25:22); равно как и упомянутое ныне Ангельское собрание по поводу преславного Богоявления самого Спасителя во плоти, как провозвестил Исаия. А слова: «когда приближатся лета, ты будешь познан», — означают, как сказано, преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего, ...Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4—5). Следующие затем слова: «когда придет время, ты будешь показан — нужно ли объяснять для того, кто внимательным оком приникнет к настоящему празднеству»? Ты будешь показан, говорится здесь, в храме, как бы на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью в благолепии воплощения Твоего. Выражая это с большею ясностью, пророк взывал так: «Господь — во святом храме своем; трепещи пред лицем Его вся земля» (Авв. 2:20, Пс. 95:9).    5. По истине страшно совершившееся с Тобою таинство, Матерь-Дева, духовный престол, препрославленный и достойный Бога. Ты явила изумительное чудо для небесных и земных. Свидетельством и неопровержимым доказательством этого служит то, что при новом чуде сверхъестественного Твоего рождения Ангелы на земле воспевали: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14), тройственностью песни выражая тройственность святыни. Блаженна Ты между женами, богоблаженная; ибо чрез Тебя земля исполнилась священной славы Божией, как и в псалмах поется: «благословен Господь Бог Израилев,... и исполнит­ся славы Его вся земля; буди, буди» (Пс. 71:18—19). «И поколебались, — говорит пророк, — верхи врат от гласа восклицающих» (Ис. 6:4), чем означается завеса храма, осенявшая прообразовавший Тебя ковчег Завета, чтобы открылась для меня истина и чтобы чрез предшествовавшие образы и подобия мне научиться со страхом и трепетом почитать и поклоняться совершающемуся с Тобою таинству, а вместе с тем, чтобы этою тенью закона я был удержан от дерзновенного и бесстыдного, не благоговейного созерцания Того, кто стоит выше всего в своей непостижимости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда же таковых наказаний от Бога удостаивались, то внутренне сему радовались, благодарили за то Бога и хвалились тем сами: благо мне, вопиял в благодарной молитве своей к Богу Песнопевец Израиля, яко смирил мя еси: наказуя наказал мя еси, смерти же не предал еси мя ( Пс.118:71, 117:18 ), и ублажали за то других: блажен человек, говорит один из них, его же аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его ( Пс.93:12 ). А потому и в настоящем псалме пророк, вопия к Богу: Господи, да не яростию Твоею облцчиши мене, ниже гневом, Твоим накажеши мене, не обличения и наказания страшится, и не о том просит и молит Господа, чтобы того и другого избавил его, а о том, чтобы, обличил его, но не яростию, и наказал его, но не гневом. Между обличением и обличением, между наказанием и наказанием Божиими есть великая и даже безмерно великая разница: одно есть следствие отеческого милосердия и любви Божией, а другое есть следствие праведного суда и осуждения Божия; первое обличает и наказует временно, но щадит и милует вечно, а последнее щадит и терпит временно, но осуждает и наказует вечно; в первом действует гнев преходящий, растворённый милостию и человеколюбием, а в последнем – гнев окончательно утвердившийся, за переполненною мерою долготерпения последующий, и потому милосердию вовсе непричастный, иначе яростию Господнею называемый. Безмилостивна ярость, говорит Премудрый, нечестивым же до конца без милости ярость найде ( Притч.27:4 ; Прем.19:1 ). Воздаст Господь в день гнева и откровения праведнаго суда, благовествует апостол, комуждо по делом его, а иже по рвению противляются убо истине, повинуются же неправде, ярость и гнев ( Рим.2:5–8 ). Посему-то тайновидец Иоанн, видевшийи изобразивший в Апокалипсисе конечную судьбу нечестия нераскаянного, о поклоняющемся зверю и иконе его сказал: и той имать пити от вина ярости Божия, вина нерастворена в чаши гнева, и будет мучен огнем и жупелом пред Ангелы святыми и пред Агнцем ( Апок.14:10 ). Словом, ярость и гнев Божий, о которых пророк говорит в вышепомянутых словах, суть ярость и, гнев в последней степени, нестерпимые, неотразимые, вечные, нескончаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

