Близкие его и сыновья умоляли не ездить туда самому, а послать одного из них, но князь отвечал им: «Дети мои, хан зовет не вас и никого другого, а моей головы хочет; не поеду, так вотчина моя вся будет опустошена и множество христиан избито; после когда-нибудь надобно же умирать, так лучше теперь положу душу мою за многие души». Клеветы князя Юрия и личного врага князя Михаила, свирепого Кавгадыя, кончились тем, что хан выдал его им, и они велели его заковать, наложили на его шею тяжелую колоду и прогнали от него духовника его и приближенных. В это время хан отправился со всем двором охотиться на Терек, и узника повлекли вслед за ним. Утешением ему было там, что к нему допустили его двенадцатилетнего сына Константина, жившего в Орде заложником, и духовенство. Целые дни проводил страдалец в чтении ежедневных служб и Псалтири. Так как руки его были закованы, отрок держал перед ним книги, переворачивая страницы. Иногда Кавгадый приказывал выводить его в колоде на площадь и в присутствии любопытной и равнодушной толпы всячески издевался над ним. Раз князь, измученный этими пытками, хотел сесть и отдохнуть, но отрок его предложил ему лучше вернуться в палатку, чтобы избегнуть нескромного любопытства посторонних. Князь отвечал ему: «Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими» (Пс. 108, 25) — и, встав, пошел в палатку. С этого дня слезы были непрестанно на глазах его. Он предвидел свой конец. Надзора за ним почти не было, бежать было возможно, но тогда пострадали бы приближенные, и он решил остаться. В ночь с 21 ноября на 22-е было ему откровение о его близкой кончине. Он прослушал в последний раз Божественную литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, обнял все духовенство и приближенных своих, потом велел позвать сына своего Константина, который жил заложником в Орде, сделал ему последнее наставление, благословил его и отослал под покровительство ханши. «Дайте мне Псалтирь, — сказал он, — сердце мое смущается!» Псалтирь открылась на словах: «Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня» (Пс. 54, 5). «Скажите мне, что значат эти слова?» — спросил он священников. «Государь, пусть сердце твое не смущается, — ответили они. — Дальше в том же псалме сказано: „Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст поколебаться праведнику " » (Пс. 54, 23). Ободренный страдалец продолжал чтение.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Итак, прошу, никто не гордись, хотя бы и сознавал за собою много добрых дел, но будь осторожен и внимай увещанию блаженного Павла, который говорит: «темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1Кор.10:12). И нисшедший до самой глубины зол не отчаивайся в своем спасении, но, помышляя о неизреченном человеколюбии Божием, внимай также Богу, говорящему чрез пророка: «еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится» (Иер.8:4), и в другом месте: не хочу «смерти грешника», но чтобы «обратитися, и живу быти ему» (Иез.18:23). Видишь, возлюбленный, что каждое обстоятельство, описанное в божественном Писании, предано памяти не для чего другого, как только для нашей пользы и для спасения рода человеческого? Помышляя об этом, каждый из нас пусть извлекает оттуда приличное для себя врачество. Вот почему оно и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачество и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачества, но принимал с признательностию. Действительно, из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного — ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить врачества из Писания. Так, наприм., приходит ли кто сюда удручаемый печальными обстоятельствами житейскими, от которых он предается унынию? Пришедши и тотчас услышав слова пророка: «вскую прискорбна еси душе моя: и вскую смущаеши мя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс.41:6) — он получает достаточное утешение, и уходит отсюда, совершенно свободный от уныния. Другой скорбит и печалится, будучи обременяем крайнею бедностию и видя как другие окружены богатством, пышностию и великолепием; но и он слышит опять слова того же пророка: «возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает» (Пс.54:23), и еще: «не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся» (Пс.48:17—18). Иной унывает, претерпевая от других оскорбления и клеветы, и считает, жизнь свою невыносимою, потому что не может ни откуда получить человеческой помощи; но и этот научается тем же блаженным пророком не прибегать в подобных обстоятельствах к человеческой помощи, слыша слова его: они «оболгаху мя, аз же моляхся» (Пс.108:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

