„Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне, и услышал вопль мой”, так начинает Давид 39 пс., ясно указывая чрез это на те свои вопли и то своё несомненное и самое крепкое упование, которые он высказал, между прочим, в 68 псалме. И потом ещё яснее намекая на свои страдания, изображённые в 68 псалме (ст. 2–3, 15–16), он продолжает: „извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота; и поставил на (твёрдом и неподвижном) камне ноги мои, и утвердил стопы мои”. Таким образом ясно видно, что 39 пс. явился после 68 псалма, может быть, вскоре по восшествии Давида на царский престол, который очень удачно мог быть назван Давидом твёрдым и неподвижным камнем. Конечно, все эти образные выражения 39 псалма, поразительно сходные с выражениями 68 псалма, сами по себе, ещё не дают права выводить из них категорически наше заключение, потому что происхождение этих слов может иметь для себя некоторое объяснение и в случайности, так как образы ужасных положений и твёрдого непоколебимого состояния, по избавлении от них, очень общи. Но далее, в ст. 4-м, намекается на факты, имеющие близкое генетическое отношение к 68 псалму. В этом стихе Давид говорит: „и вложил (т. е. Бог) в уста мои новую песнь-хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа”. Принимая во внимание довольно ясное отношение к 68 псалму предыдущих 2-х ст. 39 псалма, здесь уже положительно можно видеть, что эта новая песнь есть именно та, посредством которой Давид в 68 псалме обещался прославить Бога, после того, как Он избавит его от страданий. „Увидевши это страждущие возрадуются, и сердца ищущих Бога оживут” говорил он там (33, пс. 68). Здесь же, несколько расширяя пределы прежних своих великих надежд и ожидание, – он говорит: „увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа”. По сродству 39 псалма с 68 и 21 псалмами немецкие экзегеты относят составление его к тем же обстоятельствам и к тем же лицам, к которым относят они составление 68 и 21 псалмов и, разумеется, на тех же основаниях 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующая тема Псалма 68 (69) – участь распинателей. Пс.68:23             Да будет трапеза их пред лицом их – силками,                         а мирные [собрания] – сетью. «Силки» – для ловли птиц ( Притч.7:23 ; Пс.91 /90:3), густая сеть, такая, что птице (образ души) не вылететь. «Сеть» – другая опасность: в сеть кладут «приманку». Почему «трапеза» становится таким опасным местом для врагов Мессии? «Трапеза» есть образ богослужения. На этом попадутся «в силки» враги Мессии. От лица Помазанника-Мессии сказал Давид: «Ты приготовил предо Мною трапезу в виду врагов Моих, умастил елеем голову Мою» ( Пс.23 /22:5). О какой «трапезе уготованной» идет речь, сказано применительно к Премудрости Божией: Она «заклала закланное Свое, растворила вино Свое и приготовила трапезу Свою» ( Притч.9:2 ). Таинства Церкви совершаются «в виду врагов» (также «против врагов»; Пс.23 /22:5), в этом ее духовное противостояние врагам. Иудеи лишились Храма и возможности приносить жертвы, и «трапеза», которая сопровождает жертвоприношения, была у них отнята. Если иудеи продолжают собираться на «трапезу», то это уже тайно… Либо они собираются открыто – на «мирные» собрания – в синагогах. «Трапеза» тайная для них – «силки». И синагога «мирная» для