101–104. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя: от судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми ecu. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. От всякого пути лукава, который уклоняется от Закона Твоего, я возбранял ногам моим, или – удерживал их, чтобы не идти по нему ( Пс.1:1 ), иначе – не только не делал я ничего такого, что противно Твоей воле, но и не склонялся к тому, именно – ни к чему суетному, как лихоимство и т. п. (ст. 36–37), так – дабы сохранить слова Твои – заповеди. – От судов, как определений Твоей воли, я не уклонялся, ибо Ты мне положил закон, от которого я и не должен уклоняться на путь лукавый... О, как сладки гортани моей слова Твои, – для моих уст они сладче меда! – несравненно приятнее принимать их в сердце и повторять устами, поучаться в них и передавать их другим даже воспевать их (ст. 13, 43, 46, 54): и если тело услаждается медом, то несравненно более утешается душа святыми словами заповедей Божиих, ибо все они суть истина божественная, вечная (ст. 86, 89–90). – От заповедей твоих разумех, – я вразумлен заповедями Твоего Закона, как учением верного наставника – (ст. 98–100); а потому не только удерживаю ноги мои, чтобы не ходить на путь лукавый или неправый? но и ненавижу такой путь лжи... 105–108. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. Кляхся и поставих сохранити судбы правды Твоея. Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судбам Твоим научи мя. И при всем отвращении к пути лукавому (ст. 101, 104), можно, однако, по неосторожности, по ошибке и т. п. стать на этот путь, особенно человеку неопытному (ст. 9). Но, говорит псалмопевец, светильник ногам моим Закон Твой, Господи, – с ним, как светильником, легко заметить все опасности на пути и во время избежать их: Твой Закон как свет на стезях моих, – так что с ним нельзя потерять верный путь или сбиться с него. Иначе, при верном понимании заповедей Закона Божия и под руководством их, всегда можно заметить опасность соблазна и падения в искушениях и вовремя спастись... Я поклялся и поставих – непоколебимо решился сохранять судьбы правды Твоей или определении праведного суда Твоего (ст. 112). – Смирихся до зела – весьма угнетен и уничижен я, так что жизнь моя близка к кончине и я – к могиле (ст. 25, 81, 83, 92, 95): но Ты, Господи, оживи меня – возврати мне полноту сил к жизни, по слову Твоему. – Вольная уст моих, – мою клятву, как добровольную жертву – обет моих уст, благоволи, Господи, принять, и – научи меня Твоим судам, которые я поклялся непоколебимо хранить в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

лвомъ скршилъ сть гь ( τς μλας – ныне: членовные); 62:10. ти же без ума взискаша дша мо ( ες μτην – всуе), также и 68:5. 108:3. 119:7. и др.; 68:21. поношени приа дша мо и оканьства ( ταλαιπωραν – ныне: страсть), но 87:19. стрти; 68:32. издюща и ( κφροντα, ныне: износяща); 72:14. и облиникъ мои на ( λεγχος – обличение); 74:9. обае дрождь го не ( οκ ξεκενθη – не истощишася); 79:14. озоба и вепрь луга ( κ δρυμο – от дубравы); ст. 16. и пости винограда свого и сверши ( κα κατρτισαι – ныне: утверди); 87:8. 19. далилъ си знани мо мене ( τος γνωστος – знаемых, но 30:12. страхъ моимъ – τος γνωστος); 87:16. възнесъжес смрихъ и омтхъ 13. омтихъ – ξηπορθην, ныне: изнемогох); слово πστασις 88:48. оставлено без перевода: помни ка мо постась, но 138:15. съставъ мои; 101:8. ко птица особщис на зданьи ( π δματι, ныне; на зде), так и 128:6.; 103:17. иродово жилище бладать ими ( γεται υτν – ныне: предводительствует); 104:5. помнте... дивеса го ( τ τρατα, чудеса); 115:2. азъ рхъ въ жас момь ( ν τ κστσει – в исступлении); 117:27. съставите въ оснющихъ до рогъ ( ν τος πυκζουσιν, ныне: во учащающих); 119:5. вы мн ко мо далис ( μακρνθη – продолжися); 128:3. на хребт момь ковах гршници ( τκταινον, ныне: делаша); 131:3. ли влзу на одръ постел мо ( ναβσομαι – взыду); 132:2. ко муро... сходщи на подолокъ ризъ го ( π τν αν – ныне: на ометы); 136:1. на рц вавилонсти (Алек. и Ват. π τν ποταμν βαβ., но по другим спискам: π το ποταμο), ст. 7. въ дни глюща ( τν μραν ερους.); 138:3. стьзю мою непотлаеную 13 и непротлаеню мою) си ислдовалъ ( κα τν σχονоν – ныне: и уже мое), но 139:6. жи; 143:14. ни вопл въ пространьств ( ν τας πλατεαις – в стогнах), но выше 54:12. и не оскуд пути