...следуя... святому правилу...— подразумевается соблюдение двух постных дней, среды и пятницы. 364 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 365 Миры — город в Ликии. 366 Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти...— Пс. 142 (143), 8. 367 Научи меня исполнять волю твою...— Пс. 142 (143), 10. 368 ...на тебя оставлен я от утробы...— Пс. 21 (22), 11. 369 Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца...— Пс. 61 (62), 11. 370 Милость и истина да не оставляют тебя.— Притчи Сол. 3, 3. 371 ...левой руке не доверять то, что свершаешь...— намек на слова Евангелия: “Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф. 6, 3). 372 ...вследствие ослушания моего воплотившийся...— под “моим ослушанием” имеется в виду грех Адама и Евы (т. е. человека), вопреки запрещению Бога вкусивших от древа познания добра и зла. Согласно евангельскому мифу, Христос воплотился (принял телесный облик), чтобы спасти впавшее в грех человечество. 373 ...из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.— Пс. 112 (ИЗ), 7. 374 ...души алчущие исполнял благами...— ср. Пс. 106 (107), 9: “И душу алчущую исполнил благодати”. 375 Остановитесь и познайте...— Пс. 45 (46), 11. 376 Оставаться в пустыне...— имеется в виду фраза Давида: “Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне” (Пс. 54 (55), 8). 377 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 378 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого...— несколько измененная цитата из Исх. 66, 2. 379 ..диоклетианов, максимианов...— имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства. 380 ...воздвигает Своему народу рог спасения...— ср. Лук. I, 69: “И воздвиг рог спасения нам”. 381 ...и знамением звездного Креста призывает Константина...— согласно легенде, римский император Константин I (324—337) накануне решающего сражения за единовластие увидел на небе знамение Креста. По другим вариантам легенды, видение предстало ему сначала наяву, а затем и во сне. 382

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Правильно ли такое суждение адвентистов?   Нет, не правильно. Адвентисты не читают псал. 87-го от начала до конца, поэтому и не могут понять его. В этом псалме пророчествуется о Христе Спасителе: о Его молитве в саду Гефсиманском (ст.Пс. 87:2, 3, 15, 16; ср. Мф. 26:42), о Его страданиях за людей (ст. Пс. 87:4—8, 17, 18), об удалении от Него даже знакомых, когда Его судили, и когда Он был на кресте (Пс. 87:9, 19 ст. ср. Лук. 23:49; Мф 26:73—74) В стихах же Пс. 87:11—13 пророчествуется о нисхождении Христа в ад, и о необходимости этого дела. Мертвые были заброшены, лишены возможности видеть лице Божие и чудеса Господни; живых Бог вразумлял наказаниями и ободрял милостями, а мертвые не могли удостоиться видеть чудо Божие. И вот, Христос является пророком и законодателем во гробе: он возвещает милость Божию, как сообщает Ап. Петр: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр 4:6). Для этого Христос и «нисходил прежде в преисподния места земли» (Еф. 4:9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петр. 3:19—20; Чит. Злат. 5, 882—887). Как извращают адвентисты псалом 113?   Адвентисты берут из 113-го псал. 25, 26 стихи, читающиеся-де так: «не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» (Пс. 113:25, 26), — и говорят, что псалмопевец отвергает бессмертие души. В чем заключается извращение адвентистами указанного места?   Адвентисты не дочитывают 26-го стиха до конца, поэтому для них и не ясно, о чем говорит псалмопевец. Царь Давид говорит здесь о духовных (нравственных) мертвецах [ср. Матф.8], о людях, которые умерли для добродетели. А что это именно так, то это видно из того, что мертвецам псалмопевец противопоставляет себя и говорит: «Мы будем благословлять Господа отныне и во век» (Пс. 113:26), то есть и в загробном мире (Злат. 5, 337—338)    И далее, в псл. 114, псалмопевец пророчествует, как души людей будут избавлены Спасителем от тягостей ада: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7, 8, 9). Это-то облагодетельствование и радость смерти испытывают Апостолы, когда говорят: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:8). О «земле живых» (Пс. 114:9) Апостолы говорят христианам так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22—24)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 113. Бог содействует существам мира видимого Эту истину Священное Писание выражает весьма ясно: 1. Когда представляет вообще, что твари видимые суть только как бы орудия силы Вседержителя, а Он собственно действует в них и через них все производит: Господь,., претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь (Амос. 5:8); устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (Пс. 103:3), — огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его (Пс. 148:8), все служит Тебе (Пс. 118:91). 