Ст. 13–14. Ср. 56:4. Иер. 17:24 . Когда народ иудейский будет святить день субботний так, как заповедано Господом, не будет предаваться в течение его удовлетворению влечений похоти и пустословию, и, уклоняясь в этот день от житейских забот, возложит печаль свою на Господа ( Пс. 54:23 ): тогда он войдет в покой Божий ( Евр. 4:3–6 ) и наследует землю, обетованную отцам его. В ст. 13 евр. =в р.-с. чествуемым, в сл. т., согл. ал. код. и ват. т., оставлено без перев.; но в некот. греч. рукоп. ал. т. переведено δεδοξασμνα (=прославлены, т. е. субботы). В том же ст. евр. сл. =в р.-с угождать твоей прихоти и пустословить, 70 читали: , почему: οδ λαλσεις λγον ν ργ το στματς σου, ср. слав. Глава 59 В 59-й гл. сперва изображается нравственное и гражданско-общественное состояние иудейского народа, после отступления его от Господа (ст. 1–15а), как следствие страшного возмездия Божия за грехи народа (ст. 15б–19); потом предрекается явление Искупителя Сиона (ст. 20) и сохранение в устах народа ветхозаветного откровения (ст. 21). 1. Еда не может рука Господня спасти; или отягчил есть слух свой, еже не услышати; 2. Но греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице свое от вас, еже не помиловати. 3. Руце бо ваши осквернены кровию, и персты ваши во гресех, устне же ваши возглаголаша беззаконие, и язык ваш неправде поучается. 1. Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышатъ. 2. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, а грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. 3. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием; уста ваши творят ложъ, язык ваш произносит неправду. Ст.1. Бог всемогущ и милосерд: Он мог спасти народ иудейский и после отступления от Господа, после распятия Христа Спасителя, если бы этот народ совершил надлежащее раскаяние в своих грехах. Наглядным доказательством таковой возможности служит, последовавшее вскоре после сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы, обращение ко Христу и принятие в церковь многих из иудеев, даже священников, а потом и самого Савла ( Деян. 2:41 ;:14; 6:7; 9:22).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

6 И милость Твоя да сопутствует мне во все дни жизни моей, и да вселюсь я в дом Господень на вечные дни! Псалом Давида, в первый день недели, 23. 1 77 Подвластна Господу земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней. 2 Он на морях воздвиг ее, и на реках утвердил ее. 3 Кто взойдет на гору Господню? И кто станет на месте святом Его? 4 78 Тот, кто не повинен руками и чист сердцем, кто не принял суеты в душу свою и не клялся лукаво ближнему своему; 5 Он примет благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. 6 Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева. 7 79 Поднимите выше, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы! 8 Кто сей Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в бранях. 9 Поднимите выше, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы! 10 Кто сей Царь Славы? Господь сил, Он – Царь Славы! Слава: 53 Возвышенное и поэтическое описание заступничества Божия: под видимыми образами изображается невидимое и непостижимое. Все земные стихии делаются орудиями Его гнева, все приходит в смущение и ужас, когда Господь приходит на землю казнить нечестивых. 54 Херувимы – высшие Небесные Силы, ближайшие причастники величия и славы Божией (см.: Иез. 10 ), в ряду девяти ангельских чинов следуют за Серафимами. В иконографии изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью крыльями. 56 Здесь водами Пророк называет житейский мятеж: все житейское подвержено колебанию и неожиданным волнениям. 58 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. псалом делится на три почти равновеликие части (ст. 2–7, 8–11, 12–15). В первой части восхваляется внешний порядок мироздания, которым обусловлен ход времени -смена дня и ночи, движение солнца по небосводу. Псалмопевец воспринимает природу как живую, он слышит ее голос, чувствует ее тепло и в этом олицетворении дает ощутить универсальность ее чинной стройности, ее порядка. Во второй части взор его переносится на человека, на тот порядок, которому подчинен внутренний состав человека – его душа, сердце, ум. Это не голос природы, это голос Самого Бога, Его Закон, повеление, заповедь, это страх Господень. И наконец, в третьей части Псалмопевец уже сам стоит