Христос – Творец; Моисей – Творение; Христос – Сын; Моисей – слуга в дому Божием 2. Апостол называет Христа Посланником и Первосвященником (3:1), т. е. Он одновременно совмещал достоинство и Моисея – посланника, и Аарона – первосвященника. Но Моисей в доме Божием был только служитель» (3:5), Христос же есть «Сын в доме Его» (3:6), владеющий всем Его достоянием. Под «Домом Божиим Апостол подразумевает Церковь , членами которой являются все верующие (3:6) 3. Почему Евр. 2:11 – 18 читается на Благовещение? Семинар 25. Богословие Послания (продолжение) Домашнее задание 1. Прочитать «Христос и первое христианское поколение» еп. Кассиан (М., 2001. С. 342 – 353). 2. Найти объяснение прообразовательного значения ветхозаветной скинии и ее жертв в трактате свт. Григория Нисского «О жизни Моисея» (М., 1999. С. 68 – 73). План семинара I.Npebocxoдcmbo священства Христова ( Евр. 4:14 – 7 :28) Важным преимуществом ветхозаветной религии было первосвященническое служение Аарона и его сыновей. Поэтому апостол доказывает, что и в этом отношении Иисус Христос превосходит их всех. В Лице Иисуса Христа мы имеем «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (4:14), жертвенник Которого есть престол благодати в небесной скинии, к которому должно приступать «с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать» (4:16) 1. Христос выше ветхозаветных первосвященников (4:14 – 5:10) Служение ветхозаветного первосвященника было прообразом истинного Первосвященника – Христа. Поэтому в их служении можно усматривать общие черты 61 . 2. Священство «по чину Мелхиседека» (гл. 7) а) два упоминания о Мелхиседеке в Ветхом Завете. Быт. 14:16 – 20 ; Пс 109:4 б) сопоставление (аналогия) священства Христова и священства Мелхиседека в) выводы, которые делает апостол Павел из истории Мелхиседека II. Жертва Христова выше левитских жертвоприношений (8:1 – 10:18) 1. Превосходство Нового Завета. Пророчество Иеремии (8:6 – 13) 2. Превосходство (богослужебного строя (9:1 – 11) 62 3. Значение крови в Ветхом Завете и заключение Нового Завета (9:12 – 10:18)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смыслы, более близкие к новозаветному значению слова «евангелие», в Септуагинте выражаются с помощью глагола εαγγελζομαι, соответствующего древнеевр.   (приносить известие, сообщать новость). В исторических книгах глагол   означает только сообщение о военной победе. Одержав победу над войском Саула, филистимляне «отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить (  ) о сем в капищах идолов своих и народу» (1 Цар 31. 9; ср.: 2 Цар 1. 20; 18. 19, 20, 31 -  ). Однако в Псалтири и у пророков он встречается и в богословски значимых контекстах: «Я возвещал правду Твою (    ) в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» (Пс 39(МТ 40). 10); «пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» (     - Пс 95(96). 2); «множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (       - Ис 60. 6); «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать (  ) нищим» (Ис 61. 1). Несмотря на то что на основании этих примеров нельзя говорить о приобретении глаголом   специального богословского содержания, в формировании к-рого главная роль принадлежит контексту, использование именно этого слова для обозначения пророческого возвещения о грядущем спасении (Пс 95. 2; Ис 61. 1) свидетельствует о наличии в его значении некоторых оттенков, характерных для слова εαγγλιον в языке НЗ. В ряде случаев богословское содержание приобретает также причастие глагола   -   означающее и вестника и действие, к-рое он совершает. Тогда как в исторических книгах   - вестник, приносящий известие о военной победе (2 Цар 4. 10; 18. 26) или поражении (1 Цар 4. 17), у пророков он «благовестник», возвещающий одержанную с Божией помощью окончательную победу Израиля над врагами: «Вот, на горах - стопы благовестника (  ), возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1. 15 (2. 1); ср.: Пс 67(68). 12); или окончательное спасение и пришествие Царства Бога: «Как прекрасны на горах ноги благовестника (  ), возвещающего мир, благовествующего (  ) радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»» (Ис 52. 7; ср.: 40. 9; 41. 27). При этом слова прор. Исаии имели, по-видимому, особое значение в истории формирования христианского понятия «евангелие», о чем свидетельствует их использование новозаветными авторами (Мф 11. 2-6; Лк 4. 18-19). У иудейских грекоязычных писателей и в раввинистической традиции

