Возраст зрелости Христос Эммануил. Мозаика собора Св. Марка в Венеции «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати», – говорит евангелист Лука (Лк. 3: 23). 30 лет – это возраст Солнца в зените. Это уже не восход созревающей юности и не начавшийся закат, где в зрелости уже угадывается грядущая старость. Старость Христу не угрожала. Старик Христос невозможен. Он – Агнец, приносимый в жертву, а Агнец по определению не должен быть ни стар, ни хром, ни болен. Поэтому Он молод, совершенен, красив и безгрешен. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (Пс. 44: 3). Но младенчество, детство, отрочество и юность в свой черед были прожиты Иисусом Христом. А раз прожиты, то и освящены были эти возрасты человеческой жизни жизнью Богочеловека. До Христа мудростью хвалилась в основном седина и многоопытная старость. Детство казалось невинным, но бесполезным. Юность была шумна, дерзка и похотлива. Зрелость склонялась к житейскому прагматизму. Она говорила, что закон Господень хорош, однако шепотом добавляла: «Мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3: 15). Мы до сих пор болеем всеми этими болезнями, потому что не хотим лечиться во Христе и Христом. Врач пришел, и кто хочет, может идти за исцелением. А у кого огрубело сердце, кто ушами с трудом слышит и очи свои сомкнул, те, говорит Господь, «не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10). Детству свойственна немощь ума, неведение. В отношении предметов Божественных человек может оставаться совершенным ребенком даже до глубокой старости. Но при правильном развитии детство должно перейти в отрочество, и у этого отрочества в руках должна быть Книга. В 13 лет по иудейской традиции мальчик становится «сыном завета». В присутствии взрослых и – обязательно – родителей он читает отрывок из Книги закона. С этого момента он считается взрослым и обязанным исполнять все заповеди. Детство – и вместе с ним неведение – кончились.

http://pravoslavie.ru/45039.html

Глава 32 1–2. «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону» ( Ис. 32:1 ). Великое благодеяние Божие заключается в том, что Он воздвигает царя, праведно царствующего, и князей, с судом властвующих. Праведным же он называет не только того, кто лишил себя богатства, но того, кто все совершил со справедливостью: царю и князьям свойственно почитать справедливость, так как те, которые по своему могуществу сильны сохранять законы твердыми, сильны также нарушать правила. Иные же разумеют это о Христе: «Вот, Царь будет царствовать по правде», князья же, говорят они, суть апостолы, по сказанному в псалме: «Ты поставишь их князьями по всей земле» ( Пс.44:17 ). «И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» ( Ис. 32:2 ). Здесь пророк указывает на одержание побед во время Езекии. Бог затем дозволил возрасти ужасу и неприятелям славиться только словами, чтобы, по совершении этих дел, (евреи) вспоминали о чудесах и не делали даже малого зла. Несчастья, когда приближаются, тогда и вселяют страх, и кажутся ужасными и как бы новыми, когда же прекращаются, тогда считаются незначительными, об них не остается и памяти. Видишь ли, что победа царя Езекии предвозвещена здесь не тогда, когда исчез страх и они забыли о чудесах? Чтобы этого не произошло, Бог продолжил страх и позволил, чтобы чудеса были явными. «Как источники вод в степи в земле жаждущей». Прежде Бог показал их нуждающимися в благодати, а потом даровал пользование ею. 3–4. «И ксему не будут уповающе на человеки» ( Ис. 32:3 ) (в русском переводе этих слов нет). Приявши благодать, они получили пользу для душ. «И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» ( Ис. 32:3, 4 ). Итак ясно, что недостаточно слушать, а нужно еще понимать: что пользы в том, если разум не разумеет? 5–9. «Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседы о каинитах и сифитах Каин и Авель Продолжаем наши беседы на Книгу Бытия. Тема следующей беседы: «Каин и Авель». Прочитаем первый стих 4-й главы: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ). Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин – первый человекоубийца на земле. Но здесь надо заметить, что он, Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир уже как следствие и мутация греха. В этом смысле первый человекоубийца не он, а дьявол . Сказано о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Все эти качества мы можем обнаружить в Каине. Чей образ в падшем человечестве? Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию» ( Быт.1:27 ), то его потомки рождались по его (Адама) падшему подобию и образу. Сказано: «и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему» ( Быт.5:3 ). Как и в Послании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Что и позволило Давиду сказать: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания. Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола «канна» («приобретать») и переводится дословно – «приобрела я». Ева , родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…» Далее она говорит: «…человека от Господа». Что означают эти слова? Иными словами, она как бы говорит: «Создавая меня и моего мужа, Бог делал это один, а теперь и мы имеем отношение к тому, что Он чрез нас совершает». Прежде всего в ее словах звучит глубокое упование и надежда на пророчество о «семени жены» ( Быт.3:15 ). Она хочет, чтобы Тот, Который сокрушит главу змея и семя его, пришел как можно быстрее. Как эти надежды созвучны с богослужебным прошением – «от бесовския крови очисти мя». Стремление к лучшему заложено в каждом из нас, но – увы! – не каждый может его реализовать в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Псалом 44 Торжественный брак, царя Соломона есть прообраз таинственного союза, Христа с Церковью . 1. В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о Возлюбленнем. Выражение о изменяемых, по переводу с греческого языка (πρ τν λλοιωθησομνων, от λλοιω переменяю, переиначиваю), значит – о том, что должно понимать в ином, т. е. переносном смысле, или иносказательно, разумеется – потому, что содержание псалма есть собственно пророчество, изображаемое под покровом исторического события боговдохновенным писателем (ст. 2). – Как песнь и вместе боговдохновенное учение разума, псалом принадлежит благочестивым левитам, – сыном или потомкам левита Корея, которые были писателями и певцами псалмов при скинии, а потом при храме. – Выражение о Возлюбленнем дает определенное понятие о лице, которое есть главный предмет псалма, как в его историческом значении, так и в иносказательном или пророческом. Прежде всего, наименование Возлюбленный Богом (по-еврейски iedidia) принадлежит сыну Давида Соломону, так назвал его пророк Нафан ( 2Цар.12:25 ); а в высшем и совершеннейшем смысле наименован возлюбленным Иисус Христос, как Сын Божий Единородный, Самим Богом Отцем, при крещении и преображении Его ( Мф.3:17;17:5 ). 2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Сия песнь о Возлюбленном есть боговдохновенное пророчество. Об этом свидетельствует сам псалмопевец, говоря: Сердце мое отрыгнуло слово, т. е. невольно высказало, под неотразимым влиянием внешней силы Духа Божия излилось из сердца моего слово, именно – слово или откровение – пророчество в слове, разумеется, в форме сего псалма. Слово это благо, как по своему происхождению от Духа Божия, так и по предмету, ибо оно есть пророчество о Мессии. Как такое, оно отрадно, оно есть благовестие или Евангелие псалмопевца: глаголю аз, говорит псалмопевец, дела моя цареви, точнее – слова о делах Царя (ср. Пс.118:171–172 ), именно – о будущем благословенном, славном и вечном царствовании Его (ср. – ст. 3–8). Как пророчество о будущем и вечном, это слово могло быть вдохновлено только от Святого Духа; посему псалмопевец говорит: язык мой трость книжника скорописца, разумеется – писатель, коему принадлежит содержание пророчества, есть собственно Дух Святый, а язык псалмопевца есть только орудие того Писателя, как бы трость тростниковая палочка, какой обыкновенно писали в древности на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Радуйся, благодатная, избранная из всех родов и народов, племен и языков. Радуйся Ты, в Которой совершился Ветхий и Новый Завет . Радуйся имя, провозвещенное являвшимися от века пророками. Радуйся, отрасль отца земли, Богом созданного Адама. Радуйся, одушевленная сокровищница, которую прообразуя устроил Ной ( Быт. 6:22 ). Радуйся, касающаяся неба Лествица, которую видел некогда великий в патриархах Иаков ( Быт. 28:12 ). Радуйся, горящая купина, которую узрел некогда Моисей на горе Синае ( Исх. 3:2 ). Радуйся, зеленеющая непорочностью ветвь Аарона, почтеннейшего между священниками ( Числ. 17:8 ). Радуйся, разноцветная пурпуровая скиния, которую устроил Веселеил ( Исх. 36:8 ). Радуйся, подножие, двумя серафимами прикрываемое. Радуйся, священный ефуд первосвященнический. Радуйся Ты, в Которой ради нас воплотился Глаголющий чрез Исаию: Аз первый, и Аз по сих (– 44:6). Радуйся, богоносное вместилище, облекшее плотью Того, Кто доселе не был объят никем. Радуйся, Родившая Сына, Которого предвозвестил закон, говоря: Скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси ( Быт. 49:9 ). Радуйся, Родившая Сына, о Котором богоотец Давид сказал, что Он будет велий, и дастся Ему от злата Аравийска ( Пс. 71:15 ). Радуйся, Родившая Сына, Которому предстоят тьмы тем ангелов, как повествует Даниил ( Дан. 7:10 ). Радуйся, Родившая Сына, Которого поет, хвалит и благословляет весь мир небесных и земных. Радуйся, Родившая Сына, Которого хвалят многоочитые херувимы, как Бога, и возвещают шестокрилатые серафимы, как Господа ( Ис. 6:3 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого снизошло на землю бесчисленное множество ангелов. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого были объяты удивлением стрегущие ночью на полях стадо. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого воспели ангелы: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лук. 2:14 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого смутился душою Ирод ( Матф. 2:3 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого радуется в доме своем сродница твоя Елисавета. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого убивается по средине храма первосвященник Захария. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, ради Которого проливает реки слез Рахиль, издавая печальнейший глас ( Иер. 31:15 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который был обрезан в осьмый день, по написанному в законе Моисеевом ( Лук. 2:21 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который, хотя начертал закон на каменных досках, однако был под законом и исполнил закон. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Которого принесла в храм Соломонов по исполнении сорока дней ( Лук. 2:22 ). Радуйся, потому что Ты родила Младенца, узрев Которого, украшенный сединами Симеон возжелал умереть. Радуйся, потому что Ты родила Младенца, Который был провозглашен Богом пророчицею и вдовою Анною в присутствии всего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1. Некто Савеллий восстал не в очень давние времена; это еретик новый, от которого произошли так называемые савеллиане. И он учил весьма близко к ноэтианам, за исключением кое-чего немногого. Этого учения придерживаются увлекаемые каким-то безумием многие в Месопотамии и пределах Рима. Савеллий с происшедшими от него савеллианами учит, что один и тот же есть и Отец и Сын и Дух Святой, так что это три именования одной ипостаси или как тело, душа и дух в человеке. И Отец, так сказать, тело, а душою можно назвать Сына, и, как в человеке - дух, так и в Божестве - Святой Дух. Или как в солнце, хотя оно, в сущности, одно, находятся три действия, т.е. освещать, и согревать, и еще самый округлый вид. И согревающее, или теплота и жар, есть Дух, просвещающее - Сын, а самый вид всего существа есть Отец. В свое время Сын был послан как луч, и Он сделал в мире все, относящееся к евангельскому домостроительству и спасению людей, а потом вознесся опять на небо, подобно лучу, испущенному солнцем и снова возвратившемуся в солнце. Дух же Святой посылается однажды для целого мира и потом в отдельности на каждого из удостаиваемых этого; такого он духовною силою и сближением, так сказать, оживотворяет и воспламеняет, согревает и делает теплым. Так учат савеллиане. 2. У них в употреблении все писания Ветхого и Нового Заветов, но они пользуются только некоторыми изречениями, которые сами выбирают, согласно собственному измышлению их поврежденного ума и неразумия. Прежде всего они пользуются словами и изречениями, которые сказал Бог Моисею, а именно: Слыши Израилю: Господь Бог твой един есть (Втор.6:4). Не сотвори себе богов иных. Да не будут тебе бози (Исх.20:2-3) новые (Пс.80:10), потому что аз Бог первый и аз по сих (Ис.41:4), кроме Мене несть иного (44:6). И все, что подобно этому, согласно собственному их разумению, приводят в подтверждение этого же. Также из Евангелия приводят слова: Аз во Отце и Отец во Мне - и: Мы двое едино есма (Ин.14:11; 10:30). А все свое заблуждение и силу своего заблуждения получили они из некоторых подложных писаний, особенно же из так называемого египетского Евангелия - такое имя придали ему некоторые. Ибо в этом Евангелии излагается много подобного этому как бы украдкой, таинственно; в нем от лица Спасителя говорится, как будто он Сам объясняет ученикам, что один и тот же Отец, Сын и Дух Святой. А когда встретятся с кем-либо из наиболее простодушных или неопытных, не имеющих ясного познания о Божественных Писаниях, то на первый раз приводят в смущение такими словами - что сказать нам, любезные? Один у нас Бог или три бога? Когда услышит это человек богобоязненный, но несовершенно сведущий в истине, тотчас, смутившись умом, соглашается с их заблуждением и оказывается отрицающим Бога, оказывается отрицающим бытие Сына и Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/746/...

