Христос восседает у Богородицы на левой руке, образующей вокруг Него подобие византийского престола с низкой полукруглой спинкой. Божия Матерь, рождшая и носившая на руках держащего «вся рукою Господа» 68 , – «престол высокий превознесенный». Как Вседержитель Христос и изображается на иконах «Одигитрии»: Он прямо развернут в мир, правой рукой благословляет, в левой руке у Него свиток – один из наиболее многозначных христианских символов. Бог Слово, Вторая Божественная Ипостась, является творческой силой Бога. Поэтому книга 69 в древней Палестине имела очень широкий мистический смысл. Во-первых – это Сам Бог, Его Божественная природа, Которая заключает в Себе Божественное Слово ( Иез.2–3 ). В образе книги или свитка представлено также все Творение, призванное к бытию Словом: это книга земного и небесного Бытия ( Пс.59:9, 138:16, 39:8 ); это небо земное ( Откр.6:14 ) и небо как место пребывания чинов ангельских ( Ис.34:4 ). Кроме того, свиток – это Книга Жизни ( Исх.32:32–33 ; Флп.4:3 ; Откр.13:8, 20:15, 21:27, 22:18–19 и др.), и список судеб человеческих ( Иер.36 ), и список грехов человеческих – проступков против Бога ( Иов.14:17 ). Свиток употребляется в Священном Писании и как образ гнева Господня ( Зах.5:1–2 и др.). Одно из его значений также образ Закона, данного Бога людям ( Втор.28:58–61; 29:20–21 и др., 2Пар.25:4, 34:24 и др. Гал.3:10 и др.). В святоотеческой литературе свитком называли и Саму Пресвятую Богородицу. Так, святитель Григорий Палама в «Беседе на спасительное Рождество Богородицы» говорит о Ней: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово» 70 . Как о новом свитке ( Ис.8:1 ), «который приготовило совершающее все Слово Божие , чтобы Самому писать в нем, как тростью, языком Божиим – Духом Святым», пишет о Богородице прп. Иоанн Дамаскин в «Слове» на Её Рождество 71 . В иконах «Одигитрия» свиток всегда имеет несколько значений, одни из них постоянны, другие меняются. Часто образ Богородицы соединяется с символом свитка и творения, и Божия Матерь осмысляется как совершенная Книга, где написалось Божественное Слово, творившее мир. «Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаем» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли (1–6). Царство его будет вечным и распространится по всему миру и над всеми народами, так как он будет защищать нищего от насилий (7–14). О нем будут непрестанно молиться; его царствование будет полно и внешних благ и все племена ублажат его (15–17). Благословен Господь во веки! (18–19). Пс.71:1 .  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, Пс.71:2 .  да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; «Суд», «правда» – выражения синонимические, означающие желание Соломона быть в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Таково, напр., решение им спорного дела двух блудниц (см. 3Цар. 3:16–28 ). Его решения, как опирающиеся только на справедливость, должны быть, поэтому, и беспристрастны: они одинаковы для всех людей, как знатных и сильных, так слабых и бедных ( «нищих»). Пс.71:3 .  да принесут горы мир людям и холмы правду; Пс.71:4 .  да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, – «Да принесут горы мир людям и холмы правду» – пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой – получит кару. «Горы» и «холмы» – местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1–2 ст. кн. пророка Михея ( Мих. 6:1–2 ) под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить – пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом. Пс.71:5 .  и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Пс.71:6 .  Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Также и добавление слова духом сделано, чтобы сразу отсечь ненужные толкования: речь не идет о нищих как о социально-экономической группе. Подсказка Матфея заставляет присмотреться к самому слову нищие как термину, имеющему свое собственное духовно-религиозное содержание, то есть входящему в ветхозаветную религиозную традицию. Для понимания начала Новозаветной проповеди надо услышать ветхозаветное звучание слова нищий . «Вы посмеялись над мыслью нищего , что Господь упование его» (Пс 13:6); «Господи! Ты слышишь желания смиренных » (Пс 9:38); «И будет Господь прибежищем угнетенному » (Пс 9:10); «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою… я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце… Я же беден и нищ , но Господь печется о мне» (Пс 39:5, 9, 18); «избавит нищего , вопиющего» (Пс 71:12); «О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; по великой благости Твоей, услышь меня… я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68:13–14:30); «Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время» (Ис 25:4); «не навсегда забыт будет нищий , и надежда бедных не до конца погибнет» (Пс 9:19). Эти и многие другие тексты пророков и псалмопевцев показывают, кто есть нищий (евр. ани ) в ветхозаветной традиции: «Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу, и не знает и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани » , — говорит православная Толковая Библия « Анавим , столь часто упоминаемые в Библии, это люди, которые прошли испытание страданием и созрели, и смирение научило их вручать себя Богу», — соглашается католический писатель Жак Лев . Анавим — это люди, увидевшие, что у Бога все дается милостью, а у человека все приемлется верою. Согласно много раз повторявшимся словам бл. Августина, псалмы от начала до конца представляют собой молитву тех нищих анавим , которым евангельские заповеди блаженства обещают Царство Небесное, то есть тех, кто знает, что у человека нет ничего, чем бы он мог хвалиться перед Богом, но также нет ничего, что он не мог бы надеяться получить от милосердия Божия…

http://bible.predanie.ru/diakon-andrey-k...

«Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю». Сим ясно представил нам Пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно. Как руно, принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе, так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившаго с Мариею обручника. Уже в последствии по зачатии, подозревая нечто необычайное, «восхоте тай пустити ю» ( Мф. 1, 19 ); но дознал от Ангела, что рождение сие есть не человеческое, а духовное. Пс.71:7 .  Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна. «Возсияет во днех Его правда». Слова сии и делами подтверждаются, потому что естество человеческое, освободившись от прежняго злочестия, научилось благочестию. И если некоторые из уверовавших не живут по евантельским законам, то неизчислимыя тысячи и из воинов, и из людей частных, из городских, и сельских жителей, прилагают великую заботливость о добродетели. «И множество мира, Дóндеже отымется луна». Ибо древле малыя владения и отдельныя царства у каждаго народа, бедствуя от частых войн, не могли пользоваться дарами мира, непрестанно проводили жизнь с оружием в руках; и войны сии описаны многими из Римлян и Еллинов. Да и история Царств и Маккавеев показывает нам, скольких бедствий причиною были малыя владения. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, владений сих не стало; одно царство обладает нашею вселенною, и водворяемый Им мир дал силу Божественной проповеди. Выражение: «дондеже отымется луна», употреблено в значении всего времени настоящей жизни. Ибо излишне говорить о жизни будущей, в которой водворится мир истинный. Пс.71:8 .  Он будет обладать от моря до моря и от реки 18 до концов земли. «И обладает от моря до моря», то есть, возобладает над всеми пределами вселенной. Поскольку же предел земли составляют великия и не преплываемыя моря, которыя у иных называются атлантическими, или западным и восточным океаном, то Пророк справедливо выразился, что держава вселенной отвне окружена морями. И это более явным делает следующий стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалмы имеют очень много тем, здесь есть и жалоба, и молитва, и благодарение, и самые различные состояния души человека. Пожалуй, вся сфера духовной жизни представлена в псалмах. Однако, при всем многообразии этой духовной палитры основная окраска псалма — это хвала Бога, " Слава Богу за все». Это основной лейтмотив, который проходит через все псалмы. Условно Псалтирь можно разделить на пять частей, на пять отдельных книг. Каждая из этих книг заканчивается хвалебной песнью Господу, а последняя — псалмами с восклицанием «Аллилуйя», что в переводе «Хвалите Бога». Именно это разделение мы встречаем в Торе, т.