них – «сеть " … Всякое религиозное собрание тех, кто отринул Мессию, есть для его участников западня и гибель. Пс.68:24             Да помрачатся глаза их, чтобы [не] видеть                         и чресла их навсегда расслабь. «Помрачатся» – покроются тьмой. «Чресла» – место ношения пояса, середина тела, местопребывание силы ( Втор.33:11 ; 3Цар.12:10 ), либо бессилия ( Ис.21:3 ). «Расслабь» – поколебли, заставь трястись ( Пс.37 /36:31; Иов.12:5 ). «Это не зложелательные слова, но пророческие. И действительно, разве не «помрачились очи их», не приняв Солнца правды?» (ПсСвОт). Пс.68:25             Излей на них негодование Твое,                         и ярость гнева Твоего настигнет их. «Излей на них» – излияние есть даяние обильное и всепроникающее; ср.: «излию Дух Мой на всякую плоть» ( Иоил.3:1 ). Те, кто отринул излияние Духа Божьего, претерпят излияние гнева Божьего – великое, что выражено тремя синонимами: 1) «негодование заам – одно из имен гнева (ср. Пс.7:2 : «Бог негодующий»); 2) «ярость» харон – «горячий» гнев; 3) самый «гнев» аф – в выражении «ярость гнева» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Кто же были псалмопевцами, составившими Псалтирь? В частности, о писателях и происхождении псалмов, согласно выработанным современной западной ортодоксальной, католической и протестантской, и русской богословской литературой, обстоятельным доводам, можно дать следующие сведения.    Вторым по времени жизни и первым по количеству составленных им псалмов псалмопевцем был Давид, соединявший в общем сознании с своим именем преимущественно наименование псалмопевца. В Новом Завете именем «Давид» нередко называется вся Псалтирь (Евр.4:7; Деян.2:25). В надписаниях, существующих в нынешнем еврейском тексте, Давиду приписываются 73 псалма: 3—31, 33—40, 50—64, 67—69, 85, 100, 102, 107—109, 121, 123, 130, 132, 137—144. Кроме того многие псалмы, не надписанные в нынешнем еврейском тексте именем Давида, согласно ясному новозаветному свидетельству (напр., о Пс.2 ­­ Деян.4:25; 13:33; о Пс.94 ­­ Евр.4:7) и другим ясным указаниям в их содержании и языке, приписываются также Давиду, так что более половины Псалтири принадлежит ему и по этой принадлежности справедлив и ныне термин: «Псалтирь Давида.» Кроме того, этот термин справедлив и потому, что и другие псалмопевцы, особенно из современников Давида, излагают свои чувства и мысли очень сходно с Давидом и являются как бы посредниками его в священном псалмопении. Посему, как имя Самуила не несправедливо носят 1-2 Царств, так и имя Давида Псалтирь. Кроме надписания свидетельством происхождения вышеуказанных псалмов от Давида служит весьма нередкое в них совпадение с историческими и биографическими обстоятельствами Давида, известными из ветхозаветных книг (напр., псалмы 3, 7, 8, 17, 18, 21, 50 и др.), и с вызванным ими настроением Давида, ясно отражающимся в псалмах. Происхождение некоторых псалмов от Давида подтверждается ясным на это указанием в ветхозаветных (напр., о Пс.17 ­­ 2Цар.22 гл.) и новозаветных (о Пс.109 ­­ Деян.2и Мф.22:43; о Пс.40 ­­ Деян.1:16—20; о Пс.15 ­­ Деян.2:25—28; о Пс.31 ­­ Рим.4:6—8; о Пс.68 ­­ Рим.11:9—10) книгах. Затем, доказательством происхождения от Давида псалмов, надписанных его именем, служит нередко соответствие их частным историческим событиям