архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Беседа 33. Молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по 26-й главе Евангелия от Матфея. И сегодня мы рассмотрим три темы: 1) Молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду (36–44); 2) Арест Христа (45–56); 3) Допрос Сына Божия в иудейском синедрионе (57–68). Но прежде чем мы перейдем к обозначенным выше темам, мы должны будем рассмотреть и следующий вопрос: почему Христу пришлось для нашего спасения претерпеть такую великую муку? Для того чтобы нам ответить на данный вопрос, мы должны осознать глубину падения рода человеческого, в результате чего только Богочеловек Христос Иисус мог совершить дело нашего Искупления. Нельзя представлять себе, что грех, совершенный Адамом и Евой, носит некий частный характер и не касается всего последующего человечества. Сказано: «От одной крови (то есть крови Адама. – О.С.) Он произвел весь род человеческий…» ( Деян.17:26 ). То есть все мы, причастные к Адаму фактом своего зачатия и рождения, причастны и к содеянному Адамом и Евой в грехопадении. Сказано: «…в Адаме все умирают» ( 1Кор.15:22 ). Таким образом, мы устанавливаем, что грех есть болезнь души, передаваемая через кровь от родителей к детям. Посему Давид, рожденный в благочестивой семье, вынужден был восклицать в экзистенциальной безысходности: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Именно поэтому блаженный Августин и пишет: «пусть никто не думает, будто грех (первых людей) мал и легок потому, что состоял во вкушении от древа, и притом не худого и вредного, а только запрещенного, – заповедью требовалось повиновение, такая добродетель, которая в разумной твари есть как бы мать и блюститель всех добродетелей» 518 . Именно на том основании, что человек рождается в этот мир уже инфицированным заразой греха, Церковь и постановила крестить младенцев. Святитель Киприан Карфагенский писал: «если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется крещение и благодать, тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что произошедши от плоти Адама, воспринял (contraxit) заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вторая заповедь Поучение 44. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиша им Вторая заповедь повелевает удаляться ложного богопочтения, и именно идолопоклонства, то есть поклонения и служения кумирам или идолам, как богам. Заповедь говорит: не сотвори себе кумира, и всякого подобия и пр. Кумир, или идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в водах жи­вущей, которой вместо Бога покланяются и служат. Об этом заблуждении апостол Павел говорит: измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека, и птиц и четвероног и гад ( Рим.1:23 ). Заблуждение, запрещаемое второю заповедью, псалмопевец так обличает: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Подобнии им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня ( Пс.134:15 –18). Апостол Павел тщету идолов так изображает: вемы яко идол ничтоже есть в мире ( 1Кор.8:4 ), то есть идол ничего не значит, – мертвое вещество без души, без жизни, без силы. При свете Божественного учения, коим просвещены мы из детства, в показанном значении идолопоклонство для нас не заразительно: его неосновательность и неле­пость нам очевидны; все верующие во Христа знают единого истинного Бога в трех Лицах поклоняемого, и не почтут идола, или изваянное вещество за Бога. Но есть другого рода идолопоклонство, которого должны опа­саться и христиане: ибо его неосновательность и безза­конность легко скрываются от взора ума нашего, помрачаемого слепою привязанностью к земным благам. Это идолопоклонство есть служение страстям. Таковы следующие страсти: а)      Чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство, – или, по слову апостола Иоанна, вообще похоть плотская ( 1Ин.2:16 ). Чревоугодие есть идолопоклонство, или подобно идолопоклонству, потому что чревоугодники слу­жат плотской похоти, как идолу, чувственное удовольствие поставляют выше всего; и потому апостол говорит, что у них бог чрево, то есть они чреву служат, как Богу, или как идолу ( Флп.3:19 ). Запрещая чревоугодие, или служение плотской похоти, вторая запо­ведь научает воздержанию в пище, в питии и во всех чувственных удовольствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава 2. Откровение на Сионе нового совершеннейшего закона, основание в мире царства мира, отриновение и унижение Израиля 1. Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. (Слово бывшее от Господа ко Исаии сыну Амосову о Иудеи и о Иерусалиме). Всякое откровение истинный пророк получал в видении; но в пророческом видении, при восприятии видимого, замечается некоторая постепенность и разносторонность. Глубокая религиозная настроенность сердца, высокая степень ясности сознания и большее усилие мышления вдохновенного пророка образуют первую, сравнительно низшую, степень видения: тогда пророк точно видит и верно понимает людей и общественную жизнь, с их действительными свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками. Вторая, высшая степень видения, это – состояние такой глубокой сосредоточенности духа, когда он внутренним воздействием Духа Божия возбуждается так сильно, что пророк воспринимает откровение божественных истин как бы от вне, через впечатление на орган слуха: тогда в видении он воспринимает мысли в данной форме слов ( Пс.44:1 ). Третья и высочайшая степень пророческого видения – когда понимание внутреннего и божественного бывает так ясно, как созерцание внешнего, естественного, и восприятие отвлеченного – в некоторых предметных очертаниях (картинах), а представление будущего события становится наглядным, как наблюдение настоящего явления посредством органа зрения. Так и пророк Исаия получил от Бога откровение о царстве иудейском и столице его, Иерусалиме, при возбуждении духа, сильном до такой степени, что содержание откровения воспринималось им как ряд внешних впечатлений через орган слуха, мысли – в форме слов, в порядке стройной речи. 2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. (Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы). «Гора Божия» – Сион, (ст. 3), на холме которого (Мориа) стоял великолепный храм Соломонов, посвященный присутствию Господа, благоволившего снизойти сюда в облаке во время освящения оного ( 3Цар.8:10–29 ), эта гора, так возвысившаяся как бы до неба, потом, при царях иудейских Озии, Иоафаме и Ахазе, почти сравнялась со всеми холмами, на которых язычники совершали свое бессмысленное и отвратительное идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава VI Глава пятая заканчивается безрадостной картиной горя и тьмы и отчаяния. Она как бы предвещает последние минуты Ветхозаветного периода. После воспоминания о том, что Господь соделал для насажденного и возделанного Им виноградника, символизирующего неблагодарный народ, раздается вопль пророка: г о р е!-Орудие наказания уже готово; еще немного времени и – ряд бедствий обрушится на Израиля. Таковы были откровения, которые в начале своего служения пророк объявлял народу. Но вот наступает важнейший момент в деятельности пророка: он получает высшее откровение, он удостоивается видеть Самого Бога, являемого во Второй Ипостаси Его 433 . Пророк в трепете; ужас сознания своего недостоинства объемлет его. Тогда Господь повелевает очистить огнем уста пророка, потому что ему поручено будет поведать людям о великой тайне милосердия и любви: об явлении на земле Еммануила, Сына Божия, который, восприяв на Себя плоть человеческую, будет уничижен, и будет страдать, и вкусит смерть, и воскреснет и спасет людей 434 . Пророку, с очищенными огнем небесным устами,-повелевается предсказать народу и то, что он не поверит пророчеству, что придет время, что „очами смотреть будет и не увидит“, но что „святое семя“ будет корнем нового народа. Некоторые из великих пророков также видели таинственный храм горнего Иерусалима 435 . Моисею в Исх. 25:9,40, 26 (ср. Деян. 7:44 ) приказано было устроить скинию „по тому образцу, какой показан ему на горе“. Скиния в пустыне была первообразом всех храмов Господу нашему и Богу, состоя из двора для народа, с жертвенником, и из храма собственно, разделенного на Святая и Святая Святых 436 . По этому же образцу, только в увеличенных размерах, построен был и храм Соломона и все последующие храмы Иерусалимские. Исаия или видит этот храм в видении, или, стоя в храме Иерусалимском, видит Невидимого, всегда пребывавшего в нем по глаголу, Им сказанному Соломону ( 3Цар. 9:3 ), доколе за грехи народа слава Божия не оставила храм, пред его разрушением (Иезекииля XI, 23 ср. и все главы VIII-XI его книги до конца). В этом храме очи пророка вдруг разверзаются, завесы храма исчезают для его ока, и он видит Самого Господа на престоле, облеченного светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), и риза эта краями своими наполняет храм. Моисею было сказано о ковчеге, стоящем в Святая Святых, между изображениями двух херувимов: „там Я буду открываться тебе и говорить с тобою“ ( Исх. 25:22 ). Пророку Исаии открываются очи, чтобы он видел в действительности то, что знаменовали образы скинии и храма. Вместо кивота завета и изображений херувимов, он видит Господа сил, окруженного пламенеющими