Но самое главное сокровище этой книги – ее великие пророчества о Мессии, которые были изречены Духом Святым через благочестивого царя. Давид Духом Святым предсказал сам факт прихода в мир Христа Спасителя (Пс. 88, 20), Божественную и человеческую природу Его – царя не иудейского народа, но Искупителя всего человечества. Пророк предсказал поклонение волхвов и будущее священническое служение Мессии – проповедь среди народов и обращение их к истине. Проречены были и торжественный въезд в Иерусалим (Пс. 8:3; 117:25-26) и предательство ближайшим другом и учеником (Пс. 40:10; 54:14) а вскоре и горькая смерть самого предателя (Пс. 54:16,24; 108:18). Святой пророк предсказал страсти Христовы с такой силой, и в таких подробностях, как будто был им свидетель: отвержение иудеями и язычниками: «Предсташа царие земстии и, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его», (Пс. 2,1), преследования и клевету «яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася» (Пс. 108, 2) Он описал и ложное обвинение Праведника (Пс. 26, 12; 34, 11; 108, 2; 2, 2,3) и Его молчание на суде (Пс. 37; 14) насмешки над Ним (Пс. 21:7,8,16; 108:25), издевательства, избиения, плевки, бичевание (Пс. 34:15,21). Предсказал позорную смерть – распятие (Пс. 21, 15–18), вкушение уксуса и желчи вместо питья (Пс. 68, 22). Предвидел Духом Святым и молитву Спасителя о врагах (Пс. 108, 4) и восклицания на кресте: «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30:6). Торжественным гимном воскресения в пасхальную ночь звучат пророческие слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Пророк предсказал Вознесение Сына Божия и его седение одесную Бога Отца (Пс. 15, 11; 23, 7; 67, 19; 109, 1; 117, 19) и Второе славное пришествие (Пс. 49, 3-6) И вечное Царство над миром: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44: 6-7) Вот каковы пророчества этой книги! И если святой Давид великий пророк, то пример того, как надо внимать и исполнять пророчества – жития святых сегодняшнего дня – праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня.

http://pravoslavie.ru/43975.html

Ненавистники «противятся» (сатан ) Мессии. Кто «противник» всякого добра, всякой молитвы и любви в мире Божественном и человеческом? Сатан-диавол, известный в Писании под многими именами 510 . Пс.108:6             Поставь на него – нечестивого,                         и сатана да станет – справа от него. «Поставь на него нечестивого» – как судью на суде (ст.31). «Сатана да станет справа него» – как обвинитель 511 . Также у пророка Захарии ( Зах.3:1 ) сатана стоит справа – одесную – «Иисуса, иерея великого» (это прообраз Мессии). Таким образом, и великий праведник, и последний из предателей имеют справа от себя сатану. Но в Мессии-Христе сатана «не имеет ничего» ( Ин.14:30 ) – никакой своей части, чтобы обвинить Его. В предателе веры сатана имеет своего адепта, владеет им целиком и отнюдь не снабжает его никакой помощью, наоборот, его же – став справа – и обвиняет. Так распределяются роли на этом суде (поистине страшном): судья – нечестивый, обвинитель – диавол. Никакого договора с диаволом быть не может: он ищет, чтобы целиком поглотить 512 . Диавол пожирает своих детей. Над предателем веры не будет суда как разбирательства: он до суда осужден ( Ин.3:18 ): Пс.108:7             Когда судиться ему, – да выйдет он нечестив,                         и молитва его – да будет в грех. «Да выйдет нечестив». – Судья на суде – «нечестив» (ст.6), как и тот, кто судится. Это еще одна деталь суда: судья и подсудимый – тождественно нечестивы. «Молитва в грех» будет, прежде всего, у того 513 , кто произносит имя Божье, знает и толкует Писание. «Нечестивому сказал Бог: что тебе изъяснять уставы Мои, а ты носишь Завет Мой на устах твоих?» ( Пс.49:16 ). Здесь «нечестивый» – это религиозный авторитет; Господь говорит ему: что Мне растолковывать тебе уставы, что ты сам такое, чтобы толковать уставы? Завет Божий у нечестивцев только на устах. Они «смотрят и не делают» ( Мф.23:3 ), как иудеи. Сама молитва таковых будет в грех , как предупреждает Третья заповедь: «не оставит чистым Яхве того, кто поднимает имя Его впустую» ( Исх.20:7 ): человек не останется «чистым от» (корень ) преступления и вины (ср. Исх.23:7 ). Иудеи в Вавилонском плену вразумились, что раньше молитва их была в грех: «доколе Ты будешь дымить [гневом] на молитву нашу» ( Пс.80 /79:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: виде и подвижеся земля, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости подвигнулись, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры. Действия невидимой силы Божией выразились далее у псалмопевца (в ст. 5) под видимым образом гор воска и огня. По изъяснению тех же отцов (Феодорита и Афанасия), под горами разумеются здесь противные силы, которые, подобно тому, как воск от приближения к огню уничтожается, исчезают и тают (яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли). То же самое и так же выражено и в псалме 67, стих 3, где «враги Господни», т.е. демоны и служащие им люди, исчезают от «лица Божия, как воск от лица огня». Пс.96:6 Возвестиша небеса правду его, и видеша вси людие славу Его. Глаголы: возвестиша и видеша по переводу с еврейского выражены в настоящем времени: «возвещают, видят». Так как в действиях Божественного мироправления нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно вечно-настоящее, то небеса и служат для людей всегдашними провозвестниками правды Божией, конечно, при посредстве живых провозвестников сей правды, каковыми были вначале праотцы избранного народа, потом пророки, и наконец правда Божия возвещена была людям чрез Единородного Сына Божия, Который для возвещения этой правды учредил Церковь Свою на земле, поручив ей дело проповеди Евангелия «Царствия Божия и правды» Его до скончания века, когда в последний раз возвестят небеса правду Его, когда настанет день всемирного Суда Христова: «яко Бог Судия есть» ( Пс.49:6 ). Славу Божию люди видели, видят и могли видеть всегда, и в делах творения мира, и в делах попечительного Промышления Божия о мире, в делах Его всемогущества и святости ( Пс.110:2–4 ), в особенности же в делах благодати и спасения, совершенных чрез Христа, Сына Божия ( Ин.1:14, 13:31–33 ; Рим.9:23 ; Еф.1:5–6 ). Пс.96:7 Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся Ему вси ангели Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пророк вопрошает: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? О каком жилище Божием говорит здесь пророк? Судя по тому, что он упоминает здесь о святой, т. е. Сионской горе, на которой построен был Иерусалим, а в нём храм Богу Истинному, в целом мире в то время единственный, нельзя не видеть, что под жилищем Божиим пророк разумел храм Иерусалимский, который он же во многих местах называет домом или селением Божиим, так например: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея ( Пс.25:8 ), иди: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих ( Пс.83:11 ), или: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ( Пс.121:1 ), или ещё: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний ( Пс.92:5 ) и проч., и который действительно таков и есть, по свидетельству Самого Сына Божия: дом Мой дом молитвы есть, сказал Он, изгоняя из храма продающих и купующих, вы же сотвористе вертеп разбойником ( Мф.21:13 ), или когда опечаленная Его отсутствием Пресвятая Дева, нашедши Его во храме, вопрошала Его с прискорбием: чадо, что сотвори нама тако? се отец твой и аз боляще искахом Тебе, Он отвечал