Он говорит: „Я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь (10 ст.); правды Твоей не скрывал я в сердце моём, возвещал верность Твою и спасение Твоё, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим” (11). Этим он напоминает, между прочим, то прославление Бога, которое он, по 21 псалму, обещал возвестить в собрании (ст. 23). И чрез слова этого псалма: „боящиеся Господа! восхвалите Его, всё семя Иакова прославь Его” и пр. (24–25), он действительно восхвалил Бога в собрании великом (26). Этим несколько показывается позднее происхождение 39 псалма, сравнительно с 21 псалмом. Свою молитву об избавлении от врагов Давид высказывает в 39 псалме в таких выражениях, и своё бедственное положение он рисует в таких образах, что многие из них оказываются буквально сходными с теми, в которых он молится и изображает свои страдания в псалме 68. Как и там он говорит здесь: „не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне” (12, 14 срав. 68 пс. 17–19). Так же как там говорит он и о множестве бед и беззаконий взводимых на него (срав. 13 ст. с 5 ст. 68). Потом, посрамление врагов так же выставляется как бы побуждением, по которому Господь должен помиловать его (срав. 15–16 с 23–29, 68 пс.). Псалмопевец и закапчивает свою молитву мыслями, тоже находящимися в 30 ст. 68 псалма, которые и выражаются в тех же словах, только формулируемых иначе. „Я же беден и нищ”, говорит псалмопевец, „но Господь да попечётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой; Боже, не замедли”! Смотря на это очень близкое сходство 39 псалма с 68, можно даже подумать, что здесь представляется не новая молитва Давида об избавлении от новых опасностей, а как бы воспроизведение 68 псалма. Но это сходство только внешнее, не идущее далее слов, которыми изображаются хотя также моления к Богу и страдания, но явно иные, отличные от тех, потому что там страдания дают себя знать чрез внешние ощущения и знаки (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пс.68:9 .  Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, Пс.68:10 .  ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; «Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношения. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида. Это необыкновенное благочестие Давида, его «ревность к дому Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников ( Ин. 2:13–17 ). Пс.68:11 .  и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; Пс.68:12 .  и возлагаю на себя вместо одежды вретище, – и делаюсь для них притчею; Пс.68:13 .  о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи ( «сидящие у ворот») и праздные ( «пьющие вино»). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Чужд бых братии моей, и странен сыновом матере моея». Изчисляет поводы к печали, побуждая тем к милости человеколюбиваго Бога, и сперва указал на укоризны злочестивых, а потом на разлучение с родными и близкими, потому что, как пленники и принужденные быть в рабстве, не имели они дозволения жить по сродствам. Пс.68:10 .  Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня. «Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя». Всего же более печалит и ввергает меня в скорбь запустение святаго дома Твоего и смех злочестивых; меня уязвляют хулы против Тебя. Пс.68:11 .  И плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне. Пс.68:12 .  И возлагаю на себя вместо одежды вретище, – и делаюсь для них притчею. «И покрых постом душу мою, и бысть в поношении мне»: «И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу». Об этом скорблю, и постом изнуряю тело; но и сие обратилось для них в повод к смеху. Сам себя мучу и одевшись во вретище, принимаю на себя печальный вид, но беззаконные и это приняли для себя за повод к осмеянию. Пс.68:13 .  О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. «О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино». И в собраниях, и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия. В древности же народныя сходбища бывали у городских ворот. Пс.68:14 .  А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего. «Аз же молитвою моею к Тебе, Боже». Симмах же перевел так: «а молитва моя к Тебе, Господи», то есть, при таком положении дел, к Тебе возвожу очи, и от Тебя ожидаю помощи. «Время благоволения, Боже». Симмах же выразил так: «время примирения, Боже». Достаточно наложеннаго на меня наказания; время освободить от него, и показать Тебе Свое человеколюбие. Ибо благоволением Пророк называет благую Божию волю. «Во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего». Измеряй наказания не моими прегрешениями, но безмерною милостию Твоего человеколюбия, истинный же и правдивый суд Твой употреби против тех, которые делают мне столько зла. Потом снова иносказательно народ перечисляет бедствия, описанием их пытаясь подвигнуть на милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.68:5 .  Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно ( «без вины» и «несправедливо»); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал ( «чего я не отнимал, то должен отдать»). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос , Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей ( Мф. 26:63–65, 27:11 ), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и прообразовательный смысл. Пс.68:6 .  Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. Пс.68:7 .  Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, Пс.68:8 .  ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. – «Ради Тебя несу я поношение» – Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но само собою попятно, насколько правдоподобны все эти предположения, если 21 и 68 пс., с которыми 39 псалом тесно связан по своему происхождению, написаны Давидом в указанный нами выше период времени. Некоторыми экзегетами указываются ещё другие исторические поводы к составлению 39 псалма 322 . Но ни один из них не может быть прилагаем сюда так основательно, как указываемый нами. Наше предположение оправдывается ясным отношением 39 псалма к 68 и 21 псалмам, общим характером представления неприятного положения псалмопевца, вполне соответствующего действительному состоянию Давида на престоле в первое время и, наконец, указаниями на Тору (Пятикнижие), которыми особенно богаты псалмы, явившиеся около этого времени 323 . Особенно ясно показано близкое отношение 39 псалма к 68 псалму, как мы видели, в ст. 1–4. Давид, давши здесь знать о поводе, обстоятельстве, задаче, цели и надеждах, по которым и ради которых является 39 пс., затем, в 5–9 стихах, воспевает новую песнь Богу, и тем исполняет намеченную себе задачу. Он говорит: „блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас -, кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедывать и говорить; но они превышают число. Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши: всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (ст. 5–9). Далее, хотя псалмопевец извлечён из тинистого болота и поставлен на твёрдом и неподвижном камне, однако же, поскольку на горизонте его жизни все туманные облака неприятностей от бесчисленных его врагов не рассеялись ещё, то он снова обращается к Богу с молитвою об избавлении от бед и погибели (ст. 12–18). Но предварительно, как бы указывая в себе нечто такое, что заслуживает божественной милости (как так же он делает в пс. 21:9–11 и 68:1–2), Давид напоминает своему Избавителю, что он благодарен Ему так же как и всегда, и так же как и теперь он всегда возвещал правду Его в собрании великом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Такое же отношение к псалмам Давида, особ. 21-му, 39-му, (37-му), 68-му имеют пророчества о «Рабе Господа». Более всего отразилось влияние означенных псалмов на гл. 49-ой, 50-ой, 52 кон., 53-ей. Так слова 49-ой главы, стиха 7-го: «говорит Господь... презираемому () всеми, поносимому народом рабу властелинов» и слова 52:14: «как многие () изумлялись, смотря на Тебя (ср. 53:2 – «мы смотрели на Него»), – столь – обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче всех сынов человеческих» – не суть ли те же самые, что и слова псалма 21:7, 13, 18: «а я червь, а не человек: поношение у людей, презренный () у народа»?.. «Обступили меня множество () тельцов («народов» ср. ст. 29–30 или Пс.67:31 )... смотрят на Меня и делают из Меня зрелище»... А дальнейшие слова стиха 7-го 49-ой главы: «цари увидят и встанут, князья поклонятся ради Господа» (, ср. 52:15) и слова 6-го ст.: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (или паралл. 