МДА 77, ф. 173.1. Сборник слов и богослужебных статей. 1480-е гг. 2°. 455 л. Филиграни: 1) Голова быка с короной и цветком, вид: Пиккар XV, 211 (1479–1480 гг.); 2) Голова быка с короной и цветком, тип: Лихачёв, 1203 – 1205 (1485 г.); 3) Голова быка с короной и розеткой, тип: Лихачёв, 1206–1207 (1485 г.). Содержание: л. 303–304 об. – молитва исповедная перед причастием; л. 304 об. – чин исповеди вскоре; л. 305–307 – чин исповеди; л. 305–306 об – поновление мирянам; л. 307–315 об. чин исповеди; л. 308–312 – поновление мирянам; л. 312-З1Зоб. – поновление священникам; л. 313 об.–314 об. – молитва разрешительная; л. 314 об.–315 – поновление; л. 315–315 об. – краткое поновление. Описания: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры в Библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году (ныне находящихся в Библиотеке Московской духовной академии). М., 1887. Вып. 2. С. 323–333; ПС XV, 2286. МДА 79, ф. 173. I Служебник с требником. XV в. 2°. 198 л. Запись: л. 2 – «Почата бысть сиа книга месяца ноемвриа 8 на памать святаго архангела Михаила». Содержание: л. 159–164 – чин исповеди; л. 160 об.–161 – поновление мирянам; л. 162–163 – молитва разрешительная. Описания: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры... Вып. 2. С. 299–301; ПС XV, 1524. МДА 184, ф. 173. I . Требник. XIV в 4°. 185 л. Пергамен. Содержание: л. 51 об.–71 об. – чин исповеди; л. 53 об.–54 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 54–56 об. – поновление мужчинам; л. 56 об.–60 – поновление общее; л. 60–62 об. – поновление инокам; л. 68–71 об. – молитва разрешительная; л. 71–73 об. – чин причащения больного. Описание: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры... Вып. 1. С. 12–14. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 106–108, 187–189, 191–192; Приложения ко второму тому. С. 13 (чин исповеди, в том числе вопросник Кр-Свир. 91, поновления мужчинам-мирянам, инокам и общее; чин причащения больного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

51 «Из воспомин. архим. Игнатия», стр. 134–135, ср. «Жизнеоп. еп. Игнат. Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 91 и «Синодск. Церк. Вед.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игн. Брянч.». 54 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр 82–85, ср. «Синодск. Церк. Ведом.» за 1903 г., 31, статья прот. Ф. Знаменск. «Пр. Игнат. Брянчанинов». 56 Об этом наказании архимандрита Игнатия, с сожалением и почти со слезами, упоминает его наперсник и сподвижник Сергиевой пустыни схимонах Михаил Чихачев, бывший его товарищ по школе («Синодск. Церк. Ведом.» за 1904 г., 1, статья «К биогр. пр. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского). 62 Довольно характерна была его речь на наречении. В ней, как в зеркале отпечатался облик внутренне-духовной жизни Преосвященного Игнатия. Приведем ее целиком. «Ваше Святейшество! – В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты, невольно вспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его. “Егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси, егда же со старишься воздежи руце твои, и ин тя пояшет, и ведет аможе не хощеши” ( Ин.21:18 ). Во дни юности моей я стремился в глубокие пустыни. “Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающего мя от малодушия”, которым обличается в человеке недостаток благодатного развития и “от бури” страстей, воздвигаемой обманчивыми и скорогибнущими прелестями мира ( Пс.54:8–9 ). Монашество нравилось и нравится мне само по себе! Но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом (см. Иоан. Лествич., сл. 28, гл. 51) своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, вот высота к которой привлекались мои взоры. Недолго пользовался я свободой юности, вскоре был опоясан и окован непостижимым Божественным Промыслом. Всемогущая десница Его, в противоположность предположению моему, внезапно восхитила меня из глуши лесов и пустынь – поставила в обитель преподобного Сергия на берег моря, на берег моря житейского, великого и пространного ( Пс.103:25 ). Трудно испытывать пути Божии! Только Дух Божий испытует глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). Просвещенные Духом, святые наставники монашества утверждают, что для новоначальных иноков опасно глубокое уединение в котором они могут удобно впасть в мечтательность и самомнение, что им необходимо, как училище и врачебница, общество человеческое. При многоразличных столкновениях с ближними, обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца и врачуются всесильным врачеством – учением Христовым (Исаак Сир., сл 55; преподоб. Варсонофия Вел., ответы 2, 108, 311, 342 и др.; преп. Иоан. Леств., сл. 4., гл. 35, 36, 74, сл. 28, гл. 1; преп. Нила Сорского , сл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