в жизни Давида, а также и вообще духу, всему духовному облику Давида, как он изображается в ветхозаветных исторических книгах, например Пс.50 и 2Цар.12 гл.; Пс.3 и 2Цар.15—16 и т. п. Согласно также свидетельству ветхозаветных (2Цар.7 гл.) и новозаветных книг (Мф.22:23) о мессианских обетованиях, данных Давиду и отражавшихся на его настроении (2Цар.7:16—29), и о многих мессианских псалмах, приписываемых ему в Новом Завете (Деян.2:25—31; 4:25), можно думать, что и большинство (кроме 71-го) мессианских псалмов от него же произошли (псалмы 2, 8, 15, 21, 39, 68, 109). Все Давидовы псалмы проявляют его глубокую веру в Бога и в Его постоянное промышление о человеке, в особенности среди страданий и опасностей в земной жизни людей богобоязненных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

30–33. Наконец будто бы в 68 псалме находится весьма ясный намёк на особенность страданий Иеремии, который, как враг отечества, был посажен в безводный, наполненный тиною колодезь и там как бы был погребён живой (сравн. Пс. 68и 15 ст. и Иер. 38:6 ). Последнее, кажется, особенно располагает многих относить 68 пс. к Иеремии. Нельзя не согласиться, что не только общие черты страдания, описываемые здесь, но многие даже и частности действительно идут к Иеремии. Но это объясняется во 1-х тем, что участь ветхозаветных праведников была более или менее одинакова. Все они в различной мере претерпевали насмешки, гонения, мучения и пр. и всё ради посылавшего их Бога. Во 2-х: для письменного выражения этих несчастий в еврейском языке существовало не особенно много слов и образов, чтобы они могли передаваться постоянно в характеристически различной форме. Были, конечно, у каждого и свои особенные страдания, но в языке чувства они далеко не всегда выражались в конкретной форме. Поэтому, если в 68 псалме и встречаются некоторые черты страдания праведника, сходные с чертами страданий Иеремии, то отсюда ещё нельзя вполне заключать, что те и другие черты относятся к одному и тому же лицу. Псалом 68 изображает, главным образом, не то или другое частное страдание праведника, испытанное им в один момент его жизни, а ряд страданий, или иначе бедственное положение, обуславливающееся рядом множества разнообразных страданий, из которых в частности упоминаются лишь не многие, только вовсе не те, на которые указывают Гупфельд, Гитциг и т. п. Так напр. в псалме вовсе не упоминается о заключении Иеремии в пустой, тинистый колодезь. Правда, страдалец псалма представляет себя находящимся в глубоком, тинистом болоте, но это болото имеет в себе множество воды, увлекающей праведника к гибели (3, 15–16), и притом воды такой необыкновенной, которая не может промочить засохшей гортани (4) и которая может доходить до души (2). Очевидно, что выражения 2–4 и 15–16 ст. 68 пс. нужно понимать не в собственном и буквальном их смысле, а должно смотреть на них как на образно-поэтические представления множества страданий, угрожающих певцу смертною опасностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Айыы Тойон Иисус Христос т крн эппитин курдук, б. э. бастакы йэтин 70 сылыгар римляннар Таара Дьиэтин трдттэн урусхаллаабыттар. Таара Дьиэтин Ырааырдыы бырааынньыга ( евр . Ханука) – Сирия баылыга IV Антиох Епифан Таара Дьиэтин с сыл устата тэпсибитин-киртиппитин кэннэ, б. э. иннинээи 