духами, которые названы Серафимами, т. е. огненными, (или превознесенными) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава первая. Панихида и агрипния Ночь как благоприятное время для сосредоточенной молитвы упоминается в ветхозаветном Писании: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» ( Пс. 133, 1–3 ). В новозабетном Писании имеется шесть упоминаний о ночной молитве. Во всех случаях она происходила в связи с чрезвычайными обстоятельствами и была ознаменована видимым «благословением с Сиона» – явлением славы Божией. Первый случай – молитва Иисуса Христа после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Она предшествовала Его чудесному хождению по морю Галилейскому ( Мф. 14, 23–33 ; Мк. 6, 42–52 ; Ин. 6, 15–21 ). Второй случай – молитва Иисуса Христа, предшествовавшая Его славному преображению ( Лк. 9, 28–37 ). Третий случай – Его молитва в саду Гефсиманском накануне Его крестных страданий ( Мф. 26, 36–45 ; Мк. 14, 32–41 ; Лк. 22, 40–46 ), о которой евангелист Лука говорит: «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22, 44). Эта молитва настолько укрепила Его человеческую природу, что пришедшие Его связать, услышав Его слова «это Я», «отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18, 6 ). Четвертый случай – чудесное освобождение ангелом апостола Петра из темницы. Оно совершилось ночью в то время, когда «многие собрались и молились» в доме Марии, матери Иоанна, называемого Марком ( Деян. 12, 4–17 ). Пятый случай – чудесное освобождение из темницы апостола Павла и его спутника Силы. Оно сопровождалось великим землетрясением, поколебавшим основание темницы, и произошло «около полуночи», когда «Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (16, 25–34). Шестой случай имел место в Троаде, когда апостол Павел и его ученики собрались в ночь на «первый день недели», т. е. на воскресный, для совершения Евхаристии. Во время затянувшегося на всю ночь синаксиса сидевший в оконном проеме юноша Евтих, заснув, упал с третьего этажа и смертельно разбился. Апостол Павел воскресил умершего и, совершив после этого Евхаристию, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян. 20, 7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАБЕДРЕННИК В РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре (если же надета палица , то на левом). Символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 17). В отличие от палицы Н. используется только в правосл. Церквах, зависящих от рус. традиции (прежде всего получивших автокефалию от РПЦ), в греч. же Церквах Н. никогда не было (иногда Н. встречаются у священников Грузинской Православной Церкви, но все они получены в качестве награды от патриарха или епископов РПЦ). Существует неск. гипотез появления Н. По мнению нек-рых исследователей, он является производным от палицы (греч. πιγοντιον, букв.- «наколенник»; такой перевод дан и в принятом ныне «Чиновнике архиерейского служения»; в древнерус. источниках чаще называется «полица», т. е. небольшой кусок ткани или то, что находится возле полы платья; созвучие с палицей, т. е. «дубинкой», вероятно, появилось под влиянием символического образа «меча»). Палица изначально была частью архиерейского облачения ( Theod. Balsam. Responsa. 37 (1193 г.)//PG. 138. Col. 988-989), но вскоре стала даваться ставрофорам (архонтам Великой ц.), некоторым протоиереям и архимандритам ( Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 83//PG. 155. Col. 261, 264). К кон. XIV в. все греч. архимандриты имели эту привилегию ( Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 22 (1381 г.), 568 (1397 г.)). На Руси палица впервые упоминается в «Сказании о черноризском чине» свт. Кирилла II, еп. Туровского (ТОДРЛ. Т. 12. С. 360; этот текст в последующей традиции входил в состав Кормчих книг). В XVI в. палицу носили архимандриты крупнейших монастырей (сначала - Киево-Печерской лавры, с 1561 - Троице-Сергиевой лавры, а позже и нек-рых других). В южнорус. традиции в кон. XVI в. вручение палицы вошло в состав чина на поставление архимандрита. Однако в Архиерейском служебнике 1665 г. (архиеп. Лазаря (Барановича)) вместо палицы говорится о вручении Н. (ГИМ. Син. 370 (271). Л. 239; см.: Горский , Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 126). Возможно, целью введения в обиход Н. было стремление оставить палицу только как элемент архиерейского облачения и знак высокого отличия, а для более массового употребления среди священников использовать иную форму - Н. При этом молитва, к-рая читается при надевании Н., осталась та же, что и при надевании палицы (Пс 44. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2564568.