11: 8. Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, – и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня ( Ис.29:10 ; Втор.29:4 ). 11: 9–10. И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть ( Пс.68:23–24 ). 11: 11. Но не для того, чтобы преткнулись, и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду ( Втор.32:21 ср. Рим.10:19 ). 11: 12. Если же чрез уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, поскольку последние вошли чрез выход первых; то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками, а не распинателями, – благовестниками, а не укоснителями. 11: 13. Вам говорю, призванным из язычников, я, Апостол: служение мое, то есть, что соделано в народе (Израильском) и у язычников, буду прославлять 529 . 11: 14. Ради сего я и желал, чтобы к соревнованию в тех вызывать плоть мою и спасенными делать некоторых из них, кои не приняли нашей проповеди и наших знамений. поскольку Господь наш за всех умер, то и не говорит: соревную Христу, если умираю, как Он, и спасенными соделываю, по подобию Его; ибо —46— один есть Агнец, Который заклан за всех, даже и за самого Апостола. Вот это-то, не высказывая открыто, выразил премудро (в толкуемом изречении). Так как Христос обитал в плоти его, то и говорит так: к соревнованию да вызываю плоть мою, то есть Господу, живущему в плоти моей. Как Он умерщвлен и спас язычников, так и я умерщвляюсь и своею смертью спасаю родных моих. 11: 15. Но дабы не думали язычники, что если народу (Израильскому) дастся вход, то сами они отвержены будут и отринуты, – сказал: ибо если падение их примирением было язычников, то также и примирение (принятие) их будет обещанною жизнью, которая после воскресения. 11: 16. Если же начаток (плодов, мукá) был свят, то и тесто также (будет свято); и когда корень свят, то и ветви тоже. 11: 17–18. Если же ветви корня отломились и отсечены, а ты, будучи дикою маслиною, – поскольку именно осуждены были на изгнание, – вы, язычники, – привились и сделались вместо народа (Израильского): то не превозноситесь тем, что с удалением их совершился вход ваш, ибо не вы корень держите, это – принадлежность Апостолов, которые, как бы корни, держат вас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 . Итак, мы веруем во единого Отца Бога неисследимого и неизглаголанного, Которого никто не видел из людей: Единородный только Сын... Он явил ( Ин.1:18 ). Ибо Кто есть от Бога; Он видел Отца, лицо Которого Ангелы всегда видят на небесах ( Ин.6:46 ); притом зрят оное каждый соразмерно своему чину, а в полном свете зреть Отца собственно предоставлено Сыну со Святым Духом. 12 . Доведя до этого места мое слово и упомянув кратко о всех тех местах, в которых Бог возвещается Отцом человеков, я крайне изумляюсь, представляя себе неблагодарность людей. Бог, по неизреченному человеколюбию, благоволил назваться Отцом людей, небесный – Отцом земных, Творец веков – Отцом сущих во времени, Содержащий всю землю дланью -Отцом таких, которые на земле подобны саранче, а человек, оставив пренебесного Отца, сказал дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» ( Иер.2:27 ). Потому-то, как я думаю, и сказано в псалме к роду человеческому: и забудь народ твой и дом отца твоего ( Пс.44:11 ), которого избрал ты отцом, которого принял ты к своей погибели. 13 . Да не только древа и камни, но некоторые избрали себе отцом и самого сатану – душегубца. Господь, обличая таковых, сказал: Вы делаете дела отца вашего диавола ( Ин.8:41 ), который есть отец человеков не по естеству, но потому, что обольщает их. Ибо как Павел назывался отцом коринфян за преподание им благочестного учения, так точно и диавол называется отцом произвольно соединяющихся с ним. Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают эти слова: Дети Божии и дети диавола узнаются так ( 1Ин.3:10 ); как будто есть некоторые между людьми, спасающиеся или погибающие, по естеству. В святое сие усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению. И предатель Иуда не по естеству сделался сыном диавола и сыном погибели. Ибо иначе прежде никоим бы образом он не мог изгонять бесов во имя Христа; сатана сатаны не изгоняет. Равно и Павел из гонителя не сделался бы проповедником Евангелия. Приобретение усыновления зависит от воли каждого, как говорит Иоанн: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Ибо не прежде веры, но через веру произвольно удостоились мы соделаться чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

