«Падши, поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам ( Есф.8:3 ; Иов.1:20 ; Дан.3:7 ; Пс.71:11 ; Ис.46:6 . ср. Быт.23:7 дал. Быт.43:26, 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай Востока – выражать дарами свое почтение великим лицам ( Быт.32:14, 43:11 ; 1Цар.10:27 ; 3Цар.10:2 и др.), обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самою ценною вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при богослужении, как символ жертвы, приятной Богу ( Исх.30:8 . Лев.16:12 ). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи ( Ин.19:39 ). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли ( Быт.37:25 ); как составная часть она входила в елей для помазания священников ( Исх.30:23 ); употреблялась также как приятная мазь ( Есф.2:12 ; Пс.44:9 ; Притч.7:17 ); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте ( Мк.15:23 ). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу, как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Зиг.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. Мф.2:13 . Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие Ефиопстии, сии Быша тамо. Говоря о превосходной славе Иерусалима, псалмопевец воспоминает и о других знаменитых городах и народах древности. – «Упомяну знающим Меня, от лица Господа говорит псалмопевец, о Рааве и Вавилоне» – Раавом (что значить гордый) назывался собственно змий, дракон. Так здесь, как и у пророка Исаии, называется Египет, за его хитрость, злость и гордость ( Ис.27:1 ). Напоминая о Египте на юго-западе и о Вавилоне на востоке, Господь тем самым напоминает и об их судьбе, предсказанной пророками. – «Будет в тот день, говорит Исайя, Господь потрясет все от великой реки (Евфрата) до потока Египетского... И будет в тот день, вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». ( Ис.27:1213 ). – Обращая взор на западе, псалмопевец говорит: «и вот, иноплеменники, т. е. Филистимляне, жившие по берегу Средиземного моря, и Тир – один из двух главных городов Финикии, на северо-западе от Иерусалима, и людие Ефиопстии, жители Ефиопии, обитавшие, как и доселе, на верховьях Нила – ...сии Быша тамо, – они были там: т. е. представители этих народов все были в городе Божием, Иерусалиме, как поклонники единая истинная Бога в Его святом храме, на Сиона (ср. Пс.44:1113 ; Пс.71:811,15,17 ; ср. Ис.60:914 ). 5. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний. Слава Сиона в том, что для обратившихся к истинному Богу – возродившихся духовно Сион будет матерью. И, как матерь, Сион будет говорить, что человек и человек родился в нем, т. е. – что в нем будут постоянно рождаться новые и новые люди, как члены одного семейства – дети одной матери... Будут говорить: и Той основа и Вышний, или – что так основал Сион Сам Всевышний, т. е. по воле Всевышнего, Сион будет местом рождения и спасения истинно верующих. – Так о Сионе и пророке Исаия говорит, что «все сыны его будут научены Богом и великий мир будет у сыновей его» ( Ис.54:13 ; ср. 13,11,1217;49:2022 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

64.  …Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15). 65.  …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 66. Алфавитный патерик. 67. Ин. 8. 44. 68. Мф. 27. 42. 69. Рим. 4. 1, 6. 70. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 71.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18. 13). 72. Пс. 37. 7, 8. 73. Благовестник. 74.  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 75.  …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23. 5). 76. Лк. 12. 1. 77.  Мф. 6. 78. Лк. 18. 13. 79. Святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4. 80. Лествица. Слово 28. 81. Ин. 1. 18. 82. Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях. Статья: Разделение молитвы всех разумов. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 83.  …Духом владычественным (Пс. 50. 14). 84. Заимствовано из толкования молитвы Господи помилуй старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Издание Оптиной пустыни, 1847. 85. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 86. «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и прочее тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая». Наставления пред чтением Псалтыри. Псалтырь отдельною книгою. 87.  …созиждет Господь Сион, и явится в славе Своей. Призрит на молитву беспомощных, и не призрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101. 17, 18, 19). 88. Лк. 15. 10–32. 89.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 90. Лк. 15. 11–13. 91. См. толкование блаженного Феофилакта. 92.  Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18. 14). 93. Мф. 25. 31. 94. Еф. 2. 14. 95.  …ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9. 56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Источник: PhotoSight.ru. Автор: Evgeniy Kash Через всю Священную историю проходит образ разделения. Шестоднев являет нам картину последовательных разделений, через которые оформляется мироздание: разделение неба и земли, света и тьмы, дня и ночи, воды, которая под твердью, и воды, которая над твердью (Быт 1:7), моря и суши, выхождение из земли жизни и, наконец, вычленение человека из мира живого. Делится пространство, делится и время (суббота). Миру предстоит некоторый трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт отодвигают в сторону. «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф 3:11-12). Так было с войском Гедеона – «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»» (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке победу . А вот еще образ малого остатка: две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). В самом Израиле должен быть выделен остаток: «Ибо хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис 10:22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя — Шеар-ясув «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь — вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать нищим: «Кто такие нищие духом? — Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно» . Остаток — это люди, научившиеся узнавать исток своих бед в покаянном всматривании в себя . Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: человеческий род живет немногими .

