27:34—54). Приведя Господа на место, нарицаемое Голгофа, и распяв Его, дали Ему пить оцет, с желчью смешен для уменьшения чувства страданий, и вкуш не хотяше пити; в исполнение пророчества Господь только отведал (Пс. 28:23), ибо чашу скорбей и страданий Богочеловек хотел испить с полным и ясным сознанием. Распявшие Господа стерегли Его. С мимо проходящими, архиереями, фарисеями и старцами поношаста Господа и разбойника, распятая с Ним. От шестого часа тьма была по всей земле до девятого. Около девятого часа Иисус Христос громким голосом возопил: Или, Или, лима савахфани, т. е. Боже мой, Боже мой, векую (почто) Мя ecu оставил (Пс. 21:1). Некоторые из стоявших говорили, яко Илию глашает сей. Остави, да видим, аще приидет Илия спасти Его. Иисус же паки возопив гласом вилиим, испусти дух, по выражению св. Златоуста, со знамениями власти. И се завеса церковная раздрася надвое — сверху донизу, земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во св. град и явились многим в Иерусалиме. Стражи, бывшие на Голгофе у креста, видя землетрясение и все бывшее, убояшася зело и исповедали: воистину Божий Сын бе сей.    В 8 — возвещается молитва Господа на Крест, о прощении врагов и раскаяние одного из разбойников, распятых с Господом (Лк. 23:32—49). Среди телесных и душевных страданий Господь молился на Кресте за врагов своих: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят. Народ, стоявший у Креста и смотревший, а равно князи и воины, подносившие Господу оцет, злословили Спасителя. Один из повешенных злодеев хуляше Его: Аще Ты ecu Христос, спаси Себя и наю. Другой же претил ему: ни ли Ты боишися Бога, яко в том же осужден ecu; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори. И глаголание Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствие Твоем. Аминь глаголю тебе, произнес Христос, днесь со Мною будеши в раю. Страждущий Богочеловек возгласил великим гласом: Отче, в руце Твои предаю дух Мой: и сия рек издше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

49:9), называя летораслию деву и выражая чистоту Марии. Потом, указывая на крест, говорит: « лег, уснул как лев и как львенок: кто разбудит его? » Успокоением и сном он назвал смерть Христову и со смертью соединил воскресение, сказав « кто разбудит Его? » Другой никто, а сам Он Себя. Поэтому и Христос говорил: « Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее » (Ин. 10:18); и еще: « разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » (Ин. 2:19). Что же значит: « лег, уснул как лев »? Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до креста, но и на самом кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса помрачал солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду, потому что тогда последний сказал: « согрешил я, предав кровь невинную » (Мф. 27:4); и жена Пилата объявила: « не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него » (ст. 19). Тогда тьма объяла вселенную и явилась ночь среди дня; тогда смерть истощилась, и сила ее ослабела: « и многие тела усопших святых воскресли » (Мф. 27:52). Все это предсказывая издревле и выражая, что Христос и распинаемый будет грозен, патриарх говорит: « лег, уснул как лев ». Не сказал: уснешь, но: « уснул », в удостоверение того, что это непременно будет. Пророки обыкновенно во многих местах говорят о будущем, как о прошедшем, потому что как невозможно, чтобы прошедшее не было, так невозможно, чтобы и предсказанное ими, хотя оно и будущее, не исполнилось. Поэтому они предсказывают о будущем в виде прошедшего времени, чтобы тем показать неизбежное и непременное исполнение предсказаний. Так и Давид, предсказывая о кресте, говорил: «пронзили руки мои и ноги мои». Не сказал: пронзят, но: « пронзили. Можно было бы перечесть все кости мои ». И не только об этом говорил, но и о том, что сделали воины: « разделили ризы мои между собою и об одежде моей бросали жребий » (Пс. 21:17–19). И не только об этом, но и о том что дали Христу вкусить желчь и напоили Его уксусом: и « дали », говорит, « мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

VIII, 18. глаголаху же Ему: где есть Отец Твой 862 ? Так же и в настоящем случае каждый, думаю, с полной справедливостью может обвинить неразумие Иудеев, говоря следующее пророческое изречение: „вот народ безумный и бессердечный“ ( Иер.5:21 ). Несмотря на то, что Спаситель наш Христос частые и долгие речи вёл к ним, постоянно называя в них Небесного Отца и Бога, они, жалкие, доходят до такого безумия, что осмеливаются говорить: „где (есть) Отец Твой“? Совсем вообще не думают о сущем на небесах Боге и Отце, напротив – оглядываются и ищут Иосифа, полагая, что он есть отец Христа, а не другой кто. Видишь, сколь —253— основательно назван народом действительно безумным и бессердечным. Не способные хоть сколько-нибудь возвести