лицом к лицу перед заповедью Божией, меряет себя ее меркой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Своим учением, примером Своей жизни и Своей благодатью, сообщаемой преимущественно в таинствах; но особенно Его присутствие в Церкви, проявляется в Евхаристии, потому что Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём ( Ин. 6:56 ). Иисус Христос есть Первосвященник во век по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ; Евр. 5:6; 6:20; 7:1–3, 17, 21 ). Пребывая вечно, Он имеет и священство непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7:24–25 ) Всегда, не исключая и времени антихристова. А что и во время антихриста будут люди, приходящие через Иисуса Христа к Богу, и будут совершающие и приемлющие Евхаристию, что Евхаристия будет совершаться до самого второго пришествия Христова, это ясно высказал Апостол Павел в другом своём Послании: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт ( 1Кор. 11:26 ). Вышеприведённое изречение Апокалипсиса, что при антихристе Церковь , пребывая в пустыне, будет питаться там во все три с половиной года его царствования, показывает, что Церковь не только найдёт там пищу телесную, но будет иметь и пищу духовную. А духовную пищу составляют Слово Божие ( Мф. 4:4 ; Лк. 10:39. 42:11, 28 ) и Тело и Кровь Христа ( Ин. 6:5 ). В царствование антихриста верующим во Христа и не поклонившимся антихристу трудно будет добывать и телесную пищу, потому что тогда никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет сие начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр. 13:17 ): тем не менее они не останутся без хлеба. Точно также трудно будет иметь им хлеб духовный, потому что антихрист и его приверженцы будут уничтожать книги Священного Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия. И всё-таки и проповедование Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Слова грех остается на вас (ст. 41) соответствуют предупреждению в синоптических Евангелиях, что хула на Святого Духа, то есть приписывание исцеления действию бесовских сил, не прощается (Мк 3:28–29). У синоптиков также противопоставляются те, кому дано знать тайны Царствия Божия, и те внешние (Мк 4:10–11); говорится и о тех, кто имея очи, не видит (Мк 8:18), и о том, что служение Христа есть испытание для людей, в котором им дано устоять или пасть (Мк 8:38; Мф 11:6,21–24; Лк 7:23; 10:13–16 и мн. др.). Ту же тему у апостола Павла см. в Рим 9–11; 1 Кор 1:18,23–24; 2 Кор 2:15–16. В ранней Церкви история слепорождённого воспринималась как прообраз крещения, и слово fwmismTj ‘осве­ще­ние, свет’ часто обозначало крещение. Однако Евангелист не даёт никакого указания на такую связь (ср., наоборот, очевидное указание на Евхаристию в 6:51–56); в рассказе говорится не о таинствах, а о свете, тьме, вере, неверии и суде. Проходя — действие происходит в Иерусалиме, но скорее всего не в храме. Увидел человека, слепого от рождения — наряду с буквальным смыслом имеется метафорический: человечество по природе невосприимчиво к Свету, Который во тьме светит (1:5,9–11), и нуждается в прозрении. Кто согрешил, он или родители его? — и иудеи, и язычники верили, что причиной слепоты должен быть грех (необязательно совершённый самим слепцом). Согласно раввинистическому трактату (Шаббат 55a), смерть предполагает грех (толкование на Иез 18:20) и не может быть наказания без вины (толкование на Пс 88:33). Грех до рождения считался возможным, если, например, беременная женщина участвовала в языческом богослужении: при этом зародыш также, по иудейским представлениям, совершал грех. Хотя страдания, согласно той же традиции, нередко посылаются как испытание верности и знак Божественной любви, иудейским учителям трудно было признать таким испытанием слепоту, делающую невозможным изучение закона. Чтобы на нем явились дела Божии — ср. 11:4 (Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией). Эти слова не означают, что рождение человека слепым находится вне власти Божьей, см.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Это спасение не было и не могло быть полным примирением человека с Богом ( 1Пет.3:9 ), как невозможно было крови юнчей и козлей отпущати грехи ( Евр.10:4 ); ибо удовлетворения правде Божией бесценной кровью непорочного Агнца не было ещё принесено на самом деле; всё же мы не можем отрицать, что как принесение к алтарю крови юнчей, так и покаяние давали приносящему и кающемуся некое успокоение – не чувство только примирения с Богом, а и самое это примирение по силе веры в примиряющего Искупителя ( Пс. 50:15 ; Ин.8:56 ). То было не самым образом вещей, а лишь сенью грядущих благ (Ев.10:4); но эта сеновность рассматриваемых нами исторических фактов книги пр.