1) Петр, Апостол Иисуса Христа, избранным пришельцам рассеяния Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, 2) по предведению Бога Отца, в освящении Духом, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по великому Своему милосердию возродил нас к упованию живому чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, 4) к наследству нетленному и нескверному, и неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5) которые посредством силы Божией соблюдаются через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6) О нем же возрадуйтесь, немного теперь, если нужно, побыв скорбными, в различных искушениях, 7) дабы испытание веры вашей оказалось много драгоценнее золота (что огнем испытывается), обретется к похвале, и славе, и чести, и славе в откровении Иисуса Христа, 8) Которого, хоть и не видите, любите; в Которого ныне, хоть и не видя, веруете; веруя же, радуетесь радостью неизреченною и прославленною, 9) достигая цели веры вашей – спасения душ. 10) О коем спасении изыскивали и испытывали пророки, которые предсказали грядущую для вас благодать, 11) испытывая, которое или какое время обозначал в них Дух Христов, предвозвещая Христовы страсти, какие у Него будут, и последующие прославления. 12) Им открыто было то, что не им самим, а вам служило – то, что ныне было вам возвещено теми, кои благовествовали вам Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 13) Сего ради, препоясав чресла ума вашего, трезвясь, совершенно уповайте на ту благодать, что подается вам в откровении Иисуса Христа. 14) Как чада послушания, не сообразующиеся с похотями, бывшими в прежнем неведении вашем, 15) но, подобно призвавшему вас Святому, и сами будьте во всем поведении святы. 16) Ибо написано: «Святы будьте, ибо Я свят есмь» ( Лев. 11:44 ). 17) И если вы призываете как Отца Того, Который нелицеприятно судит по делам каждого, то со страхом проводите время пребывания вашего [на чужбине], 18) зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетного вашего образа жизни, преданного вам от отцов, 19) но драгоценною Кровию Христа, как Агнца непорочного и чистого, 20) предуведанного же прежде основания мира, явленного же в последние времена ради вас, 21) которые чрез Него стали верующими в Бога, Который воздвиг Его из мертвых и дал Ему славу, да будет в Боге вера ваша и упование ваше. 22) Души ваши очистив в послушании любви, в братолюбии, в простоте сердца все внимательнее любите друг друга, 23) возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Бога, Живущего и Пребывающего вовек. 24) «Ибо всякая плоть – как сено, и всякая слава человеческая – как цвет на сене: высохло сено, и цвет его опал. 25) Слово же Господне пребывает вовек» (ср. Пс. 101:12–13 ; Ис. 40:6–7 ). Сие же есть [то] слово, которое благовествовано среди вас. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 44. Величие единого Бога-Спасителя и ничтожество идолов 1–5. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля. (Ныне же слыши, рабе Мой Иакове, и Израилю, его же избрах. Сице глаголет Господь Бог сотворивый тя и создавый тя из утробы: еще поможет ти: не бойся, рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, его же избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящым в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей. Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею; Божий есм: и о имени Израилеве возопиет). Ныне же – когда народ Божий, не имея чем оправдаться перед Богом и потому находясь в сугубом страхе перед Ним и могущественным своим врагом – завоевателем, теперь он тем с большей радостью и благодарностью должен выслушать весть о своем спасении. Подобно тому, как некогда, при изведении избранного народа из Египта, Господь помог ему многими знамениями и чудесами; так и теперь еще поможет ему – выйти из плена халдейского: и как тогда, так и теперь Господь даст воду для утоления жажды ходящим в безводной пустыне, т.