J. S. Assemani. R., 1746. Vol. 3. P. 234c-236c [=Phrantzoles. T. 6. P. 42-46]; рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Творения. М., 1994р. Т. 3. С. 208-210): «Исихия означает сидеть в своей келье со страхом и ведением Божиим, воздерживаясь от памятозлобия и высокомудрствия. Такая исихия - родительница всех добродетелей и охраняет монаха от разженных вражеских стрел [ср.: Еф 6. 16], не позволяя им ранить его. О исихия - преспеяние монашествующих! О исихия - лествица добродетелей! О исихия - путь к Царствию Небесному! О исихия - мать сокрушения! О исихия, подающая покаяние! О исихия - зерцало грехов, являющая человеку прегрешения его! О исихия, не мешающая слезам и стенаниям! О исихия, просвещающая душу! О исихия - родительница кротости! О исихия - сожительница смирения! О исихия, ведущая человека к мирному устроению! О исихия - собеседница ангелов! О исихия - световодительница разума! О исихия, сопряженная со страхом Божиим, - надзирательница помыслов и сотрудница рассуждения! О исихия - родительница всяческого блага, утверждение постничества, узда языка и препятствие чревоугодию! О исихия - досуг для молитвы и занятие чтением! О исихия - безмятежность помыслов и тихое пристанище! О исихия, умоляющая (или: боящаяся, δυσωποσα.- А. Д.) Бога, - оружие юных, имеющая непреложное разумение и охраняющая желающих безмятежно сидеть в своих кельях! О исихия - благое иго и легкое бремя [ср.: Мф 11. 30]! О исихия, упокояющая и несущая носящего тебя! О исихия - радость души и сердца! О исихия, пекущаяся лишь о своем [ср.: Лк 10. 41] и беседующая со Христом, постоянно имеющая перед глазами смерть! О исихия - узда очей, слуха и языка! О исихия, денно и нощно чающая Христа и берегущая неугасимую лампаду [ср.: Мф 25. 1-13] (ведь стремясь к Нему, ты постоянно воспеваешь: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» [Пс 56. 8])! О исихия - истребительница тщеславия, соделывающая у стяжавшего тебя плач вместо смеха! О исихия - матерь благочестия! О исихия - врагиня бесстыдства и ненавистница дерзости, всегда ожидающая Христа! О исихия - узилище страстей! О исихия - вместилище Христа, плодоносящее благие плоды! Ей, брат, стяжи ее, помня о смерти» (Apopht.

http://pravenc.ru/text/674926.html

Апостолы, по примеру Иисуса Христа, признавали святость храма иерусалимского, как «дома Божия», «дома молитвы»: «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ; сн. Деян. 2:46; 3:1; 22:17; 24:11,12 ). По открытии Церкви Христовой в день Пятидесятницы мы видим, что христиане «пребывали в храме» иерусалимском, участвуя в богослужении иудейском, но для совершения христианского богослужения, т. е. св. причащения, собирались «в домах», за отсутствием особо устроенных храмов. Церковь состояла тогда из нескольких тысяч верующих ( Деян. 2:41 ; сн. 4:4); один дом не мог их вместить, почему упоминается в кн. Деяний (2:46) о многих домах. В Антиохии место христианских богослужебных собраний впервые именуется „церковью»: «целый год собирались они в церкви» ( Деян. 11:26 ). Такое название входит в употребление. Апостол Павел, требуя благоговейного отношения к храму, где совершается «трапеза Господня», указывает на высокое значение «церкви», в сравнении с обыкновенным домом: «когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» ( 1Кор. 11:18–22 ). «Самое место ты присвояешь себе», замечает св. И. Златоуст, «пользуясь церковию, как бы своим домом. Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово: «церковь» ( κκλησα – собрание)». 