Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнет в Галилее: Возвеличит Господь Галилею, народ, ходящий во тъме, увидит свет великий ( Ис.9:2 ). Так и было. В Галилее явился свет миру – Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: Покайтеся, ибо приближается царство небесное ( Мф.4:17 ). Предсказано было, что многие учения Его не послушают и не поверят Ему и Его не поймут: сказал Господь пророку Исайи: Пойди и скажи этому народу [евреям]: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите ( Ис.6:9–10 ). Не послушали учения Христова книжники и фарисеи и прочие иудеи и не поверили Ему и не приняли Его: К Своим пришел, и Свои не приняли Его ( Ин.1:11 ). Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное ( Ис.61:1–2 ). Так и было. Пришел Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Что может быть радостнее такого благовестия: Пришел Сын человеческий взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 )? Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: Тогда [во время пришествия Спасителя] откроются очи слепых, и уши глухих услышат ( Ис.35:5 ). И исполнилось так. Множество чудес совершил Господь. По слову Его рожденные слепыми прозревали, глухие получали слух, немые получали способность говорить, хромые – хождение, прокаженные – очищение, расслабленные – исцеление, мертвые–воскресение. Читай во Святом Евангелии. Предсказано было, что многие из иудеев Христа, Который им обещан и послан, возненавидят: Отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против Меня без причины. За любовь Мою они враждуют на Меня, воздают Мне за добро злом, за любовь Мою – ненавистью ( Пс.108:4–5 ). И было так. Возненавидели Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, укоряли, злословили, хулили и гнали Его. На это указывает евангелие и Сам Господь: Ныне же увидели и возненавидели Меня и Отца Моего; но да сбудется слово, писанное в закон их: возненавидели Меня напрасно ( Ин.15:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Солнечные лучи, скользя по роскошным украшениям великолепной царской багряницы и отражаясь в ним, рассыпаются бесчисленным множеством блесток всевозможных цветов; и чем богаче и лучше украшения, тем разнообразнее и красивее отражаются ими лучи, – самый воздух как будто переливается то золотом, то пурпуром, то зеленым цветом, то еще каким-нибудь другим. И все это не потому, конечно, чтобы самые лучи были различны по своей природе, но исключительно потому, что они преломляются в украшениях одежды и, отражаясь в них, становятся разнообразными. Так же точно объясняется и то разнообразие лучей, каким всегда сияет церковь и которое составляет ее красоту. В царскую одежду облечена церковь ; небесным и разнообразным нарядом она разубрана, как это изображает псалмопевец: «доч ери царей в чести твоей: предстала царица одесную тебя в ризах позлащенных одеяна преукраше на» ( Пс. 44:10 ). Как «преукрашена»? Даром Святого Духа, по словам Павла: «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле» ( Евр. 2:4 ). Как назвать мне церковь Христову? Невестой в уборе, царицей в украшениях, садом возделанным, лугом плодоносным? Но какие бы эти или другие названия я не употребил, ни одно из них не может выразить как следует ее достоинств. От лица церкви, как бы ее устами, говорил пророк Исайя: «возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения» ( Ис. 61:10 ). Но чувствуя, что этот образ не дает достаточного познания о красоте церкви, пророк тут же дополняет его другими подобными же образами, прибавляя: как невесту украсил меня красотою, и как на жениха возложил на меня венец, и как землю, растящую плод свой, и как виноградник, прозябающий семена свои ( Ис.61:10–11 ). Действительно, виноградником запечатленным ( Песн.4:12 ) и садом можно назвать церковь Бога живого, – но садом не в смысле того древнего рая; нет, она гораздо выше его. Там ведь воцарился змей, здесь же царствует Христос. 2 . Судите не по имени, а по существу дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Например, ведется речь о водах бездны, о вратах смерти или царства смерти, об угрозах врагов или о разящих зверях (псах, львах, быках); о костях иссохших или сломанных, о сердце, трепещущем от ужаса или мятущемся. Здесь встречаются заверения в невиновности (Пс 7; 16/17; 25/26) и исповедания грехов (Пс 50/51 и другие покаянные псалмы). Богу напоминают о помощи, которую Он подавал прежде, взывают к Его чести или упрекают Его в том, что Он, по-видимому, отвернулся от молящего, забыл его (см. Пс 9; 21/22; 43/44). Но говорится и об уповании на Него (Пс 3; 5; 41/42–42/43; 54/55–56/57; 62/63; 129/130 и т. д.), и подчас весь просительный псалом — не что иное как возглас упования (Пс 4; 10/11; 15/16; 22/23; 61/62; 90/91; 120/121; 124/125; 130/131). Зачастую жалоба совершенно внезапно, без всякого перехода завершается выражением уверенности в том, что она услышана, и благодарением, как в Пс 6; 21/22; 68/69; 139/140. Жалобы можно разделить на жалобы народа и отдельного человека. а) Жалобы народа — это Пс 11/12; 43/44; 59/60; 73/74; 78/79; 79/80; 82/83; 84/85; 105/106; 122/123; 128/129; 136/137. Поводом для жалобы служат несчастья народа, поражения или