Эту истину открыла не плоть и кровь ( σαρξ χαι αιμα). «Плоть и кровь» – гебраизм (в сирийском новозаветном тексте//) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 18 . В Новом Завете σαρξ χαι αιμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор. 15:50 ; Еф. 6:12 ; Гал. 1:16 ; Евр. 2:14 ). Следовательно, великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф. 11, 27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк. 10:22 ) и 1Кор. 12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 19 . Действительно, в плоти и крови еврейского народа времен Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своем богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного человеческого, сознания» 20 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом ( Ин. 10:33 ). Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф. 26:63–66 ; Мр. 14:60–64 ; Лк. 22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульною называется мысль, что Бог может иметь Сына 21 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжет» 22 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

S. 22. III. Прозвище: Искариот или Скариот. Уже разнообразие написаний этого прозвания в древних рукописях евангельских и у древних писателей даёт видеть, что оно было непонятно для них. Отсюда разнообразие толкований. Для возможных здесь более твёрдых выводов надо установить сначала орфографию. Встречаются: ισκαριωθ, σκαριωθ, carioth, ισκαριωτης, σκαριωτης, καριωτος (75) – cariothes. —543— Легче определить окончание, которое должно было быть конечно семитическим ωθ=, так как из него естественно объясняется грецированное της или θης, напротив из греческого της невозможно объяснить семитизацию ωθ. Какую форму должна была бы принять семитизация греческого της, показывают сирские тексты, переводные с греческого и имеющие устойчиво повсюду окончание . Группируя употребление семитической формы окончания ωθ по кодексам, текстам и местам, получаем классификацию их в такой градации: а) кодексы: D. · В. С. L. 33. а. f. ff 1 ft 2 b d e f c 1 Vg др. б) тексты: Марк, Лука, Матфей и Иоанн. в) места: Мк.3:19 ; Лк.6:16 ; Мф.10:4 ( Ин.6:71 ) Мк.14:16 ; Лк.22:3,47 ; Мф.26:14 ; Ин.13:26,14:22,13:2,12:4 Это значит, что древнейшая или изначальная семитическая форма слова сохранилась в кодексах в таком порядке по степени сохранности в них этой формы: Безы (полагают, что этот кодекс более всех других сохранил древнейшие, даже до-канонические, чтения евангельского текста), Синайском, Ватиканском, Ефремовом, L, 33 (замечательнейший из минускульных) и особенно в Латинских а, ff др., также вообще сохранивших немало древнейших чтений. Из евангелий на первом месте стоит Марк, потом Лука, далее Матфей и наконец позднее других писавший Иоанн. Из евангельских мест эта форма встречается преимущественно в апостольском списке Мк.3:19 ; Лк.6:16 ; Мф.10:4 ср. парал. Ин.6:71 1346 . Это наблюдение о конце слова даёт возможность несколько ·ориентироваться и в орфографии его начала. Форма ισκ… встречается постоянно в ( Ин.6:71 с, а π καρ...) А. В. С. (D Лк.22:3,47 ) др. мн как и —544— минускулы, Лат. мн. Вульг. изд. Саг. Копт. Эф. Гот. Сир. кур. пеш. геракл. (вар.) Арм. Ориг. Евс. Злат. Кир. ал. Авг. Славянские: искариоть(ъ)скы(и): Гал. Мар. Зогр. (везде, кроме ниже указанных). Остр. ( Ин.12:4,13:2,14:22 ) Рейм. ( Ин.13:2 ) Асс. ( Мф.26:14 ; Ин.12:4 ) Савв. (там же где Асс. и кроме того Ин.13:2 ), – искариот(ь): Мар. Зогр. Гал. ( Лк.22:3 и Ин.6:71 ) Остр. ( Мф.26:14 ) Ал. ( Мф.10:4 ; Ин.12:4,13:2,26 ) и искаритенинь Ник. ( Ин.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«По всему этому мы считаем сочинение г. Мышцына вполне заслуживающим искомой степени магистра богословия». Б) Доцента Митрофана Муретова : «Сочинение начинается Введением (стр. I–XXXI), содержащим общие пояснительные замечания касательно основных понятий темы: νμος τν ργων и νμος πστεως. Соответственно этим двум основным понятиям и применительно к ним, самый предмет исследования раскрывается в двух частях. Первая часть посвящена исследованию закона дел и закона веры в Ветхом Завете. Она распадается на три главы. Глава первая, озаглавленная «Закон Моисеев», в четырех частных параграфах (стр. 1–50) раскрывает учение Апостола о Моисеевом законе в посланиях к Гал.4:24 ср. Рим.7:5–6 (§ 1 стр. 1–13), Рим.9:31 (§ 2 стр. 14–22), Рим.3:27 (§ 3 стр. 23–41) и Гал.3:12 (§ 4 стр. 41–50). Вторая глава под заглавием «действие закона» раскрывает: Рим.7:19 (§ 5 стр. 50–69), понятия σρξ (§ 6 стр. 60–71), νος πνεμα, σω νθρωπος (§ 7 стр. 72–88), Рим.3:20 (§ 8 стр. 89–94), 1Кор.15:56 (§ 9 стр. 95–127) и Рим.7:24 (§ 10 стр. 127–138). Глава третья, носящая заглавие: «закон веры в период обетований и отношение его к закону дел» трактует о следующих предметах: α παγγελαι (§ 11 стр. 139–143), πστις (§ 12 стр. 143–151), μ ργαζμενος πιστεων δε Рим.4:5 (§ 13 стр. 152–164), νμος παιδαγωγς ες Χριστν Гал.3:24 (§ 14 стр. 164–184). Вторая часть сочинения занята раскрытием закона веры в Новом Завете в четырех главах. Первая глава в шести частных параграфах (15–20 стр. —44— 185–283) раскрывает: «явление правды Божией», уясняя понятия: κ Θεο δικαιοσνη, λγος το σταυρο, λαστριον, γιασμς, δικαιοσνη (μν), λγος τς καταλλαγς. Вторая глава – «о способе и условиях усвоения правды Божией» имеет три параграфа: объяснение Рим.5:12–19 (§ 21 стр. 292–325) и раскрытие понятий χρις и πστις по отношению к новозаветному закону веры (§§ 22–23 стр. 325–368). Третья глава – «усвоение правды Божией» посвящена изъяснению Рим. 6:2–7 и Ефес.4:24 и параллельных мест (§§ 24–25 стр. 368–420). Глава четвертая, озаглавленная: «новая жизнь» в четырех параграфах (26–29 стр. 421–496) раскрывает боговдохновенные мысли Ап. Павла об обновлении жизни, о любви, о добрых делах и о смерти закону. В конце сочинения имеются три приложения: 1) краткий разбор некоторых, кажущихся автору несправедливыми, догматических теорий освящения, принадлежащих западным ученым (Устери, Пфлейдерер и др.); 2) указатель раскрытых в сочинении понятий из посланий Ап. Павла; 3) указатель изъясненных в сочинении мест из посланий Ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

220 Св. Златоуст на Евр. 7:2  стр. 207 цит. изд. Срав. также «Записки по кн. Бытия» стр. 127, – «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви его в Ветхом Завете», стр. 68–69. Весьма близко также к духу православного толкования и понимание упомянутого выше западного ученого Ауберлена, стр. 497–498. Поэтому напрасно Люнеман видит в толковании апостола подражание Филону. 222 χωρςως по исповеданию отцов 4 Всел. собора в греко-слав. изд. Спб. 1839 г. первым тиснением. 224 «В хлебе и вине Мелхиседека некоторые видят образ таинства тела и крови Христовой: но апостол умолчал о сем» («Записки на книгу Бытия» стр. 128, срав. св. 3латоуста на кн. Быт. Беседа 35 стр. 291, ч. 2. цит. изд. и др. бл. Иеронима в 44 письме к Марцелле, стр. 547 цит. изд. и др., цитаты из которых см. у С. К. Смирнова в цит. соч. стр. 71. 247 Homil. in dicmum Apostol: 1 Thessal. 4, 13: De dormienmibus аитет nolo, vos ignorare, fratres, pag. 944, t. 1 ed. Mont Faucon. Parisiis, 1839. 250 «Записки на кн. Быт.» стр. 983 цит. изд. См. другие цитаты из отцов церкви об этом и некоторых других более второстепенных для нас прообразовател. соотношениях в цит. соч. С. К. Смирнова стр. 76, 74–75, 76–77. Срав. также «Записки на кн. Бытия», стр. 283–285. 254 На Гал. 4:23 . Срав. А. Агафангела на тоже место стр. 197–198 и на ст. 29 примеч. стр. 207 цит. над., – также архиепископа Филарета Черн. на то же место, стр. 118–119. Основательно Мейер также замечает, что δι τς παγγελας ( Гал. 4:23 ) «сообразно буквальному смыслу и сообразно Быт. 21:1  должно быть объяснено так: в силу обетования (kraft der Vergeissung) он рожден, так что при его рождении ( Мф. 1:2 ; Луки 3:34 ) воздействовало на это рождение данное родителям Божественное обетование о рождении Сына, и не совершилось бы само рождение без такового воздействия силы Божественного обетования ( Быт. 18:14 ), так как обои родители были сами по себе не способны к произведению Исаака; ибо Сарра была бесплодна и оба они были стары уже ( Быт. 18:11 , Рим. 4:19 ). При этом и он ссылается на св. Златоуста в оправдание, своей мысли см. его «Kritisch – exegitisches Handhuch ber den Brief an die Galater», S. 241–242 5-te Aufl. Götting. 