е. Пятикнижии, по этому же принципу разделили и Псалтирь на пять разделов. Первая часть — псалмы с 1-го по 40-й, ее можно назвать книгой Давида, потому что почти все псалмы написаны Давидом. Второй раздел — псалмы с 41-го по 71-й. Начинается она с семи псалмов сынов Кореевых, затем идут псалмы Асафа, 18 псалмов Давида, один Соломона и три — неизвестных авторов. Этот раздел в еврейской Библии называется частью сынов Кореевых. Третья часть Псалтири — с 72 по 88 псалом — содержит одиннадцать псалмов Асафа, три — сынов Кореевых, один Давида, один Иемана, один Ефама.) Эту часть называют книгой Асафа. Четвертый раздел Псалтири — это псалмы с 79-го по 105-й. Начинается он с двух псалмов Моисея, затем идут два псалма Давида и четырнадцать псалмов неизвестных авторов. Поэтому эта часть Псалтири называется «Книгой неизвестных певцов». И последняя, пятая, часть Псалтири включает в себя псалмы со 106-го по 150-й и состоит из двадцать восьми псалмов неизвестных авторов, пятнадцати Давида и одного — Соломона. Эта книга называется «Книгой праздничных песен». По преимуществу там псалмы хвалебные. Если мы найдем общее слово ко всем псалмам, то скажем, что это «молитва и богопочитание». Эти два слова существенно говорят о том содержании, которое дает нам книга Псалтирь. Типология. Я уже сказал, что почти половина цитат в Новом Завете взята из Ветхого Завета и большинство — из Псалтири. Важнейшую роль Псалтирь играет в христологии. Мы видим, как о личности Мессии пророчествуют разные авторы. Это так называемые «царские псалмы» — 2, 19, 20, 23, 71 и 109. Вот пример царского псалма: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение. Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 1-7).

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

Блаженный Давид наказал смертью убийц Иевосфея и, отсекши им руки и ноги, повесил у источника над водой. Это обозначает, что крещение во Христа делает бессильными и бездейственными прежде порабощавших нас демонов, которые до крещения умерщвляли души наши. 16. Ему же После закона Моисеева мы получили лучшее упование, которое может приблизить нас к Богу. По слову Иакова: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам ( Иак. 4:8 ). Но народ иудейский не захотел упованием и верой приблизиться и прилепиться к Господу, поэтому Давид и сказал: и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога, и не уповали на спасение Его ( Пс. 77:21–22 ). И Сам Бог изрек также устами Исаии: И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня ( Ис. 29:13 ). 17. Ему же Многие из людей дурного нрава, намереваясь утаить от других скорбь, которой омрачено их сердце, шумно смеются, представляя себя счастливыми. Однако нужно знать, что внутри они исполнены великой печали, потому что отвратилась от них чистая радость. 18. Сатрапу Пантомиму Зачем, давая пропитание и одежду живущим в твоём доме иудеям как бы не от чистого сердца, желаешь ты этим показать, что расточаешь имение на людей, тебе чуждых, пришедших со стороны, не имеющих с тобой ничего общего, лукавых и пустых? 19. Эфору 71 Ипатию Апостол Павел пишет: ибо умерший освободился от греха, ( Рим. 6:7 ) не в том смысле, что все умершие оправдываются, потому что в таком случае все нечестивые и беззаконные, по смерти были бы признаны оправданными. Напротив, поскольку всякий человек после прекращения дурной жизни как бы умирает для дурных дел, справедливо называясь не грешником, но праведным, поэтому написанное будем понимать так, что умерший для греха, поскольку он больше не делает греха, оправдывается. 20. Чтецу Исидору Первоверховный апостол Петр говорит: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны ( 1Пет. 4:14 ), также и Сам Господь взывает в Евангелии: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5:11–12 ). И апостол Павел в Послании к Евреям восхваляет имеющих горячую веру в Спасителя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Ветхий закон весь содержится в следующих словах, как говорит сам Иисус Христос : «Вся убо елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде» ( Мф.7:12 ). Закон Моисеев основанием своим имеет, так сказать, одно только дружество, но не ту высокую любовь, которая является в новом завете. Правда, и в ветхом завете