гл. 19, ст. 25–26) – для вечного блаженства в царстве праведных. 84 Илиада. Песнь Х – я , ст. 203–206. 212 –217 85 Примечание. Имея в виду еврейский текст, где слову «агница» соответствует слово -«кесита», можно полагать, что в древности так называлась монета, стоимость которой равнялась стоимости ягненка Так из кн. Бытия, 33:18 – 19, известно, что Иаков, возвратившись благополучно из Месопотамии, пришел в Сихем и у жителей Сихема купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, за сто агниц ( – :»кесит»). По свидетельству св. первомученика Стефана, Иаков купил это поле «ценою серебра» ( Деян. 7:16 ). Впоследствии один из еврейских раввинов Акиба видел будто бы в Африке монеты с названием «кесита» ( – единственный и сомнительный факт). В этом же отношении не менее достойно внимания и обыкновение турецких султанов – дарить своим любимцам кисет – кожаный кошелек с золотом (см. И. Дубровского «Полный толковый словарь иностранных слов». Изд. 4-е. Москва. 1879 г 86 Илиада. Песнь XVIII, ст. 497–501. 503–508. 87 Примечание. Имена дочерей Иова первой и третьей по еврейскому тексту произносятся иначе и значение имеют совершению иное. Имя первой дочери произносится Йемимаг, что значит голубка. Это наименование могло напоминать кротость и незлобие, с которыми Иов перенес свои бедствия и страдания. Имя третьей дочери по-еврейски произносится Кэрэн – гапух. Слово кэрэн значит рог; а гапух происходит от глагола пух – ломать, разрушать, что вместе с словом кэрэн может напоминать «сломленный рог», каким был «рог Амалфеи». Но глагол пух употребляется как существительное имя с членом га – пух, что значить раздробление, порошок, которым, в виде белил или румян, натирали брови. щеки, вообще украшали голову. Таким образом имя третьей дочери означает рог порошка или рог с белилами и т. п. Как имя собственное Кэрэн – гапух могло выражать ту мысль, что Господь возложил на главу Иова вместо пепла – благовонный порошок, преисполнил его радостью вместо духа уныния. Ср. Ис. 61:1 – 3 88 Этот Ассирийский договорный акт, вместе с другим таким же, переведен французским ученым Оппертом на латинский, французский и английский языки. Джон Фентон: «Древнейшая жизнь евреев». Пер. с англ. .Москва, 1881г. Стр. 20 – 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

83 . Необходимо нудить себя и как бы насиловать тело свое. Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который, при малом движении волн, идет ко дну. 84 . Воздержный умаляет страсти, а невоздержный размножает похоти. Чем больше дров, тем сильнее пламя: чем больше яств, тем яростнее похоть. Дух Божий отступает от человека, ради зловония от пресыщения и похоти; тогда входит в него дух зловонный и все низвращает внутри его. 85 . Как дым отгоняет пчел, так чревоугодие и пьянство отгоняют благодать Божию. Но лучше совсем не есть, нежели оскорбить Духа благодати. 86 . Ради немощи плоти, не худо употреблять иногда немного вина: в таком случае не возмущается естественное движение плоти, и мысль остается чистою. Неумеренность же в сем закрывает небо густою тучею нечистых помыслов. 87 . Подвизающемуся должно от всего воздерживаться, не от яств только, но от всего вообще запрещенного. Как отъятие одного какого члена делает все тело человека безобразным, так недостаток одной какой добродетели портит все благообразие воздержания. 88 . Воздерживаться должно всеми чувствами: слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием – и, отрешаясь от земного, возвышаться умом горе. Тогда молитва наша ко Господу будет чиста и беседа к Нему равноангельна. 89 . Желающий присвоиться Богу должен очищать страсти свои, а не работать им, и в совершенном безмолвии возделывать сокровенное в сердце поучение. Тогда земное отпадет, а небесное внедрится и возрастет. 90 . Истинный пост есть тот, при коем не только отказываем себе, но и раздаем бедным и вдовицам то, что следовало бы истратить на содержание себя в довольстве, чтоб, питаясь от твоего, они помолились о тебе Богу и соделали пост благоприятною Ему жертвою, как говорит Исаия: раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой ( Ис.58,7 ). 91 . Удерживайся от праздных слов. Кто хранит уста свои и язык, тот избавляет душу свою от скорби. 92 . Когда услышим поносящих нас, укорим сами себя, как достойных всякого поношения. Укорять себя всегда и во всем есть дело, весьма угодное Богу. Сами же не будем никого поносить и злословить, чтоб не уподобиться клеветливым иудеям. Блаженны поносимые и злословимые правды ради, ибо награда их на небесах велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