1870. Срав. также Бизелера на это место и др. Или, как тот же ученый Мейер еще сильнее выражает, в духе вышеприведенного толкования Златоуста, на ст. 23; «посредством vis carnis (силы плоти) Исаак не мог быть рожден, но только посредством того, что при его рождении ( Рим. 4:17  и дал.) заменила способность оплодотворения и произведения vis spirimus divini (сила Божественного Духа) действовавшая в Божественном обетовании. По существу дела, таким образом: выражение; τν κατ πνεμα есть также что τν δι τς παγγελας γεννηθντα, ст. 23» (стр. 254 цит. изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Гал.5:13 и д. 69 . У меня: «Христианский пост не есть добродетель, ведущая к совершенству, и не есть заслуга пред Богом: он имеет иные основания. Мы призваны к свободе; только свобода наша не должна быть поводом к угождению плоти Гал.5:13 ... Пост необходим христианину, потому что он ограждает духовную жизнь от захватов плоти. Силы для борьбы с обычаями мира сего даёт юродство Христа ради» 70 ... В рассматриваемом отношении рецензентские приёмы г. Зарина оказываются очень странными. Но это ещё не последняя степень фокусничества, до которой доходит г. Зарин. Он не упускает случая укрепить свою репутацию в глазах сфер кивком на подозрительность моего православия. Точное выражение православия – это привилегия таких лиц, как г. Зарин. И, наконец, г. Зарин окончательно добивает меня констатированием моей литературной несамостоятельности. Он пишет: «Кратко, но верно значение аскетизма в христианстве определяет проф. М.М. Тареев в следующих словах: «Самосохранение духа предполагает его свободу в отношении к телу – умеренность, мужество и проч. Но эти душевно-телесные, или аскетические, добродетели не имеют самостоятельной духовной ценности, а приобретают таковую лишь в религиозном или этическом (альтруистическом) освещении». Религия и нравственность. Богосл. Вестн., 1904 г. Ноябрь, стр. 895. Но в данном случае проф. следует о. И.Л. Янышеву. Ср. 2 изд. его лекций (СПб. 1906), стр. 202, где о. И.Л. отмечает сам зависимость от его воззрений М.М. Тареева (примеч. 1)» 71 . В течение свыше 15-летней моей литературной деятельности мне пришлось испытать много покушений на моё авторское имя. Но это первый случай, когда мне бросают обвинение в зависимости от чужих воззрений 72 . Разберёмся. Прежде всего: действительно ли «о. И.Л. отмечает сам мою зависимость от его воззрений»? Ничуть не бывало, о. И.Л. Янышев слишком благоразумен и осторожен, чтобы допустить что-нибудь подобное. О. Янышев, приводя мои слова 73 , пишет: «Эта мысль вполне совпадает с моими понятиями». Совпадение мысли – вот всё, о чём говорит о. Янышев. Нужно при этом иметь в виду особенности второго издания его книги. Оставляя текст первого издания без перемены, он «в подстрочных примечаниях к нему прибавляет немало ссылок на такие места из нашей богословской и небогословской литературы позднейшего времени, которые имеют ближайшее отношение к тому или другому параграфу его лекции». Он искал таким путём «оправдания или исправления» своих мнении. Даже «теории Толстого, Ницше и В.С. Соловьёва послужили для него оправданием» ... Вот по каким скромным мотивам о. Янышев указывает и мою совпадающую с его мнениями мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Имеют обыкновение спрашивать, что означает: «Поглощена смерть победой. Где, смерть, твое усилие? Где, смерть, твое жало? Жало же смерти – грех, а сила греха – закон». Я полагаю, что смертью обозначается в этом месте плотский образ жизни, который противостоит благой воле удовольствием временных наслаждений. Ибо не было бы сказано: «Где, смерть, твое усилие?» – если бы она не противостояла и не противоборствовала. Усилие ее описывается также в другом месте: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они противятся друг другу, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:17 ). Потому благодаря совершенному освящению бывает, что всякое плотское влечение подчиняется нашему духу, просвещенному и оживотворенному, то есть нашей доброй воле. И как ныне мы видим, что лишены многих детских удовольствий, отсутствие которых в детском возрасте причиняло нам большие мучения, так, надлежит верить, будет и в отношении всякого плотского удовольствия, когда совершенная святость восстановит всего человека. Ныне же, пока пребывает в нас нечто противостоящее доброй воле, мы нуждаемся в помощи Божией, [подаваемой] через добрых людей и благих ангелов, чтобы рана наша, исцеляясь, не отяготила нас настолько, что лишит и самой доброй воли. А смерть заслужили мы за грех, и этот грех сперва был вполне во [власти] свободного решения, так как в раю никакая печаль из-за недостижимости удовольствия не противостояла доброй воле человека, как [противостоит] теперь. Для примера, если есть некто, кому никогда не доставляла удовольствия охота, то он целиком свободен – желать охотиться или нет, и не доставляет страдания ему тот, кто запрещает это. Но если, дурно воспользовавшись этой свободой, станет он охотиться вопреки приказу