го лихва и льсть ( κ τν πλατειν). Слово σκνωμα – селение в обоих списках обыкновенно переводится село: Пс. 18:6 . въ слнци положи село го, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   4. Окончив речь об этом, он опять прибегает к Богу, испрашивая Его заступления. Не останавливается на наказании злоумышленников, но, желая показать, что страждущие имеют мстителя за наносимые обиды и получают великое заступление, присовокупляет: «но Ты, Господи, Господи, сотвори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя» (Пс.108:21). Посмотри на его признательность, посмотри на смиренномудрие. Хотя он имел достаточную причину к испра­шиванию заступления в самом своем страдании, — так как из многих мест Писания можно видеть, что страждущие не­справедливо от людей имеют великое дерзновение к испро­шению себе помощи от Бога, — но он, не указывая на это, при­бегает к одному человеколюбию Божию и говорит: «сотвори со мною по имени Твоему», т.е. как бы так говорит: не потому, чтобы я был достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив. Поэтому и присовокупляет: «ибо блага милость Твоя». Хорошо сказал он: «ибо блага милость Твоя». У людей милость часто бывает не такова, но иногда слу­жит ко вреду и погибели, а у Бога всегда к пользе. «Избавь меня, ибо я нищ и убог и сердце мое смущено во мне» (Пс.108:22). Видишь ли, что он опять просит спасти его не как достойного, не как праведного, но как совершенно изнуренного, как измученного, как претерпевшего бесчисленные бедствия? «И сердце мое смущено во мне». Такова сила бедствий: они не только разрушают тело, но и возмущают душу. «Как тень, когда уклоняется она, я исчез, был изгоняем, как саранча» (Пс.108:23). Изображает силу коварства злоумышленников, невыразимую их злобу, и ту деятельность, которую сам он показывал в таких обстоя­тельствах. «Колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея» (Пс.108:24). Видишь ли, какое он употреблял оружие против козней и злобы на него? «И я стал посмешищем для них: они, видя меня, кивали головами своими» (Пс.108:25). Таковы суждения по­рочных: они не только не отступают, когда видят, что пра­ведник противопоставляет им благочестие, но и порицают, насмехаются, поносят. Что же он? Он прибегает к непобедимой помощи и непреодолимой защите: «помоги мне, говорит, Господи, Боже мой, и спаси меня по милости Твоей. И да уразумеют, что такова рука Твоя и Ты, Господи, соделал это» (Пс.108:26-27). Что значит: «что такова рука Твоя»? Твоя помощь, Твоя защита. Я хочу не только спастись, но так, чтобы и они знали, Кем я спа­сен, дабы иметь мне двойной трофей, двойной венец, высшую славу. «Они проклянут, а Ты благословишь, восстающие на меня да постыдятся, а раб Твой возвеселится» (Пс.108:28). Здесь он научает слушателя любомудрию; показывает, что хотя бы люди предавали праведника бесчисленным проклятиям, от них не будет ему никакого вреда, потому что Бог благословляет его, а на них же самих обратится стыд и бесчестие. «Раб Твой возвеселится».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.108:5 .   Воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью. «И положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое». Я осыпал их благодеяниями: а они воздали Мне противным. Пс.108:6 .   Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его». Сказано: «постави» вместо: поставишь, и: «да станет» вместо: будет стоять. И сие ясно показал нам божественный Евангелист. Ибо богомудрый Иоанн вопросил: «кто есть» предатель? А Господь ответствовал: «ему же омочив хлеб подам, той есть. И омочь, – сказано, – даде его Иуде. И по хлебе вниде вь онь сатана» ( Иоан. 13, 25–27 ), нашедши входы себе уготованными; потому что Иуда по собственной воле пошел к Иудеям, условился с ними о предательстве, и многими после сего осыпанный благодеяниями, пребыл неблагодарным. Поэтому добровольно принял в сожительство врага. Пс.108:7 .   Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех. «Внегда судитися ему да изыдет» (вместо: изыдет) «осужден и молитва его да будет» (вместо: будет) " в грех»; потому что предатель не имеет никакого извинения; почему судимый будет осужден, и приносимая им молитва увеличит вину. Не не знал он Благодетеля, но и божественными словесами пользовался, и прияв от Него власть, был не только самовидцем, но и совершителем великих чудес. Пс.108:8 .   Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. «Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин». И сие предречение пришло в исполнение; потому что сам Иуда вскоре приял смерть удавлением, и место него поставленный Матфий восполнил число Апостолов. Пс.108:9 .   Дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою. «Да будут сынове его сири, и жена его вдова». Сие сбылось не с Иудою только, но и со всеми неверными Иудеями. Ибо, по прошествии не многих лет от распятия, весь род был преселен, и иные умерщвлены, а жены их с детьми отведены в рабство. Сие в молитве предрекло им пророческое слово. Пс.108:10 .   Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«И яко елей в кости его»; потому что елей долго остается на теле. Разумеет же Пророк следующее: наложится такое бремя бед, которое будет угнетать сильнее воды, постоянством же уподобляться елею. Пс.108:19 .   Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. «Да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется». Сказанными выше бедствиями, говорит Пророк, пусть будет отвсюду покрыт, как одеждою, и сжат, как препоясанием. Пс.108:20 .   Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! «Сие дело оболгающих Мя у Господа». Другие же перевели: сопротивников Моих. «И глаголющих лукавая на душу Мою». Плоды сии пожнут, и оказавшие мне ненависть, и послуживший им предатель. А поскольку называли Его безбожным и беззаконным; то справедливо сказал: «оболгающих Мя у Господа». Пс.108:21 .   Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня. «И Ты Господи Господи сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя». И сие Владыка Христос сказал по человечеству; потому что исполнил все человеческое, кроме греха. Он рожден и по естественному закону и превыше естественнаго закона; потому что родиться от жены свойственно естеству человеческому, но превыше онаго родиться от девы. Приял пелены, и обрезание, и питание млеком; приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утруждался. Так и молящимся изображается всегда в священном евангелии. Посему и здесь по человечеству призывает Божию помощь. Пс.108:22 .   Ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. «Избави Мя, яко нищь и убог есмь Аз, и сердце Мое смятеся внутрь Мене». Сие, как находим, сказано им и в священном евангелии. Ибо, уготовляясь идти на страдание, сказал; «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» ( Иоан. 12, 27 ). Пс.108:23 .   Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. «Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи». Сим изобразил смерть; потому что приял конец жизни наподобие уклонившейся и исчезнувшей тени; да и жил, как пруги возвеваемые, туда и сюда носимые ветром, не имея ни города, ни веси, ни дома, но переходя то в тот, то в другой, а иногда в горы и пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.108:19 .  да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона – «око за око, зуб за зуб» ( Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 ), закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро ( «благословения»), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких ( «сокрушенного сердцем», может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс. Пс.108:20 .  Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом! Пс.108:22 .  ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. «Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых. Пс.108:23 .  Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Пс.108:24 .  Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. «Гонят меня, как саранчу». В постоянных преследованиях, каким подвергался Давид, он был так беспомощен, как кузнечик, которого легко раздавить. Означенное выражение может означать и ту степень усиленных преследований и озлобления, какие выпали на долю Давида. Его гнали так же беспощадно и стремились совсем его уничтожить, как будто он был зловреден для людей, как гибельна саранча, уничтожение которой является великим общественным благодеянием. От частого голодания он настолько ослабел, что ноги его не двигались; самый вид его изменился за отсутствием елея, которым умащали на Востоке свое тело, чем делали кожу эластичнее, менее сухой и труднее поддающейся тресканью от солнечного жара. В противном же случае на теле от жара образовывались трещины, куда попадала пыль, причинявшая сильную боль и изменявшая внешний вид человека, что и случилось в данном случае с Давидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.108:24 .   Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. «Колена Моя изнемогоста от поста, и плоть Моя изменися елея ради»; потому что жил Я не в неге и довольстве, но проводил жизнь недопускавшую никаких излишеств, строгую и суровую. И свидетели сему сподобившиеся быть священными Его учениками, и те ячменные хлебы, которые носили они, и те исторгаемые ими класы, которые взалкав стирали руками. Сказанное же: «плоть Моя изменися елея ради», Симмах перевел так: и плоть Моя изменилась от неумащения. Пс.108:25 .   Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими]. «И Аз бых поношение им, видеша Мя, покиваша главами своими». И сие пришло в исполнение. Видя Его на кресте, «покивающе главами», говорили: «уа разоряяй церковь , и треми денми созидаяй, сниди со креста»; другие же говорили: «ины спасе, Себе ли не может спасти» ( Мк. 15:29, 31 )? Пс.108:26 .   Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей. Пс.108:27 .   Да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это. «Помози Ми Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей»: «И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты Господи сотворил еси ю». Пусть дознают, говорит, что предали Меня распятию не против Моей воли; но сие было делом Твоего домостроительства; потому что угодно было Тебе страданием Моим даровать людям избавление от страданий. " Рукою» же называет Божию действенность. Пс.108:28 .   Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется. «Прокленут тии, и Ты благословиши», Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее. «Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится». И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: «Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп. 2, 7 ); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: «Создавый Мя от чрева раба Себе» ( Ис. 49, 5 ), и чрез несколько слов: положих «Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последнихь земли» ( Ис. 49, 6 ). И в священном Евангелии сказал: «яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих» ( Матф. 20, 28 ). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: " раб» означается здесь не достоинство, но естество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   Это — крайняя жестокость, великое бесчело­вечие, когда кто-нибудь не только злоумышляет, но злоумыш­ляет против того, кто может преклонить на милость и возбудить сострадание. Такой человек дошел до зверской свирепо­сти и даже сделался хуже. Зверям свойственна свирепость по природе; а он, будучи одарен умом, предал свое благород­ство пороку. И звери показывают некоторую приязнь и кротость к одноплеменным и однородным с ними; а эти люди не по­стыдились даже единства природы, но того, кого следовало бы миловать, поддерживать и одобрять, они отогнали и отвергли. «И возлюбил он проклятие — и оно постигнет его, и не восхотел благословения — и оно удалится от него» (Пс.108:17). Так как псалмопевец просил ему много бедствий, то показывает, что начало и причина их не в ком-нибудь другом, а в нем самом, своими делами отвергшем помощь Божию и навлекшем на себя гнев Божий. «И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его» (Пс.108:18).    Здесь показывается сила наказания и продолжительность мучения и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. «Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается» (Пс.108:19). Говорит так, чтобы показать неизреченный гнев Божий, кото­рый постигнет таких людей. Смысл этих слов следующий: бедствия так охватят их, что не будет никакой перемены, но прильнут к ним и останутся при них постоянно. Далее внушая, что Бог наказывает нечестие и исправляет порок, и что такой приговор падет не на одного только этого греш­ника, но и на всех виновных в том же, прибавляет: «такова участь клевещущих на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей» (Пс.108:20), т.