«Смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше» . Одним словом, мы ничего не знаем об истинном смирении, но при этом пытаемся подражать внешним действиям святых, у которых внешнее было следствием внутреннего. Но следовать по пути его приобретения мы обязаны, так как это есть прямая заповедь Спасителя, которая одна может умилостивить Бога, ибо сказано: «смирихся и спасе мя» Господь (Пс.114, 5). Рейтинг: 9.9 Голосов: 557 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 26 декабря 2023, 05:39 Дмитрий, а может быть, это и есть царский путь- путь " золотой середины " , евангельский путь? Не постоянное самоуничижение и самооплакивание и самопроколятие, а осознание своей " чадости " , принадлежности Иисусу Христу? Желание следовать за Ним и совершенствоваться Его благодатью и своим усилием? А если же Он не прощает нас и не изменяет, то тщетна вера наша, напрасно Евангелие. И таинства напрасны. Дмитрий 22 ноября 2023, 10:17 Обратил внимание, что мы иногда противопоставляем ложному смирению самость и дерзость. А это, думаю что две стороны одной медали, не случайно о. Роман упомянул про самость. Помоги Господи идти по царскому пути. Владимир 19 ноября 2023, 19:24 Антонию: К чему это, какое же тут смирение?! Это, как раз, и есть фарисейство, считать " нас " достойнее других. Константин 19 ноября 2023, 10:06 Даруй Господи мудрости, где нужно проявить решительность и не смиренничать, а где лучше проявить смирение. Спаси Господи. Хорошая статья. Брат Антоний, благодарю за ваш духоподъемный комментарий. Алла 17 ноября 2023, 23:48 Спаси Бог за вразумление! Ann 17 ноября 2023, 00:01 Глубоко. Есть над чем поразмыслить. Благодарю. Галина И. 16 ноября 2023, 23:10 2.их деятельности есть искание славы человеческой, средство к достижению цели- лицемерие» (свт. Игнатий (Брянч.). Прп. авва Дорофей учит, что к смирению приводят благодарение Богу, молитва и телесные труды, " само же смирение Божественно и непостижимо " (поуч.2). Монашеская жизнь- пример для нас, грешных. Но иное монахам, иное мирянам. Прп.Бенедикт Нурсийский установил для монахов 12 ступеней смирения! Мы же взываем: " Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу! " (Пс.113). Св. Апостолы благословляют наше общение в целях возрастания духовной жизни, где " надлежит быть и разномыслиям " (1Кор. 11,19).Смирение достигается путем исполнения Божиих заповедей, а это труд всей жизни с помощью Бога.

http://pravoslavie.ru/157367.html

Давид пророчествовал о всемирной славе храма Божия ( Пс.21:26,28–30 ); прозревал эту славу и Соломон, объятый молитвенным восторгом, при освящении созданного им храма на Сионе. О всемирной славе храма пророчествовал неоднократно пророк Исаия и др. Но храма ветхозаветного нет во вселенной. Итак, обетование о всемирной славе храма принадлежит храму христианскому. В нем и только в нем даровал Господь радость всем народам, – в нем преподаются все дары благодати ради оставления грехов и вечного спасения. Именно такое назначение храма и обетование о нем подтвердил и Христос Спаситель при изгнании торгующих из храма. 9. Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. (Вся звери девия приидите, ядите вся звери дубравныя). Так как спасение грешных людей есть дар милости Божией (ст.1), и храм Божий, как дом молитвы об этой милости, открыт для всех (ст.5,7); то Господь и призывает к Себе всех, – даже диких и звероподобных людей, которые, следуя влечениям своей греховной природы утратили в себе подобие Божие и дошли до скотоподобия ( Пс.48:13 ): взаимная непримиримая злоба, при постоянном кровопролитии, вот выражение людского зверства. Но даже эти и такие люди должны будут изменить свои нравы, войти на гору Господню и, вместе с другими, составить одно царство Божие (гл.11:5–10; гл.65:1,23–25). По точному значению слов этого пророчества, действительно, не в иудейскую, а только в христианскую церковь истинного Бога обратились и до сих пор обращаются полудикие и дикие племена во всех странах мира: по действию благодати Божией, они существенно изменяют здесь свои нравы и наследуют благо блаженства вместе с избранными из народа Божьего. 