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

Через всю Священную историю проходит образ разделения. Шестоднев являет нам картину последовательных разделений, через которые оформляется мироздание: разделение неба и земли, света и тьмы, дня и ночи, воды, которая под твердью, и воды, которая над твердью (Быт 1:7), моря и суши, выхождение из земли жизни и, наконец, вычленение человека из мира живого. Делится пространство, делится и время (суббота). Миру предстоит некоторый трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт отодвигают в сторону. «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф 3:11-12). Так было с войском Гедеона – «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»» (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке А вот еще образ малого остатка: две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). В самом Израиле должен быть выделен остаток: «Ибо хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис 10:22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя — Шеар-ясув «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь — вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать нищим: «Кто такие нищие духом? — Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают Остаток — это люди, научившиеся узнавать исток своих бед в покаянном всматривании в себя . Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: человеческий род живет

http://zavet.ru/a/rss_1318510881.html

Это есть изложение историко-прагматическое (хотя у Лк., единственного из синоптиков, который указывает, что в Иуду вошел диавол, уже намечается переход к иоанновской иудологии). Евангелие же от Иоанна, которое вообще являет преимущественно божественную сторону в Богочеловеке, и исторические события относительно Иуды излагает в свете божественного предведения и предопределения. Здесь история становится прозрачна для вечности, для которой нет развития и становления, но есть лишь от века предустановленное бытие. В частности, при изложении истории Иуды здесь показуется изначальное ведение Христом Своего предателя ( Ин. 13:19 ), как и предустановленность предательства. Достаточно сопоставить все тексты Ин., относящиеся к Иуде, чтобы увидеть, с какою поразительною исключительностью разрешается именно эта задача. Уже с самого начала здесь свидетельствуется в общей форме: «но сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин. 2:24–25 ), что и подтверждается при избрании апостолов (особенно Нафанаила). Далее в связи с речью об Евхаристии говорится об Иисусе: «ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6:64 ), a затем Иисус и прямо говорит (апостолам): «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» 33 «Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел (имел – μελλε) предать Его, будучи один из двенадцати» ( Ин. 6:70–71 ). Далее на Тайной вечери, при умовении ног, которое у Иоанна является поводом для обличения Иуды, говорится: «ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» ( Ин. 13:11 ). И далее, обращаясь к ученикам, Иисус говорит: «если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Пс. 40:10 ). Теперь сказываю вам, прежде нежели сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин. 13:17–19 ). И, наконец, в первосвященнической молитве ( Ин. 17:12 ) также упоминается об Иуде: «тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется писание» ( Пс. 108: 4, 8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Обыкновенно, путешественники по пустыне с радостью останавливают свой взор на многоветвистом и тенистом дереве, с надеждой спешат укрыться под ним от палящего зноя и отдохнуть от томительного путешествия. Так и язычники, истомленные в пустыне мира безотрадным блужданием, увидят, наконец, гостеприимное пристанище в земле Божией и, как бы под дерево богато тенистое, соберутся под кров царственного дома Иессея. Его благословенный Потомок будет для них как бы высоко поставленным знаменем (ср.