1 . Бог существует ( Рим.1:20 ). 2 . Он Творец ( Пс.18:2 ), но Сам Он нетварен. Если Бог сотворил мир, то Сам Он должен отличаться от творения, т.е. быть нетварным. 3 . Он вечен. Если Бог сотворил мир и время, то Он Сам должен был предшествовать мирозданию. 4 . Он мудр ( Деян.17:29 ). Если Бог устроил такой сложный мир, то Он должен быть очень мудр ( Иер.51:15 : «...утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса»; ср. Прит.3:19 ; Пс.135:5 ). 5 . Он силён. Если Бог сотворил такой огромный мир со всей его огромной энергией и управляет им ( Деян 14:17 ), то сам Он должен обладать ещё большей силой. 6 . Он благ. В природе видна Божья забота о человеке («...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», Мф.5:45 ). 7 . Он справедлив. Наше нравственное чувство свидетельствует о Божьем законе ( Рим.2:15 ). Конечно, это не значит, что каждый человек обязательно увидит, поймёт и примет общее Откровение. Однако доступность и всеобщий характер свидетельств о Боге помогают уверовать и приготовиться к принятию особого Откровения. Ограниченность общего Откровения. При всей важности общего Откровения нужно понимать, что оно ограничено. Оно может сказать о существовании Бога, но не сможет описать какой Он, какова Его воля по отношению к человеку, какова цель и смысл жизни. Основная проблема здесь в том, что общее Откровение невербально, т.е. не выражено человеческим языком. Понимание фактов в значительной мере зависит от человеческой интерпретации. Более того, чтобы правильно понять общее Откровение, нужно иметь некоторые предварительные понятия о Боге. Таким образом, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного (особого) Откровения 72 . Кроме этого есть ещё одна причина – человеческий грех . Он изменил восприимчивость человека к Откровению. Природа до сих пор проявляет признаки божественного происхождения, однако она перестала быть для человека ясным Откровением Бога, какой была до грехопадения ( Рим 8:19–22 ) 73 . Повреждённый грехом человеческий ум не только малоспособен к богопознанию, но, как ослеплённый грубой чувствительностью, весьма склонен к неверию ( Рим.1:18,25 ; Ефес.4:18 ; Кол.1:13 ; 1Ин.2:9:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

О воскр.= О воскресении плоти. CPL 19. Твор., т. 2, 213–310; Соч., 188–248. О крещ.= CPL 8. О крещении: Твор., т. 3, 32–59; Соч., 93–105. О мол.=CPL 7. О молитве: Твор., т. 3, 1–31; Соч., 294–306. Прещ.=CPL 5. О прещении (Об отводе дела против еретиков): Твор., т. 2, 1–40; Соч., 106–129. Прот. иуд.=CPL 33, Против иудеев: Твор., т. 2, 121–164. Adv. Marc.=CPL 14. De anima=CPL 17. De corona militis=CPL 21. De fuga=CPL 25. De jejun.=CPL 29. De monogamia=CPL 28.      . De pudicitia=CPL 30. Scorp.=CPL 22. Устав= Устав для всего общества Израиля в конечные дни [I QS]/Пер. и коммент. К.Б. Старковой. – «Палестинский сборник», вып. 4 (67). М.; Л., 1959, 17–72. Переизд.: Тексты Кумрана [II]/Введ., пер. с древневр. и арам. и коммент. А.М. Газова-Гинзберга, М.М. Елизаровой и К.Б. Старковрй. СПб., 1996 (Пам-ки культуры Востока 7), 112–131 (примеч. 131–153). Феодорит= бл. Феодорит Кирский . Рус. пер. основных творений в серии «Творения святых отцов…», ч. 1–7, т. 26 и сл., М., 1855–1861; 1905–1907 2 . Комм. Пс.=CPG 6202. TLG 4089/24. Рус. пер. во 2-й; и 3-й ч. Творений. Письма=CPG 6239–6278. TLG 4089/5–7. Бл. Феодорит Киррский : Письма. Кн. 1 [письма 1–150] – 2 сл.]. Сергиев Посад, 1907. ЦИ=CPG 6222. TLG 4089/3. Феодорит Кирский . Церковная история. М., 1993 2 (СПб., 1852 1 ). Eranistes=CPG 6217. TLG 4089/2. Феоф. Авт.=CPG 1107. TLG 1725/1. Феофил Антиохийский . К Автолику. Рус. пер.: СДХА 128–191. Филон= Филон Александрийский. О жизни соз.=TLG 18/28. Рус. пер. Н. П. Смирнова в его книге: Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909, Приложение, 1–31 [отд. оттиск из ТКДА ]. Новый сокр. перевод М.М. Елизаровой в ТК 376–391 [§§ 1–2, 11–13, 18, 20–22, 24–39, 65–85, 88–90]. О потомках Каина=TLG 18/6. О потомках надменного Каина и о его изгнании. Рус. пер.: Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000, 252–292. Abr.= De Abrahamo. TLG 18/20. De plantatione NoT=TLG 18/10. Spec. leg.= De specialibus legibus. TLG 18/24. Фотий, Bibl.= Св. патриарх Фотий. Bibliotheca. TLG 4040/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