говорится: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе»( Лев.19:18 ). Но любовь сия должна простираться только на ближних, т. е. на тех, кои близки или ближе к нам, но тот кто не близок к нам, по закону Моисееву не имел права на нашу любовь; ибо в том же законе сказано: «возненавидь врага твоего». И следовательно, ветхой закон есть закон строгой правды, т. е. правосудия и оправдания. Но Основатель нового закона говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы» ( Ин.13:34 ). Следовательно, закон Евангельский есть закон любви, любви чистой, неограниченной, беспредельной и Божественной. Все слова Иисуса Христа евангелистами нам преданные, все учение и все действия Его можно и должно обяснять и истолковывать не иначе, как только сим духом любви. Для предания ветхаго закона Бог снисходит на Синайскую гору во огне и облаке, но присутствие Его там ознаменовано было всеми ужасами природы: страшные громы и молнии и трубные гласы не преставали во все время Его беседования с Моисеем. Так, что никто не мог не только восходить на гору в то время, но даже не смел прикоснуться к ней; или иначе дерзкий мог быть наказан сугубою смертью . Для открытия же закона Евангельскаго Сын Божий снисходит в глубоком смирении, «яко дождь на руно» ( Пс.71:6 ), и под кровом человечества. Пребывание Его на земле не только никого не устрашает, но напротив того, Он с неизяснимой благостью и кротостью призывает к Себе «всех труждающих и обремененных». Правда, и закон любви явился в виде огненных языков; но этот огонь не сожигал и не умерщвлял, но согревал, размягчал, услаждал и расширял сердца приявших Его. Итак, закон ветхий открывается строгостью, угрозами и страхом; а закон Евангельский милостью, кротостью и благодатью. Но сего довольно для понятия различий законов ветхого и нового. Теперь поговорим о самой любви. Что есть любовь? Прежде нежели мы скажем что нибудь о любви, сделаем разделение между любовью и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Псалмы имеют очень много тем, здесь есть и жалоба, и молитва, и благодарение, и самые различные состояния души человека. Пожалуй, вся сфера духовной жизни представлена в псалмах. Однако, при всем многообразии этой духовной палитры основная окраска псалма – это хвала Бога, «Слава Богу за все». Это основной лейтмотив, который проходит через все псалмы. Условно Псалтирь можно разделить на пять частей, на пять отдельных книг. Каждая из этих книг заканчивается хвалебной песнью Господу, а последняя – псалмами с восклицанием «Аллилуйя», что в переводе «Хвалите Бога». Именно это разделение мы встречаем в Торе, т.е. Пятикнижии, по этому же принципу разделили и Псалтирь на пять разделов. Первая часть – псалмы с 1-го по 40-й, ее можно назвать книгой Давида, потому что почти все псалмы написаны Давидом. Второй раздел – псалмы с 41-го по 71-й. Начинается она с семи псалмов сынов Кореевых, затем идут псалом Асафа, 18 псалмов Давида, один Соломона и три – неизвестных авторов. Этот раздел в еврейской Библии называется частью сынов Кореевых. Третья часть Псалтири – с 72 по 88 псалом – содержит одиннадцать псалмов Асафа, три – сынов Кореевых, один Давида, один Иемана, один Ефама.) Эту часть называют книгой Асафа. Четвертый раздел Псалтири – это псалмы с 79-го по 105-й. Начинается он с двух псалмов Моисея, затем идут два псалма Давида и четырнадцать псалмов неизвестных авторов. Поэтому эта часть Псалтири называется «Книгой неизвестных певцов». И последняя, пятая, часть Псалтири включает в себя псалмы со 106-го по 150-й и состоит из двадцать восьми псалмов неизвестных авторов, пятнадцати Давида и одного – Соломона. Эта книга называется «Книгой праздничных песен». По преимуществу там псалмы хвалебные. Если мы найдем общее слово ко всем псалмам, то скажем, что это «молитва и богопочитание». Эти два слова существенно говорят о том содержании, которое дает нам книга Псалтирь. Типология. Я уже сказал, что почти половина цитат в Новом Завете взята из Ветхого Завета и большинство – из Псалтири. Важнейшую роль Псалтирь играет в христологии. Мы видим, как о личности Мессии пророчествуют разные авторы. Это так называемые «царские псалмы» – 2, 19, 20, 23, 71 и 109. Вот пример царского псалма: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение. Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