ст.12), к которому, обыкновенно, поспешно стекаются жители городов, с разных сторон, по первому звуку военной трубы. Под начальство Потомка Иессея соберутся народы разных стран, языков и религий, и составят одно необозримое общество, которое, находясь под главенством единого Вождя, преисполненного всех даров Святого Духа, будет вечно наслаждаться невозмутимым миром. И этот блаженный покой, дарованный человечеству «Князем мира», будет составлять Его величайшую честь (ср. гл. 9:6–7;61:1–2;72:11–12; Пс.71:7–11,14–15,17 ). 11. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. (И будет в день оный, приложит Господь показати руку свою, еже возревновати по останку прочему людий, иже аще останет от Ассириов и от Египта, и Вавилона и от ефиопии, и от Еламитов и от востоков солнца, и от Аравии и от островов морских). Восставляя славного Потомка из дома Давида царем над своим народом, Господь, как Пастырь, соберет Свое рассеянное стадо из отдаленных стран. Евреи, неоднократно отводимые в плен, рассеялись по разным странам и народам, на востоке – в Ассирии, Вавилонии, у Еламитян, на юге – в Египте, Эфиопии и Аравии, на западе – по островам Средиземного мора. Желая воссоздать Свое царство, Господь снова, как прежде (при Моисее, ср.ст.15–16), действием своей всемогущей власти соберет в отечество избранный остаток Израиля и объединит собранных под одной властью своего Помазанника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалмопевец имеет в виду чрезвычайный суд Божий с неба над Ассириянами – при царе Езекии. – «Во дни царя Езекии сделал нашествие Сеннахирим, царь Ассирийский, и послал к нему полководца своего Рапсака, который поднял руку свою на Сионе, и много величался в гордости своей. Тогда затрепетали сердца и руки жителей Иерусалима, и они мучились... И воззвали они к Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба... Он поразил войско Ассирияне, и ангел Его истребил их» (I. с. Сир.48:20–24 ; Ис.37:36 ). 11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти. В виду того, как во гневе своём Господь открывает свой суд над всеми, кто противиляется Ему, помышление человеческое откроется Ему или – Он, как Судия, откроет всякое помышление к славе своей. И останок помышления или – то, что остается в мысли еще не высказанным, и это празднует Ти – потом высказывается торжественно и также ради прославления имени Господа, ибо «у Израиля велико имя Его» (ст. 2). 12–13. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары Страшному и Отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных. Проникнутый глубоким чувством благоговения к промыслу Господа, открывающемуся в чудодейственном суде Его над врагами, псалмопевец призывает свой народ и другие народы к благоговейному служению Ему. – «Помолитесь и молитвы свои, как обеты, воздавайте Богу нашему,» – как Спасителю своего кроткого народа (ст. 10). – Все, которые вокруг Него – сопредельные с местом Его обитания, землей Ханаанской – да принесут свои дары Страшному, как Царю и Судии такому, которому никто противостать не может (ст. 8–9), и Отъемлющему духи князей или умерщвляющему начальпиков – вождей и Страшному больше царей земных, ибо Он сокрушает всякое оружие, прекращает войну, уничтожает войска, открывает свой суд с неба, так что пред Ним трепещет вся земля (ст. 4–9 и сл.). Суд над Ассириянами – уничтожение Ассирийского войска под стенами Иерусалима в одну ночь – чудодейственно Господь совершил пред взорами не только своего народа, но и всех окрестных народов. А потому, не только Израильский народ, но и другие, прежде трепетавшие пред силой оружия Ассириян, искавшие милости царя Ассирийского, приносившие ему дары и платившие дани, теперь – в благодарность Господу Богу, который ведом в Иудее (ст. 2) и здесь совершил свой суд над страшным царем Ассирийским – все должны поклониться молитвенно и принести дары в храме Его на Сионе. – Так, очевидно, мысль псалмопевца, в