разрушения, либо общее бедствие; тогда просят о спасении и восстановлении народа. По крайней мере Пс 73/74 и Пс 136/137, как и собрание жалоб, приписываемых Иеремии, отражают последствия разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х.; Пс 84/85 выражает воодушевление возвращения. Пс 105/106 — это общее изложение судеб народа. б) К личным жалобам относятся Пс 3; 5–7; 12/13; 16/17; 21/22; 24/25; 25/26; 27/28; 30/31; 34/35; 37/38; 41/42–42/43; 50/51; 53/54–56/57; 58/59; 62/63; 63/64; 68/69–70/71; 76/77; 85/86; 101/102; 119/120; 129/130; 139/140–142/143. Эти молитвы особенно многочисленны, а их содержание весьма разнообразно: в них просят спасения от смертельной угрозы, преследования, изгнания, и особо — от болезни, клеветы и грехов. Врагов, “делающих неправду”, на которых жалуются с волнением и горячностью, определить трудно. Но это никоим образом не колдуны и не заклинатели, против которых и направлено якобы действие псалмов, как полагают некоторые.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Пс.61:10 .  Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. «Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати». Яснее перевел сие Феодотион: «однако же сыны человеческие – пар, лживы сыны мужа, как колебание весов». В делах человеческих ничего нет постояннаго, говорит Пророк, они подобны пару, поднимающемуся вверх и тотчас изчезающему, и колебанию коромысла у весов, которое движится то вниз, то вверх, ни на чем не останавливаясь. А перевод седмидесяти должно разуметь так: суетно все человеческое, однакож многие и на скоротечное полагаются, как на нечто постоянное, и нерадят о соблюдении равенства, не ровно держат весы ума, пренебрегают то, что справедливо, и радуются неправде. «Тии от суеты вкупе». Однако же никакой из того не извлекают выгоды, потому что все суетно и подлежит скорой перемене. Так перевел Симмах: «они изчезают вместе». Отселе начинается увещание противникам, которые гордятся богатством. Пс.61:11 .  Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. «Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте». Не почитайте достолюбезным человеческаго благоденствия, достигнутаго неправдою. «Богатство аще течет, не прилагайте сердца». Видя, что богатство, подобно реке, течет в ваши домы, не порабощайте ему вашего помысла. И для чего же советуешь сие и предлагаешь такое увещание? Пс.61:12 .  Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога. Пс.61:13 .  И у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. «Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия». «И твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его». Слышал я, говорит Пророк, так определено Богом всяческих, что будет суд и воздаяние за добро и зло. Слово: «единою» употреблено не в означение числа, но в том смысле, что будет сие непременно. «Единою» определил Бог, и не возможно сему не совершиться. Говорит же Пророк: «двоя», то есть, наказание беззаконных и человеколюбие оказываемое благочестивым. А возвестил сие Бог, давая закон. Ибо говорит: «Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысячах и тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя» ( Исх. 20:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

55. «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих…» (Пс. 94:10). Купцы да продавцы Раньше люди желали одного, А теперь желают многого. Раньше люди были молодцы, А теперь все – купцы да продавцы. 56. «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.» (Пс. 7:11). Трудно… Трудно хозяину собрать зерно, растащенное мышами, Трудно человеку собрать свои мысли, разбежавшиеся по всему свету, Трудно найти центр круга, не имеющего границ, Трудно найти человека, который нашел самого себя. 57. «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек…» (Пс. 36:27). Уклоняйся от зла Хорошо не впускать: Комаров в комнату, Мух на кухню, Спорщиков в дом, Злые мысли в свое сердце. 58. «…на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое…» (Пс. 27:7). Что такое человек? Когда после долгого пути видишь родной дом – не тянет в гости, Отца и мать не заменят дальние родственники, Мука, вода, соль и дрожжи – это еще не хлеб. Пока человек не нашел себя, он еще только подобие человека. 59. «…Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.» (Пс. 39:9). Не позволю Добрый хозяин не позволит: Саранче опустошать поля, Птицам уничтожать в саду урожай, Разбойникам мучить жену и детей, Дурным мыслям убивать сердце. 60. «Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.» (Пс. 25:5). Сердце, постигающее Истину Даже силачу не поднять штангу без тренировки, Даже для небольшого перелета птице нужна практика. Надеющийся на помилование не будет готовиться к побегу, Сердцу, постигающему Истину, не нужны размышления. 61. «…Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.» (Пс. 35:10). Не променяй! Если тебе хотят доверить сокровищницу, не поднимай медных монет по пути к ней. Желая послушать соловьиное пение, не принимай за трель соловья квакание лягушек. Пока ищешь родник, не спеши пить из болота. Ангельский хор не променяй на рев медных труб. 62. «Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.» (Пс. 24:10).