от земли своё духовное око, они являют истинность сказанного об них: „да помрачатся очи их, чтобы не видеть, и хребет их навсегда согни“ ( Пс.68:24 ). Хребет согбен у животных бессловесных, каковой вид они имеют от природы, и они не держатся прямо. Но и ум Иудеев оскотел некоторым образом, всегда склоняется к низу и не видит ничего небесного. Разве не само дело доказывает, что мы вполне верно так думаем о них и рассуждаем истинно? Ведь если бы они разумели Небесного Отца и Бога, то разве стали бы Бестелесного искать в пространстве? Неужели они, скажи мне, говоря о всё наполняющем Боге бессмысленное „где Он“, не противоречат всему божественному писанию, хотя божественный Псалмопевец, составляя возможную (для человека) речь о Боге и приписывая Ему свойство всё наполнять, „куда, говорит, пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда бегу? Если взойду на небо – Ты там, если сниду в ад, Ты – здесь, если возму крылья мои (себе) по утру (у зари) и пойду на края моря, – и там рука Твоя будет путеводить меня и держать меня десница Твоя“ ( Пс.138:7–10 ). Но и Сам Бог над всеми, ясно показуя нам, что Он имеет неограниченную местом природу, говорит к столь нечестивым Иудеям: „не Я ли наполняю небо и землю, говорит Господь? Какой дом построите Мне? Или какое место покоя Моего? Небо Мне – престол и земля – подножие ног Моих“ ( Иер.23:24 ; Деян.7:49 ). Таким образом отовсюду можно усматривать невежественность Иудеев, когда они говорят Спасителю Христу: „где Отец

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    П. Каким образом?     К. Во-первых, потому, что Он есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), непоколебимый и совершенно несокрушимый, и простирающийся высоко над землею; ибо во Христе мы освобождены от мудрования плоти и от погрязания в земных пороках, подняты Им как бы на высоту, помышляя о горнем (Кол. 3:2) и водворяясь на небе (Флп. 3:20). Ибо написано: «ибо щиты земли — Божии; Он превознесен над ними» (Пс.46:10). Сказал также где-то Христос гласом того же Давида о земле и о святых Апостолах: «Я утвержу столпы ее» (Пс.74:4). Ибо возвышающиеся над землею святые ученики были утверждены «силою свыше» (Лк. 24:49), как облеченные благодатью Святого Духа: они были именно столпы по сообразности со Христом и по уподоблению ему благодатью Духа. Итак, пойми, что не ради чего иного, как ради того, о чем мы только что сказали, Христос назван столпом: Он руководил, говорит Писание, днем «столпом облачным», а ночью «столпом огненным», чтобы показывать им путь (Исх.13:21). Ночью же в Божественном Писании обыкновенно называется время до пришествия (Христова), в которое, еще при владычестве сатаны, тьма неведения обдержала сущих на земле; а днем, напротив, — время пришествия Спасителя нашего, в которое мы просвещены, восприявши умом сияние истинного боговедения и созерцая очами сердца Солнце правды. И Павел засвидетельствует, говоря о времени до пришествия и после него: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно» (Рим. 13:12-13). Если же древнее время представляется в образе ночи, а напротив в образе дня — то время, в которое Единородный соделался человеком, то мы утверждаем, что израильтянам Он предшествовал в виде огня, как бы в осуждающем и наказывающем законе, ибо огонь есть знак наказания; а нам в виде облака, как бы в образе святого крещения и спасения посредством воды. Облако не есть ли вода?     П. Как же иначе!     К. Когда израильтяне ушли от египтян, древний властолюбец, то есть фараон, воспылал гневом и решился их преследовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Астрономия, история, топография, механика, физика, геометрия, даёт ответы на все эти вопросы. Но знание «созидает только тогда, когда ему предшествует и сопутствует добрая воля». Без этого «будут резать по правую сторону – и останутся голодными: и будут есть по левую – и не будут сыты, каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема и Ефрем Манассию, оба вместе – Иуду» ( Ис.9:20–21 ). «Сирияне с востока, Фелистимляне с запада, – будут они пожирать… полным ртом» ( Ис.9:12 ). Так сильный может, при одном холодном знании, «есть бессильного во весь рот» 67 . И едят! – сказал бы теперь почивший библеист. «Утерян секрет» – «быть довольным» 68 … Человечество опирается теперь на «три жезла» – на «опыт, разум и науку» 69 , с которыми и восходит на вершину гордости. И гордецы множатся, так как «у зла более пособников, нежели у добра» 70 . Гордость всюду. Гордость развивает «аппетит» к властолюбию, которое одновременно зовёт и к свободе от власти и, подменяя понятие христианской свободы, предлагает обществу хлеб, но «хлеб недопечённый» 71 . Аппетиты отдельных лиц превращаются иногда в аппетиты целых народов. Результат этого – «вечный голод» 72 . Такие народы нуждаются «в постоянной пище» – и