Псалом 71 Надписание: «О Соломоне, псалом Давиду». Святитель Афанасий Великий говорит, что «в настоящем псалме предуказывается пришествие Христово и призвание язычников. Надписывается же псалом: О Соломоне, потому что Христос есть истинный Соломон – миротворец». 212 Святитель Московский Филарет рассматривает как мессианские стихи 1 и 17 псалма 71. Стих 1: «О Соломоне. Боже! Даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду». Толкуя этот стих, святитель Филарет говорит: «Псалом 71, хотя началом своим довольно близко указывает на воцарение Соломона, и, как догадываются некоторые, по этому случаю и написан; но возвещаемое в нем благословение всех народов, по изъяснению апостола Павла, есть принадлежность единого Христа». 213 Стих 10: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Святитель Феофан Затворник видит здесь мессианское пророчество. Здесь, по мнению святителя, идет речь о чудесном рождении Богомладенца от Пречистой Девы, когда в небольшой еврейский городок Вифлеем пришли поклониться Ему земные владыки и принесли дары – золото, ладан и смирну. 214 Стих 15: «И будет жить, и будут давать ему от золота Аравии» (слав: «и дастся Ему от злата Аравийска»). Святитель Афанасий Великий видит в этих словах мессианский смысл. Объясняя стих 15, святитель говорит: «Это сказано относительно к Ироду, посылавшему избить младенцев. Посему говорит, что не будет Он захвачен вместе с избиваемыми детьми. А слова: и дастся Ему от злата Аравийска – ясно означают дары, принесенные волхвами». 215 Стих 17: «Будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его». Святитель Филарет указывает на слова апостола Павла в послании к Галатам: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы… Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою…» ( Гал.3:8–16 ). «И поэтому, – говорит святитель Филарет, – в этом псалме также представляется созерцание Царя и Спасителя Христа, и притом столь обширное, что оно простирается от вечности Его происхождения до вечности Его славы». 216

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Отступив от Бога, человек в своем стремлении к неогранич. свободе попал в тяжелейшее рабство, оказавшись во власти ⇒ греха , дьявола и смерти ; вместе с ним в рабстве оказалась и вся вселенная. Чтобы освободить мир и человечество от власти сатанинских сил, от проклятия и принуждения, чтобы помочь им осознать свое предназначение, потребовалась особая спасающая сила Бога Творца. Именно для осуществления этого спасения и явился в мир Иисус Христос ( Евр 2 и след.). Как возвещается в хвалебной песни Захарии, Бог сотворил избавление, послав в мир Иисуса, и мы должны «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» ( Лк. 1:71,74–80 ). Своей жизнью и смертью на кресте Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для нас ( Евр. 9:12 ). В Нем мы имеем «искупление Кровию Его» ( Еф. 1:7 ) и прощение наших грехов. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:28 ; 1Тим. 2:6 ). Христос искупил людей не только от греха, но и от проклятия Закона ( Гал. 3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Гал. 4:5 ), избавил от грядущего гнева Господнего ( 1Фес. 1:10 ) и от смерти ( Рим 7 и след.; Евр. 2:15 ). Это избавление предназначено не только конкретному человеку ( 2Тим. 4:18 ), но и всей Церкви, всему Божьему народу ( Лк. 1:68 ). Через Иисуса Христа Бог примирил с Собой всю вселенную ( Кол. 1:20 ; Еф. 1:10 ). Благая Весть об И. – основа христ. веры. Языч. народы также испытывали тоску по И. и ожидание некоего спасителя, который оказал бы людям помощь в их бедствиях (с особой силой это проявилось в мистич. культах, ставших особ. популярными именно в новозаветный период). Однако истинное И., по свидетельству Библии, явлено только в Иисусе Христе ( 1Кор. 1:30 ). В смерти и в воскресении Иисуса Христа совершено полное И. всех наших грехов ( 2Кор. 5:11–21 ). Верующие стали сопричастны к силам воскресения, но в течение всей своей жизни они должны бороться с силами зла ( Рим. 7:1 ; 1Кор. 4:6–13 ; 2Кор. 4:7–18 ). Начатый с И. процесс очищения и освобождения от грехов называется ⇒ освящением . Только воскреснув из мертвых и войдя в Новое Царство, люди достигнут полного И. Это полное И. ожидает не только детей Божьих, но и все творение Господа ( Рим 8 и след.), которое в день Страшного суда воссияет в своей совершенной славе. Верующие, которые Духом Божьим «запечатлены в день искупления» ( Еф. 4:30 ), будут жить на новой земле, наполненной «ведением Господа» ( Ис. 11:9 ; Авв. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Первое упоминание о просвещении Галатийской страны 71 светом христианства находим мы в книге Деяний Апостольских, в начале рассказа о втором апостольском путешествии Св. Ап. Павла. Упомянув об огорчении, разлучившем Павла с Варнавою после апостольского собора, и о взятии Павлом для нового путешествия нового ученика и спутника Тимофея, вместо племянника Варнавина Иоанна–Марка, книга Деяний говорит: «проходя же по городам, они (т. е. Павел с своими учениками Силой, Лукой и Тимофеем) предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верой и ежедневно увеличивались числом. Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии и проч. ( Деян. 16:4–6 ). Присем-то, конечно, случае и положено было основание церквам Галатии в главных и наиболее населенных городах ее: Анкире, Пессионте, Тавии и Гордии (ок. 52–54 г. по Р. Х.). Никаких, однако же, подробностей о сем книга Деяний не сообщает, а начиная рассказ о третьем путешествии Апостола, только примечает, что проходя по порядку страну Галатийскую и Фригию, Св. Павел уже утверждал всех прежних учеников своих ( Деян. 18:23 ); значит явились ученики сии у Апостола еще до третьего путешествия его. Из послания к Галатам узнаем, с какой горячностью и послушанием вняли они проповеди Св. Павла, несмотря на приключившийся тогда злой недуг какой-то Апостолу; сей-то недуг и задержал, вероятно, Апостола в Галатии на более продолжительный срок ко благу обитателей ее, ибо у них пред глазами предначертан был Иисус Христос с такой подробностью и отчетливостью, как бы у них распятый ( Гал. 3:1 ). А о силе веры и послушания Галатов так выражается сам Апостол: «хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал. 4:13–15 ). Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3) «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». а) Весь закон. «Любить Бога значит любить ближнего, а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей» (св. Златоуст 71 бес. на Ев. от Матф. ч. 3, стр. 218 цит. изд.) Поэтому-то св. апостолы проводили такую тесную связь всех остальных заповедей с заповедью о любви к ближним и между собой. «Любящий другого», говорит напр. св. апостол Павел, «исполнил закон (νμον πεπλρωκε). Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого ( Исх. 20:13–17 ) и все другие заключаются (νακεφαλαιοται –возглавляются, завершаются) в сем: люби ближнего твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). Любовь не делает ближнему зла: итак, любовь есть исполнение (πλρωμα – полнота) закона» ( Рим. 13:7–10 срав. Гал. 5:14  и 1Кор. 13:1,8 ). Св. апостол Иаков называет поэтому же любовь к ближнему «царским законом» (νμον βασιλικν), 2:8). И, в виду такого отношения этой заповеди, к остальным заповедям так изображает взаимную связь между последними: «кто соблюдет (τηρσει) весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (2:10), потому что не имеет совершенной любви. Ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, то все остальное тело ничего не значит» 434 . При этом св. Апостол приводит и самое крайнее основание, связующее все частные заповеди закона во едино – единую волю Законодателя: «ибо сказавший: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь; то ты также преступник закона (ст. 11) 435 . Этим очевидно утверждается истина, а, следовательно, и вечность существа и нравственного ветхозаветного закона с его заповедями в новозаветном толковании его. Этим же объясняется очевидно и то, почему в новозаветном отношении к ветхозаветному закону нравственному многие частные заповеди его вводятся без изменения в новозаветное нравственное учение, так, например, см. Исх. 20:12–17 ; в Мар. 10:19  (сл. Мф. 19:18–19; Луки 18:20 ; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

71 . Мир с ближними и исполнение закона Христова – кратчайший путь ко Христу: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). 72 . Ров в дождливую погоду наполняется водой, потом высыхает. Ручей всегда удобен для перехода и питья. Иди средним путем ко спасению, как ручеек, исполняя заповеди Божии, которые называются малыми. 73 . Господь в Гефсиманском саду плакал, ибо знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, но многие по злой воле уклонятся от спасения. 74 . Из записок о. игумена Антония (о 12 добрых друзьях): Правда – от смерти избавляет. Чистота – к Богу присвояет. Молитва с постом – с Богом соединяет. Любовь – идеже любовь, тут и Бог пребывает. Смирение со благодарением – его же сам сатана трепещет. Рассуждение – выше всех добродетелей. Послушание – святое дело и скорый путь ко спасению. Воздержание – ему же несть заповеди. Труды – телу честь и душе спасение. Покаяние – самая радость Богу и Ангелам. Неосуждение – без труда спасение. Милость – Самого Бога дело. 75 . Жизнь христианина утверждается четырьмя главными добродетелями: мужеством, мудростью, целомудрием и правдою. 76 . Благочестивая жизнь в покаянии (оставлении согрешений и скорби о них), в чистоте (сердце милостивое о всяком созданном естестве), совершенстве (глубине смирения). 77 . Плоды благостыни – доброта, дружелюбие: мир имейте и святыню со всеми. 78 . С неискренними и завистливыми людьми больше говори: «не знаю», «не знаю, как вам сказать», «я не вслушивался, хорошо не понял», «это не по моей части, это выше меня», «я в подобные дела не вхожу», удвой шаги и избегай встречи. 79 . Не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст, ибо некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб неомовенными руками. Тогда Господь сказал: Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека ( Мк.7:15 ). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни были нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб, это не может осквернить тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