е. сохранит Свой народ от всех лишений и смертельных опасностей. И не только: Он наложит Дух Свой на семя его... Это семя народа, его младшее поколение, по действию Духа Божия, как благословенное, возрастет, умножится и укрепится для новой, благодатной жизни, – подобно тому, как, при действии влажного ветра; произрастают травы, сеющие семя, и, размножаясь, покрывают всю землю, свидетельствуя тем о благословении Божием. Потомки спасенных размножаясь по благословению Господа и укрепляясь действием Духа Божия, будут праведны – и потому будут наслаждаться полнотою сил, как трава среди воды, как верба (или ива) при источнике ( Пс.1:1–3 ). Живя в полном довольстве, и тот будет говорить, что он Божий, т.е. находится в завете с Иеговой, и этот воскликнет, что ему принадлежит имя Иакова, т.е. он потомок этого благословенного патриарха и наследник данных ему обетований; и иной напишет рукой своей: «Божий есмь», т.е. принадлежит Богу, как семя избранного родоначальника: и напишет это, если потребуется увековечить свое право наследства (для этой цели и существовали родословные таблицы у евреев).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

старец Иосиф Ватопедский Содержание БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Об исходе из мира и странничестве...    Отцы и братия, как пишет о себе апостол Павел, — а я отношу это и к своей худости — «мне убо неленостно, вам же твердо» (Флп. 3:1) постоянно напоминать вам о нашей общей цели — о спасении, потому что таково предназначение человека.    Началом нашего подвига, согласно Священному Писанию и Святым Отцам, является исход из мира, странничество. Господь говорит: «Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» (Лк. 14:33). Наше имение соответствует нашему двойному устроению — телесному и духовному — и состоит из двух частей: одна относится к вещественному миру, другая — к миру мысленному. По Благодати Христовой, мы оставили ту часть имения, которая является элементом вещественного и материального мира; мы отвергли даже сами родственные узы. Но у нас остались так называемые «прилоги», то есть помыслы о вещественном и материальном мире, с которыми нам надлежит вступить в борьбу.    Главным средством и инструментом связи и общения с миром является ум. Значит, если мы хотим избавиться от падения и плена ветхого человека, наши усилия должны быть направлены к испытанию и хранению ума.    У нас есть относительная свобода от мирских вещей, которые мы оставили, но которые все еще влекут и возбуждают нас. Что же касается помыслов и воспоминаний, остающихся в воображении, необходимы мысленная брань и духовный подвиг, чтобы освободиться от них. Поэтому когда древние философы спросили нашего первого вождя и родоначальника авву Антония: «Что вы делаете особенного как монахи?», они получили ответ: «Мы храним ум». И им пришлось признать, что они не могут этого понести.    Две части, составляющие человеческую природу — душа и тело — воздействуют друг на друга как во время преуспеяния, так и когда терпят поражение; зависят друг от друга как в жизни, так и в смерти. «Кто премудр и сохранит сия; и уразумеют милости Господни» (Пс. 106:43).    Богоносные и богомудрые Отцы, запечатлевшие своим светлым примером этот спасительный путь божественного восхождения, на котором подвижник сподобляется очищения, просвещения, воссоздания и спасения, постоянно вдохновляют нас, чтобы мы не отчаивались на этом пути, особенно когда испытываем духовную усталость и болезненные чувства. Эти чувства по большей части происходят от нашей неопытности. Поэтому нам необходимо иметь усердие и долготерпение, чтобы не отступить от своих намерений и идеалов, зная, что предлежащее нам поприще монашеского подвига — это не человеческое решение и не плод человеческих размышлений, но, скорее, откровение, призвание и благоволение Того, Кто из не сущего творит сущее. Это замысел и совет Того, Кто сказал однажды и всегда говорит каждому из нас: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете» (Ин. 15:16). И снова: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6:44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010