http://pravenc.ru/text/344423.html

       таков его взгляд на мир (его «глаз»): он смотрит на все и на всех не иначе, как ради «тука» – через свой материальный интерес. И достаток ему дается паче чаяния. «Преуспевают выше, чем воображало сердце» – букв.: «они переходят воображение сердца». Основное значение слова маскит – «изображение» идольское. Такие воображаемые картины (идольские) бродят в сердце ложно благочестивых людей (все они связаны с прибытком), но «им дается больше того, о чем они мечтали» (Раши). Пс.72:8             Издеваются и говорят злобно,                         о хищении говорят свысока. «Издеваются» (hap.leg.) – насмехаются. Это те, кто в Пс.1:1 названы «глумящиеся» («блажен муж, который на седалище глумителей не сидит»). Соединение грубости и издевки характерно для тех, кто прикрыт высшим авторитетом и при этом лжет. «Хищении» – также: притеснения, вымогательстве ( Пс.62 /61:11). «Свысока» – также: «с высоты» собственного положения. Эти люди знают, что злодействуют, но вполне это себе позволяют, потому что их положение «высоко» 392 . Пс.72:9             Полагают в небесах уста свои,                         и язык их расхаживает по земле. Говорят о всех предметах земных свободно («язык расхаживает по земле») и безапелляционно – как вещающие с небес. Из чего видно, что        быть во власти при высшем авторитете (традиции, Церкви) – великая опасность. Пс.72:10             Поэтому обращается народ Его туда же,                         и воды полные сцежены им. «Народ Его» – народ Божий идет за своими вождями и приходит в то же бедственное состояние: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). «Горе вам, вожди слепые» ( Мф.23:16 ). «Воды полные» – «воды полноты», благодать. «Сцежены воды» – эти люди не пьют «воды живой» ( Ин.4:10 ) и других не допускают: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками, ибо сами не входите и входящих не допускаете войти» ( Мф.23:13 ). «Сцежены воды ими» – они дают священному и благодатному просочиться, пролиться, истечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Непоколебимость Когда в раствор добавляют известь – он становится прочным, Когда раскаленное железо опускают в воду – оно становится крепким. Когда человек переносит страдания – он становится терпеливым, Когда сердце погружается в Истину – оно становится непоколебимым. 10. «Он избавит тебя от сети ловца…» (Пс. 90:3). Не попасть в ловушку Не забредешь в овраг – не вспугнешь ворон, Не пойдешь по задворкам – не наткнешься на грабителей, Не увлечешься страстью – не впадешь в привязанность, Не допустишь мысли о суетном мире – не попадешь в ловушку. 11. «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои…» (Пс. 106:17). Не вини других Не вини дождь, если крыша течет, Не вини лужи, если обувь худа, Не вини кота, если кладовка открыта, Не вини других, если сам виноват. 12. «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.» (Пс. 118:33) Держись только добр а Ртуть отталкивает камни, но растворяет золото, Сито просеивает муку, но не пропускает сор, Дирижер оркестра не терпит ни малейшей фальши. Не принимай в сердце ни одной дурной мысли, держись только добра. 13. «…Ты воздаешь каждому по делам его.» (Пс. 61:13). Уходя из жизни Уходя из сада, мы забираем с собой не деревья, а плоды. Уходя из жизни, мы забираем с собой не тело, а дела. 14. «Блажен человек, которого сила в Тебе…» (Пс. 83:6). Сердце в молитве 1Овцы, собравшись вместе, копытами растаптывают змей, Ласточки, объединившись в стаю, прогоняют ястребов, Лоси, став в тесный круг, отгоняют волков, Сердце, собрав свои силы в молитве, прогоняет всякое зло. 15. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.» (Лк.6:24). Богатый заимодавец Богатый человек жалуется своим знакомым: «Плохи мои дела. Я, можно сказать, совсем нищий». – «А что такое?» – «Как что? У Ивановых – три миллиона, у Петровых – пять миллионов, у Сидоровых – десять миллионов». – «А у вас?» – «А у меня остался только один миллион. Что делать? Ума не приложу». – «А зачем вы чужие деньги считаете? Считайте свои». – «Так это же я им занял».