1164 с. хат ырааырдан, сибэтии гынан, Таараа анаабыттарын бэлиэтиир иудей бырааынньыга. Фарисейдар ( евр. перушим, арамей. перушайя) – былыргы Иудея олоор улахан сабыдыаллаах религиознай блх. Кинилэр Моисей Сокуонун, сиэри-туому, гэстэри экилэ суох тутуарга дьулуаллара, норуоттан эмиэ ону ирдииллэрэ, Аанньаллар, абааылар баалларын, лбттэр кэнээс тиллиэхтээхтэрин итээйэллэрэ. Хоруоп – Палестинаа лбт дьону хайа куохалайдарыгар эбэтэр очуос таастарга хаыллан ооуллубут улахан хаспахтарга – склептэргэ харайаллара. Бокуонньугу чгэй сыттаах арыынан оунуохтаан баран, тааска суулууллара уонна истиэнэни кыйа турар таас ыскаамыйаа уураллара. Кии ткйн эрэ баран киирэр намыах ааннарын, кыыл, ктр буулаабатын диэн, улахан сымара таастарынан блэтэллэрэ. Ардыгар хаспах таыгар кыракый сад ннэрэллэрэ. Эргэ Кэс Тыл ( грек. Палайа Диатэкэ, нууч . Ветхий Завет) – Таара Израиль норуотун кытта Синай хайатыгар оорсубут сблэиитэ. Бу сблэии быыытынан Таара дьону кытта ураты сыыаа киирэр, кинилэри ртн арааччылыах буолар, оттон дьон Кини этэр кэс тылын толоруохтаахтар. ЭРГЭ КЭС ТЫЛТАН ЦИТАТАЛАР ЫЙЫННЬЫКТАРА Мф 1:23 Ис 7:14; 8:8. 2:6 Мих 5:2. 2:15 Ос 11:1. 2:18 Иер 31:15. 3:3 Ис 40:3. 4:4 Втор 8:3. 4:6 Пс 90:11-12. 4:7 Втор 6:16. 4:10 Втор 6:13. 4:16 Ис 9:1-2. 5:21 Исх 20:13. 5:27 Исх 20:14. 5:31 Втор 24:1. 5:33 Лев 19:12; Числ 30:3. 5:38 Исх 21:24; Лев 24:19-20. 5:43 Лев 19:18. 8:17 Ис 53:4. 9:13 Ос 6:6. 10:36 Мих 7:6. 11:10 Мал 3:1. 11:14 Мал 4:5-6. 12:7 Ос 6:6. 12:21 Ис 42:1-4. 12:40 Иона 2:1. 13:15 Ис 6:9-10. 13:35 Пс 77:2. 15:4 Исх 20:12; 21:17. 15:9 Ис 29:13. 18:16 Втор 19:15. 19:4 Быт 1:27; 5:2. 19:5 Быт 2:24. 19:19 Исх 20:12-16; Лев 19:18. 21:5 Ис 62:11; Зах 9:9. 21:9 Пс 117:26. 21:13 Ис 56:7. 21:16 Пс 8:3. 21:42 Пс 117:22-23. 22:24 Втор 25:5. 22:32 Исх 3:6. 22:37 Втор 6:5. 22:39 Лев 19:18. 22:44 Пс 109:1. 23:39 Пс 117:26. 24:15 Дан 12:11. 24:29 Ис 13:9-10; 34:4. 24:30 Дан 7:13. 26:15 Зах 11:12. 26:31 Зах 13:7. 26:64 Пс 109:1; Дан 7:13. 27:10 Зах 11:12-13; Иер 19:1-13; 32:6-9. 27:34 Пс 68:22. 27:46 Пс 21:2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

сведения 189 . Вторым по времени жизни и первым по количеству составленных им псалмов псалмопевцем был Давид, соединивший в общем сознании со своим именем преимущественно наименование псалмопевца. В Новом Завете именем «Давид» нередко называется вся Псалтирь ( Евр.4:7 ; Деян.2:25 ). В надписаниях, существующих в нынешнем еврейском тексте, Давиду приписывается 73 псалма: Кроме того, многие псалмы, не надписанные в нынешнем еврейском тексте именем Давида, согласно ясному новозаветному свидетельству (например, о 2 пс. Деян.4:25;13:33 ;94пс.; Евр.4:7 ) и другими ясными указаниями в их содержании и языке, приписываются также Давиду, так что более половины Псалтири принадлежит ему и по этой принадлежности справедлив и ныне термин: «Псалтирь Давида». Кроме того, этот термин справедлив и потому, что и другие псалмопевцы, особенно из современников Давида, излагают свои чувства и мысли очень сходно с Давидом и являются как бы посредниками его в священном псалмопении. Посему, как имя Самуила не несправедливо носят 1–2 Царств, так и имя Давида Псалтирь. Кроме надписания свидетельством происхождения вышеуказанных псалмов от Давида служит весьма нередкое в них совпадение с историческими и биографическими