Свт. Григорий Нисский называет Н. «сокровищницей человеческого ума», в этой сокровищнице «хранится всякий запас для нашей жизни» ( Greg. Nyss. In inscript. ps. II 5). Н. на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне уповать на Божию помощь, ибо «уповающего на Господа окружает милость» (Пс 31. 10). «Блажен, кто отдалил себя от всякой надежды на мирское и единственной своей надеждой имеет Бога. Ибо как «проклят человек, который надеется на человека» (Иер 17. 5), так благословен утверждающийся о Господе». ( Basil. Magn. In Isaiam proph. X 21). Всякому правому намерению пусть предшествует Н. Она иногда помогает даже в дурном, утверждает свт. Григорий Богослов, и потому справедливо, чтобы еще более содействовала в добре ( Greg. Nazianz. Carmina moral. 210 (54)). При самоотверженной подвижнической жизни и чистоте совести у христианина появляется больше Н. на Бога. По словам апостола, «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин 3. 21-22). «Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него будут блаженны и в этом, и в будущем веке»,- говорит прп. Ефрем Сирин ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на Притч 5. 1// Он же. Творения. 1995. Т. 4. С. 356). Предания содержат много рассказов о том, как человек в особых обстоятельствах взывал к Господу, уповая только на Него, и Бог оказывал ему помощь. Так, один из рассказов «Луга духовного» повествует о старце Кириаке, который отправился к Мёртвому м.; пробыв там немного, он возвращался в свою келью; был страшный зной, и старец изнемог; воздев руки к небу, он молился Богу о помощи. Тотчас старца окружило облако и сопровождало его до самой кельи ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 53). Н. связана с др. главными добродетелями - верой и любовью. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим 5. 1-2). Когда человек обретает веру, у него появляются и др. добродетели, прежде всего - Н. на спасение. По словам прп. Иоанна Лествичника, «с надеждой связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги; ее милость Божия окружает» ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 31). От веры и Н. рождается любовь к Богу. «Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он,- по выражению прп. Максима Исповедника,- совершенно не чувствует ни себя самого, ни что-либо из сущих» ( Maximus Conf. De carit. I 1). Любовь соединяет нас с Богом, через нее происходит Богообщение, потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4. 8).

http://pravenc.ru/text/2564604.html

Таким образом, учение слова Божия о сошествии Иисуса Христа во ад утешительно потому, что научает нас не страшиться смерти и ада. Но это же учение должно побуждать также нас к благочестивой жизни. Христос для нас сходил Своею душою во ад, для нас Он разрушил врата ада и соделал его бессильным и нестрашным. Но, со своей стороны, и мы должны при этом быть верными учениками Спасителя нашего, должны слушать Его учение и исполнять заповеди Его. Только тот, кто служит Спасителю исполнением заповедей Его, будет там, где пребывает и Он Сам ( Ин.12:26 ). Напротив, те, которые не исполняют заповедей Спасителя и не служат Ему, сделаются добычею ада, как Сам Он говорил о сем: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». В какое состояние Иисус Христос вступил после Своей смерти? Что открывает нам слово Божие о сошествии Иисуса Христа во ад? Какое утешение доставляет нам истина сошествия Иисуса Христа во ад? К чему побуждает нас сия истина? 17. Воскресение Иисуса Христа Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим.6:9 . Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. Флп.3:21 . Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Пс.15:10 . А Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Деян.3:15 . А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 1Кор.15:17 . Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 1Кор.15:20 . Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор.15:54 –55. Велик для христиан праздник Рождества Христова, ибо в это время воспоминается величайшее событие в мире, – воплощение Сына Божия нас ради человек и нашего ради спасения. Об этом событии, как о величайшей радости, благовестил Ангел вифлеемским пастырям: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». Но еще более велик для нас праздник Пасхи, в который мы торжествуем победу Иисуса Христа над смертью и Его воскресение из мертвых. Это поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств. Уже первые христиане называли его царем всех праздников, «великим днем Господа» и, подобно нам, при взаимных встречах в этот праздник, в знак радости приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