45:22: «ко Мне обратитесь и будете спасены все концы земли» ) не находятся ли в полном соответствии с Пс.21:28 : «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли , и поклонятся пред лицом Твоим все племена народов, потому что Господу принадлежит царство, Он – Владыка народов. Вкусят и поклонятся все тучные земли» 366 . Слова (7-го) и 8-го стиха 49-ой главы («говорит Господь, который верен»): «во время благоволения Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» – вполне соответствуют Пс.68:14 367 . – Слова 50:5: «Господь открыл мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад», – очевидно, суть применение к Рабу Господа слов псалма 39:7, 8, 9: «Ты отверз Мне уши... и потому Я сказал: вот Я иду,.. Я хочу исполнить волю (ср. 53:10 Исаии) 368 Твою, Боже» 369 ; а дальнейшие слова псалма: «в свитке книжном написано о Мне... закон Твой у Меня в сердце... Я проповедую правду Твою в собрании великом», или псалма 21:23, 26 – напоминают слова параллельного места в 8-ой главе Исаии: «завяжи откровение , запечатай закон при учениках Моих» (ср. Евр.2:12, 13 ). Стих 7-ой 50-ой главы Исаии 370 соответствует в псалме 39-м стихам 14-му и 18-му 371 , 11-му, 3-му 372 и стиху 15-му. Ис.51:1 ср. также с Пс.39:3 или Пс.68:3, 15–16 . Изображение страданий в Ис.53:5, 4 и особ. в параллельном месте Ис.1:5–6 ср. с Пс.37:2–8 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Пс.68:7 .  Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил Пусть не постыдятся, говорит, во мне те, которые терпят Тебя, Господи, не получая помощи, которой надеются от Тебя, то есть, ожидающие, что Ты будешь им помощником. Он называет Его Господом сил, потому что может спасти призывающих Его. Ниже да посрамятся о мне ищущие Тебе, Боже Израилев Сии слова сходны с сказанными выше пред оными. Ищущие Бога суть те, которые призывают Его в терпимых ими бедствиях (1). (1) Или по словам Евсевия, это говорится от лица Христа: поелику Я, говорит, за них пожелал вкусить смерть; то да истребится распространившийся на них чрез смерть стыд. Итак, сим он означает то, что чрез воскресение Его смерть удалится и исчезнет. Совершенно то же самое говорит и Афанасий. Пс.68:8 .  Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое О поношении, то есть, посмеянии, делаемом врагами мы сказали в 41-м псалме, при изъяснении слов: поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: где Бог твой. А за поношением и осмеянием со стороны врагов следует и стыд (1). (1) Христос говорит к Отцу: прошу, да удалится смерть за то, что Я принял ее, хотя и послушен был Тебе. Прочие (люди) за свои грехи подвергаются поношениям, а Я, как не познавший греха, по Твоему совету страдал и подвергся злословиям (Слова вел. Афанасия). Пс.68:9 .  Чужд бых братии моей и странен (чужестранец) сыновом матере моея. Сии слова и следующие за ними, очевидно, относятся ко Христу, как это будет показано. Никоторые, как то: божественные Кирилл и Афанасии и Евсевий и Дидим усиливаются приложить к тому же Христу и предыдущие слова, так как Он терпел по закону человеческой природы, где братьями Господе называет иудеев; потому что и Христос по человечеству и иудеи имели отцем своим Авраама. Равным образом называет их и сынами матери своей по причине общей Его и их матера – Сарры, потому что и они не приняли Его: пришел, говорит, к своим и свои Его не приняли ( Иоан.1:11 ); также: не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе ( Иоан.8:48 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Святые отцы говорят, что сребролюбие есть крайняя степень идолопоклонства и потому противоречит Первой заповеди («да не будет у тебя богов других, кроме Меня»; Исх.20:3 ) и Второй заповеди – не служить иным богам («не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог – ревнующий»; Исх.20:5 ). Когда Иисус изгнал меновщиков денег и торгующих из Храма, ученики совершенно правильно оценили Его действие: «ревность по доме Твоем снедает меня». Всегда будут те, кто захочет внутри церковной ограды умножать деньги. Священное Писание учит, что это больше, чем любая другая страсть. Это – нарушение первых заповедей Божьих. Писание учит также, какое ответственное действие со стороны меновщиков денег вызовет тот, кто возревнует о доме Господнем, и почему он должен быть (особенно в этом случае) предельно осторожен. Читаем весь стих Псалма: Пс.68:10             ибо ревность по доме Твоем снедает меня,                         и поношения поношающих Тебя падают на меня 374 . «Поношения поношающих» – оборот внутреннего содержания; это абсолютно эффективная и выразительная, и искусная, и беспощадная форма ругательства. Такое ругательство падает на человека, но заострено только против Бога, потому что оно есть дело сатаны. «Поношения поношающих Бога падают» на человека, который явил ревность по Боге и выступил против меновщиков денег в церковной ограде. Пс.68:11             И я плачу в посте, душа моя,                         и она стала в поношение мне. «Душу» (намерение и искренность – ревность) постящегося вменили ему же в составе ругательств (ст.10), которые он несет ради Бога. как и добровольные лишения и бедность: Пс.68:12             И я сделал одеянием своим вретище,                         и я был для них притчею. Личная аскеза – или пример святости и воздержания – никогда ничего не докажет тем, кто любит деньги. Напротив, будет их крайне раздражать… Отчасти и поэтому не стоит молиться напоказ: «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» ( Мф.6:17,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

