есть история встречи такой идеи с бунтующейся стихией древнего восточного человечества, история многовековой, иногда беспощадной, борьбы этой стихий с национально-религиозными чаяниями Израиля. Великие мужи Израиля, – сила его, – несли из глубины времен сознание какого-то высшего духовного содержания в недрах своего народа, своей национальной души. Откровение, посетившее древнего Аврама – Еврея, жившего у дубравы Мамре, – откровение о его великом призвании, никогда с тех пор не покидало его потомства, даруя ему силу не падать под тягостными ударами, и своей исторической судьбы, являясь для них «путеводным облаком при зное дня в пустыне, и светом огня во всю ночь» ( Пс.77:14 ). Израиль забывал великие трудности путешествия через «пустыню» царств звериных древнего востока, – увлеченный и влекомый идеей, которая ощущалась ему в душе его нации «Я всегда с тобою, говорил он «Сильному Иакова»: ты держишь меня за правую руку; ты руководишь меня советом твоим и потом примешь меня в славу… изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век». ( Пс.72:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое благодушие в скорбях происходило в них от упования на воздаяние Христово; потому и писал им апостол: не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние ( Евр. 10:35 ). Итак, чтоб исполнить волю Божию и получить обещанное, потребно нам терпение скорбей ради Господа и Евангелия; терпящие же Господа окрепнут в уповании на милость Его, потекут по узкому пути с благодушием и не утрудятся уже. Не бывайте же несмысленны, – говорит нам слово Божие, – но познавайте, что есть воля Божия ( Еф. 5:17 ). Взирая на предшественников в царство небесное, – и вы вооружитесь тою же мыслью, чтобы остальное по плоти время жить не по человеческим похотям, но по воле Божией ( 1Пет. 4:2 ). И еще говорит: повинитеся Богу, постраждите, и слезите, и плачитеся; смех вам в плач да обратится и радость в сетование ( Иак. 4:7, 9 ). Уразумейте же сие, – так Господь сказал чрез пророка, – дабы Я не восхитил, и не будет избавляющего ( Пс.49:22 ). Избрание пути Сей путь, им же явлю ему спасение Мое. Как благ Бог к правым сердцем! – взывал пророк Давид; – а я – едва не пошатнулись ноги мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо нет им страданий до смерти их; и я сказал: не напрасно ли я очищаю сердце мое, терплю страдание всякой день и томление всякое утро? И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не разумел конца их. Так, на скользких путях поставил Ты их, Боже мой, и низвергаешь их в пропасти; а мне благо приближаться к Богу: на Господа Бога я возложил упование мое. Вот эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают свое богатство; но, как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. А я всегда с Тобою; Ты руководишь меня советом Твоим, и примешь потом в Свою славу. И кто премудр, тот сохранит сие, и уразумеет милости Господни ( Пс.72 ). Вот видим мы два конца двух путей земной нашей жизни; идущие по ним идут здесь часто весьма близко друг от друга; но приводят они к концам, отдаленным в вечности один от другого на такое расстояние, что если бы и хотел кто перейти из одного конца в другой, то вечно не возмог бы сделать сего. Можно ли потому быть неразборчивым в избрании путей сих? Не нужно ли каждому из нас позаботиться, каким путем он идет ныне? – к какому концу приближается? При этом обратим еще внимание на слова Филарета, митрополита Московского: «в ад можно прийти или упасть, хотя того не хочешь и не думаешь о том; на небо же нельзя взойти, когда того не хочешь и не думаешь о том». И Писание говорит: иже земная мудрствуют, – о земном только помышляют, – им кончина – погибель ( Фил. 3:19 ). Однако никто из сих не думает, что он идет по пути в геенну; все живут спокойно, как будто нет никакой опасности погибнуть им!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Я прилепился к откровениям Твоим, Господи (Пс 118, 31). А мне благо приближаться к Богу (Пс 72, 28). Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор 6, 17). Итак, утомляемые устремлением помыслов души к Богу, мы не должны оставлять упражнения в этом. Ибо кто возделывает землю свою, тот насытится хлебом; а кто подражает праздным, тот насытится нищетою (Притч 28, 19). И в напряженном наблюдении за этим мы не должны ослабевать и впадать в гибельное отчаяние, поскольку от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (Притч 14, 23). И еще: трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его (Притч 16, 26). Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11, 12). Ибо никакая добродетель без труда не совершенствуется, и без большого сокруше- 349// ния сердца никто не может достигнуть того постоянства духа, какого вы желаете. Ибо человек рождается на труд (Иов 5, 7). Чтобы он мог придти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4, 13), необходимо ему всегда бодрствовать с большим вниманием и трудиться с постоянной заботою; иначе полноты этой меры никто не достигнет в будущем, если не будет размышлять и не приучится к ней в настоящее время, находясь еще в этом веке, не будет предвкушать ее, и если, назначенный быть драгоценным членом Христовым, не получит залог того соединения со Христом, которым мог бы еще в этой плоти соединиться с Его телом, одного только желая, одного жаждая, к одному всегда направляя не только все свои действия, но и помыслы, чтобы удержать в себе уже данное в залог в настоящей жизни то, что говорится о блаженном пребывании святых в будущей жизни, т. е. чтобы Бог был все во всем (1 Кор 15, 28). глава 7 Вопрос о непостоянстве души и о нападении злых духов Герман. Эта рассеянность ума, кажется, могла бы быть несколько сдерживаема, если бы окружающие враги непрестанно не побуждали разум к тому, чего не хочет, и к чему увлекает его и сама подвижность природы его. Поскольку окружают его столь бесчисленные, столь сильные и страшные враги, то нам думалось, что невозможно противиться им особенно в этой бренной плоти; при этом мнении мы ободрились вашим наставлением, как бы небесным изречением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Если, говорит, отвергнете свою праведность и заслуги обрядовых дел, сознаете свою вину и искренно покаетесь: то получите прощение грехов. Хотя бы грехи ваши были грехи крови или кровавые, т. е. самые тяжкие, при истинном покаянии Бог простит вам их, сделает вас чистыми, как чисты белая волна и снег. Ст. 19. Если захотите и послушаетесь; то будете вкушать блага земли, т. е. если хотите послушаться Моего совета, то будете спокойно, безопасно обладать Ханаанскою землею, наслаждаться обильными произведениями полей, пользоваться Божиим благоволением; Бог будет защищать вас против врагов и все дела ваши, обстоятельства гражданские и церковные, будут в цветущем состоянии. Ст. 20. Если же отречетесь, и будете упорствовать; то меч пожрет вас: (т. е. истребит), ибо уста Господни говорят, т. е. если не захотите послушаться Моего совета, не покаетесь, упорно останетесь в порочном состоянии: то Бог предаст вас врагам, которые истребят вас мечем. Так ненарушима свобода человеческая, что и при всесильном действии благодати, от нее зависит или блаженство человека, или погибель! Avt II. Пророческая часть а) Приступ Ст. 21. Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Бог хотя предлагал лицемерным Иудеям совет исправить свою жизнь и тем заслужить Его милость; однако ж предвидел, что они не послушаются Его совета, не отстанут от пороков. Потому, как бы раскаиваясь в том, что сделал им снисхождение, снова жалуется на их развращение и показывает, чего этому народу и царству надобно ожидать в последствии. В приступе Бог сначала вообще жалуется на развращение всего города (ст. 21, 22); а потом в частности – на пороки правителей и судей. Блудодейство в св. Писании означает вообще беззаконие всякого рода ( Пс.72:27 ) и в особенности идолопоклонство и нарушение благодатного завета, по силе которого Сын Божий, таинственным союзом сочетавшись с естеством человеческим, благоволил быть женихом своей Церкви ( Лев.19:29 , Числ.25:1 , Иез.16:15 , Ос.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

И как еще трудно! Совершенная Истина возвестила нам, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели пристрастному к земным благам пройти сквозь тесные врата, чтоб войти в Царствие Божие ( Мк.10:25 ). Почему так? – потому что двум господам, требующим противное друг другу, никто не может служить. Кто предан стяжанию земных благ, тот нерадив о небесных; и кто любит мир, в том нет любви к Богу ( 1Ин.2:15 ). Бога же заповедано нам любить всем сердцем, всею душою и всем помышлением ( Мк.12:33 ); потому и всем, которые помышляют о земном, как сказано, им конец погибель ( Фил.3:19 ). Для сего и говорит Господь: не собирайте себе сокровищ на земле; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:19, 21 ). Но если кто делает напротив, тот уже сердцем отвращается от Бога и бывает проклят; ибо о таких сказано: се удаляющии себе от Тебе погибнут ( Пс.72:27 ), и еще: проклят человек, аще от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). Такому и Господь говорит: многими путьми трудился еси; сего ради не помолился Ми еси, и не помянул еси Мене, ниже приял Мя еси во уме, ниже в сердце твое, сего ради и Аз тя презираю ( Ис.57:10, 11 ). Так как корень всех зол есть сребролюбие, то все, кои обогащаются на земле, впадают во многие богопротивные желания и погружаются в душевное бедствие и погибель ( 1Тим.6:10, 9 ) У таких бог века сего ослепил умы ( 2Кор.4:4 ), – как говорит апостол Павел. И случается видеть из них всегда учащихся, и никогда не могущих дойти до познания истины ( 2Тим.3:7 ); ибо они думают, что и благочестивое их занятие должно служить им для прибытка ( 1Тим.6:5 ). Такие люди, что бы ни делали, хотя бы и постились, и молились, и подавали милостыню, но с тем намерением, чтобы Бог их наградил в этом мире, за все восприемлют мзду свою здесь ( Мф.6:5 ), и уже не будет им награды от Бога в жизни будущего века. И что еще о корыстолюбцах говорит Господь? Огрубело сердце людей сих, и они не уразумеют, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:15 ). Не вразумит их и слово, могущее умудрить во спасение, верою во Христа Иисуса ( 2Тим.3:15 ), как людей растленных умом и помраченных в смысле ( Еф.