335. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336. От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338. Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339. Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349. Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354. …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360. Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368. Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Изъяснение псалма 6-го. Пс.6:1 .  Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. «В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду». Осмым пророческое слово называет будущее состояние. Поскольку настоящая жизнь круговращается в седми днях недели; время, начинаясь первым днем седмицы и оканчиваясь седьмым, снова возвращается к первому дню, и таким образом доходит до седмаго; то век, который вне сего седмидневнаго числа, слово Божие справедливо наименовало осмым. Упоминается же в сем псалме о смерти и о суде. Почему Пророк и сделал такое надписание. Ибо говорит: ( Пс.6:6 ) «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» То есть, дверь покаяния заключена для отшедших отсюда. И тем, которые в настоящей жизни не воспользовались врачевством покаяния, невозможно исповедание о грехе своем принести Богу там. Слова сии подтверждает и притча о девах. Ибо узнаем из оной, что юродивыя девы с угасшими светильниками остались вне дверей брачнаго чертога, и хотя ударяли в двери, но были отосланы и лишены входа в чертог. Жених сказал им: «идите прочь, не вем вас " ( Мф.25:12 ). Посему-то блаженный Давид, по совершении сугубаго онаго греха, приносит Богу сию молитву, прося исцелить его, потому что в той жизни не имеет уже места врачевство покаяния. Пс.6:2 .  Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене». Умоляет не о том, чтобы не быть обличенным, но чтобы не яростию обличил его Бог, просит не о том, чтобы не быть наказанным, но чтобы не от гнева Божия терпеть наказание. Накажи меня, говорит, отечески, а не как судия, как врач, а не как истязатель. Не соразмеряй наказания со грехом, но раствори правосудие человеколюбием. Пс.6:3 .  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. Пс.6:4 .  и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Пс.6:5 .  Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей. «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Подобныя слова приличны согрешившим. Если предшествует немощь; то преодолевает нас грех . Если не будет немоществовать наш разум: то не возмятутся страсти. Когда возница крепок, искусно поворачивает и правит коней; они не будут метаться в стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

СЛОВО 2, СКРЫВАЮЩЕЕ НЕЧТО ТАЙНОЕ. Во 2-м он сказал: «Я поставлен Им царём над Сионом, святою горою Его, возвещать повеления Господни» ( Пс. 2:6–7 ). В 44-м он сказал: «Язык мой – трость скорописца» ( Пс. 44:2 ). В 48-м он сказал: «Земнородные сыновья человеческие, равно богатый и бедный! Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание». ( Пс. 48:2–4 ). В 50-м он сказал: «Вот, Ты возлюбил истину, безвестную и тайную мудрость Ты открыл мне» ( Пс. 50:8 ). В 63-м он сказал: «Приступит человек, сердце глубокое, вознёсся Бог» ( Пс. 63:7–8 ), то есть если кто-то захочет испытать Неиспытуемого и постичь Непостижимого, Кто по милосердию своего божества облёкся в плоть человеческого естества и, желая спасти нас, погибших, воплотился в Деву, и «Слово неизреченно стало плотью» ( Ин. 1:14 ), – то о Нем Давид-богоотец сказал так: «Приступит человек, сердце глубокое устремляя, вознесётся Бог», как и сам Господь Бог сказал своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а прочие пусть разумеют в притчах» ( Лк. 8:10 ). В 88-м он сказал: «Я клялся Давиду, рабу Моему, навек утвердить семя его, и семя его пребудет вечно, и престол его, как Солнце, предо Мною, как полная луна» ( Пс. 88:4–5, 37–38 ). СЛОВО г. О СВТЙ ДВИЦИ Богородици Марии и Елисавефи и о жиц Богородичн и Предтечев зачатии и о и о воплощении, бо цловастас Мари Госпожа и Елисавефь, о томь (л.195в) пророкъ рече Давидъ въ рече: «День дьни глаголъ, и нощь нощи разумъ; не суть рчи ни словеса, ихъ же не слышатьс гласъ ихъ». О томь же рече «въ шестый мсць Елисавефи заченши Предтечю въ чрев, свта же и npeчucmaz Двица Мари, ангела приде къ жиц Елисавефи и целова ю; и тогда оживе и възыграс младенець въ чрев Елисавефь же Духомь Свтымь нача прорицати давидьскы: куду се мн бысть – приде мати Господа Бога ко мн? се бо възыграс младенець въ чрев радощами». СЛОВО 3. О СВЯТОЙ ДЕВЕ Богородице Марии, и о Елизавете, родственнице Богородицы, и о зачатии Предтечи, и о Христе, и о воплощении, когда приветствовали Госпожа Мария и Елизавета, – об это пророк Давид сказал в 18-м: «День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание; нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» ( Пс. 18:3–4 ). О том же рассказал евангелист: в шестой месяц по зачатии Елизаветой Предтечи во чреве святая и Пречистая Дева Мария, получив благую весть от ангела Гавриила, пошла к своей родственнице Елизавете и приветствовала её; и тотчас ожил и взыграл младенец во чреве её; и Елисавета [силой] Святого Духа начала пророчествовать, как Давид: «Откуда это мне: пришла Матерь Господа Бога моего ко мне? Ибо взыграл младенец радостно во чреве моём» ( Лк. 1:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