1. A  , или Часослов. Термин   соответствует греческому ρολγιον - Часослов: он происходит от коптского - (час; см.: Crum W. E. A Coptic Dictionary . Oxf., 1939. P. 777b) и обычно произносится   или abiyya (хотя Граф транскрибирует иначе:   - Graf. 1954. P. 4). Как правило, входящие в Часослов последования вычитывают без пения. Их порядок основан на монашеской традиции Н. Египта (которая затем распространилась по всему копт. Египту). Чтение служб Часослова должны совершать все копты-христиане, будь то клирики или миряне; монахи добавляют к ним час, называемый «молитва завесы». Интерьер ц. св. Феодора в Эль-Минье Интерьер ц. св. Феодора в Эль-Минье Совр. форма  , к-рая хорошо засвидетельствована в рукописях уже в XIV в., очевидно, возникла раньше. Службы Часослова состоят гл. обр. из псалмов, к ним добавляются библейские чтения, тропари и др. элементы; они строго одни и те же, без изменяемых частей, в любой день (за исключением Пасхи, Богоявления и Рождества, когда   не читается, а также Страстной седмицы, имеющей особые службы). Древним обычаем Н. Египта, как сообщает прп. Иоанн Кассиан Римлянин, было чтение 12 псалмов каждый час ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 5; ср.: Taft. Liturgy of the Hours. P. 58-62, а также р. 72, по поводу свидетельства Палладия Еленопольского: Pallad. Hist. Laus. (Bartelink) 32); эта традиция еще продолжалась в XIV в., как известно из свидетельства Абу-ль-Бараката (ср.: Villecourt. 1924. Vol. 37. P. 232) и из рукописей. Со временем к последованию утрени были добавлены 7 псалмов, а к циклу суточных служб - ранее не существовавшая «молитва завесы» (см.: Quecke. 1970. S. 20-42; Burmester. 1967. P. 99-107; Idem. 1936; Taft. Liturgy of the Hours. P. 252-253 (схема); Zanetti. 1990. P. 337-341 (только о псалмах); ср.: Idem. 1995. P. 85-87). Наибольшее распространение имеют издания   на арабском языке; двуязычные издания на коптском и арабском также существуют, но найти их сложнее; копт. общины диаспоры разработали переводы для эмигрантов. Главной характеристикой цикла служб Часослова является ежедневное прочтение одних и тех же 76 псалмов (нек-рых из них - неоднократно, поскольку они присутствуют в дополнительных частях служб). 74 псалма, к-рые не попали в это число, называются «неизбранные псалмы»; это, согласно нумерации Септуагинты, Пс 7, 9, 10, 13, 16-17, 20-21, 27, 30-32, 34-39, 41, 43, 47-52, 54-55, 57-59, 61, 63-65, 67-68, 70-82, 87-89, 91, 93-94, 101-108, 113, 134-135, 138-139, 143-144, 148-150 (а также 151-й, к-рый помещается в Псалтирь, но никогда не читается на службе). Эти псалмы используются в других богослужебных последованиях: напр., Пс 135 и 148-150 входят в состав утренней псалмодии.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Псалом 5 есть утренняя молитва (ст. 4) праведника (ст. 9 и 13), произнесенная им при вступлении в храм Божий (ст. 8) во время обычной утренней жертвы (ст. 4), в виду угрожающей опасности от замыслов коварных врагов (ст. 10–11). – Множество врагов замышляют погубить псалмопевца, действуя против него гнусною клеветою, злословием и обманом (ст. 5–7 и 10–11); но он по милости Божией еще может посещать храм Божий (ст. 8) и, ранним утром являясь пред Господом (ст. 4), в сознании своей правоты пред Ним и с твердою верою, что Он по правосудию своему не допустит восторжествовать нечестивым (ст. 5–7), усердно молит Его (ст. 2–3) поддержать и укрепить его на его правом жизненном пути (ст. 9), вопреки враждебным замыслам нечестивых (ст. 10–11) и к общей радости и торжеству всех любящих Господа и уповающих на милость Его (ст. 12–13). – Молящейся псалмопевец, по свидетельству надписания, есть Давид (ст. 1), которому действительно вполне приличествует этот псалом и по его духу и характеру, и по содержанию, и по близкому сходству со многими другими Давидовыми псалмами, особенно 10, 54 и 139-м. А что касается упоминания в псалме о посещении псалмопевцем дома Божия или храма (ст. 8), то это не представляет ничего несообразного с временем Давида и не требует низведения псалма ко временам существования в Иерусалиме храма Соломонова или Зоровавелева, так как домом Божиим называлась и скиния Давидова ( 2Цар.12:20 ; Пс.26 , ср. ст. 4 и 6), как прежде скиния Моисеева ( Исх.23:19; 34:26 ; И. Нав.6:23 ; 1Ц.1:7, 9, 24; 3:3). В какое именно время и при каких обстоятельствах написан был Давидом такой псалом, по недостатку исторических указаний с точностью определить нельзя; по соображении же содержания его и подобных ому псалмов с историческими событиями Давидова времени, можно с вероятностью полагать, что он воспет был пред временем Авессаломова восстания, когда Давид замечал уже между недовольными его правлением признаки подготовляющегося заговора; но, в сознании своей правоты и уверенный в безуспешности злодейского замысла, не принимал никаких мер против заговорщиков и только, часто посещая устроенную им Сионскую скинию (ср. 2Д.15:25), усердно молился Господу, чтобы Он помог ему устоять на правом пути и не дал восторжествовать врагам его 108 . Соответственно первоначальному назначению и употреблению 5-го пс., как утренней молитвы псалмопевца пред вступлением в храм Божий, в христианской правосл. церкви он издавна употребляется на утреннем богослужении, составляя 1-й псалом 1-го часа, и начиная с 8 ст. служит входною молитвою священнику пред началом литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