10–12. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. (Видите, яко ecu ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любяще дремати, и пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукавии, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от первого и до последнего. Приидите, да возьмем вино и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и заутра, и много множае).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дай нам такую радость, скажут, может быть, некоторые; научи нас так радоваться. – Желал бы я сего, Братия, для вас, и для себя: только сомневаюсь, можно ли научить радости, как науке; можно ли раздавать оную, как раздают пищу за столом. Но зато можно иметь радость и без прошения у других, и без научения другими. Посмотрите на младенца, когда он видит свою мать, и бросается в её объятия: не видите ли, что он весь радость? А его никто не учил радости; и он не просил её у матери. Будьте и вы, яко дети, как и учил быть Христос Господь ( Мф.18:3 ); так просто, так совершенно предавайтесь Богу, так всецело повергайтесь в объятия благодати Его: радость Господня, от одного взора матери – Благодати, сама собою родится в сердце простом и чистом.» Если же сердце ваше не обретает радости духовной: то не бесполезно вспомнишь закон и предел, который Бог положил радости. Несть радоватися нечестивым, глаголет Господь (Иса.48:22). Предел, за который не переступает радость Господня, есть тот, за которым начинается область нечестия или беззакония. И так, если сердце твоё не обретает радости духовной: то внемли себе, как говорит Моисей, примечай за собою, испытывай себя, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония ( Втор.15:9 ), не кроется ли в нем противный благочестию и добродетели помысл, страсть, намерение, дело нечистое, неправедное, злое, чем сердце осквернено, загромождено, заграждено и сделано недоступным чистой и святой радости. В таком случае путь к радости о Бозе есть печаль яже по Бозе, которая покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ), и таким образом сеющии слезами радостию пожинают ( Пс.125:5 ): чего ради и Псалмопевец радости в самую средину радостного Псалма своего всевает слезы, как семя чистой радости: восплачемся, говорит, пред Господем, сотворшим нас ( Пс.94:6 ). Впрочем, испытывай себя, сказал я, не в слове ли беззакония кроется причина отсутствия радости: a может случиться и то, что она медлит явиться, ожидая мановения Благодати, испытующей твою преданность и упражняющей твоё терпение, или просто требуя возбуждения свойственным Ей образом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прежде всего надо знать, что в Новом Завете нельзя видеть такого различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин. 8:34 ); и еще: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин. 12:48 ). И Иоанн вопиет: не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин. 3:36 ), и причина угрозы за неверие не различие грехов, но преслушание. Вообще же, если позволяем себе говорит: грех «малый» и «великий», то можно признать бесспорным, что для каждого велико владеющее им и мало, чем он владеет; как у борцов – победивший крепче, а побежденный слабее одержавшего верх, кто бы он ни был. Поэтому в рассуждении всякого, согрешающего каким бы то ни было грехом, должно соблюдать суд Господа, Который сказал: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ). В рассуждении же всех таковых да соблюдается сказанное апостолом: почему вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело ( 1Кор. 5:2 )? Ибо при отсечении надобно оказывать долготерпение и сердоболие (5). Как надо обращаться от грехов? Возревновав о расположении Давида, который, во-первых, говорит: беззаконие мое сознал