70) Если приобретешь жезл терпения; то скоро перестанут бесстыдствовать псы. Терпение есть труд, не сокрушающий душу, ни мало, не колеблемый даже благовидными причинами к смущению. Терпеливый есть непогрешительный делатель, и в самых падениях одерживающий победу. Терпение есть ежедневно ожидаемая мера скорби. Терпение есть отложение всяких извинений и внимательность к себе. Делатель не столько имеет нужды в пище, сколько в терпении; потому что за второе получит венец, а первая может послужить ему в пагубу. Муж терпеливый умер прежде положения во гроб, келью свою сделав для себя гробом. Терпение породили упование и плач. А у кого нет упования и плача, тот раб уныния. 71) Подвижнику Христову должно знать, каких врагов преследовать ему издали, и с какими сходиться и вступать в борьбу. Иногда борьба доставляла венец; иногда уклонение от борьбы делало недостойными одобрения. Но этому невозможно научиться словом; ибо не все мы имеем одни и те же качества и в одинаковой мере. 72) Одного из лукавых духов наблюдай трезвенно; потому что он непрестанно нападает на тебя, во время твоего стояния, хождения, сидения, движения, восклонения, молитвы и сна. 73) поскольку не все хлебы духовного делания небесной пшеницы имеют одинаковый вид; то одни из утвердившихся на поприще безмолвия занимаются возделыванием в себе сего слова: предзрех Господа предо мною выну ( Пс.15:8 ); а другие: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк.21:19 ); иные: бдите и молитеся ( Мф.26:41 ); другие: уготовляй на исход дела твоя ( Притч.24:27 ); иные: смирихся, и спася мя ( Пс.114:5 ); некоторые: не достойны страсти нынешнего времени к хотящей славе ( Рим.8:18 ); другие же опять всегда имеют в мысли слова: да не когда похитит, и не будет избавляяй ( Пс.49:22 ). Вси убо текут един же из них приемлет почесть ( 1Кор.9:24 ). 74) Преуспевший без утомления делает не только в бодрственном состоянии, но и во время сна. Посему иные и в самом сне посрамляют приступающих к ним демонов, и распутных женщин научают целомудрию. Но ты не ожидай посещений, и не приготовляйся к ним заранее; потому что состояние безмолвия совершенно просто и ничем не связано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Положить руку на уста ( ) – жест того, кому нечего сказать. Неприятельница, насмехавшаяся над Исраэлем ( Мих.7:10 ), наконец, заткнётся. Пережив Богоявление и увидев полное сокрушение своей мощи, народы будут безмолствовать в изумлении и смущении. Ср. Суд.18:19 ; Ис.52:15 ; Притч.30:32 ; Иов.21:5, 29:9 . Отчего оглохнут уши их ( )? Бернини считает, что народы не только увидят проявление Божьей силы, но и услышат сильный звук, от которого оглохнут 356 (ср. Иов.26:14, 40:4 ). Впрочем, можно понимать эту глухоту и в переносном смысле: народы «оглохнут» от неслыханной новости о своём оглушительном разгроме. Следствием этого разгрома будет не только позорная капитуляция армий всех стран, но и смиренное признание народами господства над собою YHWH. Пристыжённые, онемевшие и оглушённые народы мира устрашатся Бога Исраэля и обратятся к Нему за пощадой: Будут прах лизать, как змей, как ползающие по земле. Затрепещут из укрытий своих, и – к YHWH, Богу нашему. Устрашатся они Тебя, убоятся. Безоговорочная капитуляция в надежде на пощаду. Народы уподобляются змею (, ср. Быт.3:14 ) и пресмыкающимся, ползающим по земле ( ) 357 : они склонятся перед YHWH лицом до земли, подползут к Нему в страхе и трепете 358 . Выражение лизать прах ( ) встречается также в Ис.49:23 и в Пс.72 /71:9. Затрепещут (и выйдут) из укрытий своих ( ) – чтобы сдаться, как когда-то пять царей вышли из пещеры и сдались Йеношуа ( Нав.10:22–28 ). Им не останется ничего другого, как только отдаться на милость YHWH, Бога Исраэлева. Ср. Исх.15:14–16 ; 2Цар.22:45–46 ; Пс.18 /17:45–46. Книга Михи завершается хвалебным гимном ( Мих.7:18–20 ), в котором воспеваются милость YHWH по отношению к Исраэлю и Его верность клятвам, данным Авранаму и Яакову. Произносится этот гимн от имени всего израильского народа: Мих.7 :19a, 20b. Жанрово и тематически он перекликается со многими псалмами, а также с некоторыми пассажами книги Йешайяну ( Ис.12, 25:1–5, 63:7–9, 64:9 ), и совершенно явно – с торжественными словами Исх.34:6–7 : «YHWH, YHWH, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259. Gelasius, Decret, (Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260. Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263. Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264. Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266. Caesar, Arel. Hom. 12. (Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267. Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268. Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269. Сократ. Церк. ист. V, 22. 270. Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271. Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274. Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275. Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278. Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279. Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280. Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281. Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282. Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284. Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285. Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289. Иероним. На Римл. 14, 1. 290. Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291. Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292. Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293. Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294. Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295. Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297. Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«В свете Угаритских отрывков Ханаанской религиозной литературы, — писал В. Олбрайт, — многие псалмы могут быть отодвинуты назад к ранним временам Израиля, не позднее десятого века. Поэтому нет уже необходимости отрицать Давидово время их возникновения» ( W. Albright. The Archaeology of Palestine, p. 226). Таким образом, крайности текстуальной критики оказались преодоленными. Хотя археология не возвратила Давиду авторства, но произошло нечто аналогичное с авторством Моисея. Истина оказалась лежащей посередине. Прежде всего следует сказать, что сама Библия не приписывает всей Псалтири Давиду. Многие псалмы в своем написании имеют другие имена (Пс 41—49, 72—84, 86—88), а многие безымянны. Семьдесят три псалма имеют надпись «ле Давид», что обычно истолковывается как обозначение авторства Давида. Но из них псалмы 5, 14, 62, 68, 137 говорят о храме Иерусалимском, который при Давиде не существовал, псалмы 13, 50 — о разрушении Иерусалима и вавилонском изгнании. Так называемые «Песни восхождения» (Пс 120—134)—это сборник гимнов, которые «должны были исполняться во время восхождения в храм, на каждой ступеньке по одной песне» ( A. Weiser. Einleitung in das AT, S. 256). Таким образом, почти треть книги уже по внешним признакам не может принадлежать Давиду. Но достоверные свидетельства Книг Царств указывают на то, что Давид, действительно, был певцом и музыкантом, что он слагал песни и религиозные гимны (1 Цар 16, 17; 2 Цар 1, 19 сл.; 6, 5; 7, 18 сл., 22). О поэтическом творчестве Давида говорится также в 1 Парал 16, 7. Какие же псалмы можно приписывать Давиду? Прежде всего некоторые из его гимнов вошли, очевидно, в другие, утерянные сборники. В частности, сюда относятся элегия на смерть Саула и элегия на смерть Авенира. Из тех же, которые вошли в Псалтирь, прежде всего следует указать на Пс 17. Красочный антропоморфизм в изображении Ягве, Который спешит на помощь царю, есть доказательство его древности и дает представление о подлинной религии Давида. Этот же псалом вкладывается в уста Давида в 2 Цар 22.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Б., подаваемое Богом «боящимся Его» (Пс 24. 12-13), «чистым сердцем» (Пс 72. 1), заключается не только в Б. земной жизни («ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» - Пс 33. 11), но и в буд. спасении. Наивысшая актуализация Б., по представлениям ВЗ, проявится в мессианском царстве, в к-ром должны осуществиться религ. чаяния всех верных Богу. Эта идея нашла свое выражение прежде всего у прор. Иеремии , к-рый придает понятию   эсхатологический оттенок (Иер 31. 10-14; 32. 39-40, 42; 33. 9). Однако в предхрист. эпоху мн. иудейские памятники рассматривают мессианские Б. не как окончательные ( Смирнов. С. 423-439): наслаждения мессианского времени предстают как переходная ступень к высшему и окончательному блаженству в буд. веке (3 Езд 7. 