запрещающего, мало-помалу вкрадывающееся удовольствие будет умерщвлять душу, так что если пожелает она удержаться от этого, то без боли и стеснения не сможет, так как не сделала этого сразу, когда обладала полным здоровьем. Поэтому «жало смерти – грех», ведь от греха произошло наслаждение, способное теперь противостоять доброй воле и смешиваться со страданием. И это наслаждение мы справедливо именуем смертью, ибо оно состоит в истощении портящейся души. «А сила греха – закон», поскольку гораздо более преступно и позорно совершать то, что запрещает закон, чем то, что никаким законом не запрещено. Итак, смерть тогда будет поглощена победой, когда, благодаря целостному освящению человека, плотское наслаждение будет уничтожено совершенным наслаждением духовными [благами]. Вопрос 71. О том, что написано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

70) Ищут некоторые из любящих до всего доходить, в чем будет состоять различие вечных обителей и обетованных наследий, – местом ли оно будет определяться, или количеством и качеством духовных совершенств каждого? И одним кажется первое, а другим – второе. Кто познал, что есть: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) и что: в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2), тот станет на сторону второго 89]. 71) Царство Бога и Отца по вседержительству есть во всех верующих, по благодати же в тех, которые всецело отложили всякое расположение к естественной жизни – душевной и телесной – и стяжали жизнь духовную; так что могут говорить: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20) 92]. 72) Возмогший трудами доброделания умертвить уды, сущия на земле (Кол. 3, 5) и чрез исполнение заповедей Слова победить сущий в нем мир, никакой не будет иметь скорби, как оставивший уже мир и начавший пребывать во Христе, Победителе мира страстного и всякого мира Подателя. Ибо не оставивший пристрастия к вещественному, конечно будет иметь скорбь, изменяясь в чувствах вместе с изменением того, что изменчиво по природе; а начавший быть во Христе, ни под каким видом не восчувствует уже изменения в вещественном, каково бы оно ни было. Почему Господь говорит: сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будет, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33). То есть во Мне, Слове, вы иметь будете мир, будучи избавлены от превратности и смятения земных вещей и страстей в мире же, т. е. в пристрастии к вещественному будете иметь скорбь, по причине непрестанного в нем одного в другое изменения. Скорбь будут иметь оба, и действующий добродетельно, по причине соединенного с тем труда, и любящий мир, по причине потерь и лишений в вещественном; но у одного она спасительна, а у другого разорительна и пагубна. Для того же и другого покой есть Господь: для первого тем, что по трудах доброделания дает ему покой бесстрастия в состоянии созерцания; а для второго тем, что чрез покаяние отнимает у него обычное пристрастие к тленному 95].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Питается она добродетелями и умозрениями, когда преуспевает, пока, прешедши все сущее, достигнет в меру возраста исполнения Христова: но достигши сего, останавливается в преуспеянии или прибавлении себе возрастания положенными средствами, и будучи питаема, непосредственно пищей нетленной, способом превышающим разумение, а, может быть, по тому самому и высшим возрастания, приемлет ее уже только для сохранения данного ей Боговидного совершенства и для изъявления безмерных услаждений от пищи оной, по коей приемля присещающее ее всегда одинаково благобытие, она бывает богом по причастию Божественной благодати, и сама преставши от всех по уму и чувству действий, и вместе с собою заставив престать и естественные действия тела, сообóженного вместе с нею в мере доступного ему обóжения; так что чрез душу и тело просиявает един Бог, с препобеждением естественных их признаков преизбытком славы. 70. Ищут некоторые из любящих до всего доходить, в чем будет состоять различие вечных обителей и обетованных наследий, – местом ли оно будет определяться, или количеством и качеством духовных совершенств каждого? И одним кажется первое, а другим – второе. Кто познал, что есть: «царствие Божие внутрь вас есть» (Лук, 17, 21) и что: «в дому Отца Моего обители многи суть» ( Ин. 14, 2 ), тот станет на сторону второго. 