Может быть – спрашивает библеист – речи древних пророков и мудрецов уже устарели? Может быть, не остаётся сделать лучшего, как отрезать их писцовым ножичком и бросить на огонь в жаровню ( Иер.36:23 ), так как пророк не пророчествует доброго ( 3Цар.22:8 ), и в свитках написано внутри и снаружи: плач, и огонь, и горе? ( Иез.2:10 ). И отвечает: «сколько бы мы не уничтожали свитков, напишутся другие и в них все прежние слова и ещё к ним прибавлено будет много подобных тем слов». Их напишет история 84 . Но пусть «жадная земля» (Пр. Сол.30:16) воспитывает недовольных людей, «пусть похоть плоти, похоть очесь и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ) становятся всё похотливее», пусть громче и громче отовсюду раздаются голоса дочерей ненасытной пиявицы: «дай! дай!» (Пр. Сол.30:15) 85 … на это мудро ответят смиренные русские люди. Голос их можно слышать, например, в «Сергиевой вотчине в Сергиев день». Непризванные «печальники и опекуны тёмного русского народа 86 и «в безлунные ночи и бессолнечные дни» ( Ис.13:10 ) 87 могли бы, если бы пожелали, видеть свет в смирении. Это смирение, по сродству душ, преклоняется только пред смиренными. «Подвижная и предательски изменчивая людская память забудет много 88 , но не забудет смиренного сердцем – преподобного Сергия «тёмный народ». Он идёт и будет идти в «Сергиеву вотчину» и в ответ на вопрос: «увидит ли он преподобного» – скажет всякому вопрошающему: «мы то его, может быть, и не увидим, да он нас увидит; мы его мало знаем, – да он хорошо знает наши нужды» 89 . Гордость будет мечтать о довольстве, о славе, о роскоши, а смирение живо представит себе «деревянный храм и всенощное бдение в нём, когда с треском и дымом горящая лучина светила чтение и пение, но сердца молящихся горели яснее свечи, и пламень их досягал до неба, и ангелы восходили и нисходили в пламени жертвы духовной» 90 . Смирение духовно войдёт далее, «в тесную келью, чтобы вздохнуть её воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий Преподобного Сергия, который орошен дождём слёз его…, облобызает прах её сеней, который истёрт ногами святых и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесной» 91 . Для смирения смиренный подвижник преподобный Сергий и доныне «живой деятель», каким он был, например, для царя Алексея Михайловича, писавшего однажды благодарственное «послание» «на имя» преподобных Сергия и Никона с упоминанием о том, что «чудотворцы» «от печали утешили» его и дали победу над врагами 92 …

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, ... буду подобен Вышнему. ( Ис.14:13,14 . Слова денницы) До сих пор, братия, мы видели на небе все свет, да благодать. Господь Бог, в Троице поклоняемый есть Свет всепросвещающий и всеоживотворяющий. Ангелы Божии – вторые светы по Боге 76 , полные благодати и живущие благодатью 77 . Теперь увидим, что некоторые светы сделались тьмой и в царстве всеблагого, но и правосудного Бога явился в первый раз грех , или противление воле Божией. Вы догадываетесь, братия, что мы хотим говорить о злых духах. Да, – и часть неба, или часть обитателей неба омрачилась некогда – и омрачилась однажды навсегда, на бесконечные веки веков – гордостью и противлением Богу. На небе был между Ангелами Божиими один великий, светозарный, – от светозарности названный денницею, – дух, один из самых близких к Богу. Жить бы, да блаженствовать светлому духу, – с такой благостью, с такой щедростью Божескою украшенному всякими совершенствами, – во свете Лица Божия. Но нет: захотел быть самостоятельным светом, захотел быть сам Богом; сказал: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой; буду подобен Вышнему 78 . И гордого, упорного духа, омрачившего себя нераскаянным противлением Творцу своему, Господь низверг с светлого неба: потому что кое общение свету ко тме 79 ? Так как денница был начальником некоторых подчиненных духов, то увлек и их за собой, возмутивши и их против Владыки всякой твари. На небе стало меньше обитателей, хотя никак не мало: потому что всех Ангелов бесчисленное множество. А точно ли есть злые, падшие духи, спрашивают и спросят некоторые? – Что злые духи есть, – это выше всякого сомнения. Во время земной жизни Иисуса Христа они исповедовали Его устами бесноватых людей Сыном Божиим; – свидетельствовали, как бы невольно, что они осуждены Им