22:16—17.) Приступили же, искушая, «как бы уловить Его в словах» , как свидетельствует божественный Евангелист (Мф. 22:15). А другие ради прибытка и любостяжания не принимали Сына; потому «сказали друг другу» , сказано, «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21:38; Лк. 20:14, Мк. 12:7). А что были очень привязаны к богатству и любостяжательны фарисеи и нечестивое скопище книжников, это может видеть всякий, и очень легко, обратив внимание то, что о них написано. Господь наш Иисус Христос говорит, что желающие помышлять о небесном должны продавать земное богатство и раздавать имение свое нищим, дабы приобрести вышнее сокровище. Но, как говорит Евангелист, слушали это книжники и фарисеи, бывшие сребролюбивыми, и осмеивали Его. А что они доходили в этом даже до самых ничтожных вещей, с величайшею заботливостью относились и к мелочам, ничего не упуская из установленных законом десятин, хотя о самом законе и мало заботясь, это совершенно ясно выставляет им на вид Господь, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Итак, Гад означает «искушение», Асир же — «богатство». И оба они родились от служанки Зелфы, после Дана и Неффалима, которые произошли от Валлы. Но в них для нас преднаписано было время пришествия Спасителя нашего, в которое Рахиль, то есть Церковь из язычников, была еще неплодна. А что она имела родить многих и быть питательницею бесчисленных народов, это предвозвестил Исаия, говоря: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1; сн.: Гал. 4:27). Разъяснял это и сам божественный Давид, говоря: «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112:9). Сказал ей также в одном случае и Владыка всяческих и Бог: «Возведи очи твои и посмотри вокруг» (Ис. 49:18; сн.: Ис. 60:4). И еще: «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

  Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Петр. 2:9)   § 493. Как Христос, Сын Божий, во днях (явления во) плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человеческих, как о Нем пророк предвозвестил: Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53:3), и Евангелие о том свидетельствует, так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью последуют Ему, не иное что, как презрение, поношение, уничижение для злого мира. Но, что до внутреннего их надлежит достоинства и чести, нет их ничего выше. Ныне это достоинство невидно, ибо верою, а не телесными очами видится, но откроется всему миру, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15:54). Святое Божие слово достоинство их открывает и в утешение представляет нам: 1) Что Бог их Отец, Которому молятся: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6:9), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, Отцом иметь Бога безначального, бесконечного, бессмертного, неописанного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, – ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира этого пред ним ничто. На это взирая, тайн Божиих зритель, Иоанн святой удивляется и говорит верным: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1). 2) Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим (Евр. 2:11-12; Пс. 21:23). И к мироносицам говорит: Пойдите, возвестите братьям Моим (Мф. 28:10), – и к Марии Магдалине: Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17). Смотри, любезный христианин, в какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли они братья! Выше сего достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неисповедимо Сына Божиего! Удивительно, когда царь земной подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братией Своей не стыдится нарицать. Кто это человеколюбие Сына Божиего и честь эту братии постигнуть может? От сего да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, подобных себе людей, за братию себе иметь, но вместо подножия их имеют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«А вот на кого Я призрю, – говорит Господь устами пророка, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,1; ср.: Пс.50: «жертва Богу дух сокрушен»). Но и эта жертва в воззрении пророка – не заслуга, не достоинство, а прямая обязанность, естественная необходимость, вытекающая из самой природы вещей, ибо человек есть черепок из черепков земных, а глина скажет ли горшечнику: «Что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «У него нет рук» (Ис.45,3)? Поэтому-то и в слово закона пророк влагает одно только содержание и на нём настаивает как на основе Божественного союза; это содержание – идея нравственного обновления, призыв к внутреннему сердечному перерождению, к делам добра и истины, и понятно, что этот закон должен был быть начертанным не на каменных скрижалях только, а живыми, неизгладимыми буквами в сердце и духе каждого благочестивого израильтянина (Ис.1,10;16–17;2,3; Иер.7,21,23;11,2–5; Иезек.36,26–27; Ос.4,1,12,2,6; Mux.6,8; Зах.1,4;7,9–12;8,16–19; Мал.2,5–7). Выполнение этого закона есть то prius, которое необходимо для продолжения союза с Богом и по отношению к которому исполнение культа есть posterius, не имеющее ни малейшего значения при отсутствии prius. Выполнение жертвенного ритуала без стремления к Богу и нравственному совершенству, богослужебнообрядовая церемония без участия сердца – для пророка возмутительная невозможность, нарушение всех требований союза, невероятное противоречие идее царства Божия. «Беззаконник, закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» (Ис.66,3). Только при выполнении нравственного закона, при нравственном перерождении, когда человек будет