вера ермолаева 15 октября 2019, 04:25 Бесподобно!Я задаю себе вопрос? Почему я с самого детства люблю поэзию М. Ю. Лермонтова? Василий Н. 1 июня 2015, 21:45 По поводу " Мцыри " . Конечно, интересно читать альтернативную трактовку произведения. Но мне как-то ближе традиционная. Да, герой сбежал из монастыря, но ведь он оказался там не по своей воле. Я считаю, что его стремление найти родной дом, а заодно и познать окружающий мир за стенами монастыря вполне естественно. А насчет грузинки даже обидно. Ну как можно первую чистую юношескую влюбленность Мцыри называть демонической страстью? Елена 12 декабря 2014, 12:48 Большое спасибо, очень интересная статья. Пожалуй нужно еще разок почитать Лермонтова. Вообще считаю, что классическую литературу в школе очень рано мы читали, сейчас прочитывая давно забытые произведения, ощущаешь совсем иной смысл. Н.Н. 31 июля 2013, 16:54 Есть ещё одна замечательная книга, которой зачитывались советские школьницы (мальчишки меньше!) - это МОЙ ЛЕРМОНТОВ И.Л. Андронникова... Очень давно не перечитывала, но помнится, что написана она с большой любовью как к поэту, так и к человеку - М.Ю. Лермонтову. Мне понятно стремление А.Моторина изо всех сил притянуть Лермонтова к ХРИСТИАНСТВУ... Лично у меня это не получается. Поэт - отдельно, человек - отдельно... Мне тоже очень хочется думать, что не погибни М.Ю. на 27-ом году жизни (от непомерной своей гордыни) - пришел бы он ко Христу... По-настоящему, а не как к поэтическому образу... Кто знает? Только Господь... Но Он не скажет! Очень талантливый поэт... Вопрос только: откуда он, этот талант? И для чего даден был? И как поэт Лермонтов употребил этот дар Божий... Сергей 30 июля 2013, 12:01 Непонятный смысл и практическая польза этой статьи. Много эмоциональных высокопарных слов, а в чем их смысл? Непонятно. Например о творчестве Лермонтова о.Варсонофий Оптинский писал следующие: У многих наших великих писателей встречается стремление к иной, лучшей жизни, но ищут эту жизнь не там, где надо. Отсюда неудовлетворенность и тоска, выражаемая в их произведениях. Вот, например, Лермонтов. Томится он суетою и бесцельностью жизни и хочет взлететь горе, но не может, нет крыльев. Из его стихотворения " Я, Матерь Божия, ныне с молитвою " видно, что не понимал он настоящей молитвы. Пророк говорит: " и молитва его да будет во грех " (Пс. 108, 7). Действительно, что выражает Лермонтов, о чем молится?