2. Когда подробно указывает следы содействия Его тем или другим тварям видимым, свидетельствуя: а) что Ты послал источники в долины ... , напояешь горы с высот Твоих (Пс. 103:10—13); б) что Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс. 103и 16); в) что Он дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс. 146:9), одевает полевые лилии (Матф. 6:28), питает птиц небесных (26); г) что Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (Пс. 146:4); возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих (Пс. 134:7), и под. Очень конкретно изображали эти истину Отцы и писатели Церкви, например: а) святой Иоанн Златоуст : «когда видишь восхождение солнца или течение луны, когда видишь озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, видишь все то, из чего мир сей состоит, то познавай непрерывное делание Отца — Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45);» б) Лактанций : «не постигая искусства силы Божией в устроении путей звездных, философы сами звезды сочли за животные, как будто они совершают течение свое ногами и по своему произволу, а не произволением и содействием Божиим;» в) святой Афанасий Великий : «мановением и силой правителя и распорядителя вселенной, Бога Слова, вращается небо, движутся звезды, сияет солнце, блуждает луна, согревается воздух, веют ветры, стоят неподвижно горы, волнуется море, и питаются все, живущие в нем...; словом — все оживляется и движется, огонь греет, вода освежает, пробиваются из земли источники, истекают реки, чередуются времена года, падают дожди, наполняются облака, бывает град, снег, лед, летают птицы, ползают змеи, плавают водородные, осеменяется земля и пускает ростки во время свое, возрастают растения и деревья;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Пс.85:5.   Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя. Как «благ» — Господь сострадателен, как «кроток» — поддерживает падающих во грехах. «Милует всех призывающих» Его чрез нищелюбие, добродетели, веру и слезы. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения (Златоуст). Пс.85:6.   Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. «Внуши» — сочти достойной твоего слуха, «Господи, молитву мою» и «вонми» — окажи милосердие молящемуся (Златоуст). Пс.85:7.   В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. «Скорби» часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, но Давид, напротив, взывал сильнее и прилежнее не от отчаяния — но от твердой веры в молитву. Повторение же всякой молитвы — есть благовонная жертва перед Богом (Златоуст). Пс.85:8.   Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов — чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст). Пс.85:9.   Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит). Пс.85:10.   Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. «Чудеса» Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца. Пс.85:11.   Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Пророк просит страха пред Ним — ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст). Пс.85:12.   Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Ставрофила слушала его молча, не дерзая отверзать уст своих. Ангел же, вразумляя ее о другом великом ее согрешении, продолжал: зачем ты смущаешься боязнью человеческих поношений? Ты думаешь, что поношение казаться крестоносицей? СТАВРОФИЛА. Истинно так! «Бесчестием покрывают лице мое» (Пс.68 8); я сделалась «посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас» (Пс.78:4). Не буду много говорить. «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое» (Пс.68:20). АНГЕЛ. Обрати очи свои на Господа. Не Он ли славою и честью венчанный, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр.12:2)? Не для тебя ли Он претерпел поругания, не для тебя ли был как бы «червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7)? Не сбылись ли на Нем, когда Он шел под тяжестью креста, слова Псалмопевца: «Все, видящие меня, ругаются надо мною» (Пс.21:8), «поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» (Пс.34:15—16)? А ты ныне устрашаешься малейшего бесчестия креста, как будто бесчестно и постыдно участие в кресте Господнем; тогда как истинные ученики Христовы крест Его почитали для себя великою славою (Деян.5:41). И потому-то Апостол Павел не усомнился поучать: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:13). СТАВРОФИЛА. «Охотно бы и я несла ради Господа моего крест и разного рода бесчестия, как сделали многие мученики; но меня смущает то, что все сочтут меня за явную грешницу, подумают, что за многие беззакония возложен на меня сей крест поношений». Сказав это, она воззвала к Господу: «умоляю, умоляю Тебя, «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» (Пс.42:1); и «не предай меня гонителям моим» (Пс.118:121)». АНГЕЛ. Почему же это тебя смущает? Единородный Сын Божий, Который «не сделал никакого греха» (1Петр. 2:22), не был ли послан в мир Отцем небесным «в подобии плоти греховной» (Римл.8:3)? Не «к злодеям» ли «причтен» (Мк. 15:28), не с двумя ли разбойниками был изведен и посреди их распят? Не о Нем ли говорил Пророк: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис.53:4)? А ты, как будто праведная, ужасаешься быть причтенною к грешникам. Или не сознаешь, что ты ходила по воле сердца своего, и пила «неправды, якоже питие» (Иов.15:16)? А теперь, как невинная, боишься понести некоторое поругание, тогда как уже научена последовать своему Спасителю «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2Кор.6:8). Если внимаешь учению Господню, то истинно увидишь там величие, где смирение; там силу, где немощь; там жизнь, где смерть; и если желаешь наследовать жизнь истинную, не презирай, не стыдись скорбей (Блаж. Августин. Слово 20 о слове Апостольском).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныея в дом « Бог одиноких вводит в дом »(Пс. 67:7); также: « Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей » (Пс. 118:164); и опять: « В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои » (Пс. 118:62); также: « Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня » (Пс. 48:16); и еще: « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной » (Пс. 22:4); и опять: « Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень » (Пс. 90:5, 6); и опять: « считают нас за овец, [обреченных] на заклание » (Пс. 43:23), — тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: « Хвалите Господа с небес » (Пс. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, постоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, девятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на четыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаются пением гимнов, не имея времени ни для трапезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пс.2:1 .  Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Пс.2:2 .  Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Мятутся» – волнуются, «замышляют тщетное» – замышляют не осуществимое; «цари» – высшие правители государства, «князья» – военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом. Пс.2:3 .  «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». «Расторгнуть узы» и «свергнуть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян ( 2Цар. 10:6–13 ), которые возбудили против Давида и сирийцев ( 2Цар. 10:6 ), ранее уже покоренных Давидом ( 2Цар. 8:5–6 ). Пс.2:4 .  Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Пс.2:5 .  Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Живущий на небесах» – по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим. Пс.2:6 .  «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 1 Пс.2:7 .  воз­вещу определе­ние: Го­с­по­дь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола неуспеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помазан» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 7-го. Пс.7:1 .  Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова. «Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина». Блаженный Давид, спасаясь бегством от преступнаго сына, нашел себе помощником Хусия, который убедил Авессалома, не следовать внушению Ахитофелову и не тотчас преследовать отца, но собрать весь народ, и тогда уже ополчиться на родителя. И Ахитофел, встревожившись и крайне оскорбившись, что совет Хусиев предпочтен его совету, сделался самоубийцею, и кончил жизнь петлею. А божественный Давид, воспользовавшись сим замедлением в нападении, нашел время бежать, и спасся. Посему псалом сей, как некую песнь и молитву, приносит Спасителю Богу, присоединяет же и наставление тем, которые терпят от кого-либо обиду, советуя им возлагать упование на Бога и от Него ожидать помощи, а делающих обиды устрашая напоминанием о праведном суде Божием. Пс.7:2 .  Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Пс.7:3 .  Да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]. «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя». «Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу», то есть, не уповая ни на какую человеческую помощь, и храня единую надежду на Тебя, умоляю сподобить Твоего промышления; потому что боюсь, чтобы угрожающие мне войною, наступив на меня подобно дикому зверю, и нашедши оставленным без Твоего Промысла, не погубили меня совершенно. Пс.7:4 .  Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих. «Господи Боже мой, аще сотворих сие». Потом яснее представляет сказанное им: «аще есть неправда в руку моею». И показывая, какой вид неправды разумеет здесь, немедленно присовокупляет: Пс.7:5 .  Если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом. Пс.7:6 .  То пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.81:1 и 6). Но 70 толк. и другие переводчики вероятно находили такое сравнение слишком высоким для человека и как бы унизительным для Бога и потому, так как в Св. П. Ангелы называются сынами Божьими Иов.1:6; 2:1 ; Пс.88:7 ) и Богами ( Пс.137:1; 96:7 ), слово перевели агглъ – пред Ангелами. По такому переводу изъясняет эти слова и ап. Павел в посл. в Евр.2:7–9 , хотя в посл. к Филип. 2:6 , выражая ту же самую мысль об И. Христе, заметно имеет в виду буквальное евр. чтение. – Слав.-русск. (=лат. халд. и сирск.) пер. принимает евр. и соответствующее ему греческое βραχ τι в значении качественного наречия: малымъ чимъ, немного (= 1Цар.14:29 ; 2Ц.16:1 и др.); но возможен также перевод этого слова и в значении наречия времени: «не надолго, на короткое время» (как употребляется в Руф.2:7 ; Пс.36:10 и др. и βραχ τι в Ис.57:17 ), что можно понимать в отношении к краткой земной жизни человека, после которой в вечной будущей жизни он совершенно уподобится ангелам (ср. Мф.22:30 ; Лк.20:36 ). В значении времени принимает эти слова и ап. Павел Евр.2:9 , изъясняя о временном унижении И. Христа в страданиях в сравнении с вечной Его славою. з. и поставилъ єс єго над длы рк твоєю, вс покорилъ єс под ноз єг: 7. поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: и. вцы и волы вс, єще же и скоты польскі, 8. овец и волов всех, и также полевых зверей, . птицы небєсны и рыбы морскі, преходщы стєз морскі. 9. птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. 7–9. Богоподобная, царственная слава и честь человека состоит в богодарованной власти его над земными тварями. Владычествующий вселенною Господь поставил человека владыкою над всеми Своими творениями на земле, все положил под ноги его, т. е. подчинил силе и власти человека, сделал покорным ему (ср. И.Η.10:24; Пс.109:1; 17:39 и др.), предназначив служить на пользу ему ( Пс.103:14–15 ) не только создания, не имеющие жизни и движения, – землю, воздух, воду, но и живые, населяющие эти стихии существа, – овец и волов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010