86. Оставивший деятельность, и утверждающийся на простом ведении, вместо обоюдоострого меча, держит трость, которая во время брани, по Писанию (Ис.36,6), пронзит руку его и, взойдя в нее, еще прежде врагов, — вольет яд надмения. 87. Всякая мысль имеет пред Богом меру и вес. Ибо об одном и том же можно мыслить или пристрастно, или просто. 88. Исполнивший заповедь, должен ожидать за нее искушения. Ибо любовь ко Христу искушается противными. 89. Не подумай когда–нибудь нерадеть о помыслах. Ибо никакая мысль не может утаиться от Бога. 90. Когда увидишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, то знай верно, что он готовит тебе стыд. 91. Враг знает правду духовного закона, и ищет только согласия ума. Ибо так он подвергает подвластного себе или трудам покаяния, или, если он не кается, то удручает его невольными скорбями; а иногда и побуждает восставать против сих скорбей, дабы таким образом и здесь умножить болезни, и при смерти, по причине нетерпения, показать человека неверным. 92. Невольным злоключениям многие противопоставляли многое; но без молитвы и покаяния никто не избежал скорбей. 93. Зло одно от другого получает силу: подобным образом и добро возрастает одно от другого, и того, в ком оно есть, побуждает к большему. 94. Диавол уменьшает (в наших глазах) малые согрешения: ибо иначе он не может привести нас к большому злу. 95. Корень постыдной похоти — человеческая похвала; так как и целомудрия — обличение наших пороков, не тогда, когда только слышим оное, но когда и принимаем его. 96. Никакой не получает пользы отрекшийся от имения и живущий в сладострастии. Ибо что он делал, пользуясь имением, — то же делает и ничего не имея. 97. Также воздержник, если приобретает деньги, есть брат первому помышлением, от одной с ним матери по мысленному услаждению, а от другого отца, по причине перемены страсти. 98. Иной отсекает страсть для большего сладострастия, и от незнающих его намерения получает славу. А может быть, он и сам себя не знает, трудясь бесполезно. 99. Причина всякого порока есть тщеславие и сласть. Не возненавидевший их не истребляет страсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

79 . Тогда ум бывает там – выше молитвы, и с обретением лучшего молитва оставляется. И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в неведении всего здешнего. 80 . Сие-то неведение называется высшим ведением. О сем-то неведении говорится: блажен постигший неведение, неразлученное с молитвою. 81 . Царство Небесное есть духовное созерцание и ведение духовное, и о нем дается знание детям по простоте, и дознают они, что всякую вещь, малую и великую, должно людям просить себе у Создателя своего. 82 . Духовная жизнь есть Божественное созерцание ума. Дверь – любовь. Не желай созерцаний прежде чистоты и любви. 83 . Ихже око не виде, и ухо не слыша ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 ) – то есть созерцание, твердая пища уже подается Духом Святым по совершенной любви, ибо, когда ум встанет в область любви, тогда действует благодать. 84 . Иногда благодать дается за горячность веры (апостолам), иногда же за делание заповедей и чистоту. 85 . Человек боится часа смертного и сретения суда, но когда от телесного и душевного ведения перейдет в ощущение тайн, духом любви уничтожается страх, ибо любовь радостнее мирской жизни. 86 . Когда сердце возбуждается любовью, очи источают слезы. Любовь есть плод молитвы. Сын Божий умер, научая нас преизобилующей любви и приближая нас к Себе. Желает Бог, чтобы мы любовью собственного сердца приблизились к Нему. 87 . Указанием любви и ведения служит смирение, которое рождается от доброй совести о Христе Иисусе. 88 . Когда обретем любовь, тогда станем питаться небесным хлебом и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный хлеб есть Христос, сшедший с небесе, и даяй живот миру ( Ин.6:33 ). 89 . А когда человек входит в любовь, тогда становится выше естества, и оканчиваются для него борьба, страх, труд и утомление во всем. Ключ же к сердцу и Божественным дарованиям дается любовью к ближнему. Любовь не знает стыда, потому не умеет придавать членам вид благочиния. 90 . Любовь к Богу возбуждает любовь к добру, духовное же ведение приходит позднее делания добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