71. Царство Бога и Отца по вседержительству есть во всех верующих, по благодати же в тех, которые всецело отложили всякое расположение к естественной жизни, – душевной и телесной и стяжали жизнь духовную; так что могут говорить: «живу же не к тому аз, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). 72. Возмогший трудами доброделания «умертвить уды, сущие на земле» ( Кол. 3, 5 ) и чрез исполнение заповедей Слова победит сущий в нем мip, никакой не будет иметь скорби, как оставивший уже мip и начавший пребывать во Христе, победителе мipa страстного и всякого мира подателя. Ибо не оставивший пристрастия к вещественному, конечно будет иметь скорбь, изменяясь в чувствах вместе с изменением того, что изменчиво по природе; а начавший быть во Христе, ни под каким видом не восчувствует уже изменения в вещественном, каково бы оно ни было. Почему Господь говорит: «сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мipe скорбни будет, но дерзайте, яко Аз победих мip» ( Ин. 16, 33 ). То есть во Мне, Слове, вы иметь будете мир, будучи избавлены от превратности и смятения земных вещей и страстей в мipe же, т.е. в пристрастии к вещественному будете иметь скорбь, по причине непрестанного в нем одного в другое изменения. Скорбь будут иметь оба, и действующий добродетельно, по причине соединенного с тем труда, и любящий мip, по причине потерь и лишений в вещественном; но у одного она спасительна, а у другого разорительна и пагубна. Для того же и другого покой есть Господь: для первого тем, что по трудах доброделания дает ему покой бесстрастия в состоянии созерцания; а для второго тем, что чрез покаяние отнимает у него обычное пристрастие к тленному.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Посему, вместе и удивляясь, он сказал: да премножество силы будет Божия, а не от нас. И опять указывает на тех, кои хвалятся о себе; ибо и величие даров, и слабость получивших оные, показывают силу Божью, как в том, что Бог даровал столь великие блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти; потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда, она столь же удобосокрушима и также легко разрушается и смертью, и болезнями, и воздушными переменами и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого; ибо тогда особенно и бывает видима сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела, как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: «сила Моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ) 71 . Во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но неотчаеваеми. «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены». Апостол показывает, как «преизбыточная сила Божия» обнаруживается «в скудельных» или глиняных сосудах. Мы, говорит Апостол, со всех сторон терпим оскорбления, обиды, всякого рода притеснения; но, подкрепляемые силою Божией, не чувствуем себя стесненными; мы действуем свободно; среди видимых притеснений, дух наш свободен, и мы свободно возвещаем о спасении чрез веру в Иисуса Христа. «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся». Наши обстоятельства крайне затруднительны: мы не имеем ничего; мы лишены всякого человеческого пособия; нет нам от людей ни совета, ни утешения; по – видимому, мы в безнадежном положении: но не отчаиваемся; Бог наш помощник, Бог наш советник, Бог наш утешитель; на Него непоколебимо уповаем; Он руководит и хранит нас среди всех затруднений и опасностей. Гонимы, но неоставляеми: низлагаемы, но непогибающе. «Мы гонимы, но неоставлены». Нас гонят, нас повсюду преследуют враги Христовы; они нигде не дают нам покоя; но мы не остаемся беспомощными; мы надеемся на Бога, и Бог не оставляет нас своею помощью. «Низлагаемы, но не погибаем». С нами обращаются как с ничтожными людьми; нас бьют, нас бросают, как глиняные сосуды: но мы не погибаем, мы не разбиваемся от ударов человеческой злобы, мы целы; Бог невидимою Своею силою подкрепляет и хранит нас. Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится. «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса». Под мертвостью Господа Иисуса разумеет Павел переносимые ради Господа бедствия, которые всегда угрожают опасностью смерти, или тяжкими страданиями, переносимыми на поприще служения Евангельской проповеди, которые всегда приближают к смерти ( 2Кор.1:10; 11:23 ; 1Кор.15:31 ). Могут сии бедствия и страдания называться мертвостью Христовою и потому, что они представляют подобие скорбей, бедствий и страданий, которые для нашего спасения понес Иисус Христос до крестной смерти ( Гал.6:17 ; Флп.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010