    Стих: «Увидят это страждущие и возрадуются» (Пс. 68:30, 33).     В среду, на 6 часе 1 прокимен, гл. 6: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Боже».     Стих: «Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла» (Пс. 69:5, 3).     2 прокимен, гл. 6: «На Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек».     Стих: «По правде Твоей избавь меня» (Пс. 70:1-2).     На вечерне. 1 прокимен, гл. 4: «Благословен Господь Бог, Бог Израилев: Один, творящий чудеса».     Стих: «Боже, даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду» (Пс. 71:18, 1).     2 прокимен, гл. 4: «Благо мне приближаться к Богу».     Стих: «Как благ Бог к Израилю» (Пс. 72:28, 1).     В четверг, на 6 часе, прокимен, гл. 4: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли».     Стих: «Для чего, Боже, отринул нас навсегда» (Пс. 73:12, 1).     2 прокимен, гл. 4: «А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева».     Стих: «Славим Тебя, Боже, славим» (Пс.74:10, 2).     На вечерне, 1 прокимен, гл. 8: «Помолитесь и воздайте обеты Господу Богу Нашему».     Стих: «Ведом в Иудеи Бог, у Израиля велико имя Его» (Пс. 75:12, 2).     2 прокимен, гл. 8: «Голос мой к Богу, я я буду взывать; голос мой к Богу, и Он услышит меня».     Стих: «В день скорби моей ищу Господа» (Пс. 76:2-3).     В пятницу, на 6 часе, прокимен, гл. 6: «Но Он, Милостивый, прощал грех».     Стих: «Внимай, народ мой, закону Моему» (Пс. 77:38, 1).     2 прокимен, гл.: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш».     Стих: «Боже, язычники пришли в наследие Твое» (Пс. 78:9, 1).     На вечерне, 1 прокимен, гл. 4: «Пастырь Израиля, внемли, Водящий, как овец Иосифа».     Стих: «Восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2).     2 прокимен, гл. 4: «Радостно пойте Богу, твердыне нашей».     Стих: «Возьмите псалом, дайте тимпан» (Пс. 80:2-3).    В субботу то же (см. 2 субботу стр. 312).     В воскресенье на литургии гл. 7: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром».     Стих: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь» (Пс.28:11, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Псалом 70 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет надписания имени автора. У LXX же и в Вульгате он приписывается Давиду, причем добавляется – «сынов Ионадавовых и первых пленшихся» (см. надписание в слав. Библии). Достоверность надписания о принадлежности псалма Давиду опирается на те заимствования, которые он представляет в своем содержании из псалмов, принадлежащих Давиду. Так, он сходен с псалмами 21, 30, 34, 40, 68 и 108. Да и все вообще содержание представляет не что иное, как подробное дополнение к Пс.69 , которого он составляет как бы вторую половину, наподобие уже известных нам Пс.1 и Пс.2 , или псалма 9, разделенного в евр. Библии на два, и др. Обстоятельства жизни Давида вполне согласуются с описаниями псалма состояний его автора, заимствования же из песней эпохи гонений от Авессалома указывают, что и данный псалом нужно относить к этому времени. Под " сынами Ионадавовыми», упоминаемыми в надписании, разумеются Рехавиты ( 4Цар. 10:15, 23 ; Иер. 35:6–19 ), отличавшиеся своим благочестием. Они, вероятно, пели этот псалом после разрушения и опустошения вавилонянами Иерусалима. Пелся этот псалом и первыми плененными иудеями, т. е. означенная прибавка у LXX и в Вульгате указывает на время особенно распространенного употребления этого псалма, в нем находили содержание, отвечавшее настроению этих людей. Пс.70:2 .  По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Пс.70:3 .  Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты. Ср. Пс. 30:2–4 . Пс.70:5 .  ибо Ты – надежда моя, Го­с­по­ди Боже, упование мое от юности моей. Пс.70:6 .  На Тебе утверждал­ся я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не пре­станет. Ср. Пс. 21:11–12 . Пс.70:10 .  ибо враги мои говорят про­тив меня, и подстерега­ю­щие душу мою советуют­ся между собою, Пс.70:11 .  говоря: «Бог оставил его; пре­следуйте и схватите его, ибо нет избавля­ю­щего». Ср. Пс. 40:6–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010