2) С. перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязат. скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом. Благодаря С. другого почитают «высшим себя» ( Флп. 2:3 ). Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» ( 1Ин. 1:6–8 ; ср. Пс. 42:3 ), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною ( Еф. 6:14 ; Флп. 4:8 ) и «взыскивать» С. ( Соф. 2:3 ; Кол. 3:12 ; 1Петр. 5:5 ). Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций; 3) то же С. необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света ( Еф. 5:9 , см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания. Признание заслужит то С., которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа; 4) С. и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен ( Откр. 6:10 ), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости ( Притч. 11:2 ). Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким С. отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления ( Рим. 3:23.27 ; Гал. 6:14 ). Только у того, кто «смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ), можно научиться любить страдание и отверженность ( Флп. 3:10.18 ) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар. 6:22 ), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле. Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» ( Пс. 118:71.75 ). Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» ( Пс. 118:67 ) и что все их прежние достижения были лишь видимостью. Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп. 4:8 ; 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

со ссылками на лат. патрологические издания. Изучал историю нравственного богословия и его преподавания в России и Европе. Представил подробный обзор и анализ книг и учебников по нравственному богословию, по к-рым учились воспитанники российских духовных школ с сер. XVIII в. (Первоначальное происхождение науки о христ. нравоучении и краткая ее история//ПС. 1875. Ч. 1. Апр. С. 349-391; Нравственно-богосл. этюды. Каз., 1875). Самое большое сочинение Г. посвящено истории нравственного богословия в Германии (Главные направления нем. богословия XIX в. Каз., 1882. Вып. 1: От Шлейермахера до Штрауса). Рассматривая более сотни нем. богословских книг, Г. доказывал, что огромное и, по его мнению, положительное влияние на протестант. этические концепции оказала нем. классическая философия. Он считал необходимым применение исторического метода как в нравственном, так и в пастырском богословии. Проблемы богословия Г. рассматривал в тесной связи с проблемами обучения и воспитания. В 1870 г. он вел в ж. «Православный собеседник» рубрику «Современная летопись», опубликовал более 20 рецензий на монографии и диссертации. Соч.: Определения Московского Собора 1666-67 гг.//ПС. 1863. Ч. 2. Май. С. 3-40; Ч. 3. Сент. С. 3-44; Нояб. С. 211-261; Дек. С. 348-371; Определение Московского Собора 1675 г.//Там же. 1864. Ч. 1. Апр. С. 416-446; Учение разума о началах нравственности перед судом христ. нравоучения//Там же. 1865. Ч. 1. Апр. С. 243-289; Место и значение святых Божиих людей в истории и жизни Христ. Церкви. Каз., 1866; Соборы рус. Церкви, бывшие по поводу исправления церк.-богослуж. книг//ПС. 1870. Ч. 3. Сент. С. 71-82; Закон Божий как школьный предмет обучения//Там же. 1873. Ч. 1. Апр. С. 536-570; Ч. 3. Дек. С. 548-562; Религ. кризис в Зап. Европе//Там же. 1874. Ч. 1. Март. С. 328-346; Церковь и школа: Ист. очерк западноевроп. идей по вопросу об отделении школы от Церкви//Там же. 1875. Ч. 3. Нояб./Дек. С. 300-353; Независимая мораль: К характеристике совр. состояния нравоучения во Франции//Там же. 1885. Ч. 2. Май. С. 97-124; Июнь. С. 212-235; Идеи и факты педагогики с т. зр. богословствующего педагога//Там же. 1888. Ч. 1. Февр. С. 193-214; Апр. С. 574-595; Ч. 2. Авг. С. 404-435; Река Иордан и ее окрестности. Каз., 1889. Лит.: Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892; Ивановский Н. И. Проф. А. И. Гренков//ПС. 1901. Ч. 2. Нояб. С. 728-733; Исхакова Р. Р. Пед. образование в Казанской губ. в сер. XIX-XX вв. Каз., 2001. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/166451.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010