непосредственно научаем Богом (Ис.54,3), когда сердце каменное в человеческой груди заменено будет сердцем плотяным, чтобы ходить неуклонно в заповедях Божиих (Иез.36,26–27), тогда только жертва становится благоприятной и воскурение фимиама угодным в Его очах (Ис.40,16;60,7.3;66,20–23; Иер.31,12–14;33,17.18; Mux.4,13; Агг.2,9; Зах.14,20–21; Мал.3,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Для Матфея важно, что природа не осталась безучастной к смерти Сына Божия. Эту мысль подхватили последующие церковные писатели; она нашла свое отражение в литургических текстах. В цитированной выше поэме Мелитона Сардийского говорится: О ужасное убийство, о неслыханная несправедливость! Владыка изменяет образ: Его тело обнажается и не удостаивается даже одежды, чтобы не быть видимо. Из-за этого светила отвернулись, и день померк, чтобы скрыть обнаженного на древе, не Господне тело затемняя, но глаза этих людей. Ибо когда народ не трепетал, затрепетала земля. Когда народ не боялся, убоялись небеса. Когда народ не разрывал на себе одежду, ангел разорвал. Когда народ не плакал, «возгремел с неба Господь, И Всевышний подал голос» ( Пс.17:4 ). 548 Рассказ Матфея о выходе «многих тел усопших святых» из гробов отражает раннехристианское представление о том, что после смерти Иисуса на кресте Его душа сошла во ад, чтобы там проповедовать Евангелие и вывести оттуда ветхозаветных праведников. Это представление выражено в Первом послании Петра, где говорится о пребывании Христа в адской «темнице» и о Его проповеди находившимся там душам: Христос, чтобы привести вас 549 к Богу, однажды пострадал за грехи, 550 Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 551 Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:18–21 ). В том же Первом послании Петр говорит: ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет.4:6 ). Из других новозаветных текстов, имеющих отношение к теме сошествия во ад, можно упомянуть слова апостола Павла о том, что Христос нисходил в преисподние места земли ( Еф. 4:9 ; Рим.10:6 ), и о победе Христа над смертью и адом ( 1Кор.15:54–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слышать можно, неразумные судят и о сем по-своему, говоря: с тех пор, как пророки возвещали об этом, прошла не одна тысяча лет, а кончины мира и доныне нет, потому будет ли еще?.. Что сказать на это? Одно должно быть известно нам, что небо и земля прейдут, а слова Господни не прейдут, чтобы не исполнились во всей силе. Если и не скоро они сбываются, хотя указывают на скорое исполнение, то причина одна, – что пред очами Господними и тысяча лет яко день един ( Пс.89:5 ). Пророки же предсказывали не от своего ума, но просвещаемые Божиим Духом, они возвещали то самое, чему учит и Господь наш. Те люди, которые верят откровениям Господним, всегда ожидают исполнения их, те не постыдятся, как и сказано, и мыслящие просветятся, аки светлость тверди, – и аки звезды вовек ( Дан.12:3 ). Потому Писание говорит нам: делайте дело ваше, и Господь мзду вашу во время свое ( Сир.51:38 ). Есть наследие служащим Господеви ( Ис.54:17 ), – сказал и пророк Исаия, – есть воздаяние праведным за скорби и злострадания их в веке сем. И иже приложищася ныне работати Господеви, и любити имя Его, введу их, – Господь сам говорит, – в гору святую Мою и возвеселю их в дому Моем. Се Аз творю веселие и радость людем Моим, и к сему не услышится в них глас плача, ни глас вопля; забудут бо печаль свою первую, и не внидет и на сердце. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдет на сердце их; но радость и веселие обрящут на ней ( Ис.56:6, 7; 65:16–19 ). Итак, никто пусть не говорит: суетен работаяй Богу ( Мал.3:15 ); что более, яко сохранихом повеления Его и идохом молитвенницы пред лицем Господа Вседержителя. Господь Сам о них возвещает: изберу их, им же образом избирает человек сына своего, добре работающа ему и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему. Елицы изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем места, и имя вечное дам им ( Вар.3:14, 17, 18 ; Ис.56:4, 5 ). Господь говорил ученикам своим: бодрствуйте, ибо не знаете, в которой час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына человеческого ( Мк.13:37 ; Лк.21:36 ). Вам известно, – говорил Он еще ученикам своим, – если бы знал хозяин дома, в какое время ночи придет к нему вор, то бодрствовал бы и не дал подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете придет Сын человеческий ( Мф.24:43, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пс.54:5. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя.   Вот, сердце мое превратило всю внутренность мою. Но и боязнь смерти «нападе на мя». Это говорит или о спасительной смерти, при виде которой пророк, движимый человеческим помышлением, исполнился боязни, — или о смерти душ, которые погибнуть за такие дерзостные дела. Пс.54:6. Страх и трепет    напали на пророка, который видел, что Возлюбленный Божий терпит это от нечестивых. Покры [п]же его тьма,    потому что совершаемое с Спасителем подлинно достойно тьмы.    