им: что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже Отца моего, достоит Ми быти ( Лк.2:48–49 )? Но поскольку та же гора Сионская, по изъяснению святого апостола Павла, знаменует и град Бога живого, Иерусалим небесный и церковь торжествующую духов праведных, в коей выну пребывает Господь Бог, или царство небесное: приступисте, говорит он христианам из евреев, к Сионстей горе, ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу и духом праведник совершенных ( Евр.12:22–23 ): то нет сомнения, что пророк, говоря о жилищи Божием вообще, имел в мыслях своих не только жилище Божие видимое и вещественное или благодатное, каковым были некогда Скиния свидения и храм Иерусалимский, а ныне храмы или церкви христианские, как освящённый наитием того же Духа Господня, но и невидимое и духовное или небесное, каковым есть царство славы вечной, в отношении к коему храмы земные служат только преддверием, но преддверием необходимым и неминуемым, или тою чудесною лествицею, от земли до небес досязающею, которую увидев во сне благочестивый патриарх Иаков с благоговейным ужасом воскликнул: несть сие, но дом Божий и сия врата небесная ( Быт.28:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Вступая на многотрудный и тернистый путь епископского служения, всегда помни слова архиерейской присяги, произнесенной тобой сегодня. Однако не только человек дает Богу обещания. Свои обетования людям изрекает и Создатель, Который никогда не уклоняется от истины и не нарушает Своих слов, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23). Сам Господь обещает верующим в Него вечную жизнь, обещает услышать в день печали (Пс. 19:1) и исполнить все прошения (Пс. 19:6), дать Своим людям крепость и благословить их миром (Пс. 28:11). Он свидетельствует, что скорее мать забудет свое дитя, нежели Он забудет Свой народ (Ис. 49:15), и заверяет, что не оставит нас сирых (Ин. 14:18) и пребудет с нами до скончания века (Мф. 28:20). Не забывай об этих дивных обетованиях Божиих, запечатлей их в своем сердце и приводи на память на всякое время — не только в минуты испытаний, но и в исполненные радости мгновения. Пусть благодарение Создателя станет нормой твоей ежедневной жизни, чтобы, взирая на тебя, будущие служители алтаря Господня вдохновлялись твоей ревностью и искренним желанием со тщанием трудиться во славу имени Христова. Вот о чем нужно особенно помнить архипастырю. Церковь воздвигает его на высокий свещник, но с того высокого свещника все хорошо видно тем, кто вокруг, и потому особые требования — к жизни архиерея, к его мыслям, к его словам, к его служению. Именно об этом предстоящем тебе делании хотел бы сказать несколько подробнее. Священноначалием тебе доверено быть ректором Московской духовной академии. Это ведущее и старейшее учебное заведение нашей Церкви, чья история восходит к знаменитой Славяно-Греко-Латинской академии. За многовековой период бытия этой духовной школы здесь сложились свои воспитательские, образовательные и богословские традиции, которые тебе следует познавать, беречь и уважать. Будь внимателен к богатому духовному наследию Большой кельи преподобного Сергия. Неразумное усердие способно в короткое время разрушить то, что создавалось трудами целых поколений, и о таких неразумных руководителях, в том числе на церковной ниве, потом с сожалением вспоминают в течение долгих лет. Но помни и о том, что консерватизм, то есть сохранение традиций, сохранение веры,должен быть направлен не только на сохранение, но и на то, чтобы все эти ценности, запечатленные в слове Божием и передаваемые Церковью, усваивались Божиим народом.Старайся делать всё от тебя зависящее, чтобы приумножать лучшее, что было в истории этой школы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5961583...