http://pravoslavie.ru/63026.html

Неделя в Патриархии//Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в XX ст. М., 1995. С. 261). Как представитель московского обновленческого синода В. принимал участие в работе 3-го собора Украинской автокефальной православной Церкви , открывшегося 6 мая 1928 г. в Харькове и проходившего под знаком подготовки ко Вселенскому Собору. 1-2 окт. того же года В. присутствовал на заседаниях расширенного пленума синода. Скончался, не примирившись с Церковью. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Арх.: ГАРО. Ф. Р-49. Оп. 1. Д. 1221. Св. 108: Сведения о зарегистрированных религ. об-вах Шацкого у. Л. 11-13, 16-18 об., 150; Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 54: Докл. губ. бюро по изъятию церк. ценностей при губкомпомголе; сводки по изъятию ценностей по губернии; инструкция по орг. работе уездных бюро по изъятию церк. ценностей при укомпомголах. Л. 3-5 об.; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 89: Восп. С. Д. Яхонтова. Л. 116; Д. 91: То же. Л. 44. Соч.: О деятельности английской миссии в Индии//ПС. 1897. Янв. С. 17; Возлюбленным о Господе чадам Правосл. Церкви Симбирского края: Послание. Симбирск, 1917; Как и почему я сделался обновленцем//Вестн. Свящ. синода правосл. российской церкви. 1927. 5/6. С. 14-16. Ист.: Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования 1870-1892 гг. Каз., 1892; Вестн. Свящ. синода правосл. российской церкви [обновленч.]. 1926. 6. С. 4; 12-13. С. 2, 7; 1927. 5/6. С. 5, 14-16; 1928. 6. С. 1, 2; 10 (33). С. 5, 7 [Протокол 1, 3]; 1930. 3-4. С. 1-2. Лит.: Левитин, Шавров. Очерки смуты; Левитин А. Э. Лихие годы, 1925-1941. П., 1977. С. 44, 127, 129, 279, 294, 340, 342-344, 346, 368, 412, 463, 468, 470, 490, 499, 504, 506, 511, 512, 522, 523, 589, 590, 625; «Обновленческий» раскол. М., 2002. Ж. Р. Багдасарова, мон. Мелетия (Панкова), иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»