Ионы даёт нам право считать их как бы начатками мессианского спасения, возвещённого в слове Иеговы к пр.Ионе, и начатками спасения с той именно стороны и в том направлении, с которой оно представлялось в тех фактах. Конечно, говоря так, мы хотим утверждать не то, что до времени пр. Ионы ничего подобного не было в человечестве в действительности, а лишь то, что доселе это предвкушение мессианского спасения не сознавалось, именно как такое, с этого же момента оно должно было сознаваться, как такое, ясно. В этом случае в царстве добра и благодати должно было совершаться то же самое, что было и в царстве греха и наказания. И до закона грех был в мире, но он не вменялся не сущу закону ( Рим.5:13 ), он был как бы мёртв ( Рим.7:8 ), его как бы не было; с понолением же закона умножилось и преступление ( Рим.5:20 ): грех стал крайне грешен посредством заповеди ( Рим.7:13 ). Точно то же должно было быть и в царстве благодати. Дары благодати, как мессианское спасение, передающееся в этих дарах (пусть даже лишь отчасти), были раздаваемы в мире и до Христа, Который заслужил их, и даже до пророков, предвозвестивших о них; но до пророков эти дары не сознавались, именно как мессианское спасение, и потому не так ценились и вменялись. Как скоро же это спасение являлось в мире человеческом вместе с прямым словом Иеговы о том, что это спасение есть спасение от Иеговы, источника мессианского спасения, оно должно было сознаваться, как такое, и в таком именно виде воздействовать на дальнейшую жизнь, предуказуя на самый образ вещей 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

2) «Иудейский историк Иосиф Флавий (30–100 гг. от Р.Х.) недвусмысленно исключает апокрифы, насчитывая всего 22 книги в Ветхом Завете. Он также ни разу не цитировал эти книги в качестве Священного Писания». Иосиф Флавий был иудеем, а не христианином, и он, естественно, следовал решению иамнийского собора. Его слова «...у нас... есть только двадцать две книги...» встречаются в последнем его творении (Против Апиона, 1/8), которое он написал уже после «Иудейских древностей» незадолго до своей смерти, то есть во второй половине 90-х годов. Иамнийский же собор состоялся около 90-го года – по крайней мере, Джош Мак-Дауэлл и большинство протестантов придерживается этой даты (см. абз. 312). А мнение иудеев, не принявших Христа, для Церкви не авторитетно. 3) «Ни Иисус, ни авторы Нового Завета, ни разу не цитируют апокрифов, хотя сотни раз употребляют цитаты и делают ссылки практически почти на все канонические книги Ветхого Завета». Это не правда: в Новом Завете во многих местах цитируются или пересказываются близко к тексту многие выражения и отрывки из «неканонических» книг 667 . Но перед тем, как рассмотреть эти места, важно заметить, что в Новом Завете Ветхий Завет почти никогда не цитируется так, как цитируются тексты в современных книгах, то есть точно и дословно, и множество ветхозаветных «цитат» приводятся в Евангелии весьма приблизительно, даже в тех случаях, когда цитату предваряет слово «написано». Например, в Ин.15:25 Христос говорит: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно». Но как звучат данные слова в Пс.68:5 , которое указано как параллельное место? «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать». То есть, говоря «написано», Христос приводит цитату далеко не буквально. Другой пример: ап. Павел говорит: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). В параллельном же месте мы читаем: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» ( Ис.64:4 ). Итак, Христос и Апостолы часто цитируют Ветхий Завет очень свободно, передавая только суть и даже придавая тексту новый смысл. И таких далеко не буквальных цитат в Новом Завете множество, в чём можно легко убедиться, если взять Библию и сравнивать параллельные места (см., например, Мф.11:10 и Мал.3:1 ; Мф.21:13 и Ис.56:7 ; Мф.26:31 и Зах.13:7 ; 1Кор.1:31 и Иер.9:24 , и т.д.) 668 . Таким образом, перед знакомством и оценкой соответствия нижеприводимых мест из «неканонических» книг Новому Завету очень важно иметь в виду данную особенность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