е. таково наказание, таков суд восстающим, злоумышляющим, враждующим против меня. «Говорящих злое о душе моей». Следовательно, и за слова полагаются наказания, и наказания жесточайшие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Движущеся да преселятся сынове его и вопросят, да изгнани будут из домов своих», или, по переводу других, «из развалин своих»; потому что, по сожжении домов и дворов, когда оставались развалины, одни из жителей умерщвлены, а другие отведены пленными. Пс.108:11 .   Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его. Пс.108:12 .   Да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его. «Да взыщет заимодавец вся, елика суть его». А Симмах перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками же разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе. «И да восхитят чуждии труды его». «Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его». Когда же совершится сие, и враги станут делить принадлежащее им: тогда никто не будет их помощником, и дети их не удостоятся пощады. Пс.108:13 .   Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде. «Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его». Ибо не прошло сорока лет, как народ иудейский подвергся конечной гибели. Уже не сами собою управляются Иудеи, не имеют ни собственных царей и князей, ни пресловутой этой столицы, не совершают Богослужения по закону; напротив того изчезло все это, и кивот и скрижали, и изображение Херувимов, и очистилище, и светильники, и жертвенник, и первосвященническая риза, и все прочее, что было у них Богоданнаго и славнаго. Пс.108:14 .   Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится. «Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится». Добродетель отцев многократно служила в пользу и прегрешавшим детям, как Иудеям Авраамова вера, как Соломону Давидово благочестие. Но лукавство отцев увеличивает наказания подобным детям; потому что ни в чем не обретается никакого повода к пощаде. Посему и пророческое слово изрекло сие, а именно, что Иудеи, подвергшись конечной гибели, сверх собственных своих нечестий окажутся еще более мерзкими при воспоминании отеческих злых дел. " Отцами» же называет Пророк предававшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А «матерью» назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, предать смерти Владыку Христа. Ибо сие изрек Господь в евангелии: «яко да приидет на род сей «всяка кровь» неповинная, «проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго, до крове Захарии», его же убиша между церковию и олтарем» ( Матф. 23, 35 ). За все сие понесут казнь в одно и тоже время.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его» ( Пс.108:18 ). Здесь показывается сила наказания и продолжительность мучения и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. «Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается» ( Пс.108:19 ). Говорит так, чтобы показать неизреченный гнев Божий, кото­рый постигнет таких людей. Смысл этих слов следующий: бедствия так охватят их, что не будет никакой перемены, но прильнут к ним и останутся при них постоянно. Далее внушая, что Бог наказывает нечестие и исправляет порок, и что такой приговор падет не на одного только этого греш­ника, но и на всех виновных в том же, прибавляет: «такова участь клевещущих на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей» ( Пс.108:20 ), т.е. таково наказание, таков суд восстающим, злоумышляющим, враждующим против меня. «Говорящих злое о душе моей». Следовательно, и за слова полагаются наказания, и наказания жесточайшие. 4. Окончив речь об этом, он опять прибегает к Богу, испрашивая Его заступления. Не останавливается на наказании злоумышленников, но, желая показать, что страждущие имеют мстителя за наносимые обиды и получают великое заступление, присовокупляет: «но Ты, Господи, Господи, со твори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя» ( Пс.108:21 ). Посмотри на его признательность, посмотри на смиренномудрие. Хотя он имел достаточную причину к испра­шиванию заступления в самом своем страдании, – так как из многих мест Писания можно видеть, что страждущие не­справедливо от людей имеют великое дерзновение к испро­шению себе помощи от Бога, – но он, не указывая на это, при­бегает к одному человеколюбию Божию и говорит: «со твори со мною по имени Твоему», т.е. как бы так говорит: не потому, чтобы я был достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010