http://isihazm.ru/1/?id=131

Андрей Самарец 2 сентября 2012, 11:31 Уважаемая Елена М! Просмотрите, пожалуйста, внимательно мой комментарий, которому Вы сделали " замечание " . Это была цитата из текста святителя Игнатия Брянчанинова: " Слово Божие — истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118, 86), а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2). " По-моему тут как раз и идет речь о сравнении возможностей человека и Бога. Елена М 28 августа 2012, 18:01 08-24 11:46Андрей Самарец: 2 Елена М 2 Александр По затрагиваемому смыслу цитаты можно вспомнить Псалом 61: " Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. " Извините, но не могу с Вами согласиться. В данном 61 псалме идет просто сравнение возможностей человека и Бога, так что это естественно, что в сравнении с Богом человек легче пустоты.Но, тем не менее, Вы же сами, в подтверждение ваших слов, в качестве примера, приводите написанное теми самыми людьми, что есть ложь? А вот признать то, что замечание Вам было сделано верно и по существу не хотите. Константин 27 августа 2012, 18:03 Да верно,читать Ветхий Завет также необходимо,как и Новый,так как без знания Ветхого Завета не будешь знать и Нового и понимать его!!!Проверено!!!Ведь нельзя же выучить геометрию и алгебру,физику,если не будешь знать арифметики и таблицы умножения!!!И в роли арифметики здесь выступает Ветхий Завет,а в роли таблицы умножения заповеди изложенные в нём(кроме тех которые говорят о жертвоприношениях-они отменены крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа)!!!Выступления отца Анрея вы можете просматривать на www.pravoslavie.ru в разделе видео(вверху),заходите в раздел видео и в поисковике набираете:ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ чего появятся видео с его выступлениями на различную тематику!!! Наталия Минкофф 26 августа 2012, 04:20 О.Андрей, запишите, пожалуйста, Ваши проповеди, и можно ли их услышать на страничке, я думаю, они не будут очень отличаться от Ваших статей. В любом случае, более широкое распостранение нужно, и, я уверена, душевнополезно.

http://pravoslavie.ru/55441.html

36. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Мф. 5:3). Найти потаенную комнату Только тот, кто ничего не видит, сможет найти потаенную комнату, в которой нет ни стен, ни потолка, ни пола. Только тот, кто ничего не знает, сможет в ней поселиться. Только тот, кто не умеет говорить, сможет о ней рассказать. Только тот, кто совершенно глух, сможет услышать то, что ему расскажут. И только тот, кто ничего не имеет, сможет обрести то, что в этой комнате находится. 37. «…Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.» (Пс. 61:2). Редкое сокровище В стране слепых видящий одним глазом – король, В стране королей простой человек – большая редкость, В стране глупых толковый человек – великий ученый, В стране великих ученых простодушный человек – редкое сокровище. 38. «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.» (Пс. 62:1) Родная колыбел ь Для китов океан – родная колыбель, Для муравья и лужа – опасное плавание, Для ласточек небо – родной дом, Для комаров слабый ветер – источник тревог. 39. «…Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:2). Сердце не может пресытиться Богом Орел не устает от полета, Корове не надоедает жевать свою жвачку, Собака не ломает себе зубы, грызя кости, Сердце человека не может пресытиться Богом. 40. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир…» (Рим. 8:6). Хватит и одной дурной мысли Чтобы рыба оказалась в котле, ей достаточно один раз проглотить наживку. Чтобы стать вором, хватит и одной кражи. Чтобы разбиться в пропасти, достаточно и одного шага. Чтобы испытать бесчисленные горести, хватит и одной дурной мысли. 41. «…И в тот день вы не спросите Меня ни о чем.» (Ин. 16:23). Нет никаких сомнений Своего отца и свою мать узнаешь в любой толпе. Если пища вкусна – в этом нет никаких сомнений. Аромат благоухающей розы отличишь от любых запахов. Пение соловья в лесу не спутаешь с голосами других птиц. 42. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.» (Пс. 118:11).