http://isihazm.ru/1/?id=110

Так и таинственное слово Божие учит нас, говоря: Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф. 7:5 ). Также: Иже сотворит и научит, той велий наречется во царствии небесном ( Мф.5:19 ). Я же, имея на мысленных очах не одно бревно, но бесчисленное множество их, как возмогу изъять сучец из очей других, сам нуждаясь в таком враче? Но как слово Божие обещает, говоря: Отверзи уста твоя, и исполню я ( Пс.80:11 ); также: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс.67:12 ); то и я, повинуясь сему и надеясь на это, дерзаю приступить к сему, хотя это превосходить мои силы и сан; не вы бо, – говорит, – будете глаголющии, но Дух Отца Моего Небесного ( Мф.10:20 ). Призвав в помощь этого Божественного Помощника, начну поучение следующим образом. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его ( Пс.110:10 ). Под премудростью здесь мы разумеем не общие разума или познания всяких писаний – божественных и внешних, но исполнение делом божественных заповедей и велений, как Сам Господь учит, говоря: Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ), то есть, кто прилежно исполняет спасительные Его заповеди словом и делом. Ибо кто приносит Ему только продолжительные молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от Него: Что Мя глаголете, Господи, Господи, а того, что Я вам повелеваю, не исполняете. Тому же учит Он нас и чрез божественного пророка, который говорит: Грешнику же, то есть не по заповедям Его живущему, рече Бог: вскую ты поведавши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? ( Пс.49:16 ). Вот этими словами Он явственно уничижает и отвергает того, кто украшает себя одним только большим знанием божественного Писания и этим думает благоугодить Богу, делая противное сему. Ибо после приведенных слов, следует: Ты же возненавидел еси наказание, и отверг еси словеса Моя вспять ( Пс.49:17 ), то есть, преступаешь и презираешь спасительные Мои заповеди и крадешь с крадущими, тогда как Я повелеваю тебе не красть, обижаешь с обижающими, лихоимствуешь с лихоимствующими и осуждаешь неповинного, приемля дары от обидчика, тогда как Я все это ненавижу от души и отвожу тебя от этого Моими божественными заповедями, повелевая тебе так: Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:11 ), то есть, не вдавайте себя всецело в то, чтобы скопить себе посредством всякой неправды большие сокровища на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Большая же часть подчиненных мне, побеждаясь сребролюбием и лихоимством, мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведению многоценных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ. Это, воистину, те самые, о странник, коих укоряет бывший истинный мой радетель, царь Давид, который говорит: Яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий ( Пс. 73:20 ). И хорошо назвал он их самих помраченными земли, а дома их – домами беззакония, как устроенные посредством неправедных истязаний и наполненные всегда всяким лихоимством и неприличным бесчинием. Отвергнув от души и мысли своей совет того же моего праведного радетеля, который завещает властям: Не уповайте на неправду, и на восхищенье не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:11 ), – они поработились страсти сребролюбия и лихоимства, и омрачилось неразумное их сердце, ибо божественный свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:9 ), в них погас. Любящие же действительно, а не лицемерно этот свет, не лгут пред общим Владыкою, когда в молитве своей, как бы хвалясь, говорят: Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим ( Пс. 118:105 ). Те, которые говорят это искренно общему всех Владыке, когда молятся, ни ногама своими, то есть, праведными и благочестивыми понятиями, не уклоняются от правды в страсти лихоимства и неправды, ни стезями своими, то есть мыслями и тонкими помышлениями, не оскверняются плотскими похотями, но законом, то есть, заповедями Вышняго, как бы некоторым светильником, освещаются и исполняют всякие добродетели: они и любят и хранят чистоту и святость души и тела, и радуются о всякой правде, о человеколюбии, кротости, благости своих подчиненных и, будучи украшаемы всякими добрыми делами, с дерзновением говорят: Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящим мя ( Пс. 118:121 ) лукавым человекам и бесам; и опять: Неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих ( Пс.118, 163 ), который говорит мне: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут, блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф.5:6–7 ), то есть, насытятся Самим Богом и Спасителем своим, Который, по слову божественного Апостола, бысть им правда от Бога и избавление ( 1Кор. 1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010