67 « χορευτς » — участник праздничной хоровой пляски в древней Греции. 68 Ссылка на Мф. 10:19—20. 69 Оригинал: «истинных людей», «реальных людей». 70 Скобки принадлежат оригиналу. 71 Гностики в древних временах не признавали реальность Воплощения Сына Божьего, а лжеучили о какой-то призрачной видимости, фантазме его. 72 Ис. 53:9. 73 «Произволение», т. е. свободное избрание следовать тому или иному образу жизни. 74 Оригинал: « λαμπρτης » — светлость, сияние, чистота, слава. 75 Оригинал здесь лаконичен: «Она расположила к Себе прежде, чем была почтена, и прежде, чем расположила к Себе, была почтена». Мой перевод здесь не претендует на точность, а является скорее догадкой. 76 Т. е. Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир в смирении и жившего в бедности. 77 Божия Матерь происходила от рода Царя Давида и вместе с тем из священнического рода. 78 Скобки принадлежат оригиналу. Т. е. родиться от Девы принадлежало только Спасителю и никому иному. 79 Т. е. относились к Ней не как к ребенку, а как к Госпоже. 80 Мф. 12:49. 81 Оригинал: «ради которых Он возымел нужду в плоти и в состоянии пострадать согласно ей». 82 « οκουμνη » — «вселенная», каковым словом обозначалась совокупность всех людей. 83 Св. праведные Иоаким и Анна. 84 Св. праведные Иоаким и Анна дали обет Богу, если Он даст им чадо, принести его в дар Ему. 85 «Третий образ жизни» — жизнь в Благодати, в условиях благодати Нового Завета. 86 Т. е. до того времени, когда был дан Моисеев Закон, и после этого времени. 87 Моисеев Закон, в числе иных вещей, принадлежавших Ветхому Завету, был отменен с пришествием Спасителя. 88 Пс. 18:7. Иной перевод возможен: «Устремляясь как бы от некоего восхода солнца» или: «Устремляясь как бы от некоего источника». Но думаю, что мой основной перевод правильнее. 89 Схоларий с высоким уважением отзывается о св. Григории Паламе в своих омилиях в Неделю Православия и на Преображение Господне. В своей второй омилии на Введение во Храм Пресвятыя Богородицы св. Григорий Палама говорит, что Божия Матерь во время Своего пребывании и храме положила начало подвигу безмолвников (исихастов). Подвиг Божией Матери заключался в усовершенствовании Ее духовной жизни, а не деятельной добродетели. См.: Омилия 53 в издании К. Софокла Эконома. Афины, 1861; в нашем переводе омилии св.  Григория Паламы: Монреаль, 1984. Т. III. С 85—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

9–13), как слова закона Божия, обязательного для исполнения всем. Так, обр. совершилось первое собрание свящ. книг под именем Тора, или впоследствии Пятокнижия, и их канонизация, т. е. объявление и принятие их Церковью в качестве богодухновенных и долженствующих служить руководственным правилом веры и жизни, и указаны Моисеем средства охранения их от потери, именно: возложена обязанность охранения на священных лиц, на жрецов, и указано место хранения, священнейшая часть скинии, святое-святых, где одесную ковчега в особом ящике и хранились книги закона и потом другие. По примеру Моисея поступили в этом деле Иисус Навин и Самуил: первый «вписал в книгу закона Божия» акт обновления завета в Сихеме ( Нав.24:26 ), а второй «написал в книгу права царства и положил пред Господом» ( 1Цар.10:25 ), Так могли поступить в деле канонизации своих писаний первые три свящ. писателя потому, что они сами имели высшую правительственную власть в народе и Церкви. Но со времени избрания царя Саула правительственная власть в народе и Церкви отделилась от звания пророческого, и пророки-писатели не всегда имели внешнюю возможность присоединить свои богодухновенные писания к книге закона и совершить канонизацию их. Конечно, Давид и Соломон, как цари, могли это сделать и вероятно сделали в союзе с пророками и священниками; так, полагают, первый сборник Псалмов в количестве семидесьти одного псалма составлен и получил церковную канонизацию при Давиде и при его участии (см. Пс.71 : после стих. 18 и 19); тоже можно сказать и о первых двадцати четырех главах книги Притчей. Но последующие пророки-писатели, не имея ни гражданской, ни церковной власти, не могли сами и самостоятельно совершать канонизацию своих писаний, тем более, что часто они находились в неприязненных отношениях с нечестивыми царями, а иногда и со священниками, напр. пр. Иеремия (см. Иер.20:1,2 ). Когда пророки-писатели жили в смутные времена нечестия и гонений на ревнителей истинной веры, то конечно канонизация их писаний не могла совершиться при их жизни и ими самими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Говорит, что и Иосиф, муж святой и целомудреннейший, и все патриархи имели жен, которых равно Бог благословляет чрез Моисея. Приводит также Иуду и Фамарь, притягивает и Авнана, умерщвленного Господом за то, что не желая семени брату, уничтожал последствия брака. Представляет Моисея и проказу Мариам, которая, оскорбляя брата из-за жены, была поражена за это наказанием Божиим. Хвалит Сампсона и удивительными похвалами превозносит женолюбивого назорея. Рассказывает также и о Деворре и Вараке, что они без преимуществ девства одолели Сисару и Иавина и железные колесницы. Выводит на сцену Иаиль, жену Хавера Кинеянина и проповедует о руке вооруженной колом. Говорит, что между Иеффаем отцом и дочерью девою, которая заклана была Господу, не было никакого различия и даже более веру отца предпочитает той, которая была убита плачущею. Переходит к Самуилу – другому назорею Господа, который с детства был воспитан в скинии и облекался в εφουδ βαρ, что значит одежды льняные ( 1Цар.2:18 ), и говорит, что он раждал детей и что священническая чистота не уменьшалась от объятий жены. Выставляет на поле Вооза с его Руфью и производит отсюда Иессея и Давида. Говорит и о самом Давиде, что он, даже с опасностью жизни за двести краенеобрезаний искал совокупления с царскою дочерью. Что сказать о Соломоне, которого, помещая в каталоге мужей, он считает образом Спасителя и думает, что о нем написано: Боже суд твой цареви даждь и правду твою сыну цареву и: дастся ему от злата аравийска и помолятся о нем выну ( Пс.71:1, 15 )? И вдруг переходит к Илии и Елисею и рассказывает как бы великую тайну, что дух Илии опочил на Елисее, а зачем это он сказал, умалчивает, разве не потому ли, быть может, что он думает, что и Илия и Елисей имели жен. Переходит к Езекии и тогда как останавливается на похвалах ему, удивляюсь, как он забыл сказать: от днесь дети сотворю ( Ис.38:19 ). Рассказывает об Иосии муже праведнейшем, при котором в храме найдена была книга Второзакония, как он был вразумлен Олдамою, женою Селима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

53:3). «Не скройся от моления моего» (Пс. 54:2) , но «помилуй меня» (Пс. 55:2). «Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня» (Пс. 56:4); «сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов» (Пс. 57:7). Ты — «Бог мой, милующий меня» (Пс. 58:18), «спаси десницею Твоею» (Пс. 59:7), и я укроюсь «под кровом крыльев Твоих» (Пс. 60:5), когда «воздашь каждому по делам его» (Пс. 61:13). «Жаждет Тебя душа моя» (Пс. 62:2), «укрой меня от замысла коварных» (Пс. 63:3). Когда к Тебе придет всякая плоть» (Пс. 64:3), не отврати милости Своей от меня» (Пс. 65:20), но «освети меня лицом Твоим» (Пс. 66:2). «Бог для нас — Бог во спасение» (Пс. 67:21); благополучным сделай путь мой, Боже, «да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68:16). «Помощью моею будь, Господи, не замедли» (Пс. 69:6), потому что «на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек» (Пс. 70:1). Когда будешь «судить людей Твоих» (Пс. 71:2) и «удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27), да не буду я «угнетенный посрамлен» (Пс. 73:21): ибо Ты — праведный Судия, одного «унижаешь, а другого возносишь» (Пс. 74:8), — «Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим?» (Пс. 75:8) «Ты Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:15). Как Ты напитал народ Свой хлебом в «пустыне» и «желаемое ими дал им» (Пс. 77:20, 29), так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня «щедроты Твои» (Пс. 78:8). «Хлеб слезный» (Пс. 79:6) и горечь печали пошли во время скорби и «меда» сладость произведи из скалы» (Пс. 80:17), чтобы получить мне внутреннюю усладу. «Боже» (Пс. 81:8), рассматривающий (дела) праведных и грешных, «Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19), «услышь молитву мою» (Пс. 83:9), помилуй меня и благослови меня: Законоположник; «прости беззаконие» мое, и «покрой все грехи» (Пс. 84:3) мои, и «спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» (Пс. 85:2). Боже, утвердивший Пс. 86:2), «приклони ухо Твое к молению моему» (Пс. 87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Пс.71:12 .  Ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Пс.71:13 .  Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. «Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника». «Пощадит нища и убога: и души убогих спасет». Все поклонятся Ему, освободившись от жестокаго диавольскаго мучительства. Ибо сильным наименовал Пророк диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога. Сверх того и властвующих смиряет Он Божественными законами, поражает геенскими угрозами и заставляет оказывать некую пощаду нищим. Ибо присовокупил и следующее. Пс.71:14 .  От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его. «От лихвы и от неправды избавит души их». Лихвою назвал любостяжательность. Так называет оную и ветхий закон. «Лихвы и примножения не возмет» ( Иез.18:17 ). Поэтому, говорит Пророк, увеселяющихся неправдою и любостяжательностию убедит водиться милостию и человеколюбием. «И честно имя Его пред ними», то есть, для всех будет досточтим и славен. Пс.71:15 .  И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его. «И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска». Вместо Аравии другие переводчики поставили: «Сава». Но и то и другое предвещает дары, приносимые Ему всеми, и царями и варварами. Сказано же: «жив будет», вместо «пребудет». «И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его». Непрестанно будут песнословить Его; будут же песнословить и Отца Его, в Сыне заимствовав повод к песнопению. Ибо сказанное: «помолятся о Нем» – сходно с оным апостольским изречением: «благодарю Бога моего Иисусом Христом» ( Рим.1:8 ); и еще: «Тем имамы приведение ко Отцу» ( Еф.2:18 ). Поэтому ради Него помолятся все Отцу, и будут песнословить Его за благодеяния, оказанныя им Сыном, но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага сии. Пс.71:16 .  Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.71:7 . во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; Сие изречение и следующия за ним другия зависят от перваго стиха, где Давид просил Бога, дабы Он наставил царя сына его в правде и суде к благополучию всего народа, а наипаче праведных людей. Итак должность Соломонова была защищать и охранять праведных людей; а праведными соделывать их, есть дело свойственное Христу, Который не токмо всякому свое воздаст, но и Духом Своим преобразует души, и сим образом вводит в них правду, которая иначе изгнана была бы от мира. За сею следует благословение Бога, которое сообщает Он всем живущим под мирным владычеством Царя Христа, дабы ничего не доставало к благополучию их. Но ежели кому угодно имя мира взять в собственном и пространнейшем знаменовании, мы не прекословим. Ибо к совершенно блаженной жизни подлинно нет ничего желательнее мира, когда среди военных мятежей не можно жить без опасности и страха, и когда всякое изобилие вещей или расхищается, или само собою погибает. А что дни царевы распространяет даже до кончины мира, отсюду лучше видим, что Давид не токмо объемлет здесь потомков своих, сидевших на земном престоле; но восходит даже до Христа, Который воскресши из мертвых небесную жизнь и славу Себе приобрел, дабы мог церковию Своею без конца управлять. Пс.71:8 . он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; Пс.71:9 . падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; Понеже Господь, обещавая народу Своему дать землю в наследие, сии четыре предела Сим назначил, как видно из книги Бытия ( Быт. 15:18 ): сего ради Давид глаголет, что владение обетованныя земли при цветущем состоянии царства пребудет незыблемо, дабы познали верные, что и благословение Божие во все времена пребудет при них неотъемлемо. Обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Измеряет обитаемую землю, во-первых, от моря Чермнаго, или от пролива моря Египетскаго, даже до моря Сирскаго: потом от рек Евфрата и Иордана до пустыни великия, которую иные Палестиною нарицают.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.71:18 .  Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, Пс.71:19 .  и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. 