87 . Огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечом Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа ( Ис.66:16 ). 88 . Дела и помышления каждого знает Господь, и соберет Он все народы, и приидут и узрят славу Креста Христова ( Ис.66:18 ). 89 . Ученики Христовы в знамении благодати принесут имя Христово во все народы, и увидят все славу Сына Единородного ( Ис.66:19 ). 90 . От всех народов как дар Господеви приведутся во святый град Иерусалим братия Христова ( Ис.66:20 ). 91 . И от тех поиму Себе жрецы и левиты, рече Господь – установить в Новозаветной Церкви священство ( Ис.66:21 ). 92 . Якоже бо ново небо и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше – род христианский ( Ис.66:22 ). 93 . И во всякое время будут приходить на поклонение пред лице Господне во Иерусалим – Церковь первородных, как в год юбилейный – Пятидесятницу, когда великая радость бывает всем, ибо свобода рабам возвещается, и отпущение долгов, и наследование земли – новый Израиль духовный – христиане, как народ святой, помазанный Духом Святым. 94 . Пророк Исаия – пророк веры и надежды. С горячей ревностью защищал пророк славу Бога, обличал лицемерную набожность отпадающего от Господа израильского народа, убеждал обратиться от путей нечестия и идолопоклонства, призывал к покаянию. И предупреждал пророк, что бедствия посылаются народу для его исправления; пророчествовал о Деве Богородице, Спасителе мира и вольных Его страданиях, Церкви, обращении язычников. Книга пророка Исаии самая важная и большая, в изложении изящна, глубока по содержанию, с особенной ясностью повествует о судьбах народов. При нашествии царя сирийского вместе с израильтянами, которые хотели уничтожить дом Давидов, пророк Исаия предсказывал, что будет пленение десяти колен, но Господь явит долготерпение в отношении к двум коленам. Далее пророчествовал, что и эти два колена будут отведены в плен, так как не воспользовались долготерпением Божиим, как должно. А потом опять наступит благоденствие, которое даровано будет остатку их, когда возвратятся к прежней святости ( Ис.6:913 )

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, историк, член Союза писателей России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 91. По Откровению Иоанна Богослова, в конце света должны прийти два пророка, святые отцы говорят, что это будут Илия и Енох, взятые живыми на небо. Но ни кто из-нас не задумывается, а зачем они придут? А придут они для проповеди и обличения антихриста, ибо наши иерархи в концу времен настолько онечистивятся (пр. Серафим Саровский), что все как один примут антихриста за мессию. Всем нам надо понимать, что без помощи Благодати нам не спастись, для этого в каждом из-нас должен произойти духовный надлом - сердечное покаяние, сокрушение сердца и страх Божий. Без этих трех наиглавнейших причин - невозможно принятие Спасительной Благодати. Ибо в конце времен скорби будут настолько ужасные, что только при помощи Благодати можно будет их преодолеть. С НАМИ БОГ! (Ис.8) 90. Иудеи, оставаясь в рамках своего религиозного миропонимания, не могут не стремиться построить Третий храм Однако есть и другие иудеи: http://www.youtube.com/watch?v=SomXwfQYPco 89. Ответ на 88, Лев: Потомок, и ты собрался разолачать лженауку: хорошо сохранился со времен средневековья. Давай - дерзай: сойдешь за настоящего АКАДЕМИКА. ) Не получится - у меня плохо раскрыты чакры и нет волнового генома. Шипов не докрутил торсионное поле в моей локации. 88. Ответ на 87, потомок каки-то поданых. Потомок, и ты собрался разолачать лженауку: хорошо сохранился со времен средневековья. Давай - дерзай: сойдешь за настоящего АКАДЕМИКА. 87. Ответ на 86, Лев: 86. Ответ на 77, Кирилл: " Да и как-то слишком " искусственным " выглядит предположение, что Иоанн первым открыл европейцам Америку . Да, а СССР во времена Иоанна уже существовал. " Кирилл, я вполне бы согласился с вашей " американской версией " прочтения Апокалипсиса: так что пишите, мой друг, пишите. Впрочем, можете не спешить, так как время " Ч " , по мнению Анатолия Степанова, совсем близко: оно и рассудит наши споры о том, какая версия справедлива - российская, американская или просто " Библейская " ?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/19/na...