обстоятельствами Давида, известными из ветхозаветных книг (напр. пс. 3,7,8,17,18,21,50 и др.) и с вызванным им настроением Давида, ясно отражающимся в псалмах. Происхождение некоторых псалмов от Давида подтверждается ясным на это указанием в ветхозаветных (напр. о пс.17=2Цар.22гл.) и новозаветных (о 109 пс. Деян.2:35 и Матф.22:43 ; о пс.40= Деян.1:16–20 ; о пс.15= Деян.2:25–28 ; о пс.31= Римл.4:6–8 ; о пс.68= Римл.11:9–10 ) книгах. Затем, доказательством происхождения от Давида псалмов, надписанных его именем, служит нередко соответствие их частным историческим событиям в жизни Давида, а также и вообще духу, всему духовному облику Давида, как он изображается в ветхозаветных исторических книгах, напр., 50пс. и 2Цар.12гл.; 3пс. и 2Цар.15–16 и т.п. Согласно также свидетельству ветхозаветных (2Цар.7гл.) и новозаветных книг ( Матф.22:23 ) о мессианских псалмах, приписываемых ему в Новом Завете ( Деян.2:25–31. 4, 25 ), можно думать, что и большинство (кроме 71-го) мессианских псалмов от него же произошли (пс.2,8,15,21,39,68,109). Все Давидовы псалмы проявляют его глубокую веру в Бога и в Его постоянное промышление о человеке, в особенности среди страданий и опасностей в земной жизни людей богобоязненных 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

На формирование сотериологической лексики Е. повлияло наследие ВЗ, где соответствующие древнеевр. слова (  ,  ,  ), описывающие спасение, употребляются гл. обр. относительно избавления евр. народа от опасностей для жизни, особенно во время различных конфликтов и войн (см., напр.: Соф 3. 19-20). Израильтяне видели в Боге высшего Избавителя и Спасителя от всех бедствий и страданий (см.: Исх 14. 13; Пс 24. 5; 26. 1 слл.). Откровение о спасении в ВЗ обычно связано с конкретными случаями вмешательства Бога в происходящие исторические события. История ВЗ полна свидетельств божественного участия в ней и воздействия на судьбу человека: Бог спасает в определенных жизненных обстоятельствах, напр. в испытаниях и скорбях (Пс 85. 2), при смертельной опасности (Пс 68. 2, 15), вражеском гонении (Пс 21. 22; 30. 12, 16; 42. 1; 58. 2). Спасение осуществляется посредством избранных Богом людей. Господь спасал Свой народ от врагов через Давида (2 Цар 3. 18), Саула (1 Цар 11. 13), Самуила (1 Цар 7. 8), Самсона (Суд 13. 5), Гедеона (Суд 6. 14 слл.), судей (Суд 2. 16, 18). Понятие о спасении представлено в ВЗ во мн. собственных именах, таких как Иисус, Исаия, Елисей, Осия, происходящих от евр. корня  со значением «спасать». Хотя слово «спаситель» могло относиться и к земным вождям (напр., к судьям - Суд 3. 9, 15), но осуществляемое через них спасение связывается со спасительными деяниями Господа по отношению к Своему народу (ср.: Исх 15. 2; Пс 84. 4). Во время Исхода Он Сам спас Израиль (Исх 14. 13; ср.: Ис 63. 8; Пс 105. 8, 10, 21); Он именуется Спасителем (Сир 51. 1; Ис 63. 9), «Спасителем безнадежных» (Иф 9. 11) или «Богом спасения» (Пс 50. 16; ср.: 78. 9). В центре ВЗ находится обетование, что Сам Бог станет спасением для Своего народа (Пс 26. 1; 34. 3; 61. 7). Идея спасения проявляется в желании познания человеком Бога, в жажде более полного Богообщения (Исх 33. 12; Пс 12. 2; 72. 28). В пророческой лит-ре зарождается надежда на обретение блаженства Богообщения в основанном Богом Царстве (Иез 37.