18–19 стихи не принадлежат писателю псалма, они представляют прибавку составителя сборников песней Псалтири, какую мы встречаем в конце каждого сборника псалмов. Псалом 71, как мы говорили, представляет изображение того идеала царя и царствования, который нарисовал себе Соломон и к возможному приближению к которому он прилагал усилия. Но известный, исторический Соломон только начал свое царствование в указанном псалмом духе. Войн при нем не было, евреи пользовались внешним довольством – у каждого был свой виноградник и своя палатка, а также уважением среди иноплеменников; судебными своими решениями он поражал своих современников и имя его стало известным по всему миру. Во второй же половине своей жизни он, как известно, заслужил даже осуждение от Бога. Да и по существу нарисованного здесь идеала последний непосилен для человека вообще. Царь рисуется вечным (5 ст.), его владения – вся земля и народы (8–11), его царство – полное воплощение, осуществление мира (12 и 16). Такое царствование может принадлежать только Богу. Нарисованный Соломоном идеал царства нашел осуществление в Иисусе Христе, учение Которого – учение любви и всепрощения, царство Его – царство мира и правды и его назначение – распространиться по всей земле и навечно. Исторический Соломон только частично, в начале своей деятельности осуществлял свой идеал, который вполне будет достигнут и только может быть достигнут в царстве Христа. Поэтому то все содержание псалма имеет прообразовательно-мессианский смысл. Тогда 16 стих, помимо уже указанного нами прямого смысла, может иметь следующий. Голые вершины могут обозначать вообще языческих народов, которые не имели за ложностью своих религий, ни правильного учения о Боге, ни возвышенной нравственности, почти не имели и праведников. С принятием и усвоением ими христианства, последних у них появится более, чем на Ливане, т. е. среди евреев, что действительно уже осуществилось, так как евреи учения Христа не приняли, а язычники с готовностью последовали и следуют за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

69. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.» (Пс. 89:12). Мудрое сердце Большинство людей не имеют никакого богатства, Многие люди не имеют никаких чинов, Множество людей не стяжало никакой славы. Редкие люди умеют жить без мыслей о богатстве, чинах и славе. 70. «…Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26-27). Два сапога – пара Два сапога заспорили. Правый сапог говорит левому: «Ты не такой, как я. У тебя – все наоборот». А левый сапог отвечает: «Нет, это у тебя все наоборот. И вообще, я прекрасно проживу и без тебя». Пришел хозяин, одел сапоги, притопнул ногами и говорит: «Эх, вот это обувка. Правильно люди говорят: два сапога – пара». 71. «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.» (Пс. 85:11). Постоянство в добром Плохая привычка – ненадежный помощник, Дурную привычку гони – хорошую воспитывай. Хорошее воспитание – не временное, а постоянное, Постоянство в добром навыке – опора всей жизни. 71. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Ин. 1:5). О мальчике, который боялся темноты Маленький мальчик боялся темноты, и когда ложился спать, подолгу не мог заснуть. Он пожаловался на свой страх матери: «Мама, в темноте я не вижу тебя, и мне становится страшно». – «Но ты ведь чувствуешь, что Твоя мама рядом?» – «Да, мамочка». – «Тогда в темноте ты постоянно помни об этом, и тебе не будет страшно». 73. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.» (Пс. 90:14). Один раз увидеть Достаточно один раз увидеть, чтобы полюбить: Горное озеро, окруженное соснами, Снежные хребты с облаками, плывущими над ними, Ивы, опустившие ветви в пруд, Людей, помогающих друг другу в беде. 74. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.» (Рим. 1:18). Смышленый попугай Один человек купил говорящего попугая, который оказался очень смышленым. Хозяин позволял попугаю говорить все, что угодно, потешаясь над его высказываниями. Постепенно он привязался к своему питомцу и всюду, то и дело, рассказывал о нем. Узнав о забавной птице, друзья попросили этого человека показать им ее.

http://isihazm.ru/1/?id=110

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010