на вечные муки; – со свойственной им злостью, истинно адской, мучили людей бесноватых – и с такою же злостью выходили из них по повелению Спасителя, в виду многочисленного народа. Однажды, вышедши по слову Спасителя, из двух бесноватых с тем, чтобы войти в свиней, пасшихся неподалеку, они очевиднейшим образом доказали свое позорное бытие тем, что стадо свиней, в которое они вошли, гонимое и мучимое их силою, устремилось все в море и перетонуло 80 . Св. Писание прямо называет их – то духами злыми 81 , то духами нечистыми 82 , то духами злобы 83 , бесами или демонами 84 , и между ними различает одного главного, или предводителя, которого называет диаволом 85 , сатаною 86 , князем мира 87 , князем власти воздушныя 88 , князем бесовским 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Схизма, разрушив узы мира, рождается из различия во мнениях, питается злобою, завистью и спорами укрепляется, так что, когда, оставив матерь вселенскую, непокорные (impii) дети выходят вон и отделяются от корня матери Церкви, будучи отсечены косою зависти, мятежные, они отходят, блуждая; и не могут они делать ничего нового или иного делать, кроме того, чему уже научились у своей матери 85 . К донатистам Оптат относится весьма снисходительно. С самого начала своего сочинения он называет Пармениана братом и оправдывает этот свой поступок. Ссылаясь на Ис. 66:5 , он говорит, что нельзя не называть братьями тех, которые не могут не быть братьями. Они – братья, хотя и недобрые. Ведь и Хам, хотя смеялся над наготой отца, однако был же братом для невинных Сима и Иафета 86 . И схизматики при единстве их исповедания с Церковью – братья для членов последней 87 . Отделение донатистов от Церкви не есть полное отпадение от нее 88 . Они даже как бы составляют Церковь , только не кафолическую 89 . Но в то же время Оптат совершенно определенно говорит, что к Церкви они не принадлежат, что они – вне ее 90 , что они лишь узурпируют имя Церкви 91 . Оптат утверждает, что схизма – великий и тяжкий грех наряду с предательством, даже summum malum 92 . Схизма противна Богу 93 , она доставляет Ему неутешные слезы 94 . Кто не захотел оставаться с братьями в Церкви, тот, последуя еретикам, вышел вон, как антихрист 95 . Оптат склонен отрицать действительную благодатную жизнь у донатистов: он сравнивает их с ветвями, сломленными с дерева, со срезанными сучками виноградной лозы; они – ручей, разобщенный с источником 96 . Нельзя не заметить в последних рассуждениях Оптата некоторой неустойчивости и незаконченности. Схизматиков он то считает ушедшими из Церкви, находящимися вне Церкви, то говорит, что отделение их не есть совершенное отпадение. А затем вполне уместен вопрос: если Таинства действительны и в схизматических обществах, то не возможно ли спасение вне Церкви и даже во вражде к ней? Или, может быть, и при действительности Таинств вне Церкви спасение только в Церкви? Но тогда почему Таинства и при своей действительности не приносят пользы вне Церкви? На все эти вопросы у Оптата нет никакого ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

л. 155. Слово 80. Како достоит родителя чьстити. Нач. Всяка убо заповедь Господня чиста и прозрачна есть, якоже солнце просвещающи умнеи очи. л. 156 об. Слово 81. О блуднем сыну. Нач. Присно убо Божие человеколюбие проповедати дльжни есмы. л. 161. Слово 82. О посте, и о среде и о пятце. Нач. Братие, ныне присне время доброго исповеданиа и поспеха иже к Богу. л. 162 об. Слово 83. О вере и о казнех Божиях. Нач. Братиа, тяготу греховную оттрясуще от себе, вспрянем, яко от сна тяжка, от беззаконий и соблазн наших. л. 165. Слово 84. К людем о вере и благоверии. Нач. Да не мозете мнети к нам се точию беседуем, се бо слово и к вам есть. л. 167. Слово 85. Поучение яже о ястребех, и о псех, и о копих. Нач. Се ведуще не просто се избираем, но и попытавше разумеим, не бо без ума есть писано. л. 169 об. Слово 86. О трпении и о благопохвалении, и да не тако зело плачемся о умерших. Нач. Принеси днесь си прежде древних дний спешнее слово учениа, взлезем убо в слово учениа. л. 176 об. Слово 87. Яко лепо есть нам всякого человека миловати. Нач. Се слышаете, молю вы, послушаем святых, всяк бо верен свят есть. л. 178. Слово 88. Не алкати, но даяти нищим. Нач. То дее(щи)ли Бог . немощнаа есть нам повелел, но от сего мира все ся