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Беседы, слова и письма Во вторую книгу третьего тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли различные беседы, слова и письма. Главное в этом томе — знаменитые письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц (в обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, услужении при совершении над женщинами св. Таинств». «Лавсаик» сообщает о св. Олимпиаде: «она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы… рассылала милостыни по всей вселенной». Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам, наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ВТОРАЯ Набор и обработка текста Колосковой Натальи, Москва, монахини Хариессы, Барнаул, Ольги Филиной.   1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула. 2. БЕСЕДА когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: «Стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10). 3. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии. 4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь. 5. СЛОВО о принятии Севериана. 6. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским. 7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пресвятая Богородица Слава Богоматери началась еще с Ее младенчества Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех Ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками ( Ис.7,14 ; Пс.44, 67,16–18,71, 6 ) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк.1,41–48 ). Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею (4, с.34). Праздники в честь Пресвятой Богородицы Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках. 1 .              Рождество Пресвятой Богородицы 2 .              Введение во храм Пресвятой Богородицы 3 .              Благовещение Пресвятой Богородицы 4 .              Успение Пресвятой Богородицы (Там же) 5 .              Рождество Пресвятой Богородицы Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведным Иоакиму и Анне (Там же, с.39). Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле (Там же, с.34). Значение Рождества Богородицы В лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем. Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный Пре­стол, Чертог Неприступного Света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к вос­току и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозве­щающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает ликование празднующих и созидает церковное благолепное торжество (Там же, с.35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Сборник Святоотеческие сотницы Преподобные авва Дорофей и Иоанн Лествичник Сотница о пути восхождения к духовному совершенству 1. Веруй, что ничего не бывает без Промысла Божия. 2. Кто смущает ближнего и вредит ему, тот содействует демону и погибели души. 3. Желая работать Господеви, уготовь душу твою во искушение (Сир. 2:1). 4. Иов сказал: Не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7:1) – для испытания в вере. 5. Кто совершил дело, угодное Богу, пусть ждет искушения, ибо бывает испытано то, что делалось ради Бога. 6. Страсти – те же скорби. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:15). Потому нет ничего полезнее, как призывать имя Божие. 7. Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны и исходят от призывания сего имени. 8. Если кто приятную пищу долго удерживает во рту, наслаждаясь приятным вкусом, не решаясь проглотить ее, то это уже – гортанобесие (лемаргия), а кто ест много, хотя и любую пищу, наполняя чрево, тот чревоугодие совершает (гастримаргия – чревобесие). 9. Остывшие уголья могут годами лежать. Так гнев обращается в злопамятство. 10. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает душевное расположение каждого и силу, стремления и дарования, телосложение и способ­ности. 11. Избегай многословия, извиняясь делами. 12. Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. 13. Ложь чужда Богу. Она от лукавого, который ложь есть и отец лжи (Ин. 8:44). Бог же есть путь и истина и живот (Ин. 14:6). Человек лжет в мысли при неправом мнении, при подозрении. От сего: любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждения. 14. Ложь словом бывает от сластолюбия, либо от сребролюбия, либо от славолюбия. Ложь жизнью – кто, будучи блудником, притворяется воздержным. 15. Кто ненавидит бесчестие – ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости. 16. Нужно соединять смирение с трудом. Смирение с уничижением заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не очень скоро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010