3) Что Иисус Христос Сам ко пришедшим врагам Его вышел и сказал им: Это Я, – Тот, Кого вы ищете. Из этого видим, что Он волею Своею предал Себя на страдание за нас и все случившиеся с Ним злострадания претерпел. Благоволил Отец, чтобы чашу страданий Единородный Сын Его испил за спасение наше; соблаговолил Тому и возлюбленный Сын Его и данную Ему от Небесного Отца Своего чашу испил. Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ); как сказал: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? ( Ин. 18:11 ). Видишь, христианин, горячую любовь Единородного Сына Божия к нам, видишь и Небесного Его Отца. Возлюбил нас недостойных Бог – возлюбил и Сын Его Единородный. Предал Отец Сына Своего за нас на смерть и страдание – предал Себя и Сын Его за нас. Слава Богу, так благоволившему! Слава Божественному человеколюбию Его, слава благости Его, слава милосердию и щедротам его! Господи! что есть человек, что Ты открылся ему, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? ( Пс. 143:3 ). Иисус Христос Господь наш мог уклониться от рук беззаконных врагов Его, но не хотел, так как пришло уже тогда время Ему за нас пострадать. Христиане! Не убежим и мы и не уклонимся от креста страданий, который Отец Небесный возложит на нас. Хотя и можем уклониться, но понесем его без роптания и последуем за Христом даже до Голгофы, если будет на то воля Небесного Отца. 4) Мог Христос всех, пришедших Его взять, поразить, но не хотел, и попустил им взять Себя и связать. Последуем и мы в том Начальнику нашему, Иисусу. И хотя можем злотворящим нам отмстить и навредить им, однако же не будем ни мстить, ни вредить им, но все их злотворение с кротостью претерпим. Так Христу, Начальнику нашему, как тело главе, следовать будем, так Ему сообразны будем, так с Ним пострадаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим. 8:17 ). Но посмотрим же, как и что за нас пострадал Христос Господь наш. Видим, что Он, проданный и преданный предателем Своим, был связан, связанный, был отведен к беззаконному собору, был учениками оставлен: все ученики, оставив Его, бежали ( Мф. 26:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И в то же время ветхозаветный народ Божий знал и чувствовал: так будет не всегда. Когда-нибудь – уже когда придет обещанный пророками Спаситель – на земле воцарится подлинный мир и всеобщее братство, когда не будет уже «врагов» и «чужих», а одни лишь ближние. Да славят Тебя народы, Боже! Да славят Тебя все народы!» ( Пс.66:4 ) – восклицает с надеждой царь-псалмопевец Давид, основатель Иерусалима. А пророк Исайя так описывает жизнь народа Божиего после пришествия Спасителя: Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийсяк Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа»… ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его ( Ис.56:3–7; 57:19 ). Все эти надежды и обетования исполнились в день Рождества. Совсем не случайно первыми людьми, поклонившимися Богомладенцу, были, с одной стороны, благочестивые еврейские пастухи, а с другой – некие волхвы с Востока, язычники, обретшие у колыбели Предвечного Младенца спасительную веру в Истинного Бога. Спасение пришло на землю для всех – и потомков ветхозаветных праведников, и вчерашних язычников. Теперь народ Божий – это все те, кто верует в Единого Бога-Троицу и пребывает во Святой Православной Церкви, вне зависимости от происхождения, национальности и каких бы то ни было иных земных характеристик. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники ( Гал.3:26–29 ) – говорит своей пастве богодухновенный апостол Павел. С рождением Богомладенца человечеству возвращено первозданное братство, не делящее людей на враждебные племена и народы. Любовь заповедана нам теперь не только друг к другу, то есть к членам своей общины, и даже не только к соседям и живущим среди нас чужакам – но ко всем людям без исключения. Потому что чужаков среди православных христиан больше не существует.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