развращает и все ся губит. л. 180. Слово 89. О вдовах и о нищих, и како в монастырех живут. Нач. Иже бо створить, рече, единому от хуждъних сих, то Мне створить. л. 182 об. Слово 90. Поучение от Филиппеийскые епистолиа, в нейже кажет умершим ползу сущу. Нач. Якоже бо и грешнии, аще умирают, плакатися есть лепо. В конце помещены два отрывка Златоустаго, написанные в сплошную строку: О пользе души и О иже в церкви без страха стоящих. л. 188. Иже в святых отца нашего Георгиа, архиеп. Никомидийскаго, в еже стояху при кресте Исусове мати Его и сестра матере Его, и в боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа. Нач. К высочейшей нам. встекая слово горе бывшая трубы шум к себе вся созывает тварь. л. 201. Слово Деяниа Святыя Троиця; чтение на св. Пасху. Нач. В имя Святой Троици начаток деяниа Спаса нашего Ис. Христа, яже обрете Феодосии великий царь в Иерусалиме. Никодимово Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 79. Сказание о дни понеделника, что ради день сей празднуется св. бсзплотных Сил и божественых Ангел и Арханьгел и прочих небесных слуг. Нач. По Христове вьзнесении летом минувшим многым от св. и препод. Отець предзаконено бысть уставоположенье. л. 81. В тойже день, поучение како жити христианину. Нач. Подобает бо верны вся разсмотряти деяти, и да не во тщету будет труд нашь. л. 82 об. В тойже день, Слово Иоанна Златоустаг о о кленущихся в лжу. Нач. Егда видиши кого в злобне богатьстве, ничего же не приемлюща зла, не блажи его. л. 84. В тойже день, слово о осужении. Нач. Мужь некто черноризец в лености житие свое прейде, разболежеся к смерти. л. 85. В тойже день, Слово св. Отець о славе мира сего. Нач. Уподобися слава мира сего пламени огнену. л. 87. Сказание о дни вторника, еже есть память празднуем св. и слав. пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Нач. Святыми и Богоносными Отци предание церкви уставися в сий день вторник. л. 88 об. В тойже день, слово Афанасиа, поучение священником (и монахом). Нач. Пастыри, что смотрим, иже всегда мзды иземлем, а делатели никакоже есмы. л. 95. Сказание о дни среды, в немже празднуем о предании Господа нашего Ис. Христа и како претерпе от законопреступных за наше спасение. Нач. В св. сий день среду нашего ради спасения Господь нашь Ис. Христос предан бысть Иудеем законопреступным. л. 90 об. В тойже день, Слово Иоанна Златоустаг о, яко не подобает черньцев осуждати. Нач. Немнози безумнии к черньцем изрядно творити обычай имуть. л. 96 об. В тойже день, слово о Даниле мнисе, иже оболган бысть любодеянием. Нач. Поведаше нам авва старець о Даниле египтянине. л. 97 об. В тойже день, слово о двою брату, имеющу между собою вражду. Нач. Брата два, бывше гонению, ята быста прияти муку. л. 98 об. В тойже день, слово о Георгии игумене горы Синайскыя, како ангелом всхищен бысть и обретеся в Иерусалиме и пакы в своей келии посажен. л. 100. В тойже день, слово о небрегшим именья, но Бога. Нач. Поведаше нам некто отець, яко егда потребы ради некоея взидох в град Костянтинь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

86) Ркп. 13/183. То же, XVI в., 499 лл. Внизу по первым листам: «лета 7108 дал в дом пречистой Богородицы честного Ея благовещениа и великого архистратига Михаила честнаго его чюдеси, иже есть в Хонех, и великаго светилника и чюдотворца Алексия митрополита киевскаго и всеа Руси архимориндрит (sic) Пафнотей тое же обители, постриженик Павлова монастыря, иже на Обноре, книгу сию пророчество 14 пророк по себе и по своих родителех; а которой архимарит сию книгу изо обители себе похочет взяти или отдати, или продати, или кто похочет насилием восхитити, да судится со мною пред Богом». Сказаний о Максиме греке и переводе сих толкований – никаких нет. 87) Ркп. 14/184. То же, XVI в., 427 лл. Сказания о Максиме греке нет. По окончании толкований след. приписка, сделанная тою же рукою, которою писана и самая рукопись: «Слава Тебе, Господи, Царю небесный, яко сподоби мя написати книги си ис куриловице князю Влодимиру Новегороде княжащю, сынови Ярославлю болшему. Почах же е писати в лет 6555 месяца мая 14, а кончах того ж лет месяца декабря в 19 аз поп Упирь Лихый. Темь ж молю всех прочитати пророчество се: велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же, княже, буди, в век живи; но обаче писавшего не забывай. Пророком имена: Осие – осенение, Иоил – раб ему, ли крепость... и т. д суд твой крепкый». Ср. И. И. Срезневского «Древние памятники русского письма и языка». 