Совокупность изречений, содержащихся в книге Притчей, составляет так называемую «мудрость», евр. хокма. Эта мудрость, изрекаемая разными мудрецами, есть самостоятельная и самодеятельная Сила, говорящая через мудрецов, дающая им и всем ведение откровенной истины ( Притч 29.18 : «без откровения свыше народ не обуздан, а соблюдающий закон блажен»). Все учение книги Притчей есть слово Иеговы или закон Иеговы: частнее, оно исходит от лица вечной Премудрости сотворившей мир ( Притч 8.27–30 ; сн. Притч 3.19 ), и еще до творения мира бывшей у Бога ( Притч 8.22–26 ), всегда близкой к сынам человеческим ( Притч 8.31 ), в Израиле же нарочито всенародно проповедующей во всех местах общественных собраний ( Притч 1.20–21, 8.1–4 ), выслушивающей молитвы просящих ( Притч 1.28 ), изливающей дух мудрости на принимающих ее ( Притч 1.23 ), словом – личной или ипостасной Премудрости Божией. Существенный характер мудрости, которой научает книга Притчей, как и вся так называемая хокмическая священная библейская письменность (некоторые псалмы: Пс.36 , Пс.49 , Пс.72 , книга Иова, кн. Екклезиаста, кн. Иисуса, сына Сирахова), слагается из двух основных черт. Эта мудрость, во-первых, всецело зиждется на религиозной основе и есть в существе своем истинное боговедение и богопочтение: «начало мудрости – страх Господень» ( Притч 1.7 ); «начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум» ( Притч 9.10 ). Мудрость эта, во-вторых, имеет прежде всего и главным образом практический характер: тогда как в пророческих писаниях весьма много места уделяется речам о судьбах народа Божия, о его верованиях и пр., в книге Притчей весь этот теоретический элемент является лишь основой, предположением всех суждений свящ. писателя, главный же предмет его речи всегда образует практическая жизнь теократического общества и отдельного члена его по руководству закона Иеговы. Существует путь Господень и этот путь – твердыня для непорочного, и страх для делающих беззаконие ( Притч 10.29 ). Источник всякой истинной мудрости – в законе Иеговы: «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» ( Притч 20.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Смирнов И. Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (II-IX вв.). – ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим. Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.); май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 («Пастырь» Ермы). Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап. Варнава. – Воронежские епархиальные ведомости 1891, 21 [здесь и далее пагин. 2-я, часть неофиц.], 771–779; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 1892, 1, 1–15; Св. Ерм . – Там же, 2, 41–45 и 81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 8, 297–308; 9, 351–356; Св. Папий. – Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские. Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892. Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып. 1. Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало]. – ПС 1895, т. 1, 101–124; Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание. – Там же, 145–185, 277–289; т. 2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание. – Там же, 160–214; Св. Игнатий Антиохийский и его послания. – Там же, т. 3, 47–71, 149–161; Св. Поликарп Смирнский и его послание к филиппийцам. – Там же, 301–319; Св. Ерм и его книга «Пастырь». – Там же, 1896, янв., 76–142. – Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с. Писарев Л.И. О руководительных началах христианского ведения по учению мужей апостольских. – ПС 1914, 6, 1026–1081; Христологическое учение мужей апостольских. – Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей апостольских. – Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских. – Там же, 12, 591–668; Учение мужей апостольских об иерархии. – Там же, 1915, т. 1, 1, 90–188; Эсхатология мужей апостольских. – Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп. Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских» (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булгаков) . [То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имя Божие само по себе свято: «Сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его», – говорит Пресвятая Дева Мария ( Лк.1:49 ). – «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!» ( Пс.110:9 ). – «И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь». ( Пс.71:19 ). Мы должны просить в этом прошении, чтобы оно святилось у нас на земле: а) через распространение истинного и чистого познания о Боге и Иисусе Христе: «Если даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). – «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим.6:3–4 ). – «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» ( Мф.24:11 ). – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). – «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит» ( 2Тим.2:16–17 ) – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ). – «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет.2:1 ). б) через добрые мысли и поступки: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божье хулится у язычников» ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ; Рим.2:23–24 ). – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). – «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин.15:8 ). – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). – «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.19:2 , 1Пет.1:15–16 ). – «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). 3. Средства, благоприятствующие к прославлению через нас имени Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем — тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие — Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий: a. антифоны 1-3; b. малая ектения; c. седален; d. 2-е Евангелие — Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);  a. антифоны 4-6; b. малая ектения; c. седален; d. 3-е Евангелие — Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра);  a. антифоны 7-9; b. малая ектения; c. седален; d. 4-е Евангелие — Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);  a. антифоны 10-12; b. малая ектения; c. седален; d. 5-е Евангелие — Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);  a. антифоны 13-15; b. малая ектения; c. седален; d. 6-е Евангелие — Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» (Пс 21. 18; стих — Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие — Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа); 9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие — Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Космы Маиумского; a. по 5-й песни трипеснца — малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается); b. по 9-й песни трипеснца — малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды; 13) 9-е Евангелие — Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); 14) хвалитные псалмы (согласно Типикону — по-праздничному, начиная с «Всякое дыхание») и стихиры;

http://bogoslov.ru/article/398799

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010