и греха моего я не скрыл, сказал: «исповедуюсь Господу в беззаконии моем» ( Пс. 31:5 ); а потом разнообразно объясняет способ к тому в шестом и в других псалмах; у апостола же поучаясь тому, что засвидетельствовал он Коринфянам чужом грехе, сказав: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, и, присовокупив свойство печали: вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле ( 2Кор. 7:10, 11 ). Почему явствует из этого, что надо не только удаляться от греха и скорбеть о согрешающих, но уклоняться и от самих грешников. И это ясно выразил Давид, сказав: отступите от меня все, совершающие беззаконие ( Пс. 6:9 ); апостол же заповедал с таким даже и не есть вместе ( 1Кор. 5:11 ) (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

1Пет.1:16 ; Мф.5:48, 6:9 ; Ин.1:12 ; 1Пет.1:23, 11, 21–25 ; 2Пет.1:4 ; Ис.50:6, 53:7, 9, 42:1 ; Мф.12:17–21 ; Лк.10:27 ; Ин.5 ; Деян.2:44–47, 4:32 и след.; Рим.8:15, 12:1–21, 13:12–14 ; 1Кор.13 ; Еф.5:1, 2, 8–10, 6:10–18 . Флп.4:8, 9 ; 1Фес.2:1–12 . и проч. § 9. Отсюда положительная главная цель собеседования церковного есть воспитание и усовершение человечества по духу и плану Религии Иисуса Христа, или учение о возрождении 9 . При содействии благодати Божией благовествованием о Христе Иисусе породить истинных чад Богу ( 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 ); словом Бога живого воскрешая грешников, яко от мёртвых живых, ( Иак.1:18 ; 1Пет.1:23 ; Еф.2:6 ; Кол.3:1 ), вдохнуть им новую жизнь( Еф.2:5 . Рим.4:11 ), образовать новое творение ( 1Кор.5:7 ; Пс.50:12 ; Гал.6:15 ), – новых людей, созданных по Богу в правде и преподобии истины ( Еф.4:22–24 ), – вести человека к Богоподобию; – вот вторая главнейшая и постоянная точка 10 , к которой должны быть направляемы все церковные беседы. § 10. Растление человека преимущественно обнаруживается в упадке и неправильном действии трёх главных сил духовной природы человеческой – ума, воли и чувства, или сердца. В настроенности этих сил, в приведении их к надлежащей цели должно состоять и возрождение или пакибытие – ( Тит.3:5 ) человека. Отсюда главная положительная цель церковных наставлений объемлет три особенные цели: I. образование ума 11 соответственно духу Евангелия; II. истинное направление воли; III. развитие религиозного чувства 12 или вкуса 13 . § 11. Светское любомудрие завещает духовной природе человеческой три главные идеи: идею отрешённой истины для ума, идею добра для воли, идею красоты 14 для чувства. Христианство не любит ни отвлечённой истины, ни отвлечённого добра и красоты. У него есть одна воплощённая Истина, и одно Добро, и одна вечная Красота и сладость – Господь и Бог наш Иисус Христос . Потому в учении церковно-библейском жизнь и стремление ума к истине выражаются верою в Бога, – жизнь воли стремлением к осуществлению в себе совершенств Божиих, или любовью, – жизнь чувства наслаждением, миром, всяк ум преимущим, или стремлением к блаженству. Но как полное наслаждение блаженством на земле невозможно: то религиозный вкус питается сладостным предчувствием, предвкушением благ небесных, а недостаток оного восполняется надеждою, или, по-другому весьма характеристическому выражению Писания, живым упованием ( 1Пет.1:3 ). Ибо живое упование и совершенная надежда на получение блаженства есть почти действительное обладание блаженством, с тем только различием, что оно пока ещё не в наших руках, но что мы получим его непременно (мысль Св. Иоанна Лествичн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