2 изд. Спб. 1882 г., стр. 18. 88) Ркп. 15/185. Толкование на тех же пророков, что и в ркп. 182, XVI в., 521 л. Сказания о Максиме греке , равно как и указаний на то, что перевод совершен Максимом греком, – нет. 89) Ркп. 16/186. 90 бесед св. Иоанна Златоустог о на Евангелие Матфея, XVI в., 599 лл. Предисловия о переводе сих бесед, равно как и сказания о Максиме греке – нет. Записи XVII в.: на 1 л.: «книга Чюдова монастыря»; на л. 599 об.: «книга Чюдова монастыря, потписал книгохранитель чернец Симон». 90) Ркп. 17/187. 44 беседы св. Иоанна Златоустог о на Евангелие Матфея, XVI в., 428 лл. Первая тетрадь вырвана, ркп. начинается второй тетрадью. На 1 листе конец записи: «...(по)хитити, да судится со мною пред Богом». Сказаний о Максиме греке и переводе сих бесед нет никаких.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Оустави же притяжение 365 от Египта же и от киндиа 77 , и от востока 78 , и запада и сиа себра потребу церкви таковыж праздник устави взимати масла деревяного, 1000 корчаг вина, 300 корчаг хлебов, 1000 постави клирик. 1000 едину от чистителей и до последний певец, 100, разделяющих на две недели, даст же клиросу окольные келия по чину их, и певцем храмины постоянные 79 . Сотвори же и кресты великие златы от всякого камения имущего цену. 20 кентарей и светили две велицы от стекла чистого, имуще златые ноги вся, кентарий единого и верху постави на них свещи две велице позлащенный с камением драгим, в цену единого кентарий, сотвориже и иных светил 50 превеликих, от сребра чиста, и иных же светил сотворил 200 в высоту мужеви единому достоин 80 во алтарии. Амвон же токтоду 81 всего злата, дóндеже 82 взимаши от Египта 365 кентарий взимаше. Великий убо Константин от Савория царя перского, и от приходящих ту, но от всякие вещи церкви 2000 и 200 кентарии злата. Иустиан же царь един нача, един и сверши святую Софию. Чудо же обдержаше видящих таковую церковь , како же облещашеся 84 светом, бысть во вся светла от злата же и сребра и жемчуга, от всякого прочего украшена подобно же не мало удивление бяше видящим мрамором различие аки море видомо бяше; аки реку приснотекущу 4 бо церковные, четыре рки нарече, исходящие из рая, и положи закон да кого же до 85 по грехом своим, отлучаяся станет на них, сотвориже и во крестилище, около кладезя и притвор, львы каменные износящие воду от уст своих на умовение 86 простых людей. На десней же стране сотвори море пяди единой возвышено яко восходити воде, лествицу же едину постави на восхождение чистетелем, прямо лицу приемлещему воду и сдела. 12 льва серн; орел и заяц, телец 87 , и вран 12 сотвори и вода им исхожаще из уст их, на омовение чистителем место же нарече львове, идеже воздвиже храмину позлащену да хотяще 88 ему в церкви спати в ней, красоту же я преже рекохом, и превеличество доброты таковые церкви кто испове. Великий же царь Иустиан сотвори святую Софию, с всеми священыми сосуда ее месяца сем 26 день, исшед же ис полаты и прииде в двери августа и сед на четвероноусный колесницы, и закла волов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

О тъ чина бо почиваеть и зврь, и птици, и человци. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене, воздавши Богу хвалу, и потом на рассвете, увидев солнце восходящее, с радостью прославьте Бога и молвите: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и звери, и птицы, и люди. А се вы поведаю, дти моя, трудъ свой, оже ся есмь тружалъ, пути дя и ловы с 13 лт. Первое к Ростову идохъ, сквоз вятич, 86 посла мя отець, а самъ иде Курьску; и пакы 2-е к Смолиньску со Ставкомь с Гордятичемъ, 87 той пакы и отъиде к Берестию 88 со Изяславомь, а мене посла Смолиньску, то и-Смолиньска идохъ Володимерю. 