http://isihazm.ru/?id=104

Тому, кто забудет о прожитых годах, откроется красота жизни. 59. «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.» (Флп. 3:19). Трудно жить счастливо Каменистую землю тяжело вспахивать, В густом лесу не видно солнца, По высокой траве не легко ходить, Из-за множества дурных мыслей трудно жить счастливо. 60. «…Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Освободись от недобрых мыслей Вымоешь окна – в комнате станет светлее, Вылечишься от болезни – почувствуешь в себе новые силы, Вернешься в родной дом – в сердце придет покой, Освободишься от недобрых мыслей – увидишь свет иной жизни. 61. «…Доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3). Корабль, мост и здание Чем больше корабль, тем меньше его качает, Чем больше мост, тем меньше на нем заторов, Чем больше здание, тем строже его архитектура, Чем чище сердце, тем меньше в нем суетных мыслей. 62. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели.» (Иак. 5:11). Истинное терпение Если стерпишь малую неприятность – найдешь малое счастье, Если претерпишь большую беду – обретешь счастье с избытком. Если в терпении упустишь самую малость – придется начинать все сначала, Истинное терпение не имеет конца. 63. «Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14). Сомнение На расшатанном верстаке неудобно работать, На пугливой лошади опасно ездить. Дерево, неглубоко пустившее корни, упадет от первого сильного порыва ветра, Человек, который сомневается, не пригоден ни к какому делу. 64. «…Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.» (Пс. 138:18). Прекрасное Прекрасное зрелище: Парящая над морем чайка, Тающее в небе облако, Далекая снежная вершина, Сияющие глаза младенца. 65. «…Буду обуздывать уста мои…» (Пс. 38:2). Укорить человека Укорить человека – все равно что: Засыпать себе глаза известью, Порезать себя ножом, Проглотить расплавленное железо, Сделать свою жизнь адом. 66. «…И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа…» (Пс. 37:15). Удержать осуждение Удержать слова осуждения, готовые сорваться с уст – все равно что:

http://isihazm.ru/?id=121

Итак, нищий духом есть человек смиренный, сознающий свою зависимость от Бога. Это нечто противоположное гордыне и превозношению. Видимо, так и понял нищету, о которой говорил Христос, Евангелист Матфей, который простое понятие нищий , через добавление слова духом , наполнил более глубоким смыслом и содержанием. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Интересно, но в оригинале у Матфея стоит не плачущие , а скорбящие . Наше слово плачущие было сюда перенесено переводчиками из Лк. 6:21 . Переводчики сделали это, чтобы не путать читателя и синхронизировать тексты Матфея и Луки, но, сами того не подозревая, сделали доброе дело. Именно это слово и должно стоять по смыслу, и непонятно, почему Матфей его заменил. Сюжет этого блаженства взят из Ис. 61:2 . Там, в греческом, стоит четко: плачущие – утешатся . Весь смысл этого блаженства, несомненно, связан с пророчеством Исаии: Господь помазал Меня благовествовать нищим… утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою… ( Ис. 61:1-3 ). Если можно сказать, что первую Заповедь блаженств Матфей отредактировал, сдвинув фокус смысла в сторону этики, то эта Заповедь, судя по всему, дана практически в той форме, как ее произнес Иисус. Смысл Заповеди в том, что приход Христа прекращает всякий плач и дарует Спасение. Как можно плакать, когда такая радость миру – родился Спаситель, Который приведет нас на Небеса! Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Что значит кроткие ? Святые отцы любили размышлять о том, что такое праис , забывая, что это греческое слово приводит Матфей, а Иисус говорил на арамейском языке. Значит, необходимо найти еврейский эквивалент этому слову. Помочь нам может то соображение, что, скорее всего, это блаженство – цитата из Пс. 36:11 (по Септуагинте): …Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Здесь словом праис переводчики Септуагинты перевели др.еврейское слово, означающее кротость, соединенную с дружелюбием, открытостью и доброжелательностью. У нас слово кротость обычно ассоциируется с мягкостью и нежностью, тогда как оно скорее означает силу, соединенную с доброжелательной приветливостью.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zapovedi-bl...