5 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34,35 ). В церквах были особые места для «простолюдинов» ( 1Кор. 14:16 ) и для «предстоятелей» ( 1Фес. 5:12 ). Катакомбы являются свидетелями существования храмов у первых христиан. Таинство причащения, по слову апостола, будет совершаться до второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 11:26 ), а, следовательно, и храмы будут у христиан до того времени, сн.: «сын погибели (антихрист)... в храме (ες τν ναν от νας; храм, место, где находится статуя бога (у греков); святое святых, часть το ερο – целого места, занимаемая святыней, храмом) Божием сядет» ( 2Фес. 2:3–4 ). Подобно тому как скиния, храм Соломона, храм Заровавеля устроены были по образцам, Богом показанным, так и христианские храмы по образу, показанному Богом ( Откр. 11:1,19 ) имеют жертвенник ( Откр. 8:3,5; 9:13 ), престол ( Откр. 4:10; 7:15; 11:16 ), кадило ( Откр.8:3.5 ), семисвечник ( Откр. 4:5 ). Колокола заменили трубы, устроенный Моисеем по повелению Божию «для созывания общества... и для напоминания о вас перед Богом» ( Чис. 10:2,10 ; сн. Пс. 88:16 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне, еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя, еже освятити души наша (стихира Великой Вечерни на Вознесение). («Взошел Бог при восклицаниях, Господь при гласе трубном» (Пс. 46, 6), чтобы вознести падший образ Адамов и послать Утешителя Духа для освящения душ наших»). И именно в этом торжестве Воскресения и последующем ниспослании Духа-Утешителя был основной источник радости для учеников Иисуса. Евангелие свидетельствует о моменте прощания Христа с апостолами: «И вывел их вон до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 50-53) И для нас всех остается духовное завещание апостола Павла, однажды встретившего Воскресшего и Вознесшегося Христа по пути в Дамаск: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3, 1-4). Вознесение наше со Христом означает наше преображение и обожение, наше причастие к свету Его славы. Нет отныне границы между небом и землей — небо сошло на землю. «Се, творю всё новое…» (Откр. 21, 5). Читайте также: Вознесение Господне — праздник разлуки! Вознесение: Христос ушел, но Церковь не скорбит Вознесение. Дальше действовать будем мы… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 мая, 2023 8 апреля, 2023 15 мая, 2022 30 апреля, 2022 20 апреля, 2022 6 апреля, 2022

http://pravmir.ru/torzhestvo-voskreseniy...

Единственным желанием моим было, при начале составления настоящего объяснения псалмов, самому поучиться и других меньших моих братии и сестер поучить истинному пониманию неясного и по местам неудобопонятного текста славянской Псалтири. Да благословит Господь Бог мое желание и начинание! И только впоследствии, когда уже составлена была мною третья часть объяснения и когда некоторые из псалмов были напечатаны в местных «Епархиальных ведомостях», у меня явилось другое желание – предать печатному тиснению свой труд, чтобы чрез то дать возможность ознакомиться с ним наибольшему кругу любителей Слова Божия и благоговейных молитвенников, певцов и читателей Псалтири, чтобы участие последних в чтении и пении не было делом простого механического выполнения, а было искренним служением Богу, Царю всея земли, Седящему на престоле святом Своем, Которому псалмопевцы приглашают всех петь разумно ( Пс.46:8–9 ). Протоиерей Григорий Разумовский . Самара Введение, содержащее в себе предварительные понятия о Псалтири и о предлагаемом объяснении ее   1. Понятие о Псалтири как священной книге и о Священном Писании вообще. Книга псалмов, называемая Псалтирью, принадлежит к составу книг Священного Писания Ветхого Завета. И потому говорить ли о Псалтири вообще, или в отдельности о том или другом псалме, о том или другом изречении псалмопевцев, нужно говорить как об изречении и писании священном и богодухновенном. Что же такое Священное Писание? – Священное Писание дано людям от Самого Бога; и святые мужи, которыми оно написано, руководимы были Духом Святым. Поэтому всем нам нужно быть уверенными, что оно писано для весьма важных целей, а именно: 1) для того, чтобы вразумить и наставить нас, в каких отношениях находимся и должны находиться мы к Богу и Его тварям, 2) для того, чтобы сообщить нам все, что необходимо знать и делать для прославления Бога, для возможного в Нем счастья на земле и вечного блаженства на небе. С этой целью Священное Писание говорит нам о сотворении мира всемогущим Словом Божиим, сообщает познание о святой, блаженной жизни первых прародителей в раю и ниспадении их с высоты счастья чрез преступление заповеди Божией. Затем,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то нет никакого сомнения, что не имеющие Духа еще не веруют в Него от чистого сердца. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 47 ). Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры занято лжеименным разумом ( 112, 362 ). Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112,84 ). Если мы станем все измерять своим пониманием и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того достойны были тех наград, которые определены за веру в невидимое, мы, доверяющие лишь очевидному для мысли? Святитель Василий Великий ( 113, 15 ). Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 445 ). Страшитесь отступления от веры, как начала всех зол... тот, кто верует в Господа, «как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» ( Пс. 124, 1 ). Твердое основание всех святых вера: ею они заключали уста львов и угашали пламень огненный. Преподобный Антоний Великий ( 82, 12 ). Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Стефан, – говорится в Писании, – был «исполненный веры и силы» ( Деян. 6, 8 ). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера – начало благ, вера – источник благ. Прими же это оружие спасения. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 87 ). В брани за веру да кончится служение твое на земле; венцом правды да заключится течение жизни твоей. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 134 ). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ) – надо сделать, чтобы эти невидимые вещи, действительно, получили в нас свойственный им облик, получили имя, стали ведомы, как принесенная весть. Не то это значит, что нужно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто ни напрягался раскрыть их. Но хотя непонятно существо предмета и скрыты основания, усвой и содержи его по учению о нем, точными и определенными словами. Слово «познавать» означает не мудрование, а смиренное и беспрекословное принятие уроков святой веры. Святитель Феофан Затворник ( 113, 8 ). «Вера есть осуществление ожидаемого...»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Занятия для монахов избирались настоятелем, плоды труда продавались по низким ценам, чтобы не развивать в насельниках страсти к стяжательству. В основе этой практики лежала идея умеренности; необходимо было постоянно чувствовать меру, в какой труд угоден Богу и не превращается в самоцель, в средство обогащения. Позднее этот принцип был так сформулирован в «Зерцале монахов» (XII в.): «не духовные упражнения делаются для телесных, а телесные для духовных» 45 . Бенедиктинцы, стремившиеся к совершенному последованию Христу, строго соблюдали заповедь о нестяжании как один из основных законов ордена: «В особенности этот порок (т. е. частная собственность) должен быть удаляем из монастыря», – говорит Бенедикт Нурсийский , обращаясь к монахам своего ордена. Ни один монах не мог иметь лично для себя ни книги, ни даже пера для письма. Родители, отдававшие своего сына в монастырь, должны были, по правилам Бенедикта, дать клятву, что они ни в коем случае не подарят ему или не откажут по духовному завещанию ничего в личную собственность. Только всей общине можно было передавать имущество. Бенедикт даже запретил монахам употребление слов «мой» и «твой», а велел вместо этого говорить «наш» 46 . К сказанному следует добавить, что все имущество вновь вступавшего в монастырь, которое он не успел раздать бедным, обращалось в монастырскую собственность (гл. 58). 2.    Вопросы богослужебного устава и дисциплины На одно из главных мест в своем Уставе преподобный Венедикт поставил «дело Божие», то есть богослужение, молитвы, чтение Священного Писания и творений святых отцов. Уже на рассвете насельники выходили на утреню, совершив предварительно «ночные часы», более краткие летом и более продолжительные в воскресные и зимние дни (гл. 8). После утрени в течение дня совершалось еще шесть богослужений: первый, третий, шестой и девятый часы, вечерня и повечерие (гл. 16), и таким образом выполнялись слова пророка: «седмикратно в день прославляю Тебя» ( Пс. 118, 164 ). В течение каждой недели Псалтирь прочитывалась от начала до конца (гл. 18). Часть времени посвящалась заучиванию на память псалмов, другая – чтению Священного Писания и книг духовного содержания (гл. 42 и 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Иоанн Богослов также утверждает, что “Когда Он откроется, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” ( 