89 Тое же зимы той посласта Берестию брата на головн, иде бяху ляхове пожгли, той ту блюдъ городъ тихъ. Та идохъ Переяславлю отцю, 90 а по Велиц дни ис Переяславля та Володимерю – на Сутейску 91 мира творить с ляхы. Оттуда пакы на лто Володимерю опять. А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску. И затем снова ходил я к Смоленску со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску, а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье двое братьев на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Благословен Господь Бог Израилев Бог христианеск яко посети и сътвори избавление людем своим ( Лк. 1:68 ), яко не презре твари своея до конца идольским мрачениемъ 83 гыбнути 84 , но оправди прежде племя Авраамле скрижалми и законом послед же 85 Сыном Своим вся языки спасе, евангелием и крещением и вводя в обновление (пакы) бытиа, в жизнь вечную. Да хвалим убо 86 и прославляим хвалимаго от ангел безпрестани, (и поклонимся ему, емуже) кланяются херувими и серафими 87 , яко призря 88 призре на люди своя, и не солъ 89 , ни вестник но самъ 90 спасе ны ( Ис. 63:9 ), не привидением пришед на землю, но истинно, пострадав за ны плотию и до гроба и с собою воскресивъ 91 ны 92 . К живущим бо на земли человеком в плоть одевся 93 прииде, к сущим же в аде распятием и в гробе положением сниде 94 , да обои – и живии и мертвии – познают посещение свое и Божие прихожение, и разумеют яко (той) есть живым и мертвым крепок и силен Богъ. Кто бо 95 велий яко Бог наш т един творяй чудеса, положивый закон на проуготование истины и блогодети, да в нем обыкнет человеческое естество 96 , от многобожства идольскаго уклоняяся, в единого Бога веровати, да яко съсуд сквернен – человечество – помъвен водою – законом и обрезанием – приимет млеко благодати и крещенья; закон бо предтеча бе и слуга (благодати и истинне, истина и благодать слуга 97 будущему веку, жизни нетленней, яко закон привождааше взаконныа к благодетъному 98 крещенью, крещение же препущаетъ 99 сыны своя на вечную жизнь. Моиси бо и пророци о Христове пришествии проповедаху 100 , Христос же и апостоли Его о воскресении и о будущем веце. А еже поминати в писании сем и пророческаа проповеданиа о Христе и апостольскаа учениа о будущем веце, то излиха 101 есть и на тщеславие скланяяся, еже бо во инех книгах писано и вам ведомо, ти 102 зде положити, то дръзости образ есть и славохотию 103 , не к неведущимъ 104 бо пишетъ 105 но преизлиха насыщьшемся сладости книжныа, не к врагом Божиим иноверным но самем сыном Его, не к странным но к наследником небеснаго царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И в малем олтари за святою трапезою покрыта трапеза, на нейже Авраам со святою Троицею хлеба ял 82 ; и ту стоит крест в лозе Ноеве учинен, юже по потопе насадив; и сучец масличен туто же, егоже голубь внесе, в той же лозе есть. А у сторонних дверей во притворе на стене написан Христос мусиею велик стоящ, и поп пред ним кандило вжегл; и бысть ему кадящи фимияном, и глас бысть от образа к попови: ис пола ити деспода 83 ; и потом в третий день пославлен 84 / 7а (93–94) бысть патриархом. Смотрим же, братие, сице добродетель доводит чти и сана великаго в сий век и в будущий. На преграде у великаго олтаря вчинен щит Коньстянтинов, и на нем ставят агнец на обою страну и дают причащение людем. Ту же есть во олтари Илиины милотии часть и пояса его 85 . Церковь же мощена красным мрамором 86 , а под нею доплеко, и подходят человецы, и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь во церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя 87 темьяна 88 и кладут на углие, и исходит воня проходы теми во церковь на воздух, и наполнится благоухания вся церковь; пение же воспоют калуфони 89 , аки Ангели, и тогда будет / 7б/стояти во церкви той аки на небеси или аки в раи; Дух же святый наполняет душу и сердце радости и веселия правоверным человеком. Под царьскими же дверьми в притворе стоит столп мраморян, у негоже 90 привязаа был святый мученик Исидор 91 , и с тем столпом вышел есть из моря; и мощи его ту суть. И иных святых мощей много во златых полатах целовали же есмя, и образ пречистыя Богородицы Одигитрия, юже святый апостол Лука написал 92 , иже ходит во град и Пятерицею 93 в Лахерную святую 94 , к нейже Дух святый сходит 95 . В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея сребром окован, и пояс ея во прикупной 96 раце 97 7в/лежит. Ту есть во прикупной 98 образ Спасов, егоже Феодор християнин дал в поручение жидовину Аврамию 99 ; ту же есть гроб Симеона Богоприимца 100 . В той же церкви под трапезою лежит Ияков, брат Господень 101 ; ту же и святый пророк Захария 102 лежит; в той же церкви и младенец половина лежит во столпе, а вторая половина во Иерусалиме 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010