Под словом суетный, по буквальному его значению, разумеется пустой, нетвёрдый, хрупкий, ломкий, легко разрушающийся, только по наружности кажущийся чем-то, а в существе своём ничего прочного в себе не заключающий, и даже совершенно ничтожный, а по употреблению в Священном Писании – разумеются божества языческие или идолы, и почитатели их, по ничтожеству первых, и по безрассудству последних: вемы, говорит апостол Павел, яко идол ничто же есть в мире, и яко никто же Бог ин, токмо Един ( 1Кор.8:4 ). В день оный, говорит Исаия пророк, изринет человек мерзости своя златыя и сребряныя, яже сотвориша, да покланяются суетным ( Ис.2:20 ); или: егда возвратишися, воздохнеши и уразумееши, где еси был, егда уповал еси на суетная, тщетна крепость ваша бысть, и не хотесте послушати ( Ис.30:15 ). Обуя всяк человек от разума, говорит пророк Иеремия, посрамися всяк слиятель от изваяний своих, яко ложная слияния его, и несть духа в них. Суетна суть дела и смеху достойна: в час посещения своего погибнут ( Иер.51:17–18 ); разумеется также и всё то, что носит на себе характер пустоты и ничтожества, или заключает в себе зародыш той и другого, как то: ложь и клевета, земное богатство и мipckaя слава и проч. Так, например, пророк Исаия говорит: никтоже глаголет правды, ниже есть суд истинен: уповают на суетная и глаголют ложная ( Ис.59:4 ); и вообще все человеки, и их слова и дела, и самые даже помышления, по сей именно причине, называются суетными: суетнии, говорит псалмопевец, и лжива сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати: тии от суеты вкупе. Богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:10–11 ): весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна ( Пс.93:11 ). И так, в настоящем месте под выражением: сонм суетный должно разуметь собрание язычников, поклоняющихся идолам, a вместе и сообщество людей, которые больше заботятся о земном, нежели о небесном, всему предпочитают выгоды и наслаждения, права и преимущества житейские, и всем для них, не исключая Бога и ближних своих, стыда и совести, правды и истины, жертвуют, и таким образом их в себе и себя в них боготворят и божеским почитанием чествуют, от чего апостол и назвал сребролюбие или лихоимание идолослужением, а Иисус Христос служение мамоне противупоставил служению Богу, равно как любовь к славе человеческой – вере в Бога, выставляя оные взаимно между собою несовместными, след., они же суть и упоминаемые пророком законопреступники, как нарушающие в сем случае закон Божий в обеих скрижалях и как поступающие прямо вопреки заповеди Христовой, предписывающей нам: ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам, между тем как здесь это делается на оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Вшествие Его в Сион при громких восклицаниях ( Мф.21:9 ): «Осанна!» – есть предызображение радости, исполненное тайн и сокровенного смысла. Пред Ним поспешают дети с ветвями в руках; «Осанна!» – воспевают Ему чистые, невинные младенцы, в веселии окружает его лик (собрание) апостолов. Его сопровождают святость, царское величие и священство, пророки на трубах своих возглашают пред Ним свои тайнозрения. Как царю дары, приносят во сретение Ему хвалы и в разных чертах преднаписуют (изображают) Его образ. Один говорит: «Вот Тот, о Котором вещал я, что при конце «приидет на землю»« ( Авв.3:2 ). Другой вещает: «Стоящим на лествице видел я Его» ( Быт.28:13 ). Один говорит: «Это Тот самый, Которого видел я среди купины (куста) в виде пламени» ( Исх.3:2 ); другой повторяет: «Это «Бог... Чуден, Властелин... века»» ( Ис.9:6 ). Один говорит: «Это Тот, Который с шумом, при сильных громах и трубном звуке, сошел на вершину горы, где и видел я Его» ( Исх.19:19 ). Другой взывает и говорит: « «Хвали Бога твоего, Сионе», возьми цевницу (свирель) и гусли и воспой Ему песнь свою» ( Пс.147:1 ). Один вещает: «Это Останок, собранный во Израили» ( Ис.10:20 ); другой возвещает: «Он есть «чаяние языков»» ( Быт.49:10 ). Один говорит: «Вот стебель, Который прозябает и возрастает без семени; другой продолжает и говорит; «Это «жезл из корене Иессеова»» ( Ис.11:1 ). Один вещает: «Вот знамение, которое воздвигнуто будет народом земным» ( Ис.5:26 ); другой уподобил Его «агнцу пред стригущим» ( Ис.53:7 ). Один говорит: «Не Тот ли это, Чье лицо узреть ожидают народы?» Другой восклицает: «Это Господь, Который нисходит и шествует по твердыням гор» ( Ис.2:2 ). Один перечисляет великие дела Его и чудеса деяний Его, говоря: «Вот Тот, Кто разрешает связанных, исцеляет «сокрушенныя сердцем» ( Ис.61:1 ). Другой вопрошает о имени Его; допытывается, как угодно Ему наименовать Того, Кто в горсти Своей содержит ветры: «кое имя Его?» – и: «кое имя Сыну Его?» ( Притч.30:4 ). Один говорит: «Он подобен корню, растущему «в земли жаждущей» ( Ис.53:2 ); другой взывает и говорит: « «Прежде солнца пребывает имя Его»» ( Пс.71:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010