АНАФЕМА (заклятие, отлучение, произошло от семитского корня «херем» – отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления). Русскими переводчиками Ветхого Завета «херем» было переведено как «заклятие». Заклятие в ВЗ – одно из правил священной войны. Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на свою добычу, отказываясь таким образом извлекать из нее выгоду; вся добыча посвящается Богу ( Числ. 21:2 ; Нав. 6 ). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи, как живых существ, так и предметов. Неисполнение, которое может оказаться причиной поражения в войне ( Нав. 7 ), влечет за собой наказание ( 1Цар. 15 ). Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось ( Суд. 3:1–6 ; 3Цар. 9:21 ). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия. Таким образом подтверждалась святость избранного народа ( Втор. 7:1–6 ). Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу ( Втор. 13:13–18 ; Иер. 25:9 ); с другой – посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа ( Лев. 27:28 ; Числ. 18:14 ). В Новом Завете ни о священной войне, ни о заклятии врагов речи нет. Слово это сохраняется со значением проклятия. В клятвенных формулах иудеев ( Мк. 14:71 ; Деян. 23:12 ) оно имеет значение призыва проклятия на самого себя, в случае нарушения клятвы. У апостола Павла это формула, которая выражает суд Божий над неверными ( Гал. 1:8 ; 1Кор. 16:22 ). «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» ( 1Кор. 16:22 ), – говорит Павел. Когда он же говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение и обетования» (1 Рим. 9:3–4), – он уточняет, что анафема для христианина – это отлучение от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Другое – из примера 12. Если от тела не может быть отделена тень, всегда ему соприсутствующая, хотя бы она и не обнаруживалась, точно таким же образом и от Христа не может быть отделен Его собственный образ. Но как тень от действия солнечного луча становится яснее, видимою, так и образ Христа становится всем явным тогда, когда он является отпечатленным на [разнообразных] веществах. Возражение – как бы от лица иконоборцев 13. Так как Спаситель наш теперь пребывает на небесах, то не должно воздвигать Его подобие; ибо священный апостол говорит: верою ходим, а не видением (ο δι εδους) ( 2Кор. 5:7 ). Разрешение этого Видом (τ εδος) называется и то, что отличается от рода 71 , как, например, человек вообще; видом (εδος) же называется и образ (μορφ) каждого, которым мы отличаемся друг от друга; относительно этого здесь нет никакой речи у апостола. Но под видением здесь следует разуметь непосредственное видение (ατοψα) будущих вещей, превосходящее настоящие представления (παρντα νδλματα). Ибо, сказавши: мы ходим верою, а не видением, он прибавляет: желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа ( 2Кор. 5:7–8 ). И в другом месте снова: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь ( 1Кор. 13:12–13 ). Итак, он говорит, что мы ходим верою, в которой, как бы в зеркале, лицом к лицу видим без заблуждения истину будущих [благ]. Затем, его цель была направлена не к уничтожению изображения телесного вида Христа – об этом послушай, что он говорит в другом месте, и притом после вознесения: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у васраспятый? ( Гал. 3:1 ). [Col. 436] Если же мы так веровали, что как бы видели Самого распятого Христа, то естественно, что мы не заблуждаемся, коль скоро и всегда станем изображать Его. Ведь то, что вследствие отсутствия созерцается разумом, перестало бы разумом и восприниматься, если бы вместе с тем не могло быть видимо и чувственно – посредством описания 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому (2 Кор 11:4). Принятие Духа есть реальный, опытный факт в жизни каждого христианина, а не некая абстрактная идея или общее выражение изменения отношений человека с Богом. Святой Дух живет одновременно и во всей Церкви, и в каждом из верующих (Еф 2:19–22; Рим 8:1,11; 2 Кор 1:22). Обитание Духа в верующих есть центральная идея пневматологии апостола Павла. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Эта мысль подчеркивается Апостолом чаще, чем можно видеть по Синодальному переводу — самим глаголом ‘обитать в доме’, употребляемым для обозначения Духа, живущего в верующих. Обитая в каждом из верующих, Дух слагает их в единое жилище ( katoikht»rion) Бога, то есть Церковь: на Котором (Христе) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2:22), ‘вместе строить, застраивать’. Выражения дом Бога и дом Духа у апостола Павла синонимичны и взаимозаменяемы: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор 6:19). Дух Божий обитает в верующих, освящая тем самым все их естество – душу и тело. У Апостола представлен и другой аспект отношений верующего и Духа: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9; см. также 1 Кор 7:40, где Апостол говорит: думаю, и я имею Духа Божия). Выражение иметь Духа не может означать владение Духом как неким объектом или даже как обладание силой, но его следует понимать в свете предыдущего, так что имение Духа означает обитание, внутреннее присутствие Духа в верующем 71 . В этой связи Апостол даже считает возможным выражение мы живем Духом — zomen pneЪmami (Гал 5:25). Далее, апостол Павел пишет: все мы одним Духом крестились в одно тело и все напоены одним Духом (1 Кор 12:13). Данная фраза подразумевает сразу несколько выводов:

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Можно громко возмущаться, что американцы бомбят очередную жертву, и тихо есть поедом своих близких; можно выступать против «планирования семьи» — и тайком листать эротический журнал; можно клеймить олигархов, а дома спокойно, с ликованием, отматывать электрический счетчик. Я знаю человека, который просто не мог заставить себя пробить талон в троллейбусе. Я знаю семью, в которой ради экономии спичек (!) никогда не гасили газовую конфорку. Знаю человека, который не видел ничего плохого в том, чтобы взять без спроса почитать чужую книгу. (Все эти примеры – о людях верующих, церковных!). Друзья мои! Чем бесплотно возмущаться олигархами, не лучше ли «на себя оборотиться»? Сколь часто попускаем мы себе в той или иной мере поддаться соблазну – если лукавый представит нам это мелочью, или наоборот – очень нам необходимым. Но «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становиться виновным во всем» ( Иак.2:10 ) – в том-то и дело, что грех — понятие абсолютное, не подгоняемое удобно под обстоятельства. Как сказал герой известного романа «Рыба второй свежести не бывает; рыба бывает или свежая, или тухлая». Могут быть ситуации, в которых человек не может удержаться от греха, но не может быть ситуаций, в которых в грехе не нужно каяться. И здесь важнейшее дело – честность перед Богом и совестью. Небрежение своей работой и обязанностями, присвоение чего-либо просто «плохо лежащего», неуважение к правам другого человека, к его имуществу, труду, времени, все это и многое другое, что должна подсказать нам наша совесть 71 — все это нарушение, а, значит, поругание Божией заповеди. Но «не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ). И жатва скорби простирается в вечность: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9-10 ). Но не только вечный ад геенны ждет богоотступника. Как и всякая страсть, навык воровства возжигает ад в душе человека еще при его земной жизни – это неизбежное свойство греха.

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

Свою власть Синедрион простер до того, что потребовал даже к себе на суд самого Ирода по случаю самовластия его, проявленного в казни предводителя одной разбойничьей шайки из Иудеев и его сообщников 93 . Такова была власть Синедриона. И хотя он не мог осудить Ирода, но уже много значит и то, что он потребовал к себе на суд такого жестокого и властолюбивого деспота, каким был кровожадный Ирод! Но самая страшная власть в руках Синедриона – это не право смертной казни, но право отлучения от синагоги. В Новом Завете и Талмуде отмечаются две формы отлучения: временное ( φορζειν: Лк. 6:22 , – или ροσυνγωγον ποιε ν или γνεσθαι Ин. 9:22, 12:42, 16:2 ) и постоянное ( νθεμα и ναθεματζειν Рим. 9:3 ; 1Кор. 12:3, 16:22 ; Гал. 1:8, 9 ; Мк. 14:71 ; Деян. 23:12, 14:21 ). Этим двум формам в первом послании к Коринфянам, в 5 гл., соответствуют два указания апостола Павла: «изъять из среды» ( ρειν μσου – 2 ст.) и «предать сатане» ( παραδοναι τ Εαταν – 5 ст.). Последняя форма отлучения, известная в книге Ветхого Завета под именем »заклятия« – »херем " , особенно была страшна для каждого еврея. Несчастный, подвергшийся такому наказанию, совершенно отсекался от общества верующих в истинного Бога, переставал быть членом народа Божия, лишался покровительства Божия, всех своих прав на обетования Божии и всякой надежды на участие в благах Мессии, которого все ожидали. Он переставал быть потомком Авраама и становился нечистым язычником в очах Божиих и всего народа, с которым прекращалось всякое сношение. Он изгонялся из общества людей и считался вне закона, так что каждый мог безнаказанно не только лишить его имущества, но и самой жизни. Положение его – вне покровительства законов и Божеских и человеческих. Над его головой произносились грозные и страшные проклятия, изложенные Моисеем в его законе: «Проклят ты в городе, и проклят ты на поле. Прокляты житницы твои и кладовые твои. Проклят плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты при входе твоем и проклят при выходе твоем. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен... Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь... Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростой и чесоткой, от которых ты не можешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца... и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов» ( Втор. 28:16–20, 22, 27, 28, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010