http://pravenc.ru/text/150301.html

107. И над святая его свышше. Под «святая», согласно еврейскому тексту, нужно разуметь шесты, которые неподвижно оставались при ковчеге. Направление шестов было от севера к югу. 108. Облак исполни дом. Это облако, наполнившее храм, подобное тому, которое наполнило скинию при освящении ее (Исх. 40, 34–35) и которое служило знаком таинственного присутствия Господа. 109. Р.Б. 35, 1. 110. Георгий IX в. сначала хартофилакс храма св. Софии Константинопольской, потом митрополит Никомидийский, друг патр. Фотия; написал еще каноны мытаря, Зачатию, предпразднства Сретения и Благовещения, на 31 авг., 31 июля и нек. святым. 111. Р.Б. 48, 56 ср. 54. 112. вышнее небо, звездное в противоположность низшему – «облакам»: вся природа. 113. сообразно природе своей. 114. Р.Б. 53, 116; ср. 48, 53. 115. Р.Б. 60, 169-а. 116. μεγαλεος – величественный; τ – великия дела; в Н.З. 117. Дела эти касаются нас. 118. Иез. 44, 1 и д. 119. ποκυω – рождать; поздн. сл. 120. след. чудесно. 121. второе усиливает первое. 122. φιερω – освящать, собств.: выделять – посвящением, очищать, отвращать умилостивительной жертвой; поздн.: посвящать. 123. κατοχησις – поселение, местопребывание, жилище. 124. προσφορ – приношение; у LXX – бескровная жертва. 125. Р.Б. 48, 57. 126. гр. «говорит». 127. ποφρω – относить, уводить. 128. Пс. 44, 15. 129. σω – внутрь (о движении). 130. νδον – внутри (о пребывании). 131. Так называлась собственно крышка ковчега завета, так как чрез кропленье на нее кровью подавалось наиболее совершенное очищение грехов; но здесь это слово в широком смысле всего храма – с целью обозначить очистительное влияние его на каждого пребывающего в нем. 132. Насколько трудно было приготовить жилище для такого обитания. 133. В.К. 85. 553. 134. πανηγυρζω – образовать собрание, праздновать народный праздник; сильнее, чем дальнейшее выражение. 135. греч.: люди. 136. γκωμιζω – прославлять, хвалить; γχμιον – хвалебная песнь, похвальное слово (собственно, что пели на κμος – процессии в честь Вакха или победителя на играх).

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

  Григорий Палама,  святитель. Апология пространнейшая… О Божественных энергиях и их причастии. 37. С. 72.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 13. С. 108. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). LXXVIII (XVI). С. 229.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 15. С. 110. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). II. С. 73–74.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 55. С. 194.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 10, 33. С. 348.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. II, 16, 76. С. 163–164. Ср.:  Григорий Нисский,  святитель. Похвала первомученику Стефану//PG. 46. 717B.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. IV, 21, 54. С. 193.  Святитель Григорий пишет: «“Воздвижеся солнце, – говорит Аввакум, – и луна ста в чине своем” (Авв. 3: 11), то есть взошло Солнце правды (Мал. 4: 12), Христос, и христовидные [христиане] стали полносветлыми (ττλησιφαες), будучи осиянными свыше. Итак, солнце имеет свет распростертым вокруг по всей небесной сфере, посылая сияние своих лучей со всех своих сторон на всю сию [сферу], коего являясь малейшей частью, диск луны приемлет и соответствующий себе освещающий его луч, будучи в состоянии больше, чем весь видимый мир, претендовать на этот луч, но не сделавшись причастным сущности, которой этот луч является светлостью. И приняв в качестве светотворного дара солнце – то есть солнечный луч от солнца, – [луна] делается меньшим светилом. Итак, является светотворным даром этот луч, проходящий через тело луны и уступающий сиянию вокруг солнечного диска, и светом не отличным от оного [сияния]. Ибо луна, по своей природе, ни преизбыток солнечной светлости целиком не может вместить, ни другой [светлостью] не обладает кроме этой. На ее примере, как с помощью смутного изображения, можно понять, как праведницы просветятся яко солнце (Мф. 13: 43) по [запечатленному] в Евангелиях неукоснительному обетованию Спасителя и как осиявший Павла свет, бывший кратким сиянием великого света, и на Фаворе избранных из учеников облиставшая светлость, называемая божественностью и ставшим в Боге и благодаря Богу Бога видящим – или скорее, говоря словами пророка, во свете Божием зрящим свет (Пс. 35: 10), – неизреченным образом видимая Божественность, как смутный, но природный безначальный луч незримой Божественности, не отменяет того, что Триипостасная Божественность есть единая и простая. Ибо, будучи умножаема боготворным и светотворным общением с достойными и благолепным причастием, она по сверхсущностной силе твердо держится свойственной ей по самой себе неделимой простоты». –  Григорий Палама,  святитель Антирретики против Акиндина. VII, 11, 38. С. 352–353.

http://pravoslavie.ru/105813.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010