http://pravenc.ru/text/344423.html

В гл. 5 описывается служба Элара из Лох-Кре, в к-рой Beati поются не в составе бдения, а в середине дня как дополнение к суточному кругу. Псалтирь читается целиком, после 50 псалмов совершается коленопреклонение и читаются Beati и Magnificat. В гл. 8 сказано, что Маэл Дитруб после каждого 2-го псалма вставлял краткую литанию, обращенную к арх. Михаилу, Пресв. Деве и святому дня (ora pro nobis). После ноктурн он совершал особое чинопоследование: гимны «Celebra Juda», «Cantemus in omni die», Пс 50 или только стих Пс 50. 11 (Averte faciem), гимн «Hymnum dicat», Beati и Magnificat. Сообщается также, что, когда Beati поются в рефектории, к ним присоединяются Magnificat, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate», Пс 68 или только стих Пс 68. 14 («Ego vero orationem»). На воскресном бдении Beati удваиваются. Во время воскресной трапезы читаются Пс 50, молитва «Columba sancte» и литания. В гл. 28 Маэл Руан предписывает петь гимн арх. Михаилу перед сном и гимн Пресв. Деве Марии утром, в середине дня в воскресенье - гимн арх. Михаилу, Beati, «Hymnum dicat», вечером в воскресенье - гимн Пресв. Деве и Beati, 100 коленопреклонений, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate» или гимн «Cantemus in omni die». В гл. 29 говорится о чтении 4 Евангелий за трапезой в течение года (целиком, начиная с Евангелия от Матфея). В гл. 30 описывается оффиций, в к-ром на 1-м часе поются Beati и «Hymnum dicat», первые 50 псалмов с Beati и «Cantemus in omni die», вторые 50 псалмов с Beati и гимном арх. Михаилу, потом третьи 50 псалмов с Beati и гимном Пресв. Деве, в конце «Отче наш» 30 раз. В гл. 31 указано деление каждой из 3 групп псалмов на 4 части, между ними следует читать «Отче наш» и совершать коленопреклонения. При псалмопении чередуется сидение и стояние. В гл. 33 приводится несколько вариантов распределения библейских песней во время пения псалмов. В др. сочинении, известном как «Учение Маэл Руана» (сер. IX в.), говорится, что Пс 118 читается 12 раз вместо всей Псалтири. Службы в церкви совершаются 2 группами монахов (по 2 монаха в каждой), которые прочитывают всю Псалтирь за ночь дважды, при этом каждый монах прочитывает всю Псалтирь в течение дня во время работы ( Gwynn E. J., ed. The Rule of Tallaght//Hermathena. 1927. Vol. 44 (2nd suppl.). P. 46-47).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Иногда указывается напев, по которому псалом следует петь, причем обозначается песнь, напев которой должен служить образцом: таковы указания на песнь о лани и утренней заре в пс. 22, на песнь о голубке на далеком Теревинфе в пс. 56 и на песнь о лилиях в пс. 45 и 49. Часто обозначаются инструменты, которые должны служить для аккомпанемента. Есть целый ряд литургических указаний, очень тёмных. Наконец, каждый из 15 псалмов подряд (120–134) обозначен, как schir hammahaloth – песнь во время паломничества, песнь пилигримов. Есть при некоторых псалмах указания исторического характера. Эти указания мы рассмотрим при случае в следующей главе. Что еще может дать внешний обзор книги псалмов? Не входя даже в рассмотрение содержания псалмов, мы уже видим, что книга составилась по частям, из более ранних собраний. Таких собраний можно различать несколько. Наиболее ясно и бесспорно выделяются три собрания: 1) собрание псалмов, обозначенных именем Давида, именно почти все псалмы 1 книги, за исключением пс. 1, 2, 10 (который первоначально, как видно из текста LXX и технического построения псалма, составлял одно целое с псал. 9) и 33 и следующие псалмы 2 книги: 51–65, 68–70, причём в заключение 2 кн. говорится: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева 1 »; 2) собрание псалмов, обозначенных именем Асафа: 50, 73–83 3) собрание песен пилигримов, указанное выше. Различают ещё собрания, но за пределами трёх указанных групп поле бесспорного кончается и начинаются уже споры. Это первое общее заключение, которое мы можем вывести из внешнего обзора псалмов. Второе общее заключение состоит в том, что книга псалмов в её теперешнем виде есть собрание богослужебных песен, исполнявшихся хором, под аккомпанемент различных инструментов во время богослужения в храме. При этом некоторые псалмы имели специальное назначение, напр. пс. 3 – утренняя песнь, пс. 4 – вечерняя песнь, пс. 30 – на праздник освящения храма, пс. 81 – на праздник Кущей и др. Такое же впечатление оставляет в нас и беглое знакомство с содержанием псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010