Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мф.4:6 . [продолжение 5-го и 6-й]:   И поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему Это для того, чтобы испытать тщеславием Того, Кого 62 он испытал голодом. Если Ты Сын Божий... Во всех искушениях дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении. Бросься вниз; ибо написано... Слово дьявола, который [или: которое] всегда желает, чтобы все падали, говорит: «Бросься вниз» – это слово может убеждать [нас], но не может [нас] низвергнуть. Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Это мы читаем в Девяностом псалме ( Пс.90:11–12 ) 63 . Но там содержится пророчество не о Христе, а вообще о святом муже. Итак, дьявол неправильно (male) изъясняет Священное Писание . Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: «На аспида» [небольшая ядовитая змея] «и василиска» [змея большая] «наступишь» [без вреда]; «попирать будешь льва и дракона» [большой змей]: О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении как хитрец он умалчивает. Мф.4:7 .  Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Лживые стрелы дьявола он сокрушает с помощью истинных щитов Писания. И нужно заметить 64 , что необходимые свидетельства Он взял только из Второзакония, чтобы показать таинства Нового Закона [secundae legis ­­ Второго Закона]. Мф.4:8 . [и начало 9-го]:   Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему. Слава мира, которая уйдет 65 вместе с миром, показывается на горе и в высокомерии. Господь же нисходит к смирению и на равнины, чтобы победить дьявола смирением. Затем дьявол спешит повести Его к горам, для того чтобы и прочие низвергались через то же, через что он сам низвергся, согласно тому, что говорит апостол: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» ( 1Тим.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Последнее ставит нас перед целым рядом чрезвычайно многочисленных текстов, утверждающих возможность Боговидения. Поэтому мы не можем перечислить здесь все « теофании» или явления Бога в Ветхом Завете. Обычно это – явление Ангела, как бы некое представительство, посредством которого Бог становится доступным человеку ( Быт.16:7–14; 18 гл. и др.). Исайя называет его «Ангелом лица Его» ( Ис.63:9 ). Бог остается неопознанным, но Ангел знаменует Его личное присутствие, как в рассказе об Иакове, борющимся с Богом ( Быт.32:24–30 ). Неизвестный не хочет раскрывать Своего имени, однако Иаков говорит: «Я видел Бога лицем к лицу и сохранилась душа моя». И он называет место, где явился ему Бог – Пенуэл, что означает «Лицо Бога». Бог говорил с Моисеем «лицем к лицу», как разговаривают с другом ( Исх.33:11 ; Втор.34:10 ). Это – личная встреча с личным Богом, хотя и окутанным тайной, как на горе Синай был Он окутан мраком 10 . Лицо Моисея сияло отражением лица Божия ( Исх.34:29 ), ибо лицо Божие светозарно: «Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим…» ( Числ.6:25 ), и псалмы 11 говорят о свете лица Божия. Я не говорю уже о бесчисленных ветхозаветных текстах, относящихся к славе (kabod или, у Семидесяти δοξα), открывающей и одновременно сокрывающей присутствие Бога, чтобы подвести нас к книге Иова, в которой испытываемый Богом праведник в надежде воскресения выражает свою уверенность в том, что он увидит Бога собственными своими глазами ( Иов.19:25–27 ): «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний: день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узнаю Бога. Я узрю его Сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его…». И далее ( Иов.42:5 ): «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же глаза мои видят Тебя». Если в Ветхом Завете Божественная Личность часто представлена Ангелом («Ангел лица Его», открывающий присутствие Бога), то в Новом Завете мы видим обратное: ангелы человеческих личностей «всегда видят лице Отца Небесного» ( Мф.18:10 ). Ибо, как мы читаем в Послании к евреям (гл. 1 и 2), уже не через Ангелов, а через Сына Своего обращается Бог к людям. Если в Ветхом Завете люди с невинными руками и чистым сердцем именуются родом, ищущим лица Бога Иакова ( Пс.23:6 ), то Евангелие утверждает, что «чистые сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Апокалипсис говорит об избранных: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» ( Откр.22:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Священник : Священное Писание, в самом деле, говорит: И не знал Ее, доколе 63 Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ( Мф.1:25 ). Но слово «доколе» в Писании часто указывает на неизменное состояние в вечности. Так, Господь говорит: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), или, что то же, доколе окончатся времена. Но означает ли это, что Он отлучится от нас по окончании времен? Никак, ибо и апостол Павел свидетельствует: и так после всеобщего воскресения всегда с Господом будем ( 1Фес.4:17 ). И в другом месте читаем: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Означает ли это, что Господь наш Иисус Христос после покорения врагов Его не будет находиться одесную Отца и с Ним царствовать, если известно, что Царству Его не будет конца ( Лк.1:33 )? A если сказано, что Ной выпустил ворона из ковчега, чтобы увидеть, спала ли вода, и ворон, улетев, более не вернулся, доколе не осушилась земля от воды (см.: Быт.8:7 ), означает ли это, что потом он вернулся в ковчег? Еще говорится в Божественном Писании, что у Мелхолы, дочери Сауловой (жены Давида), больше не было детей до дня смерти ее ( 2Цар.6:23 ). Но следует ли отсюда, что она рожала детей, после того как умерла? Итак, вникни в эти свидетельства Писания, выбранные