28-35). При этом духовный характер буд. Б. в сознании иудеев зачастую смешивался с чувственными и временными Б. земного царства Мессии (см. ст. Хилиазм ). Новый Завет Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. Л. 134 об.) Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. Л. 134 об.) выдвигает понятие о грядущем царстве как о Царстве Божием , к-рое не есть пища и питие (Рим 14. 17). В Слове, ставшем плотью, исполненном благодати и истины (Ин 1. 14), человек обретает высшее Б., или блаженство богообщения. Вера в восставшего из мертвых Иисуса Христа уже в наст. жизни субъективно предосуществляет наше с надеждой ожидаемое буд. блаженство (Евр 11. 1). Однако полное обладание высшим Б. в земной жизни невозможно: окончательным осуществлением для человека, открытого во Христе, высшего Б. становится вечная жизнь . В этом смысле в Послании к Евреям Христос именуется «Первосвященником будущих благ» (9. 11), а о законе ВЗ говорится как о имеющем «тень будущих благ» (10. 1). Под Б. здесь понимаются плоды искупительной Жертвы Спасителя, к-рые принимает, согласно евангельской притче, только пребывший «благим и верным» (Мф 25. 21). Эти буд. Б.- единственно реальные, поскольку в них грех и смерть окончательно исчезнут. В наст. жизни закон греха препятствует благому устроению человеческого существования, проявляя себя в нравственно-религ. дуализме добра и зла: «...знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (γαθν)... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7. 18-19). Понятие Б. в святоотеческом богословии

http://pravenc.ru/text/Благо.html

(18) Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их . Взывание праведных есть мысленное, и оно в потаенности сердца раздается велегласно и может достигать до самого слуха Божия. Ибо кто просит великого и молится о небесном, тот взывает и воссылает к Богу молитву, которая бывает услышана. И так воззваша, праведнии взыскали не чего-нибудь маловажного, земного, низкого. Потому и Господь внял их голосу и от всех скорбей их избави их , не столько освобождая их от огорчений, сколько приготовляя к тому, чтобы они были выше всего приключающегося. (19) Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет . Господь ко всем приближается Своей благостью, но мы сами себя удаляем грехами. Ибо сказано: Се удаляющии себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27). Почему о Моисее говорится, что он приступал к Богу (ср.: Исх. 24, 2), и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу. Кроме того, слова сии содержат в себе пророчество о пришествии Господа и согласны с предыдущими. Ибо там сказано: Лице Господне на творящия злая , то есть явление Его на Суде будет на погибель всякого лукавства. А здесь, сказав: Близ Господь сокрушенных сердцем , Пророк возвещает приближающееся же и недалеко отстоящее пришествие Господа во плоти. И в сем может убедить тебя сказанное в пророчестве Исаии: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение (Ис. 61, 1). Поскольку посылаем был Врач для сокрушенных сердцем, то сказано: близ есть Господь . Вам говорю сие, смиренные и сокрушившие свое самомнение, чтобы вас обрадовать и ввести в долготерпение радостью ожидаемого! Сокрушение же сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя слову Божию и владычественное в себе предоставил помышлениям сверхчеловеческим и божественным, тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничтожаемою от Господа. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Итак, близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет . Кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом смирен. Правда, смирен1 и тот, кто ходит во грехе, потому что ничто так не смиряет, как грех. Посему растленную и потерявшую святыню девства называем смиренною. Так, сказано, что Амнон восстал на Фамарь и смири ю (2 Цар. 13, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