10 . Ворота города (48,30–35) Глава 1 1:1–3 См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания. 1 И было в тридцатый год. Книга, предположительно, имела два заголовка: один от первого лица (ст. 1), второй от третьего (ст. 2,3). Хронология в книге пророка Иезекииля, как правило, приводится по годам правления Иоакима. Иезекииль воспринял свое пророческое призвание на тридцатом году жизни, что соответствует пятому году правления Иоакима. Предназначенный в священники человек обычно приступал к активному служению лишь по достижении тридцати лет ( Чис. 4,3 ), но Иезекииль в этом возрасте жил в условиях плена, вдали от Иерусалимского храма, и, естественно, не имел возможности исполнять свое священническое призвание. 1 это был пятый год. Царь Иоаким был уведен в плен в 597 г. до Р.Х.; Навуходоносор посадил на его место царя Седекию ( 4Цар. 24,15–17 ; 2Пар. 36,10 ). Но Иоакима продолжали считать законным царем Иудеи ( 4Цар. 25,27–30 ), что признавалось даже вавилонскими властителями, так что все даты, которые приводятся в книге пророка Иезекииля (1,2.3; 3,16; 8,1; 20,1; 24,1; 26,1; 29,1; 29,17; 30,20; 32,1; 32,17; 33,21; 40,1), даются по годам царствования именно Иоакима. Следовательно, если в ст. 1,2 называется четвертый месяц пятого года правления Иоакима, то видение состоялось в июле 593 г. до Р.Х. 1 при реке Ховаре. Иудеи диаспоры обычно устраивали места для богопочитания у водных потоков ( Деян. 16,13 ; Пс. 136,1 ). Два клинописных текста из Ниппура упоминают о «пару кабари» (в переводе «великая река»), и это имя собственное можно отождествить с рекой Ховар. Так называли большой обводный канал, с помощью которого вода из Евфрата подводилась к Вавилону. 13,14 Подобно Моисею, любой пророк ( Втор. 18,15.18 ) обычно начинал свое пророческое служение лишь после того, как Бог приоткрывал ему свое Божественное присутствие. Каждый из пророков обычно бывал допущен на небесный совет, где ему позволялось выслушать слова Божий. Именно в этом и состояло отличие истинного пророка отложного ( Иер. 23,16–18 ; 3Цар. 22,19–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Им справедливо сказал бы Пророк Исаия: уповают на суетная, и глаголют ложная, яко зачинают труд, и раждают беззаконие. Яица аспидска разбиша, и постав паучинный ткут, и хотяй от яиц их ясти, разбив запорток обрете, и в нем василиска. Постав их не будет в ризу, и не одеждутся от дел своих (Ис.59:4-6). Ибо не стыдятся ругаться над страданием Спасителя нашего Бога, Которым спасено все словесное естество; напротив того пустословием своим совращают веру некоторых, не взирая на гнев самого Господа, Который ясно выражает сие в притчах, и говорит: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие Божие пред человеки. Вы бо не входите, ни желающих внити оставляете внити (Мф.23:13). Пророк, хотя и велик был, однако же человек, а потому сказал: обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (Пс.48:16). Единородный же Сын Божий, показывая полномочие Божества Своего, сказал: сего ради Мя Отец любит, яка Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин.10:17.18). Ибо, прияв на Себя единосущное с нашим тело, дарует человекам победу. Не говорим, что плоть Слова снишла с неба, что спасение наше совершено в призраке и мечтательно. Да не будет сего! Но утверждаем, что Слово подлинно в действительности воплотилось от семени Давидова, согласно с Писаниями, как и Архангел Гавриил благовествовал Святой Деве и Богородице Марии, сказав: Радуйся Благодатная: Господь с Тобою. Она же смутися о словеси, и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Ей: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет Велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.1:29-33). Говорил же сие Архангел, давая тем разуметь, что Господь наш для спасения человеков соделается сыном Давидовым по плоти. Ибо писание говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт.49:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Поэтому все мы, кто веруем во Христа и призываем Его святое имя, будем нести надежду, радость, мир, спокойствие, умиротворение, мужество сердцам наших братьев, призывая на помощь присутствие и любовь Господа нашего Иисуса Христа. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1892 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 30 марта 2020, 10:49 Ув.