они «объявляют войну против того, кто ничего не кладёт им в рот» ( Мих.3:5 ). Царства, стремящиеся к обладанию всем миром, прекрасно характеризуют пророки. «Эти царства требуют от всех безмолвного подчинения». И мир слышит речи самоуслаждения: «я – и никто, кроме меня» ( Ис.47:7,8:10 ); речи самоуверенности: «кто придёт ко мне»? ( Иер.49:4 ); речи пагубного насилия: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»! и вот, хребет людей делается как бы землёй и улицей для этих проходящих великанов ( Ис.51:23 ); а только мирный заговорит, они – к войне ( Пс.119:7 ). Пресыщенных и вместе вечно голодных гордость облегает, как ожерелье, и дерзость одевает их, как наряд уже выкатываются глаза их от жира, а жадные помыслы всё ещё бродят в сердце. Они над всем надеваются, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:6–9 ) с высокомерной речью: «силою руки моей и моей мудростью я сделаю это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Безмолвно взирая на Сына, видя, как Он умирает, теряла Его Матерь. Она оставалась на одиночество. В этой жизни потерявшая свою мать называется сиротой. Потерявшая мужа – вдовицей. Но нет даже слова для наименования потерявшей чадо своё! И вот в Скорбях, теряя Сына Своего, Матерь Господа обретает нового сына – Иоанна, Апостола юного. «Жéно! се, сын Твой», – слышит Она глас Распятого ( Ин.19:26 ). Ей усыновляется Апостол, а в его лице и вся Церковь Апостольская. Так становится Она, Скорбящая, Матерью Церкви . Как тяжело было Матери, когда Она видела Сына, оставленного братьями Его (Иосифовыми сыновьями)! Как тяжело было Матери, когда Она видела Сына Своего на Скорбном Пути Одного, оставленного учениками Его! А как тяжело было Матери, когда Она видела Сына Своего на Кресте, оставленного Отцом Его! «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Пс.21:2 ; Мф.27:46 ; Мк.15:34 ), – слышит Она из уст Его раздирающий Голгофскую тьму вопль. Она знала, как Сын Её всецело исполнял волю Отца Своего Небесного. Она хорошо помнила, как, будучи ещё Отроком, Он сказал и Ей и Иосифу: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Это было, когда они однажды всем Семейством ходили в Иерусалим на поклонение. Он тогда оставил их, причинив им великую скорбь, ради того, чтобы быть в Доме Отца Своего! И вот теперь, во страшной мгле, в тягчайший момент жизни, на грани Смерти, Отец оставил Его... И Он остался Один. Один, без Отца... О, какую муку испытала при том Матерь Страдальца! И когда в Тот Страшный Час Она стояла у оставленного Отцом Сына, Она воистину была Богоматерь!.. Он жаждал испить Чашу Страданий людских. Она слышала, как Он сказал: «Жажду» ( Ин.19:28 ). И когда Его иссохшиеся, исстрадавшиеся уста напоялись губкой с уксусом ( Пс.68:22 ), то и вся горечь страданий людских вливалась в Её Материнское сердце. Она скорбела о Сыне. Но не проклинала виновников Её Страданий. Она с Сыном скорбела и о них. Теперь и Она жаждала утолить всех скорбящих страдания. В Вифлеемской пещере Она стала Матерью Господа–Страдальца. На холме Голгофском Она стала Матерью всех скорбящих, всего страждущего рода людского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Бог " не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши " (Деян. 14, 17). Бог, будучи высочайшей властью, ни от кого не зависящим и ничьему суду не подлежащим Существом, всегда печется о твари Своей. Об этом свидетельствуют бесчисленные примеры. Он создал эту ужасающую и прекрасную огромность мира, бесконечное небо. Основал землю, пролил на нее воды и окружил воздухом. Небо усыпал светлыми звездами, а землю украсил цветами. И после того, как все созданное определил числом, весом и мерой, кажется, достойно бы и праведно мог отдохнуть от таких трудов и успокоиться. И сказать Творению: прекрасное Мое произведение, оставайся теперь спокойно, составляй этот мир и совершай те действия, для которых ты Мною создано. Чем Я тебя не снабдил? В чем и какой еще имеешь недостаток? Что бы такое было нужно, чего Я тебе не дал? Так оставайся в мире, не забывай своего Творца. Как бы некий заботливый отец, родив и воспитав сына и всем в достатке снабдив его, отпустил бы его от себя и приказал уже самому по себе учиться жить. Но так ли сделал Бог? Перестал ли Он заниматься делами Своими? Оставил ли без всякого Промысла создание Свое? Как же быть со словами: " Отец Мой доныне делает, и Я делаю " (Ин. 5, 17). Или как истолкуем апостольские слова: " Им (то есть Богом) живем и движемся и существуем " (Деян. 17, 28). Каким образом сбылись бы эти пророческие слова: " Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя " ,-говорит Господь (Ис. 49, 15). Или что значит моление Давида: " На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты-Бог мой " (Пс. 21, II)? Так и мы будем искать покоя под сенью Бога нашего. Будем укрываться