Есть частные особенности в языке книги Аввакума, ко­торые укрепляют, утверждают высказанное нами суждение о раннем – в эпоху расцвета – происхождении этой священной книги. Мы разумеем здесь троякого рода дан­ные, почерпаемые из «жизни слов». Во-первых, мы отметим, что для выражения одних и тех же понятий Аввакум пользуется совсем другими терминами, чем свя­щенные писатели халдейской эпохи, как раз теми, кото­рые имеют место у представителей цветущего периода священной литературы – времени Исаии и раннейших. Это – во-вторых. Наконец, в принадлежности писателя нашей книги к генерации Исаии убеждает нас довольно значи­тельное число παξ λεγομνων и редких выражений у Авва­кума, свидетельствующих о классическом достоинстве его языка. I. Укажем примеры того, что Аввакум употребляет терминологию, свойственную более древним священным писателям, а не ту, которую употребляют позднейшие писатели, принадлежащие халдейской эпохе, не исключая даже Софонии. – В Авв. 1:3 понятие насилия выражается терминами и . Преимущественно они употребляются в книгах более ранних – ( Быт. 6:11, 13; 49:3 ; Исх. 23:1 ; Вт. 19:16; Ам. 3:10; 6:3 ; Мих. 6:12 ; ; Притч. 3:31; 10:6, 11; 13:2; 16:29; 26:6 ), а – в пророческих раннейших по преимуществу ( Ис. 13:6; 16:4; 22:4; 51:19; 59:7; 60:18 ; Ос. 7:13; 10:14; 12:2 ; Ам. 3:10; 5:9 ; Иоиль 1:15 ; Пр. 21:7; 24:2), и, хотя в позднейшей литера­туре они всё-таки встречаются, но гораздо реже – уже как классические выражения ( Соф. 1:9 ; Мал. 2:16 ; 1Пар. 12:18 ; Иер. 6:7; 48:3; Иез. 45:9 ), а в общем приобретают в позднейшей литературе права гражданства термины – и ( Соф. 1:15 ; Иер. 4:31; 6:24; 14:8; 15:11; 16:19; 30:7; 49:24 ; Дан. 12:1 ; Авв. 3:16 ; Зах. 10:11 ): вернее будет сказать, что указанные выразительные термины Аввакума сменяются ме­нее яркими и конкретными. На смену ( Авв. 1:4 ; Пс. 76:3 ) выступает (Иер. 6:7) с его многочисленными произ­водными; в Авв. 1:10 имеем мн. ч. – ( Суд. 5:3 ; Пс. 2:2 ; Пр. 8:15; Ис. 40:23 ), а в позднейшей литературе преобладает ( Соф. 3:13 ; Иер. 1:18 ), а также только с халдей­ской эпохи – и ( Ездр. 9:2 ; Неем. 2:16 ; Иер. 51:23; Иез. 23:6 : Дан. 3:2 ). У Аввакума ( Авв. 1:10 ; Ис. 23:12 ; Наум 3:14 ), у позднейших священных писателей – ( Соф. 1:16; 3:16 ; Зах. 14:10 ; 2Пар. 26:15 ). Аввакум употребил слово ( Авв. 2:8 ; это – очень употребительный термин – Исх. 10:5 ; Лев. 14:17 ; Числ. 31:32 ; Вт. 3:11; 28:54; Нав. 12:4; 13:12, 27; 23:12 ; 2Цар. 21:2 ; Ис. 38:10 ; Мих. 5:2 ; Соф. 2:9 ), писатели эпохи плена и послепленной заменяют его 4Цар. 21:14 ; Неем. 7:72 ; Иер. 25:20; 40:15; 41:10; Иез. 9:8; 25:16 ; Агг. 1:12 ; Зах. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

56] 1) Не позволяйте себе зле относиться один к другому, но показывайте взаимно между собою благое соревнование и подобающее братолюбие. Говорю сие в желании, да все спасемся. Ибо Господь наш Иисус Христос говорит: несть воля пред Отцем Моим Небесным, да кто погибнет (Мф. 18, 14). Итак спаситесь все; для сего все понудьтесь и поревнуйте представить себя Богу чистыми, как и созданы были в начале, нося подобие Божественного образа. Не будьте задорливы и не вдавайтесь в рассеянную многоречивость; когда сходитесь вместе по вечерам, не заводите смехов, и когда работаете вместе, не делайте этого, увлекая друг друга в падение. Чрево мое болит мне и чувства сердца моего неудержимо мятутся, говорит негде в богонаученных словесах своих велегласнейший Иеремия (4, 19). Здесь же я, нечистый и окаянный, вопию к вам: болезнь смертная объемлет меня, и стрелы помыслов уязвляют, когда слышу, что вы худо ведете себя. Страшного убо Бога убойтеся, чада мои, и долгого вашего подвига и блаженного труда не губите каким-либо нерадением. Большое совершили мы плавание: ужели у пристани потерпим крушение? Долгий прошли мы путь: ужели в преддверии Божественных обителей воздремлем? Уразумейте, что говорю: ибо вам дано от Бога разумение. Мужайтеся и да крепится сердце ваше (Пс. 30, 25). Подвизайтесь, – и облекайтесь в смиренномудрие. Не будьте поблажливы своей воле и не оказывайтесь чрез то не с радостию исполняющими мои распоряжения. Ибо если кто умертвит свою волю, тот, как бы ни было ему тяжело возлагаемое на него, не отказывается, не небрежет, не тяготится, но охотно покоряется и слушается, соглашается и не противоречит, как и неразумное животное вяжущему его, по слову Писания (Пс. 72, 22). Да познает же каждый из вас сам себя, каков он в отношении к послушанию. Впрочем, и я по внешним движениям могу замечать, что лежит внутри. По св. Дорофею, не имеющий своей воли, чтобы ни делалось в монастыре, все то считает своим делом, – и такой всегда покоен. А кто не таков, тот кажется утомленным и расстроенным, влеком будучи своим хотением то туда, то сюда, прельщаясь то тем, то другим и принимая то тот, то другой вид.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010