Александра Никифорова, молиться о всем мире - удел совершенных. А если мы в своих грехах не каемся, то как можем молиться о чужих грехах. Кто-то из святых отцов сказал, что когда бедствия постигнут мир, не покусись остановить их своей немощной рукой, блюди себя и довольно с тебя. Ольга 24 марта 2020, 22:58 Я Вас поняла, Александра!Божией помощи Вам! Александр 24 марта 2020, 22:15 Замечательно: " Кто вам сказал, что мы будем бессмертны в этом мире? " Храни Вас Господь. Александра Никифорова 24 марта 2020, 19:35 Уважаемая Ольга! Я так поняла слова митрополита Афанасия (которого знаю лично и проповеди его слушаю давно и постоянно): в этот трудный час нам стоит молиться не только о своих грехах (как в обычное время), но и о грехах ближних и всего мира, то есть о тех, кто сам не придет, не покается, не помолится. Коротко говоря: молиться о всем мире с просьбой простить людям их прегрешения и помиловать их. Прошу прощения, наверное, мне стоило сделать примечание к переводу! Юлия 24 марта 2020, 14:54 Ничему она нас не учит. Она просто показывает, кто есть кто. Павел К. 24 марта 2020, 12:13 Спасибо , дорогой Владыка ! Ольга 24 марта 2020, 01:03 «Так давайте покаемся в своих грехах, в грехах всего мира!» В своих – да, в грехах мира – нет. Есть личный грех и личное покаяние. Можно лишь молиться за вразумление других, но не каяться. Нас, россиян, уже призывали к всенародному покаянию в грехе цареубийства. «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс.48:8). Если каждый человек будет приносить Богу искреннее покаяние с изменением своего ума, то изменится и мир в целом. Но, к сожалению, это утопия, т.к. даже позиционирующие себя православными (а это небольшой процент живущих на земле) – это люди, в большинстве своем, закостеневшие в грехах и пороках.

http://pravoslavie.ru/129574.html

3:16). Не говорит ли это о том, что в невинном состоянии для людей было возможно рождение и зачатие особенное, безболезненное? А что, действительно, жена могла рождать безболезненно и бесстрастно до своего падения, не служит ли некоторым доказательством этого единственное в истории человечества событие — безболезненное и бесстрастное рождение Божественного Младенца от Пресвятой Девы, предочищенной Святым Духом?-Отвечаем утвердительно. Такое разрешение обсуждаемого нами вопроса, не представляя собою для верующего христианина ничего несообразного с разумом и будучи вполне согласно со словом Божиим, всецело основывается на святоотеческих рассуждениях. Св. Григорий Нисский, приведя слова Спасителя: В воскресении бо ни женятся, ни посягают (Мф. 22:80), ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове суще (Лк. 20:36), продолжает: Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первобытное состояние… Посему, если жизнь восстановляемых имеет сродство с жизнию Ангелов, то очевидно, что жизнь до преслушания была некая ангельская, т.е. безбрачная. Если бы люди не пали, то для размножения своего не имели бы нужды в браке..: Падший человек в деле размножения «приложился скотом бессмысленным и уподобился им» (Пс. 48:21) (Творения св. Григория Нисского. Т. I. СС. 146—147). То же самое, только еще более определенно, свидетельствует и св. Иоанн Златоуст. Тмы тем Ангелов,— говорит он,— служат Богу и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан. 7:10), и ни один из них не произошел по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия… Бог тем более мог бы без брака создать людей, как создал Он и первых, от которых произошли все люди. И теперь не сила брака умножает род наш, но слово Господне, сказанное в начале: «раститеся и множитеся и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Помог ли, скажи мне, брак Аврааму в деторождении? Не после ли столь многих лет брачного состояния он сказал: «Господи? что ми даси? аз же отпущаюся бесчаден» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3797...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010