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня В Киево-Печерской Лавре вышло второе издание книги иером. Симона (Бескровного) «Птицы Небесные»   В Киево-Печерской Лавре вышло второе издание книги иером. Симона (Бескровного) «Птицы Небесные»   Книга иером. Симеона Бескровного «Птицы Небесные» я вляется литературным шедевром. Это книга, от которой трудно оторваться. Наверное, в жизни каждого человека встретилась книга, которая изменила его жизнь. Такой книгой для многих стал бестселлер «Птицы Небесные». Комментарии Всего комментариев: 4 2019/03/18, 08:20:23 СПАСИБО! " Волю же Твою кто познал бы,если бы Ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому,что угодно Тебе, и спаслись премудростью " (Прем. Сол.9:16-19). АМИНЬ!!! Галина 2019/03/15, 09:06:37 Старцы Киево Печорские молите Бога о нас. Татиана 2019/03/13, 19:42:58 +++А Голубиная Страна лучше+++ О!Священный град Иерусалим!?. О!Чудесная Гора Фавор Иисуса!?. О!Святая Гора Афон Богородицы!?. О!Восхитительное Дивное Дивеево Святой Руси!?.-а не хвалите,а не маните,а не восхищайте,а не прельщайте,а не губите!.. " Не любите мира,ни того,что в мире: кто любит мир,в том нет Любви Отчей. " (1Иоан.2:15). -Даже такое Священное,Чудесное и Православное? -И даже такое Православное,Дивное и Священное на земле греха,лжи и смерти! -Даже Русь Святая Пресвятой Троицы распята и покоится во Втором,Соловецком,Мистическом Гробе Мира!?. " Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. " (Пс.72:25). Ибо наш Родной Отец Истины только в Горнем Отечестве Свободы! А наши возлюбленные Родные в Раю Нескончаемой Радости! И наша Истинная Родина лишь на Небесах Любви! О,Голубиная Страна Чудесного Птицелюба и Его Всепрекрасных Голубей Свыше! Небо,Крестом Христа и Крестом Русских Святых,отверсто!.. +++Любовь-София Солнцекрылая+++ " Волю же Твою кто познал бы,если бы Ты не даровал Премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле,

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=3...

1, 8, 17, 18; 3, 10-11; 7, 17). Только в Боге находит человек упокоение. " Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек " (Пс. 72, 25-26). Епископ Феофан Затворник (113, 178). Христос непременно явит Себя в нас, если мы истинным покаянием докажем решительное произволение, чтобы он обитал в нас (112, 401). Желающие приблизиться к Богу и соединиться с Ним блаженным соединением навеки должны начать это святое дело с тщательного изучения Слова Божия, с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос (111, 7). Жизнь по заповедям Господа дарует нам Его таинственное явление. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа - понятия, возникшие и усвоенные умом из Евангелия,- соберутся в сердце, закроют его двери, чтобы не проникли туда иудеипомышления (Ин. 20, 19), враждебные Господу, отвергающие все святое учение Его (111, 142). Невозможно приблизиться к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе как при содействии Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и людьми (111, 167). Вечное блаженство-духовно, Божественно. Только тот может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом и вступил в святое общение с Богом (111, 253). Господь наш Иисус Христос - среди нас. Его нет только для того, кто отвергает Его присутствие... Сам Господь сказал ученикам Своим: " Се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28,20) (111, 273). Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев (111, 470). Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе - для его спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ - совершено было Самим беспредельным Богом (111, 470-471). Истинный христианин почивает в Господе и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа и в христианине - Христос (111, 75).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

491.  Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2. 8). 492.  А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 493.  Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих в Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7, 8). 494. Слово 21. 495. Требник, или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 496. Деян. 1. 14. 497. Ис. 56. 7. 498. Святой Исаак Сирский. Слово 21. 499. Деян. 6. 2, 4. 500.  …в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24. 49). 501. Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. Tom XL, pag. 1080. 502. Слово 4, гл. 17. 503. Collatio X, cap. Χ. 504. Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях февраля 19. 505. Канонник. Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 506. Четьи-Минеи. 9 января. 507. Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия. 508. Слово 52. 509. 15 глав о безмолвии, глава 2. Добротолюбие. Ч. 1. 510. Ин. 11. 39, 43–44. 511. Святой Исаак Сирский. Слово 72. 512. Слово 21, гл. 7. 513.  Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4). 514.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 515. Алфавитный патерик Скитский, буква Η. 516. Слово 8. 517. Слово 69. 518. Cassiani callatio X, cap. Χ. 519. Добротолюбие. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. 520. О авве Филимоне. Добротолюбие. Ч. 4. 521. Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, лому, отвсюду затворенному и заключенному. 522.  …доселе дойдешь и не перейдешь (Иов. 38. 11). Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Добротолюбие. Ч. 4. 523.  …не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010