739 Ст. 49–56. Седьмая строфа. Псалмопевец видит, что окружен людьми, попирающими Закон (ст. 51), он унижен и печален (ст. 50, 53), однако он держится за слово Божие и утешается им (ст. 49–50, 54), он верен Закону и бережет его в сердце своем (ст. 55–56). 740 Ст. 52. Вспоминаются, вероятно, исторические события, когда Бог приходил на помощь Своему народу. 742 Ст. 57–64. Восьмая строфа. Внимание пророка Давида снова переносится с внешнего на внутреннее: он еще раз заверяет Бога в своей преданности Закону (ст. 57) и устремляется к Нему всем сердцем (ст. 58), однако, чувствуя в себе самом некоторую неустойчивость, он молит о прощении (ст. 58) и снова преодолевает препятствия, делает выбор и твердо держится Закона (ст. 59–61), он опять наедине с Богом и с теми, кто боится Бога (ст. 62–63). 743 Ст. 65–72. Девятая строфа. Колебания кончились. Псалмопевец, униженный, согрешивший, вновь обращается к благости Божией (ст. 68), приобретенный опыт возводит его на новую ступень духовной жизни (ст. 67, 71), на него восстают люди жестокие и гордые, но он непоколебим в своей верности Закону, который для него дороже всех богатств мира (ст. 69–70, 72). 744 Ст. 71. В этом стихе отражена глубокая вера в Промысл Божий: Псалмопевец воспринимает наказание как воспитательную меру, которая помогает ему утвердиться в заповедях Божиих. 745 Ст. 73–80. Десятая строфа. По своему содержанию это восьмистишие схоже с предыдущим. Ст. 73. Псалмопевец вспоминает, что он создан Богом по Его образу и подобию, и создан для блаженства (см.: Быт. 1:27; 2:7–8 ); для того чтобы выполнить свое назначение, он просит Бога вразумить его, как это сделать. 747 Ст. 80. ...сердце мое непорочно – освобождено от страстей; ...не буду я посрамлен – не буду обуреваться страстными помыслами и недобрыми движениями. 748 Ст. 81–88. Одиннадцатая строфа. Псалмопевец молит о помощи, он ждет утешения и спасения только от Господа (ст. 81–82), его гонят и преследуют (ст. 84–87), но он верен Божиим заповедям (ст. 83, 87–88). Ст. 81. ...ожидая от Тебя спасения – мысль о том, что спасение приходит от Бога, повторяется у Пророков (см.: Ис. 45:17 ; Иер. 3:23 ); ...на слова – на обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указанные в предыдущем пункте цари или пророки, за исключением, может быть, Моисея, вряд ли могут воплощать в себе характерные черты народа Израилева. Но Моисей уже выполнил свою историческую задачу к моменту написания второй части книги Исаии, а в песнях Слуги Господня (особенно в четвертой) речь идет о грядущих событиях. Рудольф Киттель (Rudolf Kittel) считал, что Слуга – это неизвестный пророк, современник автора, описывая которого, автор имел в виду грядущего Мессию 86 . Такое прообразовательное понимание песней Слуги хотя и представляет интерес, однако, в данном случае, неверно – описанные деяния Слуги по искуплению человеческого рода ( Ис.53:5 ) могут быть совершены только необычной личностью, которая не имела на себе греха или порока, и, поэтому, вряд ли могла бы остаться неизвестной. Как указывает Дж. Фишер, «стих Ис.53:9 говорит о Слуге, что он «не сделал греха» и «не имел лжи в устах Своих». Этого нельзя сказать об Израиле ( Ис.29:13 ) или о каком-то другом народе. Для «жертвы умилостивления» в стихе 53:10 используется термин («ашам»), что означает, согласно 5-ой главе книги Левит, что жертва должна быть совершенной, без порока. Ни один народ или человек не подходит под данное определение (см. 65:1–7). Все свидетельства указывают на то, что предметом пророчества является невинная личность – Мессия» 87 . Отмечая общность ряда черт в описании Исаией народа Израилева и Слуги Господня, некоторые исследователи допускают, что личность Мессии прообразовал не безымянный пророк , выведенный под именем Слуги Ягве, а лучшая часть народа Израилева 88 . Василий Никанорович Мышцын (1866–1936) усматривает, на основании книги Исаии, две группы лиц в народе Израилевом накануне вавилонского плена и в плену: стремящихся к благочестию и согрешающих. Претерпевая страдания в изгнании и желая сохранить благочестие, лучший Израиль, также называемый Слугой Ягве, «искупал недостоинство своего народа, – пишет В. Н. Мышцын . – Он взял на себя тяжесть грехов нечестивого Израиля, братьев своих, и ради них понес тяжкое бедствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Таж диаконства. Таж. тропарь, глас. Душе исходящи ис телеси. К аггелом глаголющи. возведи мене от земля на небеса, не остави мене грешнаго. но помилуй мя Господи грешного егда приидеши во царствии си. Таж. Молитва . Молимтися Владыко учитель наш раба своего иереа. да не осудиши его. много бо грешен есть, но причти его место праведных. яко благ и человеколюбец. Прокимен. Душа их во благих водворится. Стих. К тебе Господи воздвигох душю мою. Апостол к Тимофею. Чадо Тимофею, молю и прежде всех творити. молениа молбы... (87 об.)