из множества подобных, и уразумей, что слово «доколе» в них указывает на вечность. И подобно тому как Спаситель вовеки пребудет с апостолами и всеми хранящими заповеди Его, как вовеки пребудет Он одесную Отца, как ворон не вернулся вовеки в Ноев ковчег, как Мелхола, дочь Саулова, вовеки не рожала детей после дня смерти своей, так и праведный Иосиф вовеки не знал Ту, Которая была Девой до рождества, осталась Девой в рождестве и доныне пребывает Приснодевой, Богородицей и Матерью Света, Царицей ангелов и человеков. Скажу еще, что слово «доколе» никак не полагает границ девственному состоянию Богородицы Марии, но, напротив, подчеркивает, что Господь Иисус Христос родился от Девы без мужа. Есть другие переводы указанного места у евангелиста Матфея ( Мф.1:25 ) где смысл этот выражен еще прямее, например: родила Сына Своего первенца без того, чтобы познал Ее Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Спасение души, или вечная жизнь, вечное спокойствие и блаженство души, состоит в познании Бога. Как говорит Сам Господь: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал еси – Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Но как прийти в сие познание? Сын Божий сказал: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Посему наставлял апостол Павел Тимофея постоянно углубляться умом в Писание, могущее умудрить во спасение ( 2Тим.3:15 ); ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). И ныне, как и всегда, блажен тот человек, которого вразумляет Господь словом Своим и укрепляет душу его, чтобы дать ей покой в бедственные дни. Блаженны слушающие слово Божие и хранящие его ( Лк.11:28 ), помышляющие о нем и утверждающие в сердце своем. Кто вникает в учение Господне и постигает тайны Царствия Божия, в того входит Дух Утешитель, Дух истины, и он обретает радость спасения, душа его почивает во благе. Итак, что же нужно делать, чтобы получить блаженство, вечную радость душе своей? Чтобы оживить душу, умерщвленную грехом, иначе сказать, чтобы воодушевить грешного человека, у которого нет радости спасения, и сделать его наследником жизни вечной, нужно учить и вразумлять его Божиим словом, нужно всегда напоминать ему о Боге. Много значит знание Божественных откровений, разумение истины и помышление о том, что дарует нам Бог через Сына Своего, Иисуса Христа, – много значит. И апостол Христов верно говорит, что помышления духовные суть жизнь и мир души, а плотские помышления соделывают смерть ( Рим.8: 6 ), производят в душе тревогу и вечное беспокойство. Кто помышляет о земном, того конец погибель ( Фил.3:19 ), – сказал апостол Павел. И Давид вещает: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), все люди, которые не вспоминают Бога и не думают о Нем. Значит, те только спасаются, которые ведут жизнь духовную, делают все согласно со словом Христовым, ибо слова Его суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Напротив же, все те, которые поступают по влечению суетного ума своего, у которых все их сокровище здесь на земле и сердце пленено желанием земных благ, все сии, – как говорит апостол, – отчуждены от жизни Божией по причине их невежества и ожесточения (непокорности) сердца ( Еф.4:18 ). Чтобы, по учению Христову, могли мы помышлять не о земном, а о горнем (см. Кол.3:2 ), что только истинно, что достославно, что боголюбезно, или какая есть добродетель, за что будет похвала от Бога, для сего должны мы усердно вселять в себя слово Христово, также вразумлять друг друга псалмами и песнями духовными. Особенно так должны мы делать пред кончиною земной жизни, чтобы напутствовать душу благими впечатлениями, оградить ее миром Божественным, привести ее в тот премирный покой, который соблюдает сердце и помышления во Христе Иисусе ( Фил.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями: Пс. 122 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем: Пс. 5 6. Немым, да даст им Господь дар речи: Пс. 58 7. Страдающим болезнями сердца или почек: Пс. 44 8 . Страдающим болезнями печени: Пс.12 9. При зубной боли: Пс. 37 10. Да излечится страдающая выкидышами: Пс. 67 11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке: Пс. 146 12. О людях, тяжело раненых от преступников: Пс. 36 13. О прекращении кровотечения: Пс. 145 14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили: Пс. 123 15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными: Пс. 63 О помощи в различных житейских нуждах 1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах: Пс. 137 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы: Пс. 2 3. Чтобы Господь благословил честную торговлю: Пс. 64 4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу: Пс. 46 5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют: Пс. 70 6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности: Пс. 80 7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями: Пс. 48 8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха: Пс. 60 9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства: Пс. 83 10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная: Пс. 30 11. О нахождении потерянных ключей: Пс. 15 12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи: Пс. 23 В защиту от напастей и вражды людской 1. Стоящим на пороге смерти, кода терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями: Пс. 33 2. От душевнобольных людей, мучимых злобой и нападающих на ближних: Пс. 11 3. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство: Пс. 82 4. Чтобы Бог усмирил жестокого начальника, издевающегося над ближними: Пс. 140 5. Жестокосердным супругам, которые препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга): Пс. 10 9. Об освобождении пленных:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.62:10. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли. Пс.62:11. Предадятся в руки оружия: части лисовом будут.    Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: «предадятся в руки оружия» (оруженосцев), а этим указывает на неизбежность меча и смерти, после которой они «внидут в преисподняя земли», т.е. во ад. «Лисицами» называет Пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу — насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны («тии»), те, которые ищут погибели праведника (Златоуст, Афанасий). Пс.62:12. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.    Уверовавшие во Христа справедливо называются «царями» (1Кор. 4:8). «Похвалою» воцарившихся будет Христос (Афанасий). 1 В конец, псалом Давиду, 63    И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: «в конец». Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). Пс.63:2. Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. Пс.63:3. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.     «Вражий» страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. «Сонм лукавых» — собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). Пс.63:4. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, Пс.63:5. Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. Пс.63:6. Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их;    Давид сравнивает языки врагов с «мечами», а ядовитые и огорчительные слова со «стрелами». Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). Пс.63:7. Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.    Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: «испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания» (Лествичник).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.62:10.   Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли. Пс.62:11.   Предадятся в руки оружия: части лисовом будут. Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: «предадятся в руки оружия» (оруженосцев), а этим указывает на неизбежность меча и смерти, после которой они «внидут в преисподняя земли» , т.е. во ад. «Лисицами» называет Пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу — насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны ( «тии» ), те, которые ищут погибели праведника (Златоуст, Афанасий). Пс.62:12.   Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. Уверовавшие во Христа справедливо называются «царями» (1Кор. 4:8). «Похвалою» воцарившихся будет Христос (Афанасий). 1 В конец, псалом Давиду, 63 И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: «в конец» . Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). Пс.63:2.   Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. Пс.63:3.   Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. «Вражий» страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. «Сонм лукавых» — собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). Пс.63:4.   Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, Пс.63:5.   Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. Пс.63:6.   Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их; Давид сравнивает языки врагов с «мечами» , а ядовитые и огорчительные слова со «стрелами» . Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). Пс.63:7.   Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Ради Своих прежних милостей Господь продолжает вести их (ср. ст. 13б–14 с Пс. 77:72 , где Давид завершает труд Моисея). 63:15 – 64:12 Брошенная семья Господа. Троекратное молитвенное воззвание Ты – Отец наш (63:16; 64:8) придает этой молитве особую остроту, потому что горечь отчуждения борется в ней с необходимостью принятия наказания. Признаки отчуждения частично внешние, проявляющиеся в том, что враг попирает все, что прежде было свято (63:18; 64:10–11); но гораздо серьезнее внутренние проявления: духовное ожесточение в 63:17, разрушительные действия греха, описанные в 64:5б – 6 (блестяще отмечена его способность входить в привычку, развращать и разрушать), и общее безразличие (64:7), которое превращает ситуацию в практически неисправимую. Во всем этом проявляется суд Господа, Который удержал Свои милости (63:15), ожесточил их сердца (63:17; ср.: 6:10) и оставил их погибать (в евр. букв, «истаивать») от (из–за или посредством) беззаконий их (64:7). Из последней фразы ясно, что не Господь повинен в их духовном опустошении, а они сами постепенно опустились так низко, заигрывая со злом. С другой стороны, никогда не поздно взывать к Отцу небесному, Чье постоянство не присуще человеческой натуре (ср.: 63:16 с 49:15; Пс. 26:10 и 63:16 – от века). Кроме того, Он всегда помогал надеющимся на Него (64:4; ср.: 8:17; 30:18), значит, нужно вновь просить Его о помощи (64:1–5а). (В тексте Нового Завета говорится о том, как удивительно будет вмешательство Господа; ср.: 1Кор. 2:9–10 ). Наконец, Господь – Творец всего, и поэтому в силах изменить любую ситуацию (64:8). Твердая вера, выраженная в этих словах, очень отличается от изображенной в 45:9–10. Данная молитва начинается с хвалы Господу (63:7) и служит образцом для всех молящихся, которые взывают к Богу «из глубины». Но заканчивается молитва вопросом. Ответ Господа станет как бы итогом мысли автора и полученным им от Бога откровением. 65:1 – 66:24 Великое разделение В этих главах, не претендующих на изображение конечной победы света, всеми силами подчеркивается контраст между светом и тьмой и полностью рассеивается надежда на привилегии для кого–нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010