6 . Но чтобы не считали это мнение недавним или не думали, что философы рассуждали об этом прежде евангельской проповеди (ведь философы – Аристотель и Феофраст, Зенон и Иероним – жили раньше Евангелия, однако позже пророков), надо понимать, насколько ранее, чем появилось само слово «философ», устами царя Давида уже ясно было сказано: Блажен человек, которого взразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим ( Пс.93:12 ). И в другом месте: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его ( Пс.111:1 ). Мы знаем, что наградой познанию служит вечность, как говорит пророк, добавляя, что в доме человека, имеющего страх Господень, умудренного в законе и любящего заповеди Божии, слава и богатство... и правда его пребывают во веки веков ( Пс.111:3 ). О добрых делах в том же псалме царь Давид прибавляет, что справедливому мужу уготована награда жизни вечной: Благой муж милует и дает в долг, он дает твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется. В вечной памяти будет праведник ( Пс.111:5–6 ). И ниже: Он расточил, раздал нищим, правда его пребывает вовеки ( Пс.111:9 ). 7 . Жизнь вечная у веры, имеющей доброе основание; жизнь вечная у добрых дел, потому что праведный муж вызывает одобрение и словами, и делами. Но если человек искусен в речах и ленив в делах, то поступками своими он отвергает мудрость свою. И еще хуже знать, что нужно делать, и не сделать, что должно. Напротив, бурная деятельность при нетвердости в убеждениях то же самое, как если бы ты захотел построить на негодном основании прекрасное и высокое здание: чем выше его ты выстроишь, тем скорее оно рухнет, потому что добрые дела, не подкрепленные верой, недолговечны. Ненадежная стоянка в гавани может привести к пробоине в днище корабля, а песчаная почва быстро проседает и не может выдержать груза возведенного на нем строения. Полнота награды там, где совершенство добродетелей и разумное единение дел и слов. 3. 8. Поскольку мы отвергаем чистое знание как пустое либо несовершенное, обратим внимание на четкое определение, которое дает божественное Писание тому, о чем, как мы видим, столь запутанно, многословно и темно рассуждают философы. Писание считает благом лишь достойное, полагая, что при любом положении вещей добродетель блаженна: она не возрастает из-за телесных или внешних благ и не уменьшается из-за противоположного. И нет большего блаженства, чем быть чуждым греху, исполненным невинности и Божьей благодати. Написано: Блажен муж, который не ходил на совет нечестивых, не стоял на пути грешных и не сидел в собрании развратителей, но в законе Господа была воля его ( Пс.1:1–2 ). И в другом месте: Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Псалом 148 Этот псалом является выражением необыкновенного восторженно-благодарного подъема чувств еврейского народа, приглашающего с собою как бесплотных Ангелов (1–2 ст.), все светила небесные (3–6), так и все, находящееся на земле – силы и явления природы, растительный и животный мир (7–10), всех людей и все народы (11–12) – восхвалять Господа за возвышение Им своего избранника, свой народ (13–14). Пс.148:1 .  Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Пс.148:2 .  Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. «Хвалить... с небес», «хвалить... в вышних» – восхвалять Господа призываются Ангелы, как ближайшие Его слуги, обитающие преимущественно на небе. – «Воинства» – разнообразные чины Ангелов, составляющих как бы войско Царя небесного. Пс.148:5 .  Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; Пс.148:6 .  поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Все светила на небе исполняют дела, предназначенные им Господом. Закон, определяющий течение и движение светил, «не прейдет» – неизменен, как данный Существом всеведущим и всемогущим, в делах и повелениях Которого не может быть ничего ошибочного, несовершенного и, поэтому, нуждающегося в исправлении или отмене. Пс.148:8 .  огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, Движение ветра, так непонятое человеку со стороны законов своего происхождения и действий, и, по-видимому, совершенно свободное, исполняет «слово Его», т. е. подчинено воле Господа так же, как и все другие силы и явления природы. Пс.148:13 .  да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах. Весь земной и небесный мир приглашаются хвалить Господа, так как Он – Единый Истинный Господь, и все, существующее на небе и на земле обязано Ему своим происхождением и разумным устройством, чем и свидетельствует о Его славе. Пс.148:14 .  Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия. «Рог» – символ силы. Возвысить «рог» евреев – даровать им силу и значение, которые признаются и ценятся другими народами. Возвращение евреев из плена, построение Иерусалима и новая, независимая жизнь началась для них именно с момента поселения в Палестине. Этот момент наполняет их таким радостным чувством и настолько он знаменателен в их глазах, что к благодарению Господа приглашается вместе с евреями и весь мир. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

Стих: Господи, Боже мой! На Тебя уповаю; спаси меня. Пс 7:7б–8а, 2а Глас 3 Скажите среди народов, что Господь воцарился,/ибо исправил Он вселенную, и она не поколеблется. Стих: Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля. Пс 95:10а, 1 Глас 4 Восстань, Господи, помоги нам,/и избавь нас ради имени Твоего. Стих: Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам. Пс 43:27, 2а Глас 5 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/ибо Ты царствуешь вовеки. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Ср. Пс 9:33а, 37, 2 Глас 6 Господи, воздвигни силу Твою/и приди, чтобы спасти нас. Стих: Пастырь Израиля, внемли, ведущий, как овец Иосифа. Пс 79: 3б, 2а Глас 7 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Пс 9:33, 2 Глас 8 Будет царствовать Господь вовек,/Бог Твой, Сион, — в род и род. Стих: Хвали, душа моя, Господа. Хвалить буду Господа всю жизнь мою. Пс 145:10, 1б–2а Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник возглашает: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон возглашает второй прокимен Всё, что дышит,/да восхвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его. Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим. Хор: Господи, помилуй. (3) Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Священник: От (имя евангелиста) святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон: Будем внимать. Чтение Евангелия Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Воскресная песнь после Евангелия, глас 6 Хор: Воскресение Христа увидев,/поклонимся Святому Господу Иисусу,/единому безгрешному./Кресту Твоему поклоняемся, Христе,/и Святое воскресение Твоё поём и славим,/ибо Ты — Бог наш,/кроме Тебя иного не знаем,/имя Твоё призываем./Придите, все верные,/поклонимся святому Христову воскресению,/ибо вот, пришла через Крест/радость всему миру./Всегда благословляя Господа,/воспеваем воскресение Его,/ибо Он, распятие претерпев,/смертию смерть сокрушил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Закон не открывает нового пути ко спасению помимо пути верности завету. Поэтому пророки предсказывают эсхатологический, универсальный закон, к-рый «выйдет» от Сиона и благодаря к-рому конфликты между народами уладятся и наступит мир. «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих 4. 1-5; ср.: Ис 2. 2-5). «Псалмы закона» Начальный лист Псалтири (Пс 1). XV в. (ГИМ. Епарх. 81. Л. 128) Начальный лист Псалтири (Пс 1). XV в. (ГИМ. Епарх. 81. Л. 128) Образ благочестия, в центре к-рого находится исполнение закона, представляют отдельные псалмы, в научной литературе частью датируемые послепленным периодом; иногда их называют «псалмами закона» (Пс 1; 18. 8-15; Пс 118). Пс 1 намеренно поставлен в начале Псалтири, как своего рода ключ ко всему собранию псалмов. Псалмопевец говорит, с одной стороны, о праведниках, верных закону, путь которых знает Господь и которым удается все, с другой - о безбожниках, к-рые «как прах, возметаемый ветром», о «нечестивых», путь к-рых «погибнет» (Пс 1. 4-6). В Пс 18. 8-11 звучит гимн закону Господа, совершенному, истинному, умудряющему, укрепляющему душу. Данное через З. М. откровение «верно, умудряет простых», его «повеления» «праведны, веселят сердце», «заповедь Господа светла, просвещает очи». Стихи 12-15 этого псалма - молитва верного закону иудея, «охраняемого ими», т. е. заповедями закона, и получающего «в соблюдении их великую награду». В стихах 13-14 молящийся говорит о своих прегрешениях, к-рые он совершил неумышленно или к-рые он не осознавал: за это Бог оправдает его, ибо дал ему закон, позволяющий достичь «непорочности» и «чистоты» «от великого развращения».

http://pravenc.ru/text/182513.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010