1 Ин.3:2 ). И в Страстях Христовых, как они описаны у Иоанна, мы видим дальнейшее развитие темы материнства и сыновства. Здесь Страсти снова становятся моментом откровения: “когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я” ( Ин.8:28 ), и это описывается в терминах, которые мы обычно связываем со вторым пришествием: “Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” ( Ин.12:31-32 ). Но в Страстях, в этом “духовном Евангелии”, Христос покинут, покинут у синоптиков. Но у нас есть сцена, обычно изображаемая в иконографии: Его мать и возлюбленный ученик стоят у подножия креста (вместе с сестрой матери, Марией, женой Клеопы, и Марией Магдалиной, хотя на иконах они, если есть вообще, обычно отступают на задний план). А на кресте Христос не вопиет, как в других Евангелиях: “Боже Мой, Боже мой? Для чего Ты оставил Меня?” ( Мф. 27.46 ; Мк. 15.34 ; cf. Пс. 22.1 ), а обращается к Своей матери и возлюбленному ученику: “Жено! Сей сын Твой”, и к ученику: “Се, Матерь твоя!” ( Ин.19:26, 27 ). В то время как возлюбленный ученик традиционно отождествляется с самим евангелистом, Евангелие на самом деле такое отождествление не делает. Единственное отождествление здесь в том, что стоящий у креста Христова и не стыдящийся Его есть возлюбленный ученик. Более того, Христос не говорит Своей матери: “Жено, вот еще один сын Тебе вместо меня”, а просто “Сей сын Твой”: стоящий у креста верный ученик отождествляется с Христом, сыном собственной матери Христа, облекается в Христа, как делают это христиане при крещении, чтобы у неплодной было теперь много детей, как мы видим это в возвещении Исайи. При всей этой образности Писания в отношении рождения Христа, пришествия эсхатологического Господа у принимающих Евангелие, облечения в Христа, когда они становятся сыновьями прежде неплодной Женщины, не удивительно, что христиане с изначала видят в Церкви свою Мать или Матерь-Деву, через которую и в которой они облекаются в Христа.

http://azbyka.ru/apokalipsis/fr-john-beh...

Итак, справедливо Павел говорит, что Бог Отец говорил с нами последние дни» 36 в Сыне. Ибо он знал, что Эммануил есть Бог и что Слово, (происходящее) от Отца, стало в Своем человечестве одним из нас, он узнал Свободного в образе Раба 37 , С. 365 полноту Опустошившего Себя из-за нас 38 , созерцал высоту славы Ниспославшего Себя в уничижение из-за нас 39 , Который также по этой причине, говорится, был поставлен «Наследником всего» 40 , хотя Он владеет вселенной, поскольку Он есть Бог в мысли и реальности. Действительно, Он восходит вновь в Свое собственное богат ство даже с плотью, ибо Он никоим образом не остался в нищете, как мы. Не для того Он стал плотью, чтобы пребывать нищим с нами, Свое собственное подобающее Богу богатство, но скорее чтобы мы, страдающие от отсутствия Божественной благодати, обогатились Его нищетой 41 . Экзегеза псалма 2:7–8 Рождение Христа (Пс.2:7; Евр.1:5) Действительно, будучи по природе Сыном и совечным Отцу, когда Он претерпел из-за нас рождение по плоти от Святой Девы, словно возвращаясь в начало сыновства, Он сказал через Давида: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя» 42 . Ибо «сегодня» указывает на настоящее время, в которое Он стал плотью 43 , оставаясь по природе также Господом вселенной. Ибо Иоанн засвидетельствовал о Нем, что «Он пришел в Свою собственность» 44 , называя мир Его собственностью. Словно призванный к необычной славе царской власти, Он сказал: «Я был поставлен Царем Тобой» 45 , то есть Богом Отцом. И Он претерпел такое, , как усыновленный человек – хотя Он был Богом по природе – проложить через Себя путь к участию в усыновлении для человеческой природы 46 и призвать в Царство Небесное находящихся во власти греха. Ибо, подобно тому, как мы из-за преступления Адама 47 стяжали несчастья, словно некое наследство, переходящее от отца на весь произошедший от него род, и были обречены на проклятье и смерть, подобно этому также великолепие, (сущее) во Христе, распространится на весь человеческий род. Ибо Единородный получает (это) для нас, а, конечно, не для Себя, ибо Он преисполнен, потому что Он есть Бог по природе и совершенно ни в чем не нуждается, но скорее обогащает все творение вышними благами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010