под крылами Творца нашего. Спасаться в Его отеческих недрах останется для нас одним блаженством. " А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое " (Пс. 72, 28). Признаем мы рассуждением своим, что Бог управляет миром, что Он по воле Своей располагает все действия тварей и приводит их к тем целям, которые от самой вечности назначила премудрость Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Будучи известной каждому из опыта, она предполагается всеми книгами Писания, но яснее всего выступает в Псалтири. Не будет того во век, говорит Псалмопевец, чтобы (кто) остался жить навсегда, и не увидел могилы ( Пс.48:9–10 ; ср. Пс.88:49 ). Та же мысль о неизбежности смерти для человека приводит Екклезиаста к горькому сознанию, что мудрость, богатство, честь – все суета, потому что всякаго человека должна постигнуть одна участь – смерть ( Еккл.2:16 ). Новый Завет в вопросе о явлении и распространении смерти телесной в мире человеческом тесно примыкает к воззрению Ветхого и только более ясно раскрывает способ перехода смерти на все потомство Адама. Прежде всего, он признает исторический характер ветхозаветного повествования о падении. Сюда относятся такие места, где прямо имеется в виду история грехопадения в ее буквальном смысле. Так в 1Тим.2:14 : не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление, и в 2Кор.11:3 : боюсь, чтобы как змей хитростию своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились. Далее, что смерть явилась в мир вследствие преступления Адама, ясно вытекает из многих мест Нового Завета и решительно высказывается в послании к Римлянам: как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили ( Рим.5:12 ) 80 . Это же место, вполне понятное в общей мысли, но весьма трудное для изъяснения в частностях, является классическим для учения о первородном грехе, как причине распространения смерти на всех людей. О какой смерти говорится здесь, толкователи разногласят. Одни понимают под θνατος только смерть духовную, другие только телесную, иные, наконец, все формы смерти 81 . За понимание θνατος в смысле телесной смерти говорит параллельное место – 1Кор.15:21 : как смерть чрез человека, (так) чрез человека и воскресение мертвых. Сравнение с приведенными словами указывает, по крайней мере, на то, что здесь Апостол не исключает из понятия θνατος смерть физическую и говорит или о ней одной, или о смерти духовной и телесной вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Глава I Ты спрашиваешь: как кто-нибудь может быть совершенен и как должна жить вдова, оставшаяся без детей. Об этом же и в Евангелии спрашивает учитель закона: Учитель, что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную? Господь отвечает ему: соблюди заповеди. Он говорит: какие? Иисус сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. И когда тот сказал: всё это сохранил я, Иисус присовокупил: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19:16–21 ). Поэтому и я отвечу тебе словами Господа нашего: если хочешь быть совершенной и поднять крест своей и следовать Господу Спасителю и подражать Петру, который говорит: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою ( Мф. 19:27 ): – иди и продай все, что имеешь, и дай бедным и иди вслед Спасителя. Не сказал Христос: дай детям, дай братьям, дай родственникам, которых если бы имела ты, то и тогда справедливо должно было бы предпочесть им Господа, но сказал: дай нищим, еще более дай Христу, Который питается в лице нищих, Который, быв богат ради нас, сделался нищим и Который говорит в тридцать девятом псалме: Я же беден и нищ, но Господь печется о мне ( Пс. 39:18 ). О Нем же и начало тотчас следующего сорокового псалма: блажен, кто помышляет о бедном [и нищем] ( Пс. 40:1 ). Потребно разумение, чтобы после блаженства разумения познать, кто есть нищий и убогий. Без сомнения не тот, кто живет в бедности и нечистоте, и однако не удаляется пороков, но те нищи и убоги, о которых апостол говорит: только чтобы мы помнили нищих ( Гал. 2:10 ), для облегчения которых Павел и Варнава трудились в церквях язычников, чтобы были сборы в первый день по субботе и приношение это спешили не чрез других переслать, а сами передавали тем, кои оставили свои имения Христа ради, которые потерпели гонения и сказали своему отцу и матери, женам и детям: «не знаем вас» ( Втор. 33:9 ). Они исполнили волю Отца и послушали Господа Спасителя, который говорит: ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф. 12:49–50 ), и это я говорю не в том смысле, как бы я запрещал творить милостыню бедным иудеям или язычникам или нищим какого бы то ни было народа, но в том, что мы должны неверным предпочитать бедных из христиан и верующих, и между самими христианами есть большое различие, грешник ли бедный или святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010