Потом, как бы оставленный среди совершающих это, и не находя себе никакого убежища и места, куда бы уклониться от зол, желает воспарить в высоту и, соделавшись птицею, лететь по воздуху. Пс.54:9. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури.    Бурею называет скорбь, причиненную ему страданием. Пс.54:10. Яко видех беззаконие и пререкание во граде.    Представляет и причину, по которой совершал молитву. Пс.54:13. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо.    Это справедливо можно отнести к лицу предателя. Пс.54:14. Ты же, человече равнодушне, владыко Мой и знаемый Мой,    то есть: ты, которого Я поставил владыкою, и именно — Иуда. Пс.54:15. Иже купно наслаждался еси со мною брашен.    Или иначе сказать: ты, неоднократно удостоенный одной со Мною трапезы. В дому Божии ходихом единомышлением.   Говорит это, потому что неоднократно входил с ним во храм. Пс.54:16. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи.    Поелику не восхотели принять Тебя — жизнь, то постигнет их такая смерть. Сказано же: «да снидут во ад живи». Ибо, зная, что Он наследник, говорили: «приидите, убием Его» (Мф. 21:38). Пророк же ведение признавал за жизнь. Пс.54:17. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Аз к Богу воззвах.   О чем же воззвал он, как не о том, чтобы избавил душу его от ищущих погубить ее? Потому и был услышан. Пс.54:18. Вечер и заутра и полудне повем,    то есть, не перестану возвещать, что Ты услышал и избавил душу мою. Пс.54:19. Яко во мнозе бяху со мною,    потому что против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.54:14.   Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, Пс.54:15.   Иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением. Эти слова сказываются от лица Владыки Христа предателю Иуде (Афанасий, Феодорит, Кирилл). Пс.54:16.   Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их. Этим Давид предсказывает справедливость наказания сопротивным (Феодорит). Пс.54:17.   Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник). Пс.54:18.   Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Эти слова указывают нам три основные времена молитв, которые мы называем: вечернею, утреннею и полуденною. Эти времена молитв употребляемы были на молитву святыми в образец нам (Василий В.). Пс.54:19.   Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. Пс.54:20.   Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Пс.54:21.   Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его. Несть в беззаконнующих «изменения» , т.е. исправления. Почему? — «Яко не убояшася Бога» . Поэтому и «простре руку свою на воздаяние» нечестивым зла и скорбей. Потому что «оскверниша завет Его» , т.е. попрали Его святые заповеди (Максим Грек). Пс.54:22.   Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них, ибо поработившись «гневом» одно говорили, а другое замышляли. И хотя иудеи рассеяны по всей вселенной, но они согласны и соприкосновенны во зле: это-то и означает: «приближишася сердца их» (Феодорит, Евсевий). Пс.54:23.   Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Что значит возложить на «Господа печаль» свою? — Устранить ум от всего мирского и заботиться об угождении только Ему. При всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты согрешал подобно, и ты имеешь разные страсти. Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, претерпи находящие на тебя воздаяния с благодарностью Богу и с пользою для себя (Кирилл, Исаак).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.54:17. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.    Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник). Пс.54:18. Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.    Эти слова указывают нам три основные времена молитв, которые мы называем: вечернею, утреннею и полуденною. Эти времена молитв употребляемы были на молитву святыми в образец нам (Василий В.). Пс.54:19. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. Пс.54:20. Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Пс.54:21. Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его.    Несть в беззаконнующих «изменения», т.е. исправления. Почему? — «Яко не убояшася Бога». Поэтому и «простре руку свою на воздаяние» нечестивым зла и скорбей. Потому что «оскверниша завет Его», т.е. попрали Его святые заповеди (Максим Грек). Пс.54:22. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.    Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них, ибо поработившись «гневом» одно говорили, а другое замышляли. И хотя иудеи рассеяны по всей вселенной, но они согласны и соприкосновенны во зле: это-то и означает: «приближишася сердца их» (Феодорит, Евсевий). Пс.54:23. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.    Что значит возложить на «Господа печаль» свою? — Устранить ум от всего мирского и заботиться об угождении только Ему. При всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты согрешал подобно, и ты имеешь разные страсти. Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, претерпи находящие на тебя воздаяния с благодарностью Богу и с пользою для себя (Кирилл, Исаак).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010