... истинну глаголю о Христе, не лжу. учитель языком. вере истиннеи. Аллилуиа. Стих. Да воскреснет Бог и разыдутся врази. Евангелие от Иоанна. Во время оно. во едину от субот. Мариа Магдалыни прииде заутра и еще сущи тме... (88 л.)…яко подобает ему от мертвых воскреснути. идоста ж паки к себе ученика. Таж. диаконства малая. Таж тропарь глас. Рабе Божии. походиши в путь вечныи. (88 об.) от житиа сего к небесному царю. возводимому быти от земля на небеса. и да облечемся в жизнь вечную. помилуй раба твоего иереаа. имерек. Молитва Владыко Господи Вседержителю премилостиве. умноженного множества царю приими раба своего иереа. имерек в жизнь вечную причти его во избранных благых овец. яко благословися и прославися пречестное и великолепное имя твое. Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и в векы веком . Таж поем трисвятое. Прокимен глас В мире вкупе усну и почию. Стих. Яко ты Господи единого на упование. Апостол к Солуняном. Братие. не хощу ж вам не видети. о усопших, да не скорбите якоже и прочии не имущии упования... (89 л.)….и тако всегда со Господем будем. Аллилуиа. Блажени яже избра и прият их Господь. Евангелие от Иоанна. Сущу позде в день тои во едину от субот. и дверем затворенным. идеже бяху ученици его собрани... (89 об.)…(90 л.)... да веру имете. яко Иисус есть Христос Сын Божии. да веруа в онь живота вечного имате во имя его. Таж диаконства. Посем тропарь, глас. Где есть соборище аггелское. где есть составление праведник. ты Господи покоиши раба твоего сего, по (90 об.) милуй иереаа. помяни Господи раба своего почившего. брата нашего сего иереа. прости ему прегрешениа его. еже сотвори видением и невидением. яко благ прости нас. молящихтися за раба твоего. имерек. Господи славе велицей и царствию твоему сподоби. яко благословися и прославися пречестное и великолепное имя твое. Отца и Сына и Святого Духа, и ныне и присно и во векы. Трисвятое. Прокимен глас. Радуитеся праведнии о Господе правым подобает похвала. Стих. Яко призри на смирение раба своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Или иначе: Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника. Христос явился в этот мир от девственного лона Пречистой, как через некие врата, обрамленные ожерельем (чистотою Ее девства и непорочности). И сие ожерелье (девственная чистота и непорочность) – дело рук искусного художника – Духа Святого, осенившаго девическое лоно и освятившего его. «Величаем Тя, Богородице Дево, яко одушевленный кивот Божества и манноприемную стамну, позлащенную Духом Святым, ложесна бо Твоя престол Себе сотвори...» (служба в честь иконы «Млекопитательница», 12 января, стихира на «Господи воззвах»). 12 . О, как прекрасны ноги твои в сандалиях! Подобно восклицает святой пророк Исаия: «как прекрасны на горах ноги благовестника!» ( Ис. 52:7 ). А святой Павел призывает: «Итак, станьте,.. обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Еф. 6:15 ). Архангел принес благую весть Деве Марии, а Она, родив Сына, обула ноги Свои в сандалии готовности благовествовать миру. Взяв Младенца на руки, Она понесла Его в мир, неся благо и радость. «Рождество Твое Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш...» (тропарь на Рождество Богородицы). Дева, несущая в мир Христа, прекрасно изображена художником Васнецовым в алтарном своде Свято-Владимирского собора в Киеве. Св. Амвросий Медиоланский : «Подражайте, дочери, той, к которой всецело приложимо предсказание пророка о Церкви: украсишася стопы твои в обутиих твоих, дщи Аминадавля (7:1); это (сказано) потому, что Церковь прекрасно шествует вперед с проповедию Евангелия. Прекрасно шествует и та душа, которая пользуется телом, как обувью, и без всякого препятствия может обращать свои стопы, куда хочет. В этом-то обутии прекрасно шествовала Мария: она без какого-либо обычного плотского смешения пребывая девою, родила виновника спасения. Вот почему Иоанн превосходно сказал: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1:27 ), то есть не достоин обнять тайну воплощения человеческою ограниченною мыслию и выразить ее при посредстве убогой и бедной (человеческой) речи. Вот почему так же Исаия говорит: «род же Его кто исповесть» ( Ис. 63:8 )? Итак, прекрасны стопы, как Марии, так и Церкви, ибо прекрасны ноги благовествующих» «О воспитании девы», гл. 14, 87–88].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010