священном восторге, восходит ко временам мессианским (ср. Пс.71:9–11,15,17 ; Ис.60:2,5–9,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так делают дети малые, когда не хотят в баню идти, которая им очень полезна, и от нее у своих матерей отпрашиваются. Так поступают и те, которые просят у Бога избавления из-под креста, скорби, болезни и прочего бедствия, не зная, что много полезнее им быть в неблагополучии, нежели в благополучии. Что вредно и что полезно немощному – лекарь знает, и часто немощный у лекаря просит яда вместо лекарства, но благоразумный лекарь его не дает. Мы все перед Богом как немощные и как младенцы, не знающие нашей пользы, и часто просим того, что нам смерть душевную может принести, чего Бог, как Милосердный Отец и Благопромыслитель, не хочет, и просящим сынам Своим вместо хлеба – камень, вместо рыбы – змею, и вместо яйца – скорпиона не хочет подать (см. Лк.11:11 ). Потому временного добра всегда должно так просить: Господи, аще воле Твоей святой угодно и мне полезно, подаждь желаемое мною: аще ли ни, буди воля Твоя. Пример показал нам Сын Божий, когда перед Своим вольным страданием молился Отцу Своему Небесному: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). § 330. Молиться, или призывать Бога, должно нам: 1) Во имя Иисуса Христа, Сына Божиего, как Сам Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин 16:23 ). То есть должно молиться и просить Бога, надеясь не на свою правду и дела, но на правду Христову и высочайшие Его заслуги, и ради Его неповинного страдания и смерти своей повинности просить прощения, по подобию мытаря, молившегося: «Боже, милостив буди мне, грешному!» ( Лк.18:13 ) «Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» ( Еф.2:18 ). И «никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – говорит Сам Христос ( Ин 14:6 ). Ибо какое Бог ни обещал нам подать благословение, во имя Его обещал, ибо " в Нем благословятся все народы», – говорит Писание ( Пс.71:17 ; Гал.3:8 ). И так с этой надеждой должно приступать к Отцу Небесному, и ради Единородного Сына, у Отца просить милосердия и ожидать без сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

17. Свт. Григорий Нисский : Велика склонность к порочности, и слишком удобопреклонно к худшему естество. 18. Преп. Иоанн Лествичник : Многими трудами, страданиями и потом приобретается у нас нрав, угодный и благоустроенный, и то, что многими усилиями получено, то можно в одно мгновение погубить. 19. Диоген: Днем с зажженным фонарем бродил, и когда спросили его зачем, ответил, что человека ищет. Слово 71-е. О том, что не всегда что больше, то лучше 1. Лк. 21, 1–4 : Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. 2. 1Кор. 14, 19 : В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке. 3. Притч. 17, 1 : Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 4. Еккл. 4, 6 : Благо есть исполнение горсти покоя, паче исполнения двою горстию труда. 5. Сир. 16, 3–5 : Лучше один праведник, нежели тысячи грешников; и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых; ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет. 6. Свт. Василий Великий : Ибо часто тот, кто, несмотря на трудности, в чем-либо преуспел, больше того, кто в изобилии все имел. 7. В недобрых состязаниях злосчастнее тот, кто победил, потому что победа приносит больше греха. 8. Ибо если хлеб сердце человека утверждает ( Пс. 103, 15 ), то не должно больше необходимого в пище в добавок к хлебу неразумно употреблять. 9. Свт. Григорий Богослов : Лучше кратковременное царство, чем долгая тирания, и малая часть достойная, чем многое богатство нечестное и шаткое, и немногий свет, чем великая тьма. 10. Лучше мне пять слов сказать в церкви с разумом, нежели тысячи – одним языком ( 1Кор. 14, 19 ) и невразумительным звуком. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Не мерой даваемого судится милостыня, но изобилием произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010