К этому же мнению склоняются и некоторые из русских писателей 155 . Почему же в книге Бытия весьма многолетние периоды названы днями и не указано в точности время того или другого периода, на это представляются разные объяснения; например, в книгах Святого Писания не только ветхозаветных, но и новозаветных слово день употребляется часто для означения времени вообще; так во второй главе той же книги Бытия говорится: сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю ( Быт.2:4 ). На русский язык это место переведено: вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо. Господь Иисус Христос о Своем времени говорит: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой ( Ин.8:56 ). Святой апостол Павел о своем времени пишет: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). Святое Писание свидетельствует, что y Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день ( 2Пет.3:8 ; Пс.89:5 ). Пророкам нередко открываемо было отдаленное будущее как скоро предстоящее, например, святой пророк Аггей, утешая Иудеев, строивших храм в Иерусалиме после плена Вавилонского, тем, что в него придет Мессия – Христос, написал: так говорит Господь Саваоф: еще раз и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и прийдет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою ( Агг.2:6,7 ). Но Желаемый народами Господь Иисус Христос родился спустя 520 лет после этого пророчества. Пророк Малахия написал: внезапно прийдет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете, вот, Он идет, говорит Господь Саваоф ( Мал.3:1 ). Но Господь Иисус Христос пришел в храм Иерусалимский спустя 400 лет после этого пророчества. Подобно сему и Адаму длинные периоды творения по особым причинам показаны, как краткие дни. К этому объяснению присоединяется еще следующее: пророкам показываемо было отдаленное будущее в образах без означения времени периодов событий; так пророку Даниилу ряд царств, друг друга сменявших: Вавилонского, Персидского, Греческого и Римского, показаны под видом животных льва, медведя, барса и четвертого страшного зверя, без означения времени, когда эти царства сменят одно другое, и после них явится царство Сына человеческого, то есть, Христово ( Дан. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но это Он делал и так учил в противовес формально-одностороннему пониманию нравственного долга иудейскими книжниками, вопреки евангельской свободе не обращавшими должного внимания на необходимый момент индивидуальности при исполнении этого долга каждой нравственной личностью. Игнорировать в этом случае индивидуальные особенности человеческой личности возможно только при обыденном, ходячем представлении о нравственном долге как о чем-то внешнем по отношению к человеку, противостоящем его внутренним естественным расположениям. Между тем долг и высшие склонности человеческой природы нельзя противополагать друг другу, так как первый совпадает с последними. Сознание нравственного долга есть сознание своего истинного «я», самораскрытие идеальных свойств человеческого духа. Значит, следовать долгу и следовать своей нравственно-разумной природе – понятия тождественные 56 . Соединяя воедино требования нравственного долга с натуральными склонностями, человек начинает следовать добру даже с особенной приятностью. Вот как изображает святой пророк нравственное удовольствие человека, полученное им от заповедей Божиих: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим», " закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра», «если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем»... «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем»... «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим»..., «Откровения Твои... веселие сердца моего» ( Пс.93:12,118:72,92,97,103,111 ). Для такого человека «иго» закона Христова становится «благим» и «бремя» его делается «легким» ( Мф.11:30 ; 1Ин.5:3 ). Потому-то Сам Богочеловек в делании добра находил Свою пищу» ( Ин.4:34 ). Потому же, призывая Своих последователей к высоким подвигам добра, Он, конечно, не напрасно называл их блаженными, если они подъемлют на себе эти подвиги ( Мф.5:3–12 ). Индивидуальный момент при исполнении нравственного долга имел в виду и ап. Павел, когда сказал о праведнике, что ему «закон не лежит» ( 1Тим.1:9 ), то есть что для него нет закона положительного, как чего-то отличного от его внутреннего святого настроения и обязательного по одному внешнему авторитету, он поступает так, как бы никто ни к чему не обязывал его, и живет по закону Божию, как по своему естественному закону духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010